Вид:
короткий
повний

Торжество православия

О Кресте и Крестном Знамении



Надо всегда носить крест и не снимать его никогда и нигде до самой смерти. Христианин без креста - это воин без оружия, и враг может легко одолеть его. Надо правильно осенять себя крестным знамением. Крест - хранитель вселенной, красота Церкви, Ангелов слава и демонов - язва. Поэтому каждый христианин должен почитать Крест Христов и перед ним преклоняться.

Вот пример, говорящий о силе Креста и крестного знамения.

Три девушки шли по железнодорожным путям и оказались между двумя встречными поездами. Все трое остались живы. Поезда прошли, и девушки увидели трех бесов. Они ссорились между собой: «Ты что ее под поезд не толкнул, - говорят двое третьему, - такой удобный случай, была бы наша душа». А тот отвечает: «Не мог: на ней крестик, и ничего у меня не вышло. А ты свою почему не погубил. Она же без креста». «Да, на ней креста нет, но когда выходила из дома, она осенила себя крестным знамением, и я тоже ничего не смог сделать». И третьего спросили: «Ну, а ты чего зевал, она же у тебя совсем неверующая». «Так-то оно так, да ее мать перекрестила на дорогу и сказала: «Иди с Богом». Тут я и бессилен. Материнское благословение не имею права нарушать, потому что оно от Бога».

Христианин не должен ни к чему прикасаться: к пище, к одежде, к любому предмету, не осенив его крестным знамением и делать это надо так, чтобы никто ие видел.

В женском монастыре монахиня вышла в сад, сорвала плод, не осенив крестным знамением, стала с жадностью есть его, и в нее вошел бес, и вдруг она закричала так, что пришлось выйти священнику. Увидел его бес, завопил: «И не виноват я, не виноват. Я сидел на плодах, а она стала их есть и не перекрестила, и вот я вошел в нее».

Каждый христианин обязательно несет духовный крест, мы уже говорили о том, что у тех, кого Господь избирает для вечной, блаженной жизни, вся жизнь земная должна сопровождаться болезнями и скорбями. «Путь Божий есть ежедневный крест», - говорит преподобный Исаак Сирин.

Все, что мы делаем ради Бога, сопряжено со скорбями. «Всякое благое дело без скорби не совершается» (преподобный Варсонофий Великий).

Авва Пимен говорит: если сделал доброе дело и после него не было искушений, значит, оно Богом не принято.

Что же требуется, чтобы быть другом Христовым?

1. Любить Господа всей душой, всеми мыслями и всем сердцем.

2. Любить ближнего, как самого себя, то есть жить не для себя, а для других. Через любовь к ближнему мы можем показать любовь к Богу. А это значит: никого не осуждать, никому не досаждать, ни о ком плохое не говорить, но всем творить только добро.

3. Любить Церковь, ходить в храм каждую субботу вечером, в воскресение, и во все праздники, памятуя, что в богослужении участвует вся Небесная и земная Церковь.

4. Быть послушным Церкви, то есть Христу. Строго соблюдать четыре поста, среду и пятницу, читать утренние и вечерние молитвы. Ежедневно читать Евангелие, Псалтирь, при возможности - святые книги. Постоянно читать молитву Иисусову: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешную, также 150 раз в день Богородице Дево, радуйся...

5. Как только появится на душе грех, сразу же исповедаться перед Богом и видимым образом получить разрешение от духовника.

6. Дома в семье, в любом обществе, где мы находимся, служить для всех примером, а не соблазном, во всем себя сдерживать. Не давать проявляться своим страстям и порокам, стараться искоренить их. Господь, видя наше стремление к добру, к святости, поможет нам. Дает нам силы очистить душу и разум.

«Аще спасеши ми - спасуся», - говорит преподобный Ефрем Сирин.

Кто любит Меня, - говорит Господь, - тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14:23).

Наша православная вера досталась нашим отцам не так просто, она омыта кровью мучеников, выжжена каленым железом, за нее страдали миллионы верующих в Бога.

