Via Dolorosa -
Виа Долороса, Крестный путь, Дорога скорби - это дорога, по которой Иисус Христос прошел от места приговора к казни до Голгофы. На протяжении Крестного пути происходили различные события, которые останавливали печальное шествие. На сегодняшний день канонизировано 14 остановок или станций, каждая из которых отмечена часовнями или церквями.
![](http://os1.i.ua/3/1/11299881_9ac3f5d4.jpg)
Виа Долороса
Сегодня не
катались мы в метро…
Мы обходили
станции ЕГО!
Параболой над
миром пронесясь
Не принц, не
королевич и не князь!..
Сын плотника,
какой-то там злодей,
Всех, удивляя
кротостью своей;
Лечил
бездомных и спасал детей
Отцов
вельможных, вдовых матерей…
Он в сердце
каждое, как в дом к себе входил
И правду
горькую порою говорил,
Что нет на
свете выше ничего,
Чем Отчая
Любовь и оттого
ОН путь готов
пройти свой до конца,
Исполнив волю
добрую ОТЦА!
26.04.16(СветЛа)
![](http://os1.i.ua/3/1/11299835_8ac29518.jpg)
Первая станция - это место, где Иисус был приговорен к казни Понтием Пилатом.
Когда-то здесь, на территории башни Антония, находилась резиденция римского прокуратора (преториум), где проводились суды над обвиняемыми.
![](http://os1.i.ua/3/1/11299838_3c9393b5.jpg)
Над улицей находится арка, в которой видны два окошка. Считается, что в них был показан Иисус и Пилат произнес при этом слова «Се, Человек».
![](http://os1.i.ua/3/1/11299866_a8485ff7.jpg)
Второй станцией Виа Долороса считается церковь Бичевания. Здесь Иисус подвергся бичеванию, здесь его одели в багряную плащаницу, возложили терновый венец и здесь он принял крест. Купол часовни Бичевания украшает мозаичный терновый венец.
![](http://os1.i.ua/3/1/11299865_7e1123d.jpg)
Разве я могу решать -
От чего мне отказаться?..
Крест дается, чтобы взять
Этот якорь и спасаться!..
(СветЛа)
![](http://os1.i.ua/3/1/11299878_2e6a970e.jpg)
Третья остановка Крестного пути - место первого падения Иисуса.
КАК ВОЛЮ МНЕ ТВОЮ ПОНЯТЬ –
ТАК СЛАБ МОЙ ЧЕЛОВЕЧИЙ РАЗУМ…
ЧТОБЫ НАЙТИ ДОЛЖНА ОТДАТЬ,
НЕ УСОМНИВШИСЬ В ТОМ НИ РАЗУ!
КАК МУДРОСТЬЮ ЛЮДСКОЙ ОБЪЯТЬ
ТВОЕ О БЛАГЕ ВСЕХ РЕШЕНЬЕ –
ТЫ СЫНА ДАЛ ТОЛПЕ РАСПЯТЬ,
ТЕМ ДАРОВАВ НАМ ПУТЬ СПАСЕНЬЯ!
27-28.07.06
(СветЛа)
![](http://os1.i.ua/3/1/11304492_22674f76.jpg)
Четвертая остановка - встреча с Матерью. Армянская католическая церковь Богоматери Великомученницы.
![](http://os1.i.ua/3/1/11304500_45a9d7d2.jpg)
Пятая остановка Крестного пути.
В этом месте солдаты римской охраны заставили Симона Киринеянина нести крест вместо Иисуса. Это место отмечено францисканской часовней.
![](http://os1.i.ua/3/1/11304503_ea009a18.jpg)
Пятая остановка Крестного пути.
Справа от францисканской часовни в стене виден камень с углублением, который считается следом от руки Иисуса, опершегося о стену, освободившись от креста.
