Про співтовариство

В сообществе размещаются публикации о Православии не только на территории Украины, но и за ее пределами.
Вид:
короткий
повний

Православие в мире

Служка блаженной Ксении или Последняя песня Хиля

Оригинал взят из ЖЖ у [info]otets_gennadiy в Служка блаженной Ксении или Последняя песня Хиля
Весть о смерти Эдуарда Хиля коснулась сердец самых разных людей. Конечно, в первую очередь, наверное, огорчились люди его поколения, люди шестидесятых-семидесятых годов, когда впервые прозвучал его голос. С этим голосом выросли целые поколения советских людей. В годы советского космического энтузиазма Эдуард Анатольевич воспринимался как «свой парень». В 70-е годы, которые сейчас принято называть «застойными», Хиль пел своим радостным голосом, вселял в советских людей бодрость. В переломные 80-е годы о нем не забыли, тогда его воспринимали как патриарха советской эстрады. В 90-е годы он выехал за границу, конечно, не от хорошей жизни. Это был не побег, это была скорее экономическая эмиграция. Его концерты в США совершенно неожиданно произвели самый настоящий фурор. Америка, избалованная самыми разными голосами и именами, открыла для себя Эдуарда Хиля. Сегодня огорчилось огромное множество его поклонников в самых разных концах мира, поскольку он стал выразителем глубочайшего русского оптимизма на эстраде, в песне. Безусловно, это талант, дар Божий. Это еще харизма русской радости. Эдуард Хиль пел с русским задором. В его голосе и в его взгляде одновременно соединились наш сказочный Иванушка, лесковский Левша, Василий Теркин, стахановцы и наши космонавты. В его взгляде угадывался даже взгляд Юрия Гагарина. Он выразил глубочайшую задушевную сторону нашего характера. В Эдуарде Хиле каждый узнавал себя. Однажды услышав его голос, невозможно было не стать его поклонником, его почитателем, потому что каждый действительно узнавал в нем что-то свое. Православные, церковные люди услышали в Хиле православный, пасхальный аккорд. Не случайно этот поистине глубоко православный русский человек в конечном счете пришел к корням русскости, к Православию. В последние годы он воцерковился, стал прихожанином церкви Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище, которое для всех нас связано, прежде всего, с именем Блаженной Ксении Петербургской. Хиль стал прихожанином Блаженной Ксении. Сопряжение этих двух имен неожиданное, но внутренне логичное. Поэтому сегодня скорбят сердца многих русских православных людей. [ Читать дальше ] Царство Небесное и вечный покой новопреставленному рабу Божиему Георгию, пусть Господь примет его душу во Царствии Своем! Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге
Эдуард Хиль тайно восстанавливал храм на Смоленском кладбище Дополнено 

[info]kuzma_prutkoff 2012-06-06 08:28 (UTC)

Настоятель церкви Смоленской Иконы Божией Матери отец Виктор Московский - духовный наставник Эдуарда Хиля - открыл тайну певца. Артист при жизни помогал восстанавливать Воскресенскую церковь на Смоленском кладбище, пишет Lifenews. На реставрацию старинной церкви артист тратил гонорары от своих выступлений. Воскресенская церковь в Петербурге была построена еще в 1857 году, но в советское время из нее сначала сделали общежитие. Затем сломали все внутреннее убранство и своды, заменив их металлическими конструкциями, а сам храм превратили в насосную станцию. Лишь в 1991 году церковь вернули епархии. Эдуард Хиль целенаправленно дал деньги на окошечки на куполе Воскресенского храма, оставив свой добрый след. Эдуард Хиль был верующим человеком и прихожанином церкви на Смоленском кладбище. Храм артист выбрал не случайно, так как он сам родом из Смоленска. От настоятеля этой церкви Эдуард Анатольевич и получил последнее причастие. Отец Виктор давний друг семьи Хиль. При жизни артист с супругой часто приходили в его церковь Смоленской Иконы Божией Матери. Здесь накануне болезни, в Великий пост, он пришел в храм - причастился и соборовался. А на Вербное воскресенье попал в больницу. По словам настоятеля, Эдуард Анатольевич (в крещении Георгий) был человеком набожным и дружил со всем приходом. В праздничные дни вместе со всеми садился за стол и для каждого мог спеть песню поздравительную. Стихи сочинял вместе с супругой, а потом их перекладывал на какую-нибудь известную народную мелодию, получалось очень красиво. Постоянно он приходил и в воскресную школу, где занимался с детьми. Из-за привязанности Эдуарда Хиля к этому месту Зоя Александровна и захотела похоронить супруга рядом с его любимой часовней, будто выполняя последнюю волю мужа. Настоятель Смоленской церкви ее в этом поддержал полностью. rose rose 

«Лестница в небо»

Как голландские рок-музыканты пришли к православному миссионеру игумену Сергию (Рыбко)

На своём концерте в Москве музыканты известной рок-группы Physical Graffiti (Led Zeppelin соver) познакомились в антракте с игуменом Сергием (Рыбко), который был среди зрителей. Знакомство их впечатлило. Во второй части концерта лидер группы Эндрю Элт адресовал отцу Сергию и другим священникам знаменитую «Лестницу в небо», а виртуоз соло-гитарист Даниэль Ферберк неожиданно вручил батюшке смычок, с помощью которого исполнял одну из вещей.

Led Zeppelin помог прийти к вере

Группа в полном составе посетила храм Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище, где гостям рассказали о святынях храма и его истории. Оказалось, что гитарист Даниэль Ферберк наполовину славянин — его мама православная, родом из Македонии. Даниэль выразил желание венчаться со своей девушкой у отца Сергия. Однако сейчас он формально принадлежит к католической церкви.

