Откровенный внутренний мир. Фотограф Елена Визерская.

  Откровенный внутренний мир. Фотограф Елена Визерская
 

Украинский фотограф Елена Визерская

Елену Визерскую хорошо знают за пределами ее страны. О ней пишут англо- и испаноязычные профессиональные сайты, которые признают ее потрясающую креативность, узнаваемый стиль и высокое качество работ.

Украинский фотограф Елена Визерская
Примерно на половине работ Елены Визерской снята она сама

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

.

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская
Обложка книги Марты Кетро «Магички»

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Украинский фотограф Елена Визерская

Подробнее ознакомиться с творчеством Елены Визерской вы можете на ее сайтах:

kassandra.photodom.com

vizerskaya.livejournal.com

История любви Анны Павловой

Трагическая история любви Анны Павловой

«Артист должен знать всё о любви и научиться жить без неё.»
Анна Павлова

В сообществе уже были заметки о судьбе и любви великой балерины Анны Павловой, но я все же осмелюсь разместить еще одну с использованием других фотографий и небольшого количества текста (для тех, кому "мого букофф, не осилил". )))

Её называли «Божественной» и «Восхитительной». Говорили, что она – «Белый Лебедь» и даже «Фея лебединой стаи». Одна девочка написала родителям: «Помните, вы рассказывали: тот, кто увидит фею, будет счастлив всю жизнь. Я видела живую фею – её зовут Анна Павлова».

Гениальная русская балерина Анна Павлова стала легендой ещё при жизни. Журналисты соревновались друг с другом в сочинении историй о ней. Она читала в газетах мифы о себе – и смеялась. Легенды окружают её имя до сих пор.

Трагическая история любви Анны Павловой

Она никогда не рассказывала о своей личной жизни, в которой был один-единственный мужчина. Вся её жизнь – истинная, настоящая, известная и открытая каждому – была в танце. И она успела умереть до того, как ушла со сцены…

Самая знаменитая балерина ушедшего столетия, Анна Павлова (1881–1931), жизнь которой была полностью посвящена балету, о которой ходило немало слухов и легенд, пожелала оставить всё, что не касалось её работы, в тайне. О её личной жизни ничего не было известно. И лишь после её смерти в мире узнали о прекрасной и трагической истории любви, тайну которой легендарная балерина хранила в своём сердце долгие тридцать лет.

Трагическая история любви Анны Павловой

Анна Павлова родилась в 31 января (12 февраля) 1881 года. Её отец умер очень рано, и девочка воспитывалась матерью. Хотя они жили в постоянной нищете, Любовь Фёдоровна, подрабатывая прачкой, старалась скрасить тяжёлое детство «любимой Нюры». На именины и Рождество девочку всегда ждали подарки, принесённые заботливой, щедрой рукой, а когда Анне исполнилось восемь, мать отвела её в Мариинский театр на балет «Спящая красавица».

Так будущая танцовщица навсегда влюбилась в это искусство, а через два года худенькая и болезненная девочка была принята на балетное отделение Петербургского театрального училища. Спустя восемь лет Павлова стала ведущей актрисой Мариинского театра, а после ошеломительного успеха в роли Никии в «Баядерке» её уже называли первой солисткой «Мариинки».

Трагическая история любви Анны Павловой

Газеты писали о начинающей балерине с восторгом: «Гибкая, музыкальная, с полной жизни и огня мимикой, она превосходит всех своей удивительной воздушностью. Когда Павлова играет и танцует, в театре особое настроение».

У неё появились поклонники, мужчины назначали ей свидания, дарили подарки, однако Анна отвергала всех, а щедрые дары отсылала назад растерянным ухажёрам. Она была горда, чувственна и непредсказуема. «Я — монахиня искусства. Личная жизнь? Это театр, театр, театр», — не уставала повторять Павлова.

Трагическая история любви Анны Павловой

Однако девушка лукавила. Именно в то время в сердце юной балерины разгоралось непонятное, неизведанное ещё чувство. Близкие знали, что всё свободное время она проводит с богатым красавцем Виктором Дандре (1870–1944). Новый знакомый был выходцем из аристократической семьи, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. Он занимал высокий пост советника в Сенате, был прекрасно образован, владел несколькими иностранными языками и всерьёз увлекался искусством. Покровительствовать начинающей балерине, как это делали до него члены императорской семьи, казалось Виктору престижным.

Трагическая история любви Анны Павловой

Молодой предприниматель стал покровителем молодой артистки, что, впрочем, было по тем временам достаточно модным. Однако жениться на ней Виктор и не думал. Он снял для Павловой квартиру, оборудовал одну из комнат под танцевальный зал, что для молодой балерины являлось в то время непозволительной роскошью. Каждый раз, встречая девушку после спектакля, Виктор преподносил ей роскошные подарки, возил по дорогим ресторанам, приглашал в компании обеспеченных, интеллигентных и известных людей, а вечером привозил её в квартиру, где часто оставался на правах хозяина до утра.

Трагическая история любви Анны Павловой

Но чем дальше узнавала Павлова нового знакомого, тем отчётливей понимала, что Дандре вовсе не нуждается в ней, а неравный брак со скромной девушкой для него невозможен. И она ушла от него, предпочтя одиночество унизительному положению содержанки. «Я поначалу боролась, — вспоминала Павлова, — начала с горя просто кутить, желая что-то ему доказать!» А потом, в который раз последовав своему девизу, вернулась к работе.

