Важливі замітки

Останні статті

Свіжі шпалери



...

Національна ідея - це не те, що народ думає про себе в часі, а те, що Господь задумав про нього у вічності
В.Соловйов.

Просто анекдот...

  • 07.02.12, 18:57
Уявімо собі жаркий липневий полудень, московський дворик і внизу три російських мужичка активно б'ють один одного. А зверху спостерігає молодий чоловік відомої національності, дивиться, чекає уважно і в якийсь момент повертається і каже: "Саро, зателефонуй, будь ласка, Мойші. Нехай підвезе бочку з квасом, бо вони скоро захочуть пити".

ДТП, или Дорогой мой незнакомый человек

Священник Александр Дьяченко

Не знаю как вы, а я порой не могу вспомнить, что делал второго или третьего дня, не говоря уже  неделю назад. Иногда даже пытаешься, и никак. А потом смотришь, в кино человека спрашивают, а что, мол, ты, такой-сякой, делал десять дней тому назад вечером с пяти до семи, подтверди своё алиби, и тот немедленно докладывает, словно все эти десять дней только и делал что готовился к этому допросу. А я наверняка не вспомню,  потому и боюсь оказаться в подобной ситуации.

Но есть в моей памяти день, который я и сегодня с лёгкостью распишу буквально по минутам, вторник 1 февраля 2005 года.

Утром того дня было очень скользко, накануне подтаяло, и с утра прихватило морозцем, а мне в семинарию ехать. Вторник — мой день, я тогда ещё преподавал. Всякий раз по вторникам, прежде чем зайти в учебную аудиторию, я должен был преодолеть без малого сотню километров. Причём в любую погоду, и неважно, дождь там на дворе или снег, плюс тридцать градусов или минус.

До священства мне не приходилось водить машину, и за руль я сел вынужденно только в сорок три года. А что делать? Храм-то нужно было восстанавливать. ИЖ «Ода», скромный ослик работяга, как никакая другая машинка, подходил для этой цели. Во-первых, он был фантастически дешев и поразительно вынослив. И ещё, в него можно было погрузить всё что угодно.

Зато на заснеженной дороге, да ещё и с ледком машину заметно вело из стороны в сторону. И при неосторожной перегазовке, несмотря на замечательную шипованную резину фирмы «Кама», я мог легко оказаться в кювете. Зима 2005 года — моя вторая зима за рулём. Нужно ехать — и такой гололёд.

Сел за руль, перекрестился. Прочитал девяностый псалом,потом ещё и восьмой. Это мне батюшка знакомый посоветовал: «Собираешься вести автомобиль, читай восьмой псалом». А ему об этом в свою очередь когда-то рассказывал один прозорливый старец. Потихоньку выбрался из посёлка, затем ещё три километра лесом и выехал на трассу.

А наша трасса, скажу вам, всем трассам трасса, интенсивность движения сорок тысяч автомобилей в сутки. Машины идут сплошным потоком, и днём и ночью, не смотри, что четыре полосы, чуть зазевался, тут же снесут.

Потому, приезжая в семинарию, я всякий раз говорил не в меру  расшалившимся студентам: «Мне совершенно безразлично, уважаете вы меня как преподавателя и человека, или не уважаете. Меня это мало беспокоит. Но, тот факт, что, в такую погоду по такой дороге добираясь к вам на занятия, за все эти годы я ни разу не опоздал, этот факт, вы уж меня  простите, я вас заставлю уважать». Скажу честно, меня всегда умиляло, как после этой моей тирады в классе надолго воцарялась мёртвая тишина.

В то утро моего «ослика» то и дело кидало вдоль скользкой ещё необработанной реагентами трассе, оттого и ехал я очень медленно.

Уже светало, потому и дорогу было видно, а тем, кто ехал ночью, не повезло: то в одном, то в другом месте в кюветах «отдыхали» уехавшие машины.

Где-то ближе к областному центру, когда движение ещё больше замедлилось, прямо на трассе, посередине, я увидел одиноко стоящие «Жигули-девятку» тёмно зелёного цвета. Недалеко от неё и немного в стороне, не мешая движению, застыла фура с прицепом.

Беда случилась совсем недавно, даже пробка не успела образоваться. Иногда так бывает, большая машина с прицепом неожиданно начинает складываться, образуя так называемые «ножницы», и горе её маленьким соседям, оказавшимся рядом. В тот раз не повезло водителю «Жигулей-девятки», хотя сам автомобиль почти не пострадал.

Проезжая мимо, я видел лицо мёртвого человека. Мертвец сидел, устало  откинув голову в мою сторону и, казалось, всматривался в лица нас, медленно продолжающих движение.

Я ехал дальше, а мысли не давали мне покоя: «Вот наша жизнь. Ещё какой-нибудь час назад человек сел за руль и поехал, наверно на работу, или в магазин, или ещё куда-то по делам. Поехал и умер, а дома у него об этом ещё никто не знает».

И так мне стало их жалко, и одновременно страшно за себя, а вернее за тех, кто ждёт моего возвращения домой. Я люблю их, тех, кто меня ждёт, и не хочу, чтобы они тоже плакали, потому и начинаю молиться.

Самая горячая молитва получается в минуту, когда тебе по-настоящему страшно: «Господи, пощади меня! Ты же знаешь, я еду по благословению, а  не по собственной воле. Сам по себе я бы никогда этого делать не стал. Господи, молитвами святых отец наших, помоги»! И долго ещё перечислял святых, в нашей земле просиявших, потом обращался к праведникам и так потихонечку продвигался дальше.

И вот, когда до цели моей поездки оставалось совсем уже немного, ну от силы километров 15, на противоположной стороне дороги я  увидел  мощный «МАН» с огромным прицепом. Видимо, уходя от столкновения с  вылетевшей ему навстречу легковушкой, грузовик снёс бетонный столб  освещения, и стоял, уткнувшись носом в дерево.

Рядом с ним находилось то, во что после столкновения превратилась та легковушка. Мой взгляд успел различить зелёную металлическую лепёшку на  четырех колесах, и ещё мне почему-то показалось, что это тоже были «Жигули».

Первая мысль: «Зелёному цвету сегодня определённо не везёт». Рядом  суетились гаишники, ну и работка у людей, не позавидуешь. Теперь им  полдня придётся выковыривать из этой «лепёшки» то, что осталось от тех, кто ещё сегодня утром ел, пил, строил какие-то планы.

Продолжая свой путь, я всё думал: «Как странно. Жил на земле человек, а потом взял и погиб. Какие-то секунды — и всё, и нет этого человека, как будто никогда и не было. Ещё вчера мы могли с ним пересечься где-нибудь в магазине или в кино, улыбнуться друг другу, перекинуться словом, а сейчас его нет, и никто больше не узнает каким он был. Да и кому интересно, каким он был, ведь для тебя этот человек никто, ты можешь забыть его и спокойно жить себе дальше».

Кстати, так мы и поступаем, когда проезжаем мимо очередного места ДТП или слышим про новый взрыв в метро, падении самолёта, а иначе и нельзя. Как потом садиться в машину, входить в метрополитен или лететь самолётом в сторону моря?

Днём, возвращаясь домой, я заметил, что раздавленные зелёные «жигули» всё ещё на месте, но поравнявшись с местом аварии, отвернулся и даже не стал смотреть в их сторону.

Со времени той поездки прошло недели полторы, и в храм неожиданно  приехали мои друзья, муж и жена. Они живут в городе, а к нам заезжают  крайне редко. Значит, что-то случилось, да и вид у них был какой-то потерянный.

- Ой, батюшка, мы за последние дни так много всего пережили. Нет –  нет, не волнуйся, у нас-то как раз всё в порядке, а вот у соседей по  площадке — там беда.

И они рассказали мне как с месяц назад их соседке, пожилой уже  женщине, проехала по ноге колесом маленькая машинка, типа «Оки». Женщина переходила дорогу на светофоре, а машинка её не пропустила и сделала инвалидом. Так она оказалась в больнице, ей что-то делали с ногой и  врачи посоветовали родственникам съездить в ортопедический центр и заказать для мамы какое-то необходимое приспособление. Они и поехали, Владимир Иванович и Марина, отец и дочь.

