Шнуров расскажет историю шоу-бизнеса

Сергей Шнуров и Борис Корчевников станут ведущими программы канала СТС «История российского шоу-бизнеса».

Передача будет состоять из 20 серий, которые охватят 20-летний период истории. Ведущие планируют рассказать обо всем, что происходило за 20 лет: рок-волна, первая постельная сцена в клипе и рождение понятия «сексуальность», группы «Комбинация» и «Мираж», эпоха Театра Пугачевой, размежевания попсы и рока, криминал и новые русские на эстраде, «Любэ» и «Дюна», рождение мальчуковых и девчоночьих групп, новые интонации на экране, ретро-бум, появление Земфиры и «Тату», рождение профессии продюсер и понятия «медийность», шансон, гламур и пресыщение музыкой и проч.

Шнуров и Корчевников начнут свой рассказ с 1987 года, когда перестройка разрешила зарабатывать не только по госконцертовским ставкам, когда пошли первые трещины по монополии «Мелодии» и худсоветам и начался настоящий шоу-бизнес. Премьера передачи состоится в новом телесезоне на канале СТС.

shoowbiz.ru

Сява снимет фильм со Шнуром?

<...>

Второго альбома не будет, мы это точно осознаем и в эту сторону уже не двигаемся. Вот альбом, который есть - это сделано нами от начала до конца, и это пройденный этап. Мы сейчас ездим на концерты, но какого-то движняка больше не будет. Сейчас мы сделали спектакль в Перми. В октябре месяце мы будем показывать свой спектакль, который мы поставили совместно с московским режиссером и питерским сценаристом Юрием Клавдиевым и Юрием Боровицким. На фестивале «Новая драма» мы показали первую читку двадцатипятиминутную спектакля, который называется «Засада». В октябре месяце мы покажем полноценный спектакль. И сейчас идет полноценное движение в сторону кино. Снимем фильм, в котором поучаствует даже Витя АК-47. А также Сергей Шнуров и Вася Ноггано.

<...>

http://ura.ru/pravda/inside.php?id=7  чоткое интервью и видосы Сявы и сотоварищей ))

Фоты Вконтакте:












Ляписом Трубецким должны заинтересоваться белорусские спецслужбы

Выходит новый альбом группы «Ляпис-Трубецкой» «Культпросвет», на котором группа стала еще злее, почти породнилась с Егором Летовым и придумала новый стиль.



В принципе, этого можно было ожидать: за «Капиталом» и «Манифестом» – «Культпросвет». Группа «Ляпис-Трубецкой», не выдержав и года после выхода предыдущего альбома, в День знаний, как это ни забавно, выпускает новый альбом.

Велик соблазн заранее обвинить музыкантов в конвейерном производстве – с такой скоростью альбомы клепать себе позволяла разве что группа The Beatles, но тогда и время было другое, и «жучки» проворнее. Сегодня так не принято. Тем более что со стороны перезапущенный «Ляпис» выглядит и вовсе странно: заявив выход из мрака постсоветского шоу-бизнеса, музыканты принялись как-то слишком активно эксплуатировать новый образ панк-шутов.

Подозрительно это все, в общем. Но стоит посмотреть запущенный в начале августа клип на новую песню «Буревестник», как интерес немедленно разгорится с новой силой: обвинять в отсутствии фантазии людей, засунувших Пушкина с Гоголем в безупречно стилизованные «Окна роста», язык уже не повернется.

Впрочем, клипы начиная с четырехлетней давности «Капитала» справедливо считаются сильной стороной группы даже среди немеломанов. Тут все понятно. Что касается музыки, то участники группы, втайне записавшие новый альбом, всерьез говорят об оригинальном стиле, придуманном на стыке маршевых ритмов и ска-панка. Это новое направление наглядно демонстрируют и «Буревестник», и «Болт», и еще ряд новых песен.

Вообще в том, что касается заявленной концептуальности, к «Культпросвету» вопросов нет. С одной стороны, налицо стилистическое разнообразие – от панковской злости «Анархо-туриста» и «Красного факела» до «Мистера лоха» с солирующим ситаром. С другой – очевидна и идейная общность всех двенадцати номеров, а вот с идеями разобраться придется поподробнее.