Так завязалась беседа о вере, музыке, душе, о главном выборе человека. Отец Сергий рассказал гостям, что музыка Led Zeppelin, которую они исполняют, в своё время помогла ему и его друзьям сделать шаг к вере.

— Это был глоток свободы, глоток иного мира, — сказал игумен. — Благодаря рок-музыке мы взбунтовались против «совка», стали искать свободу. Мы поняли, что политические системы — это второстепенно. Главное, что есть Бог, и только в Боге человек может быть свободен и независим до конца. И оказалось, что ответы на наши вопросы находятся в учении Христа. В Евангелии есть таинственные слова: познайте Истину, и она сделает вас свободными. Учение Христа зовёт к независимости от мирских принципов, устоявшихся мнений, зашоренности. Для меня до сих пор свобода — один из главных идеалов. Какая разница, кто что обо мне думает? Главное — что Бог обо мне думает. Насколько были свободными святые! Заповеди показывают вещи такими, какими они сотворены Богом, предлагают реализоваться таким, каким тебя Бог сотворил.

[ Читать дальше ]

Несколько слов о современном положении РПЦ в Китае

Окончание интервью с заместителем председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиереем Николаем Балашовым

25.05.2012

                                Протоиерей  Николай Балашов,

Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия

*    *    *

- Если позволите, несколько слов о современном положении Русской Православной Церкви в Китайской Народной Республике.

- У Православной Церкви огромные заслуги в развитии отношений между Россией и Китаем. Русская Духовная Миссия много десятилетий представляла Россию в Китае, когда никакой государственной миссии еще не было. Члены Русской Духовной Миссии в Китае очень много сделали для развития отечественной синологии и для распространения в России адекватных знаний о том, что собой представляет Китай. Итогом деятельности Русской Духовной Миссии в Китае стало, в том числе, национальное китайское Православие, и сейчас, как известно, существует Китайская Автономная Православная Церковь, которая провозглашена таковой Московским Патриархатом. К сожалению, на данный момент ее клир включает в себя лишь двух священнослужителей крайне преклонного возраста: одного священника и одного протодиакона. При этом имеется определенное число верующих, которые лишены пастырского окормления.

Русская Православная Церковь в Китае может осуществлять религиозную деятельность, направленную только на духовные нужды наших соотечественников и иностранцев, которые находятся в Китае. Так, например, посетителями Успенского храма-музея на территории Российского Посольства в Пекине могут быть россияне и носители иностранных паспортов, но не китайские граждане. Подобная ситуация наблюдается в нашей общине в Шанхае, которая действует на территории Генерального Консульства Российской Федерации. Там также есть наш священник, и его прихожане не только русские, не только выходцы из стран канонической ответственности Русской Православной Церкви, но и греки, европейцы, самые разные люди, но не китайцы. Мы с уважением относимся к требованиям китайского законодательства, но стараемся с китайской стороной развивать диалог. В том числе и при участии российского государства, при участии представителей других традиционных религий России. Существует рабочая группа по диалогу России с Китаем в религиозной области, сторонами этого процесса является Государственное управление по делам религии Китайской Народной Республики и Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. Председателем российской стороны этой рабочей группы является член Совета по взаимодействию при Президенте России митрополит Волоколамский Иларион. В прошлом году состоялась встреча группы в Москве. Мы надеемся, что в этом году летом состоятся очередные переговоры. Одним из первых их итогов является то, что в ближайшее время в Россию официально прибудут учиться в духовных школах Русской Православной Церкви два православных китайских студента. Таким образом, у нас появляется надежда, что у китайских православных верующих будут свои пастыри.

Всё интервью можно прочитать по ссылке -

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/05

/25/intervyu_s_zamestitelem_predsedatelya_otdela_vneshnih_cerkovnyh

_svyazej_moskovskogo_patriarhata_protoiereem_nikolaem_balashovym/

Я знаю точно, что мы могли бы сделать. Но уже... опоздали.

 

«Бумага и чернила станут отныне моим утешением. Буду записывать свои мысли. Есликто найдет в них нужное для себя слово, пусть перепишет  или запомнит. Окажутся ненужными  мои слова людям – останутся  при мне.

И нет у меня теперь иных забот.»

Абай Кунанбаев, «Простое слово»

 «Абай» закрывают. До полудня 16 мая лагерь на Чистых Прудах, который я не могу уверенно назвать лагерем оппозиции, должен быть очищен.

Какая-то чиновничья тупость во всем. Про  то, что нужен диалог с инакомыслящими, про это, видимо, уже можно в  принципе забыть. Это, похоже, совсем невозможно. Ну да ладно, это все уже поняли. Но можно же включить думательную машину хотя бы на первой передаче: протестным массам нужен выход энергии. Это же примитивный механизм социального управления. Не ради диалога, его уже окончательно вычеркнули в начале абзаца — ради спокойствия самой власти – не закрывать плотно крышкой кипящую кастрюльку, оставить щель. Чтобы пар выходил.

Нет, нет  и нет.

Я там  был, разумеется. Сходил в «Ролан»  на «Белого Тигра» и перешел трамвайные пути – посмотреть. Собрание не в  моем вкусе. Старею, наверное. Слишком  тусовочно, слишком молодо-зелено, слишком восторженно. И собрание это на Чистых прудах, конечно, не про то, как нам переобустроить Россию.

