Православный календарь 12 сентября (30 августа по ст. ст.)

Проповеди
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святителя Александра, патр. Константинопольского
Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского (1724).
Святителя Иоанна, патриарха Константинопольского
Святителя Павла, патриарха Константинопольского (784),
Свтятителя Евлалия, еп. Кесарийского.
Преподобного Александра Свирского (1533).
Обретение мощей благоверного князя Даниила Московского (1652)
Собор сербских святителей
Прмч. Игнатия (Лебедева) (1938).
Св. Петра исп., пресвитера (1972).
Преподобного Христофора Римлянина (VI).
Преподобного Фантина чудотворца, в Солуни (IX-X).
Сщмч. Петра пресвитера (1918).
Сщмч. Павла пресвитера (1937)
Прмц. Елисаветы (1937)
Мч. Феодора (1937).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем! .

Молитвы:
Тропарь благоверного князя Александра Невского
глас 4
Познай свою братию, российский Иосифе,/ не в Египте, но на Небеси царствующий,/ благоверный княже Александре,/ и приими моления их,/ умножая жита людем плодоносием земли твоея,/ грады владычествия твоего ограждая молением// и православным христианом на сопротивныя споборствуя.

Кондак благоверного князя Александра Невского глас 4
Якоже сродницы твои Борис и Глеб/ явишася тебе с Небесе в помощь,/ подвизающемуся на Велгера Свейскаго и воев его,/ тако и ты ныне,/ блаженне Александре,/ прииди в помощь твоим сродником// и побори борющия ны.

Тропарь благоверного князя Даниила Московского глас 4
Явися, яко звезда пресветлая,/ благоверный и преподобный княже Данииле,/ в богопорученнем твоем граде Москве в жизни временней/ и просветися воздержанием, и всенощным стоянием, и постом,/ и молитвою, и слезами ко Всемилостивому Спасу/ за град свой Москву и за вся страны Российския земли./ И по преставлении твоем честныя твоя мощи/ источают исцеления неоскудно приходящим с верою,/ темже вопием ти:/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Тропарь благоверного князя Даниила Московского глас 3
Явился еси в стране нашей,/ яко звезда пресветлая,/ благоверный княже Данииле,/ лучами света твоего озаряя град твой и обитель твою,/ людем православным поборник еси,/ пленным свободитель и нищим защитетель./ Моли Христа Бога/ державе Российстей даровати мир// и спасти души наша.

Ин тропарь благоверному князю Даниилу Московскому, глас 5
Благославная похвале и благосветлый венче/ царствующаго града Москвы,/ всеблаженне Данииле, отче наш./ Подвигом бо добрым подвизався,/ богоугодное течение совершил еси,/ всерадостныя некончаемыя жизни сподоблься,/ зриши Господа Бога,/ Емуже молися,/ благочествующим тя и лобызающим богохранимыя твоя и чудесоточныя мощи/ спасение и наследие Царства Небеснаго даровати.

Кондак благоверного князя Даниила Московского глас 8
Красоту мира сего, княжение и славу яко временная помышляя,/ и сего ради благочестно в мире пожил еси, блаженне княже Данииле,/ милостию, и молитвами, и иночеством Богу угодив,/ и по преставлении своем чудес дар приим от Христа Бога,/ и светильник явися пресветлый, просвещая своими чудесы,/ приходящим с верою подаеши скорое здравие и от бед избавляеши./ Темже Христова Церковь песньми славит тя, благочестивый княже Данииле,// царствующему твоему граду Москве великое утверждение.

Ин кондак святого благоверного князя Даниила глас 6
Еже по образу соблюд непреложно/ и яже в мире тленная оставив,/ со ангельскими лики предстоиши Христу,/ преподобне княже Данииле,/ никакоже забывая чад твоих,/ но милостивно посещая и глаголя им:/ аз есмь с вами и никтоже на вы.

Кондак святителей Александра, Иоанна и Павла глас 8
Христовою любовию распалаеми, славнии,/ и ярем Его приемшии — Крест Честный,/ подражатели Того жития явистеся/ и Божественный славы Его причастницы бысте,/ Александре Богомудре со Иоанном чудным и Павлом славным./ Темже, Престолу Его предстояще,/ прилежно молитеся за души наша.
Тропарь преподобного Александра Свирского глас 4
От юности, Богомудре, желанием духовным в пустыню вселився,/ единаго Христа возжелал еси усердно стопам в след ходити,/ темже и ангельстии чини зряще тя, удивишася,/ како с плотию к невидимым кознем подвизався, премудре,/ победил еси полки страстей воздержанием/ и явился еси равноангелен на земли,/ Александре преподобне,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак преподобного Александра Свирского глас 8
Яко многосветлая звезда днесь в странах российских возсиял еси, отче,/ вселився в пустыню, Христовым стопам последовати усердно возжелел еси/ и, Того святое иго на рамо твое взем — честный крест,/ умертвил еси труды подвиг твоих телесныя взыграния,/ темже вопием ти:/ спаси стадо твое, еже собрал еси, мудре, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Александре, отче наш.

Тропарь святителя Евстафия, архиепископа Сербского глас 4
Избран от Бога, возлюблен от людей, / архиереов Божественная красото, / отче Евстафие, Ангелов сослужителю, / таин же Божественных проповедатель был еси,/ темже моли Христа Бога со всеми святыми / избавится от всяких зол / молитвами твоими, блаженне, / и спастися нам, / чтущим любовию святую память твою.

