О человеческой красоте. Святитель Николай Сербский.



Люди выглядят красивыми только среди людей. Это человек человеку кажется красивым. А больше никто на свете не замечает красоты человека. Природа не замечает красивых людей. Для неё все люди — маски, под которыми она пытается распознать добрую или злую волю, добрые или злые намерения. Между тем природа весьма замечает доброту человека. Не только собака, лошадь и вол, но и дикие звери, причём именно звери замечают доброту человека больше, чем домашние животные. Да и не только животные, но даже растения и иные создания ощущают, по-своему, доброту человека. Но так же, как замечает доброту доброго человека, природа замечает и зло злого человека. Многочисленные подтверждения этого можно привести из жизни святых людей и жизни злобных людей. Но нет ни одного примера, кроме как в абсурдных сказках, что природа хоть как-то замечает внешнюю красоту человека. Точно так же мир духов не замечает красоты человека, а замечает его доброту или злобность, то есть его внутреннюю красоту или безобразность.
Люди кажутся красивыми лишь друг другу. Красоты человека не замечают никакие другие создания. Может быть, это потому, что красота человека безпредметна в нравственной и духовной драме мира? Или потому, что красота человека — вовсе и не красота, а безобразность по сравнению с его прототипной красотой? Или причина и в том, и в другом?

Святитель Николай Сербский (+ 1956)
Газ." Чадушки" СПб № 24

2 августа - святого пророка Ильи.

 2 августа (20 июля)

Пророк Илия родился в городе Фесвии Галаадской в IX веке до Р.Х. в колене Левином в племени Аарона, от отца именем Саваха. Святой Епифаний Кипрский сообщает о его рождении следующее: "Когда родился Илия, отец его Саввах видел в видении, что мужи благообразные приветствовали его, пеленали огнем и питали пламенем огненным". Пророк Илия был строгим подвижником и ревнителем веры в Бога истинного. По наружности он был муж космат и поясом длинным препоясан о чреслах своих (4 Цар. 1:8).

Призванный возвещать людям болю Божию при Ахааве, царе Израильском, бывшем в супружестве с язычницею Иезавелью, во дни грубого идолопоклонства, введенного в царстве Израилевом Иеровоамом и усиленного Ахаавом, Илия с дерзновением молил Бога обратить прельщенных идолослужением на путь истинного благочестия и ожесточенных побудить к покаянию гневом небесным. Молитвою пророка заключилось небо и три лета шесть месяцев ни одной капли дождя и росы не пало на землю (Иак. 5:17-18).

Сохраняя Илию от убийственных рук Иезавели, Господь во время бедствия послал обличителя несчастия в сокровенное место, а чтобы избавить его от голода, постигшего землю Израилеву, дал ему для пития воду потока Хорафа и повелел хищным птицам питать его. Через год поток иссох, и Господь послал Илию в Сарепту Сидонскую к бедной вдовице, дабы он видел ближе бедствие, тяготеющее над богатыми, а тем более над бедными, и, вместе с тем, веру многих из них в Бога истинного.

Бедная вдова, имея горсть муки и немного елея, составлявшие дневной запас еды для нее и ее детей, не пожалела отдать последнее в надежде на Бога, исполняющего алчущих благами (Лук. 1:53). Действительно последний малый запас муки и масла служил около двух лет неистощимою и достаточною пищею для пророка, вдовы и ее семейства. В награду за доброту ее, Господь, по молитвам пророка, воскресил ее умершего сына.

После трех лет бездождия и голода, когда сам Ахаав преклонился к покаянию и искал пророка Илию, тот явился к царю. Для довершения обращения царя и народа его к Богу единому истинному от богов ложных, на гору Кармиль были созваны старейшины Израиля и жрецы. Собрался многочисленный народ. Илия молился Господу послушать его огнем, и своею дивною молитвою свел с неба огонь на приготовленную жертву, после того как жрецы Ваала долго и напрасно умоляли его послать огонь на жертву их. Столь ясно видя всемогущество Бога истинного, все люди, бывшие на Кармиле, пали на землю и исповедали: воистину, Господь Бог, Той есть Бог. Народ, по повелению Илии схватил и убил жрецов, как обманщиков. По слову и молитве пророка отверзлось небо, и дождь напоил жаждущую землю. Ахаав познал свое заблуждение.

Иезавель негодовала на пророка Божия за убиение жрецов и грозила умертвить его. Илия скорбел духом о бессилии своем истребить идолопоклонство и просил себе смерти. Ангел Господень повелел Илии удалиться в Аравию на гору Хорив, где он сподобился беседовать с Богом и получить от Него утешение. Господь возвестил пророку, что не весь еще Израиль отступил от Бога, что еще 7000 мужей не преклонили колен Ваалу.

По велению Божиему Илия избрал преемником себе в деле пророческого служения Елисея, который тогда возделывал землю. Илия пришел к нему и поверг на него милость свою; и остави Елисей волы, и тече вслед Илии и служаше ему.

Ахааву, павшему в ноые и тяжкие преступления, Илия, по внушению Божию, грозно возвестил о близкой погибели его, Иезавели и всего дома его. Ахаав плакал о грехах своих, облекся в вертище, постился и хождаше скорбен. Бог возвестил Илии о кающемся Ахааве: сего ради не наведу зла во днех его: но во днех сына его наведу зло на дом его (3 Цар. 21).

