Живи в реальности
- 04.07.18, 16:02
- Торжество православия
Сегодня большинство людей называют «реальным миром» то, что всё больше носит черты иллюзии реальности.
…Монах живёт в монастыре.
Он встаёт ранним утром и начинает свой день с молитвы.
Он сосредотачивает свой ум в сердце и погружается в чувство присутствия Господа.
Затем он ест и направляется к трудам, которые были ему поручены. И так он проживает свой день: он работает и он молится…
Однажды мне задали вопрос: «Что он (этот монах) знает о реальном мире?».
То есть, несмотря на то, что монах ходит по земле, дышит с нами одним воздухом, спит, ест, работает и т.д. – мирским людям нередко кажется, что монах живёт в каком-то «своём» мире и этот его мир не имеет ничего общего с миром реальным.
Мужчина, который задал мне этот вопрос, живёт в городе.
Он встаёт утром, включает телевизор, наспех завтракает, садится в машину.
По дороге на работу он слушает новости по радио, делает пару звонков по мобильному. Он добирается до офиса, где каждый миг будет делать что-то, что он считает работой.
Параллельно с работой он будет проверять почту, просматривать «Фейсбук», кому-то отвечать, что-то «постить».
За ланчем он вступает в спор с кем-то, кто не согласен с его взглядами относительно существующего мироустройства, а потом, раздражённый и сбитый с толку, он возвращается к той же рутинной работе.
После работы он «на пару минут» заходит в бар, чтобы выпить традиционный бокальчик пива, но встречает там приятеля, с которым не виделся пару лет, возвращается домой позже обычного и прямиком направляется в кровать…
И вот возникает вопрос: кто из этих двух людей живёт в реальном мире?
Жизнь человека в современном мегаполисе, на первый взгляд, действительно кажется настоящей, переполненной событиями и впечатлениями. Но на протяжении всего дня человек практически отчуждён от того, что его окружает.
Он не заметит, что дышит – пока не запыхается.
Он мгновенно глотает еду, не отрываясь от экрана монитора, совершенно не чувствуя вкус.
Даже сигарета, которую он курит, и пиво, которое он пьёт – скорее действие привычки, нежели желание побаловать свои вкусовые рецепторы.
И если бы этот мужчина отстранился от подобного хода дел, его друзья посмеялись бы над ним и могли бы пошутить: «Ты что, в монахи записался?»…
Живя в современном мире, мы погружаемся во всё большую отвлечённость.
Общение между людьми, знакомства, обмен опытом всё чаще происходит посредством социальных сетей.
Скорость передачи и получения информации сблизили страны и континенты, уменьшили размер планеты до размера теннисного шарика.
Люди сами создают собственную реальность, к которой очень быстро прирастают всем сердцем и вне которой себя уже не мыслят.
Если практически любого современного человека внезапно отрезать от всех его медиа ресурсов – он почувствует себя в изоляции, брошенным и одиноким.
Вот и получается, что для монаха, живущего вне глобальной информационной сети, реальный мир – тот, который его окружает во всей своей первозданности.
Для нынешнего представителя информационного общества, реальность – это мир, созданный социальными сетями и телевидением. Такой человек смотрит на мир сквозь призму нарезанных кадров, предложенных новостной лентой.
Духовное формирование в условиях такой «реальности» лишает человека внутреннего стержня, делая его инфантильным и аморфным.
Обратите внимание: мы постоянно раздражаемся из-за вещей, на которые никак не можем влиять, и которые несказанно далеки от нашей жизни.
Подавляющее большинство наших поступков мотивированы не требованием сердца, а являются следствием манипуляций, которые (и в этом заключается самая большая проблема!) нами не распознаются, как манипуляции…
Ценности христианской жизни выступают противовесом такому порядку.
Естественно, что наши попытки, направленные на стяжание добродетелей, как правило, сопровождаются фрустрацией (несоответствие желаний возможностям).
И это неудивительно.
Ни одна живая душа, чьи привычки сформировались в искусственном мире современности, не в состоянии внезапно, по щелчку пальца, начать практиковать сердечную молитву.
Почему?
Потому что молитва рождается и творится лишь в безмолвии души. А душа наша привыкла к информационному шуму, она натренирована пассивно следовать за гомонящими и пёстрыми потоками СМИ. Но поскольку в безмолвии души нет новостных потоков, душа мгновенно ощущает себя опустошённой и одинокой, она стремится «наружу» – к новостям, к впечатлениям, к привычному шуму.
В этом кроется одна из основных причин нашего нежелания молиться: боязнь тишины, отсутствие навыка жить в состоянии внутренней тишины и умиротворённости.
Монах живёт так, чтобы быть внимательным к реальности: видеть и слышать, пробовать на вкус и прикасаться к тому, что является настоящим и доступным.
Это не так уж отличается от того, какой была жизнь большинства людей 100-200 лет назад – до возникновения массовой культуры.
Наши предки хорошо понимали, что подлинная евхаристическая жизнь невозможна без мира души, который не созидается в условиях искусственной реальности.