Кондак святителя Евстафия, архиепископа Сербского глас 6. Подобен: Еже о нас:
Свыше благодать прием от Бога, / во святительское подобие облеклся еси/ и от уст твоих благочестно всех научил еси покланятися Троице Единосущней. / Темже память твою чтуще,/ прославляем Бога, прославльшаго тя.

Тропарь святителю Савве, первому архиепископу Сербскому глас 3
Пути, вводящаго в жизнь,/ наставник, и первопрестольник, и учитель был еси:/ первее бо пришед, святителю Савво,/ отечество твое просветил есй/ и, породив тое Духом Святым,/ яко древа маслинная,/ в мысленнем рай насадил есй всеосвященная твоя чада./ Тем, яко апостолом и святителем сопрестольна/ чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость.

Ина служба святителя Саввы Сербскаго. Тропарь глас 8
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ архиереов Богодухновенное удобрение,/ Савво премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Pages: 1 2 3

Иисус Христос (продолжение)

Анри Дидон

Книга вторая. Иоанн Предтеча и явление Иисуса

Глава вторая. Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Иисуса

 Анри Дидон, Иисус Христос 27-й год был Субботним годом1. Земледельческие работы прерваны; никто не сеет и не обрабатывает земли. Поля стоят под паром; земля, животные, люди — все отдыхает.

Плоды произрастают сами, без всякого ухода за ними; они принадлежат бедным, у которых таким образом тоже есть свой год свободы, обилия и радости. В синагогах народу собирается больше обыкновенного в дни и часы, назначенные для молитвы; по дорогам сионским проходят многочисленные караваны; вокруг кафедрыучителей толпится гораздо большее число слушателей, чем в обыкновенные годы. Менее обычного поглощенный работой, еврей, подобно всем восточным народам любящий бесконечные беседы и жизнь под открытым небом, с жаром предается своим религиозным и политическим заботам, которые все увеличиваются и растут.

Иоанн Предтеча в пустыне. 1689. Т. Филатьев

И вот в это-то время Иоанн открылся народу.

Он не показывался на площадях и у городских ворот, не входил в Иерусалим, не останавливался на перекрестках и улицах святого города, в портиках Храма. Апостол продолжал оставаться анахоретом; Дух приковывает его к пустыне; он любит называть себя ее голосом2.

Кто не видел страны, где впервые раздалось вещее слово Иоанна, тот никогда не будет в состоянии объяснить себе суровую речь его, могущественные образы и могучие возгласы, похожие на рыкание льва.

Пустыня начинается у берегов Мертвого моря и доходит до конечных пределов Самарии; она тянется на двадцать миль в длину; средняя ширина ее шесть километров. С вершины холма Кан-эль-Амар (Красный караван-сарай) она напоминает в своем суровом величии море, волны которого внезапно окаменели. Почва вьщается множеством небольших возвышенностей, разделенных маленькими долинками. Местами более глубокие рытвины служат руслами потоков, ниспадающих с горных стремнин иудейских. На западе над всем гордо возвышается гора Елеонская.

На востоке — Иорданская долина; она лежит точно пропасть между последними отрогами Иудейских гор и Моавийскими крутизнами. Ни одного деревца в этой жгучей пустыне. Только кое-где виднеется редкая травка на истощенной скалистой почве, меловые слои которой ясно указывают на ее вулканическое прошлое. Ни одной деревеньки, только далеко на западе виднеется Абуди, а на севере — Тайэбех.

Длинная белая линия змеится по направлению к горе Елеонской: это дорога из Иерихона в Иерусалим. По ней веками идут караваны. Иоанн, вероятно, не раз проходил по этому пути. Всюду царит мрачное безмолвие. Человек чувствует себя одиноким. Священная природа действует на него тем сильнее, чем она безмолвнее и пустыннее.

Огненное сияние трепещет на склонах холмов в этом царстве света. Тончайшие оттенки играют и исчезают в ярком свете, озаряющем на востоке небо и землю и придающем горизонту безграничную ясность и глубину.

Местность также имеет свое назначение: эта пустыня гармонировала как нельзя более с гением пророка. Иоанн проходил ее во всю длину с севера на юг и с востока на запад. Он бродил по ней во всевозможных направлениях: от Енгадди и берегов Мертвого моря до Тайэбех, от грота Айн-Карима до Иордана. К встречным караванам и к прохожим обращался он со своими пламенными увещеваниями. Он не шел навстречу толпе подобно древним пророкам, он привлекал ее к себе. Те, кому удалось слышать его, были всегда глубоко потрясены. Они возвращались к себе в город или в деревню, унося в сердце своем слова отшельника и, повторяя их другим, распространяли славу его и возбуждали всеобщее любопытство в народе.

Вскоре во всей Иудее, Самарии и Галилее только и было разговоров что об Иоанне Крестителе. Слава его распространилась даже по ту сторону Иордана. В его сознании собственная роль представлялась ему совершенно ясной. С божественной уверенностью сознавал он себя послом Божиим и непосредственным Предтечей своего Христа: каждое слово его дышит этим убеждением. Великое событие, которое Господь подготовлял веками, в тайну которого Он из века в век посвящал пророков, событие, ожидаемое и громкими криками призываемое в Израиле,— дело милосердия Божия, спасение мира, просвещение язычников и слава истинных сынов Авраама,— должно было свершиться. Иоанн знал это, видел, утверждал; он не узнал о нем из книг, не научился в школе книжников, не извлек из наблюдений над общественным, политическим и религиозным строем своей родины — нет; но слово Божие было над ним, и божественное откровение осеняло его. Гении все заимствуются у Него, но в различных степенях, в зависимости от того, желает ли Господь посвятить их в тайну Своего творчества или же Своей непроницаемой воли. Божественный свет не остается замкнутым в сознании, в которое он проникает: он даруется для того только, чтобы освящать и разливаться, и всегда отвечает глубоким и мучительным требованиям данного момента.