Внутренний огонь святой ревности к Богу в Илии явлен был еще неоднократно, посредством видимого огня небесного, который по слову пророка, дважды сходил и истреблял воинов, коих Охозия, сын и преемник Ахаава на царстве и в идолопоклонстве посылал взять Илию (4 Цар. 1). Наконец на огненной колеснице Илия вознесен был живой на небо, после чего сугубую благодать от Бога получил Елисей. (4 Цар. 2). По выражению Церкви, Илия "с плотию сый бессмертен уверяет мертвых восстание". Через 7 лет по взятии Илии на небо, он ревность свою по Бозе явил и с небес. Он послал Иораму, царю Иудейскому, писание обличения и наказания за идолослужение (2 Парал. 21:12-20).

Из "Жития святых, составленные

святителем Филаретом Черниговским"

Преподобный Серафим Саровский чудотворец.

Преподобный Серафим Саровский, священномученик Серафим Чичагов и святой Царь Николай.

(канонизация преподобного Серафима)
Дни памяти:
2/15 января -
преставление (1833) и второе обретение мощей (1991)

19 июля /1 августа - Обретение мощей (1903)
прославление.




"Прославляющих мя прославлю"
К 100-летию прославления преподобного Серафима
01.08.2003





Cвященномученик митрополит Серафим (Чичагов)


Когда священник Леонид Чичагов (будущий священномученик) впервые приехал в Саров и Дивеево, он посетил монахиню Пелагию (в миру Параскева, Паша). Едва лишь он вошел к ней в келию, как она воскликнула: "Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей, прославления". Отец Леонид был очень смущен этими словами, т.к. не видел возможности исполнить возлагаемое на него послушание - добиться аудиенции у Царя. На что Паша сказала: "Я ничего не знаю, передала только то, что мне повелел преподобный".
Вернувшись в Москву, отец Леонид долго обдумывал услышанное им в Дивеево, как вдруг его поразила мысль, что можно написать книгу о преподобном Серафиме, использовав все доступные воспоминания и документы и преподнести ее Государю Императору. Будущий автор книги был уверен, что она будет прочитана Царской Семьей, поскольку он знал о бытовавшем среди Них благочестивом обычае: Государь Супруга и Дети собирались за вечерним чаем и при этом читались книги духовного содержания. Воодушевленный этими соображениями священник с усердием принялся за работу. По промыслу Божиему, у него умерла жена и он принял монашество с именем Серафим, стал архимандритом крупного монастыря. Когда книга летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, которая и до сегодняшнего дня остается лучшим жизнеописанием преподобного Серафима Саровского, архимандрит Серафим сподобился чудесного видения. Будучи в Сарове, он правил гранки будущей книги. Когда он закончил эту работу и поставил последнюю точку, вдруг входит к нему в келью сам преподобный Серафим Саровский, подходит к нему, обнимает его и целует, благодаря за проделанный труд, и говорит: "проси у меня все, что хочешь". Архимандрит Серафим находился в таком состоянии, что не понимал, на небе он или на земле, и смог лишь сказать: "Батюшка, хочу быть там, где ты".
Книга была издана в 1896 году, преподнесена Государю и, в дальнейшем, все произошло так, как и надеялся автор книги. Ознакомившись с жизнеописанием батюшки Серафима, Царственные Супруги стали горячими почитателями Саровского Чудотворца.




Новая икона
cвятой страстотерпец Царь Николай
принимает от священномученика Серафима (Чичагова)
Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря



В то же время, несмотря на многочисленные свидетельства чудес, происходящих по молитвам Серафима Саровского, он еще не был прославлен Церковью. Объясняется это тем, что начиная с 1700 года Русская Православная Церковь управлялась не Патриархом, а Священным Синодом, и в этот период было мало канонизаций святых. Прославить нового угодника в таких условиях было очень сложно.




Мироточивая чудотворная икона .Св.царя мученика Николая II.





В связи с этим в 1902 году архимандрит Серафим решился обратиться непосредственно к Государю, который был, в соответствии с Основными Законами Российской Империи, "верховным защитником и хранителем догматов господствующей веры". Архимандрит Серафим был всемилостивейше принят Государем Императором Николаем Александровичем, и убедил Его в необходимости поставить на заседании Святейшего Синода вопрос о скорейшем прославлении Серафима Саровского в лике Святых. Несмотря на определенные возражения, связанные с причинами, указанными выше, вера и настойчивость Царя взяла верх. Между прочим, Комиссия по обретению святых мощей Серафима Саровского обнаружила что тело его истлело, и остались только кости. Каждая косточка была подробно описана. Были указаны те повреждения, которые были нанесены нападавшими на Преподобного крестьянами. Противники канонизации думали, что такие подробности заставят Царя изменить своей решимости к прославлению, однако Государь на акте Комиссии "прочел с чувством величайшего благоговения. Получив акт освидетельствования мощей с Царской резолюцией, Св. Синод принял деяние, на основании которого Саровский старец Серафим причислялся к лику святых Русской Православной Церкви.
Торжества по случаю прославления преподобного Серафима состоялись в 1903 году 15 июля/1 августа. Св. мощи Преподобного нес Сам Государь Император... Через 3 года родился Наследник Цесаревич Алексий.