Песни «Красный факел», «Пульс эпохи» и «Зомби-роботы» заставят вслушаться в слова даже тех, кто привык воспринимать группу как необязательную забаву. Так остро и зло «Ляпис» не звучал, кажется, со времен сочиненного еще в дремучих 90-х кавера на песню из «Приключений Буратино» с рефреном, разумеется, «Лу-ка-шен-ко».

В принципе, за фразы типа «хунвэйбины среди нас» или «жизнь в раю под бой курантов <…> под защитой ангелов-мутанов, бойцов вооруженных до зубов» к группе должны таки проявить интерес белорусские спецслужбы. До сих пор этого не произошло, кажется, только в силу бешеной популярности группы на родине.

Здесь бы надо предъявить артистам обвинения в спекуляциях на святой идее революции, записать в «несогласные» и подвергнуть анафеме, но все не так просто. Дело в том, что, как уже было сказано, социальной критикой Михалок со товарищи занялись не вчера и новости в этом, в общем, особенной нет.

Вопрос тут в другом. Как перековавшемуся на наших глазах из пародиста в панки Михалку удается не выглядеть при всем при этом клоуном, каковыми смотрятся группы типа «Телевизора» или более успешного Lumen? Ответ прост: скоморошью личину он натягивает на себя без посторонней помощи, и то, что в данном случае ею оказался, в частности, образ Владимира Владимировича Маяковского, – не более чем ирония.

По уровню сатирического абсурдирования действительности на «Культпросвете» «Ляпис» неожиданно приблизился к творческому методу, постулированному еще Егором Летовым.

Игорь Федорович, кстати, считал себя истинным хитмейкером и каждую свою песню почитал за шлягер, поскольку сперва придумывал цепкий слоган («Все идет по плану», например), а потом вокруг него строил остальной текст. Такого же принципа придерживается и Михалок, открещивающийся от слов «творчество» и «вдохновение», поскольку собирает свои песни за пять минут из готовых формул.

«Культпросвет», кстати, действительно абсолютно хитовый альбом, самый, пожалуй, хитовый из трилогии, начатой «Капиталом» и «Манифестом». Не удивительно, если каждая из этих 12 композиций уйдет в народ и разойдется на цитаты. Впрочем, в наше время делать подобные прогнозы нецелесообразно.

С «Гражданской обороной» «Ляписа» роднят и небанальные культурологические отсылки (в данном случае нашлось место Железному Феликсу, Носферату и состоящему в прямом родстве с летовскими незнайками и мишутками Джельсомино), и близость к эстрадной мелодике. Да и сам анархический дух новой пластинки белорусов, чего уж там, ближе всего к Летовскому «я всегда буду против».

Но есть одно главное обстоятельство, которое, к счастью, мешает Михалку занять опустевшую полтора года назад нишу. Дело в том, что, несмотря на всю критику и злость, «Культпросвет» насквозь оптимистичен.

Как ирония не отрицает серьезности намерений, так и борьба не отрицает наличия цели. В данном случае она заявлена так: «вырвем радость у грядущих дней». И вот здесь действительно впору говорить о новизне. Панку, чтобы стать долговременным явлением, с самого начала не хватало осознанной конструктивности. Это всегда была борьба против, но цель оставалась в тумане, а здесь она в кои-то веки очевидна и не подразумевает под собой добровольного риска для восприимчивого слушателя вроде разбитого лба. Видимо, эта самая идея и есть тот самый «Культпросвет».

Сам лидер группы, впрочем, выражает свои мысли куда менее витиевато. В связи с выходом альбома, в сети появилось несколько роликов, в которых Михалок энергично декламирует вирши собственного сочинения: «Невежеству нет! Культпросвет!» А на сайте группы со вчерашнего дня висит другой слоган: «Не давай буржуям на чай! Культпросвет бесплатно качай!».

Альбом «Культпросвет» уже в сети, а в продаже с 1 сентября.

26.08.2009 Ярослав Забалуев, «Газета.Ру»

Трудно быть Соловьевым

Известный кинорежиссер завершает съемки нового фильма



Сегодня знаменитому режиссеру Сергею Соловьеву исполняется 65 лет. Это такой "промежуточный" юбилей, когда самое время поговорить о том, что было совсем недавно, и о том, что предстоит завтра.

Совсем недавно были громкие премьеры "Ассы-2" и "Анны Карениной". И уже в этом году мы увидим его новый фильм "Одноклассники". Об этих фильмах и многом другом с Сергеем Соловьевым побеседовал наш корреспондент.

