Записки на полях души. Игумен Валериан (Головченко)

Игумен Валериан (Головченко)




Такой вот «рай»…

Рассказал один монах:

«Приснилось мне как-то, что я умер! Вижу рядом с собой кого-то светлого. Он стоит рядом, но разглядеть лица не могу. Это мой Ангел-Хранитель, подумалось мне. И вот, приводит он меня в какое-то помещение, по виду как бы склад. Меня очень удивили те вещи, которые я увидел на полках. Большие бутыли с водой и пачки свечей. Корзиночки с яблоками и пасхальными куличами. А рядом магнитофоны, телевизоры, музыкальные центры!

— Что это? Где это мы? — спросил я своего спутника.

— А это рай, — произнес он.

— Да какой же это «рай»? Это «лабаз» какой-то! — усомнился я.

— Это «рай современного благочестия» — потребительской веры, — послышалось в ответ. А строгий голос моего спутника продолжал:

— Слушают церковные песнопения на дисках и кассетах, а сами не молятся! Смотрят службы по телевизору, а в церковь — ни ногой! Бидонами набирают святую воду, святят яблоки и яйца, но никогда не исповедуются и не причащаются! Этим потребительским отношением к своей вере и надеются оправдаться на Страшном Суде. Вот эти предметы благочестия и заслужили рай!

— А их хозяева?

— А их хозяева… — и Ангел горько зарыдал».


Пасхальные трубы

Зимой неожиданно лопнула труба — дом остался без отопления.

— Халтура! — заявили возмущенные жильцы мастеру ЖЭКа.

— Нет! — ответил он, — у меня халтурщиков нет. Все работают отлично, невзирая ни на какие обстоятельства. Я ведь помню: эти трубы мои ребята старательно варили в прошлом году, на Пасху. Даже от выходного отказались!


Несовместимость

Ревность не по разуму — это как «снотворное со слабительным»! Результат почти такой же.


Разумом и Духом

После вечерней службы возвращаюсь домой из монастыря. Неожиданно вечернюю тишину пронзили девчачьи визги. Так молодые паломницы выражали эмоции. Ну, это уж никуда не годится! Решил сделать замечание.

Мимо проходит строгой жизни немолодой архимандрит. Ну, думаю, он им сейчас задаст! Обгоняя батюшку, поделился с ним своим рассуждением о бесчинных криках. А он лишь улыбнулся и кротко заметил: «Так ведь они молодые. Может, их, напугал кто?». И пошел своей дорогой.

Прочитал девушкам «сахариновую мораль» о благочестивом паломничестве и призвал к покаянию. Выслушав их извинения, спросил: «А чего визжали-то?»

Оказалось, их сильно перепугал вылезший из кустов местный бродяга. Вот те раз! Я то все мыслил по «разумному рассуждению», а батюшка сразу все понял по Духу Христовой любви.

Объятия Отча…

Рассказал один монах:

«Есть вещи, о которых больно вспоминать. Но, может, кому-то пригодится.

Когда живешь рядом со священником длительное время, чувство благоговения перед священным саном притупляется. Моим соседом по семинарской комнате был один иеромонах. Со временем я, простой семинарист, стал позволять себе довольно дерзко делать ему замечания, сообразно своему мнению о благочестии: «Тоже мне монах — и построже видели, тоже мне пастырь — и ревностнее встречали!». В очередной раз, сильно рассердившись, я напустился на батюшку.

— Да ты на себя в зеркало посмотри! Тоже мне «старец»! Митру он себе заготовил, «архымандрыд»! — с этими словами я достал из шкафа неудачную заготовку для митры, числящуюся в батюшкином «стяжании».

Я подошел к сидящему на кровати иеромонаху, и нахлобучил ему на голову эту «митру». Потом набросил на его плечи одеяло, соорудив подобие фелони. И собирался взять зеркало, чтобы дать ему полюбоваться на результат своего глумления. Еще раз взглянув на своего соседа, я замер.

Передо мной сидел Он. Поруганный мною Христос, чей образ несет любой священник, сидел и грустно улыбался, глядя на мое безумие. Для полноты евангельского образа мне оставалось лишь плюнуть Ему в лицо и надавать пощечин! И, казалось, чей-то шепот за левым плечом подсказывал мне слова поругания: «Радуйся, „архымандрыд“! Радуйся, Царь Иудейский!»

Я до сих пор не могу без слез вспоминать о том, как батюшка обнял меня рыдающего и тихо повторял: «Бог тебя простит!»

В тот вечер я понял, что значит Священство…

Дурачок

— Да он в этом монастыре как «деревенский дурачок».

— В такой хорошей «деревне» даже «дурачком» быть отрадно!


Рясофорные бомжи

В поминальные дни наблюдается обилие «рясофорных бомжей». Наряду с настоящими священниками кладбища подвергаются нашествию ряженых проходимцев. Они недорого предлагают всем желающим свою пародию на заупокойную службу.

Но самое страшное, что спрос на это беззаконие есть! Многих людей не интересует молитва. Им нужен сам факт совершения обряда. Неважно кем — православным священником, раскольником, расстригой или просто самозванцем. А ведь не будет греха в том, чтобы спросить батюшку, кто он и откуда.


