В защиту Благодатного огня

  • 14.04.17, 03:38

Священник Георгий Максимов

Сошествие Благодатного огня в Иерусалиме

В последний год в русскоязычном интернете проводится целая кампания по дискредитации чуда Благодатного огня. Накануне Пасхи 2007 года некий молодой человек, называющий себя главой московских атеистов, опубликовал соответствующую «разоблачительную» статью, ссылками на которую его единомышленники наводнили тогда едва ли не все православные интернет-форумы. Накануне Пасхи 2008 года другие антиправославные силы с различных раскольничьих сайтов снова подняли все тот же ворох «компромата», воспользовавшись как поводом весьма специфической и произвольной интерпретацией слов Иерусалимского патриарха Феофила, сказанных на его встрече с журналистами из России.

Основная идея всех этих разоблачений состоит в том, что будто бы сами православные отвергают подлинность этого чуда, но при этом продолжают «дурачить простой народ». Какие аргументы предлагаются в пользу этого? На кого ссылаются скептики?

Сошествие Благодатного огня в Иерусалиме

I. Профессор Ленинградской Духовной академии Н.Д. Успенский (1900–1987)

Профессор Успенский действительно был последовательным сторонником отрицания подлинности чуда схождения Благодатного огня и посвятил этому специальное сочинение «К истории обряда святого огня, совершаемого в Великую субботу в Иерусалиме», озвученное им в качестве актовой речи, произнесенной 9 октября 1949 года в ЛДА.

Главной основой позиции профессора Успенского были не какие-либо неопровержимые факты, доказывающие обман, который якобы из века в век совершают Иерусалимские патриархи, а идея о том, что будто бы ежегодное явление чуда в одно и то же время несовместима с христианским учением. Он пишет: «Казалось бы дерзостью ждать свыше огня в определенный день, час и минуты; казалось бы недостойно христианского звания из года в год искать знамения от гроба Христа, Божественное достоинство Которого засвидетельствовали своей кровью апостолы и несчетное число мучеников; наконец, кажется, было бы кощунством требовать сверхъестественного огня для лампад от Того, Который для величайшего таинства евхаристии взял естественные плоды земли — хлеб и вино; однако, среди христиан восточных исповеданий — православного, армяно-григорианского, иаковитского и коптского — весьма широко распространено верование в сверхъестественное чудесное происхождение “благодатного огня”».

Повторим, именно это представление является основой убеждений профессора Успенского в неподлинности чуда Благодатного огня. Христианам остается только, в лучшем случае, выразить глубочайшее недоумение такой идеей. Поскольку то, что профессор Ленинградской Духовной академии называет «дерзостью» и «кощунством», «недостойным христианского звания», засвидетельствовано в Евангелии: «Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ин. 5, 2–4).

Как видим, описано регулярное чудо, истинное, случавшееся в одном и том же месте — все, как и в случае с Благодатным огнем. Так что «недостойным христианского звания» следует признать не факт регулярных чудес, а мнение профессора о том, что будто бы «христианское сознание не может допустить чудесности появления огня в определенный день, час и минуту, ибо такое положение низводило бы самую христианскую религию на уровень так называемых естественных религий».

Нужно сказать, что это не единственное его мнение, идущее вразрез с учением Церкви и истиной. Например, в 1975 году Русской Православной Церковью было официально осуждено ложное учение профессора Успенского о евхаристии. Он отвергал пресуществление Даров, фактически заявляя, что они остаются хлебом и вином. Неудивительно, что человек подобных взглядов отвергал и реальность Благодатного огня.

Аргументы, предлагаемые им против чуда Благодатного огня, в целом не выдерживают критики. Так, например, профессор Успенский указывает на разное описание паломниками разных веков образа схождения Благодатного огня (все паломники при этом свидетельствовали о его чудесности) и тем самым представляет это как «противоречие».