Но, право  же, как невинно! Как экзальтированно, наивно и безопасно! «Зарница», пикник, КСП (прости, революция, за низкий штиль). Разновозрастные дети растеряли все свои настоящие праздники – и вот негаданно обрели: в центре столицы, лишенной гайд-парков как класса, возник он, стихийный, собрал улыбчивые лица. Кому помешал? Чем?!

Шумят, понимаешь, ночью? Да нет, я свидетель – все тихо. Кто их там слышит, из-за своих тройных стеклопакетов, которые никто никогда не открывает, потому что в самом дорогом центре одного из самых дорогих городов температурный баланс в квартирах поддерживают сплит-системы?.. Мусорят? Тоже неправда. Газон вытоптали на 20 миллионов рублей? Знаю я эти газоны, а особенно муниципальные расценки на них. Как раз соседи на тещиной даче: жена отвечает в управе за благоустройство, а муж командует отдельной коммерческой ротой таджиков. Завидная даже для нефтяников рентабельность у газонной травы.

«Абай», конечно, закроют. Но если бы не закрыли, что бы было? Да ничего. Гуляла бы тихонечко  молодежь, в активе которой законченные  и незаконченные высшие. Поругивала бы власть, играла бы в «мафию». Спорили бы друг с другом о судьбах мира азартные пенсионеры, как когда-то в начале 90-х на «Пушке» и лавочках Тверского бульвара, перемежая диспуты о партиях с партиями в шахматы.

Но закроют, ибо не могут иначе.

И что  тогда? Девочки в белых юбках и мальчики в белых футболках, которым не дали доиграть в бадминтон, обидятся, озлобятся надолго, а может, и навсегда. Бритоголовым нацболам, завязавшим белые ленты вместе с красными в причудливые банты, с энтузиазмом пока еще несущим охранную вахту на мизерном пятачке у Абая, ничего другого не останется, кроме как разворачивать повествование прилепинского романа к его апокалиптическому концу — читайте, кто еще не прочитал. Сегодня в двенадцать ноль-ноль по Москве будущая энциклопедия истории России может получить новую Веру Фигнер и Сашу Ульянова. Отчего же будем тогда удивляться новым бомбистам? Сами, сами их порождаем, выковываем, пестуем – нет, не Госдеп.

Свежи мои впечатления от экскурсии в Шлиссельбургскую тюрьму. Двадцать лет одиночки не сломили дух выпускницы Казанского института благородных девиц. Яблоня на месте расстрела старшего Ульянова-брата до сих пор плодоносит.

Эх, горьки эти яблочки.

Прикроют эту спонтанную агору, непризнанный, и по сути – не нуждающийся  в признании ареопаг. Ареопаг, который, в отличие от афинского, не успел  услышать своего апостола Павла. Нам, верящим в свое апостольское наследство, сказано не видеть в белоленточных «пылких юношах с неостывшим сердцем» (Абай Кунанбаев) своей целевой аудитории. Может, оно и не без основания, из опасения двухтысячелетнего дежавю, — как неприятно слышать снова и снова «послушаем тебя в другое время»… Но апостол Павел — он-то хоть попытался…

Я знаю точно, что мы могли бы сделать. Но уже никогда не сделаем. Потому что  в очередной раз опоздали. Оставаясь беспристрастными к движениями, фракциям и партстроительству – устроить на площади у Абая короткий молебен. Надо-то всего пару икон и пару священников. Или митрополитов. Молебен – не о том, чтобы кого-то прогнать, или наоборот, кого-то призвать (уж не знаю, что хуже). Просто – о Родине. О нас с вами. О «властех и воинсте ея» — пусть каждый сам понимает, как может, пусть каждый сам вкладывает в эти молитвы свои собственные смыслы. Молебен о том, чтобы все было хорошо. Чтобы никому не разбили башку, ни омоновцу, ни демонстранту. Чтобы волк поживал вместе с агнцем, а козленок лежал вместе с барсом. Чтобы теленок и молодой лев, а особенно вол – все были заодно.

И сугубо — о том, чтобы Малое Дитя их водило.

Это была цитата из Исайи. Кажется. Или из Абая?

16 мая, 2012 Священник Димитрий Свердлов
  • Об авторе
    • Священник Димитрий Свердлов
    • Биография: В 1994 г. закончил Российскую Экономическую Академию им. Плеханова по специальности "экономист-математик" и затем работал в различных компаниях специалистом по бюджетированию, бизнес-планированию и финансовому анализу. Учился в ПСТГУ и Коломенской семинарии. В 2000 г. принял священный сан и с тех пор служит в различных храмах Подмосковья.