Российская газета: Сергей Александрович, для кого-то ваше имя ассоциируется в первую очередь с картиной "Асса", для других - вы прежде всего автор фильма "Сто дней после детства". А недавно вышел ваш долгожданный фильм - "Анна Каренина". Какой из этих фильмов вам особенно дорог?

Сергей Соловьев: Да, наверное, для меня они все одинаковы. Каждый из снятых мною фильмов дорог мне по-своему. Если вы спросите меня, с какой картиной я ассоциирую себя больше всего, то, скорее всего, со всеми сразу. Мне очень повезло. Я никогда в жизни не снимал ничего по чьему-то чужому заказу или указанию. Я снимал только то, что хотел, и только так, как мне это виделось. Конечно, всегда особое отношение к последнему фильму. История "Анны Карениной" долгая и драматическая. Я до сих пор переживаю уход из жизни Саши Абдулова и Олега Янковского. Хотя "Каренину" уже трудно назвать моей последней картиной. Сегодня почти завершена работа над новым фильмом "Одноклассники". Эта работа в чем-то перекликается с моей старой картиной "Сто дней после детства". Разумеется, сегодняшняя эпоха совсем-совсем другая.

РГ: Вы одним из первых заметили и дали заметить другим перемены перестроечного периода. Фильм "Асса", который "Культура" покажет к вашему юбилею, был наполнен ожиданием, экзотикой молодежной культуры, противостоянием андеграунда и официального искусства. Как вы сами определяете жанр этого фильма?

Соловьев: Сегодня мне трудно однозначно определить этот жанр. После того как фильм вышел на экраны, на него навалилось столько всего разного. И многое было связано даже не с самой картиной, а с той исторической атмосферой, в которой фильм вышел на экран. Поначалу я хотел снять романтическую мело драму. И в общем-то в конечном итоге фильм и оказался некой романтической мелодрамой, но своеобразной, как-то по-особенному передающей те "перемены", что образовывались вокруг. Начиналось какое-то особое время...

РГ: А кто придумал лозунг "Ассу - в массы"?

Соловьев: Тогда все придумывали все. Сейчас уже трудно вспомнить, кто чего. Был, кстати, и другой лозунг - "Ассу - в кассу".

РГ: В качестве саундтрека к первому фильму вы использовали музыку советского андеграунда - "Кино", "Аквариум", "Браво". В "Ассе-2" одну из главных ролей сыграл Сергей Шнуров, ярчайший представитель нынешнего питерского андеграунда и кумир молодежи. Чем вам приглянулся солист "Ленинграда"?

Соловьев: Прежде всего на меня он произвел сильное впечатление и как музыкант, и как личность. Я думаю, что Шнур один из самых своеобразных, но, без сомнения, интеллигентных людей нового времени. От него исходит сильный энергетический поток. Этот человек не столько наследует, сколько впитывает культурную ауру нашей жизни. Причем, думаю, лучшую ее часть. В том числе и ауру сегодняшнего Питера. А поскольку он с таким талантом и азартом все делает, то и сам становится интересен не только в Санкт-Петербурге, а по всей России. И даже, как выяснилось, далеко за пределами существует большой интерес к тому, что же такое Сергей Шнуров и исчезнувшая на время группа "Ленинград".

РГ: А Сергея Шнурова можно назвать "героем нашего времени"?

Соловьев: Нет. И ему такого не надо. Когда-то у Майи Иосифовны Туровской, замечательного киноведа и писателя, была книга "Герои "безгеройного времени". Так вот, мы, я думаю, сегодня живем в принципиально "безгеройное время".

РГ: Как вы думаете, тема личности актуальна для современного российского кино?

Соловьев: Делаешь вид, что снимаешь на одну какую-то тему, а на самом деле снимаешь на тему собственной душевной жизни. Там, разумеется, и тема личности, которая всегда актуальна. А сюжеты можно придумывать какие угодно. И обсуждать любые "тематические планы"...

РГ: Музыка - это еще один герой фильмов "Асса" и "Асса-2". Рок-музыку считают олицетворением свободного мира, тотальной свободы. Вы согласны с этим?

Соловьев: Вы знаете, я считаю музыку прежде всего олицетворением белого света, божьего мира. А мир этот по природе своей всегда свободен. Речь ведь идет не о внешней свободе, а о внутренней...