Подвиги

Истинные подвиги посылает нам Господь, а ложные мы выдумываем сами. Не обязательно спать на сырой земле вниз головой всего 2 часа в сутки. Можно просто регулярно выносить мусорное ведро.


«Да плачуся дел моих горько»

На первой седмице Поста я смотрел сериал. За четыре вечера под пение монастырского хора мне показали мою глупую, непутевую жизнь. Я смотрел на прожитые дни и плакал…


«Неприветливый» старец

Не жаловал меня один архимандрит.
Во всяком случае, часто так казалось.
При каждой встрече колко попрекал меня за что-то.
А я же, не найдя своей вины, старался избегать его.
Мол: «Что пристал? Иди своей дорогой!»
Но, стоило лишь раз смириться мне.
Как старец сразу подобрел и стал приветлив.
Ведь раз за разом он просто «проверял меня на вшивость».
А я проверку ту никак не проходил!
Когда же я смирил свою гордыню.
То получил в награду лишь пару слов.
Слова те были золота дороже -
В них мудрость Духа и большое назидание…


Секрет поражения

Если бы великому боксеру Мохаммеду Али предложили выйти на ринг в пост Рамадан, да еще в канун праздника Ураза-Байрам, он бы отказался. Мол, не для того Кассиус Клей принял ислам и стал «Великим Али», чтоб хулить свою веру. Даже за большие деньги.

Если же православный боксер вышел на ринг в канун Пасхи, когда Церковь поет «Да молчит всякая плоть человеча…», то стоит ли удивляться плачевному результату?


Любой вопрос, да не любой ответ

— Батюшка! Правду ли говорят, что вы на любой вопрос ответить можете?

— Правда! Но знаю, что за любой ответ я буду отвечать.


Тросточка

На войне важно не «выжить» — очень важно остаться Человеком.

Недавно был в гостях у одного знакомого. Еще в прихожей заметил элегантную складную трость — этакий символ щегольства. Захотелось рассмотреть ее поближе. Но едва я протянул к ней руку, как тотчас же был одернут хозяином дома:

— Не трогай, пожалуйста. Это фронтовой трофей, семейная реликвия. Дед привез эту трость с фронта, и до сих пор никому не позволяет прикасаться к ней. Говорит, она дорога ему как память.

Я был столь заинтригован, что попросил приятеля удовлетворить мое любопытство. Истории военного лихолетья меня интересовали всегда. Но в этот раз я узнал нечто особенное.

Приятель поддался моим уговорам и пересказал мне ту историю «реликвии», которую он, очевидно, не раз слышал от деда:

«Это было в начале весны 1945 г. в Германии. Еще гремели бои, но всем уже было ясно, что война скоро закончится. Наши войска рвались к Берлину, круша на своем пути гарнизоны небольших аккуратных немецких городишек.

На окраине одного из таких городков мы вступили в бой с какой-то немецкой частью. Мое внимание сразу привлек вражеский офицер — в его руке была изящная тросточка. Передвигаясь довольно быстро, он, все же, опирался на нее при ходьбе. Очевидно, сказывались последствия недавнего ранения.

— Когда будем их бить, офицера не трогайте. Он мой, — сказал я своим ребятам. Тросточка мне очень приглянулась — хороший сувенир. Я уже представлял, как буду смотреться с ней в гражданском костюме после войны.

В бою я лично «прихлопнул» этого немца. Хромой фриц верещал свое «нихт шиссен», пытаясь сдаться в плен. Больно нужен мне был пленный! А вот тросточка — в самый раз!

Так и привез я свой «трофей» с войны. С тех пор с ним не расстаюсь. Теперь она мне по-стариковски положена. А щеголеватостью своей вроде и молодости мне прибавляет».

Дослушав этот рассказ, я сидел молча. Что можно было сказать? Я услышал страшную правду о том, как человек одним поступком попрал всю воинскую доблесть, все ратные подвиги совершенные им ранее. Как солдат, уничтоживший много врагов, вдруг водночасье превратился в банального убийцу. В том бою он убивал не за Родину, не защищал жизнь своих близких. Он убил человека, чтобы отнять тросточку. Мне стало жаль его. Как жаль и убитого немца, расставшегося с жизнью из-за ничтожной вещи.

— Ты подожди, скоро дед придет. Может и разрешит тебе трость рассмотреть, — предложил приятель.

— Нет, не стоит, — отказался я. Встречаться с его дедом мне не очень хотелось. А прикасаться к трости было просто мерзко.


Много живых

В фильме «Горячий снег» есть такой эпизод:

Изрытое воронками поле боя. Изувеченные тела людей, горящие вражеские танки. В живых — никого. Но ведь одно орудие стреляло! Стреляло до самого конца, остановив врага.

Запыхавшийся ординарец подбегает к генералу: «Нашел! Живые! Много живых!» У последней уцелевшей пушки горстка бойцов. Уставшие, израненные, но живые! Живые на поле смерти. Сражавшиеся из последних сил и победившие, остановившие врага.



Весь мир, как это поле боя. Силы тьмы идут лавиной. Воздух наполнен смрадом поверженных душ и горящих чудовищ. И, порою, кажется, что живых защитников правды Божией совсем не осталось.