Страх и трепет

Оригинал взят из ЖЖ у [info]igumen_aga в Страх и трепет
дед Мороз
Ровно год назад, будучи в экспедиции в одном из наших наслегов я крестил парня двадцати с небольшим лет. Он старательно готовился, искренне, гласно в храме исповедовал веру в Троицу, в Сына Божия, имел желание жить в доброй совести. В этом году он приходил на службы, когда приезжали наши миссионеры, -- причащался и исповедовался. Жизненный уклад рыбаков предполагает долгие периоды тяжелой работы без выходных, -- когда идет рыба отдыхать некогда. Потом, после продажи рыбы, бывает время, когда заняться особо нечем до следующих сезонных дел. Парень этот начал выпивать и увлекся компьютерными играми, - всякими стрелялками, преимущественно. Кончилось тем, что недавно он совершил тяжкое убийство, -- зарубил топором пожилую женщину. На суде он утверждал, что не понимал, что делает, --  ему казалось что он в игре. Его признали вменяемым и осудили на длительное заключение. Владимир его имя. Из того же наслега родом был и другой человек. Убил же Владимир его близкую родственницу. В прошлом же году он как-то зашел в Тиксинский храм сильно навеселе, устроил диспут о вере, заявил, что нет Бога и быть не может, -- так как он воевал в свое время и видел много всякого, несовместимого с бытием Божиим. Хорошо, что тогда в храме был наш командировочный о. Владислав, сам воевавший на Кавказе. Поговорили они довольно резко, но ушел этот гость в раздражении и полном убеждении в своей правоте. Вчера, спустя ровно год, заходил снова. Поставил свечи, перекрестился, спросил о крещении детей. Поговорили мирно и светло с ним. Рассказал он, что с прошлого года, как только заявил он громко в храме о своем неверии, -- жизнь его сильно изменилась и он много думал. В итоге вот, --  пришел. Страх и трепет обнимает меня, когда я начинаю размышлять о путях и судах Божиих, страх и трепет, братцы мои... страх и трепет. А вот рассказ Игумена Агафангела (Белых) о том, какой была у него самая памятная Пасха

Игумен Агафангел (Белых). Фото Дениса Маханько

Весна 1984 года была холодной. Мы бесцельно слонялись небольшой стайкой по тёмным, мокрым переулкам и грелись пошлыми анекдотами и дешёвыми сигаретами. Не помню уже, кто сказал, что завтра Пасха. Это было хоть какое-то развлечение, — пойти в церковь в праздник. Всё, что мы знали, это то, что служба должна быть ночью. Домой рано никто не собирался и мы понеслись через полгорода в сторону кафедрального собора. Через 16 лет и два месяца там меня будут рукополагать во диаконы.

Издалека была видна пестрая толпа у церковной ограды и яркий свет из высоких окон храма. Мы приблизились к воротам. Я совершенно не помню ни своего настроения в этот момент, ни того, о чем я думал. Зато я четко помню свои ощущения спустя несколько минут. Спокойно и уверенно, как мы обычно заходили в кинотеатр или какой-нибудь ДК на дискотеку, наша компания направилась ко входу в храм. В этот момент я почувствовал, как мягко, но властно меня взяли за локоть.

Лицо человека в потертой кожанке было невыразительным, но даже подростку было ясно, что этот дядя из органов. Глядя в сторону, он будничным тоном осведомился о цели нашего визита. Кругом были люди и я не делал ничего противозаконного, поэтому с определённой долей нахальства я заявил, что мы идем, короче это… молиться, — я с трудом вспомнил, что обычно делают в церкви. В этот момент я заметил, что у ворот стоят преимущественно мужчины с красными повязками на рукавах. Пасха в том году пришлась на день рождения Ленина и, может быть, по этой причине храмы усиленно патрулировались нарядами милиции и дружинниками.

Ещё крепче сжав мою руку, невыразительный человек спросил номер школы, сколько мне лет, где мои родители и не желаю ли я помолиться в отделении милиции, покуда они за мной явятся? От забора в нашем направлении двинулась группа дружинников. Притянув меня вплотную к себе,  дядя из органов хрипло прошептал мне в ухо несколько слов. Наверное, следовало бы написать, что он обдал меня при этом смесью чеснока и перегара или просто каким-нибудь малоприятным ароматом, но это не так. Он просто грязно выругался и сообщил, мешая мат и разговорный русский, что если я не хочу неприятностей, то через секунду и духа моего здесь быть не должно.

В мгновение ока, выдернув рукав куртки, я рванулся было бежать и тут же почувствовал увесистый пинок в то место, где на джинсах обычно пришивают задние карманы. Потеряв равновесие я слетел с тротуара в грязь. Раздался хохот людей с красными повязками. Человек в кожанке в нецензурных выражениях посоветовал мне ускорить темп. Я отряхнул грязь, насколько это было возможно и нарочито медленно пошел в сторону от храма. Всегда мне доставалось в уличных конфликтах за такие несмиренные штуки больше прочих и, кстати, вполне заслуженно.

Ночью автобусы не ходили. Свою компанию я не нашел. Шлёпая по весенним лужам, в которых рябью отражались редкие фонари, я тащился через ночной город домой и думал: Гады, ну какие же они гады!

Как выяснилось на другой день, моих друзей также прогнали от храма дружинники. Возможно, формально они были правы, – нечего было несовершеннолетним делать в полночь в людном месте без сопровождения взрослых.

А в собор я все же попал. Через неделю. Зашел из принципа и чувства протеста прямо среди бела дня. Там было солнечно, тихо и совсем пусто. И была в этой тихой солнечной пустоте какая-то тайна, непонятная и привлекательная. Потому что её тщательно охраняли от меня, а значит, — она была настоящей.

Об авторе
Игумен Агафангел (Белых) - [info]igumen_aga
Игумен Агафангел (Белых)
Биография: Клирик Белгородской епархии, насельник Свято-Троицкого Холковского пещерного монастыря, что в Белгородской епархии. С 1.04.2009 совершает миссионерское служение в г. Тикси, Саха (Якутия) Республика.

В Церкви нет идеологии. В Церкви есть Хрис­тос.