РГ: А есть ли что-то общее между кинематографом и музыкой?

Соловьев: Все искусства в некотором смысле музыка. "И если музыка покинет нас", - как говорил Александр Блок, - "то что же станет с нашим миром?" А существеннейшая часть нашего мира - искусство.

РГ: В "Ассе-2" фигурирует замок, в котором снимал свои киношедевры Висконти (итальянским замком владеет дочь героя Крымова. - Т. С.). Висконти, Антониони, Феллини по-прежнему ваши любимые режиссеры?

Соловьев: В таких делах мало что может измениться. Великие режиссеры, в частности, та троица, которую вы упомянули, такие же знаковые для мировой культуры имена, как, скажем, их предшественники в живописи: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буонарроти. Все они оказали на всех нас огромнейшее влияние. По крайней мере любая встреча с их картинами для меня всегда настоящее откровение. Они точно так же определяют душевный облик людей, как в свое время его определили великие итальянские художники Возрождения. А что касается замка в фильме "Асса-2", то в этом замке действительно когда-то снимал свои шедевры Лукино Висконти. Правда, я об этом узнал только во время собственных съемок.

РГ: К вашему юбилею телеканал "Культура" покажет программу "Монолог в 4-х частях". В одном из эпизодов вы рассказываете о своем учителе Михаиле Ромме. Михаил Ильич говорил, что "кино - это не профессия, а образ жизни". Что в этом образе жизни для вас наиболее привлекательно?

Соловьев: Образ жизни - это вещь, которая дает тебе возможность жить и выжить, оставаясь при этом человеком. Вот что такое для меня понятие нормального человеческого образа жизни. И самое привлекательное в этом для меня то, что можно работать в любых условиях, не опускаясь, продолжая оставаться человеком.

РГ: Вы истинный ленинградец, пусть и живущий уже несколько десятилетий в Москве. Какое место в вашей творческой жизни занимает город Санкт-Петербург?

Соловьев: Огромное. Я и до сих пор каждый раз возвращаюсь в Петербург как к себе на родину. Санкт-Петербург сравним для меня с родительским домом. А сколько всего важного в моей жизни произошло благодаря этому городу, его открытой и скрытой творческой энергетике. Если бы не было этого города, то в моей жизни, наверное, все было бы как-то по-другому.

РГ: В своей книге "Начало. То да сё..." вы называете себя эпикурейцем и конформистом и признаетесь, что предпочитаете судьбу Ренуара, до глубокой старости писавшего "прекрасных дев", судьбе Модильяни, умершего молодым, больным и нищим. Как вы считаете, выбрать судьбу или способ существования в искусстве сейчас проще или сложнее?

Соловьев: Вы не поверите, но это всегда одинаково непросто. Во все времена человек пытался осознать, что он есть и найти свое место в мире. Это очень тонкий, внутренний, если хотите, выбор каждого человека, сопряженный с сомнениями, метаниями, огорчениями и радостями. Но выбор этот зависит только от самого человека.

РГ: В современном российском кинематографе много режиссерских династий: Григорий и Павел Чухрай, Петр и Валерий Тодоровские, Алексеи Германы. В вашей семье никто не собирается идти по режиссерским стопам?

Соловьев: Вроде бы нет. Мои близкие видели, с какими превратностями судьбы сопряжена эта профессия. Я говорю именно "превратности", а не сложности или трудности. Я не думаю, что моя профессия была сопряжена с какими-то особенными "сложностями или трудностями". Прежде всего профессия эта замечательна тем, что любые твои сны или фантазии могут быть воплощены в формах самой жизни. Но процесс этот сложен, и близкие знают, как иногда тут бывает непросто.

РГ: Что происходит с современным кинематографом. Ваш диагноз?

Соловьев: Не ждите от меня красивых слов. Увы, это кризисное состояние. Причем не в смысле профессии, а в смысле улетучивания души.

РГ: Долгое время всех волновали три вопроса: когда Алексей Герман закончит "Трудно быть богом", Юрий Норштейн дорисует мультфильм "Шинель" по повести Гоголя и когда Сергей Соловьев снимет "Анну Каренину". Вы первым выпали из этой обоймы, покончив с многолетней эпопеей "Анна Каренина". Сергей Александрович, что впереди?

