Балет "Дети ночи".
- 27.03.18, 15:14
Киевская опера.
Одноактный балет «Дети ночи».
Хореограф-постановщик, сценограф - Александр Абдукаримов.
В предпоследние выходные марта в Киевской опере состоялась премьера
балета «Дети ночи». Первым номер концерта, состоящего из ряда номеров,
выступил постановщик балета. Александр Абдукаримов – артист и хореограф
Государственного балета Берлина –продемонстрировал публике редкое
качество танца.
Под звуки KIEV TANGO PRODJEKT своим
выступлением Александр создал впечатление целостности переживания танца и
жизни. Произошло безусловное единения со зрителем. Его движения
выверены и пластичны. Они оточены годами обучения и совершенствования.
Ощущение от увиденного танца Александра можно сравнить с наблюдением за
движениями кисти мастера, рисующей медовой акварелью. Они, эти движения
легки, освобождены от излишней жестикуляции, выразительны и наполнены.
Едва заметное движение плеч и в представленной эмоции появляется новый
оттенок. Артист танцует без излишнего пафоса, он тонок, человечен,
постижим.
В Александре нет присущей большинству киевских
балетных танцоров угловатости. Танец Абдукаримова можно сравнить с
философским понятием «умного делания». Такое видение и ощущение
творчества возникает на фоне упорной подготовки и завершенности
личностной философии артиста. Глубина культурной и художественной
проработки утверждается и в постановке балета
Следует сказать,
что сам балет, пока, не снискал желаемой целостности. Это только пока
один акт. Хореограф-постановщик поделился планами на счет второго
действия, сценографии. Он планирует серию балетов, объединенных одним
названием.
Во многом разъясняет специфику постановки короткий
фильм с включенным интервью постановщика, солистов труппы – Александра
Стоянова и Катерины Кухар.
В целом если анализировать специфику
постановки самого балета, то по акту тождественности, его можно
приурочить к тому творению собственного стиля, какому некогда поддался в
Киеве Николай Врубель.
Правда, наполнение и философия, безусловно, связаны с греческим мифом и поистине мистическим наполнением.
В центре сюжета – размышление самого постановщика о расколотой
сущности андрогина. Если напомнить классический миф, то он повествует о
том, что проточеловеки в эпоху титанов обладали силой и целостностью
обоих полов. Своей гордостью и тщеславием они разгневали богов, за что
Зевс разделил их, уменьшив качества в половину. И разделенные, по сути,
уже люди – стали бродить по земле в поисках друг друга. Это дает основу
современному пониманию о поиске идеального супруга \ супруги. И
одновременно дает ощущение того ежедневного поиска, борьбы с
трудностями. В символистском наполнении присутствует черта, которая и
напрашивается на аналогию с гоголевским ощущением миропространства в
балете «Дети ночи».
Задействованные одновременно 5 пар
артистов, дают смутную аналогию с ангельским чином. Выстроенные, подчас,
в ряд они и отсылают к утверждающему гоголевско-мистическому ощуению
мира… (С оговоркой влияния идей немецкого экспрессионизма. Пласт
культуры Германии в межвоенный период– 1917-1928 гг. Знаменитый своим
«Кабинетом доктора Каллигари», реж. Р. Вине).
Разъединенный андрогин, становится воплощением некого демонического начала, агрессии и сексуальности.
Инициатором и агрессором, по мнению хореографа-постановщика,
становится женщина, которая должна понести за это расплату. На нее, в
конечном счете, лягут трудности по претворению ответной мужской
агрессии.
Столь сложная полифилософская концепция, тем не менее, отражена в существующем акте балета.
Деструкция возникает подчас из-за того, что артисты труппы молоды
и не в силах претворить сложную философию до конца. Им ведома любовь и
они несут
соответствующий эмоциональный заряда.
Наиболее смелым
проводником чувства служит пара артистов – союз благословленный в жизни
и на сцене. Это исполнительница партии Амелии – прима-белерина
Национальной оперы Украины – Катерина Кухар. И ее партнер и муж
Александр Стоян – премьер Национальной оперы Украины. Она нежная,
грозная, любящая Амелия. А он сомневающийся гневный и всеобъемлющий
Майкл. Эта пара – несомненная удача балета.
Так же удачен выбор
музыки Вивальди. Она гармонизирует, заполняет бреши постановки,
эмоционально поддерживает артистов. Хорошо сочетается с особенностями
сценографии, которая имеет на это время некоторые недочеты. Что легко
исправимо, если посмотреть с каким удовольствием Александр Абдукаримов
заботится о своем детище.