 Православие и современность Маяк один. Все остальное — отблески Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин
Легко представить себе человека, который устал от житейской непонятицы, от хаоса мнений, от отсутствия в стране сколько-нибудь ясной и надежной идеи, от отсутствия, наконец, внутренней опоры, твердого ориентира для души и сознания. Он приходит в Церковь и надеется обрести именно это: ясность, определенность, твердость и неизменную надежность всеохватывающего учения. Человек совершенно прав: где же еще это искать, если не во Христе и не в Церкви! Но, если он не ограничится посещением служб и захочет расти, узнавая все больше и больше, если он будет читать книги и посещать православные Интернет-ресурсы,— он очень быстро увидит, что в Церкви, если иметь в виду ее земную человеческую составляющую, вовсе не царит тишь да гладь. Палуба церковного корабля весьма ощутимо вибрирует от полемики. И далеко не всегда эта полемика протекает «в духе братской любви и взаимоуважения».

Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные,— писал апостол Павел христианам Коринфа (1 Кор. 11, 18–19). То есть сама по себе ситуация разногласия, спора — нормальна. Мы должны знать, где положен этим спорам предел, какое утверждение поставит полемизирующего вне Церкви, вне Православия. Но, во-первых, даже и это мы, не кончавшие ни семинарий, ни академий, знаем не всегда, а во-вторых, и не выходя за пределы православного вероучения, любой из нас может оказаться в ситуации выбора: кому следовать, кого слушать?

— Наш батюшка призывает нас причащаться как можно чаще. А вот на этом сайте такой почтенный, такой ученый протоиерей пишет, что благочестивые христиане издавна причащались только пять раз в год — в каждый пост, в Великий — дважды. А причащаться часто, с его точки зрения, неблагочестиво и вредно…

— Мой духовник посоветовал мне прочитать книгу Александра Шмемана о Евхаристии; а когда я приехал в монастырь и сказал там, что читал эту книгу, то услышал: «Считай, что влил в себя отравленную кровь».

— С огромным интересом читаю книги схиархимандрита Софрония (Сахарова), никакие другие пока не давали мне такого ощущения духовной реальности. Но от профессора Осипова, да и не только от него, можно услышать, что старец Софроний находился в прелести, что книги его опасны…

— Профессор Осипов, кстати, считает, что нельзя крестить младенцев, что креститься человек может только сам, сознательно, во взрослом возрасте… А ведь он в Духовной Академии преподает!

Бабушка в церковном дворике сует мне бумажную «иконку», изображающую Ивана Грозного, и листочек с «акафистом» ему же. «Где вы это взяли? Кто вам сказал, что он святой?!» — «Я в монастырь езжу, к старцу, он мне все это и дал». Старец, о котором она говорит,— вполне легитимный иеромонах, и в служении его никто не запрещал. Впрочем, это случай несложный: бабушке надо объяснить, что Церковь не канонизировала и не собирается канонизировать Иоанна IV Грозного и что соборное мнение Церкви должно быть для нас выше мнения конкретного священнослужителя, кем бы он ни был и как бы мы его ни уважали. Другие случаи посложней.

Так как нам быть, как ориентироваться, на что опираться, поневоле оказавшись в спорной ситуации? Где взять уверенность, что поступаешь правильно?

Этот вопрос мы задали Митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину.

— Прежде всего — то, что в Церкви присутствует дискуссия, не должно никого смущать. Это естественно — особенно если учесть, что мы пережили семь десятилетий, когда никаких дискуссий не было — было просто не до них. Вспомним эпоху Константина Великого: Церковь, вышедшая из катакомб, вдруг оказалась охвачена распрями. Сразу появилось много еретиков, ересей, и борьба с ними продолжалась несколько столетий. Какая-то параллель между той эпохой и сегодняшней возможна. Церковь выходит на свободу после долгого периода искусственного сдерживания ее духовной жизни; периода, когда невозможна не только дискуссия, но и сколько-нибудь нормальное развитие духовного образования. И начинаются споры, которые вследствие утраты традиций, а зачастую вследствие отсутствия соборных решений приобретают неоправданно жесткий характер. Это надо понимать, надо относиться к этому как к данности и не воспринимать глашатаев каких-то крайних точек зрения как страшных еретиков.

В истории Церкви было немало примеров, когда люди, признанные впоследствии святыми, при жизни не находили общего языка и согласия друг с другом. Классические примеры — Иоанн Златоуст и Феодорит Кирский, Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Некоторые ситуации просто невозможно достроить до конца, определить в них победившую сторону: может быть, вся проблема в том, что это были просто очень разные люди.

В Церкви не все определено окончательно, есть множество тем, которые не рассматривали Вселенские Соборы. И есть вещи, которые нам просто знать неполезно. Скажем, спор об участи младенцев, умерших некрещеными. Профессор Осипов решительно утверждает, что эти младенцы будут в раю, потому что они не виновны; архимандрит Лазарь (Абашидзе) говорит, что виновность и невиновность здесь вообще ни при чем, некрещеный в Царство Божие не войдет. Дело в том, что богословская ученость — она вообще очень специфическая вещь. Богословие — это не философия и не точная наука, это, скорее — рефлексия над личным опытом, а иначе говоря, выстроенная для школьных нужд надстройка над святоотеческой письменностью, которая являет собою фундамент богословия. Но эта школьная научность богословского труда — она играет какую-то злую шутку со своими носителями. Постоянное использование научного инструментария вырабатывает у человека своего рода самоуверенность: хочется раз и навсегда все решить. Вот так — и никак иначе. Но не бывает такого. Бог — это Личность. И мы не можем заставить Бога действовать в рамках нашей логики: спасать этих младенцев или наоборот. И надо ли нам об этом думать, надо ли нам это знать? И надо ли, наконец, исходить из этого в вопросе крещения ребенка? Церковь веками крестит младенцев, возлагая ответственность за них на родителей и восприемников, и вряд ли частное мнение хотя бы даже и самого ученого богослова может служить этому препятствием. У того же профессора Осипова, кроме спорных утверждений, есть немало полезного, необходимого верующим людям, вот это и надо брать от него, а не вникать в его споры или споры вокруг его имени.