- Я утром их видел. Они как раз садились в машину. А на улице с утра  подморозило и даже просто идти было невозможно, не то что ехать. Говорю  им: «Соседи, может, дома останетесь переждёте, смотрите как скользко», — а они, ничего, мол, мы потихонечку. Не ехать тоже нельзя, нужно срочно  заказывать ортопедическое устройство, иначе мать обречена и не сможет  ходить своими ногами.

Вечером звонок в дверь. Открываю, стоит милиционер: «Скажите, вы не  знаете, в квартире напротив есть ещё кто-нибудь кроме…»? И он назвал  имена Владимира Ивановича и Марины.  У меня внутри всё оборвалось, что случилось?

Оказалось, машина с моими соседями, уже практически доехав до места  следования, неожиданно вылетела на встречку и столкнулась с фурой. Шофёр большой машины пытался избежать столкновения, но не смог: «Ваши соседи  погибли. И теперь вопрос – кто будет хоронить? Их родственница в  больнице, и если никто не возьмёт на себя это дело, то социальные службы просто закапают их останки в полиэтиленовых пакетах, и всё».  «И ещё, — продолжил милиционер, — пожалуйста, сходите в больницу и передайте  матери, что случилось».

Не стану тебе рассказывать, как мы ходили к Ольге Николаевне, как  бедная женщина узнала о гибели мужа и дочери. Потом были похороны. Я  ездил покупать венчальное платье и забирал из морга тело Марины. Меня попросили помочь положить её в гроб, и когда я поднял тело, оно повисло  на моих руках, точно полотенце. Все косточки были переломаны.

Батюшка, это так страшно. Хоронили их в закрытых гробах. Сейчас  приходим в себя и снова нужно ехать в ортопедический центр, делать заказ для Ольги Николаевны, больше-то всё равно некому…

Уже оставшись один, я вспомнил 1 февраля, именно в тот день был страшный гололёд, и там, где те зелёные «Жигули», влетевшие под тяжёлый  «МАН», как раз и находится областной ортопедический центр.

Набираю номер моих друзей:

- Какая у твоих соседей была машина? Зелёные «Жигули»? А погибли они 1 февраля? Рядом с ортопедическим центром.

Значит, это их я видел в той зелёной «лепёшке». Оказывается, эти люди жили совсем рядом, на одной лестничной площадке с моими друзьями. А ведь я нередко бываю в их доме, и вполне мог с ними пересекаться. Может,даже и здоровался.

Прошло ещё сколько-то времени и мы, сидя за столом в загородном доме моих друзей, пили чай с самодельным тортом.

– Какие у вас интересные чашки, раньше я их не видел.

- Это Маринины  чашки, той, что погибла тогда, зимой. Ольга  Николаевна, её мама, подарила. Она готовила их дочери в приданое, а  после её смерти решила, пускай этот сервиз достанется нашей Наташке.

В тот момент я снова был вынужден вернуться памятью в тот страшный  день. Надо же, вот я сейчас сижу и пью чай из чашки, принадлежавшей той  самой девушке, свидетелем гибели которой я стал. Чужой, ещё совсем недавно неизвестный мне человек всё больше и больше входил в мою жизнь. Входил после своей смерти.

Потом, помню, звонок:

- Отец Александр, наша соседка, Ольга Николаевна — да, та самая, — она просит, чтобы ты освятил ей квартиру.

Я согласился, и через несколько дней вошёл в их дом. После освящения  мы сидели на диване и вместе с хозяйкой рассматривали фотографии. Вот  совсем ещё молодые Владимир и Ольга, а здесь на свет уже появилась  маленькая Маринка. И так страница за страницей, фотография за  фотографией, четверть века через историю жизни одной семьи. Ольга  Николаевна рассказывала мне такие интимные подробности их семейной жизни, которые могут знать только члены семьи или самые близкие друзья, а мне неудобно было прервать рассказ немолодой уже женщины. Ей было очень нужно кому-нибудь выговориться, и священник для неё оказался самым подходящим собеседником.

- Это альбом моей доченьки. Здесь фотографии, сделанные во время отдыха в Египте и у нас на Чёрном море. Посмотрите, какая она у меня была красавица.

Со всех снимков на меня смотрела высокая стройная девушка с голубыми  глазами и длинными волосами льняного цвета. На самом деле, она была  очень красивой. Наверняка молодые люди оборачивались ей в след. И глаза, какие они глубокие. Глаза – зеркало души, я прикоснулся к этой душе и почувствовал, что мне она не чужая.

Почему я тогда так подумал? Не знаю, скорее это произошло на каком-то подсознательном уровне. Попробуйте объяснить, почему этот незнакомый  человек вам так симпатичен? В отличие вон от того, тоже, кстати, встреченного вами впервые.

Тогда уже я догадывался, что вся эта цепь событий неслучайна. Не  прошло и полугода с того дня, как став свидетелем автомобильной  катастрофы, в которой погибли совершенно незнакомые мне люди, я мало того, что узнал их имена. Но и побывал у них дома, ел пил из их посуды,  посвящён в подробности их личной жизни. Зачем мне это, почему я должен  узнавать всё это про людей, которых уже нет на земле?

В тот вечер неожиданно для себя я снова заехал к тем моим друзьям.  Мне нравится бывать у них, людей отзывчивых и очень простых. К ним можно заехать в любое время, и тебе в их доме всегда будут рады. Не оставляли они своим вниманием и Ольгу Николаевну, для которой и я после того  разговора стал своим человеком. А та, узнав, что батюшка в квартире  напротив,  попросила меня заглянуть на секундочки к ней, чтобы познакомить с родственниками мужа, приехавшими из Беларуси. Разумеется, я не мог пройти мимо возможности пообщаться с земляками.

- Из Беларуси? Интересно, из какой же вы области?

- Мы живём в ста километрах от Минска, в Крупках. Есть такой городок между Минском и Оршей. Вы наверно о нас и не слышали?

- Нет, почему же? Очень даже слышал. Моя мама родом из этого района. Она родилась в Якимовке.

Наступило время удивляться уже моим собеседникам:

- Якимовке?! Наши корни тоже из этой  деревни. Интересно, а как девичья фамилия вашей мамы?

Я назвал её полное имя. Белорусы переглянулись:

- Подождите, получается вашего дедушку звали Сильвестром. Так и есть, именно он в своё время, ещё до революции, уехал в Москву. А мы потомки  Анны, его родной сестры. Значит, Владимир Иванович приходился вам…, а  мы…

После этого открытия, ошеломлённые и растроганные, мы долго чертили  на бумажке наше генеалогическое древо, а Ольга Николаевна просто сидела  рядом и плакала. Столько лет мы прожили бок о бок, ни о чём не догадываясь, и только в момент их гибели мы, наконец, встретились.

После всех этих событий что-то во мне изменилось.  Мысль о том, что  любой человек рядом со мной вполне может оказаться моим братом или  сестрой, заставляет всматриваться в лица и глаза прохожих, случайных собеседников или просто попутчиков в том же автобусе или электричке. Эта мысль живёт во мне сама по себе, каким-то независимым фоном. Эй,  человек, остановись, давай посмотрим друг другу в глаза, кто знает, может мы и не чужие. Что, если ты мой брат или моя сестра, тогда и наше  одиночество в этом мире только кажущееся.

И ещё, потеряв Володю и Марину, я начинаю беспокоиться о тебе, мой незнакомый близкий человек. Может, ты сейчас ведёшь машину или пролетаешь надо мной высоко в небе? Доброй тебе дороги, брат, и храни  тебя Бог.

Анекдот ( тобто історія з життя )... )))


Один  настоятель в хвилину благочестивої старанності, в недільний день, обходячи підвідомчі йому приміщення по закінченні Богослужіння, заходить у клас недільної школи.