Первым делом Иоанна было возвестить людям о том, что Царствие Божие приблизилось. Никакое другое слово не могло сильнее поразить народное сознание, возбудить всеобщее внимание, взволновать умы. При том состоянии всеобщего напряжения, к которому привели евреев долго обманываемые надежды и постоянно увеличивающаяся тяжесть нравственного гнета, голос нового пророка раздался как громкий клик освобождения. Он отметил новый и решительный фазис в жизни Израиля; надеждам приходил конец, их место заступала действительность. Фарисеи, разочарованные и впавшие в уныние, горестно вопрошали будущее. Видя, что надежды и упования их развеиваются в прах, они стараются всячески объяснить себе эти промедления. Более пылкие волновались, помышляя только об одном — чтобы вооруженным восстанием сбросить и разбить ненавистное иго язычников. «Господь явится только тогда,— говорили они,—и Царствие Его наступит лишь с того момента, когда вы стряхнете с себя нечестивое рабство ваше».

Иоанн свободен от неуверенности первых и не заражен фанатизмом вторых: «...Идущий за мною сильнее меня;— говорил он,— я недостоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым»3.

В таких образных и популярных проповедях он поучал народ божественным свойствам Мессии, обрисовывая Его то кроткими и симпатичными, то устрашающими чертами. Симпатичны они были для тех, кого он сравнивал с пшеницей, и страшны тем, кого уподоблял соломе, т. е. душам суетным и тщеславным.

Временами голос его смягчался, и он говорил о грядущем Мессии: «И узрит всякая плоть спасение Божие»4.

«Где Он?» — спрашивал народ у Иоанна.

— Он «...стоит среди вас,— отвечал Иоанн,— Которого вы не знаете. Он-то — Идущий за мною, но Который стал впереди меня; я не достоин развязать ремень у обуви Его»5.

Весь народ поднялся на призывный глас нового пророка, объятый чудесной силой его слова, пораженный твердостью его проповеди.

Пустыня была полна звуками его голоса. Глухие дороги заполнились народом, толпами сбегавшимся к анахорету и идущим по его следам.

Не трудно поразить толпу, овладеть ее вниманием, возбудить до последней степени ее любопытство, взволновать ее политические и религиозные страсти; но задача Божьего посла несравненно труднее и выше. Он должен уметь проникнуть в глубину души народа, овладеть его волей, поразить и увлечь сознание.

Такой подвиг не может быть совершен без посредничества Божия. Даруя своим пророкам святость и героическую любовь к добру, Господь сверх того придает их голосу Свое влияние, Свою силу, которая одна только может пересоздавать, внушать отвращение к злу и побуждать к добродетели.

Святость Иоанна светилась во всем его существе. В нем чувствовался человек, всецело посвятивший себя Богу. Суровый аскетизм его жизни делал его существом сверхъестественным. Ему был открыт путь к сознаниям; ни один из пророков до Иоанна не шел по этому пути с большей торжественностью. Он был не только провидец, но и реформатор; и в то время, когда провидец возвещал осуществления надежд народа, реформатор увлекал его за собой и указывал ему путь к спасению.

Для Иоанна приготовление к спасению, то есть к принятию Царствия Божия, означало покаяние и крещение, соединенные с исповеданием грехов. Он был, как видно, далек от фарисейских предрассудков и от революционных доктрин зелотов и Иуды Гаулонита.

«Не льстите себя напрасными мечтами, — по всей вероятности говорил он толпившимся вокруг него слушателям. — Не вашей насильственной справедливостью, не вашими обрядами достигнете вы Царствия Божия и сделаетесь достойными его; не вооруженным восстанием против языческого ига ускорите вы пришествие Спасителя. Он придет, когда пробьет Его час, а час этот уже пробил. Никакая сила не противостоит Богу. Человек должен ожидать Господа, а когда Господь придет, быть готовым к принятию Его».

Для того чтобы могла совершиться воля Божия, человек должен способствовать ей всеми силами, отказаться от своих предрассудков, пороков, страстей, от зла во всех его проявлениях. Это Иоанн называл раскаянием, исповеданием грехов, покаянием.

Никакой прогресс, никакая душевная перемена к лучшему невозможны без покаяния; это всемирный закон нравственного прогресса, он должен был найти применение всюду в тот час, когда Христу надлежало произвести всеобщее пересоздание человечества, всемирную перемену. Заслуга Иоанна состоит в том, что он формулировал этот закон с необычайной силой и могуществом и притом в такое время, подобного которому не было в истории.

Страницы: 1 2 3

Православный календарь 11 сентября (29 августа по ст. ст.)

Проповеди
Строгий пост.
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Поминовение православных воинов, за веру и Отечество на брани убиенных.
Св. Геласии Константинопольской (Греч.).
Св. Себби, короля Эссекского (694) (Кельт. и Брит.).
Прп. Иосифа Освященного, Самакийского (1511) (Греч.).
Мч. Анастасия Болгарского (1794) (Болг., Македон.).
Прп. Аркадия, еп. Арсинойского, чудотворца (Греч.).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы:
Тропарь Предтечи
глас 2
Память праведнаго с похвалами,/ тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/ показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший,/ яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./ Темже за истину пострадав, радуяся,/ благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/ вземлющаго грех мира// и подающаго нам велию милость.