Но вот приходишь в монастырь и видишь: монахи и миряне, батюшки и прихожане — как горстка офицеров и солдат у последнего орудия. Они тоже уставшие и израненные. Но они ведут этот бой с диаволом не отступая и не сдаваясь. И будут вести его до конца времен, ибо они: «Живые! Много живых!»


Ранее опубликовано: ОТРОК.ua № 4 (9)

Не испытывай судьбы Божии. Притча старца Паисия Святогорца



Один подвижник, видя неправду, существующую в мире, молил Бога и просил открыть ему причину, по которой благочестивые и праведные люди попадают в беды и несправедливо мучаются, в то время как неправедные и грешные обогащаются и живут спокойно. Когда подвижник молился об откровении этой тайны, услышал голос, который говорил: - Не испытывай того, чего не достигает ум твой и сила знания твоего. Но, поскольку ты просил узнать, спустись в мир и сиди в одном месте, и внимай тому, что увидишь, и поймешь из этого опыта малую часть из судов Божиих. Услышав сие, старец спустился в мир и пришел к одному лугу, через который проходила проезжая дорога.

Неподалеку там был источник и старое дерево, в дупле которого старец хорошо спрятался. Вскоре подъехал один богатый на лошади. Остановился у источника попить воды и отдохнуть. Когда напился, вынул из кармана кошелек с сотней дукатов и пересчитывал их. Закончив счет, хотел положить на место, но не заметил, и кошелек упал в траву.

Вскоре пришел другой прохожий к источнику, нашел кошелек с дукатами, взял его и побежал полями.

Прошло немного времени, и показался другой прохожий. Будучи усталым, остановился он у источника, набрал водички, вынул хлебушка из платка и стал есть.

Когда бедняк тот ел, показался богатый всадник и с изменившимся от гнева лицом набросился на него. Бедняк, не имея понятия о дукатах, уверял с клятвой, что не видел такой вещи. Но тот, как он был в сильном, начал его хлестать и бить, пока не убил. Обыскав всю одежду бедняка, ничего не нашел и ушел огорченный.

Старец тот все видел из дупла и удивлялся. Жалел и плакал о несправедливом убийстве, молился Господу и говорил:

- Господи, что означает эта воля Твоя? Скажи мне, прошу Тебя, как терпит благость Твоя неправду? Один потерял дукаты, другой их нашел, а иной убит неправедно.

В то время, как старец молился со слезами, сошел Ангел Господень и сказал ему:

- Не печалься, старец, и не думай от досады, что это произошло якобы без воли Божией. Но из того, что случается, одно бывает по попущению, другое для наказания (воспитания), а иное по домомстроительству. Итак, слушай.

Тот, кто потерял дукаты - сосед того, кто их нашел. Последний имел сад, стоимостью сто дукатов. Богатый, поскольку был многостяжателен, вынудил отдать ему сад за пятьдесят дукатов. Бедняк тот, не зная, что делать, просил Бога об отмщении. Поэтому Бог устроил, чтобы воздалось ему вдвойне.

Другой бедня, утомленный, который ничего не нашел и был убит несправедливо, однажды сам совершил убийство. Однако искренне каялся и всю остальную жизнь проводил по-христиански и богоугодно. Беспрерывно просил Бога простить его за убийство и говорил: "Боже мой, такую смерть, какую сделал я, ту же самую дай мне!" Конечно, Господь простил его уже с того момента, когда он проявил покаяние. Так, услышав его, Он позволил умереть ему насильственным способом - как тот Его просил - и взял к Себе, даже даровав ему сияющий венец за любочестие!

Наконец, другой, многостяжатель, потерявший дукаты и совершивший убийство, наказывался за его любостяжание и сребролюбие. Попустил ему Бог впасть в грех убийства, чтобы заболела душа его и пришла к покаянию. По этой причине он сейчас оставляет мир и становится монахом.

Итак, где, в каком случае, видишь ты, что Бог был неправеден, или жесток, или безжалостен? Поэтому в дальнейшем не испытывай судьбы Божии, ибо Тот творит их за неправду. Знай также, что и многое другое совершается в мире по воле Божьей, по причине, которую люди не знают.


Старец Паисий Святогорец.

Божественная литургия на Площади Свободы г.Харьков.

8 мая 2011 года
http://www.eparchia.kharkov.ua/readnews/388



В Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, на Площади Свободы г. Харькова прошло праздничное богослужение, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, сонма архиереев и духовенства.

Впервые Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Харькове совершил Божественную литургию, впервые в истории Харькова богослужение проводилось на Площади Свободы (бывшей Площади Дзержинского).

Соборное богослужение проходило при большом стечении верующих, которые, несмотря на шедший утром дождь и прохладную погоду, пришли помолиться вместе со Священноначалием о ниспослании Божиего благословения нашему народу. Перед самым началом богослужения дождь прекратился, первые лучи солнца стали пробиваться сквозь тучи ко времени евхаристического канона, а во время пения молитвы «Отче наш» ясный свет солнца согрел землю.

По заамвонной молитве Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир обратился к Его Святейшеству, Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу со словами благодарности за визит в Харьковскую епархию и первосвятительскую молитву, которую Его Святейшество разделил с епископатом, духовенством и верующими. На молитвенную память Блаженнейший Митрополит Владимир преподнес в дар Его Святейшеству икону святителя Спиридона Тримифунского, которого Церковь почитает наравне со святителем Николаем Чудотворцем.