Первые христиане стояли за веру до крови. Вот один пример. Во время гонения все храмы были закрыты, и христианам приходилось совершать богослужение в катакомбах или же в поле. Однажды вышло повеление императора: всех, кто будет захвачен в поле во время богослужения, предать смерти. Военачальник по доброте души сообщил об этом христианам, предупредил их. Утром он с воинами находился возле города, в это время молодая женщина с младенцем на руках вышла из дома и быстро направилась в поле. Военачальник увидел ее и приказал воинам остановить и привести к нему. Женщину привели и военачальник спросил ее, куда она идет. «В поле», - ответила она. «Зачем?». «На богослужение». «А разве ты не слышала, что император приказал всех вас казнить?» «Слышала». «Так зачем ты идешь?» «Хочу пострадать за Христа». «Вот как, ну ладно, ты хочешь пострадать за Христа, а младенца зачем взяла?» «Чтобы и он тоже пострадал. Я не Могу его оставить». Эти слова так тронули военачальника, что он явился к императору и сказал: «Делай со мной что хочешь», - и поведал об этой женщине.

Так страдали за веру и наши предки, а нам она досталась даром. На нас лежит обязанность передать ее нашим детям, а дети другим поколениям, до Второго пришествия Господня.

Церковь непоколебима. Церковь - как богатырь, которого никто не сломит. Сколько врагов нападали на нее, но память их погибла с шумом, а Церковь стоит все так же непоколебима, мужественно, стоит крепко на своем основании, потому что Основатель ее - непобедимый Христос. Церковь будет стоять до скончания века, и если восстанут все силы ада, они не одолеют ее, ибо она столп и утверждение истины.

Наш христианский долг - не только самому спасаться, но позаботиться о душе ближнего. Если этот скромный труд тебе пользу принес, поделись, дай и другому почитать.

Грешно держать под спудом - пусть и другим послужит во спасение.

Новый год: Тайна времени

  • 30.12.11, 22:03
Гарна стаття.

Протопресвитер Александр Шмеман

Под Новый год сильнее, чем когда бы то ни было, ощущаем мы тайну времени. Ощущаем, иными словами, что поток его, в котором мы живем и в котором  все ежеминутно исчезает как «прошлое» и ежеминутно ставит нас лицом к  лицу с неведомым будущим, – поток этот, в сущности, и заключает в себе  главный вопрос, на который каждый призван ответить своей жизнью.

«Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?» –  спрашивает поэт в бессмертной строчке. И действительно, достаточно на  одно мгновение оторваться от поглощающих нас забот, достаточно мысленно на минуту остановить безостановочный, в бездне исчезающий водопад  времени, чтобы вопрос: «Для чего дана жизнь и в чем ее смысл?» поднялся  из глубин подсознания, куда мы обычно прячем его от самих себя, и встал перед нами во всей своей неумолимости.

Меня не было, и вот я есть, меня не будет, тысячи веков прошли до  меня, тысячи – пройдут после… И на поверхности этого необозримо  бесконечного океана я всего лишь мимолетный пузырек, в котором на доли секунды вспыхивает луч жизни, чтобы тут же погаснуть и исчезнуть.

«Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?» И что, по  сравнению с этим единственно честным, горестным вопрошанием, значат все  громогласные теории, которыми пытаются ответить на него нудные теоретики «счастливого будущего»? «Мы наш, мы новый мiр построим, кто был ничем,  тот станет всем»… Самый простодушный и доверчивый, самый недалекий  человек не может не знать, что все это обман. Ибо и тот, про кого говорится, что он «был ничем», и тот, кому обещано, что он «станет  всем», – оба исчезнут с лица земли, из этого безнадежно смертного мiра.

И потому, что бы ни внушали нам жалкие пророки жалкого счастья,  настоящий вопрос, вечно стоящий перед человеком, только один: есть ли  смысл у этой, такой короткой жизни? Что значит, по сравнению с необозримой бездной времени, эта вспышка сознания, эта способность  мыслить, радоваться, страдать – эта удивительная жизнь, которую, сколь  ни была бы она по видимости напрасной и случайной, мы все же ощущаем как дар?