Кондак Предтечи глас 5
Предтечево славное усекновение/ смотрение бысть некое Божественное,/ да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие./ Да рыдает убо Иродия,/ беззаконное убийство испросивши:/ не закон бо Божий, ни живый век возлюби,// но притворный, привременный.

Pages: 1 2 3

Летопись церковных событий 1945 год

Монах Вениамин (Гомартели):

  Епископ Рашко-Призренский Серафим (Йованович) 1945: 13 января сербский епископ Рашко-Призренский Серафим (Йованович) скончался в албанской тюрьме в Тиране, куда он был интернирован во время этнической чистки албанцами Косова и Метохии.

Блаженнейший Стефан I, экзарх Болгарский 1945: 21 января в древнем соборе св. Софии состоялся Поместный Собор Болгарской Церкви, на котором 90 членов Собора выбрали нового, 3-го и последнего Болгарского экзарха. Из трех кандидатов: митр. Стефана Софийского, митр. Неофита Вединского и митр. Михаила Доростольско-Червенского был выбран митр. Стефан (Георгиев), за него было отдано 82 голоса. О новом экзархе в отчете архиеп. Псковского и Порховского Григория (Чукова) о своей поездке в Софию с 6 по 23 апреля 1945 г. были следующие строки: “Экзарх Митрополит Стефан, несомненно, самый умный из архиереев, пользуется большим авторитетом среди болгар, большой дипломат и до мозга костей политик. По видимому, его отношение к немцам по существу было отрицательным, хотя он принужден был лавировать. Англоманство в нем скрытно, вероятно еще есть в некоторой степени и теперь. Но сейчас он чрезвычайно ярко проявляет свое русофильство… идею славянства и его объединения под главенством России он громко заявляет в своих речах… О своих митрополитах он отзывался как о “немцах”, о митрополите Иосифе как о “ренегате”. Тем не менее эти “немцы” — митрополиты являются его ближайшими помощниками (м. Михаил и м. Паисий), хотя вообще он всех их держит довольно властно… Теперь он приблизил к себе и поставил на ответственные должности наилучших людей русофильского направления — новорукоположенного епископа Парфения, архимандрита Мефодия (протосингела Синода), иеродиаконов — Александра и Григория, иеромонаха Серафима. Эти лица — духовные воспитанники управляющего русскими приходами архиепископа Серафима Соболева” (Косик В.И. Послевоенное церковное строительство в Болгарии и СССР) .

1945: 31 янв.—2 февр. состоялся Поместный собор Русской Церкви. Присутствовали: митр. Алексий, митр. Николай, митр. Иоанн, митр. Вениамин; 41 архиепископ и епископ, 126 представителей клира и мирян. Гости: патриархи — Александрийский Христофор, Антиохийский Александр III, Грузинский Калистрат; представители Константинопольской, Румынской, Болгарской, Сербской и др. Церквей. Всего было 204 участника. На Соборе было принято “Положение об управлении Русской Православной Церковью”, в котором не содержалось указаний о необходимости созыва новых Соборов в определенные сроки. Поместные Соборы должны были собираться, лишь когда имелась необходимость выслушать голос клира и мирян и существовала “внешняя возможность”, при этом все же Поместному Собору принадлежала высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда. Права патриарха, по сравнению с имевшимися ранее, согласно решениям Собора 1917 — 1918 гг., возрастали. Усиливалась и единоличная власть епископа, избрание которого оставалось прерогативой Священного Синода под председательством патриарха, а утверждение архиерея уже целиком принадлежало патриарху. Св. Синод состоял из 6 членов, в том числе 3-х постоянных – митрополитов Киевского, Ленинградского и Крутицкого. Епископ мог учреждать Епархиальный совет, этот коллегиальный орган создавался лишь в соответствии с его волей.

О благочиннических собраниях и советах в 1945 г. речь не шла, как и о выборности благочинных. Не произошло и восстановление Приходского устава: согласно “Положению”, настоятель прихода не зависел от органов приходского управления, имея непосредственное подчинение епархиальному архиерею. Патриархом 2 февраля открытым голосованием единогласно был избран митрополит Алексий (Симанский), интронизация которого состоялась 4 февраля 1945 г. (ЖМП, № 2, 1945, М. Шкаровский. Влияние Всероссийского Поместного Собора в советскую эпоху).

Из доклада Карпова — правительству о Соборе: “Собор явился наглядным доказательством отсутствия преследования религии в СССР и имел также некоторое политическое значение. Московская Патриархия, в частности, договорилась с патриархами Александром, Христофором, представителями Константинопольского и Иерусалимского патриархов о прекращении связей с митрополитом Анастасием и о необходимости совместной борьбы против Ватикана” (РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 111. Л. 27).

1945: 14 февраля. Вышел указ патр. Алексия: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Священный Синод, рассмотрев представленный прибывшим из Америки Епископом Алексием доклад о желании американских епархий воссоединиться с Матерью Церковью Русской и о проекте устроения Американской Церкви после этого воссоединения, — считают отвечающими пользе церковной и канонически возможными следующие положения: 1. Все епархии Северной и Южной Америки, а также Канады, составляют митрополичий округ – экзархат Московской Патриархии. Митрополит этого округа, кроме титула своего епархиального города, носит титул Патриаршего Экзарха всея Америки и Канады. 2. Не позже дня Преполовения Пятидесятницы 1945 года в Америке созывается всеамериканский Православный церковный Собор, составляемый из всех епископов, представителей клира и мирян – как нынешнего экзархата, возглавляемого Митрополитом Вениамином, так и митрополичьего округа, возглавляемого Митрополитом Феофилом. На Соборе председательствует Архиепископ Ярославский и Ростовский Алексий, нарочито делегируемый в Америку Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. 3. Собор: а) выявляет решение американских Православных епархий воссоединить с Матерью-Церковью Русской; б) декларирует от лица американской Православной Церкви отказ от политических выступлений против СССР и дает соответствующее об этом распоряжение всем приходам; в) избирает согласно существующему в Америке порядку не менее 2/3 голосов, митрополита – главу митрополичьего округа и представляет избранного на утверждение Московской Патриархии.