Трагическая история любви Анны Павловой

Она опять тренировалась, гастролировала вместе с труппой любимого театра и танцевала по восемь–десять раз в неделю. В то время в её судьбе произошла ещё одна встреча, которая многое изменила в жизни известной танцовщицы. Великий балетмейстер Фокин поставил для неё на музыку Камиля Сен-Санса «Умирающего лебедя», который навсегда стал коронным номером балерины и облетел весь мир. Намного позднее, когда композитор встретил Павлову, то, восхищённый её выступлением, воскликнул: «Мадам, благодаря Вам я понял, что написал восхитительную музыку!»

Трагическая история любви Анны Павловой

В 1907 году Мариинский театр отправился на гастроли в Стокгольм. Именно после этих гастролей в Европе впервые заговорили о блистательной молодой балерине, выступления которой имели такой стремительный успех, что даже император Оскар II, восхищённый талантом Павловой, на прощание вручил ей орден «За заслуги перед искусством». Восторженная толпа встречала балерину овациями. «Меня встретили целой бурей рукоплесканий и восторженных криков. Я не знала, что делать», — вспоминала Анна Павлова. Это был настоящий триумф. Анна стала известной, у неё появились деньги, она уже многое могла себе позволить. О Викторе балерина старалась не вспоминать.

Трагическая история любви Анны Павловой

А тем временем дела у Дандре шли неважно. Провернув неудачную сделку, предприниматель задолжал огромную сумму, погасить которую в положенный срок так и не сумел. Он попал в тюрьму, не найдя крупной суммы денег, которая требовалась для внесения залога и его освобождения на время длительного судебного процесса. Родственники средств собрать не смогли, а богатые друзья отвернулись от неудачливого партнёра. Для Дандре начался трудный период мучительного ожидания за решёткой в одиночестве и сомнениях.

А Анна блистала уже в Париже. Сергей Дягилев, который открыл во французской столице русский балетный театр, пригласив туда Павлову и Вацлава Нижинского, не просчитался. О русском театре заговорили, его стали посещать люди из высшего света, посмотреть на русскую балерину приезжали со всей Европы, театр приглашали в Австралию и Америку.

Трагическая история любви Анны Павловой

Будущее казалось таким заманчивым и ярким. Однако Павлова неожиданно покинула Париж и направилась в Лондон. Спустя несколько месяцев Дягилев узнал, что его любимая солистка подписала контракт с известным театральным агентством «Брафф», по условиям которого она должна была танцевать по два раза в день в трёх странах — Англии, Шотландии, Ирландии. За это танцовщица получила аванс — внушительную по тем временам сумму.

Собранные деньги она сразу же переправила в Россию для освобождения Виктора из тюрьмы. Спустя несколько дней, в 1911 году, он покидал Петербург и направлялся за границу. «В Париже я решила, что без Дандре жить не могу. Я сразу же вызвала его к себе, — вспоминала Павлова. — Мы обвенчались в церкви, под секретом. Он ведь мой, только мой, и я его обожаю».

Трагическая история любви Анны Павловой
С Виктором Дандре

Их брак оставался в тайне долгие годы. Виктор сдержал обещание, данное в день свадьбы Анне. Он поклялся молчать об их союзе. На великодушие бывший покровитель ответил сильнейшим чувством, которое вспыхнуло в его сердце, чтобы не угаснуть до последних дней.

Когда контракт подошёл к концу, Анна решила организовать свой театр и набрала труппу артистов. Так бывшая прима Мариинского театра стала хозяйкой небольшого театра. В тот же год она купила роскошный особняк близ Лондона, на берегу чистейшего озера, где плавали белые лебеди и вокруг росли экзотические растения, привезённые балериной из разных уголков мира. Казалось, судьба супругов не зависела больше ни от кого.

Трагическая история любви Анны Павловой
Павлова в своём особняке в Лондоне

Виктор взял на себя все хозяйственные заботы, обязанности бухгалтера и менеджера. Он отвечал на корреспонденцию, вёл деловые и личные переговоры, организовывал гастроли, следил за костюмами и декорациями, принимал и увольнял актёров. Однако Павлова всё чаще выражала неудовольствие. Она упрекала мужа, скандалила, кричала, била посуду и плакала.

Трагическая история любви Анны Павловой

После долгих истерик и слёз балерины супруги мирились, и, казалось, их семейной идиллии опять ничего не угрожало. Вновь Виктор решал все проблемы жены, а Анна бегала по дому и театрально кричала служанке: «Кто посмел вычистить ему ботинки? Кто в моём доме осмеливается заваривать ему чай? Это моё дело!»

Однако эмоциональная и темпераментная Павлова могла тотчас же изменить настроение и с новыми обидами броситься на Виктора. Друзья, часто становившиеся свидетелями этих ссор, спрашивали потом у Дандре, как он мог всё это терпеть и почему не ушёл от Анны. Тот молчал. Видимо, у него на это были свои причины, известные только им двоим.

Трагическая история любви Анны Павловой

Он боготворил её, благодаря за щедрость и великодушие. Она не могла забыть ему давней, нанесённой в юности обиды. Простила ли она его — вряд ли мы когда-нибудь узнаем. Но в искренности чувств Виктора Дандре сомневаться не пришлось. Когда его супруга скончалась 23 января 1931 года от воспаления лёгких, не дожив до своего пятидесятилетия всего несколько дней, Виктор, сломленный горем, долгое время не мог вернуться к обычной жизни.