Діти молодшого та середнього шкільного віку зібралися біля табуретки, у якої щось там з ніжкою сталося. Батюшка бачить молоток, цвях, рішуче відстороняє отрока, бере молоток.

Бачучи, що всі замовкли, з благоговінням дивляться, а там і донька його є серед присутніх дітей, і каже:

- Ну, що діти, хочете подивитися, як я заб'ю цвяха, як буде полагоджена табуретка?

Після паузи його донька відповідає:

- Ні, тату, ми посперечалися, що ти скажеш, коли потрапиш по пальцю.

Митрополит Черкаський: «Тільки український напрямок"

Життя в Церкві
Митрополит Черкаський Софроній (Дмитрук): «Тільки український напрямок»

Православних віруючих в Україні в наш час зазвичай ділять на дві протиборчі групи. Перша - прихильники автокефалії, які, пішовши за колись митрополитом  Київським Філаретом (Денисенко), нині є членами Української Православної Церкви Київського Патріархату (УПЦ КП). Друга - прихильники єдності з Російською Православною Церквою. Особистість митрополита Софронія (Дмитрука) не вписується в цей стереотип. Він, будучи ієрархом УПЦ МП, є послідовним прихильником автокефалії та об'єднання з усіма Церквами Володимирового хрещення. З митрополитом Черкаським і Канівський Софроній розмовляє український журналіст Анатолій ХЛІВНИЙ.

- Ваше високопреосвященство, вас у ЗМІ часто називають лідером  проукраїнського крила Української Православної Церкви - тобто тієї  частини священиків, які ратують за автокефалію. Ви самі себе таким вважаєте?

- Ні, не вважаю. Лідер - це людина, яка веде людей вперед. Я таким не є. Я просто українець, який вболіває за свій народ, його добробут, його життя. І, звичайно, за його віру. І мені дуже шкода, що є серед народжених на цій багатостраждальній землі люди, які себе українцями не вважають. Значить, така людина не цінує самого себе, не любить свій народ і не має почуття власної гідності.

- Але того факту, що ви прихильник автокефалії, ви заперечувати не станете?

- Безумовно. У мене позиція одна, і вона є незмінною: український напрямок - і тільки. Що стосується автокефалії, то потрібно зазирнути в історію, щоб зрозуміти, якими мають бути місце і статус Православної Церкви в Україні. Ще Москви не значилося, а була вже Київська Русь. І всі єпархії дивилися на Київ. Згодом митрополій стало дві - Київська і Московська. І тільки через 30 років після того, як Богдан Хмельницький, «нерозумний син» - так його Тарас Шевченко називає, приєднав Україну до Росії,  приєднали і Церкву. Але - без волі на те народу. Про референдуми тоді ще не знали, людей не питали. А виконували це - назву дуже грубо - прихвосні і хотіли для себе слави,  які ніяк не дбали про свій народ, незважаючи на те що були церковними лідерами.

Ми увійшли в одну імперію і стали ніби як одним народом, тому для церковної організації, напевно, краще, щоб була одна Церква. Хоча грузини, будучи в цій самій імперії, жили починаючи з 1917 року самостійної церковним життям. Але зараз у нас дві держави, що мають дві різні Конституції, різні системи  влади, чому тоді ми навіть не маємо права думати, щоб самим керувати і церковним життям?

- Прихильники єдності з РПЦ стверджують, що автокефалія УПЦ є поділом.

- Ніякого поділу автокефалія за собою не несе. Навіть якщо ми не будемо ні від кого залежні - це не буде поділом. Це стане можливістю бути рівними серед рівних. На це питання треба з іншого боку дивитися, відкинувши всі політичні амбіції, і усвідомити, що корисно для Церкви. Коли мене запитують, чому ти так наполягаєш на своїй позиції, я всім наводжу приклад Костянтина Великого. Він, ставши імператором, не захотів жити в Римі, а переїхав в маленьке  містечко Візантій, яке згодом перетворилось в Константинополь. У його імперії, яка була надзвичайно великою, вже було чотири Патріарха. Для чого йому знадобився п'ятий Патріарх? Для поділу? Ніякої мови про поділ не було. Для відділення? Ніякої мови про відділення теж не було. Він хотів як імператор, який бажає мати мир і спокій у своїй державі,  вирішувати всі наболілі духовні питання зі своїм Патріархом на місці. Це неминуче: коли є дві держави - повинні бути окремі Церкви, з якими можна вирішувати всі проблеми державного характеру. Коли український парламент або президент щось вирішують, вони ж не їздять за благословенням до Москви, вони повинні отримати його тут, на місці.

- Митрополита Одеського та Ізмаїльського Агафангела (Саввіна) часто називають лідером проросійського крила УПЦ. У яких ви з ним стосунки?

-
Митрополит Агафангел - людина Росії, російська, хоча і з Курської  губернії, а Курщина - хочеться нам того чи ні - колись була Україна.
Там до цих пір цілі поселення говорять українською мовою. Але в нього один напрям: Росія - його батьківщина. Він вірить в існування «русского мира». Але якщо брати в цілому тих єпископів-росіян, які у нас є в УПЦ, то я їх просто поважаю. Я проти будь-якого націоналізму, але я поважаю їх за те, як вони захищають самих себе.

- У 2005 році ви написали звернення до єпископату УПЦ, де закликали боротися за автокефалію. Яка була реакція єпископів?

- Реакція була неоднозначна. Одні мовчали, нічого не говорили. Але були й такі, хто почав ставитися до мене насторожено, в тому числі й ті, про кого ми говорили вище.

- Як добре ви знаєте Патріарха Філарета (Денисенка) - главу Київського Патріархату? Ви, по суті, в питанні автокефалії однодумці?

- Я Денисенка знаю дуже добре. Коли він був ще митрополитом Київським, саме він прийняв мене як ізгоя, як людину, якого всі боялися і не хотіли приймати. Бо була така всесильна організація - КДБ, яка мене силою виштовхала з  Московської духовної академії, після чого я і опинився в Україні. Я вдячний йому за його добрий вчинок, тому що він був єдиним, хто прийняв мене без страху.

- І все ж ви свого часу не підтримали його в прагненні отримати автокефалію і залишилися в лоні РПЦ.

- Дуже шкода, що в цьому питанні тоді була замішана політика. Комуніст і атеїст Кравчук допомагав йому, тому що там були причини один одному допомагати. Але мені здається, що основна помилка Денисенка була ось у чому. Йому треба було перед тим, як оголошувати автокефалію, заявити про своє бажання мати такий статус і обгрунтувати його. А він, хочу зауважити, досить грамотний богослов. Йому потрібно було написати в Синод РПЦ про те, що він виходить офіційно зі  складу РПЦ, для того щоб організувати незалежну Церкву в Україні. А якби була така обмовка, постанова Синоду РПЦ не мало б сили. А так РПЦ вчинила так, як вчинила. Ну і ще одне: не вийшов Патріархом Москви і захотів стати таким в Україні. Тут все пов'язано з політикою і частково з людськими амбіціями.

- Так який же, на ваш погляд, повинен бути алгоритм дій на шляху до автокефалії? Шлях по Філарету (Денисенко) виявився не в повній мірі виправданий: його  організацію не визнала жодна канонічна Церква, і в УПЦ стався розкол.

- Це дуже складне питання. Тут безліч проблем. І вирішувати їх треба через переговори. Потрібно сідати і думати, до кого і на яких умовах приєднуватися. Але в тому, що об'єднання всіх гілок православ'я в Україні в соборну
автокефальну Церкву необхідно, у мене немає жодного сумніву.
Бо ніщо так не згуртовує людей, народ, як Церква. Коли це буде - не знаю. Точно не за мого земного життя. Може, через 100 років, через 200 ...

Тут я вам більше скажу: автокефалія вже давним-давно була б. Завдяки великому авторитету керівника УПЦ митрополита Володимира це питання  можна було б вирішити, і жодна з православних помісних Церков не була б
проти.
Коли грунтувалися як автокефальні Грузинська, Сербська, Болгарська та інші Церкви, то вони були в цьому прагненні єдині. І вони не боялися на перших етапах свого незалежного існування бути невизнаними. А у нас - лебідь, рак і щука. Ми не всі хочемо церковної незалежності, а якщо і хочемо, то боїмося сказати, тільки не знаю чому.