ПРИМЕЧАНИЕ 1. Московская Патриархия, со своей стороны рекомендует Собору кандидатами в митрополиты – экзарха всея Америки и Канады Митрополита Вениамина и Архиепископа Алексия, не стесняя Собор в праве выдвинуть и избрать и своего кандидата на этот пост.

ПРИМЕЧАНИЕ 2. Московской Патриархии принадлежит каноническое право отвода избранного кандидата, если он Патриархией будет признан несоответствующим, по каким-либо мотивированным основаниям, званию митрополита-экзарха.

4. В виду отдаленности Американского Митрополичьего Округа от Матери-Церкви Русской и некоторой затрудненности в сношениях, Митрополиту-Экзарху, с собором местных епископов, Московской Патриархией могут быть представлены несколько расширенные полномочия по сравнению с другими экзархатами Московской Патриархии, но право утверждения кандидатов в епископы, право награждения духовенства высшими наградами, право апелляционного суда в отношении епископов и клириков и пр. остаются за Московской Патриархией.

5. В случае принятия вышеуказанных положений собором епископов, возглавляемым М. Феофилом, тотчас до всеамериканского церковного собора снимается запрещение, наложенное на американскую церковь Московской Патриархией 4 января 1935 года.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий.
Печать Управделами Московской Патриархии
№94. 16 февраля 1945 г. Прот. Н. Колчинский.
г. Москва. (Г. М. Солдатов. Архиерейский Собор РПЦЗ 1946 г….)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Православный календарь 10 сентября (28 августа ст. ст.)

Проповеди
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Праведного Езекии, царя Иудейского.
Преподобного Моисея Мурина (ок. 400).
Преподобного Саввы Крыпецкого, псковского чудотворца (1495).
Святой праведной Анны (I).
Великомученицы Шушаник , кн. Ранской (V).
Преподобного Иова Почаевского (1659)
Преподобномучеников Зилантьевских (Казанских) (1918).
Сщмч. Хризостома, митр. Смирнского (Греч.).
Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих.
Святителя Амфилохия, еп. Владимиро-Волынского.
Сщмч. Николая пресвитера (1931).
Сщмч. Василия пресвитера (1937).
Азовской иконы Божией Матери

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь преподобного Иова игумена Почаевского глас 4

Многострадальнаго праотца долготерпение стяжав,/ Крестителеву воздержанию уподобляяся,/ Божественныя же ревности обою приобщаяся,/ тех имена достойно прияти сподобился еси/ и истинныя веры был еси проповедник безбоязнен;/ темже монахов множества ко Христу привел еси,/ и вся люди в Православии утвердил еси,/ Иове преподобне отче наш,/ моли спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иова игумена Почаевского глас 4

Явился еси Истинныя веры столп,/ Евангельских же заповедей ревнитель,/ гордыни обличение, смиренным же предстатель и научение:/ темже и ублажающим тя грехов отпущение испроси/ и обитель твою невредиму сохрани,/ Иове отче наш,/ Многострадальному подобный.

Тропарь на обретение мощей преподобного Иова Почаевского глас 4
Возложь на ся иго Христово от юности,/ преподобне отче Иове,/ многолетне свято подвизался еси/ на поприще благочестия во обители Угорницстей и на острове Дубенстем,/ и, пришед к горе Почаевстей,/ знаменанней цельбоносною стопою Пресвятыя Богородицы,/ в тесней пещере каменней/ богомыслия ради и молитвы многократно заключался еси,/ и, благодатию Божиею укреплялся,/ мужественно потрудился еси/ на пользу Церкве Христовы и обители твоей,/ купно же и противу врагов Православия и благочестия христианскаго,/ и, наставив сицевому ополчению иночествующих,/ победители тех представил еси Владыце и Богу./ Того моли спастися душам нашим.

Кондак на обретение мощей преподобного Иова Почаевского глас 8
Возсия от спуда земнаго сокровище нетленное мощей твоих,/ угодниче Божий,/ яко, благочестно пожив в вере Христа Бога нашего,/ достигл еси добродетелей совершенства,/ и, оставль сладость жития преходящаго,/ в пещере горы Почаевския в пощениих, молитвах и трудех свято подвизался еси,/ и теми тело твое увядил еси./ Ныне же, прешед к Богу в безмятежный и вечный покой,/ молишися о всех с верою к тебе прибегающих./ Радуйся, Иове, преславный угодниче Божий/ и обители Почаевския украшение.

Тропарь преподобного Саввы Крыпецкого глас 7

От мирскаго жития изшед,/ отвержением же мира Христу последовал еси/ и, в пустыни вселься,/ равноангельное житие пожил еси,/ отонудуже, веселяся, прешел еси к Небесным чертогом,/ и ныне, со Ангелы Владычню Престолу предстоя,/ поминай нас, чад своих,/ яже собрал еси, Богомудре,/ да радостию от души вопием:/ радуйся, Савво,// отче преблаженнейший.