Однако известно, что в разные годы образ схождения Благодатного огня варьируется; однажды он даже сошел вне храма. Также варьируются и те чудесные явления, которые это сопровождают. Поэтому нет ничего удивительного в том, что паломники описывали то, что видели, — они видели разные вариации схождения Благодатного огня. Кроме того, различия объясняются еще и тем, что каждый из паломников использовал свои аналогии и сравнения для объяснения того, что увидел. Утверждать на этом основании, будто никакого чуда они не видели вообще — то же самое, что на основании вариативности показаний свидетелей по делу об убийстве, утверждать, что убийства вообще не было.

Затем профессор Успенский приводит древнее описание богослужения в храме Гроба Господня на Великую субботу, содержащееся в Святогробском типиконе 1122 года. Читаем текст памятника. «Патриарх тогда падает ниц пред святым алтарем на пол и молится со слезами о людских невежествиях, простирая руки свои горе, делая таким образом трижды; равным образом то же делают и окружающие его. Народ непрерывным голосом взывает: “Господи, помилуй”. Потом патриарх с его окружающими входит во Святой Гроб, падает трижды ниц и молится и просит (Бога) о себе и о людях. Тогда возжигает от святого света и дает архидиакону, а архидиакон — народу. Затем патриарх, архидиакон и остальные с ним выходят»[1]. Нужно сказать, что «святой свет» — это специфический термин, употребляемый греками с древности (он зафиксирован уже в X веке у Никиты Клирика как нечто общеупотребимое) и до сего дня для обозначения именно того чуда, которое в русской литературе принято называть «Благодатным огнем».

Но профессор Успенский считает, что «естественный характер обряда святого огня в Святогробском типиконе вполне очевиден» и что «под “святым светом” здесь подразумевается зажженная лампада».

Надо отдать должное: вызывает определенное восхищение упорство, с которым автор пытается трактовать в свою пользу даже те свидетельства, которые очевидно говорят против него. С чего бы это автору Святогробского типикона называть «святым светом» обычную лампаду? И с чего бы это патриарху со всеми предстоящими перед обычной лампадой трижды падать ниц? Ввести этим в заблуждение можно разве что атеистов, потому как любой православный церковный человек знает, что обычные горящие лампады — это явление далеко не уникальное, в храме их множество, и процессу их зажигания, равно как и зажигания от них свечей, православные не придают никакого особого сакрального значения, не называют их «святым светом» и не падают ниц, прежде чем зажечь от них свечу.

Цитируемые профессором Успенским последования вечерней службы по Латальской и Кальской рукописям также ничем не подтверждают его предположения.

Прочие его аргументы столь же натянуты и несостоятельны и представляют скорее фантазии, чем что-либо, достойное серьезного обсуждения. За исключением одного свидетельства, которое по своей популярности в цитировании даже превышает самого профессора Успенского, поэтому разбираем его ниже отдельным пунктом.

Страницы: 1 2 3

Сергей Тарута дал интервью изданию "Гордон"

Сегодня в Украине уничтожается экономика, народ становится нищим


Изображение

– Сергей Алексеевич, добрый вечер. Спасибо, что пришли.

– Добрый вечер.

– Уже много лет вы неизменно остаетесь в первой десятке самых богатых людей Украины и в пятисотке самых богатых людей мира. Скажите: как становятся миллиардерами?

– Прежде всего нужно ответить на вопрос: как быть человеком? И для чего вообще человек пришел в этот мир? Для того, чтобы проедать и стяжать? Или для того, чтобы созидать и создавать вокруг себя красоту? Очень важный вопрос: зачем ты это делаешь? Только после ответа на него можно понимать, чего ты достиг. Ну а если говорить о капитализации… В целом – это капитализация тех компаний, которые я создал, практически с нуля, и никто в это не верил… Сначала я работал на заводе "Азовсталь", который стал лучшим заводом в Советском Союзе, первым тогда пробил дорогу в Европу и в Америку, поставляя металл. И создал отличную команду, которая состоит из очень успешных людей – практически 70% из них сегодня занимают ключевые позиции по всему миру, стали собственниками бизнеса.

Я всегда считал, что залог успеха – это колоссальный труд, правильная стратегия, умение подбирать команду, которая работает за идею. Вот тогда ты можешь добиться очень многого, и твоя компания может стоить больших денег. Если же человек ставит перед собой задачу стать миллионером или мультимиллиардером, это редко получается. Но если ты не занимаешься политической коррупцией, если не воруешь у государства и достигаешь цели только благодаря своим мозгам, своей репутации – успех приходит как следствие.