- Колись ви сказали, що Іван Мазепа для вас - зразок для наслідування.

- Я і зараз не боюся цього повторити: для мене Іван Мазепа - зразок православної людини. Роки його правління - розквіт православного будівництва в Україні,  книгодрукування, заснування навчальних закладів, у тому числі й
церковних.
А те, що він політик, і те, що стосується політики, - це інша річ. Але я завжди запитую тих розумників, які говорять, що він зрадник: а кого він зрадив? Він лише проводив свою політичну лінію, щоб Україна стала незалежною. Яке право мав Петро I - при тому що саме він послав Меншикова знищити всіх  жителів гетьманської столиці Батурина, починаючи від немовляти і  закінчуючи старцем, - піддавати анафемі Мазепу? Анафемі піддають за догматичні, богословські відступу, чого в діях гетьмана ніколи не було. Та й не Мазепу піддали анафемі, а зробили його опудало, возили його по місту, анафематствовали і спалили.

- Чи не здається вам, що Православна Церква не завжди вчасно дає відповіді на виклики часу? Взяти хоча б церковний, юліанський, календар, який не збігається з цивільних, григоріанським.

- Я вважаю себе людиною прогресивною, але я противник григоріанського календаря. Папа Григорій нічого не зробив корисного для Церкви, створюючи новий календар. Адже через перехід на новий стиль порушилося правило святкування Великодня. Часто, наприклад, католицька Пасха припадає на Пасху іудейську, що неприпустимо в православ'ї. Та й на думку астрономів, цей календар не є таким вже досконалим.

Тут є ще одна проблема: психологія наших людей. Не такі швидкі ми на прийняття нового. Греки перейшли на новий стиль без особливих проблем, тому що там всі слухають, що каже церковна верхівка. У нас, якщо почнемо зараз щось робити з новим стилем, відбудеться розкол, приводів для якого і так багато. Тут
потрібна велика роз'яснювальна робота, повинна бути зібрана комісія,
яка б постійно працювала над цим питанням, яка б переконала людей, що
календар - не догматика, а просто звичай.

- Українські греко-католики позиціонують себе як національна Церква Володимирового хрещення. Яке ваше до них ставлення і чи можливо з ними єднання?

- Греко-католиків я категорично не розумію. Давайте подивимося, за яких обставин вони у нас з'явилися? У Речі Посполитої католицькі священики мали авторитет, а до православних, навіть до єпископів, ставилися без всілякої поваги. Саме цей пошук слави і був першою причиною унії. Тодішні православні ієрархи - не побоюся цих слів - зрадили Україну і передалися Польщі через унію з Римом. А єднання з ними можливо, тільки якщо ми прийдемо і скажемо, що Папа  Римський над нами глава, з чим я ніколи не зможу погодитися.

http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/3523/

Покаяние — это не айм сорри, или Апофтегмы отца Димитрия Смирнов

http://dr-verhovcev.livejournal.com/3077.html#comments :

- Один другому: «- Ты скотина» — «Я не скотина, потому что ты скотина!». И никогда не сойдутся на том, что мы оба скоты.

- Правильно, яблоко сломать и большую часть отдать, но и это не всегда бывает искренне, а зачастую по гордости, мол чтоб почитали, по этим порывам мы даже девушку можем пропустить вперед, раза три-четыре до

свадьбы …

- Иногда мы смиряемся «ну и что мол жена такая, поживу уж как-нибудь с ней лет 26, а там глядишь и Ваганьково или Митино»

- Если ты победил страсти, тебе плевать, обидели тебя, ограбили, унизили или убили, даже ядерная война все это для тебя не ценнее сушенных тараканьих лапок, прошлогодних.

- Некоторые исповедываются, «батюшка, грешен я, плохо подумал про того-то того-то, да потому что он сволочь у меня часы украл!!!»

- Ты считаешь, что сегодня прочитал сорок молитв вместо тридцати девяти значит Богу угодил? Ты глупый совсем? С кем ты торгуешься? Богу не количество нужно, а искренность, иногда проще вообще перекреститься, но чтобы от всего сердца.

- Взять самого заядлого алкоголика — чемпиона мира по алкоголизму, поставить чашу с хорошей водкой, скажем там Абсолют и он затрепетал, но если он произнесет «не введи во искушение», не повторит как попугай «пиастры, пиастры» а искренне, то благодать Божья сойдет и он спокойно эту чашу проигнорирует.

- Поэтому нам и научить кого-то трудно и от нас человек часто ничего не может воспринять, даже если мы хотим чего-то объяснять. Потому что это все мы делаем с гордостью, тщеславием и с превозношением, желанием возвыситься, желанием человека унизить, растоптать, поставить его на место, доказать свою мнимую правоту и т.д. Человек не сможет это воспринять.

- Правильно поставленный диагноз — это наполовину вылеченная болезнь.А то двадцать лет лечили от желтухи, а он оказался малайцем.

- Много вопросов задают на экзамене? так это не засыпают, а вытягивают!

- Мир в семье, когда играя в шашки один говорит ходи, другой — нет ты ходи.

- Заповедь почитай родителей, совсем уж извините для дебилов, это должно быть и так ясно как день.

- Нищему легче все бросить, чем богатому. Это тебе не рубашечку выбросить за 400 $, а есть рубашечки за 400 $ я сам видел.

- Язык похож, это точно. Как тот язык на котором мы с вами говорим он чем-то напоминает язык Пушкина, Державина…

- Ну вон, как в Англии, если ты знаком там с принцем Чарльзом, можно многие вопросы решить

- Все под руководством партии, будь она проклята, хотя что значит будь, она и так проклята с начала существования

- Покаяние — это не айм сорри.

- Новые мамочки про детей «Ах как они мне надоели» А потом дети начинают по одному умирать, она плачет, а чего ты плачешь? Они же тебе надоели? Вот один умер. Ну как? Все? Полегче стало? Нет, сейчас второй помрет. Устала от них, живи тогда одна.

- Конечно, детям подарить шоколадное ассорти это приятно, а вот какому-нибудь вшивому пьяньчужке вычесать вшей из башки это весьма не приятно, все дело в степени пожертвования собой.

- Любовь — это не чувство, когда все в душе пылает там каким-то огнем, о котором поэты пишут, это не любовь, неа, это я хочу иметь. А любовь, это когда я хочу дать. Свою кровь, свое время, свои силы, свои средства, свой ум, свою жилплощадь. Я без тебя жить не могу — подпись под нелюбовью, типа будь рядом, когда у меня будет настроение, я тебя обниму или поцелую. Так и сыр любят, хотя кое-какая разница меж человеком и сыром есть, не смотря на то, что и то и то — биологическая масса.

- Иногда папе тоже интересно, что вырастет из его детей.

- Адам мог бы сказать Еве «ты знаешь девочка дорогая, давай не будем — Бог не велит»

- Какой он плохой или она плохая, с этого начинается практически любая исповедь.

- От тебя только одно зло, кислород перерабатываешь в углекислый газ и горы навоза, и всяких там пустых банок и оберток. Вот собственно и вся твоя жизнь. А Господь терпит, ведь он то любит.

- Хотите я Вам сейчас одно пророчество скажу? Записывайте. «Будет то, что будет. Это обязательно сбудется!»

- Некоторые говорят, что мол три года назад муж умер, а я до сих пор его забыть не могу …что это за странная задача мужа забыть, это что надо с ума сойти … или часть мозга удалить…

- В детстве мне говорили не суй шпильку в розетку, сунул, отскочил на три метра, в доме свет потух и три пальца обжог …Взрослые предупреждали ведь? Не поверил. Вот и на тебе. Доволен?

- Надо всегда благодарить Бога, это не значит войти в состояние аутотренинга «Моя рука спокойная и теплая, я ни на что не реагирую, мне на все начхать, я абсолютно спокоен.» Эта нирвана нам не по вкусу, это  уже «будизьм».