Соловьев: Сегодня я уже отношусь к "Анне Карениной" и к "Ассе-2" как к своему пусть недавнему, но прошлому. Работа над этими картинами заняла много лет, за это время многое в жизни происходило, произошло. Сейчас у меня и голова, и все время заняты тем, чтобы завершить новую картину, которая называется "Одноклассники". Эту картину мы почему-то сняли довольно быстро. Надеюсь, что в октябре этого года она уже выйдет на экраны. Это опять важная для меня работа, где я вновь возвращаюсь к убеждению, что самое важное в жизни человека происходит между двенадцатью и двадцатью годами, а вся остальная жизнь - это всего лишь расширенный к тому комментарий...

"Российская газета" - Федеральный выпуск №4981 (157) от 25 августа 2009 г.

з.ы. С АССА 2 Соловьев конечно притомил... сейчас ее везет в Прибалтику на очередной кинофестиваль...

Новый альбом "Ляписа Трубецкого" в Сети! Yo! ))



Альбом всплыл в нете на неделю раньше выхода на дисках...bravo

Скачать "КУЛЬТПРОСВЕТ" можно тут http://lyapis.kroogi.com

Питерские анекдоты

Забрел вот каким то боком на сайт газеты "Ленинградская правда" в разделе "Питерские анекдоты" встречаются давольно забавные, да и картинки местами веселят... рекомендую bravo

Многие анекдоты отображают исключительно юмор "культурной столицы" lol

***

В автобусе:- Молодой человек, извиняюсь! Вы, наверное, нечаянно мне немножко на ногу наступили?!
- Ой, простите ради бога!
- Ничего, пустяки! Вам очень повезло, что вы на интеллигентного человека наткнулись. А то другой бы вас
мудаком обозвал, а то и по ебальнику бы заехал!


***

Приезжает два депутата Европарламента на конференцию по правам человека в Петербурге. Заходят в аптеку и спрашивают:
- У вас есть презервативы для анального секса?
- Нет – отвечает аптекарша – мы даже никогда не слышали, что такое существует!
Тогда один депутат говорит другому:
- И эти люди хотят в Европейский Союз!


***

- Сидели в кафе, никого не трогали, говорили о Пушкине.
- А что вы говорили о Пушкине?
- Ну, что обезьяна черножопая, чурка африканская, понаехало выблядков в Царское село...


***




Все анекдоты http://www.lenpravda.ru/anekdot/?page=1

Новые песни Ляписа Трубецкого



Премьера трех песен с нового левацкого альбома группы «Ляпис Трубецкой»

1 сентября самая известная на территории России белорусская рок-группа «Ляпис Трубецкой» выпускает новый альбом «Культпросвет», продолжающий линию агитационного левацкого ска-панка, начатую пластинками «Капитал» и «Манифест». OPENSPACE.RU представляет вам три трека с новой пластинки

Полный трек-лист альбома

1. Буревестник
2. Анархо-турист
3. Бесы
4. Мистер Лох
5. Болт
6. Красный факел
7. Пульс эпохи
8. Зомби-роботы
9. Ружовыя акуляры
10. Нигилист
11. Свежий ветер
12. Светлячки
13. Буревестник (видео)

http://www.openspace.ru/music_modern/events/details/11883

Перевод песни «Ружовыя акуляры»

Ружовыя акуляры
Адзеў ды хадзі шчаслівы.
Навошта табе фармуляры?
Загады ды дырэктывы?

Хавайся, братка, у мроях
Ад сацыяльнай машыны.
Сокал ляціць па-над гарою
Воля – мая айчына.

Навошта гэтыя межы?
Калі за іх рэжуць.
Навошта гэтыя гімны?
Калі за іх гінуць.

Ружовыя акуляры
Адзеў ды хадзі свабодны.
Дзяржава шукае ахвяру
Шукае тых, хто не згодны.

Не згодны быць памяркоўным*
Верыць у рай па экране.
Сокал ляціць па-над лесам цудоўным
Воля – маё каханне.

Навошта гэтыя межы?
Калі за іх рэжуць.
Навошта гэтыя гімны?
Калі за іх гінуць.

Дзяржава табе гарантуе жыццё
Чарка, шкварка*, ланцуг – вось і ўсё.

Толькi малiся штандартам улады
Глядзi па БТ* святую нараду*.
Дзяржава табе гарантуе рай
Толькi ў Суперлато* гуляй.

Кватэра, фазэнда, хлеў, парасё
Чарка, шкварка, ланцуг – вось і ўсё.