Преподобный Серафим Саровский



Батюшка Серафим не забыл прославивших его в земной Церкви. Еще будучи на торжествах в Дивееве, Государь получил письмо от преподобного, которое было подписано "Царю, который приедет в Девеево". Как считают, в этом письме была описана вся дальнейшая жизнь Царской Семьи. Это откровение было тяжелым, но, как показало время, оно помогло святым Царственным страстотерпцам достойно выдержать выпавшие на их долю тяжелые испытания и сподобиться неувядаемого венца славы в Царствии Небесном. Прославил Преподобный Серафим в лике священномучеников и Серафима Чичагова. Для того, чтобы стать в Царствии Небесном рядом с Батюшкой, митрополит Серафим сподобился мученического венца и был расстрелян 28 ноября/11 декабря. Священномученик Серафим Чичагов был причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 18/23 февраля 1997 года. О канонизации Царя было много споров. Сейчас, когда это великое деяние совершилось, может быть, кто-нибудь из нас думает, что причиной канонизации являются плакаты, митинги, собрания. Это дело совершено Господом, первым же исполнителем Божьей воли среди людей в деле прославления Царственных Страстотерпцев явился, веруем, преподобный Серафим Саровский.




http://www.st-nikolas.orthodoxy.ru/newmartyres/serafim.html

1 августа-обретение мощей прп.Серафима Саровского Чудотворца.

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца. В начале прошлого века на свещнице Русской Православной Церкви возгорелась новая яркая свеча. Господь благоволил послать земле нашей великого молитвенника, подвижника и чудотворца.

В 1903 году состоялось прославление преподобного Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины. (Житие святого помещено 2 января, в день его преставления). 19 июля, в день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и Преподобный Сергий Радонежский.

Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично и просто входят в жизнь святого.

Тайна живого молитвенного общения определяет духовное наследие преподобного Серафима, но он оставил Церкви еще одно богатство - краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их. Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана "Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни", состоявшаяся в конце ноября 1831 г., за год с небольшим до его преставления. Беседа эта явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения. Кроме учения о сущности христианской жизни, в ней содержится новое изъяснение многих важнейших мест Священного Писания.

"Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, - учил Преподобный, - сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святаго Божия". Однажды, находясь в Духе Божием, преподобный видел всю Русскую землю, и была она наполнена и как бы покрыта фимиамом молитв верующих, молящихся ко Господу.

В описаниях жизни и подвигов святого Серафима приводится много свидетельств благодатного дара прозрения, которым он пользовался для возбуждения в людях раскаяния во грехах и нравственного исправления.

"Господь открыл мне, - сказал он, - что будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня".

Являя благодатные дары и силу Божию людям, преподобный Серафим назидал приходивших к нему, как идти узким путем спасения. Он заповедал своим духовным детям послушание и сам до конца жизни был верен ему. Проведя всю жизнь в подвигах, непосильных для обычных людей, он советовал идти святоотеческим "царским (средним) путем" и не брать на себя чрезмерно трудных деяний: "выше меры подвигов принимать не должно; а стараться, чтобы друг - плоть наша - был верен и способем к творению добродетелей".

Самым главным подвигом и средством к стяжанию Святого Духа Преподобный считал молитву. "Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но... молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять".

Преподобный Серафим советовал во время Богослужения стоять в храме то с закрытыми глазами, то обращать свой взор на образ или горящую свечу и, высказывая эту мысль, предлагал прекрасное сравнение жизни человеческой с восковой свечой.

Если святому старцу жаловались на невозможность исполнять молитвенное правило, то он советовал молиться постоянно: и во время труда, и шествуя куда-либо, и даже в постели. А если кто располагает временем, говорил Преподобный, пусть присоединяет и другие душеполезные молитвословия и чтения канонов, акафистов, псалмов, Евангелия и Апостола. Советовал святой изучать порядок Богослужения и держать его в памяти.

Преподобный Серафим считал необязательным длинные молитвенные правила и своей Дивеевской общине дал правило легкое. Божия Матерь запретила о. Серафиму обязывать послушниц чтению долгих акафистов, чтобы этим не наложить лишней тяжести на немощных. Но при этом святой строго напоминал, что молитва не должна быть формальной: "Те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, не монахи, а черные головешки!" Знаменитым стало Серафимово правило для тех мирян, которые в силу жизненных обстоятельств не могут читать обычные утренние и вечерние молитвы: утром, перед обедом и вечером трижды читать "Отче наш", трижды - "Богородице Дево, радуйся", единожды "Верую"; занимаясь необходимыми делами, с утра до обеда творить молитву Иисусову: "Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного" или просто "Господи, помилуй", а от обеда до вечера - "Пресвятая Богородице, спаси мя грешного" или "Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного".

"В молитвах внимай себе, - советовал подвижник, - т. е. ум собери и соедини с душею. Сначала день, два и больше твори молитву сию одним умом, раздельно, внимая каждому особо слову. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своей и соединит в тебе оную в един дух: тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя..." Преподобный говорил, что, исполняя это правило со смирением, можно достигнуть христианского совершенства и в мирской жизни.

"Душу снабдевать надобно Словом Божиим. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным", - наставлял святой подвижник Саровский, сам постоянно прочитывавший весь Новый Завет в течение недели.

Каждое воскресенье и каждый праздник неопустительно приобщаясь Святых Таин, преподобный Серафим на вопрос, как часто следует приступать к Причащению, ответил: "Чем чаще, тем лучше". Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому он говорил: "Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется".

"Верую, что по великой благости Божией ознаменуется благодать и на роде причащающегося..." Святой, однако, не всем давал одинаковые наставления относительно частого причащения. Многим он советовал говеть во все четыре поста и во все двунадесятые праздники. Необходимо помнить его предупреждение о возможности приобщения в осуждение: "Бывает иногда так: здесь на земле и приобщаются; а у Господа остаются неприобщенными!"

"Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния, - говорил святой Серафим. Он сам светился радостию духовной, и этой тихой, мирной радостью он с избытком наполнял сердца окружавших, приветствуя их словами: "Радость моя! Христос воскресе!" Всякое жизненное бремя становилось легким вблизи подвижника, и множество скорбящих и ищущих Бога людей постоянно толпилось около его келлии и пустыньки, желая приобщиться благодати, изливающейся от угодника Божия. На глазах всех подтверждалась истина, высказанная самим святым в великом ангельском призыве: "Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи". Эта заповедь о стяжании мира возводит к учению о стяжании Святого Духа, но и сама по себе является важнейшей ступенью на пути духовного возрастания. Преподобный Серафим, опытно прошедший всю древнюю православную науку аскетического подвига, провидел, каким будет духовное делание грядущих поколений, и учил искать мир душевный и никого не осуждать: "Kто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары". "Для сохранения мира душевного... всячески должно избегать осуждения других... Чтобы избавиться от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву".

Преподобный Серафим по праву может быть назван учеником Божией Матери. Пресвятая Богородица трижды исцеляла его от смертельных болезней, многократно являлась ему, наставляла и укрепляла его. Еще в начале своего пути он услышал, как Божия Матерь, указывая на него, лежавшего на одре болезни, сказала апостолу Иоанну Богослову: "Сей от рода нашего".

По выходе из затвора преподобный много сил отдал устроению девичьей монашеской общины в Дивееве и сам говорил, что ни одного указания не давал от себя, делал все по воле Царицы Небесной.

Преподобный Серафим стоит в начале поразительного взлета русской православной духовности. С великой силой звучит его напоминание: "Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему; вот престол, на котором Он любит восседать и являться в полноте Своей пренебесной Славы. "Сыне, даждь Ми сердце твое, - говорит Он, - а все прочее Я Сам приложу тебе", - ибо в сердце человеческом Царство Божие вмещаться может".


Краткие молитвы

Святый преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!

Господи Иисусе Христе Сыне Божий, молитвами преподобного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца, помилуй мя грешного. Аминь.

Тропарь преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу

От юности Христа возлюбил еси, преподобне, и Тому Единому поработати пламенно вожделел еси,
в пустыннем житии твоем непрестанною молитвою и трудом подвизался еси,
умиленным сердцем любовь Христову стяжав,
Небесным Серафимом в песнословии споборниче,
в любви притекающим к тебе Христу подражателю,
темже избранник возлюблен Божия Матере явился еси,
сего ради вопием ти:
спасай нас молитвами твоими, радосте наша, теплый пред Богом заступниче, Серафиме блаженне.

Не грозным огненным серафимом, но кротким старцем,
с надеждой и утешением приходит к нам, недостойным,
теплый заступник наш, батюшка Серафим, победивший незлобием своим духа злобы.
И мы верим, что по его святым молитвам земное отечество наше
навсегда останется православным и исполнится его пророчество о спасении России:
"Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе".

Кондак, глас 2

Мира красоту и яже в нем тленная оставив, в Саровскую обитель вселился еси:
и тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению:
сего ради и Христос, тебе, отче Серафиме прослави, и даром исцелений и чудес обогати,
темже вопием ти: радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.

Величание

Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме, и чтем святую память твою,
наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Молитва первая

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче,
всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче!

Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде,
но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих.
К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися.

Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению,
николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя,
умножившаяся, яко звезды небесныя:
се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления.

Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче,
николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу Сил,
да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная,
да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас,
во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство,
идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе,
и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века.
Аминь.

Молитва вторая

О великий угодниче Божий, преподобне и богоносне отче наш Серафиме!

Призри от Горния славы на нас, смиренных и немощных, обремененных грехми многими,
твоея помощи и утешения просящих.

Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти,
веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити,
во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти
твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства.

Ей, святче Божий, услыши нас, молящихся тебе с верою и любовию,
и не презри нас, требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам
и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских,
да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею
наследовати блаженство обители райския.

На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый:
буди нам воистинну ко спасению путевождь и приведи нас
к невечернему свету Жизни Вечныя богоприятным предстательством твоим
у Престола Пресвятыя Троицы,
да славим и поем со всеми святыми достопокланяемое Имя
Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.
Аминь.

Молитва третья

О преподобне отче Серафиме!

Вознеси о нас, рабех Божиих (имена), благомощную твою молитву ко Господу сил,
да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная,
да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас,
во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство,
идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми
Живоначальную Троицу во веки веков.
Аминь.

Молитва четвертая

Преподобне Отче Серафиме,

любовию Божественной исполненный, любви Божественной непрестанный служителю,
любимче Матери Божественной Любви, услыши мя, малолюбящего и многоогорчающего тя.
Даждь и мне быти ныне усердным служителем Благодатной Любви.

Той убо любви, яже долготерпит, не завидует, не превозносится, милосердствует, не гордится,
не бесчинствует, не ищет сил своих, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде,
радуется же о истине: вся любит, всему веру емлет, вся терпит, яже николиже отпадает!

Сия любви служителем быти мне и всем моим присным, и зидемым,
и другом умоли Любовь изначальную, да послужив любовию Ей на земли, твоим ходатайством,
молитвами Богородицы и всех святых достигну Царства любви и славы, и света,
и припаду к стопам Владыки моего, давшего нам заповедь об истинной любви.

Отче любящий, не отрини мольбы сердца, любящего тя,
и о прощении моих грехов любящего Бога умоли.

Помози нам нести тяготы друг друга, не делать другим, чего себе не хотим,
вся любовию покрывать, и с сердечною песнию любви окончив земную жизнь,
начать с нею же радостно вечную жизнь в стране истинной любви.

Помолись за нас, отче, нами любимый, отче, любящий нас!
Аминь.


Святогорская икона Божией Матери.

30 июля в Святогорскую Свято-Успенскую Лавру приезжают тысячи
паломников, чтобы помолиться у величайшей святыни Донбасса - чествуемой в
этот день Святогорской иконы Божией Матери.