Затем слово взял Высокопреосвященнейший митрополит Никодим. Владыка Никодим сердечно поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла и Блаженнейшего Митрополита Владимира за тот труд, который им пришлось понести во время переезда и пребывания в Харьковской епархии, за их духовное благословение и святительские молитвы вместе с народом Слобожанщины.
Высокопреосвященнейший владыка Никодим также отметил, что день, в который совершилась эта соборная служба, - день памяти святых жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, которые принесли Господу при его земной жизни, а также после Его Крестных мук и смерти достойные дары, за что Господь их духовно укреплял, а Святая Церковь прославила их в лике святых.
Обращаясь к Святейшему Патриарху, Владыка Никодим сыновне попросил его, а также Блаженнейшего Митрополита Владимира простирать Первосвятительский омофор над Богом хранимой Слобожанщиной во имя единства в духе Святого Православия, развития и процветания братских народов Украины и России.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ко дню Ангела и отмечаемому 90-летнему юбилею митрополита Никодима преподнес ему в дар памятные крест и панагии.
После чего Святейший Патриарх обратился ко всем со словом, в котором указал на жизнь и труды митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима как на единый путь, наполненный святой верой и ревностью о славе Святой Православной Церкви.
Также Патриарх особо поздравил всех женщин с днем памяти святых жен-мироносиц. Его Святейшество отметил, что в трудные для Церкви советские годы именно бабушки, матери, сестры хранили православную веру и передавали ее дух своим мужьям и детям.

Святейший Патриарх Кирилл пожелал Харьковской епархии и в целом всей Украине процветания и укрепления в святой вере, скорейшего преодоления последствий церковного раскола.
В заключении Святейший Патриарх трижды обратился ко всем с пасхальным приветствием: «Христос воскресе!».

Крупицы духовной мудрости.

Не будь безрассуден в прошениях твоих, чтоб не прогневать Бога малоумием твоим: просящий у Царя царей чего-нибудь ничтожного уничижает Его. Израильтяне, оставив без внимания чудеса Божии, совершенные для них в пустыне, просили исполнения пожеланий чрева — и еще брашну сущу во устех их, гнев Божий взыде на ня (Пс. 77, 30—31). Ищущий в молитве своей тленных земных благ возбуждает против себя негодование Небесного Царя. Ангелы и архангелы — эти вельможи Его — взирают на тебя во время молитвы твоей, смотря, чего просишь ты у Бога. Они удивляются и радуются, когда видят земного, оставившего свою землю и приносящего прошение о получении чего-нибудь небесного; они скорбят, напротив того, на оставившего без внимания небесное, и просящего своей земли и тления.
Свт. Игнатий Брянчанинов

Ведите детей в храм

"Родители принесли Младенца Иисуса в храм"
(Лк. 2, 27)
"Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним"
(Мк. 10, 13)

Примеру этих благочестивых родителей, принесших Младенца Иисуса в храм, этих матерей, которые приводили детей к Иисусу, должны бы следовать все родители христиане. В этом - основа всякого воспитания. Ведите детей ваших в храм правды и любви, посвятите их Господу, отдайте на служение Ему с малолетства; в ваших горячих молитвах приносите их в жертву Богу живому, передайте их всецело в Его руки - и сердце ваше будет спокойно за них, и благословение свыше снизойдет на них.

Он, Всемогущий, остается навеки Тот же. Принявший тогда с любовью и благословением малых детей остается и поныне Тем же любящим Отцем. Он невидимо стоит среди каждой семьи, и чистые детские души Ему особенно близки. С самых ранних лет ведите ваших малюток к Нему; на нежную ниву детского сердца бросайте семена слова Божия. Пусть дети ваши всегда видят перед собою светлый лик Спасителя и привыкают прибегать к Нему во всякой нужде, во всяком горе. Не допустите детей расти без сознания Его близости. Пусть они чувствуют себя всегда под сенью Его присутствия и, сильные этим сознанием, будут вооружены против всех ожидающих их в жизни искушений.

В современной жизни, как и тогда, при земной жизни Спасителя, найдутся люди, которые будут препятствовать вам в вашем желании привести к Иисусу ваших детей. В холодном течении неверия и равнодушия вы встретите отпор вашему стремлению, но не смущайтесь, не поддавайтесь ему и знайте, что нигде дети ваши не будут безопасны, как только у Того, Кто сказал: "Пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им" (Мк. 10, 14).

Блаженны родители, наставники, которые, помня эти слова, не колеблясь понесут к Спасителю свое лучшее сокровище!

Возложи на Господа печаль свою...

"Оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша"
(Ис. 30, 15)

Мы часто воображаем, что заботы и бремена наши должны быть сопряжены с угнетением и тревогой. Мы не понимаем и часто осуждаем тех, которые относятся спокойно к горестям жизни. Несомненно, нельзя не чувствовать до некоторой степени бремени возложенных на нас забот. Сознание этой тяжести неизбежно, но не должно отнимать у нас способность ощущать радость и пользоваться лучами света, посланного нам. Чрезмерная озабоченность и уныние не только не облегчат исполнение нашего долга, но принесут нам вред. Дух суеты и постоянной тревоги отнимает у нас те силы, которые мы можем почерпнуть только в духе кротости и уповании на Бога. Только невозмутимый дух полного подчинения Богу даст совершенный мир душе, необходимый для успешного труда. В этом духе, который даруется нам свыше, мы трудимся не отдельно от Бога, а в общении с Ним.