– У вас, в отличие от многих ваших коллег-миллиардеров, нет за спиной бандитского прошлого, крови и трупов, чем нередко грешит биография очень богатых людей…

– (Смеется). В прошлом я не участвовал в политике, мои интересы не лоббировали депутаты, у меня не было собственных средств массовой информации, телевидения. Мой успех – это успех репутации, которую я зарабатывал всю жизнь. Именно репутация позволила мне получить огромное количество денег с Запада, от Всемирного банка, от IFC – это самая строгая финансовая институция мира, которая дала мне 700 миллионов "длинных" и самых "дешевых" денег и в Украине, и в России. Они видели, что я созидаю, строю новые заводы, новые районы в городах…

Сейчас стоит вопрос: а что же дальше мы должны делать, что мы должны строить? Вопрос очень важный – особенно когда в украинском обществе и в украинской политике наблюдается такое колоссальное разочарование…

– Вы сказали, что в результате войны на Донбассе потеряли практически весь свой бизнес. Тем не менее, вы до сих пор – миллиардер? Сколько вы сегодня стоите?

Далее

Православный календарь 12 апреля (30 марта по ст. ст.)

Страстная Седмица. Великая Среда

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святитель Риёль, епископ СенлисаСвятая Еввула, мать великомученика ПантелеимонаПреподобный Иоанн Лествичник

Святого пророка Иоада (X до Р.Х.)
Апостолов от 70-ти: Сосфена, Аполлоса, Кифа, Кесаря и Епафродита (I)
Святого Риёля, епископа Сенлиса (260)
Святой Еввулы (ок. 305)
Преподобного Иоанна Безмолвника (Молчальника), Савваита (ок. 454 — 558),
Преподобного Иоанна Лествичника
Преподобного Иоанна Безмолвника (VI)
Святителя Зосимы, епископа Сиракузского (ок. 662)
Святого Патто, епископа Вердена (788)
Преподобной Осбурги Ковентрийской, игумении (1015; Кельт. и Брит.)
Святителя Софрония епископа Иркутского (1771)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского, глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Иоанне, отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского, глас 4

Яко Божественную лествицу, обретохом, Иоанне преподобне,/ твоя Божественныя добродетели,/ к Небеси возводящия ны:/ добродетелей бо ты был еси воображение./ Тем моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского, глас 1

Плоды присноцветущия,/от твоей книги принося учения, премудре,/ услаждавши сердца, сим с трезвением внемлющих, блаженне:/ лествица бо есть, души возводящая от земли к Небесней и пребывающей славе/ верою чтущих тя.

Ин кондак преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского, глас 4

На высоте Господь воздержания истинна тя положи,/ якоже звезду нелестную, световодящую концы,/ наставниче Иоанне, отче наш.

Тропарь святителя Софрония, архиепископа Иркутского, глас 4

От юности Христа возлюбил еси, блаженне Софроние,/ добре управил еси иноческия обители/ и, архиерейства саном почтен быв,/ упасл еси Иркутскую паству,/ темже и по преставлении дарования чудес от Бога приял еси/ и молиши Христа Бога/ избавити нас от бед и спасти души наша.

Ин тропарь святителя Софрония, архиепископа Иркутского, глас 1

Скорый в бедах и скорбех заступниче,/ отче иерарше страны Сибирский,/ святителю Софроние,/ на Небеси предстояй с первоиерархом Иркутския Церкве и всеми святыми,/ выну имаши благоволение Господа славы,/ призри на люди, притекающия к честным останкам святых мощей твоих,/ с верою и любовию слезно просящия твоея помощи и заступления,/ моли, Егоже проповедал еси людем Сибири,/ избавити я от находящих зол и наветов вражиих,/ просветити людей оляденевшая древле неверием сердца,/ даровати утверждение веры Христовы/ и спасти души наша.