- Это даже не пыль и не тень, это тень пыли в серой комнате.

- А мы все время просим, ой что то спина заболела можно присяду, ой  все болит, я лучше прилягу, ой а можно я подстелю что-нибудь А вторую подушечку можно, а одеяльце еще одно можно а то дует … а может еще леденец за щеку положить чтоб вкуснее было? Все время просим комфорта — состояния свиньи валяющейся в грязи.

- А то накачаются, я мол головой кирпич разбиваю. Ну а если пистолет Макарова с 5 метром, и чего ты с кулаками делать будешь? 9 грамм и все. Зачем тебе гора мышц то, чтоб стрелять легче было?

- Попробуйте сделайте доброе дело, так сразу за плечом появится бес тщеславия: О, ты молодец, хорошо молишься, ты духовно растешь!

- Вспомните школьные глуповатые задачки, когда вам нужно было соединить двух велосипедистов в точке С, не учитывая ничего из того что,ветер дует, дорога кривая, правая нога длиннее левой … Какой смысл в этой задаче? Реально — никакого, кроме упражнения ума. Но … на будущее, как путь к решению более сложных задач, а в результате умению кого-то  накормить, обуть одеть воспитать. Вот и вся наша жизнь имеет лишь один смысл — это упражнения в помощи ближнему!

- А любить любящего ничего не стоит. Гитлер, был такой странный  человек, но он тоже любил свою возлюбленную, был ей верен Даже животное, гладишь собачку — она хвостом виляет, дашь ей ногой она завизжит и убежит экая невидаль! А ты вот полюби того, кто тебя ненавидит.

- На самом деле, для нас хотя бы начать учиться любить любящих тебя —родственников, преодолев любовь к себе. Это первый шаг. А то мы настолько ушли от понятия любви, что и любящих любить не можем. Мы ими только пользуемся.

- Без любви жизнь скучная, подлая и без перспективы.

- Мне сказали, что мой один знакомый сейчас возглавляет консультацию по семье и браку, я чуть со стула не упал. Чему он может научить? Он женат был четыре раза!!! Хирург, который отправил сотню больных на кладбище, и только двоих спас, вы что к нему обратитесь?

- Как многие рассуждают? Ну лучше детям особо так не налегать на веру, потому что им в жизни будет трудно….Надо чтоб детям было легко. Такая задача, чтобы им было лёгко-лёгко в жизни, так мы все хотим, чтобы все у них было так безмятежно..беззаботно, чтобы они так вот по глади проскользили и так вот мягко окочурились. Так где-нибудь в хоспесе каком-нибудь Что бы в 93 года так на нет бы сошли в таких тихих сновидениях. Мы совсем не хотим, чтобы нашего сыночка там распяли..оплевали…избили…этого конечно мы не хотим. Мы же не извращенцы,кто же из нормальных может этого хотеть, но в жизни бывает всякое.

- Или сейчас очень модно желать друг другу «Гуд Лак!», мол «удачи!» как будто мы все с Вами картежники

- Да если бы за каждый наш грех нам на голову кирпич падал, то за неделю бы от нас осталась пирамида Хеопса

- Некоторые откровенно говорят, я в Храм приду и мне так легко сразу….так же легко будет и от стакана пива….но в этом ли суть посещения???

- Встретил друга безработного чуть ли не кандидат физмат наук, говорит нет работы…говорю да даже не знаю…ну что тебе не нужны умные люди? Умные то нужны, а вот считающие себя умными…..вообще то нет

- Мы не только не можем уступить место в транспорте, мы и детей вперед запускаем чтобы они нам место заняли, и что из них вырастет?…Узнаем лет через 15-17

- Почему заповедано «Не суди, да не судим будешь?» А потому что не должно хромому смеяться над горбатым! Потому что все мы с горбатой душой и хромой верой!

- А то некоторые прибегут «Батюшка, батюшка… мне вчера отец покойный снился или там мать……что мне делать??????» Говорю, а что делать застрелиться теперь что ли? Ну приснилось, повернись на другой бок, может дедушка покойный присниться….» в ответ «А может батюшка, я скоро помру?» Отвечаю: «Помрешь, куда же ты денешься, все мы помрем рано или поздно»

- В Храме порой столько народу то, даже покреститься руку не поднимешь, дышать абсолютно не чем, а тут еще за спиной тебя всю службу  сверлят, что мол загораживаешь, и вообще чего такой здоровый сюда приперся…

- Именно воскреснуть из мертвых, а не очнуться как редко но бывает в моргах, сидит дежурный а из холодильной камеры человек выходит, как и был без ничего и спрашивает «А где здесь выход?»

- Зависть это когда человеку дарят 500 мерседес, а он говорит «Ааааа…вон у того 600-тый!!!» а тот у кого 600 завидует тому у кого Ferrari, а тот в свою очередь тому у кого Порше, а тот у кого Порше завидует тому у кого Порше и еще 800 долларов на бензин

- Мы привыкли верить телевизору, услышал 25 тепла, вышел в рубашке, а на улице снег и думаешь….странно, а сам мог бы выглянуть в окно то да и одеться адекватно

- Человек все себе приписывает, это я такой умный, такой гениальный,  это я..я..я..я..я..Я и раз на седьмой у него лопается в голове всего  один сосуд и человек не то что перестает Якать, а перестает вообще соображать, двигаться и вообще ходит под себя в туалет

- Если любимый человек захотел уйти, не держите! Если он Ваш, он вернется, а если не вернется, то никогда вашим и не был.

- Мы благодарим, сами того не осознавая, что Спасибо — это желание  спасения ближнему, и то одну букву потеряли, одним словом написали…. Это как у американцев Good morning» — приветствие, им лень, они и говорят  «Morning!» — то бишь «утро», ну и утро, дальше то что…..бред какой-то»

- Надо кротко смиряться с Божьей волей, заболел? Ну, значит надо  поболеть, не пренебрегая при этом медициной, и радоваться, что сейчас  хотя бы много всяких пилюль. Пушкина с какой-то пулей в животе и то не спасли….щас бы в Склиф отвезли, он бы уже через неделю бы писал стихи о  том, как пожалел Дантеса……..ну или плохо прицелился….))))))

В: Как заставить покреститься моего двоюродного брата с женой? О: Можно взять ружье, зарядить, пальнут при них в потолок, чтобы убедить, что оно заряжено, и под дулом привести в Церковь и наверняка такой батюшка найдется, который также под дулом их и по крестит, только толку то от этого?

Когда темнеет, или Надеждо ненадежных

Детьми мы с братом часто выпрашивали что-нибудь у мамы.

Умели найти нужные слова, тон, слезы в конце концов.

Или банальным нытьем: “Мам, ну пожаалуйста…”

Мама смеялась или сердилась, иногда не соглашалась совсем. Но чаще всего мы все-таки получали желаемое.

Просьбы на самом-то деле были хорошими и детскими и не часто касались пятой куклы или шоколадки перед или вместо ужина.

И ощущение, что мама понимает, что нам это действительно “нужно-пренужно” придавало уверенности в собственной “любимости” и “важности” у родителей.
Фото: photosight.ru

Фото: photosight.ru

А вечером, когда в детской комнате темнело и становилось страшно после прочитанных сказок о Кощеях и драконах, шаги мамы в соседней комнаты, ее голос или просто ощущение присутствия где-то рядом в доме и собственной жизни – наполняли душу покоем.

Время шло, мы выросли, и ощущение безусловной достижимости детских целей сменилось необходимостью достигать их самостоятельно. Уже не выпрошенными у мамы, но получаемыми собственным трудом или упорством становились цели, желания. Или просто не достигались, забывались, отходили в сторону, а иногда — оставались в голове как малодостижимая мечта или беспокойное желание.

И только после крещения, не сразу, но через ошибки и сомнения стало возвращаться то самое ощущение – когда что-то очень важное и нужное (по-детски, искренне и от сердца) – снова становилось достижимым тем же самым путем: “Мам, ну пожаалуйста..”

