Есть люди, имена которых в истории навеки покрыты несмываемым позором предательства, вероломства, клятвопреступления и измены. Предавая интересы нации и государства, эти "граждане мира" предавали свой народ, родную землю, веру предков, надёжных друзей и верных союзников. Они так часто меняли свою присягу, что она потеряла для них всякое значение. Они сдавали врагам города и крепости, государственные и военные тайны, сознательно и целенаправленно разрушали армию и оборону государства изнутри. Предавали защитников и патриотов страны, отцовские победы и "дедовские честные гробы". Лишали будущего целые поколения соотечественников, разрушая оградительные бастионы истории и культуры, нравственности и традиций. Незаметно сея рознь, они развязывали на просторах великой страны нескончаемые гражданские войны, сталкивая целые поколения отцов и детей, дедов и внуков.
Имя украинского гетмана Ивана Степановича Мазепы (1644-1709) вошло в историю как символ вероломного предательства и национальной измены. Мазепа изменил Украине, украинскому народу, русскому царю и братской России. Выходец из украинской шляхты Правобережной Украины, он с юных лет воспитывался при дворе польского короля Яна Казимира. Своё обучение он "совершенствовал" в школе иезуитов и несколько лет учился за границей. Самих иезуитов уподобляли острому мечу, "рукоять которого в Римском Ватикане, а жало где угодно". Став пажом польского короля, выполнял важные политические и дипломатические поручения. В 1663 году Мазепа участвовал в походе короля на Левобережную Украину с целью её отторжения от России. После похода, как "агент влияния" из "пятой колонны", он остался на Украине.
С этого времени и начинается двойная игра Мазепы, искусно лавировавшего между Россией и польским двором. Умом, образованностью, внешним лоском и изысканной речью Мазепа выделялся среди казацкой старшины. Будучи хитрым, честолюбивым и коварным, он шаг за шагом прокладывал себе путь к гетманской булаве, служа то гетману Дорошенко, то Самойловичу. Своему благодетелю Ивану Самойловичу Мазепа отплатил чёрной неблагодарностью, обвинив в измене и возглавив в июле 1687 года - после неудачного Крымского похода - заговор казацкой старшины и получив интригами, лестью и подкупом вожделенную гетманскую власть и булаву.
Католик-поляк по вере и иезуит по воспитанию и поведению, Мазепа искал только выгод и удобств привольной жизни, легко вступал в сделку с совестью и по корысти и расчёту готов был одинаково служить и Москве, и Польше и Швеции. На протяжении своего 20-летнего гетманства(1687-1708) Мазепа проводил глубоко антинародную политику на Украине и в Запорожье, пытаясь спровоцировать столкновения между русским правительством, украинским народом и запорожскими казаками. Подготавливая передачу левобережных украинских земель под власть Польши, он стремился поссорить Украину с Россией и посеять вражду среди народов-братьев. Налоги и поборы при его гетманстве настолько увеличились, что стали непосильными, вызывая многочисленные волнения и восстания.
Внушая жителям Украины, что основной причиной тяжёлого экономического положения являются постои русских войск и "ярмо московское", Мазепа в то же время писал в Москву, что украинский народ - "глуп и непостоянен", что у него "зело отпадает сердце к великому государю" и нижайше просил царя Петра: "Пусть великий государь не слишком даёт веру малороссийскому народу; пусть пришлёт в Украину доброе войско из солдат храбрых и обученных, чтобы держать народ малороссийский в послушании и верном подданстве".
Такую же политику лукавый и вероломный гетман проводил в отношении Запорожской Сечи. Строя на запорожских землях города и собственные селитровые промыслы, Мазепа творил свои притеснения именем русского царя, перекладывая свою вину на "Москву" и озлобляя запорожцев против России. Усиливая недовольство сечевиков, он тайно им внушал, что царь Пётр собирается снести Сечь и уничтожить запорожцев - "загнать в Сибирь, как скот" или сделать драгунами и солдатами, а "весь малороссийский народ подвергнуть вечному рабству". Стремясь подтолкнуть русское правительство на вооруженное противостояние с Запорожской Сечью - "того проклятого гнезда искоренити силою оружия", - он неоднократно призывал к этому в 1702, 1703 и 1705 годах, одновременно налаживая связи с Карлом XII и его ставленником на польском троне Станиславом Лещинским.
