Святитель Иов - первый Патриарх Московский и всея Руси.

18 (5) апреля — перенесение мощей святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси
2 июля (19 июня) — память святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси



Святитель Иов (в миру Иоанн), первый патриарх Московский и всея России, родился во второй четверти XVI века в древнем русском городе Старица в семье благочестивых горожан. В детстве Иоанн был обучен грамоте настоятелем Успенского Старицкого монастыря архимандритом Германом. Отрок любил читать Священное Писание и, обладая прекрасной памятью, знал некоторые тексты Библии наизусть. Монастырское воспитание возбудило в нем желание служить Богу в иноческом образе. Около 1553 года, когда Иоанн окончил обучение в монастыре, отец хотел его женить. В день венчания юноша отпросился у родителей в обитель для беседы с духовным старцем. Придя к архимандриту Герману, он упросил старца постричь его в монашество.

Более 15 лет провел святой Иов в Старицкой обители, пройдя путь от послушника старца Германа до настоятеля. Под руководством опытного духовника молодой инок воспитал в себе бескорыстие и нестяжательность, послушание и воздержание, научился сердечной молитве и строгому посту. "…Не обретается человек, подобен ему ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом… Дарование Божие бысть ему паче же прочих человек". Вместе с тем святой Иов отличался глубоким смирением, кротостью и милосердием. Он никогда никого не обличал и не оскорблял, всех миловал и прощал. Будучи настоятелем, святой Иов словом и жизнью воодушевлял братию к духовному деланию.

В 1571 году святой Иов был назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве. С усердием исполнял он возложенное на него послушание. Как настоятель одного из важнейших монастырей того времени, святой Иов принимал участие в делах Русской Церкви, а нередко и государства. В 1572 году, а позднее и в другие годы он был участником Церковных Соборов.

В 1575 году святой Иов был назначен настоятелем Новоспасского монастыря и в течение шести лет возглавлял древнюю московскую обитель.

16 апреля [1] 1581 года архимандрит Иов был рукоположен во епископа Коломенского. 9 января 1586 года святитель был перемещен на древнюю Ростовскую кафедру с возведением в сан архиепископа, 11 декабря 1587 года собором епископов поставлен Первосвятителем Русской Церкви — Митрополитом Московским и всея России.

26 января 1589 года, по благословению и при личном участии Константинопольского Патриарха Иеремии II, Митрополит Иов в Успенском соборе московского Кремля был поставлен Патриархом — первым Патриархом Московским и всея России. Русское правительство, архипастыри и весь народ с радостью восприняли это знаменательное событие в истории Русской Церкви и государства. Каноническая подчиненность нашей Церкви Константинопольской была упразднена. В 1590 году на соборе восточных иерархов была утверждена и каноническая самостоятельность Русской Церкви. Патриархи Константинопольский Иеремия, Антиохийский Иоаким, Иерусалимский Софроний, митрополиты, архиепископы и епископы, присутствовавшие на Соборе, определили Русскому Патриарху пятое место в диптихе Патриархов — после Иерусалимского. Это решение было подтверждено и на Соборе 1593 года.

Главной целью всей деятельности Патриарха Иова было укрепление в России Православия и духовной мощи Русской Церкви. Святитель Иов с усердием благоустраивал церковную жизнь. Он повел ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди клириков, на улучшение их нравственности и поддержании благочиния в храмах. Немало трудов святителя было направлено на духовное развитие народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг. Особенно важно было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, особенно в новопросвященных землях — в Казани, Астрахани, Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы Триодь Постная (1589), Триодь Цветная (1591), Октоих (1594), Минея Общая (1600), Чиновник архиерейского служения (1600) и Служебник (1602). Святитель также предпринял некоторые меры по исправлению существовавших неточностей в богослужебных книгах. Сопоставляя древние списки, он отбирал лучшие, как образец для печатания. Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу.

При святители Иове были прославлены некоторые русские святые: Василий блаженный, преподобный Иосиф Волоколамский (святитель сам написал ему канон и "исправил службу"), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий. Некоторым святым, уже чтимым на Руси, были установлены новые дни празднования.

Свои личные средства и богатые царские подарки святитель Иов употреблял на милостыни и на строительство храмов. Только в Москве в период 1592 по 1600 год святитель построил 12 храмов. По благословению святителя Иова в Москве были построены Донской, Зачатьевский и Ивановский монастыри, во Владимирской епархии построена Лукианова пустынь, а в Вятской епархии — Богоявленский Слободской монастырь. Строились монастыри в Сибири и в других епархиях: Курской, Новгородской, Псковской, Казанской, Астраханской, Тверской, Вологодской.