![](http://os1.i.ua/3/1/11304505_6e2307cd.jpg)
Михаил Король "Иерусалимская азбука"
Буква "В"
Виа Долороза
«Мекки и Рима мимо» И.Бродский
Мимо арабских лавок,
Где не теряют навык
Торговли с дурным туристом,
Между нечистым и чистым,
Между евреем и друзом,
Между бюстом и пузом,
Мимо турецких строений
И очень чахлых растений,
Под аркой римской эпохи,
Под русские «ахи» и «охи»,
И крики: «Сюды смотрите!»
Прошел на Голгофу Спаситель.
![](http://os1.i.ua/3/1/11304667_6ba8d9c7.jpg)
Шестая станция Скорбного пути - встреча с Вероникой.
Когда Иисус проходил здесь, она вышла ему навстречу и отерла его лицо своим платком, смоченным в холодной воде. В связи с этим церковь причислила ее к лику святых. На платке отпечатался лик Христа, Спас Нерукотворный, который впоследствии творил чудеса и сейчас находится в Соборе Святого Петра в Риме.
![](http://os1.i.ua/3/1/11304669_725092a0.jpg)
Шестая остановка отмечена часовней святой Вероники, а кусок колонны, вмурованный в стену, обозначает место, где предположительно находился дом Вероники.
![](http://os1.i.ua/3/1/11304674_5bdb1793.jpg)
Дальше улица Виа Долороса пересекается с шумной базарной улицей Сукхан эз Зайн. Седьмая остановка - место, где Иисус упал во второй раз, отмечено остатком колонны, а рядом располагается францисканская часовня.
Традиция определяет, что выходя из города, Иисус споткнулся о порог Судных врат. Через эти ворота выводили из города осужденных на казнь. Судными они назывались потому, что перед ними приговоренному в последний раз зачитывался приговор, после чего он уже не подлежал обжалованию.![](http://os1.i.ua/3/1/11304679_ed8a113e.jpg)
По очень узкой улочке подходим к восьмой станции Виа Долороса - обращение Иисуса Христа к дщерям Иерусалимским. Здесь находится часовня святого Харлампия, а на стене камень с латинским крестом и надписью NIKA, который и символизирует восьмую остановку.
За Иисусом шло множество народа и он обратился к женщинам, оплакивающим его : "Не по мне плачьте, дщери Иерусалимские, а по себе и своим детям", тем самым предсказывая скорое разрушение Иерусалима.
Дорога к 9-й остановке Крестного пути...
Девятая станция - место третьего падения Христа. У входа в эфиопский монастырь находится колонна, обозначающая девятую остановку и третье падение Христа, отсюда он увидел Голгофу.
Девятая станция - место третьего падения Христа. У входа в эфиопский монастырь находится колонна, обозначающая девятую остановку и третье падение Христа, отсюда он увидел Голгофу.
Поднявшись на крышу Храма Гроба Господня мы оказались во дворе эфиопского монастыря. Постройки эфиопского монастыря весьма интересны - в центре высится купол подземной церкви святой Елены, здесь же сохранились развалины внутренней галереи монастыря крестоносцев XII-XIII веков, а среди руин помещаются маленькие кельи эфиопских монахов, вытесненных на крышу в 1660 году. Они представляют собой маленькие глиняные хижины, в нишах позади хижин висят колокола. Согласно верованиям эфиопов эфиопские цари - потомки царя Соломона.
Через коптскую церковь можно спуститься по ступеням вниз к древней цистерне, т.е. резервуару для воды. Цистерна была обнаружена Святой Еленой и предназначалась для сбора и хранения питьевой воды. По преданию, именно ею пользовались при строительстве зодчие, возводившие Храм Гроба Господня. По коптской версии именно здесь, а не в приделе Обретения Креста Храма Гроба Господня, Святая Елена обнаружила три креста.
На крыше Храма Гроба Господня.
И из церкви Архангела Михаила мы выходим на дворик (парвис) перед Храмом Гроба Господня. С противоположной стороны от фасада Храма Гроба Господня видим высокий минарет мечети Омара, по высоте равный куполу Анастазиса Храма Гроба Господня.