Трагическая история любви Анны Павловой

Он не хотел верить, что Павловой больше нет. Создав клуб поклонников своей знаменитой жены, Виктор Дандре желал лишь одного — чтобы о великой балерине XX столетия помнили много лет. К сожалению, клубу не удалось просуществовать долго. Тем не менее имя русской балерины, легендарной Анны Павловой, навсегда вошло в историю мирового балета.

Трагическая история любви Анны Павловой

25 кошачьих поз для сна

Как говорится, парадокс кота – в распоряжении вся квартира, а он спит на краешке кресла, периодически с него сваливаясь. Но эти коты – настоящие профессионалы! Они могут спать где угодно и, самое главное, как угодно. Они нас этим умиляют, забавляют. Ну, разве можно не любить этих милых домашних питомцев!!!??? Внимание! Не стоит повторять, если, конечно, вы не кот.)))cat

cats 1 25 кошачьих поз для сна

1. Сидя.

Чтобы принять эту позу для сна, нужно просто начать качать пресс, а потом вдруг заснуть в процессе. Довольно сложная поза. Не рекомендуется новичкам.

cats 2 25 кошачьих поз для сна

2. Кошачьи ложки.

Здесь, главное, не интим, а, скорее, социально некомфортное желание поделиться физическим пространством с кем-то.

cats 3 25 кошачьих поз для сна

3. Полукруг.

Засуньте хвост между ног и представьте, что вы омлет.

cats 4 25 кошачьих поз для сна

4. Загорающий.

Здесь главное – выглядеть, как тот, кто ведет себя так, будто ему очень удобно, но при этом всем видно, что ему неудобно. Обзовем это «мета-удобной» позой.

cats 5 25 кошачьих поз для сна

5. Двойная кровать.

Для этой позы вам понадобится партнер. Цель – не столько комфорт, сколько выражение абсолютной алчности.

cats 6 25 кошачьих поз для сна

6. Полукоробка.

Для этой позы подойдет любая старая коробка, но две ваших лапы – желательно противоположные – должны постоянно оставаться вне ее.

cats 7 25 кошачьих поз для сна

7. Пловец на спине.

Даже не пытайтесь повторить, если у вас нет пары малюсеньких милейших задних лапок.

cats 8 25 кошачьих поз для сна

8. Спящий ребенок.

Просто повторяйте все движения и позы за ребенком.

cats 9 25 кошачьих поз для сна

9. Пушистая кипа.

Для этой позы понадобятся, по крайней мере, трое друзей.

cats 10 25 кошачьих поз для сна

10. Полная коробка.

Просто засуньте туда все свое тело, как бы трудно это ни было. Станьте коробкой, слейтесь с ней.

cats 11 25 кошачьих поз для сна

11. Пьяная батарея.

То что вы любите выпить еще не говорит о том, что вы не можете быть умилительным.

cats 12 25 кошачьих поз для сна

12. Спящая собака.

Найдите собаку. Скопируйте ее позу.

cats 13 25 кошачьих поз для сна

13. Библиотекарь.

Уткните свою маленькую пушистую головку в лапы и попытайтесь выглядеть как можно более задумчивым и начитанным.

cats 14 25 кошачьих поз для сна

14. Линейка.

Измерьте пол каждым сантиметром своего тела.

cats 15 25 кошачьих поз для сна

15. Подоконник.

Весь мир – ваш гамак.

cats 16 25 кошачьих поз для сна

16. Сушилка для белья.

Представьте, что вы футболка, причем, только что из стиральной машинки. Повесьте себя соответствующе.

cats 17 25 кошачьих поз для сна

17. Горшочек счастья.

Представьте, что вы сделанный в последнюю минуту салат, о котором гости будут говорить комплименты из вежливости, хотя он им не очень понравился.

cats 18 25 кошачьих поз для сна

18. Головой вниз.

Голова вниз, лапы кверху. И пусть гравитация сделает все остальное.

cats 19 25 кошачьих поз для сна

19. Странная поза.

Для этой позы вам сначала придется найти двух терпеливых помощников.

cats 20 25 кошачьих поз для сна

20. Середина предложения.

Рекомендуется только для тех, кто страдает крайней формой нарколепсии.

cats 21 25 кошачьих поз для сна

21. Уши-лапы-хвост (Коробочная версия).

Пусть ваш друг разберет вас на части, а потом уложит снова в коробке.

cats 22 25 кошачьих поз для сна

22. Уши-лапы-хвост (Диванная версия).

Так же, как предыдущая, только без коробки.

cats 23 25 кошачьих поз для сна

23. Собачья постель.

Не постель для собак, а постель ИЗ собаки. То есть самая удобная постель в мире.

cats 24 25 кошачьих поз для сна

24. Офисная крыса.

Просто засните на работе.

cats 25 25 кошачьих поз для сна

25. Супружеская чета.

Не бойтесь всхрапнуть.