Очень важно держать в памяти вот что: в Церкви нет идеологии. В Церкви есть Хрис­тос. Когда начинается чисто идеологический спор, Христос уходит. А еще важно вот что: разные люди по-разному воспринимают окружающий нас мир. То, что прекрасно для одного человека, может оказаться совсем не полезным для другого. С моей точки зрения, классический пример — митрополит Антоний Сурожский. Удивительный, поистине уникальный человек! Он один такой был — с таким внутренним устроением. Но посмотрите — у него нет ни одного ученика, последователя. Есть эпигоны, которые, мягко говоря, не представляют такого интереса, как он, которым даже в малой степени не удается приблизиться к образу своего учителя. Есть и всегда были такие люди — они настолько широки, настолько свободны, насколько позволяют масштабы их личности. А у эпигонов эта широта превращается в безответственность, а свобода — во вседозволенность. Но именно эпигоны формируют вокруг имени человека, уже ушедшего или еще живущего в этом мире, своего рода идеологию. И то хорошее, то ценное, что было и есть в этом человеке, теряется в спорах, уходит.

Чтобы не дать сбить себя с пути, нужно потрудиться, нужно самому разбираться в учении Церкви и в церковной истории. Сравнение с политикой может показаться некорректным, но посмотрите, что происходит вокруг нас: людей, не знающих истории собственной страны, даже ее последних десятилетий, можно убедить в чем угодно. Эти люди становятся жертвами самой примитивной пропаганды, такой, что человеку, хоть что-нибудь понимающему, слушать ее просто невозможно. То же и здесь. Людей, не понимающих, что такое Церковь, не понимающих церковного учения, не имеющих, наконец, личного опыта богообщения, очень легко увлечь в любые крайности — как модернистского, так и псевдоохранительного толка.

Если нам нужно решить важный вопрос — например, вопрос о частоте Причащения Святых Христовых Таин,— мы можем познакомиться со всеми точками зрения, бытующими в Церкви, и сделать выбор, руководствуясь собственным сердцем и сознанием,— потому что иного способа делать выбор еще не придумали; но при том главной для нас должна быть все-таки общецерковная точка зрения, а не частная, кому бы последняя ни принадлежала. Это следует помнить.

Подготовила Марина Бирюкова Газета «Православная вера» № 6 (458)

Иеромонах Гавриил (Богачихин). Храм в Антарктиде

Портал Православие.Ru продолжает публикацию всех фоторабот, показанных на недавно прошедшей выставке «Русская Православная Церковь. Итоги двадцатилетия: 1991-2011 годы». Ниже представлено 15 фотографий из авторской галереи иеромонаха Гавриила (Богачихина). Полностью с выставкой можно ознакомиться на сайте: http://expo.pravoslavie.ru/expo/photogallery/79.html Храм Святой Троицы в Антарктиде
Об авторе
Иеромонах Гавриил (Богачихин)
Иеромонах Гавриил (Богачихин)
Иеромонах Гавриил (Богачихин) вырос в городе Королеве Московской области. После школы поступил и окончил московскую Медицинскую академию им. Сеченова. Три года работал в области фармакологии, затем поступил и закончил Московскую духовную семинарию. В настоящее время является насельником Троице-Сергиевой Лавры. Много путешествует и не расстается с фотоаппаратом.

В 2005-м году отец Гавриил зимовал на станции «Беллинсгаузен» в Антарктиде, служил в антарктическом храме Святой Троицы. 

Предлагаю посмотреть остальные фотографии из авторской галереи иеромонаха Гавриила (Богачихина) на  выставке «Русская Православная Церковь. Итоги двадцатилетия: 1991-2011 годы» http://expo.pravoslavie.ru/expo/photogallery/79.html, а также предлагаю почитать "Повесть о холодном рае. Беседа с иеромонахом Гавриилом (Богачихиным)" от 23 декабря 2008 г. - http://www.pravoslavie.ru/smi/37194.htm Справка.

Православный храм в Антарктиде.

http://www.pravoslavie.ru/news/8968.htm

Москва, 16 февраля 2004 г.

Наместник Троице-Сергиевой лавры епископ Сергиево-Посадский Феогност освятил первый православный храм в Антарктиде, возведенный на российской полярной станции Беллинсгаузен, сообщает РИА "Новости".

По благословению Патриарха Алексия храм освящен в честь Живоначальной Троицы. При полярной церкви учреждено Патриаршее подворье, подчиненное Троице-Сергиевой Лавре.

Освящение уникального храма состоялось при большом стечении российских и иностранных полярников и паломников, многие из которых прибыли на станцию Беллинсгаузен спецрейсом.

Храм вмещает одновременно до 30 прихожан. Он был построен на Алтае из кедра и лиственницы. Именно эти породы наиболее устойчивы к антарктическим холодам и ветрам. Затем храм разобрали для транспортировки в Антарктиду, где он снова был собран. 

Над иконостасом церкви трудились иконописцы Палеха, а колокола заказали потомки известного русского декабриста Муравьева-Апостола. Место для первого антарктического храма было выбрано так, чтобы полярники могли увидеть его издалека - за 30 километров. Теперь первое, что видят пассажиры теплоходов, прибывающих к берегам Антарктиды с Огненной земли, - это церковь Святой Троицы.

Валерий Малышев - Христос Воскресе!