Навошта гэтыя межы?
Калі за іх рэжуць.
Навошта гэтыя гімны?
Калі за іх гінуць.

***

Розовые очки
Надел и ходи счастливый.
Зачем тебе формуляры?
Приказы и директивы?

Прячься, братец, в грёзах
От социальной машины.
Сокол летит над горою
Воля - моя отчизна.

Зачем эти границы?
Когда за них режут.
Зачем эти гимны?
Когда за них гибнут.

Розовые очки
Надел и ходи свободный.
Государство ищет жертву
Ищет тех, кто не согласен.

Не согласен быть терпимым*
Верить в рай по экрану.
Сокол летит над лесом чудесным
Воля - моя любовь.

Зачем эти границы?
Когда за них режут.
Зачем эти гимны?
Когда за них гибнут.

Государство тебе гарантирует жизнь
Чарка, поджарка*, цепь - вот и всё.

Только молись штандартам власти
Смотри по БТ* святое совещание*.
Государство тебе гарантирует рай
Только в Суперлото* играй.

Квартира, фазенда, хлев, поросёнок
Чарка, поджарка, цепь - вот и всё.

Зачем эти границы?
Когда за них режут.
Зачем эти гимны?
Когда за них гибнут.

****

* Памяркоўнасць - одна из главных характеристик беларусов.
* БТ - Первый национальный телеканал.
* Чарка і шкварка - ироничная характеристика того, что нужно беларусам для счастья.
* Святая нарада - совещение президента с главами областей, предприятий и т.д., которое транслируется в прямом эфире.
* Суперлото - государственная лотерея, которая активно рекламируется.

Ляпис Трубецкой - Красный факел

Еще одна новая песня из грядущего альбома...

Хун Вей Бины среди нас )))

Ляпис Трубецкой - Болт

Ляпис Трубецкой - Болт из грядущего я так понимаю альбома... который 1 сентября всплывет...

