Весняна благодать.
- 17.04.22, 22:58
История знаменитой фразы английского поэта и критика Сэмюэля Джонсона, неоднократно интерпретированной не менее достойными и одиозными личностями.
Подготовил Леонид Марантиди.
https://arzamas.academy/materials/161
Сэмюэль Джонсон, 1775 годСэмюэль Джонсон. Картина Джошуа Рейнольдса.7 апреля 1775 года на собрании основанного им Литературного клуба доктор Сэмюэль Джонсон произнес фразу столь броскую и двусмысленную, что ее до сих пор с удовольствием используют выразители разнообразных идеологий. Джонсон был плодовитым поэтом, критиком, издателем, магистром искусств Оксфордского университета, а также автором знаменитого высказывания: «Патриотизм — последнее прибежище негодяя». Нельзя точно сказать, какое значение в него вкладывал автор, сам, безусловно, считавший себя патриотом. Из его биографии, написанной Джеймсом Босуэллом, мы узнаем, что этой фразой он прервал очередной обтекаемый спор о любви к отечеству. Зато доподлинно известно не только, что Джонсон понимал под патриотизмом (все-таки он составил первый в истории Англии толковый словарь), но и кого конкретно считал негодяями, а именно — партию вигов, ревностных протестантов, распространителей проамериканских настроений (в то время как раз начиналась борьба за независимость США), протолибералов, имевших дурную привычку размахивать на улицах государственным флагом в защиту гражданских свобод. Поскольку преданность стране была главным лозунгом вигов, Джонсон даже посвятил целый памфлет разоблачению так называемых ложных патриотов. Из него можно узнать, что понятие «патриотизм» скомпрометировано: им часто прикрывают уязвленное честолюбие, но при этом совершенно невозможно понять, как отличить мнимого патриота от человека, всего-навсего не разделяющего твою позицию.
Лев Толстой, 1906 годЛев Николаевич Толстой босой. Этюд Ильи Репина к одноименной картине. 1891 год© Государственная Третьяковская галереяКуда однозначнее о патриотизме высказывался Лев Толстой. Поэтому ему то и дело по ошибке приписывают фразу о «прибежище негодяя». На самом деле он лишь процитировал Джонсона в «Круге чтения» — коллаже из своих и чужих мыслей, выполненном в форме литературного календаря: один день — одна тема.
Патриотизм, по Толстому, во-первых, чувство безнравственное, поскольку «для христианина любовь к отечеству стоит преградой для любви к ближнему». Во-вторых, устаревшее, поскольку «любовь к своему исключительному отечеству, которая прежде соединяла людей одной страны, в наше время, когда люди уже соединены путями сообщения, торговлей, промышленностью, наукой, искусством, а главное, нравственным сознанием, уже не соединяет, а разъединяет людей». Помимо джонсоновского афоризма, Толстой подкрепляет свои суждения словами американского проповедника Генри Уорда Бичера (1813–1887): «Человеку внушают, чтобы он ради блага своей страны отказался от всего, что делает страну его достойной уважения…» Таким образом, классик всесторонне доказывает, что за прошедшие сто с лишним лет патриотическое чувство окончательно упало в цене.
Амброз Бирс, 1911 годАмброз Бирс. Картина Джона Герберта Эвелина Партингтона. 1892 год© Wikimedia CommonsНесколько лет спустя великий американский писатель Амброз Бирс процитировал Джонсона в своем «Словаре Сатаны» (в первом издании — «Лексикон циника»). Только «последнее прибежище» превращается у Бирса в прибежище первое: все-таки времена изменились, скоро Первая мировая. Авторское же определение патриотизма в «Словаре» — «легко воспламеняющийся хлам, готовый загореться от факела любого честолюбца, которому приспичило увековечить свое имя». Определение можно было бы назвать пророческим, если бы эта история не так часто повторялась и ранее.
