Вид:
короткий
повний

Торжество православия

О втором дне творения мира.

О втором дне творения мира
Мир, который мы видим вокруг, начался с того, что Бог сотворил небо и землю. По слову Божию появился свет, необходимый для жизни. Бог отделил свет от тьмы, и назвал свет днем, а тьму — ночью.



День и ночь стали сменять друг друга. Так появилось время. Времени ведь тоже не было, покуда Бог не сотворил его.

Все эти события произошли в один день — в первый день мира.

Но мир еще не был устроен до конца. Бог продолжал творить его.

Конечно, Он мог бы сотворить мир в один день и в этот же день сделать его прекрасным и совершенным.

Но Бог подарил миру не только красоту, а еще и свободу. Он словно посеял семечко, из которого вырастает большое дерево, и, как добрый садовник, стал заботиться о растении: иногда — поливать, иногда — укрывать от холода.

Дерево растет долго — и Бог сотворил мир не вдруг и не сразу. Бог дал законы для неба и земли, чтобы они могли жить, и развиваться, и становиться еще прекраснее.

Во второй день Бог повелел:

— Да будет твердь.

Твердь — это славянское слово. Оно означает "основание".

Все, что мы видим вокруг, составлено из маленьких частичек. Еще древние греческие ученые назвали эти частички — "атомы". Из одних и тех же атомов составлен камень и тело человека, но разница между ними огромная.

Атомы каждый раз складываются по-разному, и поэтому получается каждый раз разное. А твердь — это основание или закон, по которому атомы соединяются друг с другом и получается все, что мы видим вокруг.

Во второй день мира появилась вода. Она нужна для жизни ничуть не меньше, чем свет. Книга Бытия говорит:

— Твердь разделила воду.

В мире очень много воды. Она всюду, где только есть жизнь. Вода — это моря, реки, источники. И даже в воздухе есть вода: в виде тумана или пара. Вода по слову Божию наполнила мир подобно тому, как в первый день свет.

Но у слова "твердь" есть еще одно значение: "пространство". Мы точно знаем: где верх и где низ, и какие предметы большие, а какие — маленькие. В первый день мира мы бы этого понять не смогли, потому что пространства не было. Бог сотворил его во второй день.

Он устроил космос — небесную твердь со многими звездами и планетами, которые двигаются в ней. И если мы присмотримся, то увидим, что движение звезд и планет разумно и прекрасно устроено.

Оно говорит нам о Боге, Сотворившем мир.

Подготовил священник Александр Мурылев

Рисунок Андрея Боровского

6 февраля - Вселенская родительская (мясопустная) суббота.

6 февраля — вселенская родительская (мясопустная) суббота.

Кладбище — таинственное место. Тут лежат безвозвратно отшедшие: у кого родители, у кого дети, у кого муж или жена — словом, дорогие для сердца близкие люди. Здесь — сокровища сердца. По слову евангельскому, идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше[1]. На кладбищах всюду можно увидеть плачущих, каждый стоит над могилкой и изливает в слезах душу. Так люди оплакивают самое для них дорогое.



Можно сказать, что сокрытый в могиле прах дороже всех сокровищ! Что значат золото, серебро, блестящие каменья? Все это — бездушная земля. А прах, лежащий в могиле, — чудный, таинственный, священный! Для этого праха — мир сотворен, для этого праха Сын Божий страдал, умер и воскрес! Для этого праха приготовлен рай небесный, устроено Царство Божие! Этот прах был живым существом, носил в себе образ Божий, прославлял Бога и поклонялся Ему. Этот прах был омыт крестильной водой, запечатлен печатью мира Духа Святаго, напитан был Божественным Телом и напоен животворящей Кровью. Этот прах в самой смерти бессмертен, потому что он таинственно соединен с Богом.

Кончится мир, потускнеет блеск земных сокровищ, померкнет солнце, а прах этот воскреснет и явится новым человеком, духовным, нетленным, чистым, как ангел, светлым, как солнце, и будет жить вечно! И снова будет славословить Бога. Вот почему Святая Церковь так торжественно, со свечами и песнопениями, погребает в недра земли эту персть — труп человеческий... Погребальным торжеством Святая Церковь показывает нам, что покойник — не простая земля, а сокровище будущего века, драгоценность для славного Царства Божия.