                                                                                                                                                                                 

Христос воскрес, святая Пасха!
Ликуй душа и веселись,
Из плена этой грешной жизни
Вслед за Спасителем стремись.
Христос воскрес, святая Пасха!
И мир вновь ожил,
Адама ветхого не стало
Господь отверз нам двери рая,
Ну где ты смерть, где твое жало?
Христос воскрес, святая Пасха!
Играет солнце в небесах.
Для нас воскрес он снова, люди,
Чтоб его славить в чудесах.
Христос воскрес, святая Пасха!
Звон колокольный всё сильней.
Летит душа к тебе, Спаситель
Со стаей белых голубей.


Христос Воскресе из мертвых смертью смерть поправ
И сущим во гробех живот даровав!
Христос Воскресе из мертвых смертью смерть поправ
И сущим во гробех живот даровав!

В час полночный Спас наш Воскрес
Верным чадам жизнь даровав
Свет принес с собою с небес
Смертию Господь смерть попрал
Светлый Ангел вестник зари
Камень гробный в миг отвалил
И Воскрес Господь Бог Любви
Смертию он смерть победил
Жизнь нам грешным подарил

Христос Воскресе из мертвых смертью смерть поправ
И сущим во гробех живот даровав!
Христос Воскресе из мертвых смертью смерть поправ
И сущим во гробех живот даровав!

Солнце нам взошло над землей
Это наш Спаситель Воскрес
И Господь десницей благой
Нам открыл врата в мир небес
Указал прямой в царство путь
В небу ввысь от грешной земли
Нам нельзя с дороги свернуть
Только к свету нам нужно идти
Чтобы души грешные спасти

Христос Воскресе из мертвых смертью смерть поправ
И сущим во гробех живот даровав!
Христос Воскресе из мертвых смертью смерть поправ
И сущим во гробех живот даровав!

Воскресение Твое Христе Спасе
Ангеле поют на небесех
И нас на земли сподоби
Чистым сердцем Тебе славиться


Христос Воскресе из мертвых смертью смерть поправ
И сущим во гробех живот даровав!
Христос Воскресе из мертвых смертью смерть поправ
И сущим во гробех живот даровав!
Христос Воскресе из мертвых смертью смерть поправ
И сущим во гробех живот даровав!
Христос Воскресе из мертвых смертью смерть поправ
И сущим во гробех живот даровав!
И сущим во гробех живот даровав!
И сущим во гробех живот даровав!

Лазарева суббота: мы все воскреснем

ИЛЛЮСТРАЦИЯ: Нестеров Михаил Васильевич "Воскрешение Лазаря"

Малой пасхой и предвестницей Воскресения Христова называют Лазареву субботу. Для нас это действительно так. Ведь мы знаем, чем заканчивается евангельская история. По иному понимался в умах и звучал в сердцах факт воскресения четырехдневного мертвеца современниками Христа.

Восхищение и ужас, радость и страх, жизнь и смерть эти антонимы чувств соседствовали в те минуты, когда из погребальной могилы-пещеры вышел известный в Иудее человек, похороненный, оплаканный и практически для всех уже навеки «прошлый».

Это чудо, ставшее своего рода водоразделом между теми, кто утверждается, что их Учитель есть действительно Сын Божий и теми, для кого Он лишь угроза их духовного господства, и в день нынешний не утеряло своей значимости. Более того, каждый из нас, желает он того или не желает, знает о воскресшем Христе и о воскрешённом Лазаре или остается в неведении христианской истории, обязательно рано или поздно воскликнет, стоя перед родным и любимым умершим человеком: «Проснись! Встань!».

Христос победил смерть. Воскрешением праведного Лазаря он предначертал Свое Воскресение и наше с вами предстоящее будущее, но та, которую мы изображаем безобразной старухой с косой до дня нынешнего «госпожа» и объективная реальность. Именно поэтому – воскресение Лазаря это не только апологетический и исторический факт, который столь часто используют в качестве примера и доказательства, но и событие, которое в корне изменяет отношение к смерти как таковой.

Ликование иерусалимской толпы во время Входа Господнего в Иерусалим, то есть на следующий день после восстания Лазаря, это не признание Христа Богом, а всего лишь радость избавления от страха смерти, который, как бы мы от себя его не гнали, все едино в нас присутствует. Да, действительно, перед Христом расстилали пальмовые ветви и кричали ему «Осанна!», как царю, но этого не было-бы, не выйди из погребальной пещеры «друг Господень». Логика ликующих иудеев проста и понятна: «Если Он победил смерть, то что и кто может Ему противостоять?!»

В начале 90-х, когда я только совершал первые шаги на священническом поприще в нашей квартире, уже довольно поздним вечером, раздался звонок. Я открыл дверь и увидел перед собой красивую, богато одетую женщину. Было сразу понятно, что эта дама из ранга высокопоставленных служащих, и что она очень много времени уделяет своему внешнему имиджу. Понятно потому, что каждая деталь ее туалета создавала единую картину с ее обликом. Все строго, добротно, выдержано, красиво и представительно. В темном коридоре разглядеть все детали ее лица было невозможно, лишь позже, когда она, настойчиво и безапелляционно вручив мне пакет с «презентом», присела в кресло я смог внимательно на нее посмотреть…

Такой мольбы в глазах я еще не встречал. Это был не взгляд отчаяния и неизбежности, а именно мольба о помощи.

Далее последовал рассказ о недавно умершем сыне. Единственном, уже взрослым ребенке, добром и отзывчивым, поступившем в институт и радовавшим родителей своими успехами, приносившем им только радость. И вдруг, (как же часто это «вдруг» в нашей жизни становится причиной тяжкого горя), неожиданная болезнь и смерть. Все надежды, планы и мечты, всё то, на чем строилось сегодня и планировалось на завтра, что было радостным, счастливым и уже стало естественным, в одночасье рухнуло.

