Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийск

Святитель
Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец прославился как великий
угодник Божий. Он родился в городе Патаре, Ликийской области (на южном
побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном
благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу.
Плод долгих молитв к Господу бездетных родителей, младенец Николай, со
дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого
чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни.
Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа,
никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой
Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери
по средам и пятницам лишь один раз в день, после вечерних молитв
родителей.


 




Вид руин древнего г.
Патары (Анталия, Турция)

См. также большую
Увеличить




Развалины храма древнего г.
Миры, в котором служил св. Николай (Анталия, Турция)


См. также большую
фотогалерею,
посвященную Мирам Ликийским

В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки
опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и села, убивая их
жителей и сопровождая свои жестокости оскорблением святых храмов,
мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя
Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

В 792 году халиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота
Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд
отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя
Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоящую рядом с гробницей
Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась
страшная буря и почти все суда были разбиты.
Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и
западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая
христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар,
расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи
святителя Николая.
В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в
Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять
мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители
Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были
посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе все
тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только
четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм
святителя Николая. Монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им
помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю,
чужестранцев помазывали миром от мощей Святителя. Монах рассказал при
этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении
Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил
барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание
Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои
намерения и предложили им выкуп - 300 золотых монет. Сторожа отказались
от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но
пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили
церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле
особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее
обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне
увидели, что саркофаг наполнен благоухающим святым миром.
Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после
которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага
мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.

nbsp;



Расколотая мраморная гробница Святителя
Николая в Мирах Ликийских


См. также большую
фотогалерею,
посвященную Мирам Ликийским

 

 
Ввиду
отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в
сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили
городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы
народа собрались на берегу, но было поздно…
8 мая корабли приплыли в Бар, и скоро радостная весть
облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая
торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся недалеко
от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными
чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее
благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь
во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.



 


Базилика Сан Никола, в
которой
покоятся
мощи св. Николая
(г.Бари,
Италия)

                
См. также большую фотогалерею,
посвященную Базилике св. Николая в г. Бари

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая,
вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением
особого праздника 9 мая (по новому стилю 22 мая). В начале праздник
перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями
итальянского города Бар. В других странах Христианского Востока и Запада
он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко
известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам
обычаем чествования преимущественно местных святынь. Кроме того,
Греческая Церковь не установила празднования этой даты, потому что
потеря мощей Святителя была для Нее событием печальным.



Рака с мощами св. Николая (Базилика
Сан Никола, г.Бари,
Италия)

                
См. также большую фотогалерею,
посвященную Базилике св. Николая в г. Бари

 

Русской Православной Церковью празднование памяти
перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 9 мая
установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже http://video.mail.ru/mail/rossihina65/941/1269.html
упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия,
перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства.
Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в
неоскудевающую помощь Угодника Божия.
В честь святителя Николая воздвигались и воздвигаются
многочисленные храмы и монастыри, его именем называют детей при
Крещении. В России сохранились многочисленные чудотворные иконы великого
Святителя.
Святителю отче Николае, моли Бога о нас .

Сегодня день памяти апостола Иоанна Богослова (І–ІІ век)

 

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына
Своего Единородного, дабы всякий верующий
в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
(Евангелие от Иоанна гл.3,16)

 

 
Среди 12-ти апостолов Христовых он известен как любимый ученик Господа. Апостолу Иоанну Богослову принадлежит особое место среди избранных учеников Спасителя. Ведь он был свидетелем воскрешения дочери Яира и Преображения Господня на Фаворе. Он был рядом с Христом во время Тайной Вечери. Святой Иоанн следовал за Спасителем и когда Его, связанного, вели с Гефсиманского сада на суд к первосвященникам Анне и Каиафе. За исповедание христианской веры Иоанна приговорили к смерти, но яд, который дали святому, не причинил ему вреда. Многое из пережитого вместе с Христом отражено в Евангелии от Иоанна. На иконах апостола изображают с орлом, символизирующим высокий полет богословской мысли святого.

 


АКАФИСТ: http://kazan.eparhia.ru/bogoslugenie/akafisti/apostolam/ioannbogoslov/


Тропарь апостола Иоанна Богослова
глас 2

Апостоле, Христу Богу возлюбленне,/ ускори избавити люди безответны,/ приемлет тя припадающа/ Иже падша на перси приемый./ Егоже моли, Богослове,/ и належащий облак языков разгнати,// прося нам мира и велия милости.

Кондак апостола Иоанна Богослова
глас 2

Величия твоя, девственниче, кто повесть?/ Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления,/ и молишися о душах наших,// яко Богослов и друг Христов.