Кондак преподобного Саввы Крыпецкого глас 1

Возсия от пустыни славному граду Пскову/ новое светлое солнце,/ чудес лучами всех озаряющее/ и благодатне согревающее,/ тьму же всяких искушений и наветов/ и хлад греховный отженяющее./ Приидите убо, празднующе блаженную память/ сего светильника нашего, воспоим:/ слава Богу, тако промышляющему о нас,/ слава угоднику Его, сохраняющу нас!/ Ты же, преподобне отче Савво,/ о иже твою присно память почитающих/ моли Христа Бога,// яко да милостив будет нам и в День судный.

Тропарь преподобного Саввы Крыпецкого, Псковского глас 8
Пустыни явился еси доброе насаждение, преподобне,/ от юности бо и в мире изволил еси чистое житие;/ ревнуя же большему, и дом отеческий оставил еси,/ и, вся красная мира сего презрев,/ от чуждых стран пришел еси/ во обители Богоспасаемаго града Пскова,/ и послушанию преподобнаго Евфросина предался еси;/ таже простираяся умом еще к вящшему,/ вселился еси в пустыню,/ в нейже обитель пречестну воздвигл еси,/ и множество инок собрал еси,/ и их наставил еси на путь истинный./ Темже и Христос, Емуже в жертву себе принесл еси,/ видев твоя благия труды,/ яко пресветла тя светильника,/ и по преставлении чудесы обогати, Савво, отче наш./ Молися убо присно Ему о стране нашей,/ еже дароватися ей на враги победам,/ стаду же твоему от враг ненаветну пребыти,/ и всем нам спастися.

Тропарь преподобных отцов Киево-Печерских глас 4

Мысленное солнце и светлую луну,/ первоначальных Печерских,/ со всем собором преподобных днесь почтим,/ тии бо, церковную твердь озаряюще,/ просвещают во тьме страстей бедствующих,/ и подают от Христа Бога молитвами своими помощь во всех скорбех,// и душам нашим просят избавления.

Кондак преподобных отцов Киево-Печерских глас 8

Избраннии от всех родов угодницы Божии,/ святии преподобнии Печерстии,/ на сих горах добродетельми просиявшии,/ вас земля не потаила есть,/ но Небо отверзеся вам и райское селение./ Темже мы похвальныя песни Богу, прославльшему вас,/ в памяти вашей приносим;/ вы же, яко имущии дерзновение,/ ваш собор почитающих от всех бед молитвами вашими заступайте,// яко заступницы наши и к Богу ходатаи.

Тропарь преподобного Моисея Мурина глас 1

Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Моисее:/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Моисея Мурина глас 4

Мурины заушив и лица демонов поплевав,/ мысленно просиял еси,/ якоже солнце светлое,/ светом жития твоего// и учением наставляя души наша.

Pages: 1 2 3

Возрождение церковной жизни в Восточной Белоруссии

Возрождение церковной жизни в Восточной Белоруссии в начальный период немецкой оккупации её территории (вторая половина 1941 г.)

Протоиерей Фёдор Кривонос

 Χ Ρ Ο Ν Ο Σ. Церковно-исторический альманах, № 1 2013 г. 22 июня 1941 г. войска нацистской Германии вторглись в пределы СССР и уже к концу августа того же года вся территория Белоруссии была оккупирована ими.

Несмотря на отдельные очаги сопротивления, части Красной Армии в большинстве своём не сумели противостоять немцам. Одни из них попали в окружение. Другие, не вступая с врагом в бой, нередко отходили на восток, едва узнав о приближении противника, находившегося порой за 40–60 км от них1.

Разные причины обусловили столь быстрое отступление Красной Армии: и внезапность нападения на СССР, и ошибки стратегического характера, связанные с особенностями дислокации советских войск, и репрессии среди командного состава довоенных лет, но главной причиной этого невиданного в русской истории поражения явилось, по нашему убеждению, то, что очень многие красноармейцы не желали защищать бесчеловечный коммунистический режим.

На памяти у них, в основном выходцев из простых крестьянских семей, переживших погром коллективизации, уж очень свежи были горькие воспоминания о тех арестах, которые претерпели их родные и близкие (а то и сами они) незадолго до начала войны.

Три миллиона восемьсот тысяч советских солдат и офицеров, оказавшихся в плену к концу 1941 г., и один миллион двести тысяч дезертировавших и осевших на оккупированных территориях, подтверждают эту горькую мысль2.

Новые, жестокие испытания с началом войны выпали на долю верующих. На долгих четыре года Белоруссия была оккупирована немцами. Православная Церковь и Её служители разделили со своим народом все невзгоды и горести, которые пришлось ему пережить...

В первые дни войны...

Достоверно известно, что в первые дни отступления советских войск сотни заключённых, содержавшихся в тюрьмах Белоруссии, были расстреляны органами НКВД3. По свидетельству И. Касяка, «вязьняў з менскіх турмаў канвой пастраляў па дарозе ўжо за 60 км на ўсход ад Менска, калі была пагроза нямецкага палону. Толькі нямногія вязьні ўцяклі ў прыдарожныя лясы. У Беразьвечы, каля Глыбокага, НКВД пасьпела пастраляць усіх вязьняў на мейсцы, а ў Віцебску гарадзкую турму з 200 вязьнямі НКВД спаліла жыўцом»4.

Были ли среди расстрелянных представители духовенства, пока установить не удалось. Однако то, что с началом войны некоторые священнослужители, мирно исполнявшие свои пастырские обязанности, были убиты чекистами, сомнению не подлежит. Нам известны два подобных случая.

В те трагические для Родины дни смерть от безбожников принял священник Михаил Максимюк, служивший в церкви м. Ленино Житковичского района.