Вспомним Нику Турбину



turbina_nika_2[1] (200x268, 16Kb)

Подобно большинству одарённых людей, Ника Турбина имела трудный характер, который, как и поэтический дар, обнаружился у неё в детстве. Вся она была сплав этих двух компонентов – таланта и характера, которые, проявляясь в том или ином соотношении, чаще усложняли её и без того непростую жизнь. Это ощущали окружающие Нику люди, в первую очередь близкие, да и она сама. Ощущали все, но лишь немногие понимали, что выше сил человеческих нести ту психологическую ношу, которую судьба, как набитый свинцом рюкзак, взвалила на плечи ялтинской школьницы и с годами лишь увеличивала этот груз.






turbina_nika_7[1] (200x265, 15Kb)
В конечном счёте судьба Ники Турбиной случилась трудной, как её характер, трагической и короткой, как её стихи, что «само по себе и не ново» для поэтов такого уровня. Но судьба эта была ещё и уникальной, ибо на вершине славы Турбина оказалась не в конце, а, наоборот, – в начале жизни.

Судите сами: стихи девочки-первоклассницы с подачи Юлиана Семёнова напечатала «Комсомольская правда», через год в Москве выходит первая книга её стихов с предисловием Евгения Евтушенко (кстати, до сих пор единственным, на мой взгляд, глубоким и доброжелательным анализом творчества Ники), затем – она становится участницей международного поэтического фестиваля «Поэты и Земля» в Италии, на котором её наградили «Большим Золотым Львом Венеции», а дальше – поездка в Соединенные Штаты, где она встречалась с Иосифом Бродским…


Вторая же половина жизни Ники Турбиной прошла, увы, в бесславии и безвестности. «Я всё сказала о себе в стихах еще ребёнком, – писала Ника, – тело женщины мне не нужно было».


Многие полагают, что трагедия Турбиной заключалась в том, что она в двадцать семь лет не могла писать лучше, чем в семь. Не совсем так, точнее, совсем не так! Если бы в конце жизни она написала то, что в семилетнем возрасте, может быть, это не вызвало бы таких восторгов и эпитетов в её адрес, так как тогда речь шла бы о талантливых взрослых стихах взрослого человека. А вот взрослые (да ещё какие!) стихи девочки воистину потрясают. Ведь нас всегда дивят недетские рассуждения детей, а здесь – недетские стихи девочки, по сути ребёнка. Это, мне кажется, удивительнее, нежели прекрасные стихи для детей пожилого автора.


Кроме того, на основании чего в большинстве публикаций делается вывод о затухании с возрастом поэтических способностей Ники? Только лишь на основании образа её жизни? Или потому, что новые стихи в периодике почти не появлялись, новые книги после «Ступеньки вверх, ступеньки вниз…», изданной в 1991 году, не выходили? Здесь нет корреляции: можно писать, но не публиковаться, сознательно или в силу иных причин. И Турбина писала, до самой смерти, в тетрадях и на клочках бумаги, ручкой, карандашом и губной помадой. Не могла не писать. Хотя был период, о котором она сказала: «Я начинаю ощущать, что бросила меня строка».


Дар Божий у Ники не угасал, просто вектор его ещё больше смещался в сторону грусти, безысходности, ухода из жизни:

Асфальт ночью горячий.
Пятки уже прирастают к земле.

Это такая

тяжёлая

Дорога

до

крематория.
turbina_nika_5[1] (300x201, 20Kb)
Рядом с этими строками в общей тетради в клетку – рисунок автора: извилистая дорожка к домику с трубой, из которой идёт дым.

Перечитайте также её записки, датированные несколькими последними годами жизни: «Стихи пошли, как ливень дождевой», «Думаю о стихах. Стараюсь найти новую форму…», «Меня преследовала первая строфа. Она убойной силой… ломилась и ломала дверь, туманя мозг мой слабый, укрепляя душу…» и т.д.


Интересно, что, родившись в Ялте, Ника практически ничего не написала о море, к которому в школьные годы часто убегала в одиночку – наверное, потому, что на берегу ей, астматику, легче дышалось. Но задыхалась Ника не столько от астмы, сколько от окружающей действительности. Для неё «что-то хрустнуло в фальшивом мире», в котором проходила её земная жизнь. Однако, живя в нем фактически, она в то же время пребывала в своём, доступном лишь её рассудку мироздании, представляя, что «расписанные звёздами тропинки» судьбы начинаются от окна её комнаты на четвёртом этаже дома по Садовой улице. Окно как бы разделяло для неё два мира. Поэтому Ника с детства любила сидеть на подоконнике. Сидела она на нём и в последние мгновения своей жизни:

                           Как по площадке детской песочницы,

                           Блуждаю по колкому окну.

Ножницы, дайте ножницы,

Ненужную перерезать пуповину мою.


 «Киллер-судьба» дала ей эти ножницы 11 мая 2002 года.

Ничем не отличалась Ника от своих сверстников только в школе. Дома же она постоянно ожидала звук, посещавший её по ночам; он был не вдохновением, а сигналом свыше, который, пройдя через неё, превращался в стихи, зачастую короткие, потому что каждая строка несла нечеловеческую нагрузку:

Тяжелы мои стихи –

Камни в гору.


turbina_nika_4[1] (300x199, 25Kb)Вот что об этом своём состоянии писала сама Ника: «Я звук ждала. Он приходил. И наполнялась я энергией чудовищного мига, непонятного, как рожденье человека».

Если же звук не приходил, Ника невероятно нервничала, не спала до утра и уставала настолько, что иногда вынужденно пропускала занятия в школе. Она была как бы проводником между небесами и землёй, между Всевышним и людьми. В реальном же мире ей трудно было ориентироваться. Понимая это, её мама, Майя Анатольевна Никаноркина, и бабушка, Людмила Владимировна Карпова, которых Никуша, как они её называли, обожала, заменяли ей поводыря.