Вечная слава

"Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу"
(2 Кор. 4, 17)

Кратковременное легкое страдание производит вечную славу - каждое слово этого изречения полно глубокого смысла. Противоположность между видимым и невидимым поражает ап. Павла все более и более, и по мере того, как его мысль подымается выше, все земное постепенно исчезает из его взора и остается только одна небесная слава, покрывающая все остальное. Он называет ее даже "преизбытком вечной славы".

Наши понятия о славе вряд ли могут вместить мысль о преизбытке, это слово означает для нас как бы излишек, чрезмерную тяжесть, которая скорее может относиться к заботам, к невзгодам и испытаниям, обременяющим нас. Преизбыток славы! Не есть ли это непонятный образ? Однако же это истина. То, что составляло тяжесть нашей скорби, несомненно, преобразится для нас в преизбыток славы. Нам нужен лишь новый свет, чтобы видеть днем то, чего мы не могли различить во мраке ночи. Ту же мысль выражают слова псалма: "Пошли свет Твой и истину Твою, да приведут они меня" (Пс. 42, 3). Давид не просит о перемене обстоятельств, но о новом свете, чтобы озарить эти обстоятельства.

И ты, обремененный тяжелой скорбью, поторопись просить облегчения в просветлении, чтобы тяжесть твоя могла обратиться в будущем в преизбыток славы! Все испытания и скорби наши должны содействовать этой славе. Пройдя шесть трудовых дней, назначенных нам для борьбы и страдания, в седьмой день мы оглянемся назад, и мрак этого прошлого исчезнет, свет неземной озарит его, наше прошлое будет покрыто славою. Каждый шаг этого прошлого, как бы ни был он тяжел и труден, поведет нас к седьмому дню, дню Господню, дню отдыха, и весь этот преизбыток наших земных страданий обратится тогда в преизбыток вечной славы.

 -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Для Иисуса работать легко. Не велит Он камни носить, не велит горы разрывать и прочее сему подобное делать рабам Своим. Нет, ничего такого не слышим от Него. Но что? Любите друг друга (Ин. 13, 34). Что легче, чем любить? Тяжко ненавидеть, ибо ненависть мучает, а любить сладко, ибо любовь веселит.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783)

О злобе, гневе и раздражении

Помни, коего ты духа (Лк. 9, 55), то есть всегда и везде и со всеми будь кроток. Позаботься всеми силами души своей о кротости. Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Ах! Ты имеешь привычку и слабость — раздражаться, сердиться часто из-за пустяков, имеешь дух слабый, изнеженный, самолюбивый. Поставляй себя за ничто, попранием всех, служи всем, как в чужом теле; привыкай переносить всякие неприятности — физические и нравственные.
Когда в сердце твоем возгорится злоба против кого-либо, тогда поверь всем сердцем, что она - дело действующего в сердце дьявола: возненавидь его и его порождение, и она оставит тебя. (Не признавай ее за что-то собственное, не сочувствуй ей.) Испытано. Та беда, что дьявол прикрывается нами самими, скрывает свою голову и свой хвост, притаивается, а мы слепые и думаем, что это все делаем только мы сами, стоим за дело дьявольское, как за что-то свое, как за что-то справедливое, хотя всякая мысль о какой-нибудь справедливости своей страсти чисто ложна, богопротивна, пагубна.
Не верь сердцу своему, когда оно злобится на брата и осуждает его; скажи себе: не верю тебе, сердце, и никогда не хочу верить, потому что знаю я и убежден, что я – ложь. – Лживе сынове человечестии (Пс. 61, 10). Вот на себя я буду всегда гневаться, себя осуждать за гнездящуюся во мне ложь и разное зло: это будет и полезно и справедливо.

Праведный Иоанн Кронштадтский. (1829-1908).

Путь самоотречения

"Путем новым и живым"
(Евр. 10, 19)

То был новый путь, потому что он был путь живой. Люди часто ищут в Евангелии только способ пройти через долину смерти; они не ищут в нем помощи и указания для жизненного поприща. Но когда подходит к душе Христос, Он открывает ей "путь новый и живой". Он открывает нам, что вечность началась для нас уже теперь и что мы можем ее познать, не дожидаясь смерти. Он открывает нам, что общение с Богом достижимо для нас не только после смерти, но и в жизни, что, представляя тела наши "в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения нашего" (Рим. 12, 1), мы уже здесь, на земле, получаем Царствие Божие общением и соединением с Господом. Двигаясь, как израильтяне, среди жизненной пустыни, мы уже не можем ни голодать, ни жаждать, ибо Спаситель идет перед нами, и в Нем ежедневно дается нам та благодать, которая спасает нас, тот свет, который освещает, тот хлеб жизни и источник правды, которые наполняют и укрепляют нашу душу.