Часто кидаясь во все стороны в суете и тревоге, мы стараемся исполнить то, что кажется нам нашей обязанностью, и дело как будто валится из наших рук. Лучше было бы иногда заменить эту суету уединением и молитвой, возложив на Господа непосильное бремя. Надеясь только на собственные силы, мы не можем исполнить нашей задачи. Лишь ободренные любовью Божией могут надеяться на совершение дела. Оно будет делом Божиим, которому мы послужим верным орудием.

8 мая - праздник святых жён-миронисиц.

Протоиерей Андрей Ткачев: «Что христианство подарило женщине?»

Жены-мироносицыМиф о том, что женщина в Церкви — существо «униженное и оскорбленное», увы, отвернул от церковного порога немало дочерей Евы. Наш разговор с отцом Андреем Ткачёвым — о высоком призвании женщины, о замысле Создателя о ней, о ее духовных дарованиях. Слова отца Андрея, несомненно, внесут новые краски в наше понимание женского служения.

— Начнем с начала, т.е. с сотворения человека. Не кажется ли Вам унизительной история о создании женщины из мужского ребра?

— Эта история очень красива. Если Адама Господь сотворил из неоформленного материала — земли, то творение женщины — это творение лучшего из хорошего. Для Евы Адам был и мужем, и отцом. Отчасти в этом заключается непреодолимое влечение женщины к браку, стремление достичь полноты бытия. Мне вспоминается одна еврейская агада, т.е. притча, о сотворении женщины. В ней говорится, что Господь не создал жену из уст мужа, чтоб не была болтлива, из глаз — чтоб не была завистлива, из ушей — чтоб не была любопытна. Создал же из ребра как из части тела, близкой к сердцу мужа и закрытой плотью, т.е. никому не видной. Это толкование мне нравится больше, чем расхожая шутка о ребре как о единственной кости без мозга. Хотя, продолжает агада, женщина не избежала ни болтливости, ни зависти, ни любопытства. Но замысел Божий был в том, чтобы жена была не видна для окружающих и максимально близка к своему супругу. Здесь нет ничего унизительного. Наоборот, здесь много похвального для женщины, и сам факт такого сотворения определяет жизненную роль Евы.

— Видимо, после того, как Ева стала первопричиной грехопадения, многое в ее предназначении поменялось…

— Предназначение женщины и было, и осталось одним — давать и сохранять жизнь. Интересно то, что грехопадение произошло с безымянной женщиной. Только мужчина имел имя — Адам. Женщина же приобрела имя после первых родов. Родив Адаму первенца, жена была названа мужем Евой — с евр. «жизнь», ибо она стала матерью всех живущих. Святитель Филарет (Дроздов) задается вопросом: «Не странно ли, что имя „жизнь“ дается той, которая стала причиной смерти?» И отвечает, что «Адам, называя жену Евой, пророчествует о Богородице, которая станет матерью истинной Жизни и исправит Евину ошибку…»

— Подождите, батюшка, многим читателям, может быть, непонятен смысл понятия «грехопадение». Что же произошло в Эдеме и каковы последствия той трагедии?

— Произошло нарушение заповеди Божией. Заповеди были (и есть) повелительные и запретительные. К примеру: чти отца и мать — повеление, не убий — запрет. В Раю было нечто подобное. Было повеление возделывать и хранить Эдемский сад — и запрет вкушать от одного из деревьев. Запретом Бога первозданные люди пренебрегли.

Первой преступила запрет женщина. Она легкомысленно вступила со змеем в беседу, и это уже было началом греха. Наверное, с тех пор женщина «любит ушами» и более всего поддается лести и словесному обольщению. В Библии Бог, наказывая Адама, говорит ему, что наказание пришло за то, что «ты послушался голоса жены твоей». Если помните, в евангельском повествовании о браке в Кане Галилейской есть диалог между Христом и Его Матерью. Богородица говорит Сыну: «Вина у них нет». А Христос отвечает: «Что мне и Тебе, жено? Еще не пришел час мой». Так вот, святитель Игнатий Брянчанинов видит в этом диалоге исправление Христом Адамовой ошибки. На предложение Евы Адам должен был ответить отказом: «Что мне и тебе, жена? Нам еще нельзя есть от этого дерева». Адам же послушался жены, и угроза Божия «смертью умрете» не замедлила проявиться в согрешивших прародителях. Телесно они умерли спустя огромный промежуток времени, но духовная смерть поразила их мгновенно. Они лишились славы Божией и увидали себя нагими. Совесть родила страх перед Богом, которого раньше они не знали, и бедная супружеская чета «скрылась», безумствуя, от Всевидящего Ока в зелени Рая. Потом вместо покаяния началось самооправдание, сваливание вины Адамом на Еву, Евой — на змея, и вслед за этим — справедливый суд Божий. Люди, лишившиеся внутреннего блаженства, были лишены блаженства внешнего. Грех вошел в сердце, и грех выгнал их из Рая. Эта история жизненно касается каждого человека, и каждый из нас может ощутить сердцем внутреннюю правоту этой истории и грандиозность совершившейся трагедии. Вопреки расхожему мнению, ничего общего с половыми отношениями мужа и жены и грехопадением нет. Половая жизнь людей началась после изгнания из Рая.