Разница – великая и понятная сердцу была в одном – обращаться в меру внутренней веры и искренности я училась к Матери Божией, слышащей не только мои, выстроенные неумело и не всегда искренне, слова, но и внутренние помышления и желания.

Помню, какое неизгладимое впечатление произвел случай.

Это было через год после крещения. Я закончила школу, сдала выпускные экзамены и уже готовилась к подаче документов в институт.

Накануне того дня, за неделю или более – прочитала где-то о великой силе молитвы “Богородице Дево, радуйся…” И о том, что Матерь Божия особенно хранит того, кто не ленясь читает эту молитву.

И вот — завтра день подачи документов, все собрано и сложено в папку. Но, перебирая бумаги еще раз, я вдруг увидела, что нет крайне важной справки. Не помню сейчас, как она называлась, но без нее в ВУЗ не принимали, а выдавала ее только школьная медсестра по медкарте с информацией о прививках и прочих “особенностях” моего школьного здоровья.

Понимаю, что днем, да еще и летом, никакой медсестры в школе и в помине нет. Побежала в поликлинику, там разводят руками: “Ваша карта в школе, вот и ищите медсестру, ничем помочь не можем”.

Вернулась, мечусь по комнате дома, вдруг взгляд падает на старинную икону Божией Матери «Неопалимая купина». Семейная реликвия, она досталась моей маме от ее мамы, а ей, в свою очередь, от бабушки.

В отчаянии падаю на колени: “Богородице Дево, радуйся..” Двенадцатый поклон с непривычки дался особенно тяжело. Бросаюсь к телефону – ну на всякий случай — набираю номер школьного медкабинета.

Трубку снимают: “Алло!”

Как потом оказалось –медсестра была в отпуске, но заглянула в школу на 15 минут — забрать какие-то бумаги.

“Ну, бегите скорей сюда, я вас подожду!”.

Справку я получила, а тот институт закончила уже много лет назад. И даже несколько лет сама преподавала в нем студентам.

Сколько раз еще приходилось вспоминать силу детской искренности и веры в то, что Мама обязательно поймет, как тебе надо то, о чем ты просишь.

И удивление от неисполненных просьб и желаний со временем всегда сменялось радостью и облегчением “Слава Богу, что не случилось по-моему”.

И наоборот – просимое искренне, с чувством дочерней преданности и веры – исполнялось со всей полнотой и всегда в нужное время.

Это ощущение детской защищенности, уверенности в незримом присутствии Матери Божией позволяло не бояться и придавало сил даже в самых, казалось, неразрешимых случаях.

Растя четверых дочерей я, как и каждая мама, часто сталкивалась и сталкиваюсь с ситуациями, когда, казалось бы, нет разрешения проблемы, когда заканчиваются силы, деньги или просто терпение.

Кажется – вот он, край, за которым пропасть, беспомощность и безысходность.

Но ни разу, свидетельствую как взрослый человек и мать, — ни разу не было случая, когда Матерь Божия не услышала молитву о помощи. Не ради моей веры — ее часто не хватало, ни ради особых заслуг – я отдаю отчет в том, что родить четырех детей – это не заслуга, а лишь выполненный долг матери, начало долгого пути. И каждый раз помощь приходила именно тогда, когда все человеческие усилия были предприняты, все должное было сделано и наступало время, когда в сердце наконец складывалась молитва к Богу: “Господи, я ничего не могу, но только Ты” и Его Пречистой Матери: “Надеждо ненадежных, Ты ми помози!”.

Как тогда вспоминалось детское: “Мам, ну пожа-алуйста!”.

И как хорошо было каждый раз убеждаться в том, что кто еще поможет, если не Мама.

Полезны были и иные уроки Пречистой Матери. Как часто, изучая “науку” воспитания и самовоспитания, хотелось пожалеть себя, оправдать  собственные ошибки, расслабленность привычным: “Ну мне же трудно”. Вроде бы и права и почти нашелся повод остановиться, отдохнуть, но нечем  возразить на взгляд с образа Божией Матери: “Мне тоже было трудно”. И  тогда просьба “Мам, пожа-алуйста” приобретает иной смысл – не “Дай  возможность отдохнуть”, а “Дай сил!”

В жизни одной моей знакомой однажды случилось тяжелейшее испытание –заболел ребенок, единственный сын, которому только исполнилось 5 лет.

Врачи неделями не могли поставить диагноз и уже разводили руками

“Молитесь”. Мальчик таял на глазах. Вместе с ним таяла и его мама.

В один из дней мы с ней пришли в наш приходской храм. Раннее утро, немноголюдно. Мы стояли неподалеку от образа Божией Матери. У знакомой  уже не было сил плакать, она просто стояла, смотрела на образ и что-то беззвучно шептала.

Я стояла рядом и тоже всем сердцем молилась за нее и больного малыша. Полумрак в храме, в горле застыл комок, душат слезы, скорбь  непередаваемая за них обоих.

И вдруг чувство этой бесконечной скорби сменилось иным – ощущением  единства двух матерей, просящих Матерь Божию о близком и понятном Ей  самой. Это ощущение превратилось в твердую веру, что мы все втроем сейчас молим Бога о спасении и здоровье мальчика, в понимание, что нас  не просто Слышат, а Слушают, Сопереживают и вторят молитве перед  Престолом Божиим. И что не мы вдвоем стоим перед образом, а Матери Божия посреди нас и с нами в вечности молит Сына Своего о сыне этой женщины.

Добавлю только , что малыш выздоровел спустя 2 месяца, хотя точный  диагноз ему так и не сумели поставить, это было какое-то редкое заболевание.

А тот образ Божией Матери в храме для меня с того дня особенно близкий и родной.

Много случаев есть в жизни каждого человека, когда по-детски искрение и светлые желания души исполнялись по-матерински скоро и во всей  полноте.

И к каждому рано или поздно приходило понимание того, что даже, если темнеет от жизненных обстоятельств, стоит только вспомнить, что Матерь Божия незримо присутствует рядом – становятся незначительными собственные страхи, малодушие сменяется надеждой, а беспокойство – твердой верой.

И это понимание может вылиться только в светлые и полные благодарности и надежды слова: “Пресвятая Богородице, спаси нас!», «Надеждо ненадежных, помози!».

Наталья Семушкина.

Источник: www.благовестсамара.рф

«Я пришел к вере благодаря теории вероятности»

Космонавт Георгий Гречко: «Я пришел к вере благодаря теории вероятности» В храме Живоначальной Троицы в Останкине космонавт Георгий Гречко частый гость. Уже много лет он живет неподалёку, на Хованской улице, в Городке космонавтов.

Как я тушил пожар в космосе

— Георгий Михайлович, вы были верующим человеком, когда начинали летать в космос, или вера пришла к вам позже?

— Я стал верующим во время войны. В доме было много религиозных книг. Да и жить хотелось. Папа был на фронте, мама — в блокадном Ленинграде, а я — в оккупации. Жизнь зависела от прихоти немца… Тогда, во время  войны, все верили в Бога, потому что понимали, что больше никто тебя не  защитит от смерти. Позже, повзрослев, я немного поостыл. А потом пришёл к вере через теорию вероятности.

— Это как?

— Очень просто. В теории вероятности есть такое понятие — кривая  распределения. Она рисует вероятность разных событий. Человек я довольно горячий, не трусливый, рисковый и не очень осмотрительный. За свою жизнь я, по-моему, шесть раз тонул, висел на скале, падал в самолёте,  был под ружейным обстрелом, под бомбёжкой. Однажды, к примеру, недалеко  от меня взорвался снаряд, и меня ни один осколок не тронул, а ребят, которые стояли дальше меня, ранило. Ещё такая ситуация: я на мотоцикле  перелетел через руль и так ударился о грузовик, что, если бы этот  грузовик проехал ещё один сантиметр, мне оторвало бы ногу. Был у меня страшный случай и на космической станции: там загорелся прибор. Страшен  был даже не огонь: когда горит пластмасса, провода и изоляция, воздух  становится как грязная вода и можно задохнуться. Тогда мне пригодились  навыки в подводном плавании. Я перестал дышать, нырнул в дым, нашёл  горящий прибор… Рассказывать об этом, сидя за столом на Земле, это одно. А наверху, когда до Земли 350 километров, деваться некуда. Но пожар я  тогда потушил. Каждый раз я оставался невредимым: не инвалид и не мертвец.