Без благодати Божией, без веры и любви мы шли путем греха, путем себялюбия, наслаждений, легкомыслия, широким путем, не ведущим в Царство Божие! Путь новый - есть путь отречения от себя, любви к ближним, путь узкий, часто тернистый. По нему мы должны идти под бременем креста, но он приведет нас к Господу. И светлая надежда на жизнь вечную, на соединение с Господом поддержит нас на этом пути.

Идя по Его стопам, мы не можем сбиться с дороги. Опираясь на Него, мы не ослабеем в пути. Он есть "путь и истина, и жизнь" (Ин. 14, 6). Только бы открыты были глаза наши, только бы не дремало сознание наше, только бы всю жизнь мы искали и желали этого пути.

Господи! Неужели я отдамся Тебе только в смертный мой час? Покажи мне путь живой. Научи меня той святой жизни, которая отдается Тебе уже в Вифлееме, и далее в Назарете, и на Голгофе! Помоги мне идти с Тобою по пути живому; даруй мне среди моей земной жизни могущество бессмертия. Научи меня отказаться всецело от своей воли, покорив ее воле Твоей. Среди труда, среди забот, среди борьбы, в часы безмолвной скорби, в горе и в радости, в болезни и в здоровье, в нищете и в довольстве помоги мне отдаться всецело Тебе, сказав: "Отче! в руки Твои предаю дух мой" (Лк. 23, 46), - тогда моя земная жизнь будет живым путем к небу!

Притча

В далёкую-далёкую старину, ещё до того как Андрей Первозванный проходил этими местами, но уже после потопа. Люди, которые остались в живых забрались на горы, но с годами спустились к морю на равнины занялись земледелием и рыбной ловлей. Благо климат южного берега располагал к этому. Произрастало практически всё, плодовые деревья, виноград, инжир. Люди жили в полном достатке, гуляли по праздникам, пили вино, веселились, размножались.
Сам Господь Бог любил бывать в этих местах. Пролетая над поселениями, любовался, как люди возделывали сады и виноградники.
Люди начали забывать о страшном потопе, обживались хозяйством, богатели, пьянствовали, гуляли. Поколения менялись и люди за суетой, благополучием совсем забыли Бога. Храмы пришли в запустение, заросли травой и кустарником. Однако урожая с каждым годом становилось всё больше. Посаженые деревья начинали плодоносить, овцы плодились, частые праздники переросли в сплошное гуляние, пьянство, разврат, одним словом в сплошной грех.
Увидел это Бог, позвал к себе одного из Ангелов и повелел ему закидать то селение камнями ибо наказание за грех — смерть. Ангел сказал:
— Я исполню твою волю Господи, но я знаю и смолчать не могу. Живёт там одна семья у самого берега моря, знают тебя Господи, почитают, все праздники и каноны чтят, с именем твоим встают и ложатся спать, живут по завету твоему. Вон их дом, нет в доме том ни пьянства ни блуда. Они ведь тоже погибнут под грудой камней, что я обрушу на них?
— А на тот дом кинь самый большой камень: они знают меня, но не кому про меня не рассказывают, закроют дома ставни и двери и молятся мне, желая спасти свои души. В первых вины меньше вижу, поскольку они меня и не знали никогда, и им про меня никто не рассказывал.
Так и поступил Ангел, забросал селение камнями, отломил верхнюю часть одной из близлежащих гор и бросил в тот дом. И этот камень стоит и поныне, как напоминание, что спасти душу в одиночку невозможно.

Безвестный подвижник.История - притча.

Однажды сельский священник приехал по делам в Москву. Утомившись с дороги, он зашел в столовую, оплатил обед, но забыл про столовые приборы. Пришлось оставить еду на столе… Возвратившись, он видит такую картину: на его месте сидит незнакомец и невозмутимо кушает его щи. Что делать? Прогнать наглеца было бы не по-христиански. И батюшка, являя образец смирения, берет чистую тарелку, отливает себе половину щей, аналогичным образом поступает со вторым и компотом. Но вот трапеза подошла к концу, и незваный гость, не поблагодарив батюшку за оказанную любезность, уходит восвояси. Батюшка тоже направляется к выходу, но вдруг слышит за спиной грозный окрик: «Гражданин!» Он оборачивается и видит, что перст сотрудницы общепита указывает на стол в другом зале, на котором остывает, никем не тронутый, батюшкин обед. Кто же был этот безвестный подвижник, который безропотно позволил священнику разделить с ним незатейливую трапезу? Об этом история умалчивает.