В дореволюционные годы в монастыре были почитаемы две Святогорские
иконы Божией Матери: одна - древняя, не сохранившаяся до наших дней;
другая - один из ее списков, находящийся в настоящее время в обители.

Древняя чудотворная икона была одной из тех немногих икон, которые
уцелели от разграбления Святогорского монастыря в 1787 году. С давних
времен она почиталась чудотворной и, в свое время, некоторые жители
города Славянска получили от нее исцеление. Была украшена
сребро-позлащенной ризой с драгоценными камнями. После закрытия
монастыря в 1922 году место нахождения иконы остается неизвестным.

Написание нынешней Святогорской иконы Божией Матери предание относит к
XIX веку. Одному афонскому старцу, приехавшему в Святые Горы вскорости
по открытии монастыря в 1844 году, очень понравилась Святогорская
обитель. Скорбя о том, что он ничего не может пожертвовать, афонский
инок в дар обители написал эту икону. Образ этот долгое время находился в
Иоанно-Предтеченской пещерной церкви и был благодатно сохранен не
только от сырости, но и от пожара.

В 1918 году, когда икону переносили из села в село и крестный ход
расположился на ночлег в селе Байрачек, большевики ночью напали на дом,
убили иеромонахов Модеста и Иринарха, иеродиакона Феодота и приютивших
их хозяина дома с дочерью. Пять трупов легли у подножия иконы, стоявшей в
луже крови.

В советское время Святогорский образ Божией Матери был чудесно
сохранен благочестивыми людьми. В сентябре 1992 года икону крестным
ходом перенесли в Святогорский монастырь и поставили в Успенском соборе.
С тех пор многие больные различными недугами получили исцеление после
усердной молитвы перед иконой Святогорской Богородицы, а иногда недужным
посылалось здравие после помазания маслом от лампады, горящей перед
ней, или прикладывания к больному месту засушенных цветков, украшавших
икону. Множество золотых и серебряных подвесок у чудотворного образа
явно свидетельствуют о совершившихся чудесах и милости к грешному роду
человеческому Царицы Небесной.

 

Что есть истина?

ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?


Веками слышится вопрос:
Скажите, что есть истина?
Я - Истина, - сказал Христос,
И это слово истинно!

Раз шел в претории допрос,
Народ кричал неистово.
Глас слышит Мой, - сказал Христос, -
Тот, кто есть сам от Истины.

Такой ответ как будто прост,
Пилат в нем видит искренность,
И все же задает вопрос:
А что такое истина?

Так, глядя Истине в глаза,
Мы гоним ее истово,
Забыв, что Сам Христос сказал:
Я - Путь и Жизнь и Истина!


Сборник стихов "Верность"
из Интернета

30 (17) июля — память святой великомученицы Марины

30 (17) июля — память святой великомученицы Марины

Святая Марина родилась в Антиохии писидийской (Малая Азия) от благородных родителей, но не благоверных, а омраченных языческим нечестием. Отец ее Эдесий был идольским жрецом; он отдал свою дочь Марину, лишившуюся матери еще в пеленках, кормилице, жившей в одном селе за пятнадцать верст от города. Когда девочка, бывшая на воспитании, приходила уже в возраст, оказалось, что она была прекрасна телом и еще прекраснее душой, отличаясь благоразумием, и добронравием.

В те времена было поднято гонение на христиан, и иереи и клирики, скрывались в пустынях, горных пещерах, или в селах между простыми людьми, под видом нищих. Однако, учители слова Божия, где только могли, наставляли, хотя и тайно, святой вере и многих обращали от языческого заблуждения ко Христу.

Случилось и Марине, двенадцатилетней девочке, услышать от одного человека Божия слово о Христе Иисусе, истинном Боге, как Он воплотился от Святого Духа в утробе Пречистой Девы и родился от Нее, сохранив Ее девство, как много сотворил чудес, изволил добровольно пострадать ради спасения людей, умер, воскрес, вознесся на небо и уготовал бесконечную жизнь и славу и Царство вечное верующим в Него и любящим Его.

Услышав это, благоразумная девочка Марина уверовала во Христа, и распалилось сердце ее божественной любовью, так что она ни о чем другом не говорила и не думала, как только о Христе Иисусе; или где слышала она речи об истинном Боге, все внимание ее было там. А как уверовала она в Него сердцем, то не стыдилась и устами исповедовать Его, хотя и не была еще крещена за неимением христианского священника, который бы мог ее окрестить.

И возжелала Марина пролить кровь свою за Христа и креститься ею, как купелью крещения, как она слышала о многих святых мучениках обоего пола, что крестились своей кровью, положив свои души за Господа. Эдесий, узнав, что дочь его Марина уверовала во Христа, возненавидел ее и перестал считать дочерью, а относился к ней, как к чужой; а девица возложила всю надежду свою на Отца небесного.

Ставши взрослой, лет пятнадцати, она вышла раз в поле посмотреть на овец своего отца, которые там паслись. В это время встретился ей на пути епарх восточных стран, по имени Олимврий — лютый мучитель христиан, который ехал в Антиохию писидийскую; увидев девушку, епарх поразился ее необычайной красотой, тотчас увлекся ею и задумал взять ее себе в жены. Он остановился и стал расспрашивать девицу:

— Какого ты рода, девушка, чья дочь и как тебя зовут, скажи мне правду о себе. Я вижу, что ты очень хороша собой; если ты свободных родителей, то я вступлю с тобой в законный брак, если же ты чья-нибудь рабыня, то я выкуплю тебя и возьму к себе.