Кондак святителя Софрония, архиепископа Иркутского, глас 4

Соименнаго мудрости иерарха,/ изрядное Церкве Иркутския украшение,/ отца нашего святителя Софрония любовию восхвалим, вси вернии,/ той бо есть хранитель града и страны сея/ и молитвенник о душах наших.

Ин кондак святителя Софрония, архиепископа Иркутского, глас 3

Пастырей Начальнику, Христу,/ трудился еси, святителю Софроние,/ на пажити духовней северныя страны нашел,/ языцы монгольстии от прелести и скверны идольския избавляя,/ привел еси я к свету веры Христовой,/ и ныне, со Ангелы Владычню Престолу предстоя,/ моли непрестанно о всех нас,/ избавити ны от бед и спасти души наша.

Тропарь праведной Еввулы, матери великомученика Пантелеимона, глас 1

Всерадостное дарование от Бога/ святым женам — святыя дети;/ всерадостное даяние и тебе, святая Еввуло,— / святый великомученик Пантелеbмон,/ милости тезоименитый,/ недугующих целитель и наш заступник./ Слава убо о вас Всемилостивому Владыце,/ слава Подающему вами цельбы,/ слава предстатели наши вас Показавшему.

Кондак праведной Еввулы, матери великомученика Пантелеимона, глас 3

Память твоя, Еввуло,/ веселит чтущих тя,/ матерь славнаго Пантелеимона,/ с нимже Божию Престолу предстоящи,/ молися прегрешений оставление дати нам.

Pages: 1 2 3

Страстная неделя

Евангельские события

Страстная неделя называется также Великой, и не потому, что содержит больше дней или часов, но поскольку на этой неделе мы празднуем великие события, принесшие нам невероятную пользу: был положен конец войне человека с Богом, упразднилась смерть и власть дьявола, исчезло проклятие, воцарился мир между Богом и людьми.

Службы Великой недели совершаются утром – это ежедневные утрени. Но для того, чтобы люди имели возможность их посещать, соответствующие песнопения поются вечером предшествующего дня: вечером Вербного воскресенья поется утреня Великого понедельника, вечером Великого понедельника – утреня Великого вторника и т.д. Утром одного дня служатся часы и вечерня следующего дня.

Вербное воскресенье

После воскрешения Лазаря Христос вновь удалился к реке Иордан, чтобы Его не схватили первосвященники, замышляющие Его убийство.

За шесть дней до иудейской Пасхи Христос возвратился в Вифанию, где на трапезе в доме семьи Лазаря, его сестра Мария помазала ноги Иисуса миром. На следующий день, в Вербное воскресенье, Он, сидя верхом на осле, вошел в Иерусалим.

Народ застелил землю пальмовыми ветвями (так встречают триумфаторов), поскольку люди сочли Его земным Царем, который освободит их от римской власти. Встречая Его, все восклицали: “Осанна! Благословен Грядый во Имя Господне, Царь Израилев”. Во время этой встречи Сион содрогнулся от радости. Сегодня же ликует и празднует новый Сион, новый Израиль – все мы, поскольку грядет Господь, победитель смерти, предвещающий Свое и наше будущее Воскресение.

В этот день в греческих храмах верующим раздаются ветви пальмы, лавра или ели. А в России – вербные веточки.

Мягкие ветви финиковых пальм символизировали победу Христа над дьяволом и смертью. “Осанна” означает “прошу, спаси меня”. Осленок, на котором сидел Иисус, согласно закону Моисея, считающийся животным нечистым и диким, является символом прежней нечистоты и дикости народов, которые отныне будут подчиняться Евангельскому закону.

Сегодня Чистый понедельник – первый день говенья...

Великий понедельник (вечер вербного воскресенья)

В этот день мы вспоминаем два важных события. Первое – память праведного Иосифа (сына Иакова, правнука Авраама), являющегося прообразом Христа. Как и Христос, Иосиф подвергся зависти, был продан, погружен в могильную яму, замучен и прославлен (Иосиф – как сановник фараона, Христос – как воскресший Господь), накормил народ (Иосиф – пшеницей, Христос – Хлебом жизни, Пресвятым Своим Телом).