Примерно в середине жизни Ника Турбина оказалась в Москве. Новый огромный город, новое окружение, новая жизнь. Находиться рядом с ней постоянно не мог никто. Поэтому она порой «делала много ошибок, дулом направленных на себя». Иногда это было осознанно, иногда – нет, но часто – знаком протеста против того, что её как поэта забывали, печатали не её стихи, а сплетни о ней, избегали общения и не отвечали на телефонные звонки.

Будь у Ники, как прежде, поводырь, она бы уверенно шла за ним. Но поводыря не было. Были многие, ненадолго бравшие на себя эту роль, но с ними Ника лишь сбивалась с дороги:

                           Брожу по жизни,

Словно маленький ребёнок

По белой простыне,

Бросая душу

В пропасти надежд.

Девочка, по её выражению, «была изначально больна непониманием времени, людьми, не разбиралась в себе сама». Эпизодически она училась в институте культуры, снималась в кино, выезжала за границу, выходила замуж, навещала Ялту, пробовала себя на радио и телевидении. А еще – влюблялась, увлекалась режиссурой и, конечно, писала, не только стихи, но и записки, прочитав которые, кое-кто из считавших себя её ангелами-хранителями узнают, как их оценивала Ника Турбина и что в то же время она думала о себе и о своей жизни, которую, по её словам, «растренькала смеясь, тусуясь с ворами души моей».

К сожалению, я не знал Нику лично и потому живу с ощущением, что если бы мы встретились, то мне не пришлось бы писать о ней сейчас в прошедшем времени:

                           Диво-девочка, Ника-Никушка,

Что тебе предсказала кукушка?

Неужели она по секрету

Кануть юной пророчила в Лету?

Неужели была ей охота

Напророчить два майских полёта

Из окошка в московской квартире?

Ты служила мишенью, как в тире,

Для стрелков, что умели вприсядку

Бить без промаха в душу-десятку...

Я от мысли едва ли не вою,

Что тебя не увидел живою

И к тебе не явился воочью,

Словно звук, ожидаемый ночью.


turbina_nika_3[1] (200x296, 14Kb)
В судьбе Ники Турбиной отразились все «добрые традиции» отношения нашего общества к таланту: при жизни – если не травля, то забвение, после смерти – если не запоздалое восхищение, то спекуляция причастностью к судьбе творца.

Как в воду глядела Ника, написав: «Когда умру, тихо станет. Те, кто любил меня, от горя напьются. Кто зло таил, напишут каверзные слова, обрадованные, что вновь в печати можно засветиться».


Ранний уход поэта из жизни усиливает впечатление от написанного им. Особенно, если уход этот был предопределён самим поэтом еще в дошкольном возрасте. Ника Турбина жила с таким предчувствием более двадцати лет, она не однажды и по-разному пыталась свести счёты с жизнью, но давший ей свою искру Господь не торопил события и снова дарил ей время на реанимацию души и тела:


 


Я не хотела умирать.


Летать пыталась – не свершалось,

А умерла, то потешалась

Над бренной дерзостью мечты.

Сравните две судьбы – Ники Турбиной и Владимира Высоцкого. Последнего уничтожали тем, что вообще не публиковали, чему он огорчался до слёз. Нику же публиковали с семи лет, у неё вышли две книги стихов, и обе в Москве, она выступала по Центральному телевидению, о ней писали, говорили, её возили, приглашали, носили на руках – и вдруг всё это резко прекратилось. Выдержать такой контраст в юности психологически труднее, чем лавину славы в детстве.

В конечном счёте оба – Высоцкий и Турбина – ушли молодыми и встретились на Ваганьковском кладбище.

Ника ушла из жизни двадцатисемилетней, в лермонтовском возрасте. Но если Лермонтов был убит сразу и одним человеком, то Нику убивали долго и многие, пулями невнимания, непонимания, равнодушия, зависти к её таланту, молодости, внешности. «Родилась я, – писала она, – уже птицей раненой. А набросились все, ровно солнце я затмила».

Она не хотела уходить из жизни и цеплялась за неё, как за подоконник окна, с которого от неловкости случайно соскользнула и на мгновение зависла со стороны улицы. Путь Ники в бессмертие был равен расстоянию от окна пятого этажа до земли:

Каждою клеткой тела

Девичьего дрожа,

Ты над Москвой летела

С пятого этажа.
Господи, как нелепа

Гибель от высоты.

Не из окна – из неба

Выпала, Ника, ты.

Видимо, годы вышли

Все на твоём веку,

Если тебя Всевышний

Не удержал вверху.

В ласточку-одиночку

Превращена судьбой,

Ты долетела, точку

Ставя сама собой.


turbina_nika_6[1] (200x273, 12Kb)
Конечно же, книга «Чтобы не забыть» должна была появиться раньше, но слава Богу, что наконец-то вышла, чтобы напомнить всем о жившей недавно рядом с нами Нике Турбиной, Поэте с большой буквы, и познакомить с её творчеством новое поколение, ибо на родине последняя книга Ники была издана почти два десятилетия назад.

Первым шагом на пути к этой книге было издание в 2003 году пьесы «Ника» Людмилы Карповой, бабушки поэта. При подготовке и редактировании рукописи я окунулся в жизнь семьи, её уклад, круг общения, мир интересов, многократно перечитывал неопубликованные стихи и записки, каждый раз – и это первый признак таланта неординарного – по-новому воспринимая мысли автора. Всё это происходило в ялтинской квартире на улице Садовой, в которой Ника 17 декабря 1974 года родилась и провела полжизни, где она незримо присутствовала в гостиной, когда мы колдовали над пьесой и, забегая вперёд, обсуждали её книгу.