Для достижения своей преступной цели - отторжения Украины от России двуличный предатель не брезговал никакими средствами - он связывался с Польшей, Турцией и Крымом, "чтоб турки и татары мир разорвали с его величеством царским". Свои предательские планы и действия вероломный и коварный изменник тщательно и ловко маскировал, говоря: "Я бы хотел, чтобы и рубашка моя не знала".
Лично знавший Мазепу Феофан Прокопович (1681-1736) отмечал в своей "Истории императора Петра Великого", что в той мере, в какой в глубине души своей Мазепа был предан полякам, в такой же мере он ненавидел русских. Но никто не мог этого заметить, поскольку многоликий гетман-иезуит всегда притворялся "любовным, доброжелательным и приветливым". О таких в народе говорят: "Змея один раз в год меняет кожу, а предатель каждый день". Быстро и толково исполняя распоряжения царя, он успел заслужить уважение и доверие русского монарха, долго не обращавшего внимания ни на какие доносы, полученные на гетмана из Украины. "Предатель опаснее врага" - гласит народная мудрость.
Полностью ему доверяя, Пётр Великий в Москве в феврале 1700 года лично наградил вторым по счёту орденом Андрея Первозванного гетмана Ивана Мазепу - "за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы". Девиз первого российского ордена гласил: "За веру и верность". Известно также, что в 1703 году польский король Август II наградил Мазепу орденом Белого Орла, назвав себя в грамоте - "верным другом его". Опытному заговорщику и злейшему врагу братских славянских народов долгие годы удавалось создавать видимость дружелюбного и преданного отношения к России и Великому Петру.
Надежды гетмана Мазепы на возможность осуществления его преступных замыслов укрепились после поражения русских войск под Нарвой (1700) и в тяжёлые годы Северной войны (1700-1721).В 1707 году, накануне вторжения шведов в Россию, он заключил тайный договор с королём Швеции Карлом XII и королём Польши Станиславом Лещинским. Мазепу и обоих королей объединяла общая ненависть к России и стремление сломить её всё возрастающую силу и мощь. Изменник-гетман обещал передать Украину, как законное достояние польских королей, под власть Польши, для шведов он обязался установить на реках мосты-переправы и предоставить им Стародуб, Новгород-Северский, Батурин, Чернигов и другие города и крепости, куда предусмотрительно начал свозить боеприпасы, артиллерию и огромные запасы продовольствия.
Здесь шведская армия должна была перезимовать и оставаться до сосредоточения Мазепой 50-тысячного украинского казацкого войска и привлечения им к союзу со шведами донских казаков-булавинцев и Белгородской татарской орды. Мазепа обещал привлечь к военному союзу против России и многотысячное калмыцкое войско хана Аюки. В предстоящем походе на Москву Мазепа с войском должен был присоединиться к шведской армии, обязуясь полностью снабжать её продовольствием, боеприпасами и фуражом из Гетманщины и Слободской Украины. Из Польши должны были прийти Станислав Лещинский с "коронным войском" и шведский генерал Крассау. Войска Лещинского должны были двигаться на Москву двумя путями: коренное польское войско - через Киев, а литовское - через Смоленск. В то же время 12-тысячный корпус шведского генерала Либекера должен был занять Новгородскую и Псковскую земли и овладеть Петербургом. К новому нашествию на Русь должны были присоединиться запорожские казаки, крымские татары и многотысячные турецкие легионы.
К вся эта многоязычная и разноплеменная "интернациональная орда" должна была нанести сокрушительный удар по России с последующим её разорением и расчленением на малые княжества и воеводства - под контролем вооружённых "миротворцев" с Запада и Востока. Русская армия должна была быть разгромлена и отброшена к северу от Москвы и Волги, лишена продовольствия и боеприпасов и поставлена на колени. Главный удар должен был нанести "свейский лев" Карл XII.
Однако мощная антирусская коалиция так и не состоялась. Благодаря активным наступательным действиям русских войск, сокрушительному и упреждающему разгрому Запорожской Сечи, демонстрации русского флота в устье Дона и Азовском море и, наконец, твёрдости и последовательности русской дипломатии по отношению к Турции и использовании разногласий и противоречий между нашими врагами.