Вот я и задумался: как же так? Стал размышлять о теории вероятности и кривой распределения и думать о том, что по всем правилам половина  событий должна быть счастливая, а половина — несчастливая. А у меня все события получились счастливыми, словно эту кривую вероятности кто-то  сдвинул. «Но ведь никто, кроме Бога, сдвинуть эту кривую не мог!» —  подумал я. Так я опять вернулся к Богу. И настолько вернулся, что у меня теперь даже есть два религиозных ордена и две медали.

— В последние годы вы постоянно бывали в экспедициях. А сейчас чем занимаетесь? Продолжаете

путешествовать?

— Я уже давно никуда не выезжал: в последнее время занимаюсь  написанием книги воспоминаний. Жизнь у меня была не «выпил водки — и на  диван», и мне есть что вспомнить: и как жил до войны, и оккупацию, и приход в ракетостроение… К тому же я встречался с интереснейшими людьми. О них тоже хочу рассказать. Для меня эта книга очень важна. Мне уже 80  лет, жизнь, проведённая отнюдь не на курортах, подорвала здоровье, и мне хочется этой книгой подвести некоторый итог.

«Скажи атеистам, что Меня нет»

— Вы говорите, что будете много писать о других людях, с которыми встречались. О ком, например?

— Например, о Королёве. Он один из самых выдающихся людей эпохи, и я  бесконечно его уважаю. Помню, как с ним познакомился. Я был простым  инженером, и Королёв вызвал меня для разговора. Меня поразило, что он вышел из-за стола и сел напротив меня, за маленьким столиком, лицом к  лицу. По нашему статусу — его высокому, моему низкому — он не должен был так поступать. И вот он стал меня расспрашивать, какой я институт  заканчивал, какие лекции слышал. Потом перешёл на личное: какие книги  читал, какие пьесы смотрел, какую музыку люблю. Не спеша, не меньше  получаса со мной разговаривал. Потом я ушёл. Позже я узнал, что он вот  так принимает всех инженеров. А у него, наверное, их к тому моменту было около тысячи! И только потом я понял, что это просто Королёв. Такой  человек. Потому что, когда меня принимали в космонавты, никто меня не спрашивал, в какие театры я хожу и какую музыку слушаю. Все больше  интересовались здоровьем и непосредственными знаниями, связанными с  работой.

— Часто вспоминаете космос?

— Конечно. Телевизионщики приезжают иногда поговорить об этом. Люблю  отвести их в новый Музей космонавтики, что открыли в нашем районе. Там  неподалеку от входа сейчас стоят этакие пеньки со звёздами. Один пенёк — это какое-то наше достижение в космосе, другой пенёк — другое. И я веду телевизионщиков от пенька к пеньку, читаю и с удовольствием отмечаю,  что в половине этих достижений я участвовал. А вообще, в последнее время интервью даю не часто. В прошлом году мне сделали две операции на  сердце, так что здоровье не очень позволяет. Правда, с этим борюсь: на  тренажёре занимаюсь потихоньку, сердце и ноги укрепляю.

— Во времена СССР, когда вы полетели в космос, говорить о  Боге было не принято. Не задавали вам вопрос в шутку, не встретили ли вы Бога, когда летали над Землёй?

— Тогда вере и правда уделялось совсем иное внимание. Давайте я лучше анекдот в тему расскажу? Бог спит, среди ночи его будит ангел и  говорит: «Там пришла группа атеистов и требует немедленно с ними  поговорить!» А Бог устал, спать хочет… Подумал Он и говорит: «А ты им  скажи, что Меня нет!»

Елена Харо

"Дещо про романс "Очи чёрные"...

 Соромно признатись, як мало все ж я , як українець,  знаю про знаменитих  земляків... А може немає чого соромитись своєї необізнаності, бо земляків тих талановитих не зрахувати...smile
Тільки недавно взнав, який популярний у всьому світі "Щедрик", а сьогодні почув, що супер-популярний хіт ( пробочте мені цей вислів ) "Очи чёрные"  написаний відомим нашим українським письменником Євгеном Гребінкою.
Бомба... Інакше і не висловитись...
Чи я один такий неосвічений ?smile



1.
Очи чёрные, очи страстные,
Очи жгучие и прекрасные
!Как люблю я вас, как боюсь я вас!
Знать, увидел вас я в недобрый час!
2.
Ох, недаром вы глубины темней!
Вижу траур в вас по душе моей,
Вижу пламя в вас я победное:
Сожжено на нём сердце бедное.
3.
Но не грустен я, не печален я,
Утешительна мне судьба моя:
Всё, что лучшего в жизни Бог дал нам,
В жертву отдал я огневым глазам!

Про «это» – православным

Игумен Валериан ( Головченко ) «И ложе нескверно…» (Евр. 13, 4)

Про интимную жизнь чаще говорят на исповеди, чем на проповеди. В то время, когда весь мир талдычит о «сексуальной свободе», кажется лишь православные связаны великим «заговором молчания», некой страшной омертой. Может показаться, что, спроси православного, что значит «секс»,немедленно услышишь в ответ: «Это цифра шесть по-немецки».

Многих удивит, что говорить об этой стороне жизни отважился монах. Причина проста.

Газетчики описывают сексуальные похождения знаменитостей на страницах бульварных изданий. И это развлекает толпу. Сексопатологи-фрейдисты  проецируют эротические фантазии дедушки Фрейда на весь мир. И мир  успокаивается от лести. Гуманисты призывают к разнообразию форм любви. Пока их ребенок не становится жертвой педофила.

И даже благочестивые православные супруги в этом вопросе не авторитетны. Они не свободны от личного, субъективного опыта интимных отношений.

Лишь опыт монашествующего священника в этой области жизни не личный, а компилятивный. Он как «неиграющий тренер» – знает, как выигрывать, но  стоит у кромки поля.

На фоне всеобщей развращенности у обывателя складывается впечатление,что православные даже не представляют себе, откуда дети берутся. И считают интимную жизнь чем-то гадким изначально. Да, православное христианское вероучение считает законной одну единственную формуинтимного сожительства – сожительство в венчанном браке. Но это не  значит, что призывая быть едиными в главном, православие ограничивает свободу во второстепенном.    *Форму, а не позицию. Размышления про «это»

Часто доводится слышать приватные суждения по интимным вопросам некоторых «ревнителей благочестия». Рассмотрим их поподробнее и  попробуем поразмышлять.

Суждение №1. Православные супруги могут заниматься  этим только лишь с целью непременного зачатия детей. Если зачатия не  происходит, в этом надо горько каяться!

Вспоминается один занятный диалог:

– Вы курите?

– Нет. Затянулся раз – не понравилось.

– Пьете?

– Попробовал раз – не понравилось.

– У вас один ребенок?

– А как вы догадались?!

 Суждение №2. При занятиях любовью нужно стремиться не испытывать никаких эмоций. Желательно даже не любить. Просто совершать свое дело с монотонной размеренностью железных роботов.

Грех не в любовном томлении. Грех в окаменелом бесчувствии. Следует заметить, что фригидность и импотенция – это не добродетели, а заболевания. К слову сказать, воздержники – не импотенты. Но речь о полном половом воздержании еще впереди.

 Суждение №3. Дабы не прельститься телесной красотой законного супруга (супруги), желательно по примеру пуритан совершать всечерез простыню с отверстием.

Лучший способ воспитать в себе маньяка. Не наслаждаться созерцанием  красоты своей «половинки», а разворошить собственное больное воображение. Любой сексопатолог познакомит вас с невеселой статистикой – именно из подобных «пуританских» семей выбегали на ночные улицы самые  кошмарные маньяки. Там, где ханжеством было попрано естество, начинался  противоестественный бред.