Наряду с известными стихами Ники Турбиной, в книгу включены также её неопубликованные стихи. Это далеко не всё, что до сегодняшнего дня было сокрыто от глаз читателя. Читая их, нетрудно убедиться, насколько они ёмки, невзирая на краткость. При этом не смущают ни отдельные огрехи формы, ни слабые рифмы или их отсутствие, равно как и порою сбивчивый ритм. Всё это второстепенно перед озарёнными оптимизмом строками:
                         Улыбки развешу по стенам жилья,

На стол доброту моих рук набросаю,

Двери настежь открою для друзей ли, врагов –

Счастьем надо делиться. 

Ей достаточно было всего двух строк, чтобы описать собственную судьбу и судьбу своих стихов:

Я – мать-одиночка

У моих стишочков.

Впервые читатель познакомился и с замечательными записками в прозе «Чтобы не забыть», представляющими собой дневниковые размышления Ники Турбиной в последние годы её жизни. Зачастую эти записки – прекрасные белые стихи, как, например, «Не надо слов, они не существуют...» Своего рода прозаические миниатюры, они являются не только дополнением к стихам Ники, но и к нашим представлениям о ней, уже взрослой, размышляющей о современной жизни, любви, творчестве, взаимоотношениях между людьми, отношении к Богу. Хотя записки и разноплановы, но, как и в стихах, здесь явно присутствует свой стиль, в первую очередь заключающийся в своеобычных расстановке и сочетании слов в предложениях. Вначале это кажется странным, но постепенно, по мере чтения, понимаешь, насколько такой приём органичен для автора.

Нет у меня не преданных друзей,

Но есть друзья предавшие однажды.

Их имена на знамени бумажном,

Сдаваемых без боя крепостей.

Есть только слово вечное-люблю,

Есть только сердце в помертвевшей боли

И я сожму тоску в свои лодони

И у обрыва встану на краю.

Обрыва необорванная нить

И небо без конца и без начала

И я сожму тоску, чтоб не кричала

И отойду, чтобы хотелось жить.

К сожалению, многие стихи и записки Ника сожгла.

В книге «Чтобы не забыть» всё, даже название, написано самой Никой Турбиной, она просто не составляла её, скорее всего, не думала об этом или не могла по разным причинам. Написать за Нику невозможно, можно только за неё объединить это невозможное под одной обложкой, что и было сделано к 30-летию поэта.

Не сомневаюсь, что так же, как когда-то Господь подарил Нике свою искру, он уже подарил ей частицу своей вечности, у которой «нет предела, есть только время на выход». Да иначе и быть не может, ведь всего за треть обычной человеческой жизни Ника Турбина успела
                           Расстегнуть все застежки души,

Согревая людей потаённою силой

Великой любви.


Александр Ратнер
Иллюстрации:
фотографии Ники разных лет;автограф на первой книге «Черновик» (Москва, «Молодая гвардия», 1984):«С любовью. Ника Турбина. 1995 г. Москва – Ялта».

Как кошка погубила любовь…

 Как кошка погубила любовь…
 

Как кошка погубила любовь...

О любви Анны Австрийской, королевы Франции, и герцога Бэкингема знают все, кто прочёл «Три мушкетера» Александра Дюма или просмотрел одноимённый фильм.

Прекрасная королева в знак особой признательности подарила герцогу алмазные подвески, но коварный кардинал Ришелье решил опорочить её имя. Очередная интрига кардинала могла увенчаться успехом, если бы не отважные мушкетеры, вставшие на защиту чести своей королевы…

Однако Дюма ничего не сказал о том, что была ещё одна любовь, которая, если бы вспыхнула в полную силу, могла бы изменить историю Франции. Но ей суждено было погаснуть, едва зародившись. Это любовь Анны Австрийской и кардинала Ришелье.
И погубила её, как ни странно, любимица кардинала, обыкновенная кошка по имени Мириам.

Анне Австрийской, испанской принцессе из династии Габсбургов, исполнилось четырнадцать, когда она вышла замуж за французского короля Людовика XIII.
Между молодыми супругами возникла привязанность, которая, впрочем, быстро сошла на нет.

Как кошка погубила любовь...
Франц Поурбус мл. Портрет Анны Австрийской, королевы Франции (сразу после свадьбы).

Умный и благородный, но совершенно бесхарактерный и слабовольный, Людовик XIII больше интересовался охотой, чем молодой женой и управлением государства.

Как кошка погубила любовь...
Филипп де Шампень. Портрет Людовика XIII, 1665.

Фактически страной правил главный министр герцог де Ришелье, французский кардинал и видный государственный деятель. Он же был назначен и духовником молодой королевы.

Как кошка погубила любовь...
Карл ван Лоо. Людовик XIII.
(вместе с Ришелье)

Служение Франции для Ришелье было не пустым звуком. Властный и честолюбивый, он все свое время и силы отдавал политической деятельности. Ришелье отличался холодным и расчётливым умом, суровостью, часто доходящей до жестокости, строгим контролем рассудка над чувствами. На пути к своим целям он не брезговал доносами, шпионством, подлогами и предательством. «Дайте мне всего шесть строк, написанных рукой самого честного человека, – говорил Ришелье, – и я найду, за что его можно повесить».