Стэнли Кубрик, 1957 годСцена из фильма Стэнли Кубрика «Тропы славы» (1957)© Archive Photos / Getty Images / FotobankРазговор о патриотизме становится завязкой действия в антивоенной картине Стэнли Кубрика «Тропы славы», обращающейся к событиям Первой мировой войны с вершин опыта Второй. Кабинетный генерал снисходит в окопы уговорить полковника Дакса (Кирк Дуглас) взять очередной стратегически важный холм, пожертвовав при этом половиной своих людей: «Патриотизм не в моде, но лишь он — синоним чести». Полковник отвечает, что не любит, когда перед ним машут государственным флагом как цветной тряпкой, затем нехотя цитирует Сэмюэля Джонсона.
Кубрик подает свою мысль достаточно прямолинейно: война для него —гигантская бюрократическая машина смерти. Генерал, красиво рассуждающий о любви к родине, стройно рассчитывает, сколько безвестных солдат надо принести в жертву его карьере. Абстрактная жертва собой ради отечества оборачивается жертвоприношением конкретным людям в роскошных интерьерах, что добавляет абсурда и без того довольно бессмысленному предприятию.
Боб Дилан, 1983 год«Говорят, патриотизм — последнее прибежище,/За которое цепляется негодяй./Украдешь чуть-чуть, они бросят тебя в тюрьму,/Украдешь много, и они сделают тебя королем» — из песни «Sweetheart Like You», обращенной, судя по всему, к статуе Свободы: герой интересуется, что забыла посреди этой помойки такая милая девушка.
Неожиданной рифмой к Дилану может послужить Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, жаловавшийся на то, что «почти на каждом шагу приходится выслушивать суждения вроде следующих: „Правда, что N ограбил казну, но зато какой патриот!“».Сейчас она живет в Риге и не собирается возвращаться на родину. Актриса пояснила, что опасается уголовного преследования по новой статье о «дискредитации» армии.
"Чтобы мне вернуться в Россию, у меня два выхода сейчас. Это перестать говорить о том, что это война и что трагедия, не обращать (я не знаю как) внимания на то, что я вижу собственными глазами и получаю от своих украинских друзей информацию о том, что там происходит. Врать себе, врать всему миру, жить не по правде. Это в лучшем случае, если не заставят черное называть белым. То есть уйти в такое безразличие ко всему. Попросить прощения за то, что я не поддержала начало военной операции. Ну и дальше по списку, как поиграть по тем правилам игры, которые мне будут диктовать. Это единственный способ мне вернуться в Россию, чтобы не сесть в тюрьму".
При этом Хаматова подчеркнула, что не может называть «чужое горе, чужую боль, чужую трагедию, гуманитарную катастрофу чем-то от чего-то освобождающим».
Актриса отметила, что ее фонд «Подари жизнь» продолжит работу в России.
"Я точно знаю, что не предатель. Я очень сильно люблю свою Родину», — подчеркнула она.
Хаматова еще 25 февраля публично высказалась против войны в Украине и призвала прекратить боевые действия.
Пресс-служба Черниговской ОГА сообщила, что российские войска 27 февраля нанесли второй ракетно-авиационный удар по центру Чернигова. Пострадавших нет, однако разрушен областной молодежный центр, в ближайших жилых домах выбило окна. Речь идет о здании бывшего кинотеатра им. Щорса, построенного в 1939 г. и восстановленного после Второй Мировой войны. Это памятник архитектуры местного значения.
Лия Ахеджакова -- российским военным: «Вы же будете погибать не за Россию, а за Путина и его друзей-олигархов, которые два десятка лет разворовывают и разваливают нашу с вами страну, которые при первой же опасности просто, по-русски говоря, кинут вас и ваши семьи за тысячи километров от родного дома! И единственное, за что вы сейчас получаете хорошую зарплату и всевозможные „плюшки“, это, по большей части из-за того, что больше просто некому исполнять их подлые, эгоистичные, преступные задумки, нарушающие любые законы, конвенции, нормы Международного права, военные законы и законы совести!»