Дорогие братья и сестры! Сколько слез проливается по покойникам неразумно. Вот и вспомним здесь слова апостола: Не хощу же вас, братие, не ведети о умерших, да не скорбите, якоже и прочии не имущии упования[2]. Христианская скорбь изливается в молитвах. Будем плакать в молитвах о прощении грехов усопших, и такой плач будет разумный и спасительный. Капли слез, изливаемые нами пред Богом в молитве веры и любви, помогут нашим умершим родным и близким вселиться в райские светлые обители Царства Небесного. Аминь.

1970 г.

По книге: Старец протоиерей Тихон Пелих. Жизнеописание. Проповеди. Дневники. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2009.

[1] Мф. 6, 21.

[2] 1 Фес. 4, 13.



Еще по теме:

* Архимандрит Рафаил (Карелин). Пусть живые будут милостивы к мертвым.

 

Из сообщества "Мир православия"

6 февраля - день памяти блаженной Ксении Петербургской.

6 февраля (24 января) — память блаженной Ксении Петербургской



Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия между 1719 и 1730 годами от благочестивых и благородных родителей; отца ее звали Григорием, а имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Но недолго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути — ангел смерти разлучил их: Андрей Феодорович скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовою на 26-м году ее жизни.

Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению Григорьевну, так повлиял на молодую вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей лишившейся рассудка... Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые, и особенно после того, как Ксения раздала решительно все свое имущество бедным, а дом подарила своей хорошей знакомой, Параскеве Антоновой. Родные Ксении подали даже прошение начальству умершего Андрея Феодоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Начальство умершего Петрова вызвало Ксению к себе, но из разговоров с ней вполне убедилось, что Ксения совершенно здорова, а потому имеет право распорядиться своим имуществом как ей угодно.

Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в косном мужа, то есть, надевши на себя его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и уже потом никогда не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем.

Какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большею частью она целый день бродила по Петербургской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви святого апостола Матфия, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имевшей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие давали нередко злым людям и особенно уличным мальчишкам повод и смелость глумиться над блаженной. Блаженная же все эти поношения сносила безропотно. Лишь однажды, когда Ксения уже стала почитаться за угодницу Божию, жители Петербургской стороны видели ее в сильном гневе. Издевательства мальчишек в тот раз превысили всякое человеческое терпение: они ругались, бросали в нее камнями и грязью. С тех пор местные жители положили предел ее уличному преследованию.



Мало-помалу к странностям блаженной привыкли. Ей стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять свои лохмотья и всю свою жизнь проходила в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот — в зеленой кофточке и красной юбке. Очевидно, это были цвета военного обмундирования ее мужа. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей "царя на коне" (копейки с изображением всадника) и тотчас же отдавала этого "царя на коне" таким же беднякам, как сама она.

Бродя целыми днями по грязным, немощеным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой местопребывание блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и чем она занимается. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.

В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище стали замечать, что ночью, во время их отсутствия с постройки, кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича. Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берется кирпич на верху строящейся церкви. Наконец решили разузнать, кто мог быть этот даровой неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что этим неутомимым работником была раба Божия блаженная Ксения.

За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу. Раба Божия Ксения сподобилась дара прозрения сердец и будущего. Она предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны и юного императора Иоанна Антоновича; купчихе Крапивиной предсказала кончину прикровенно, говоря: "Зелена крапива, но скоро увянет", а одной бедной девице — замужество.

Однажды она сказала своей старой знакомой Параскеве Антоновой, той самой, которой подарила дом, чтобы та немедленно шла на Смоленское кладбище: "Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал!"



Параскева в недоумении пошла в сторону кладбища и вдруг увидела толпу народа. Оказалось, что экипаж задавил беременную женщину, которая успела перед кончиной разрешиться от бремени мальчиком. Параскева взяла его себе, и так как не могла нигде отыскать отца младенца, усыновила его. Воспитанный ею приемный сын почитал ее как мать и в старости берег покой Параскевы, которая благодарила блаженную за великую радость.

Уча людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тех лиц, кого она навещала. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. И торговцы, и извозчики — все старались ей чем-нибудь услужить; особенное благополучие посещало тех, кому сама блаженная Ксения давала что-либо.

Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет, но пришел конец и ее земному странствованию. Около 1803 года, на 71-м году она почила сном праведницы. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище. И много знамений милости Божией начало совершаться у ее гроба. По молитвам блаженной Ксении Господь спас одну девицу от ужасного брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника. По совершении панихиды над ее могилкой страждущие получали исцеления, в семьях водворялся нарушенный мир, и нуждающиеся получали хорошие места. На могиле ее (на Смоленском кладбище) была со временем воздвигнута каменная часовня, которая и по сей день служит одной из святынь Петербурга, привлекающей многочисленных богомольцев.

После многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, была причислена к лику святых в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

По материалам книги мон. Таисии "Жития русских святых"

и сайта Православный календарь

Молитва о семейном благополучии блаженной Ксении Петербургской.

О семейном благополучии (блаженной Ксении Петербургской)день памяти 6 февраля.

Молитва.
О святая всеблаженная мати Ксение! Под кровом Всевышняго жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерию, глад и жажду, хлад и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получила еси и под сению Всемогущаго покоишися: Святая Церковь, яко благоуханный цвет, прослави тя: предстояще на месте твоего погребения, пред образом твоим святым, яко живой ти, сущей с нами, молимся ти: приими прошения наша и принеси я ко престолу милосерднаго Отца Небеснаго, яко дерзновение к Нему имущая, испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания наша щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление, предстани святыми твоими молитвами пред всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных, помози, святая блаженная мати Ксения, младенцы светом Святаго Крещения озарити и печатию дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие низпосли, монашествующих подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости Духа Святаго утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Тайн умоли: ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение возсылаем и с тобою славим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно,и во веки веков. Аминь.


Ксения Петербургская

Кто твой ближний? Христианская притча.

Ближний
Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
По случаю, один священник шёл той же дорогой и, увидев его, прошёл мимо.
Так же и другой, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо.
Самаритянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился. И, перевязав ему раны, возливая масло и вино, и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: "Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе".
Так кто из этих троих, думаешь ты, был ближним попавшемуся разбойникам?

О первом дне мира."Мир православия".

О первом дне мира
Библия по-гречески значит "книги". Библия рассказывает о встречах человека с Богом. А чтобы рассказать о каждой такой встрече нужна целая книга.



Первая книга Библии называется Бытие. Ее написал Пророк Моисей. Хотя правильнее сказать — записал. Он не сочинил эту книгу, а записал то, что открыл ему Бог.

В Книге Бытия говорится о том, как начинался мир, который вокруг нас.

Нам очень трудно представить, что когда-то не было целого мира. Земля нам видится огромной, а небо — бесконечным. И кажется, будто они были всегда.

Но если присмотреться, то можно увидеть, что и земля, и небо постоянно меняются. Мы сегодня почти не узнаем местности, которую художник изобразил на картине двести лет назад. А если путешествовать по карте столетней давности, то вряд ли мы сумеем отыскать дорогу. Ученые говорят, что исчезают и заново появляются даже звезды на небе. Только это трудно заметить. Звезды ведь далеко, и их свет летит к нам миллионы лет…

Мир все-таки меняется. А значит, у него непременно было когда-то начало и обязательно будет конец.

Книга Бытия рассказывает о начале:

— В начале сотворил Бог небо и землю.

Человеку, чтобы построить, например, дом, нужны всякие материалы: кирпичи или бревна. А Богу не нужны никакие материалы. Он создал мир, которого не было прежде.

Бог творил не потому, что нуждался в этом мире. Просто у Него столько любви, что она переполняет даже и Самого Бесконечного Бога. И от избытка любви Он сотворил небо и землю.

Земля была пустынной, когда Бог сотворил ее. Мир вообще был не такой, как теперь. Он был очень несовершенный и беспорядочный. Ему еще предстояло сделаться тем миром, который мы видим теперь.

Бог не оставил мир несовершенным и незавершенным.

— Дух Божий носился над водою, — говорит Книга Бытия.

Бог словно дышал на мир. И от Его Дыхания облака пыли превращались в планеты, а планеты и звезды тянулись друг к другу и складывались в созвездия и галактики.

Планеты и звезды мы видим в небе над нашими головами. Однако Бог сотворил не только видимое небо. Он создал и невидимый мир, населенный живыми существами — Ангелами.

Ангелы — это посланники Божии. Они иногда являются человеку в облике человека с крыльями. Но это — только облик, принимаемый Ангелами, чтобы их увидели люди.