Как кошка погубила любовь...
Александр Трофимов в роли коварного кардинала Ришелье в фильме «Три мушкетёра» (1978).

Единственной привязанностью кардинала были кошки. Многочисленные кошки, заполонившие дворец, также отвечали Ришелье взаимностью. Особенно любил кардинал пушистую белую Мириам и практически не спускал её с рук. В средние века не особо жаловали гигиену, поэтому кошачья шерсть стала настоящим бичом для сутаны кардинала.

Как кошка погубила любовь...
Шарль Эдуард Делор. «Отдых кардинала Ришелье», ок. 1885.

Однажды Ришелье, которому в то время исполнилось сорок, вдруг с недоумением почувствовал, что им овладело некое чувство, совершенно не поддающееся рассудку. Кардинал Ришелье влюбился, объектом его страсти стала королева, прекрасная Анна Австрийская. По воспоминаниям современников, красота Анны в то время расцвела в полную силу. Её даже не портила слегка выпяченная нижняя губа – отличительная особенность королевского дома Габсбургов. Она сумела сделать то, что до неё не удавалось никому – молодостью и красотой покорила кардинала.

Как кошка погубила любовь...

Но Ришелье казался ей сухим, черствым и скучным. «Если эта живая мумия станцует сарабанду, – отозвалась она на ухаживания кардинала, – я буду готова на многое…» И кардинал, забыв о присущей ему осторожности, сбросил сутану и сплясал сарабанду. Анна понимала, что настоящая власть сосредоточена в руках главного министра, и если уж искать утех на стороне, то лучшей кандидатуры ей не найти.

Как кошка погубила любовь...
Питер Пауль Рубенс. Портрет Анны Австрийской 1621-25 гг.

Но состоялось лишь несколько тайных встреч королевы Анны Австрийской и кардинала Ришелье. Любовь погасла, так и не успев разгореться в полную силу. «Он умеет говорить и уговаривать, – жаловалась Анна доверенной фрейлине. – Он вовсе не сухарь, но…» Но стоило только кардиналу приблизиться, как Анна начинала плакать.

В наследство от семейства Габсбургов Анне досталась не только фамильная губа, но и странная неизлечимая для того времени болезнь, которую мы знаем как аллергия. Особенно сильно Анна страдала от аллергии на шерсть животных.

Возможно, именно это стало причиной её отдаления от мужа, страстного любителя гончих псов и лошадей. И почти наверняка шерсть Мириам, обильно покрывавшая одежду кардинала, вызывала беспричинные слёзы у королевы. Ришелье охладел к постоянно плачущей Анне, а вскоре Лувр посетил блистательный герцог Бэкингем. И началась совершенно другая история любви, блестяще пересказанная знаменитым писателем Александром Дюма.

Как кошка погубила любовь...
Питер Пауль Рубенс. Портрет герцога Бэкингема, 1625.

Дивный заоблачный мир

Каждому из нас иногда открывалась красота неба поверх облаков, будь то в самолете или во время преодоления горного перевала. Есть фотографы, которым удалось запечатлеть это дивное зрелище. Порою даже с дополнительным антуражем. И им стоит отдать должное.

clouds01 Дивный заоблачный мир

1.

clouds02 Дивный заоблачный мир

2.

clouds03 Дивный заоблачный мир

3.

clouds04 Дивный заоблачный мир

4.

clouds05 Дивный заоблачный мир

5.

clouds06 Дивный заоблачный мир

6.

clouds07 Дивный заоблачный мир

7.

clouds08 Дивный заоблачный мир

8.

clouds09 Дивный заоблачный мир

9.

clouds10 Дивный заоблачный мир

10.

clouds11 Дивный заоблачный мир

11.

clouds13 Дивный заоблачный мир

12.

clouds14 Дивный заоблачный мир

13.

clouds15 Дивный заоблачный мир

14.

clouds16 Дивный заоблачный мир

15.

clouds17 Дивный заоблачный мир

16.

clouds18 Дивный заоблачный мир

17.

clouds19 Дивный заоблачный мир

18.

clouds20 Дивный заоблачный мир

19.

clouds21 Дивный заоблачный мир

20.

clouds22 Дивный заоблачный мир

21.

clouds23 Дивный заоблачный мир

22.

clouds24 Дивный заоблачный мир

23.

clouds25 Дивный заоблачный мир

24.

clouds26 Дивный заоблачный мир

25.

clouds27 Дивный заоблачный мир

26.

clouds28 Дивный заоблачный мир

27.

clouds29 Дивный заоблачный мир

28.

clouds30 Дивный заоблачный мир

29.

clouds31 Дивный заоблачный мир

30.

clouds32 Дивный заоблачный мир

31.

clouds33 Дивный заоблачный мир

Сказочный домик в германии

Этот сказочный домик построен супружеской парой врачей в городе Целль на реке Мозель в Германии. К созданию дома они подошли с фантазией! Каменная черепица, песчаник и другие природные материалы использовались для постройки.


0 9c739 c48d3c8 orig Сказочный домик в Германии

1.

0 9c738 acd098ad orig Сказочный домик в Германии

2.

0 9c737 f367e8ed orig Сказочный домик в Германии

3.

0 9c736 31ce2d35 orig Сказочный домик в Германии

4.

0 9c735 4cc7716 orig Сказочный домик в Германии

5.