Святитель Иов был ревностным служителем Церкви и умным пастырем. Особенно эти черты проявлялись в его миссионерской деятельности, направленной на укрепление православной веры в отдаленных районах государства, а также в Грузии. При святителе Иове были вновь учреждены Псковская, Астраханская и Карельская епархии.

В этих епархиях и в Сибири строились храмы и монастыри. Патриарх Иов посылал туда миссионеров-священников. Семена Православия посеянные Патриархом Иовом принесли в дальнейшем свои духовные плоды, благодаря которым сохранились и упрочились северные и южные пределы Русского государства.

В трудные времена государственной смуты в начале XVII века святитель Иов сохранил свое истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. Стремясь пресечь действия Лжедмитрия, он направлял патриотические воззвания в русские полки, боярам и воеводам. Среди всеобщего народного смятения святитель Иов сохранял твердость духа и стремился внести организованность в неустойчивой обстановке. После смерти Бориса Годунова он первым выразил верность вдовствующей царице Марии и ее детям. За ним присягнули бояре и все жители Москвы. Однако не все поддержали святителя.

Через некоторое время Лжедмитрий захватил Москву. Первосвятитель и молитвенник за весь русский народ, святой Иов бесстрашно обличал разрушителей государственного порядка, внесших нестроение и в Церковь Божию. Большую часть времени он проводил в молитве в Успенском соборе. Однажды во время Божественной Литургии сторонники Лжедмитрия с позором вывели святителя из собора и повели на Лобное место, по дороге бесчестили и били. Через некоторое время святитель Иов, измученный, в простой черной рясе был посажен на телегу и отвезен в заточение в Успенский Старицкий монастырь. Святой Иов два года прожил в обители. Ослабленный и утративший зрение, он все время проводил в молитве.

После свержения Лжедмитрия свтитель Иов не мог из-за немощи возвратиться на первосетительский престол. На свое место он благословил митрополита Казанского Гермогена.

Святителя Иова отличали глубока, чистая вера, любовь к ближним и Отечеству, утверждение и защита Православия, жертвенное служение Церкви Христовой, подтвержденное его исповедничеством.

Святитель Иов мирно скончался 19 июня 1607 года и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над могилой святителя была устроена часовня. В 1652 году при патриархе Иосифе (1642-1652) нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены около гробницы патриарха Иоасафа (1634-1640). От мощей святителя Иова происходили исцеления. Почитание Патриарха Иова в лике святых отмечается в различных рукописях и агеографических изданиях. Имя его упоминается и в старинном месяцеслове в числе святых города Москвы. Свидетельства о святости Патриарха Иова встречаются и в ряде других агеографических источников: в "Полном месяцеслове Православного Востока", "источниках русской агеографии", "Месяцеслове русских святых", "Книге, глаголемой описание о Российских святых". Во второй половине XVIII века между настенными изображениями собора Новоспасского монастыря было изображение Патриарха Иова. В конце XIX века при архиепископе Тверском Дмитрие (Самбикине; †1908) день кончины Патриарха Иова вспоминался во всех городских храмах Тверской епархии. В 1907 году, через 300 лет со дня блаженной кончины первого Патриарха, в "Тверских епархиальных ведомостях" было выражено пожелание духовенства Тверской епархии продолжить дело, начатое Патриархом Иосифом, по прославлению Святейшего Иова. Завершение канонического и литургического оформления почитания памяти святителя Иова произошло во второй половине XX века. По благсловению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода, имя святителя Иова внесено в число Собора Тверских святых. Первое празднование Собора Тверских святых состоялось в июле 1979 года. Для всероссийского почитания святитель Иов был канонизован на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 1989 году.

"Жития русских святых"

1. Даты в тексте даны по старому стилю. ^

О современном человеке - Старец Паисий Афонский.

Сказал старец: “Нынешние люди удалились от своих духовников, и их задушили помыслы и различные страсти. Они ходят на исповедь к психиатрам. Принимают таблетки, чтобы забыть о проблемах, которые их тревожат. Едва прошло немного времени, и проблема снова возникает, и опять то же самое. Делаются те же действия. Тогда как, если бы всякий привел себя в порядок внутренне, он спал бы, как овечка, и не глотал таблеток”.

 

* * *


 

           Сказал старец: “Мир потерял смысл жизни, и следует его найти. Неверие наносит огромный вред. Все начинается с него”.