И вот бьют часы в новогоднюю полночь. И пока они бьют, жизнь на  двенадцать коротких секунд останавливается, замирает и вся как бы  сосредоточивается на том, что должно теперь начаться, открыться и  ответить на все тот же мучительный вопрос: что это – еще один шаг к  бессмысленному концу и исчезновению или нежданно-негаданно блеснувшая  молния обновления и нового начала? И в ответ с бесконечной высоты и из  бесконечной глубины приходят слова: Был Свет истинный, Который  просвещает всякого человека, приходящего в мiр. В мiре был, и мiр чрез  Него начал быть, и мiр Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не  приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть  быть чадами Божиими… И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное  благодати и истины; и мы видели славу Его… И от полноты Его все мы  приняли и благодать на благодать… (Ин. 1:9–12, 14, 16).

Это слова евангелиста Иоанна Богослова в самом начале его Евангелия. Они насквозь пронизаны радостью,  уверенностью и любовью человека, увидевшего свет истинной жизни, про  который сказано, что он во тьме светит, и тьма его не объяла (Ин. 1:5). Мы вслушиваемся в них, и та же радость, та же уверенность, та же любовь начинают загораться и в нашей душе. Бессильно время, если над  нами светит этот свет. Не напрасна, не случайна жизнь, она дар свыше, от Бога, про Которого сам же Иоанн Богослов говорит, что в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков (Ин. 1:4). И в каждом человеке, приходящем в мiр, снова загорается, снова  даруется эта жизнь, и на каждого обращена любовь Божия, к каждому  обращено Божие22 повеление: «Живи!» Живи, чтобы любить! Живи, чтобы наполнялась жизнь любовью, светом, мудростью, знанием! Живи, чтобы в  твоей жизни преодолевалась тьма, бессмыслица и в конце концов сама  смерть! Ибо сквозь этот мiр, сквозь эту земную жизнь уже просвечивает вечность. И для того чтобы входила в нас эта вечная жизнь с Богом и в  Боге, дается нам дар жизни в мiре и с мiром.

Да, страдания, сомнения, испытания, горечь разлуки – все это в полной мере стало нашим уделом. И так часто ослабеваем мы в этой борьбе, и  сдаемся, и падаем, и изменяем! И так часто бывает нам страшно и одиноко, и так часто унываем мы, видя, как торжествуют в мiре зло и ненависть!

Но Тот, Кто наделил нас этой жизнью, одарил нас свободой, научил  распознавать добро и зло, Он же дал высший из всех даров – любовь. Он же сказал и продолжает говорить сегодня: В мiре будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мiр (Ин. 16:33). И в нем, в мiре этом, можем и мы побеждать, в нем и наша жизнь может светиться тем светом, что вспыхнул однажды и навеки засиял, –  светом, которого тьме не объять.

Бьют часы… Пусть приходит к нам это таинственное будущее, ибо, что бы ни несло оно с собою, мы знаем, мы верим, что Бог с нами, что Христос  не оставил нас сиротами, что верен Обещавший (Евр. 10:23). Вот удивительные слова Владимира Соловьева:

Смерть и Время царят на земле, Ты владыками их не зови, Все, кружась, исчезает во мгле, Неподвижно лишь солнце любви.

Да, в этом наше призвание, наша свобода детей Божиих: не звать  «владыками» тех, чье владычество разрушено, не закрывать себе доступ к  Солнцу любви, веры и надежды.

Скоро кончится праздник, и начнутся будни, труд, усталость, уныние.  Но не дадим будням овладеть нашей душой! Как солнечный свет проникает и  через закрытые ставни, так пусть свет Христов таинственным праздником  присутствует и в буднях, делая всю нашу жизнь восхождением, причастием  Богу – трудным, но и радостным путем в жизнь вечную. Ибо апостол Иоанн  говорит: Так возлюбил Бог мiр, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16).

