За Львовом прочно укрепилась слава "самого украинского
из украинских городов". Именно отсюда Украину постоянно учат, как ей быть
на самом деле Украиной, а не "Малороссией". Но вот интересный факт:
сам Львов стал украинским городом относительно недавно и исключительно
благодаря советской власти, которую «патриоты-украинцы» при каждом удобном
случае клянут на чем свет стоит. В перечне этих обвинений важное место занимает
русификация - пришли, мол, " окупанти i русифiкували українське мiсто Львiв".
Например, в 30-х годах во Львове проживало всего лишь
несколько сотен выходцев из России, а к 1989 г. число русских в городе достигло 127
тыс. человек; до 1939 г.
во Львове не было ни одной русской школы, а через 50 лет их насчитывалось 24.
Вот она - русификация "украинского Львова"! А кое-кто даже жалуется,
что "окупанти"
заняли роскошные квартиры в престижных районах города, выселив оттуда...
украинцев.
И приток русского населения, и появление русских школ при
советской власти, все это
было. Но проходил ли этот процесс в ущерб украинцам? Сопровождался ли он
сокращением численности украинцев в городе, понижением их социального и
профессионального статуса? Да и был ли вообще Львов украинским городом до
установления в Галичине советской власти?
27 января 1938
г. на заседании статистической комиссии "Наукового
Товариства iм. Шевченка" во Львове д-р Владимир Огоновский выступил с
докладом на тему "Национальная, социальная и профессиональная структура
населения Львова по переписи населения 9.12.1931 г." Текст этого доклада
был опубликован в 1938 г.
в виде брошюры под названием "Львiв у цифрах". На основе данных,
приведенных в этой брошюре, общая численность населения города по состоянию на
9.12.1931 г. составляла 312.231 человек. По конфессиональному признаку это
население распределялось следующим образом:
греко-католиков 49.747 чел. или 15,9%
православных 1.077 чел. или 0,3%
римо-католиков 157.490 чел. или 50,5%
моисеевых (т.е. иудаистов) 99.595 чел. или 31,9%
прочих 4.322 чел. или 1,4%
Что касается распределения по национальному признаку, то
следует учесть, что национальность тогда, как и прежде во времена Австрии,
определялась по разговорному языку. Состав населения Львова "щодо мови
найближчої" выглядел
так:
украинцев 24.245 чел. или 7,8%
русинов 10.892 чел. или 3,5%
поляков 198.212 чел. или 63,5%
евреев 75.316 чел. или 24,1%
прочих 3.566 чел. или 1,1%
Среди жителей Львова людей, сознательно считавших себя
украинцами, было всего лишь 7,8%, но в подсчетах, проведенных д-ром
В.Огоновским за основу взят конфессиональный признак, и термин
"украинцы" применяется ко всем греко-католикам, составлявшим, как
указано, 15,9% всего населения Львова.
Какова же была тогда социальная и профессиональная структура
населения Львова?
Количество грамотных среди поляков и евреев старше 10 лет
достигало во Львове 92%, среди украинцев - 77%. Среди работающих украинцев 73%
были работниками физического труда, среди поляков - 50%, среди евреев - 32%.
Работников умственного труда среди работающих поляков и евреев было по 20%, в
то время как среди украинцев только 7%.
Поляки во Львове преобладали в администрации (71%), на
транспорте и в связи (76%), в сфере образования и промышленности. Евреи
доминировали в торговле - 62%; поляков в торговле было занято 27%, украинцев
11%. В адвокатуре, нотариате, среди практикующих врачей евреи составляли 71%.
тогда как украинцы по 7%.
Зато 45% всех украинцев было занято в домашней прислуге,
евреев - 4%. Из работающих украинок домашней прислугой работали 64%, из
работающих полек - 25%, евреек - 5%.
Что касается наиболее богатых жителей города, тех, которые
использовали наемную рабочую силу, то они с членами семей составляли 6% всего
населения города, 11% еврейского, 4% польского и 2% украинского населения.
Подводя итоги, докладчик так характеризовал положение
украинцев во Львове (перевод с украинского языка):
"Следовательно, украинцы во Львове - это, в основном,
молодой, свободный (т.е. не состоящий в браке, - автор.), наплывающий, не очень грамотный, преимущественно рабочий
элемент. На 30.000 всех украинцев и украинок, которые зарабатывают во Львове,
есть 9.700 слуг, 2.000 сторожей, 1.400 неквалифицированных рабочих и 9.000
квалифицированных рабочих и ремесленников. Кроме домашней прислуги, украинцы
нигде не имеют относительно большого числа, а что касается 11% в торговле, то там,
на 4.000 украинцев половина сторожа... Об интеллигентных профессиях и говорить
нечего. Еще в промышленности украинские рабочие и ремесленники играют некоторую
роль, но как наемная сила".
Каждый, кто способен объективно проанализировать приведенные
цифры, легко поймет, какое место занимали украинцы во Львове в 30-х годах XX
века. По национальному составу Львов был тогда польско-еврейским городом, а ни
в коей мере не украинским. Украинцы уступали полякам и евреям не только в
численности, но и значительно отставали от них по своему социальному и
профессиональному уровню.
Кстати, о фешенебельных квартирах в престижных районах,
откуда якобы выселили украинцев. Если до 1939 г. там и появлялся украинец, то разве что
в качестве прислуги. Жаловаться на выселение могли бы поляки и евреи, которые
занимали тогда эти квартиры. Но львовских евреев во время немецкой оккупации
истребили гитлеровцы. После войны советская власть вынудила львовских поляков
уехать в Польшу. Так город утратил свой польско-еврейский характер...
По мере строительства в послевоенном Львове промышленных
предприятий, открытия новых учебных заведений, население города росло, причем
большей частью за счет галичан, выходцев из сельской местности, которые,
получая во Львове образование, специальность, пополняли ряды рабочего класса и
интеллигенции. Так именно при советской власти Львов превратился в украинский
город, где украинцы стали численно преобладающей национальностью, а в профессиональном
отношении выделялись не количеством домашней прислуги и сторожей, а заняли
достойное место в индустрии, науке, образовании, медицине и т.д.
Оценка действий советской власти в Галичине не может быть
однозначной. Можно рассматривать это как своеобразный исторический парадокс, но
является фактом, что советский режим, беспощадно боровшийся с украинским
национализмом, практически выполнил те основные задачи, решить которые своими
силами галичанские националисты
были не в состоянии . Он оторвал Галичину от Польши и выселил поляков, создал промышленность и науку,
подготовил для них местные национальные кадры, а затем спокойно сошел со сцены,
преподнеся на прощание националистам подарок в виде "незалежної Української держави" и, в частности, оставив после себя действительно "українське мiсто Львiв".
На башне городской ратуши теперь развевается сине-желтый
флаг, памятники советской эпохи в основном снесены и улицы переименованы,
"російськомовних"
из руководства вычистили, добивают русские школы - успехи налицо! Вот только
промышленность Львова неуклонно скатывается к тому уровню, на котором она
находилась во времена Польши, и тысячи галичан, покидая "українське мiсто Львiв" с его
сине-желтыми флагами и переименованными улицами, вновь осваивают профессию
домашней прислуги в странах Запада. Все-таки в 30-х годах львовскому украинцу
для того, чтобы наняться чернорабочим или прислугой к поляку, не надо было, по
крайней мере, оформлять заграничный паспорт, а сейчас приходится.
Издержки "самостийности"…