Я слушал эту женщину и боялся, чтобы она вот сейчас, в этот момент остановится в своем рассказе-плаче и задаст мне вопрос: «Что мне делать? Как мне жить? За что меня Бог наказал?». Боялся потому, что в ее словах не было ни слова о Христе, которого я исповедую. Она, по всей видимости, ничего не знала о молитве, о грядущем для каждого воскресении. Для нее Бог если и существовал, то лишь как какая-то отвлеченная сущность, разработавшая правила нравственности для реализации которых и создана Церковь.

Стремясь предотвратить эти неизбежные вопросы, ответы на которые она бы не поняла и, по всей видимости, не приняла бы их, я решился ее прервать и сам задал вопрос:

- Что вы хотите от меня, обыкновенного приходского священника, чем я могу вам помочь?

Ответ был столь неожиданно сложен, что лучше бы я дождался вопросов и просьб сам.

- Я хочу, чтобы мой сын вернулся.

Пока я собирался с мыслями, вернее, собирал слова в предложение, чтобы хоть что-то ответить, моя посетительница стала приводить мне примеры воскресения из мертвых. И первым был Лазарь четырехдневный.

Не помню, как я успокаивал эту женщину, что говорил и советовал. Наверное был похож в то время на Марфу, которая отвечала Христу перед тем, как ее брат вышел из гроба: «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.» (Иоан.11:24)

Да и что я мог ответить, если от меня ждали не утешения, а воскресения?

Прошло больше десяти лет, и Господь даровал мне возможность снова увидеть эту женщину. Она сама позвонила. Представилась. Заставила вспомнить тот давний поздний вечер и попросила у меня несколько книг. Договорились встретиться в субботу, в храме. Я еще удивился, зачем ей книжки Шмемана и московской писательницы Олеси Николаевой. Как-то не вязался ее образ с этими авторами, сложно было представить, что может интересовать мою давнюю посетительницу в этих довольно непростых книжках.

В храм вошла красивая, сдержанная, со вкусом и богато одетая женщина.

Я ее узнал. Пошел навстречу. Она же, пройдя мимо, подошла к аналою в центре храма, как принято перекрестилась, поцеловала икону, а уж потом с улыбкой повернулась ко мне и сложив руки «лодочкой» сказала:

- Благословите, батюшка.

Странно, но мне, уверенному, что вера изменяет человека и знающему, что для Бога все возможно, данное преображение показалось невозможным чудом.

Мы долго беседовали и перед тем, как она уехала, я все же не удержался и спросил, что дало ей силы пережить горе и прийти к вере?

- Вы знаете, батюшка, я ведь просила многих воскресить моего сына, к кому только не ездила, а потом, прочитала все Евангелие, до конца и поняла, что ведь мы все воскреснем и наша встреча обязательно будет. Смерть-то Христос победил. И это меня успокоило.

Вот такое жизненное богословие, где чудо воскресения Лазаря становится реальной уверенностью власти Христовой над жизнью и смертью не только для тех, кто был в те давние года в Вифании, но и для нас, живущим здесь и сейчас.   

6.04.2012 Автор: АВДЮГИН Александр, протоиерей ФОМА

Валерий Малышев - Преподобной Марии Египетской

Двенадцати лет от рождения, оставила дом и семью, Лишившись бесценного детства, служила греху и врагу. Бесстыдством своим развращая, наивных юнцов и мужей, Огнем блудной страсти сгорая, во тьму похищала людей, Безудержно демонов вторя, беспутство неся и разврат, Взошла на корабль у моря, готовый отплыть в святой град. И там придавалась утехам, порочной Венеры раба, Плачь ангелов с дьявольским смехом, над морем носили ветра. Мария ступила на землю, со всеми пошла в святой храм, Но Божья десница пред дверью ей путь преградила к вратам, От ужаса сердце забилось, стыдом покаяния плач Пречисты в слезах обратилась, от гнева Сыновьего спрячь. От мук и огня преисподней , молю, Матерь Божья, спаси Нечистую, скверною плотью, меня Ты блудницу прости, Владычица Мати простила заблудшее Божье дитя, И в храм ко Христу допустила, как Сын покаяние любя, Мария, оставив мирское, в пустыню ушла на всегда, До смерти ходила нагою, без хлеба и без пития, Все 47 лет во страданиях, не встретив в пути ни души, Очистила сердце в рыданьях, молитвой, в безмолвной глуши, Христова звезда совершенства, и свет от нее – благодать, Мария, прощенья невеста, она – покаянья мать. Во тьме греха юной Марии, Враг душу страстью истязал, Раба блуда, развратной силой, Людей к погибели вела. Семнадцать лет в мирских утехах Дорогой смрада шла во тьму, Но Бог Любовь, Владыка света, Призрел заблудшую рабу. Припев: Десницу к ней простер Свою, Мария воскресшая миру, В пустыню с молитвой вошла За сорок семь лет на блаженства вершину В слезах покаянья взошла. Седой монах, отец Зосима, Упал на землю весь в слезах, Когда узрел как ты парила С молитвой Божией на устах. Благодарил Христа за милость, Когда по Иордан ушла, Святым дарам и вся светилась, В пустыни яркая звезда. Христова нежная лоза. Припев:2р. Мария, воскресшая миру, В пустыню с молитвой вошла За сорок семь лет на блаженства вершину В слезах покаянья взошла.