Фасад Храма Гроба Господня. В правом, северо-восточном углу двора наружная лестница ведет к небольшой часовне, служившей вестибюлем Голгофского придела. Ныне она называется часовней Богоматери Скорбящей или «часовней франков», иногда упоминается как часовня Совлечения риз в воспоминание о том, как римские солдаты делили между собой одежды Распятого. Под римо-католическим приделом, на 1-м этаже, отдельный вход ведет в православный парекклисион преподобной Марии Египетской.
Десятая станция - снятие одежд.
На входе в Храм находится часовня Разоблачения (Предел Деления Риз), где с Иисуса сорвали одежду перед распятием.
Вход в Храм Гроба Господня. Внизу слева видна знаменитая колонна, из которой вышел огонь. Колонна Святого Огня – одна из мраморных коринфских колонн, оформляющих портал слева. Она была чудесно расколота почти наполовину в Великую субботу 1634 года. В связи с возникшими тогда спорами о пасхалии (православные праздновали в тот год Пасху 6 апреля, на неделю раньше, чем армяне-антихалкидониты) османские власти по настоянию армянского наместника заперли храм, не допустив православных на службу Святого Огня. По молитве православных верующих, собравшихся у закрытых дверей во главе с митрополитом Вифлеемским Парфением и архиепископом Газским Афанасием (патриарха Феофана IV в то время не было в Иерусалиме), из налетевшей грозовой тучи ударила молния и из трещины расколовшейся колонны явился Святой Огонь
Вход в Храм Гроба Господня. У в хода лежит камень Миропомазания. Направо лестница ведущая на Голгофу.
Вход на Голгофу.
Одиннадцатая станция - прибитие к кресту.
Это место обозначено алтарем. Над алтарем изображен Иисус, пригвожденный к кресту.
Южный придел церкви Голгофы – Пригвождения ко Кресту – принадлежит римо-католикам-францисканцам. Сию сцену изображает мозаика Луиджи Трифоглио. Под ней – Алтарь Гвоздей Святого креста (1588 год) – дар Фердинанда I ди Медичи, герцога Тосканского (1609).
Неф слева принадлежит греко-ортодоксальной церкви. Здесь находится Двенадцатая станция – Место смерти Иисуса на кресте.
Важнейшее из мест поклонения во всём Храме Гроба Господня - церковь Голгофы, которая заключает в себе место распятия Христа. Свой современный архитектурный облик Голгофа приобрела в результате ремонта храма в 1810 году.
На святом месте Распятия пребывает лишь сама скала, которую строители и реставраторы разных эпох усекали, выравнивали, обтесывали; сегодня ее размеры составляют 4,5х11,5х9,25 м. На скалу ведут 2 лестницы: правая начинается сразу от дверей храма («латинский всход» ведет к римо-католичскому приделу), левая - со стороны кафоликона («греческий всход» ведет к главному православному приделу).
Православный престол, высотой в метр, выполнен из розового мрамора; под престолом находится отверстие, в которое был водружен Крест Распятия. Поверхность скалы скрыта мраморным полом, лишь справа и слева от престола в застекленных проемах можно видеть серый камень самой Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя (Мф 27, 51).
Двенадцатая станция - смерть на кресте.
Место, где стоял крест, отмечено серебряным диском под алтарем. Здесь же, через отверстие, можно прикоснуться к вершине Голгофы.
Под аркой, отделяющей римо-католическую часть Голгофы от православной, находится римо-католический алтарь «Stabat Mater» (по первым словам молитвы итальянского поэта-францисканца XIV века Якопоне да Тоди). За престолом помещено скульптурное изображение Пресвятой Девы с мечом в груди в соответствии с предсказанием Симеона Богоприимца (Лк 2, 35) (скульптура пожертвована португальской королевой Марией I Браганца и доставлена в Иерусалим из Лиссабона в 1778).
Неф слева принадлежит греко-ортодоксальной церкви. Здесь находится Двенадцатая станция – Место смерти Иисуса на кресте.