Хлеб небесный

"И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам своим, а ученики народу"
(Мф. 15, 36)

В духовном мире, как и в вещественном, нередко второстепенные причины управляют событиями. Спаситель умножил хлебы, но не Сам раздал их толпе. Он передал их сперва ученикам, и таким образом божественный дар не перешел непосредственно к ожидающей толпе, но через Его посредников.

Так бывает и с нами. Господь насыщает нас Своею пищею, но предлагает нам эту пищу очень часто в земных сосудах. Он посылает ее посредством испытаний, тяжелых перемен в нашей жизни и часто самым незаметным, самым обыкновенным способом. Каждый день, каждый час, каждое мгновение мы соприкасаемся с этими орудиями, посланными свыше. Весь жизненный опыт, какою бы ценою он ни был куплен, с какой-нибудь стороны нас воспитывает, так же как воспитывают нас и соприкосновения с людьми, которые встречаются на нашем пути. Хлеб небесный доходит до нас, проходя через бесконечное число рук человеческих.

Господи! Преврати и меня в одно из Твоих орудий - действуй через меня. Я бы хотел сознательно напитать алчущего Твоим хлебом, подкрепить его Твоею силою, я бы хотел взять в мои недостойные руки Твой хлеб и раздать его нуждающимся.

Дай мне только глубоко и смиренно осознать, что собственного запаса я не имею, что сух тот хлеб и нечиста та вода, которые бы я от себя хотел предложить ближнему; поэтому покажи мне, как я нищ, научи меня простирать руки сперва к Тебе, а потом уже к брату моему, чтобы передавать ему не мое, а Твое!

Скорбей у Бога не проси, а пошлет – терпи.

Скорбей у Бога не проси, а пошлет – терпи.
Кому нужно и полезно понести скорбь, то вся мудрость Соломона не поможет. Потому что мудрость и совет научают, а скорбь выбаливает страсть или грех.
Будет, пожалуй, мало скорбей – тогда будет мало и приобретения, мало обучения. А уж это плохой купец, который радуется, что на торгу мало народа и его мало тревожат требователи и продавцы! К тому ж ты и сама настолько созреваешь опытом, что доходишь до удивления: отчего это те же скорби теперь кажутся иными? Потерпи-ка, постарей, приглядись и увидишь, что на деле многое не таково, чем нам кажется на вид.
Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ. Значит и мы, если хотим умертвить свою смерть, должны умереть произволением.
Потому и велики святые, что научились духовной мудрости от опыта и боли сердечной. Даждь, сказано, кровь и приими Духа.

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824-1894)

Об одиночестве.

.......В завершение расскажу вам об одном человеке, который никогда не знал, что такое одиночество. Ему посвящена одна из бесед старца Емилиана. Это был сельский священник, всю жизнь проведший в одном из небольших селений в Греции. Его звали отец Димитрий, он был человек простой, малограмотный. Но сердце его было широко раскрыто для ближних и преисполнено любви.
Как рассказывает старец Емилиан, батюшка Димитрий бежал на помощь к каждому человеку, за все считал себя ответственным. Едва что-то случалось в селении, он брал посох и говорил себе: «Поторапливайся, отец Димитрий, опять диавол вселился в нашу деревню».
Он сердился на себя, когда забывал чьи-то имена во время молитвы и тогда шептал: «О здравии начальника автобусной станции… и того врача…»
И за его открытое, любвеобильное сердце Господь слушал его так, как слушает Он великих святых. Однажды отец Димитрий потребовал от
святого Георгия, чтобы вновь забил высохший источник в деревне. И когда вода забурлила, то просто сказал: «Ага, святой Георгий, ну спасибо, благодетель ты наш!» Дерзновение его было таково, что он нередко обещал своим духовным чадам: «И после смерти я буду приходить к вам и помогать. Как позабуду я своих духовных чад!»
Может быть, кто-то подумает: «Да, наверное, все это правильно, но сразу все запомнить и во всем разобраться будет нелегко. Нет ли какого-то универсального совета, который всегда можно было бы держать в голове?» Есть. Это прекрасное по наглядности поучение аввы Дорофея. Представьте, сказал он, что наш мир — это круг. Центр этого круга — Господь, а пути человеческие — радиусы, сходящиеся в центре. Чем больше человек стремится в центр, то есть к Богу, тем ближе он оказывается и к другим людям. Это путь молитвы. А чем ближе он становится людям, тем ближе оказывается и к Богу. Это путь отречения от себя ради ближнего. Одиночество — край окружности. Начнем двигаться к центру


Читать полностью
http://www.pravmir.ru/seti-odinochestva/