 

* * *


 

           Сказал старец: “Зло сорвалось с цепи и везде черно, как на вспаханном поле. Но если мы засеем поле, оно зазеленеет и даст нам весной плоды. Так теперь и мир живет во тьме зла. Могло бы настать и доброе время. Но для этого нужен сев”.


 

* * *


 

           Сказал далее старец: “С другой стороны, я наблюдаю добрую озабоченность и возвращение к монастырям. Бог да поможет этому возвращению. Во всяком случае, сейчас мы живем в темный период. Люди возвратятся. Они увидят, что происходит недоразуме-ние. Мне трудно понять, как даже образованные люди совершают большие глупости”.


 

* * *


 

           Сказал старец: “Вероятно, пришло время, когда одни будут петь и пить в центрах, а другие пойдут в церкви и монастыри для бдений!”


 

* * *


 

           Сказал старец: “Теперь дурной человек представляется хорошим. Масон, например, представляется хорошим и богобоязненным, а сам держит сумку, в которой скрывается диавол. Масон утверждает, что ведет людей по прямой дороге, и, когда он идет вперед, то диавол показывает из сумки один рог. “А это еще что?” - спрашивают любопытные люди, как только убеждаются, что это диавол. Масон же говорит им: “Это баклажан. Идите за мной”. То есть, когда мы знаем, что творятся бесовские дела, нам стараются представить их как добрые и полезные”.


 

* * *


 

           Сказал старец: “Пусть каждый работает Богу, насколько может, старательно и с благодарностью. Оставим мирских людей. Эти несчастные с их мирским восприятием вещей наполнили психиатрические лечебницы. Они говорят: этот вот счастливый, потому что он построил особняк, а мне в жизни не повезло и т.п. И начинают работать без отдыха. Они не понимают, что как раз не повезло тому, кто построил особняк больше, чем ему нужно. Они работают, не жалеют себя, их все угнетает, у них только беды и меланхолия. Но и те, кому “повезло”, испытывают то же самое, ибо и они по-мирски воспринимают все. Когда в людях царит эгоизм, благодать Божия далека!”
           Сказал старец: “Люди ныне радуются материальному. Если у них новый автомобиль - бьется сердце. Если у них замечательный дом - бьется сердце. Если у них одежда, обувь и прочее - бьется сердце. Если, опять же, покупают катер - бьется сердце. То есть, они радуются всему материальному. А те, кто живет ангельской жизнью, смотрят на это как на отбросы”.


 

* * *


 

           О поведении современных людей старец рассказывал посетителям такой случай: “Был один старичок, пастух, который жил в хижине в лесу. Во время войны в хижине сделали склад. Наполнили его всякой всячиной: пищей, питьем и прочим. В один прекрасный день солдаты наелись жаркого и напились почти вдрызг. То же самое и старичок. По их неосторожности случился пожар и огонь охватил хижину. Тогда один солдат говорит старичку: “Дядя Афанасий, горит хижина!” А тот в ответ ему: «Дурак, ну и пусть горит”. Видите, жил тот старичок совсем другим и нисколько не заботился о своем жилище. Так поступают люди. Они живут материальным состоянием и совершенно не заботятся о духовном. Отдают свое сердце материальному, а потом удаляются от Бога”.


 

* * *


 

           Сказал старец: “Нынешний народ годен только для парадов. Для битв - нет. Не говори ему о битвах. Но, может быть, на ваших глазах налетит ветер, разразится буря, и все переменится. А сейчас нужно, чтобы показалась медь из-под позолоты».

К празднику Святых Жен-Мироносиц.

 

 

Завтра - 18 апреля - праздник - Святых Жен - Мироносиц - Марии Магдалины,Марии Клеоповой,Саломии, Иоанны, Марии и Марфы, Сусанны и иных. Поздравляю всех с праздником. Мира вам, радости, творческих успехов.

К празднику Святых Жен-Мироносиц.

 

 

Завтра - 18 апреля - праздник - Святых Жен - Мироносиц - Марии Магдалины,Марии Клеоповой,Саломии, Иоанны, Марии и Марфы, Сусанны и иных. Поздравляю всех с праздником. Мира вам, радости, творческих успехов.

Завтра - 18 апреля - праздник - Святых Жен-Мироносиц.

Святая Православная Церковь ныне, как вы знаете, прославляет святых жен Мироносиц, почему и самый этот воскресный день именуется "неделя жен Мироносиц".