С Новым годом!

Почему мы не святые?

  • 27.12.11, 09:24

Почему верующие не живут свято? Хочется, чтобы жизнь православных была несомненным примером и идеалом для окружающих — а часто бывает совсем наоборот. Почему так происходит, как разбудить свою совесть, можно ли разбудить совесть окружающих — об этом рассказывает священник Сергий Круглов.

Многие — и критики Церкви, и сами люди церковные – сетуют на то, что христиане не живут свято, далеки от того идеала, который сами же и задают, призывают равняться на него людей внешних и нецерковных, и очень часто людей внешних и нецерковных под этот идеал даже «стригут», как на Прокрустовом ложе, а сами таковыми не являются.

Про это сказано и написано очень много. Мне бы хотелось вспомнить  одну простую вещь, про которую часто забывают, хотя все ее знают: о том, что святость и праведность — это не совсем одно и то же.

Так, конечно, любят отговариваться все грешники. Когда их обличают в грехах, они сразу начинают увиливать и говорить: «А вот мы не  праведники, а святые!» — изначальная презумпция святости.

Священник Сергий Круглов

И действительно, святые — это взятые в удел, отделенные от мира. Если мы видим перед собой человека, который уже по своему статусу является  христианином, отделенным от всего мира, взятым Богом в удел, и не соответствует идеалу святости, то такого человека надо пожалеть вдвойне, потому что святым всегда быть тяжелее, чем несвятым. Быть взятым в удел от мира – это всегда какое-то дополнительное страдание, какой-то пресс. Это тяжело, попросту говоря.

Почему люди, христиане, этому не соответствуют? Многим из христиан  кажется, что были какие-то лучшие времена, какой-то золотой век, в  котором святости было больше, люди были крепче, небо было выше, трава была зеленее. Так это или нет, на самом деле, никто не знает. Было это  так или нет? Были ли когда-то времена более крепкой веры?

Известно только одно: что Церковь, как и человек, тоже имеет свой  возраст. Ведь Церковь — тело, Тело Христово, то есть человеческое. У  него было время юности, время зрелости. В юности любовь была крепкой, было горение духа. Потом произошли в жизни всякие события, и не только  тело Церкви, но и само человечество постарело, износилось…

А любовь никуда не делась, она осталась, просто на нее слишком много наложилось за всю прошедшую жизнь человека.

А святость определяется как раз этой любовью, горением духа ко Христу.

Это было время, когда создавались всенощные, и всенощные эти были не  просто двухчасовым стоянием в храме, а всю ночь. Люди были готовы день и ночь пребывать вместе, потому что они любили Христа, они слушали о Нем, они говорили о Нем, они преломляли хлеб, освящали вино, совершали Евхаристию.

Так же парень днем и ночью стоит  возле дома девушки, смотрит в окно, пишет смс-ки. Проходит время. Может быть, все закончилось хорошо, и они поженились. Или все завершилось не очень хорошо — они расстались. Если  они поженились, все входит в свое русло, он перестает торчать под окнами, забывает день свадьбы. Если они расстались, то все закончится  хорошо уже с другой девушкой, и он забудет день свадьбы с нею… зато появится что-то другое.

Поэтому не живущих свято христиан жалко.

Все идет так, как оно идет. Никто из нас не достоин похвалы, все  достойны только жалости. И особенно святые — взятые Богом в удел.

Очень часто спрашивают: «Как пробудить свою совесть? Что с этим охлаждением делать?»

Я думаю так: если человек уже задался вопросом, как пробудить свою  совесть, то уже две трети пути пройдено. Совесть уже пробудилась. Все  остальное доделает Господь, и личные усилия человека. Потому что, если человек задает вопрос, как пробудить совесть, он обязательно найдет  способ к ее пробуждению.

photosight.ru. Фото: Михаил Трахтенберг

Он будет мучиться, переживать, понимать, что раз что-то внутри болит — пусть не совесть (она спит, ее нет, я бессовестный), а душа — значит,  там что-то живое. Вот из этого живого и вырастет совесть, даже если ее нет.