 Суждение №4. Руками друг ко другу не прикасаться. Целовать только в щечку. Слов красивых не говорить.

Откройте Библию, перечитайте «Песнь Песней»! Да, аллегорически это изображает Христа и Церковь. А буквальное толкование говорит о нормальных, естественных отношениях мужчины и женщины.

 Суждение №5. Про романтичную обстановку и ужин при свечах – сразу забудьте! Только дома, только ночью и только в полной темноте. Чтобы святые лики с икон не восплакали от вашего бесстыдства. Если же вы настолько верующие, что не гасите лампад, то взирайте при  этом не друг на друга, а на образа. И вымаливайте прощения!

Любое дело можно испоганить, доведя до абсурда. Попытки придать своим интимным отношениям вид псевдохристианской духовной мистерии  окончательно угробят в отношениях супругов и духовность и сексуальность. Чем, когда и как занимаются супруги наедине – это их глубоко личное дело. И интересует оно не Бога, а любителей смотреть в замочные скважины. «Всё, что венчанные супруги устраивают в своей спальне, грехом не является, даже если это игры в школьников, зайчиков и немецких  автоматчиков. Однако, те же игры, совершаемые в одиночку, сразу обретают статус извращения, за которое необходимо приносить покаяние»*.

* Густав Водичка. «Тайна старого рецепта».

 

Суждение №6. Если, все-таки, задумали это дело, то непременно прочтите перед началом 3 канона, 5 акафистов и положите по 200 земных поклонов каждый. После этого – чтение 3-х кафизм.

Думается, это дело не требует особых чинопоследований сверх обычного ежедневного молитвенного правила. Все остальное уже было однажды  прочитано над супругами священником в Таинстве Браковенчания. Совершение земных поклонов до того тоже может испортить радость взаимного общения – потные тела, обоюдная усталость…

 Суждение №7. Вообще – чем реже, тем лучше! Живите как «брат с сестрой».

А вот здесь разговор пойдет особый. Подавляющее большинство святоотеческих рассуждений на эту тему написано монахами. И не просто монахами, а аскетами-пустынножителями, которые писали в первую очередь для монахов. Пустынножители были прекрасно осведомлены о «благочестии», царившем в миру*, а потому цель их поучений – твердое и правильное намерение отвратить новоначальных иноков от всякого интереса к половой жизни. И это им удавалось**.

* Вспомнить хотя бы эпизод из жития преп. Марии Египетской. В каких «подвигах» проводили время на корабле паломники по пути в Иерусалим на праздник Креста Господня?

** Аскетическому богословию в то время приходилось нелегко. С одной стороны была мирская жизнь с доставшимися в наследство от античности  культом тела и безудержным развратом вакханалий. С другой стороны были  гностики, с их гнушением плотью вообще. Часто христианские подвижники подходили в рассуждениях о плоти к самой грани, за которой лежала темная бездна гностицизма. Подходили, хотя и никогда не переступали ее.

Невозможно не согласиться с изречением о том, что «монашество и брак  не для каждого, а целомудрие для всех». Стоит лишь уразуметь разницу в  целомудрии воздержания монаха и целомудрии размеренной половой жизни  женатого мирянина. Эта разница весьма существенна. Жизнь супругов в  полном воздержании, «как брат с сестрой» – исключение из правила. Этот  подвиг сродни юродству, его могут достойно пройти лишь единицы. И то по  особому Божьему произволению. Такие вещи не принято афишировать, чтобы  не дойти в рассуждениях до гнушения брачным сожительством.

Про интимную жизнь православным говорить не принято. Не принято даже  рассуждать об этом. Во всяком случае, многие почему-то именно так  считают. Бывают ли у православных людей проблемы, связанные с интимной  жизнью? Бывают. Их можно скрывать, по-страусиному уткнув голову в песок. А можно решить. Но где православному получить ответы о самом  сокровенном? Пойти к сексопатологу-фрейдисту и узнать от него о пользе  разврата? Или все же отважиться на откровенный разговор со своим духовником? Церковью накоплен, с Божией помощью, потрясающий опыт  решения всех семейных проблем. И говорить об этом на исповеди стоит без  утайки.

Супруги всегда желанны друг для друга. Лишь ради подвига воздержания  периодически уклоняются они от сожительства. И то, лишь по обоюдному  согласию*. И когда старушка жалуется на исповеди, что ее старичок до сих пор «пристаёть» к ней, то можно лишь порадоваться об их союзе. Прожив в венчанном браке всю жизнь, она до глубокой старости осталась  единственной и неповторимой, всегда желанной для своего супруга. Наверное, у Авраама и Сарры было так же.

* См. 1 Кор. 7, 5. Перечитайте всю 7-ю главу.

Вообще-то, христианское отношение к интимной жизни прививается с  раннего детства. С неофитской ревностью новоиспеченные прихожане рассказывают своим детишкам басни про аистов и капусту. Проще говоря, лгут. Прочитав несколько «душеполезных брошюр», с рвением телевизионной комсомолки-активистки, они готовы кричать на весь мир: «У нас в Советском Союзе секса нет!» Когда же ребенок пытается открыть им тайну своего рождения, давно разгаданную пацанами во дворе, делают страшное лицо и грозят карой Небесной. Как будто карами вольны распоряжаться. А  вопросы остаются без ответов. В недоумении ребенок старается постичь секреты родительского молчания: «Может папа с мамой настолько глупы, что не знают как это? Может я подкидыш? А может, мне просто постоянно  врут?»

Как правило, последнее утверждение принимается чаще. И, как  результат, с детских лет теряется доверие к родителям вообще. Случайно  застав папу с мамой в спальне в самый неподходящий момент, вдруг  понимаешь, что «не этим людям запрещать мне ковыряться в носу»!

В старину не было лучше. Было понятнее и проще. Малышня, независимо  от пола, мылась в бане с матерью. И не сильно комплексовала по поводу  физиологических отличий между мамой, братом и сестрой. Ничего не выставлялось напоказ. Впрочем, и не скрывалось. Мальчики постарше уже ходили в баню с отцом. Таким образом, разница между «мальчиком, юношей, мужчиной и девочкой, девушкой, женщиной» воспринималась естественно на примере своей родни и не требовала академических изданий или дворовых пояснений. Чуть повзрослев, наши предки подмечали тайны зачатия и деторождения в природе. Одновременно осознавая, что сами мы не «скоты бессловесные». Благо, все тогда ходили в Церковь и понимали разницу между человеком и скотом.

Сейчас все изменилось. Умные дяди и тети из газет и телевизоров быстро объяснят, что развращенность это хорошо, а извращения забавны. Не забыв указать, что все это естественно*, и существует даже у зверей. Забудут лишь добавить, что люди – не звери.

* Подчеркивая «естественность» извращений, забывают сообщить о том, что это «естественность» падшего мира. После грехопадения прародителей  мир изменился. И отнюдь не в лучшую сторону. Пострадала вся тварь, извратив свое естество.

Пережившее сексуальную революцию человечество в животном ужасе  шарахается от монахов. Успевая прокричать, что половое воздержание  противоестественно. В то же время, показывая какого-либо извращенца, не  преминут заметить: «Какая утонченная личность! Это сверхъестественно!» Неудивительно – в сегодняшнем мире многое перевернуто вверх тормашками. А когда стоишь на голове, то обращаешь в первую очередь внимание не на  лицо собеседника, а на филейные части.

Согласиться можно лишь в одном. Воздержание от интимной жизни  действительно неестественно. Тот, кто воздерживается добровольно,  подчиняя свою плоть духу, возносится над законами естества. Монахи – какбессменные часовые на посту. А часовым запрещается* отправлять даже  естественные надобности. Их служение – сверхъестественно!

* «Часовому запрещается: …, отправлять естественные надобности или  иным образом отвлекаться от выполнения своих обязанностей, …» – Устав  караульной службы.