— Человек был создан по образу и подобию Божию. А женщина, согласитесь, тоже человек. Как же это понимать?

— Много недоразумений возникает при плотском понимании сотворения человека по образу Божию. Творение по образу вовсе не означает, что Бог человекоподобен. Это значит, что человек богоподобен, и богоподобие это проявляется в разумности, словесности человека (человек, как и Бог, имеет слово). Человек был поставлен царем над всей тварью, и царское достоинство тоже является проявлением богоподобия. Так что не стоит представлять Господа старичком, сидящим на облаках, хотя эта иллюзия и подпитывается неканоническими иконописными изображениями. Следует думать, что как мужчина, так и женщина в своей духовной природе одинаково наделены образом Божиим: им одинаково доступны таинства Церкви, молитва, духовные дарования.

— Почему же тогда женщине нельзя быть священником?

— Сам Господь, воплотившись, был мужем, и священник является образом воплотившегося Господа. У женщины другое послушание. В силу физических и психических отличий от мужчины крест священства для женщины невыносим, так же как невыносим и невозможен для мужчины крест материнства. Повторяя одного из философов ушедшего века, можно сказать, что женщина религиозно гениальна и в религии она — сильный пол, но эта сила и гениальность доходят до некого предела и дальше перейти не могут. Мужчине же Бог открыл большую перспективу духовных стремлений и возможностей. Как и апостолы, священники всегда были и будут в Церкви только мужского пола. Это как бы невысказанная заповедь.

— Что значит невысказанная заповедь?

— Смотрите. Господь сотворил одного мужчину и одну женщину. Не двух мужчин или одну женщину и не трех женщин и одного мужчину. Тем самым давая понять, что моногамия есть единственно нормальное состояние человека в браке. Слова сказаны не были, но сам факт творения красноречиво говорит о замысле Божием. Так же и со священством: избрав в ближайшие ученики и сотаинники только людей мужского пола, даровав им власть «вязать и решить», учить и крестить, Господь установил закон церковной жизни: священствует мужчина.

— Тем не менее, в древней Церкви существовал институт диаконис…

— Слово «диакониса» в данном случае нужно понимать буквально, т.е. «служительница». Это не женский вариант диаконского современного служения. Диаконисы древности помогали священникам при крещении женщин, могли выполнять послушания, связанные с уходом за больными и старыми, распоряжением церковным имуществом — не более того. Ничего связанного с литургией и проповедью диаконисы не выполняли. Если уж выискивать прецеденты в истории с целью возвеличить женщину, то гораздо полезнее обратить взор на тех христианок, которых Церковь назвала равноапостольными, например, святую Ольгу или святую Нину. Их труды на благо Церкви были столь грандиозны, что плодами этих трудов являлось приобщение ко Христу многих тысяч душ. Но даже в этом случае они действовали силою слова, содействием государственных и общественных институтов, силою власти, но никак не священнодействиями. Им нужны были священники, закрепляющие и продолжающие их дело. Ольга имела их из Византии, Нина — из Антиохии. Без пастырей и помощников труды этих жен так и остались бы незавершенными.

— Вы цитировали древнюю еврейскую агаду. Но если древние иудеи так тонко понимали замысел Божий о человеке, почему же отношение к женщине у них было таким пренебрежительным?

— Все исковеркал грех. Причем жизнь показывает нам, что грехи религиозных людей иногда бывают страшней и изощренней грехов людей, не знающих Бога. Знавшие Бога евреи своими беззакониями во многом превзошли язычников. На одном из еврейских сайтов в интернете я прочел мнения разных раввинистических школ о разводе. Так вот, до сегодняшнего дня некоторые раввины разрешают разводиться мужу с женой, если жена ела на улице или зевнула при посторонних! До такой степени извратилось религиозное сознание евреев очень давно. И противоположные примеры являются скорее исключением. Но подчеркну, что это касается религиозных, а не светских евреев, то есть таких, которые руководствуются в жизни Талмудом и учениями своих мудрецов.

В моей жизни был период преподавания в школе христианской этики. Я работал как учитель, получал зарплату, регулярно ходил на уроки. Темы занятий в 9…11 классах часто соприкасались с темой пола и брака. Эта тема всегда находила живой отклик у ребят, и занятия проходили интересно и увлекательно. Однажды мы читали библейское повествование о спасении Лота из Содома. Если помните, то Библия рассказывает о том, что жители Содома, увидавши ангелов, пришедших к Лоту, захотели познать их (ангелы имели вид обычных людей и развратникам были интересны как незнакомцы). Так вот, Лот, желая сохранить гостей неприкосновенными, предложил содомлянам двух своих дочерей, не познавших мужа, сказав при этом: «Делайте с ними, что хотите». Это место Писания буквально шокировало слушающих. Я объяснил им, что для ветхозаветного сознания гость дороже дочери. Не сына, нет; сына Лот бы не отдал. А вот дочь ветхозаветный праведник не колеблясь решается отдать вместо гостя…

— Слава Богу, что сегодня все по-другому!