Если человек задался таким вопросом о себе, это замечательно. А вот  когда человек задается таким вопросом о других: «Что делать, чтобы  пробудить совесть в моих детях, в моем муже?» — тут я не знаю, что делать. Можно поймать ближнего своего, сделать ему лоботомию, чтобы он  стал послушным.

Приходит женщина, говорит: «Батюшка, как мне мужа в храм привести?»  Как-как?.. Палкой по голове дать, как отвернется, а пока валяется в  отключке, связать и привезти в багажнике. Такая православная  «расчлененка».

Как ты его приведешь? Не знаю. Человек — это самая великая загадка. Тот самый камень, который Господь создал и поднять не может, о который  Он спотыкается все время.

И точно таким же камнем наш ближний является не только для Бога, но и для нас. Что с ним делать? Любить. Любовью чего-то можно добиться. А  всем остальным — неизвестно.

С любовью другое. Пробудить чью-то совесть любовью можно, но  неизвестно, когда это произойдет; неизвестно, останешься ли ты сам живой в процессе этого любления; далеко не факт, что ты получишь в результате не то что вознаграждение или благодарность, а хотя бы передышку на пять минут в процессе этого труда над ближним. То есть любовь — это дело  нудное, рискованнное, опасное.

А других способов пробудить в ближнем своем совесть я не знаю.

http://www.pravmir.ru/video-pochemu-my-ne-svyatye/

Крупицы духовной мудрости

Смертный грех — неверие: он отвергает единственное средство к спасению — веру во Христа.
Смертный грех — отречение от Христа: он лишает отрекающегося живой веры во Христа, являемой и содержимой исповеданием уст.
Смертный грех — ересь: она содержит в себе богохульство, и делает зараженного ею чуждым истинной веры во Христа.
Смертный грех — отчаяние: он — отвержение деятельной, живой веры во Христа.
Исцеление от всех этих смертных грехов: святая, истинная, живая вера во Христа.

Святитель Игнатий Брянчанинов

**************************

'Вера моя – единственное серьезное дело жизни моей. Воистину, все остальное – комедия чувств'. Святитель Николай Сербский (Велимирович)


*****************************

А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. (Апостол Павел)



Истинная радость

- Апостол Павел говорит, что плод духовный есть любовь, радость. Это значит, что радость - это свидетельство правильной жизни?

- Да, ибо есть радость мирская и есть Божественная. От чего-либо нечистого, недуховного в душе не бывает истинной радости и умиротворения. Радость, которую ощущает человек духовный, совсем не такая, к которой сейчас многие стремятся. Не надо смешивать разные понятия. Радовались ли святые так, как мы сегодня хотим радоваться? Божия Матерь имела ли такую радость? Смеялся ли Христос? Кого из святых в земной жизни миновали скорби? Кто из святых имел такую радость, которой ищут многие современные христиане, которые и слышать не хотят ничего неприятного, чтобы не огорчиться, не лишиться покоя? Если я бегу от тревог, чтобы быть радостным, чтобы не нарушать своей безмятежности, чтобы пребывать в расслаблении, значит, я безразличен! Одно дело духовная кротость, совсем другое - мягкотелость от равнодушия. Иногда приходится слышать: "Я христианин, и мне нужно быть умиротворенным и радостным". Но это не христианство. Это безразличие, это мирская радость. В человеке духовном нет места такой мирской безмятежности. Его душа - открытая рана. Она болит за людей, за то, что творится вокруг. И за эту скорбь Господь дает ему утешение свыше. Он ощущает боль, но получает и Божественное утешение, потому что Господь низводит с небес в его душу благословения, и он ликует от Божественной любви. Вот какова подлинная, духовная радость - неизъяснимая и переливающаяся из сердца.