Еще вчера мы говорили о том, что жены Мироносицы по существу были первыми благовестницами воскресения Христова и в каком-то смысле, как говорил один русский святитель, они оказались апостолами для самих апостолов.

Но вот, что характерно: читая Евангелие мы не можем не обратить внимания на следующее обстоятельство: когда Апостолы сами видят воскресшего Учителя, то не сразу охватываются духом полной веры; а когда другие говорят им о том, что их Учитель воскрес, они никак не могут как следует в это поверить. Св. евангелист Марк даже замечает, что однажды Господь явившись им, стал поносить — то есть прямо упрекать их за их неверие и жестокосердие, за то что они, слышавши о Его воскресении не смогли поверить тем, кто им об этом воскресении говорил.

Но если Апостолы никак не могли поверить в чудо воскресения, то жены Мироносицы сразу узнали Явившегося им. Вот они в волнении, восторженно и вместе с тем испугано бегут от Гроба Господня; сначала они боялись кому бы то ни было об этом и рассказать, настолько необычно и страшно было то, что они услышали от Ангела; но когда они так бежали, то им явился Тот, Кого хотели они помазать благовонным миром. Он явился и сказал им только одно слово "радуйтесь"! Верные Мироносицы сразу же узнали явившегося Спасителя и радостно поклонились Ему. Почему такая радость? Блаженнейший Митрополит Антоний указывал на то, что много значит для человека верность истине и неверность ей. Постоянная и твердая во всем верность — противоположна малодушной неверности. Вот так и было и тут, говорил Владыка Антоний. Апостолы, вместо того, чтобы последовать за своим Учителем, когда Его (говоря нынешним языком) арестовали, разбежались в разные стороны. Когда Господь шел воскрешать Лазаря, апостол Фома сказал: "пойдем и мы, умрем с Ним" (Иоан. 2:16). Ни одного возражения от Апостолов не последовало. Значит они были согласны с Апостолом Фомой. Но в Гефсиманском саду оказалось, что они испугались и разбежались. Только один апостол любви, Апостол Иоанн устоял перед этим страхом и с Учителем был неотлучно даже до Голгофы, на которой он стоял с Пречистой Матерью Спасителя. А Апостолы разбежались — и вот эта то неверность и малодушие и омрачили их очи, как указывал Владыка Антоний. А верные Мироносицы, которые с Ним шли до Голгофы, стояли у самого креста — скорбя, и вместе с тем стараясь хоть как-то уменьшить своею любовью и сочувствием страшную сверхчеловеческую скорбь Преблагословенной Девы Марии. Они не оставили Его. Мы знаем из Евангелия как Его погребали, и жены Мироносицы смотрели где Его полагали. А Апостолов тут нет… они убежали. Жены же Мироносицы остались верными Ему до самого конца и поэтому, как говорит Владыка Антоний, у них остались светлыми и чистыми их совесть и внутреннее чувство духовной интуиции, и поэтому, они сразу узнали Явившегося им, и без всяких колебаний поклонились Ему, как возлюбленному Учителю и Победителю смерти.



Представьте себе только, что пережила святая мироносица Мария Магдалина, когда она безутешно плакала над гробом Того, Кто когда-то освободил ее от нечистой вражеской силы, изгнавши из нее семь бесов. После того, как это совершилось, она была постоянной последовательницей возлюбленного Учителя. Вот она безутешно плачет над Его гробом и вдруг от Кого-то явившегося ей слышит тот самый голос "Мария", — дорогой и незабываемый голос, — от которого когда-то из нее вышли семь бесов. Если тут сердце Марии от восторга и радости не разорвалось, то только потому, что с ней говорил Источник Жизни, — Сам Господь. Переход — от безутешной скорби к восторженной полной радости! Так вот, будем помнить, что значит верность и преданность и что значит чистая совесть. Святые Жены сделали все для того, чтобы оказать внимание своему Учителю. Не боясь никаких опасностей идут на Голгофу, Его провожают, стоят у Голгофского креста, наблюдают, смотрят благоговейно как погребается их Учитель — и за это имеют радость ранее апостолов видеть во славе Его, воскресшего из мертвых. Помни человек, как важно быть верным Богу. Верность и преданность Ему просвещает человеческую совесть и просветляет и человеческий разум. И наоборот, когда человек один за другим совершает акты неверности и измены своему Господу и истине, тогда черствеет его душа, грубеет и затемняется его совесть и тогда истину ему не легко признать, не легко ей поклониться. Это нужно помнить каждому и молиться всегда, чтобы Господь научил нас быть Ему верными всегда и во всем, как были верны Ему святые славные Жены Мироносицы. Они свою верность довели до конца, и получили неизреченную радость видеть Учителя воскресшим и сразу Ему поклониться. И вот этот пример их верности и любви должен быть для каждой души христианской примером назидательным, примером таким, которому последуя человек сам проявит верность Господу до конца и получит радость Его лицезрения.