Второй символ этого дня – бесплодная смоковница, проклятая Господом не только в знак конца бесплодной иудейской Синагоги, но и как указание всем тем, кто не может принести духовные плоды.

Песнопения этого дня призывают нас к борьбе за добродетели. Первый тропарь, поющийся в этот день, “Се Жених грядет в полунощи”, вдохновленный притчей о десяти девах, повторяется и в два последующих дня. Службы Великого понедельника, вторника и среды называются “последованиями Жениха”.

Вступление в Страстную Седмицу

Великий вторник

(Вечер Великого понедельника)

В день Великого вторника мы вспоминаем притчу о десяти девах, которая призывает и нас встретить Христа с лампадами наших добродетелей (в особенности милости). Второе событие этого дня – воспоминание притчи о талантах, которая учит нас преумножению наших даров.

Обо всем вышеперечисленном Церковь напоминает нам с помощью песнопений этого дня, подчеркивая, что Христос придет внезапно, как в час нашей смерти, так и в день Своего Второго Пришествия. Он попросит нас представить свои духовные достижения, пусть и небольшие. Как мы помним, в притче о талантах господин обвинил третьего раба в том, что тот не преумножил данный ему единственный талант, несмотря на то, что, как пишут святые отцы, он хранил закон Моисея.

Кроме того, мы никогда не должны забывать и о примере пяти неразумных дев, которые не удостоились рая, несмотря на свою “набожность”. Это означает, что простое исполнение долга, лишенное глубокого живого переживая своей веры, или же “включение” религиозности лишь в определенные часы жизни не смогут снискать милость и благодать Божью.

Далее

Православный календарь 10 апреля (28 марта ст.ст.)

Страстная неделя

Великий Понедельник

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мученик Чернов Иван Алексеевич, псаломщик

Мчч. Ионы и Варахисия и еже с ним (ок. 330).
Преподобного Исихия Богослова, пресвитера Иерусалимского (ок. 432-434).
Св. Гунтрамн Франкский (592)
Преподобного Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754).
Преподобного Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815).
Св. кн. страстотерпца Бояна, Болгарского (ок. 830).
Св.Тутило (Туаталя) из Сан-Галла (915)
Преподобномученика Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097).
Преподобного Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476).
Преподобного Ионы Климецкого, Олонецкого (1534).
Преподобного Иоанна Манглисского (1751) (Груз.).
Св. Николая Портникова, протоиерея (1931).
Священномученика Николая Пискановского (1935 РПЗЦ)
Сщмч. Василия Малинина, протоиерея (1938).
Мч. Иоанна Чернова (1939).

Вступление в Страстную Седмицу

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Подробнее...

Вступление в Страстную Седмицу

Протопресвитер Василиос Каллиакманис

День памяти Иосифа Прекрасного совпадает с началом Страстной недели – великого, глобальных масштабов события Божественного уничижения – пути Господа на добровольные страдания. В лице Иосифа находят отражение Евангельские добродетели – примирение, прощение, благоразумие и сердечная чистота.

При этом он не слышал благозвучной проповеди о любви к врагам, он не видел кроткого лица Жениха Церкви, вдохновлявшего на служение, самопожертвование и честность, ведь Иосиф жил за сотни лет до прихода Христа. Но, тем не менее, это не помешало ему стать человеком Божьим, доевангельским евангелистом, воплощением благочестия среди беззакония, учеником еще не пришедшего Учителя.

Иосиф являет собой прообраз и пример Христа в Ветхом Завете. «Иосиф же был красив станом и красив лицем» – пишет автор книги Бытия (Быт. 39:6). Он представлял собой незаурядную личность, в которой чудесным образом сочетались телесная привлекательность и красота внутреннего мира. Когда мы читаем об Иосифе, мы невольно вспоминаем о прекрасном Женихе Церкви, «красотой превосходящего всех людей» и призывающего на свой духовный пир все жаждущие и голодные души. Страстная неделя, по истине, являет собой духовную трапезу, в которой каждый из нас призван принять участие, но насыщаются духовной пищей лишь те, кто имеет «брачные одежды», слезы покаяния и страх Божий.