Девица же, отличаясь целомудрием больше, чем красотой своей, кротко ответила, чья она дочь и как ее зовут; не утаила и того, что она Христова раба, верует во Единого Бога, Создавшего небо и землю, соединена с Ним сердечною любовью и иного жениха не желает.

Услышав, что она христианка, епарх, которому дано было разрешение мучить христиан, велел своим воинам взять ее и вести за собой в город, однако почтительно, так как от ее девичьих благоразумных слов он еще больше полюбил ее и понадеялся скоро угрозами мук отвратить ее от Христа и уговорить ее вступить с ним в брак. Девица же, будучи ведена воинами, молилась во всеуслышание Богу, говоря:

— Господи Иисусе Христе, Боже мой! Не оставь меня и не отдай души моей в погибель! Пусть не одолеют меня враги мои, пусть не осквернится слух мой их лукавыми речами, пусть не уступит ум мой их скверным соблазнам, пусть не устрашится сердце мое их страшных угроз! Не попусти вере моей быть вверженной в грязь и тину, чтоб не порадовался мне диавол, ненавидящий добро, но пошли мне помощь с высоты Своего престола, дай премудрость, открой уста мои, чтобы, подкрепленная Твоей силой и умудренная Твоей благодатью, я без страха отвечала на вопросы мучителя! Ей, Господи мой, призри милостию в этот час на меня; вот я теперь как овца среди волков, как птица среди ловцов и как рыба в сетях; приди же и избавь меня от козней врага!".

Прибыв в город, епарх сначала принес жертвы скверным своим богам, а девицу Марину поручил беречь некоторым знатным женщинам. На следующий день, устроив торжественный суд, приказал привести на допрос святую Марину. Девушку привели, а он со сладострастием смотрел на необыкновенную красоту ее и все более и более разгорался плотскою любовью. Потом он начал с коварством говорить ей:

— Прошу тебя, Марина, послушайся меня, почти непобедимых богов. Они хорошо знают, что если ты послушаешься моего совета, то тотчас на глазах у всех граждан удостоишься великой чести: я возьму тебя в жены себе, все тебя будут уважать, как мою возлюбленную супругу, и дам я тебе почет и славу, а ты мне принесешь радость и усладишь мою жизнь! Если же ты не послушаешь меня и отвергнешь любовь мою к тебе, то знай, ты испытаешь много зла: ты заставишь меня, хоть я и не хочу этого, мучить тебя и погубить такую красоту твою, здоровье и сладостную жизнь; ты подвергнешься жестоким, нестерпимым мукам и погибнешь от огня и железа!

Отвечала святая:

— Не надейся, епарх, переменить мою веру во Христа на ваше безверие — ни ласками, ни угрозами: я верная раба моего Владыки, пострадавшего добровольно за меня. Если Он за меня претерпел распятие на кресте и смерть, не щадя Своего пресвятого тела, принятого от Пречистой Девы Марии, то и я должна за Него всячески страдать и умереть, нимало не щадя своего грешного тела и здоровья.

Не думай испугать меня своими угрозами: я готова на всякие муки и на смерть. Укрепит меня Тот, на Кого надеюсь! А что ты мне говоришь о супружестве, почете, славе и богатстве, то все это для меня противно и мерзко. Неужели я оставлю Бессмертного Жениха моего Христа, Царя Небесного и вступлю в брак с псом смердящим, мертвым душою? Никогда!

Услышав такие смелые слова святой Марины, епарх раздосадовался, оскорбился, сильно разгневался и тотчас, переменив любовь на вражду и ненависть, велел снять одежды с невесты Христовой, приказал положить ее на земле и бить прутьями без пощады. Долго били святую без милости; ее девическое тело разрывалось от ран, и кровь текла из ран ручьями, обагряя землю. Смотря на это, народ проникался к ней жалостью, что так жестоко мучают такую красивую девушку, и многие плакали. Глашатай же кричал:

— Марина, принеси жертву богам, не губи понапрасну красоты своей и не лишай себя преждевременно этой сладкой жизни!

Но мученица, возведя к Богу свои духовные очи, молилась, прося помощи свыше и укрепления в страдальческом подвиге; она не чувствовала боли в мучении, подкрепляемая благодатию Христовой: словно раны налагались не на нее, а на чужое тело. Говорили ей некоторые из народа:

— Девушка, для чего ты сама губишь свою красоту? Отчего ты не покоряешься? Смотри, как жесток судья, он погубит тебя, и память о тебе исчезнет с земли; мы жалеем тебя!

А святая громко отвечала им с укором:

— Лукавые советники, злые помощники, вы стараетесь соблазнить меня! Как древний змей подал Еве лукавый совет в раю, так вы теперь советуете мне отступить от Бога моего; прочь от меня, беззаконные: не соблазнить вам меня, ибо я всей душой предана Христу!

Потом, когда палачи перестали ее бить, сказал мучитель страдалице:

— Это начало твоих мук, Марина, и если ты будешь упорствовать в непокорстве, то испытаешь еще большие муки.

Святая отвечала:

— Делай все, что угодно тебе и отцу твоему диаволу; я не обращаю внимания на муки, ибо мне помогает Христос, Который скоро посрамит все ваши хитрости.

Епарх еще больше разгневался и приказал прибить ее гвоздями к доске и железными трезубцами строгать ее тело. Она же, подняв глаза к небу, говорила:

— Окружили меня враги мои, замышляя зло против меня, но Ты, Господи мой, призри на меня и помилуй меня, пошли мне помощь животворящего Твоего Духа. Пусть Он умудрит меня исповедывать пресвятое имя Твое до последнего издыхания, пусть даст мне крепость мужественно противиться диаволу и слугам его, чтоб я одолела и посрамила их; удостой меня быть образцом для любящих Тебя и хранящих свое девство ради Тебя, чтоб стать мне вместе с ними по правую сторону во время праведного суда Твоего!