Аминь.

Митрополит Филарет (Вознесенский)
Проповеди
+

Слезы. Святитель Феофан Затворник."Мир православия".



Есть слезы от слабости сердца, от большой мягкоты характера, от боли; иные насильно раздражают себя на плач; но есть слезы от благодати.

Цена слез определяется не влагою, текущею из глаз, а тем, что бывает на душе при них и после них. Думать надобно, что благодатные слезы состоят в связи со многими изменениями в сердце. Главное — сердце должно тогда гореть в огне суда Божия, но без боли и жжения, а с умилением, приносимым надеждою на Милосердного Бога, судящего грех и милующего грешника. Думается также, что эти слезы должны приходить уже под конец трудов, не внешних, а трудов над очищением сердца, как последнее смытие или сполосканье души. Эти слезы бывают не час, не день и не два дня, а целые годы. Говорят, что есть еще какой-то плач сердца без слез, но столь же ценный и сильный, как и слезы. Последний лучше и удобнее для живущих в мире, потому что слезы могут быть видимы другими. Все же строит всех спасающий Господь...
 
 
 
 


Не принимайте таковых

У нас явились такие «обольстители и антихристы», которые толкуют, что веруй и довольно; больше ничего не нужно: ни Церкви, ни Таинств, ни священства. Начинают же свою лесть и эти тоже со Христа Господа и спасения в Нем. Но как не право о сем толкуют, то это антихристы и клятве подлежат. Остерегайтесь их. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога (2 Ин 1, 9).


 



Рассказ батюшки."Мир православия".