Свой предательский договор Мазепа заключал подвидом "самостийности, незалежности и соборности Украины", оправдывая свою авантюру и измену - борьбой за "войсковые вольности" и "целость Отчизны". Раздувая волнения среди старшины и казаков и собирая недовольных под свои бунчуки и знамена, - Мазепа "ждал прихода мессии" - шведского короля Карла XII.
Как и все предатели, Мазепа вёл сложную многоходовую игру, приглашая Карла Шведского и одновременно усыпляя бдительность русского правительства и своего обманутого народа. Чем ближе шведы подходили к Украине, тем труднее Мазепе было лавировать. Изменой и вероломством он ставил на карту всё - нажитые за долгие годы несметные богатства, гетманскую булаву и собственную жизнь. По словам польского резидента С.Понятовского, "Карл XII рассудил, что его армия не может идти дальше в Московию голодной и измученной; поэтому решился идти на Украину, имея там соглашение с казацким гетманом Мазепой, хотел поднять казацкий бунт против Москвы и только тогда идти глубже в Русскую Державу".
Новость о предательстве Мазепы и переходе на сторону врага стала для Петра громом среди ясного неба. В манифесте царя украинскому народу говорилось: "Гетман Мазепа, забыв страх Божий и своё крестное целованье, изменил и переехал к неприятелю нашему, королю швецкому", чтобы с королём Польши "малороссийскую землю поработить по-прежнему под владение Польское и церкви Божий и святые монастыри отдать во унию". То есть подчинить католическому духовенству и обратить в лютеранские и униатские кирхи. Слова царского манифеста громко звучали под сводами православных церквей, на городских площадях и сельских сходах, в полковых канцеляриях.
Петром Великим были предприняты своевременные и решительные меры к ликвидации последствий гетманской измены. Была разгромлена и сожжена до основания гетманская столица Батурин с огромными запасами продовольствия, артиллерии и боеприпасов, предназначенных для шведов. Всем, вовлеченным в заговор и обманутым Мазепой, обещалось полное прощение, если они раскаются и покинут предателя. Бегство из шведского лагеря украинских казаков, сотников и старшин приняло широкий размах. Многие города Украины готовились к решительной обороне от интервентов. Не белым хлебом и вышитыми рушниками встретил украинский народ шведских захватчиков, а вилами и беспощадной общенародной войной.
5 ноября 1708 года жители Новгорода-Северского собрались в церкви, где дали клятвенное обещание упорно бороться со шведами и изменниками и быть верными России - "А к вору и изменнику, бывшему гетману Мазепе, отнюдь не пристанем и ни в чем его слушать не будем, и на том всем святый крест целуем". Подобные клятвы торжественно и твердо звучали и в других городах и селах Украины.
Собственные силы Мазепы были ничтожны и поддержки у него на Украине практически не было. Ненавидимый в народе, он окружил себя наемниками-сердюками, выполнявшими при нем роль янычар. Враждебно относились украинцы и к непрошеным гостям. "Скажу прямо: если украинский народ не поддержит шведского короля, я не вижу никакой возможности для него закончить счастливо войну", - отмечал французский посол при Карле II де Безенваль. Вместо обещанных Карлу Шведскому 50 тысяч сабель Мазепа привёл в королевский лагерь не более двух тысяч казаков. Больше не нашлось желающих разделить участь изменника и предателя. Шведы приобрели не могущественного союзника и хозяина огромной страны, а жалкого беглеца, имя которого стало ненавистным среди населения. В глазах всего украинского народа Мазепа и его окружение потеряли всякий авторитет и представляли кучку изменников, укрывшихся от народного гнева под защитой шведских штыков. Народ ловил и обезвреживал мазепинских агитаторов и агентов, распространявших гетманские "универсалы" и ведущих агитацию за Мазепу, против России.
Призывая к освобождению Украины от "московского ярма", Мазепа действовал хитростью, угрозами, подкупом и обманом. "Агитпроп Мазепы" породил огромное количество гетманских "универсалов", манифестов и антироссийских мифов.