Так молилась святая, и жестокие слуги жестокого мучителя, словно людоеды, все сильнее терзали трезубцами тело святой, и отваливалось тело кусками с кровью на землю, так что были видны голые кости. Епарх не мог смотреть на такое мучение: он закрыл свое лицо и отвернулся, а все присутствующие изумлялись такому терпению святой. Потом снова заговорил с ней мучитель:

— До каких же пор ты будешь упорствовать, Марина? Вот уже и тело твое растерзано; хоть теперь согласись принести богам жертву, чтоб тебе не погибнуть совсем.

Мученица отвечала:

— Мерзкий пес! Свинья! Ты пожираешь человеческое мясо и притворяешься милосердым, будто жалеешь меня! Я сама себя не жалею ради Христа, непощадившего Себя, но отдавшегося за меня на большие муки. Если я послушаю твоего безумного совета и пощажу свое тело, то как же увенчается моя душа в Царстве Небесном?

После того епарх велел снять мученицу с гвоздей и запереть в особую темницу, глубокую и мрачную, полную всяких бесовских страшилищ, куда бывали заключаемы осужденные на смерть.

Сидя в этой темнице одна (других осужденных тогда не было там), святая мученица молилась Богу в теплоте души своей, взывая из глубины сердца:

— Боже Вышний, Тебе предстоят со страхом все небесные силы, и все начала и власти трепещут перед лицом Твоим, и всякое создание Твоею всемогущей силой сохраняется, изменяется и обновляется! Ты, Владыка, призри с небесной высоты, с престола славы Своей на меня смиренную, непотребную и недостойную рабу Твою: на Тебя надеюсь, к Тебе прибегла я и страдаю Твоего ради имени. Призри, Благоутробный, и исцели мое тело, израненное, как разорванное одеяние, обнови мою душу и сохрани ее для Твоего Царства. Дай мне одолеть и попрать моего врага, как попирается ногами песок, чтоб мне стереть его силу Твоею непобедимою помощью и чтоб прославилось во мне пресвятое имя Твое во веки.

Наступила ночь, а святая все не переставала молиться Богу. Тогда диавол осмелился испугать мученицу мечтательным страшилищем, так попустил Бог для большего прославления Своей угодницы. Внезапно потряслась темница, и показался какой-то мрачный свет, как будто от огня в дыму; затем явился диавол в виде пестрого, громадного, страшного змея, а тело его, насколько было видно, окружало и опоясывало множество меньших змей и ехидн.

Змей ужасно свистел и, зияя огромной и жадной пастью, испускал нестерпимый смрад; он обошел вокруг мученицы, наводя на нее страх и ужас; потом раскрыл свою мерзкую пасть, напал на святую и схватил ее голову, стараясь проглотить. Однако, она не отчаялась и не усомнилась, но, вперивши весь свой ум в Бога, осенила себя крестным знамением и тотчас увидела, что утроба змея расселась, а она сама избавилась от него и была цела и невредима: и в то же время погибло все то бесовское страшное привидение: земля разверзлась, поглотила змея и всех змей с ним и бросила их в ад; святую же мученицу осиял небесный свет.

Посмотрев вверх, она увидела, что открылась кровля темницы и на нее сходят сверху как бы лучи солнечные; увидела она также большой крест, сияющий несказанным светом, а над крестом голубку, белую как снег, которая говорила ей человеческим голосом:

— Радуйся, Марина, разумная голубица Христова, что победила злого врага! Радуйся и веселись, дочь горнего Сиона, что пришел день веселия твоего, когда выйдешь ты с мудрыми девами в чертог нетленный бессмертного Жениха, Царя небесного!

При этих словах голубки Марину охватила несказанная радость и сладость, растерзанное ее тело начало заживать, и она сама чувствовала, как раны ее зарастали, язвы покрывались кожею, исчезала боль и немощь, и стала она опять, как прежде, здорова и прекрасна всем телом. Она радостно благодарила Бога:

— Благословляю Тебя, Владыка, и прославляю Тебя, Господи Боже мой; восхваляю имя Твое, что Ты сжалился, надо мной, посетил меня, исцелил мое тело, укрепил мою душу и не предал меня в руки врагов моих, но, показав мне их ужасный вид, бросил их в глубочайшую бездну и отогнал от меня их ужас; теперь же, радуясь и веселясь о Тебе, Боге Спасителе моем, молю Тебя, Благого Человеколюбца, сподобь меня бани святого крещения, чтоб я, омытая кровью и водой, стала достойной войти в Твой небесный чертог со святыми девами, невестами Твоими, так как Ты благословен во веки!

В таких видениях и откровениях и в таком торжестве и радости провела святая Марина всю ту ночь, пока не начался день и не настало время ее последнего подвига.

С наступлением утра епарх Олимврий опять сел на неправедный и нечестивый суд свой; весь народ собрался на зрелище. Приказано было привести из темницы мученицу на допрос. Увидев ее со светлым лицом, совсем здоровою и невредимою, даже без следа вчерашних ран, епарх очень удивился и молчал в изумлении, недоумевая, как это мученица, израненная вчера, за одну ночь совершенно выздоровела. Удивлялся и народ этому чудесному исцелению: одни превозносили силу Христову, другие же относили это к волшебству. Потом епарх, с трудом открыв свои уста, стал говорить святой:

— Видишь, Марина, как наши боги заботятся о тебе! Они сжалились над твоей юностью и красотой и исцелили тебя от твоих ран. Нужно и тебе в благодарность за полученное от них благодеяние принести им жертвы; а еще больше, тебе нужно быть подражательницей и преемницей своего отца: он служит богам в сане жреца и тебе нужно стать жрицею и служить им всю жизнь.