Истинную, чистую радость можно обрести только близ Христа. Сочетавшись с Ним через молитву, ты ощутишь свою душу полной до краев. Мирские люди ищут радости в удовольствиях. Некоторые духовные люди ищут радости в богословских спорах, духовных беседах и т.п. Но когда разговоры заканчиваются, они остаются с душевной пустотой и не знают, чем им еще заняться. Каким бы ни было такое времяпрепровождение - греховным или нейтральным, - результат один и тот же.

Тот, кто потакает своим мирским душевным склонностям, - не имеет душевной радости, его преследует тревога. А духовные люди чувствуют беспокойство от мирской радости, неподлинной и непостоянной. Мирские радости не напитывают душу, а засоряют ее. Познав радость духовную, мы не пожелаем радости плотской. Мирская радость не добавляет сил духовному человеку, а отнимает их. Современные люди не думают о вечной жизни. Самолюбие помогает им заглушить память о том, что они всего лишатся. Они не поняли глубочайшего смысла жизни и познали высших, небесных радостей. Душа таких людей не рвется восторженно к чему-то возвышенному.

Перепечатано из книги: Алфавит духовный старца Паисия Святогорца. Избранные советы и наставления. - М.: "Ковчег", 2009.

Радуйтесь!!!


Заповеди жизни. Очень душеполезно.

Молитва это не «запасное колесо», которое ты вытаскиваешь, когда у тебя неприятности, но это «штурвал», который направляет тебя сквозь них по правильному пути.

Почему переднее ветровое стекло машины такое большое, а зеркало заднего вида такое маленькое? Это потому, что наше прошлое не так важно, как наше будущее. Стало быть, смотри вперёд и не останавливайся.

Дружба подобна книге. Сжечь можно за секунды, но написать её займёт годы.

В этом мире все непостоянно. Если всё идёт хорошо радуйся, ибо это не продлится вечно. Если всё идёт плохо, не беспокойся, это тоже долго не протянется.

Старые друзья золото! Новые друзья бриллиант! Если нашёл бриллиант, не забывай золото! Ибо, чтобы удержать бриллиант, тебе понадобится основа из золота!

Часто, когда мы теряем надежду и думаем, что это конец, Бог улыбается свыше и говорит: «Это просто поворот, а не конец!»

Когда Бог разрешает твои проблемы, ты веришь в Его способности; когда Бог не разрешает твои проблемы, Он верит в твои способности.

Слепой спросил святого Антония: «Может ли быть что-нибудь хуже, чем потеря зрения?" Святой ответил: «Да! Потеря духовного зрения».

Когда ты молишься за других, Бог слушает тебя и благословляет их; и иногда, когда ты здоров и счастлив, помни, что кто-то помолился за тебя.

Беспокойство не устраняет завтрашние проблемы, оно забирает сегодняшний покой.



ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ОБРЕСТИ РАДОСТЬ?

— Что делать, Геронда, чтобы обрести радость в жизни?
— Читай Священное Писание, ходи в церковь: надо, чтобы у тебя был духовник, причащайся. Одним словом, будь хорошей христианкой. Тогда ты найдешь ту радость, которую ищешь. Ты видишь, мне сейчас больно, но я счастлив. Так и ты, когда немного приблизишься ко Христу, тогда и обретешь радость в жизни.

ОТКРОЙ ДВЕРИ, ЧТОБЫ ВПУСТИТЬ СВЕТ

«Не старайся изгнать из себя то зло, которое в тебе есть. Лучше открывай двери, чтобы впустить свет. А свет — это Христос. Тогда все то темное, что живет в тебе, уйдет само.
Представь, что ты, находясь в темной комнате, начнешь махать руками, пытаясь разогнать мрак. Но так его не прогонишь. Открой окно, чтобы в комнату проник свет, и тогда тьма уйдет сама. Только свет может изгнать тьму. Внимательно читай Священное Писание, жития святых, творения Святых Отцов, это и есть свет, прогоняющий мрак».

Старец Порфирий Кавсокаливит