— То, что в нашем сознании женщина равна мужчине, так же драгоценна и неприкосновенна, — это заслуга христианства. Даже неверующие во Христа люди должны быть благодарны Христу за тот переворот в сознании и то изменение жизненных ценностей, которыми мы сегодня пользуемся. Подобных вышеприведенному мест в Писании немало. Действительно, женщина была унижена в глазах ветхозаветного человечества, и, говорят, на Востоке плакали, когда рождалась девочка. Можно вспомнить историю из Книги Судей, где некий левит отдал на поругание свою наложницу развратным жителям города, после чего женщина умерла. Это было сделано так хладнокровно, как будто речь шла о животном, а не о человеке. И такова вся история женщины до Христа. Такова она и сегодня там, где Христа не знают и не почитают родившую Его Пречистую Богородицу. Так что говорить об унижении христианством женщины мы не имеем никакого права. Только благодаря Христу женщина во всем уравнялась в правах с мужчиной. И это постепенно вошло в законодательство и этику христианских народов. Благочестивый иудей до сегодняшнего дня ежедневно благодарит в молитвах Бога, что Тот не создал его животным, язычником и… женщиной. Таких молитв в Православии нет и быть не может.

— Ваш рассказ поражает. Но, судя по всему, среднестатистическая женщина не привыкла благодарить христианство за подаренную ей свободу. Скорее, наоборот: считается, что Православная Церковь женщину крайне угнетает и унижает.

— Безусловно, с точки зрения современного человека, женщина в Православии играет второстепенную роль по сравнению с мужчиной. Либеральное сознание оскорбляется непременным покрытием головы, законом о критических днях, словами Нового Завета вроде «жена в Церкви да молчит» и пр. Но нужно сказать, что свобода, принесенная женщине Евангелием, не сделала женщину мужчиной. Различие полов, проявляющееся в особых жизненных ролях, в психологии, физиологии, сохраняется. Этим различием и обусловливается различие в ролях мужчины и женщины в церковной жизни. Со всей ответственностью можно сказать, что место женщины — семья. Это ее алтарь, ее святыня, точка приложения всех ее творческих усилий. С одной стороны, это рутинная, незаметная работа, которой все пользуются и никто не ценит, с другой стороны — это некая ось мира, вокруг которой вращается все. Женщина-мать, женщина-хозяйка, женщина-любящая супруга — это существо, держащее весь мир в своих ладонях. Мне очень нравится английская пословица: «Миром правит рука, качающая колыбель». Ведь подумайте: все ньютоны, шекспиры, наполеоны рождены женщиной, вскормлены женщиной, женщиной воспитаны. Если в Церкви она и молчит, то вовсе не молчит дома, в семье, которая есть малая Церковь. Кто учит детей молиться? Кто читает и объясняет им детскую Библию? Конечно, мама и, конечно, это служение священно. Кстати сказать, уже и в Церкви женщина не молчит, поскольку поет на клиросе, нередко исполняет обязанности чтеца, псаломщика. Женщина может вести воскресную школу, курсы катехизации, а, значит, полного безмолвия в отношении женщины в Церкви нет.

— В святоотеческой литературе женщина часто именуется источником соблазна, вместилищем греха и пр. Кажется, такое отношение к слабому полу несправедливо укоренилось в приходском сознании…

— Источником соблазна, вместилищем греха может быть и мужчина. Нам нужно помнить, что православие — монахолюбивая вера. Мы обязаны монастырям образованием, защитой своего отечества. Монахи издревле воплощали все лучшее, что было в народе. Они же были и учителями этого народа. Поэтому и литература назидательная пропитана аскетическим отношением к жизни. Может так получиться, что то, что живо и полезно для живущего в одиночестве, может быть неполезным или невозможным для живущего в миру. Поэтому к духовной литературе нужно подходить избирательно. Как говорили отцы: «Избери себе чтение». Оно должно соответствовать образу жизни. Из-за несоблюдения этого важного правила в церковной жизни может возникнуть перекос в сторону женоненавистничества или ханжества.

— Всякий, кому случалось быть в церкви на венчании, не мог не обратить внимание на слова апостола «Жена да боится своего мужа». Ими заканчивается апостольское чтение. Они легче всего запоминаются и меньше всего понимаются. Что имеет в виду апостол?

— Евангелие пришло к нам из греческой культуры. Язык философии и высокой поэзии стал языком Божественного Откровения. Там, где у нас одно слово, у греков может быть два, три и более. У нас, к примеру, одно слово «народ», а у них может быть в зависимости от контекста и «лаос», и «охлос», и «демос». Та же история со словами любовь, смерть, жизнь. Эти слова у греков многозначны. То же касается и слова «страх». В библейское понятие «страх» вложено очень много смыслов. Здесь и благоговение, и послушание, и просто животный ужас, и память о том, кого боишься, и много-много прочего. Когда мы повторяем слова апостола о страхе жены перед мужем, то мы имеем в виду не страх слабого существа перед пьяным верзилой, а послушание любящей жены своему мужу как господину.