Далее

Православный календарь 8 апреля (26 марта ст.ст.)

О Лазаревой субботе

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Lazarus, come out! / Лазарь! иди вонСобор Архангела ГавриилСвятитель Лудгер Нидерландский

Собор Архангела Гавриила.
Священномученика Иринея, еп. Сирмийского (304).
Мученика Монтана пресв. и жены его Максимы Румынских. (304)
Преподобного Малха Сирийского (IV).
Память Готских мучеников (IV)
Святителя Браулио Сарагосского, Иберийского (646)
Святителя Лудгера, Нидерландского (Нидерл.; 742)
Преподобного Василия Нового (ок. 944).
Мученика Георгия Софийского Старшего, Адрианопольского (1437)
Мученицы Параскевы (1939)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем

Молитвы
Тропарь Архангела Гавриила глас 4
Небесных воинств Архистратиже,/ молим тя присно мы, недостойнии,/ да твоими молитвами оградиши нас/ кровом крилу невещественныя твоея славы,/ сохраняя нас, припадающих прилежно и вопиющих:/ от бед избави нас,// яко чиноначальник Вышних сил.

Кондак Архангела Гавриила глас 2
Архистратиже Божий,/ служителю Божественныя славы,/ Ангелов начальниче и человеков наставниче,/ полезное нам проси и велию милость,// яко Безплотных Архистратиг.

Кондак Архангела Гавриила глас 8
Пресветлыя, и Честныя, и Вседетельныя,/ пренеисчетныя и страшныя Троицы/ Ты еси, Архистратиже, славный служителю и молитвенниче,/ ныне непрестанно моли/ избавитися нам от всяких бед и мук, да зовем ти:/ радуйся, покрове рабом твоим.

Pages: 1 2 3

Великое событие Благовещения и свобода Богоматери

Никос Коиос.

Блаженной памяти старец Софроний Сахаров в книге “Подвиг богопознания” пишет: Богородица в своей беседе с Архангелом показала, что она не была наивной (см. Лк. 1:34)1.

В рассказе евангелиста Луки о Благовещении наше внимание часто больше сосредоточивается на величии Божественного схождения и чистоте Девы Марии, которая удостоилась сделаться сосудом Воплощенного Бога Слова, вместилищем Невместимого. Лишь немногие размышляют о той ситуации, в которой оказалась Мария, о Ее чувствах и недоумении, которые Она испытала в тот момент, когда Ангел обратил к Ней свое радостное приветствие.

Но то, что проходит незамеченным многими людьми, не остается без внимания Церкви. Целый канон, поющийся на утрени праздника Благовещения, посвящен разговору Богородицы и Ангела. Гимнограф с великим талантом и искусностью не просто воспевает это событие, но представляет нам некий срез чувств и размышлений Непорочной Девы. Ее мучают и терзают вопросы о биологической невозможности предрекаемого: “Говори самым ясным образом: как зачну Я, Дева непорочная?” (тропарь 1 песни канона утрени). И более ярко: «Таков закон от Бога смертным, чтобы рождение от взаимной любви происходило; но Я совершенно не знаю услаждения с супругом, как же ты говоришь, что должно Мне родить?» (тропарь 8 песни). Чистота и безгрешность Богородицы отнюдь не что-то механическое и закономерное, могущее быть таковым из-за неведения и презрения к человеческим физиологическим функциям. Ей известен путь к деторождению, который был дан людям Богом, – любовный союз мужчины и женщины. Ее недоумение и сам Архангел принимает как нечто справедливое в своей приветственной речи, не унижая ее за это: “Как Ты хорошо сказала словами уст Твоих, дело то непостижимо” (тропарь 8 песни).

Сомнение, которое высказывает Богоматерь, не только касается знания Ею биологических законов, но и демонстрирует уровень Ее духовной жизни. Помня пример праматери и родоначальницы рода человеческого Евы, Богородица боится, что переживаемое Ею является искушением, из-за которого человек лишился Рая. Эти мысли и сопротивление Ангел Божий счел справедливым: “Ты помышляешь, что слова мои коварны, как мне кажется” (тропарь 1 песни).

Далее