0 9c734 632ae11 orig Сказочный домик в Германии

6.

 Сказочный домик в Германии

7.

 Сказочный домик в Германии

8.

0 9c73d b8fcd2d4 orig Сказочный домик в Германии

9.

Такого детства больше нет

 Вези меня ледянка в детство,
Где мне совсем не больно падать,
Где «Чур» от всех напастей средство,
Где каждая снежинка – радость…

детство Такого детства больше нет

 

00120 Такого детства больше нет

 

Где папа – молодой и сильный,
Где плакать хочется без мамы,
Где лес и розовый, и синий,
И Дед Мороз такой румяный…

00220 Такого детства больше нет

Где ничего вкусней сосульки,
Где сам себе игрушки клеишь,
Где каша манная в кастрюльке,
Где апельсин, когда болеешь.

00319 Такого детства больше нет

Где горькая микстура в ложке,
Где с пенкой молоко в стакане,
Где в плед завернутая кошка,
Где тетя Валя на экране.

00420 Такого детства больше нет

 

Где счастье – если мама дома,
Где горе – если спать ложиться,
И ничего ценней альбома,
И ничего страшнее «Мыться!»

00519 Такого детства больше нет

 

Где мандарины пахнут ёлкой,
Где под столами новоселье,
Где нос кусает шарфик колкий,
Где угол – плата за веселье…

00618 Такого детства больше нет

 

Где примерзают руки к санкам,
И где еще не стыдно плакать…
Вези меня вперед, ледянка!
Ты знаешь, я умею падать!!! (с) Любовь Сердечная.

00718 Такого детства больше нет

 

00817 Такого детства больше нет

00917 Такого детства больше нет

 

01017 Такого детства больше нет

 

01118 Такого детства больше нет

01216 Такого детства больше нет

 

01313 Такого детства больше нет

 

01415 Такого детства больше нет

01515 Такого детства больше нет

01614 Такого детства больше нет

 

01714 Такого детства больше нет

 

Тоска

Не надо уделять столько внимания своей тоске, хотела я сказать. Тоска не гостья. Не надо ставить ее любимую музыку, искать для нее стул поудобнее. Тоска — это враг. (Джанет Фитч)

Красота рукотворная

Благодаря таланту дизайнеров, архитекторов и ландшафтников на земле появляются удивительные вдохновляющие места, которые стоит посетить человеку неравнодушному к прекрасному и жаждущему новых впечатлений.

Мир удивительно огромен и прекрасен. Кажется и всей жизни не хватит, чтобы вживую увидеть все его красоты. Не помешает набросать примерный план вдохновляющих поездок и экскурсий, совершив которые голова закипит от новых идей и мыслей. Начните с красивейших мест на нашей планете . И смотрите обзор необычных отелей, шокирующих аттракционов, исторических чудес и прочих дел творческих рук и умов человеческих.

Подводная гостиница

Увидеть и посетить

Увидеть и посетить

Отель Conrad Maldives Rangali Island предлагает подводные апартаменты и ресторан.

Отель-иглу

Увидеть и посетить

Увидеть и посетить

Прозрачные крыши номеров отеля Kakslauttanen в Финляндии позволяют любоваться Северным сиянием, нежась в кровати.

Парк цветов

Увидеть и посетить

Увидеть и посетить

Тоннель глициний в японском саду цветов Кавати Фудзи, Китакюшу, Япония

Ледяной аквариум

Увидеть и посетить

Увидеть и посетить

В японском городе Кесеннума в ледяных блоках заморожены 80 видов морских существ.

Ресторан в пещере

Увидеть и посетить

Увидеть и посетить

Расположен в итальянском городе Полиньяно-а-Маре на территории отеля Grotta Palazzese.

Сад замка Маркизъяк

Увидеть и посетить

Увидеть и посетить

Расположен во французском городе Везак и создавался на протяжении 3 столетий.

Гостиница под землей

Увидеть и посетить

Увидеть и посетить

Отель Sala Silvermine Hotel в Швеции расположен в бывшей шахте на глубине 155 метров.

Ресторан у водопада

Увидеть и посетить

Увидеть и посетить

Расположен на территории курорта Villa Escudero в провинции Кесон, Филиппины.

Затерянный город Мачу-Пикчу

Увидеть и посетить

Увидеть и посетить

Находится на территории современного Перу на вершине горного хребта высотой 2450 метров над уровнем моря. Удостоен звания Нового чуда света.

Небоскреб в деревне Хуаси

Увидеть и посетить

Увидеть и посетить

Жители китайской деревни вскладчину построили отель высотой в 328 метров и стоимостью в 470 млн. долларов.

Снежный отель

Увидеть и посетить

Увидеть и посетить

Увидеть и посетить

Каждую зиму в Финляндии, Альпах и Пиренеях возводят из снега зимний курорт для любителей экстремального отдыха.

Бассейн-водопад

Увидеть и посетить

Увидеть и посетить

Естественная чаша бассейна водопада Виктория в Зимбабве расположена на высоте 128 метров.

Смотровая площадка

Увидеть и посетить

Увидеть и посетить

Стеклянные балконы 103-этажного небоскреба Уиллис-тауэр в Чикаго.

Аттракционы на месте АЭС

Увидеть и посетить

Увидеть и посетить

Парк Wunderland Kalkar находится на территории недостроенной АЭС в германском городе Калькар. Главный аттракцион размещен в центральной трубе.

ИЗ ИНТНРНЕТА