Голгофа
Подземная церковь святой Елены ныне принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой - у эфиопов. Храм имеет 2 престола: северый алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, – царице святой Елене и ее современнику святому Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда святитель Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, он был удостоен схождения Cвятого Огня. Небольшой крестово-купольный храм (20х13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII века. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой с сюжетами из истории Армении. Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным святой Елене, где царица сидела во время раскопок. В окне горят 3 неугасимые лампады.
![](http://os1.i.ua/3/1/12018799_6f17a577.jpg)
![](http://os1.i.ua/3/1/12018803_5eb097e1.jpg)
Церковь cвятой Елены 13 ступенями соединена с римо-католичской церковью Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cвятой Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийский эрцгерцогом Максимилианом
![](http://os1.i.ua/3/1/12018804_bff43172.jpg)
В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным православным крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо. Пещера Обретения, по словам А. А. Дмитриевского в начале XX века, «составляет ныне почти безраздельную собственность католиков, но еще в 1835 г. здесь стоял греческий престол». В праздник Воздвижения православным духовенством во главе с патриархом совершалась торжественная литания, именуемая парусией: крестный ход выходил из южных дверей кафоликона и по амбулаторию проходил к лестнице храма Елены. Затем процессия спускалась в пещеру Обретения, где исполнялся тропарь праздника и совершался патриархом чин Воздвижения Креста в 4 местах – по концам воображаемого Креста. Затем крестный ход направлялся к Кувуклии и, трижды обойдя ее, поднимался на Голгофу, где чин Воздвижения Креста повторялся.
![](http://os1.i.ua/3/1/12018807_105d7cb8.jpg)
![](http://os1.i.ua/3/1/12026927_56dc8171.jpg)
Внутри храма, напротив входа, лежит Камень помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой толщиной в 30 см., на боковых сторонах которой по периметру вырезан греческий текст тропаря святому Иосифу Аримафейскому. Соответствующий евангельский текст (Ин 19, 38-40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Господа Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания.
Мозаика была выполнена по благословению патриарха Диодора в 1990 году В. Цоцонисом. Над Камнем - 8 лампад (4 - православные, 2 - армянские, 1 - латинская, 1 - коптская).
Кувуклия
Армянский придел. По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 году. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. В 1810 году православные греки реконструировали Кувуклию без коптской часовни, восстановленной 30 годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши, сына египетского хедива Мухаммада Али. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в 1810 году ниша Святого ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов.
Боковые ниши, куда передают огонь после возгорания
Вход в Святая Святых храма Гроба Господня
Храм Воскресения Господня (Кафоликон)
Ранее храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православной и римо-католичской) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии. Базилика крестоносцев объединяла эти объекты в едином внутреннем пространстве. Ныне кафоликоном (соборным храмом) Воскресения Господня в называют «срединный» объем комплекса храма, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 года.
Греческая перестройка того времени изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас. С литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.
Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью.
![](http://os1.i.ua/3/1/12049217_6bc4010a.jpg)
Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата, почему тут имеется 2 тронных места в его восточной части – престолы патриарха Иерусалимского у южного столба и его представителя, митрополита Петро-Аравийского, у северного. Над иконостасом – галерея с 3 выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизантийскому правилу диакон должен читать Евангелие. Вся восточная часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, северный и южный входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Христа Вседержителя в окружении Божией Матери, святого Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей. Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов. Мозаичные работы в куполе кафоликона были завершены в 1994 году.
![](http://os1.i.ua/3/1/12211603_9eae64ce.jpg)
Со смотровой площадки на Елеонской горе Старый Иерусалим и Кедронская долина видны как на ладони: и стена Старого города, и Золотые ворота, и большой серый купол с крестом Храма Гроба Господня, и гора Сион, и мечеть Омара с огромным золотым куполом, построенная на месте Святая Святых Храма Соломона (на этом самом месте Горы Мориа св. праотец Авраам занес нож над своим сыном Исааком), и мечеть Эль-Акса...