Он родился в 1900 г. в семье железнодорожного служащего. В 1925 г. окончил Виленскую духовную семинарию и тогда же был рукоположен во иереи. Окормлял приходы в с. Черни, с. Ревятичи, м. Лунинец на Полесье. За несколько лет до войны занял приход в м. Ленино.

Пастырь высокообразованный, отец Михаил отличался интеллегентностью и редкой скромностью характера. Выдержанный и всегда неизменно корректный в общении с духовенством и прихожанами, он пользовался взаимным уважением со стороны знавших его.

Когда пастыря схватили, его супруга Наталия Иулиановна спросила у чекистов: «За что вы арестовываете моего мужа?», на что ей ответили: «Он знает немецкий язык и будет полезен немцам». Спустя несколько дней односельчане, к своему удивлению, опознали на одном из председателей местных колхозов... куртку и ручные часы священника Михаила Максимюка...5

В те же дни погиб протоиерей Ермолай Сурвилло, настоятель храма м. Леомполь Виленской епархии. На момент смерти ему исполнилось 73 года, но даже столь почтенный возраст не остановил убийц.

Вот как вспоминает о том, что произошло тогда, его дочь Нина Ермолаевна: «В 1941 году отступающие части Красной Армии расстреливали священников. Многие священники скрывались, но мой отец считал, что ему нечего прятаться, покольку он никогда не совершал никаких преступлений. В тот день, когда за ним пришли солдаты, отец был вызван на погребение в нескольких километрах от Леомполя. Прихожане, узнав о готовящемся покушении, сообщили вознице, который вёз отца, и попросили не везти его домой. Возница остановился недалеко от дома в лесу и оставил там отца. Беспокоясь за судьбу моей матери, отец пришёл домой. Он был в духовной одежде с крестом на груди. У солдат он попросил возможности проститься с церковью. Собралось много людей, они плакали. Отец благословлял их до тех пор, пока солдаты не перевезли его на другой берег реки Двина, а оттуда в тюрьму города Дриссы. По рассказу прихожанина, который там был в заключении, через день вместе с солдатом, потерявшим рассудок, отца вывели ночью из камеры без вещей. Больше его никто не видел. Это было в июле 1941 года»6.

Наряду с убийством отдельных представителей духовенства в первые недели войны разрушению подверглись некоторые православные храмы.

Так, в с. Старые Дороги Минской области «отступающие части Красной Армии взорвали прекрасное каменное здание церкви и весь район остался без храма»7.

В городах Восточной Белоруссии действовали специальные бригады, специализировавшиеся на поджогах и разрушениях. По свидетельству В. И. Алексеева, «в Витебске... Свято-Покровская церковь и Николаевский собор уцелели от пожара потому, что комсомольская бригада, состоявшая из молодых девушек, погибла до осуществления плана уничтожения этих храмов»8. По свидетельству профессора П. Д. Ильинского, «...в Полоцке, как и повсюду в других местах, отступающие войска и специальные комсомольские бригады зажигали жилые постройки, магазины и склады. Под страшный вопль и плач населения они ходили из дома в дом, бросая бутылки с бензином. Люди едва успевали выскочить на улицу, сохраняя из имущества только то, что было на себе. Никакие протесты не помогали: в пытавшихся оказать сопротивление или тушить пожар – стреляли»9.

Страницы: 1 2 3 4

Православный календарь 9 сентября (27 августа ст. ст.)

Проповедь

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобного Пимена Великого (ок. 450).
Святителя Киприана, митрополита Московского и всея Руси
Преподобных Кукши священномученика
Преподобного Постника Пимена
Святого Ливерия исповедника, папы Римского (366).
Вмч. Фанурия, в Родесе (Греч.).
Преподобного  Осии исповедника, Кордувийского (359).
Преподобного Пимена Палестинского (ок. 602).
Собор Нижегородских святых
Священномученика Михаила пресвитера и с ним 28-ми мучеников (1918).
Священномученика Стефана пресвитера и с ним 18-ти мучеников (1918).
Священномученика Владимира Карпинского, священника (1923)
Священномученика Иоанна Лебедева, протоиерея (1937)
Священномученика Иоанна Смирнова, протоиерея (1937)
Преподобномученика Мефодия (Иванова), иеромонаха (1937).
Священномученика Александра Цицерова, пресвитера (1939).
Священномученика Владимира Соколова, пресвитера (1940).
Св. Димитрия Крючкова исп., пресвитера (1952).
Мц. Анфисы Новой.
Св. Кесария, еп. Арльского (543) (Кельт. и Брит.).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь преподобного Пимена Великого глас 8
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Пимене, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Пимена Великого глас 4
Светлых подвиг твоих, преподобне отче,/ наста днесь святая память твоя,/ души благочестивых веселящи,/ Пимене богомудре,// отче наш преподобне.

Тропарь преподобных священномученика Кукши и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах глас 3
Мученическою кровию, священне Кукше,/ в проповеди Евангелия со учеником ти, блаженным Никоном, честне украсивыйся,/ и Пимене, в постничестве светозарно просиявый,/ в един день и час внидосте в свет незаходимый,/ идеже молитеся Господеви,/ да подаст нам велию милость.

Кондак преподобных священномученика Кукши, ученика его Никона и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах глас 4
Светила разумная, сошедшеся, хвалами воспоем, людие,/ просияли бо суть в мире сем:/ Пимен многими подвиги,/ Кукша же со учеником Никоном проповедию Слова,/ и сии трие, единоумно предстояще Святей Троице,/ яко солнце сияют и просвещают/ любовию память их восхваляющих.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 8 сентября (26 августа ст. ст.)