Чистильщик

- Ты бы, батюшка, пришел двор почистил.
- ?
- Гуркотит, что то ночью, стучится. Петух ни свет, ни заря кричит и в погребе гупает кто-то.
Дошло.
Освятить просят усадьбу.
Попробовать, что-то объяснить об суевериях и страхах от неверия?
Не получится. В лучшем случае скептически выслушают, покивают головой, то ли в знак согласия, то ли в смысле: говори, мол, говори, а дело свое поповское иди и делай.
Это в селе так обычно происходит. В городе немного по иному, тут уже о полтергейсте порассуждают, знакомых книжных магов вспомнят, да последние прогнозы доморощенных астрологов в пример приведут. Одно объединяет, что город, что село - абсолютная уверенность в существовании того, кто специально желает зла и неприятностей. Причем, это не тот «враг рода человеческого» о котором и в Писании, и у Отцов. Нет, не он. Зачем так далеко ходить? Источник обычно рядом. С амплитудой от соседки до тещи или до свекрухи со свекром.
Впрочем, рассуждения все это. Констатация того, что Ветхий Завет библейский и сегодня чрезвычайно актуален.
Собрал я свой требный чемоданчик и пошел «двор чистить».
Встретил хозяин. Сухонький мужичок, лет под семьдесят, опрятно, по случаю моего прихода одетый, и постоянно что-то для себя или для меня (?) бурчащий. На мои «Да что вы говорите!» и «Надо же!» реакции никакой. Сплошные рассуждения, что жить спокойно вороги не дают, вон в позапрошлом году так в огороде пшеницу, что по краям посеял, так узлом повязали, что и картошка не уродилась.
- Конек-горбунок погулял что ли? - спросил я деда.
Тот продолжал что-то бубнить, не отвечая.
- Вы ему громче говорите, он слышит плохо - расшифровала мое недоумение, вышедшая хозяйка. Пришлось повторить громогласно.
Дед недоуменно посмотрел на меня и ответствовал:
- Какая лошадь, мы их отродясь не держим. Туточки, через усадьбу, бабка живет, она и творит непотребство это.
Поражаюсь я сельским прихожанам моим. Обычно к старости лет они сами на хозяйстве остаются. Дети разъезжаются. Забот же не убавляется, так как аккурат к сбору вишни, затем картошки и прочих овощей они, дети которые, всем возросшим собственным семейством, четко приезжают. Нельзя сказать, что бы вообще не помогали садить, полоть да с жуком воевать, но рано по утрам в огородах я обычно только бабушек с дедушками в косыночках и кепочках наблюдаю....
Силушки уже той, что у стариков моих ранее были теперь не достает, а количество соток в поле и на усадьбе, как и кудахтающие и мычащие братство, отнюдь не убавляется. Ясно, что со всем не управишься, а поправки своим годам и здоровью, делать они не хотят и то, что раньше быстро и четко получалось, нынче никак не успевается. То одно не ладится, то другое. Надобно причину искать. Виноватых же, мы всегда на стороне находим. Изначально так повелось, начиная от Адама.
Жили хозяин и хозяйка в большом доме, причем первый, вернее, нижний его этаж, который для подвала был построен, с маленькими оконцами вверху, постепенно стал для них основным «домом», а верхние комнаты поражали своей чистотой и симметричностью расставленной мебели, предметов, подушек и посуды в серванте. Тут не жили. Для гостей держали. По моему, в последний раз, сюда на Рождество заходили или на Пасху, прошлую.
Перед красным углом, на столе разложил я свои «святости», именно так у нас называют все то, что в требном чемодане лежит. На улице разжег кадило (от нынешних софринских углей смрад при растопке такой исходит, что невольно «гиену огненную» помянешь) и начал потихоньку положенный молебен служить.
Хозяйка стояла сразу за мной, с зажженной свечой и исправно повторяла все знакомые слова читаемых молитв, а когда надобно и «Господи, помилуй», тихим голоском, выводила.
Дед расположился чуть далее. Свечу не зажег, сказав, что лампады перед иконами стоит, и нечего зря свечи тратить, так как «муж и жена одна с....», одной хватит. Спорить было бесполезно, я это уже понял, да и надеялся, что, промолчав, заставлю и деда остановить свое бурчание.
Зря надеялся. Дед продолжал бурчать, не обращая на несколько раз повторенное родной бабкой:
-Да цыть ты, старый!
Прислушиваться было некогда, но всё же было понятно, что идет своего рода репортаж-комментарий всех моих слов и действий, главной частью которого, составляло сетование, что все нынче не так и попы тоже почти не настоящие и нечего меня в иконостас вешать.
Да и ведь действительно, среди множества разнокалиберных икон красного угла, с вставленными под стекло цветочками и свечами, красовалась и моя фотография, с которой, правда, соседствовали еще два иерея, сподобившиеся такой же чести. Один знакомый, а другой, как догадался, мой предшественник еще из старого, поруганного и разрушенного в хрущевское лихолетье храма.
Когда я наклеивал по стенам, положенные изображения крестиков, прежде чем помазать их освященным маслом, дед расстроено бубнил, что «уси шпалеры попортил» (шпалеры - это обои по-местному), но больше всего мое окропление жилища святой водой взволновало.
- Эта же, хто теперь серванту и шифоньер мыть будет?
На улице, при окроплении дома, построек и усадьбы, дед приободрился и, гордо взирая на поглядывающих из-за забора соседей, несколько раз громогласно, дабы все слышали, сообщил, что теперь, после чистки, никто ему не страшен.
В эпилоге дед заявил:
- Ты, батюшка, над худобой молитву то прочти и лозой вербной их похлещи.
- Так я водой окроплю!?
- Лозой тоже надо. Для чего я ее держу тут? Испокон веку попы худобу святостью окропляли и лозой праздничной хлестали.
Нашел молитву об освящении стада. Помолились. Водицей святой окропил коровенку, да теленка, с петухом, гусями и курами. Лозой, правда, хлестать не стал. Хозяйка на деда шикнула:
- Ты, старый, по навыдумываешь, аж соромно за тебя.
Дед, к удивлению, замолчал, а когда я уже к калитке пошел, как запоет, звонким таким голосом:
«Благодарни суще недостойные раби Твои Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших...»
Тут и слезы на глаза. И у бабули, и у меня.
Так что чистильщик я теперь еще.
И слава Богу!

Маршал Жуков и старец Нектарий."Мир православия".

Маршал Жуков и старец Нектарий - воспоминания дочери Марии Жуковой.