Святая отвечала:

— Не подобает мне оставить Бога моего Истинного и Живого и служить ложным и мертвым богам вашим; наоборот, тебе необходимо познать Единого Бога небесного и уверовать в Него, видя на мне такую силу Его: ты вчера растерзал меня на части, а Он ныне сразу сделал меня здоровой и невредимой! Он — Всемогущий врач душ и тел человеческих!

Обезумевший епарх опять велел мучить святую. Снова ее повесили на дерево, принесли зажженные свечи и стали опалять ей грудь и бока; она же, углубившись внутрь себя, молилась в глубине сердца Богу и молча терпела; она была обожжена как уголь и истерзана, будто мясо в пищу. И когда ее, еле живую, сняли с дерева, она громко сказала:

— Господи! Ты сподобил меня за имя Твое пройти через огонь, сподобь пройти и через воду святого крещения, и, омытую от грехов, введи меня в покой Твой.

А мучитель, услышав, что мученица упомянула о воде, сказал:

— Хочет пить окаянная; надо напоить ее!

И он велел принести огромную бочку с водой и бросить в нее связанную мученицу, чтобы погрузить ее туда и утопить. Когда слуги взяли ее, чтоб бросить в воду, она громко сказала:

— Господи Иисусе Христе, выводящий из оков, разрешающий узы смерти и ада и поднимающий из гробов манием Божественной силы Твоей! Призри на рабу Свою и расторгни узы мои! И пусть эта вода будет мне желаемым святым крещением на рождение в жизнь вечную, чтоб, совлекшись ветхого человека, я облеклась в нового и явилась к Тебе в одежде брачной в Твой чертог!

Пока мученица так молилась, слуги бросили ее в бочку с водой, стали погружать ее в воду и топить. Но в этот момент затряслась земля, и веревки, которыми была связана мученица, развязались, слуги же, объятые ужасом, разбежались от бочки. Сверху над головой мученицы засияли лучи несказанного света, и снова явилась белая голубка, сходящая сверху, подобно солнцу с венцом золотым в устах.

Она парила над головой мученицы, касалась ее и опять летела в высоту. Видение это было видимо не только святою, но и некоторыми из присутствовавших, которые были достойны такого видения: многие из народа были тайными христианами и сподобились видеть это. Святая же стояла в воде, не погружаясь, пела, славя и благословляя великое имя Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа.

Потом показался огненный столп над святою, достигавший неба, а на столпе крест, как бы хрустальный, испускавший светлые лучи; голубка взлетела и села наверху креста. И послышался свыше голос, и все слышали его:

— Мир тебе, невеста Христова, Марина! Ныне ты примешь неувядающий венец добродетели от руки Господней и почиешь в Царстве небесном вместе со святыми.

Услышав этот голос и увидев, что мученица вышла из воды здоровою, без всякого следа обжогов, невредимою телом и прекрасною, тотчас великое множество мужчин и женщин уверовали во Христа, открыто признали себя христианами и, казалось, были готовы на смерть за Христа. Игемон ужаснулся, увидев, что такое множество народа обратилось ко Христу, и недоумевал, что ему делать; потом, разъяренный, он вывел на народ вооруженное мечами войско, которое было при нем и велел рубить всех, кто только славил имя Христово.

Тогда и все неверные или трусливые из народа убежали, а те, кто истинно веровал, сами шли под меч. И пало убитых обоего пола до пятнадцати тысяч человек, которые, крестившись своей кровью и очистившись от всех грехов, вошли в радость Господа своего, увенчанные мученическим венцом. Затем епарх велел и мученицу усечь мечом. Когда святую вывели на место казни, она попросила немного подождать тех, кто вел ее, и, обратившись к следовавшему за ней народу, увещевала всех познать Единого Истинного Бога, Творца всего, и уклониться от бесовского обмана и погибели идолопоклонства.

Потом она стала молиться и долго молилась за всех; вдруг сотряслась земля, страх напал на всех, и многие упали от страха на землю; упал и палач. Это Господь наш Иисус Христос явился с неба со святыми ангелами Своей невесте, призывая ее в Свой покой и простирая руки, чтоб принять ее душу. Она же, несказанно обрадовавшись, побудила палача, чтоб он поскорее исполнял, что ему приказано.

Она подставила под меч честную свою голову и была обезглавлена [1]; а душа ее была взята руками Господними и унесена в небесные селения. Так окончила свой мученический подвиг святая великомученица Марина семнадцатого июля. Страдание же ее описал очевидец раб Божий Феотим, видевший все мучение и сподобившийся быть зрителем тех видений, которые были явлены святой; он передал это верным на пользу, в честь и память возлюбленной невесты Христовой Марины и во славу Человеколюбца Христа Спасителя нашего, Которому со Отцом и Святым Духом и от нас пусть будет честь и слава ныне и вечно. Аминь.

Изложено по Житиям святых

святителя Димитрия Ростовского

1. Кончина святой мученицы Марины последовала в конце III или в начале IV века. Честные мощи ее находились в Константинополе в монастыре Пантепонта (Всевидца Христа) до взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году. По другим известиям, мощи ее в 908 году из Антиохии были перенесены на Запад и положены в Монтефиасконе, в Тоскане; в настоящее время часть мощей ее (рука) находится в Ватопедском монастыре, на Афоне. ^