Проповеди
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Сретения Владимирской иконы Божией Матери (1395)
Святых мучеников Адриана и Наталии (305-311).
Святого Георгия исп., пресвитера (1928).
Блаженной Марии Дивеевской (1931).
Преподобный Адриан Ондрусовский (1549).
Священномученика Романа
Священномученик Виктор Элланский
Священномученика Петра пресвитера (1918).
Мучеников Димитрия, Петра (1937).
Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» (1524)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирская глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирская глас 8

Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых/ пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице,/ светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.

Ин кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирской глас 8

К Взбранней Воеводе и Заступнице, Деве и Богородице,/ в чистей совести, верою утвердившеся, русстии народи,/ невозвратно надежду имуще, притецем,/ к чудотворному Ей и пречистому образу, и возопием Ей:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Тропарь мучеников Адриана и Наталии глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мучеников Адриана и Наталии глас 4

Мученик возсия/ Божественная память/ и земныя озари вся концы светло,/ с веселием зовущих:// Ты еси мучеников, Христе, радование.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 7 сентября (25 августа ст. ст.)

Проповеди
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святой Апостол Тит от 70-ти, еп. Критского (I).
Перенесение честных мощей Апостола Варфоломея (VI).
Собор свтт. Критских: Андрея Чудотворца, Кирилла, еп. Гортинского и Евмения, еп. Римского (Греч.).
Перенесение мощей св. Хильды Витбийской (680) (Кельт. и Брит.).
Память святых исповедников Христовых, пострадавших в Едессе от ариан
Священномученика Владимира пресвитера (1938).
Память святого Мины, патриарха Константинопольского(552).
Новосщмч. прот. Владимира Мощанского (1938).
Преподобномученика  Моисея (1931).
Свт. Варсиса, епископа Едесского, (IV)
Свт. Евлогия, епископа Едесского, (IV)
Свт. Протогена, еп. Каррийского, исповедника (IV).
Свт. Иоанна Каппадокийца
Св. Аредия Лимузинского (591) (Галл.).
Св. Георгия Утрехтского (775) (Нидерл.).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь апостолов Варфоломея и Тита
глас 3
Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Варфоломея глас 4
Явился еси велие солнце Церкви,/ учений сиянием/ и чудесы страшными/ просвещая поющия тя, Варфоломее,// Господень апостоле.

Кондак апостола Тита глас 2

Павлов явився собеседник, апостоле,/ с ним нам слово предвозвестил еси Божественныя благодати,/ тайноглагольниче Тите приснопамятне./ Сего ради вопием ти:// не престай моляся о всех нас.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 6 сентября (24 августа ст. ст.)

Проповеди

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобного Арсения Комельского
Равноапостольного Космы Этолийского (1779).
Перенесение мощей свт. Петра, митр. Московского, всея России чудотворца (1479).
Празднование в честь явления Пресвятой Богородицы прп. Сергию Радонежскому
Свт. Дионисия, архиеп. Эгинского.
Прп. Аристоклия, старца Московского (1918).
Святой мученицы Сиры, девы Персидской (558).
Священномученика Евтихия
Совятого мученика Татиона (305).
Преподобнго Георгия Лимниота (ок. 716).
Преподобномученика Серафима
Святителя Мартирия, архиепископа Новгородского (1199).
Преп. Серапиона чудотворца, настоятеля монастыря в Давид-Гареджийской пустыни (1774)
Св. Максима (Сандовича), мч. Лемкоского в Польше (1914).
Петровской иконы Пресвятой Богородицы

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь святителя Петра глас 4
Наста днесь всечестный праздник/ пренесения честных мощей твоих, святителю Петре,/ веселя изрядно твое стадо,/ и верное отечество, и люди,/ о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу,/ еже от Него дарованней ти пастве сохранитися от враг ненаветованней// и спастися душам нашим.

Ин тропарь святителя Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца глас 4
Благоверно пожив в мире,/ житием чистым просветився,/ учением святительства прият паству,/ апостолом наследниче./ Тем прием дар чудес от Бога, отче Петре,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак святителя Петра глас 8
Яко врача преизрядна и источника чудесем обильна,/ днесь сошедшеся любовию, духовная твоя чада,/ в пренесение честных мощей твоих,/ архиерею Петре, молим тя:/ моли Христа Бога даровати честным твоим пренесением/ верному воинству нашему на враги победительная,/ да твоими к Богу молитвами находящих зол избавльшеся,/ радостною душею и веселием сердца/ благодарная ти воспоем, глаголюще:// радуйся, отче Петре, архиереев и всея Российския земли удобрение.

Ин кондак святителя Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца глас 4
Явися днесь пресветлая память твоя,/ святителю преблаженне Петре,/ в мире светло сияющи/ и являющи всем/ Божественное сияние.

Тропарь преподобного Арсения Комельского глас 4
Удалився мира, и водворився в пустыню,/ и ту подвизався добрым подвигом,/ постом, и молитвами, и многим терпением,/ и жив показал еси многая чудеса,/ и по преставлении своем источаеши различная исцеления/ с верою приходящим к честному гробу твоему,/ Арсение, отче наш,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак преподобного Арсения Комельского глас 8
Житейския молвы отбег,/ и в пустыню вселился еси,/ и тамо житием жестоким пожил еси,/ и зверя свирепаго аркуда молитвами укротил еси,/ и многим был еси наставник ко спасению,/ и того ради получил еси жизнь венную на Небесех./ Всегда зря Святую Троицу,/ моли избавитися нам от бед, да зовем ти:/ радуйся, отче наш Арсение, пустынный жителю.

Pages: 1 2 3