Немногие, наверно, знают о том, что генералиссимус Суворов, истинный христианин, собирался окончить свой путь в монастыре, о чем подавал прошение государю, а перед смертью написал покаянный канон, в котором умолял Христа дать ему место «хотя при крае Царствия Небесного», взывая: «Твой есмь аз, спаси мя».
Могущественный Потемкин, чувствуя дыхание смерти, писал в своем «Каноне Спасителю»: «И ныне волнующаяся душа моя и утопающая в бездне беззаконий своих ищет помощи, но не обретает. Подаждь ей, Пречистая Дева, руку свою, ею же носила Спасителя моего, и не допусти погибнуть во веки». Адмирал Ушаков в конце жизни стал насельником Санаксарского монастыря в Мордовии. Есть свидетельства о том, что маршал Василевский (сын протоиерея), которому революция не дала окончить семинарию, тайно приезжал в Троице-Сергиеву Лавру и причащался Святых Христовых Тайн.
Недавно мне пришлось прочитать в одной книге, что нет свидетельств, веровал ли Георгий Константинович Жуков в Бога. Кажется, пора сказать о том, что таких свидетельств немало.
«Я скоро умру, но с того света буду наблюдать за тобой и в трудную минуту приду», — сказал он, чувствуя приближение неотвратимого конца. Сказал мне, 16-летней тогда девочке, оставшейся уже без матери. Много лет пришлось осмысливать эти слова. Почти четверть века, что отца нет в живых, они всегда были в моем сознании. Мне казалось это самым важным, что оставил после себя отец. Только недавно я осознала, что этими (странными, как мне тогда казалось) словами посеял отец во мне веру в вечную жизнь души и в невидимую связь нашего мира с миром загробным — и не только связь, но и помощь нам усопших родных. В этих словах не было сомнения (он не говорил «может быть»), они были сказаны кротко, спокойно, но со знанием и силой. Это и есть, по-моему, главное свидетельство его веры.
Архимандрит Кирилл (Павлов), всероссийский старец, вспоминал, что однажды пожилой протоиерей, служивший в Ижевске, рассказал ему случай, как во время войны, будучи генерал-майором, он встречался с Жуковым. Как-то во время беседы он спросил Жукова, верует ли тот в Бога? Маршал ответил, что верит в силу Всемогущественную, в разум Премудрейший, сотворивший такую красоту и гармонию природы, и преклоняется перед этим. Тогда генерал-майор ответил, что это и есть Бог. Отец Кирилл заключил, что, «бесспорно, Жуков чувствовал в душе Бога. Другое дело, что он не мог это свое чувство выразить словами, потому что вера в Бога была в то время в поношении, в загоне, и ему, как высокопоставленному начальнику, надо было соблюдать осторожность, так как кругом торжествовали атеизм и безбожие».
Тем не менее в народе сохраняется предание о том, что Жуков возил по фронтам Казанскую икону Божией Матери. Не так давно архимандрит Иоанн (Крестьянкин) подтвердил это. В Киеве есть чудотворная икона Божией Матери Гербовецкая, которую маршал Жуков отбил у фашистов.
Один священник из села Омелец Брестской области в письме к Жукову, поздравляя его с Победой, пожаловался на то, что все колокола были увезены оккупантами. Вскоре от маршала пришла посылка весом в тонну — три колокола! Такого благовеста еще не слышала округа! Колокола висят там по сей день.
Сразу после войны, узнав о бедственном положении храма в Лейпциге, отец многое сделал для его восстановления. Целые саперные бригады по указанию Жукова работали там. Он приехал на открытие храма, возжег в нем лампаду. Эти свидетельства говорят о многом...
Вот что пишет об отце архимандрит Кирилл (Павлов): «Душа его христианская... Печать избранничества Божия на нем чувствуется во всей его жизни. Прежде всего, он был крещен, учился в церковноприходской школе, где Закон Божий преподавался, посещал службы храма Христа Спасителя и услаждался великолепным пением церковного хора, получил воспитание в детстве в верующей семье — все это не могло не запечатлеть в душе его христианских истин. И это видно по плодам его жизни и поведения. Его порядочность, человечность, общительность, трезвость, чистота жизни возвысили его, и Промысл Божий избрал его быть спасителем России в тяжелую годину испытаний».
Недавно стало известно еще об одном свидетельстве верующей души Жукова... Лет пять назад было опубликовано мое «Письмо отцу», в котором имелись такие строки: «Семилетней девочкой повез ты меня в Троице-Сергиеву Лавру. Из памяти стерлись подробности той поездки, но помню, что был большой церковный праздник. Так впервые я побывала у преподобного Сергия. Потом ты рассказал мне, как Дмитрий Донской сражался на Куликовом поле, а преподобный Сергий благословил его, сказав: «Ты победишь».