— Звучит как-то слишком по-азиатски… Для европейского сознания, пожалуй, даже оскорбительно.

— Когда мы не понимаем тех или иных слов Писания, это говорит о том, что в нашем опыте нет того, из чего родились эти слова.

Если мы говорим о христианском смысле отношений в браке, то мы не должны заигрывать с современным либерализмом. К грешнику притронься — он кричит, что кожу дерут. Европейское сознание оскорбляется почти всем здоровым и естественным. А муж есть образ Христа, и жена — образ Церкви, послушной своему Господу. Отношения мужа и жены так же, как отношения Христа и Церкви, предполагают послушание, иерархичность, но они также предполагают нежность, заботу, жертвенность, какие есть в этом образе. Помните, мы говорили о ребре, которое близко к сердцу? Женщине необходимо почувствовать себя в браке как бы водворившейся на законное место, приблизившейся к сердцу мужа и спрятавшейся от всех. Если этот опыт она переживет, для нее не будет оскорблением считать своего супруга господином и хозяином. Она с радостью назовет его хоть падишахом, потому что почувствует себя неотъемлемой частью его. Поскольку отношения в современных браках зачастую строятся на эгоизме, то в такой холодной семейной среде не рождаются подобные теплые чувства. Люди проживают целую жизнь, ни разу не ощутив себя настоящей женой или настоящим мужем.

— Но бывает ведь нередко, что «господин и хозяин», мягко говоря, «не тянет» на образ Христа… Что тогда?

— Боюсь, к этой язве пластырь не приложишь. Мы живем в эпоху все большего обмельчания человека. Такие характерно мужские черты, как честность, храбрость, выносливость, вымываются из жизни с каждым поколением. Для того, чтобы быть любимым как господин, муж сам должен любить жену, как Христос любит Церковь, т.е. жертвенно, верно, до конца. Причем, думаю, что он должен первым так любить свою жену, и тогда женщина, созданная Богом для любви, непременно ответит ему и верностью, и благодарностью, и послушанием. Начинать надо с мужчины.

— Идеально! Но не кажется ли Вам, батюшка, что слова эти оторваны от повседневной жизни?

— А мы как раз и вторгаемся в область идей. Мы формируем идеальные представления человека о том или ином жизненном явлении, поскольку повседневная жизнь управляется именно идеальными представлениями. Человек никогда полностью не дотягивает до идеала, на пути к нему часто падает и ошибается, но именно наличием идеала и его содержанием мотивируются поступки. О человеке и судить можно не только по делам, но и по стремлениям. Наверно, грязь окружающей жизни напрямую связана с мысленной грязью людских представлений о жизни. Поэтому наши слова могут казаться слишком сладкими и несбыточно высокими, но в силу того, что это правда Божия, о ней нужно говорить, ее нужно знать. Посеянное в человеке семя даст со временем свои плоды, как бы ни казалось это поначалу нереальным и далеким.

Отрок.ua — Православный журнал для молодежи

Всеукраинский журнал «Мгарскій колоколъ»

Георгий Победоносец - 6 Мая день памяти - Пасха 1945 года

Тропарь великомученика Георгия Победоносца

Подвигом добрым подвизался еси,/
страстотерпче Христов,/
верою и мучителей обличил еси нечестие,/
жертва же благоприятна Богу принеслся еси./
Темже и венец приял еси победы/
и молитвами, святе, твоими всем подавши/
прегрешений прощение.


 



6 мая (23 апреля по ст. ст.) Православная Церковь празднует память святого великомученика Георгия Победоносца.
Родился и вырос в Бейруте в богатой христианской семье, поступил на военную службу, где благодаря своим выдающимся талантам и подготовке быстро достиг звания тысяченачальника и стал любимцем императора Диоклетиана. Когда Георгий узнал о гонениях на христиан, он раздал свое имущество бедным, исповедовал себя христианином перед императором и, несмотря на настойчивые предложения отказаться от Христа в пользу языческих богов, остался тверд в вере и был после длительных пыток казнен через усекновение главы. Гробница с мощами св. Георгия находится в храме в честь его имени в городе Лидда (Лод) в Палестине (ныне Израиль). Глава находится также в посвященном ему храме в Риме.
По традиции святой великомученик Георгий Победоносец изображается на коне, поражающим копием огромного змея. Предание гласит, что уже после своей мученической кончины святой Георгий явился на берег озера в Бейруте, где регулярно местному чудовищу – змею, пожирающему людей, приносили в жертву девушек, поразил змея и освободил оставленную для него девушку. Жители города после этого чуда обратились ко Христу.
Святой великомученик Георгий Победоносец является одним из самых почитаемых святых Православной Церкви.
Явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, могли послужить поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей. До революции в день памяти святого Георгия Победоносца крестьяне в первый раз после зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой.
День великомученика Георгия в народе еще называли «Юрьев день». В этот день до конца XV – начала XVI в. (предположительно до времени царствования Бориса Годунова) крестьяне могли переходить к другому помещику. Отмена «Юрьева дня» стала одним из этапов закрепощения крестьян.
Икона «Чудо Георгия о змие» изображается на московском гербе, т.к. основатель Москвы – князь Юрий Долгорукий во святом крещение носил имя этого святого.