А на самом деле — Ангелы невидимые, и у них нет тела. Ангелы служители Божией воли. Они даны от Бога всем людям. Видеть Ангелов приходится не каждому. Но любой человек ощущает их присутствие.

Когда во время трудных обстоятельств или тяжелых размышлений вдруг приходит ясная мысль или светлое чувство — значит Ангел Божий посетил человека и утешил его.

Небо и землю Бог сотворил за один день. Конечно, это не такой день, как у нас. Сначала ведь не было ни дня, ни ночи. Не было даже времени. Бог выше времени — Он вечен. А в мире еще не было света.

Свет появился по Слову Божию:

— Да будет свет.

И тогда стал свет. Свет необходим для жизни, и он словно напоил собою всю вселенную. Мир получил от Бога драгоценный подарок. Свет, который есть в мире от Бога, Который и Сам — Свет.

Бог увидел, что свет хорош, и отделил его от тьмы. Он Сам назвал свет днем, а тьму — ночью.

Это был один день — самый первый день мира.

Подготовил священник Александр Мурылев

Рисунок Андрея Боровского

Где это написано? Уступить место женщине."Мир православия".

Где это написано?



Однажды я ехала в автобусе, который останавливался возле какого-то спортивного сооружения – возле стадиона, возможно, или возле детской спортшколы. В салон влетела возбужденная команда юных футболистов. За ними вошел тренер – лет, наверное, тридцати. Свободных мест в автобусе было довольно – все уселись. А на следующей остановке вошла женщина старше среднего возраста с неким количеством сумок в руках. Ей сесть было уже некуда. Она встала как раз возле футболистов, обсуждавших, как вы догадываетесь, выигранный матч. Разумеется, никто из них не обратил на нее внимания. В наше время удивляться этому не приходится. Но я имела неосторожность вмешаться и предложить мальчикам уступить этой пассажирке место. Один из мальчиков тут же встал и уступил. Остальные потеснились, чтобы он тоже мог сесть. В общем, все нормально. Только…

Вмешался тренер. Человек, судя по всему, достаточно искренний и любящий своих пацанов, он считал своим долгом в возникшей ситуации защитить их права.

– Так, нечего к детям приставать! Они без вас разберутся, кому уступать, а кому нет. Они едут, между прочим, с соревнований. Они устали. И имеют полное право сидеть. Почему, интересно, они должны всем уступать?

Женщина, которой мальчик уступил место, испуганно озиралась и не знала, встать ей или продолжать сидеть. Она явно чувствовала себя виноватой. Салон, включая меня, смущенно молчал (я, надо сказать, долго не могла преодолеть нерешительности в подобных ситуациях). И тут раздался голос некоей бабушки:

– Молодой человек, вы не правы! Мужчина не должен сидеть в присутствии женщины!

– Где это написано?! – спросил тренер, входя в раж спора, – где, покажите мне!



Это был эпизод №1.А вот эпизод №2.

Много лет назад журналистская дорожка свела меня с человеком, который стал жертвой нападения преступников – юных идиотов, которые решили отобрать у него портфель. Им навязчиво казалось, что в портфеле деньги. На самом деле денег в портфеле не было совсем.

В результате нападения потерпевший получил тяжелейшую черепно-мозговую травму – врачи с трудом вытянули его с того света. А когда вытянули, увидели, что у пациента – глубокая амнезия.

Научный работник, кандидат наук, при том самодеятельный музыкант, мастер на все руки, отец семейства – он не помнил теперь собственного имени. Вообще не помнил слов – не мог назвать самые простые обиходные предметы. Не знал ни букв, ни цифр. Не узнавал дочерей и внучку…

Как он выбирался из этого состояния, какой подвиг любви и терпения совершили близкие, дабы ему помочь – это отдельная тема. Я сейчас о другом.

Я стояла рядом с этим человеком возле дверей районного суда – поскольку тех юных разбойников все же поймали и судили. Я могла убедиться, что потерпевший действительно не помнит ничего и практически не может общаться – показания в суде за него предстояло давать супруге.

Но, когда мы пошли к дверям – «человек ниоткуда» учтиво пропустил меня вперед. Это он помнил. Его жена заметила мое изумление и сказала:

– Он и в автобусе сегодня место женщине уступил. Он ведь только вспомнить ничего не может пока, а так – каким был, таким и остался.

Так где же это написано все-таки?



Марина Бирюкова