Я иногда задумываюсь, кто же был тем Сергием, шепнувшим тебе в страшные дни 1941-го: «Ты победишь»? Откуда ты черпал уверенность в победе? Когда многие пали духом, ты, не колеблясь, сказал: «Москву мы не сдадим. Костьми ляжем, но не сдадим».
И вопрос: «Кто же был тем Сергием?» — не остался без ответа. Таким человеком, как стало недавно известно, был последний оптинский старец Нектарий.
В 1923 году Оптина пустынь была закрыта. Отец Нектарий переехал в село Холмищи в 30 верстах от Козельска. Он жил в доме крестьянина Андрея Ефимовича Денежкина. Несмотря на слежку, установленную за ним, до самой смерти старца посещали люди. Знаменательно, что патриарх Тихон многие вопросы решал, советуясь с ним.
После смерти старца в 1928 году хозяин вместе с семьей был репрессирован, дом же богоборцы сровняли с землей. Но сохранились воспоминания актера Михаила Чехова, где говорится, что одна поэтесса показала старцу портрет этого известного актера в роли Гамлета. Он сказал: «Вижу проявление Духа. Привези его ко мне». Собравшись, тот поехал. Вот как он потом описал свою встречу со старцем: «Он жил в маленькой комнатке за перегородкой. Не без волнения вошел я в комнату, ожидая его появления. Ко мне вышел монах в черном одеянии. Он был мал ростом и согнут в пояснице. Вся фигура старца была пригнута к земле. Меня поразило обращение на "вы" и по отчеству. Он сел, и я увидел светлые, радостные голубые глаза, его реденькую, седую бородку и правильной формы нос. Видимо, отец Нектарий был красив в дни своей молодости... Несколько раз удалось мне посетить старца. Всегда он был весел, смеялся, шутил и делал счастливыми всех, кто входил к нему и проводил с ним хотя бы несколько минут. Он брал на себя грехи, тяжести и страдания других — это чувствовали все, соприкасающиеся с ним...»
О том же, как приезжал к старцу Жуков, бывший тогда командиром кавалерийского полка, рассказала дочь хозяина дома, где жил отец Нектарий, Екатерина Андреевна Денежкина (ныне покойная). Это было примерно в 1925 году. Подробности этих встреч (по некоторым свидетельствам встреча была не одна, будущий маршал приезжал несколько раз, оставался даже ночевать) для нас пока — тайна. Может быть, мы когда-нибудь узнаем их, если Господу будет угодно. А пока что, по милости Божией, стало известно, что прославленный в лике святых последний оптинский старец Нектарий благословил Жукова, сказав, как вспоминает Екатерина Андреевна, что везде ему будет сопутствовать победа. «Ты будешь сильным полководцем. Учись. Твоя учеба даром не пройдет».
Провел ли отца Промысл Божий через скорби, испытал ли его, сохранил ли? Бесспорно, это видно по его жизни. Священник Василий Всесвятский (Никольского храма села Угодский Завод) крестил младенца Георгия в жизнь вечную. А его сын Николай, волостной врач, спас отцу его земную жизнь в 1918 году, когда он дважды болел тифом — сначала сыпным, затем возвратным, и сам же стал жертвой этой тяжелой болезни.
Промысл Божий сохранил Жукова для великих дел. Отец не был ни баловнем судьбы, ни рабом мнения человеческого! Ему ничего не надо было, кроме блага Отечества. Всего он достиг трудом, соединенным с самоотвержением, которое есть величайшее духовное дарование, свойственное немногим. В 13 лет он уже был готов на такое самоотвержение, что, не задумываясь, кинулся в пылающий от пожара дом, чтобы вытащить оттуда своих односельчан — больную старуху и детей.
С детства он учился упорно и с интересом. О совместном обучении на кавалерийских курсах усовершенствования командного состава в 1923-1924 годах маршал Аграмян вспоминает: «Мы были молодые, и нам хотелось иногда и развлечься, и погулять, что мы и делали: уходили в город иногда посидеть в ресторане, ходили в театры. Жуков редко принимал участие в наших походах, он сидел над книгами, исследованиями операций первой мировой войны и других войн, а еще чаще разворачивал большие карты... И случалось нередко так: мы возвращались после очередной вылазки, а он все еще сидел на полу, уткнувшись в эти свои карты...»
Воистину, как в евангельской притче о талантах, отец чувствовал данный ему от Бога дар, любил свою профессию, совершенствовался в ней, приумножая этот талант. Невольно вспоминаются слова Спасителя: В малом ты был верен, над многим тебя поставлю... (Мф. 23, 21).