Бог даёт нам Себя, Свою созидающую силу (благодать) определённым и особенным способом.
Бог – есть Жизнь (Ин. 14:6).
Он – Высшая Реальность, Которой чужды любые суррогаты жизни, любые иллюзорные конструкты. Именно поэтому жизнь в благодати чужда жизни в абстракции.
Разумеется, каждый выбирает свой путь и, в соответствии с ним, – свою судьбу.
Кто-то выбирает Бога, свободу и Вечность, кто-то – социальные сети, масскульт, рабство комфорту и прочему ассортименту цивилизации гедонизма.
Но этот выбор – вовсе не вопрос выбора форм досуга. Слишком уж велика ставка в этом выборе.
Речь идёт о выборе между жизнью подлинной и реальной, и жизнью искусственной и иллюзорной.
Подготовил священник Александр Каневский
Коментарі
Nech sa paci
216.07.18, 11:11Відповідь на 20 від Хармс
Тут — не служба, а скоріше проповідь, метою якої є донести інформацію та певний настрій. Інформацію — в першу чергу. Тому старогрецька тут не підійде.
Nech sa paci
226.07.18, 11:15Відповідь на 20 від Хармс
Чи Вас влаштує проповідь у такому приблизно вигляді (див. нижче)?
Браття та сестри мої, дуже благаю вас — не робіть лихого іншим людям. Стародуміс евріхімо епіконтікус кальтигра (Томос 2:16/14).
Тут скоріше запідозрять, що проповідник — якийсь п’ятидесятник.
gred
236.07.18, 11:56Відповідь на 17 від Demiurgos
"Каменный мешок для разума".
Вы просто не понимаете общей основы - КОМУ ВЕРИТЬ?
Дело в том, что этот мир глубоко догматичен. В нем не подвергается сомнению - либерализм, демократия, необходимость конкурировать, стремление жить лучше других, носить брендовые вещи и многое другое. Это догматы которые не подвергаются сомнению, соответственно многие люди верят другим людям - тем, кто стоит за этими догматами.
Мы -же верим Иисусу Христу, мусульмане Магомету, буддисты Будде, кришнаиты - темно-синему богу Кришне (вы кстати видели его предыдущие воплощения?). Нецивилизованные язычники верят духам, цивилизованные язычники верят интернету и своим "волхвам" которые черпают свою "мудрость" из интернета и современных книжек, которые сами-же и пишут, а потом происходит взаимообмен "неземной мудрости".
Хармс
246.07.18, 12:03Відповідь на 21 від Nech sa paci
Дык он мне из НЗ отрывок кинул.. как аргумент.. А я ему ответил.. что смысл этого отрывка может быть неправильно истолокован из за перевода..
gred
256.07.18, 12:06Відповідь на 17 від Demiurgos
В продолжении хочу сказать бару слов о либерализме.
Вы вероятно не знаете, что Либер древнеиталийский божок плебеев отождествлённый позднее с Вакхом, что из себя представляет вакханалия, вы вероятно в курсе, именно это нас сейчас и окружает.
Уверяю Вас, этот мир глубоко догматичен и каждый человек исповедует и живет придерживаясь конкретных догматов - каждый.
Просто многие этого не понимают и считают себя свободными. Это самообман на самом деле.
Хармс
266.07.18, 12:10Відповідь на 22 від Nech sa paci
Не знаю.. Зависит от того.. кто это проповедует..и степени моего доверия к проповеднику..
gred
276.07.18, 12:11Відповідь на 24 від Хармс
Не разводите пожалуйста флуд. Нет разно толкования Библии не в еврейской церкви не в греческой не в иных православных Церквах которые говорят на различных языках. Каждое слово истолковано, представителями многих народов (носителей языка), теми которых мы называем отцами Церкви и учителями Церкви.
Хармс
286.07.18, 12:19Відповідь на 27 від gred
Да ладно тебе так нервничать.. Все конфессии этим грешат и истолковуют Библию на свой лад..
Различия в Библиях различных Церквей и конфессий состоят в наличии дополнительных книг и отрывков в Ветхом Завете и в некотором отличии в переводе. В православии эти дополнительные книги и отрывки названы неканоническими или «анагиноскомена» («рекомендуемые для чтения»), в католицизме — второканоническими, в протестантизме — апокрифическими.
Nech sa paci
296.07.18, 12:41Відповідь на 24 від Хармс
Тобто читати Біблію в перекладі немає сенсу? Через те, що 0,5 % може бути не зовсім точно перекладено? А що тоді робити з Біблією? Класти руку на неї й присягатися на ній? Прикрашати інтер’єр? Поклонятися таємничим письменам, написаним незрозумілою мовою?
Хармс
306.07.18, 12:45Відповідь на 29 від Nech sa paci
Чисто в познавательных целях.. возможно и стоит читать.. Кому как нравится.. Но думаю надо голову включать а не тупо доверять всему что написано.. Опять же.. меняются нравы.. То что было хорошо для евреев 2 тысячи лет назад.. для современного человека дикость..