Верхом на динозавре

В рамках всероссийской акции памяти Виктора Цоя состоялась премьера фильма Алексея Учителя «Последний герой» Оказывается, у нас год Цоя. Так, по крайней мере, утверждают организаторы поражающей своим размахом всероссийской акции «Последний герой. Двадцать лет спустя». Пусть вас не сбивает это название. Со дня смерти Виктора Робертовича прошло 19 лет, а не 20. 20 будет в следующем году. А пока на повестке дня премьера документального фильма Алексея Учителя «Последний герой». Фильма о том, почему нам все еще нужен Цой. Акция «Последний герой» поражает своим размахом. Показ фильма в сорока городах. Выставка фотографий. Проект памятника. Презентация книги «Черный квадрат», где рассказывается о том, что делал бы Цой, если б остался жив. И наконец, региональные «стены Цоя», на которых, как выразились ростовские прокатчики, «каждый желающий может оставить свой след, свои эмоции и отношение к происходящему». Организованное самовыражение с коммерческим уклоном. Правда, в Москве ничего подобного не было. Только фильм и несколько уличных гитаристов, исполняющих «Звезду по имени Солнце». От кинотеатра «Художественный», где показывали «Последнего героя», до гитаристов возле арбатской «стенки» идти ровно семь минут. Такое ощущение, что и не выходил из зала. Те же лица, те же песни, та же атмосфера, что на экране. Учитель снял превосходную картину, но тот, кто рассчитывает увидеть экранизированную биографию, будет разочарован. Кино не о Цое, а о том, почему он нам до сих пор нужен. На документальном материале смонтирован по большой счету художественный, а не документальный фильм. Гораздо более художественный, чем «Рок» того же Учителя, где ставилась элементарная, хотя и важная по тем временам задача: показать, что рокеры тоже люди. В «Последнем герое» много кадров, снятых в период «Рока». Плюс редкие концертные видео. Интервью с матерью Цоя, с Марьяной (его первой женой), с сыном, с фанатами, ночующими на кладбище у могилы. «Свершится таинство!» – говорит бородатый шизофренник с выпученными глазами. «Король земного рока Виктор Цой», – продолжает «астральная жена» Цоя, исправно посещающая церковь. И лица, лица, лица. Губы, бесконечно повторяющие: «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать! Кто все эти люди? Сумасшедшие, идеалисты, романтики? Интересно, есть ли у них какая-то жизнь за пределами той, что показана оператором фильма? Я подозреваю, что нет. Это такие же фантомы, каким был и сам Цой в материальном мире. По крайней мере, судя по его песням. Но именно фантомы имеют наибольшие шансы на вечность. К ним не может быть никаких претензий. Камера показывает могилу, а сверху звучит усиленный эхом голос Цоя: «Я никогда не верил ничему на слово. Предпочитаю узнавать все на своем опыте». Как говорится, ключевая цитата. Он ведь сделал поразительную вещь. В отличие от того же Гребенщикова или Майка Науменко, попробовал говорить так, будто до него ничего и никого не было. Как в первый раз, а следовательно, и в последний. Голый человек на голой земле, вне контекста. Только Земля, Небо, Звезды, Солнце, Смерть, Любовь, Лето. В итоге контекст умер, сменился, отошел в прошлое, а слова, произнесенные Цоем, не умирают. О чем его фраза «Мне не нравилось то, что здесь было. И мне не нравится то, что здесь есть»? Об СССР и России? О старом и новом? О тотальном отрицании мира? Обо всем сразу и ни о чем. Но это было правдой тогда и остается правдой теперь. Правду Цоя очень хорошо чувствуют те, кто каждый год выпивает у стены на Арбате. Нестареющие ребята с рюкзаками. Все в черном, с надвинутыми на глаза капюшонами. Они все правильно понимают. Их беда в одном: они не Цой. Им никогда не написать этих песен заново. Так и живут, обреченные на вечный повтор. Когда двадцать лет назад в нашу компанию кто-то принес альбом «Группа крови», вокруг магнитофона, не сговариваясь, сгрудились любители «Депеш Мод», заядлые металлисты и девочки, предпочитавшие всему на свете «Яблоки на снегу». «Кино» всех нас тогда устроило и всех примирило – как среднее арифметическое, как символ. Это, пожалуй, главная заслуга Цоя. Но почему из плеяды блестящих питерских музыкантов восьмидесятых на роль героя был выбран именно он? Иначе говоря, как стал он звездой? Музыку «Кино» трудно назвать гениальной. Язык не поворачивается. По большей части это гармонии любимой Цоем английской группы «Cure». Вокал, как утверждают эксперты, тоже среднего качества, хотя и специфический, хорошо узнаваемый. Значит, дело в текстах. В этих корневых символах – ночь, утро, перемены, небо, земля, война, – за которыми каждый волен представить все, что захочет. И в лирическом герое, который, кстати, не вполне совпадал с личностью самого Цоя. Это очень точно зафиксировано в фильме Учителя. После слов «Следи за собой, будь осторожен!» Цой на секунду отворачивается от микрофона и... невозможно ошибиться, он улыбается. Одинокий, замкнутый, неизменно ироничный по отношению к себе, его герой был частично заимствован из фильмов с Брюсом Ли и Марлоном Брандо, а частично сформирован петербургской традицией, согласно которой молодой человек должен отстраненно относиться к внешнему миру и вообще быть немножко «cool». Этот образ органично перенесен на клиповую эстетику восьмидесятых и приправлен столь ценимым в отечестве неприятием существующего порядка вещей. – А что конкретно не устраивает вас в окружающей действительности? — спросили его как-то из зала. – Все, – лаконично ответил Цой. Единственное достойное место по Цою (об этом есть в фильме) – Диснейленд, сборище светящихся динозавров. Очень детское, первобытное сознание было у Виктора Робертовича. И героическое. Ведь герой может делать ставку только на то, чего нет. На воображаемое, идеальное. В этом смысле песня «Мы ждем перемен» – гимн не перестройке, а динозаврам. Недавно снятый фильм Сергея Соловьева «АССА2» заканчивается примерно так же, как первая «АССА». Только вместо Цоя на сцене Зеленого театра ЦПКиО – Шнур, Сергей Шнуров. Он поет: «Мы уже не ждем перемен!». Попадание абсолютно точное. За эти двадцать лет окончательно выяснилось то, о чем Цой мог только догадываться: перемена власти, общественного строя, быта не имеет никакого значения. Человек остается тем же. Как небо и звезды. Как светящийся динозавр. Соловьев не ошибся, остановив на Шнуре свой выбор. Есть у Шнура и другая песня. Главный его хит, где указан вектор движения. «Мне бы в небо». Эту песню мог бы написать Цой. ВЗГЛЯД Деловая газета