Читая сегодня антирусские пасквили и воззвания о "московских ужасах", можно подумать, что русские солдаты учредили в Малороссии настоящее рабство - били казаков палками по голове, обрубали шпагами уши, жён их и дочерей - непременно насиловали, имущество, скот и лошадей забирали и творили безобразия и бесчинства, а жителей толпами гнали в Сибирь, "не пощадив и малых деток"...
Так предатель Мазепа стал орудием в руках шведского короля, исполнителем его воли и ширмой для прикрытия насилий и грабежей, творимых интервентами.
Лгал в своих манифестах и Карл Шведский, утверждая, что царь Пётр давно уже ведёт переговоры с папой римским, как бы искоренить в своём государстве греческую веру и ввести римскую. Окончательно изменив свою политику "освободителя" и "миротворца" в отношении к украинскому народу, шведский король перешёл к беспощадному террору, предавая всё "огню и мечу", не щадя женщин, стариков и детей. Интервенты жестоко мстили народу за упорное сопротивление и за помощь русской армии. Объединёнными действиями русско-украинских войск при поддержке партизанских отрядов наносились чувствительные удары с тыла и флангов шведской армии. Разгорался пожар народной войны против интервентов и жгучая ненависть к Мазепе, к полякам и шведам. Стремясь облегчить положение шведских интервентов, гетман-изменник звал на украинскую землю полчища крымских татар, турецких янычар и польские войска, чтобы "соединёнными оружиями и силами" разгромить русскую армию и защитить "войсковые вольности" и "целость отчизны" от "тирании московского царя".
6 ноября 1708 года в городе Глухове собралась казацкая Рада. После литургии и молебна в церкви Святой Троицы вместо "перебещика вора Мазепы" был избран новый гетман - полковник Стародубского полка Иван Скоропадский. Обращаясь к здравому народному смыслу, он прочитал воззвание ко всему малороссийскому народу, объясняя преступность замыслов Мазепы.
Накануне, 5 ноября 1708 года, состоялась гражданская казнь и отрешение от гетманства изменника и богоотступника Мазепы.
А 12 ноября 1708 года в том же Глухове в присутствии царя, вельмож и казацких чинов киевским митрополитом и двумя архиереями, черниговским и переяславским, в Троицкой церкви провозглашена была анафема и вечное проклятие "вору и изменнику" Мазепе. Та же церемония происходила и в Успенском соборе Московского Кремля.
Запутавшийся в провокациях и интригах, заочно казнённый и навеки проклятый Православной Церковью и всем народом, старый злодей и предатель начал метаться в поисках выхода. Сильно сомневаясь в шансах "непобедимых шведов", Мазепа вдруг с ужасом понял, что совершил страшную ошибку. Победит Россия и Пётр, которого он так подло предал! В отчаянии в конце 1708 года он посылает к царю своего посланника с невероятным предложением. Он, Мазепа, захватывает и передаёт в руки русских Карла XII и главных шведских генералов. За это Пётр возвращает ему гетманскую булаву, свою милость и былое расположение. При этом Мазепа требовал гарантию крупных европейских государств. Так заклятый враг Украины и России стал предателем и своего нового союзника и друга - шведского короля Карла XII.
В это время у царя и зародилась идея противопоставления высшего российского ордена Андрея Первозванного с девизом "За веру и верность" и позорного "Ордена Иуды", выдаваемого за предательство и измену. Сам Петр сравнивал Мазепу с Иудой-Искариотом, предавшим Иисуса Христа за 30 сребреников.
Король Швеции Карл XVII и гетман Мазепа после поражения под Полтавой
27 июня 1709 года русская армия одержала блистательную Полтавскую викторию, которую сам Пётр назвал "днём воскресения для России", "началом благополучия нашего и спасения". Грандиозному сражению на полях Украины посвятил свою бессмертную поэму "Полтава" А.С.Пушкин:
И где ж Мазепа ? Где злодей?
Куда бежал Иуда в страхе?
Зачем король не меж гостей?
Зачем изменник не на плахе?
Верхом, в глуши степей нагих,
Король и гетман мчатся оба.
Бегут. Судьба связала их.
Опасность близкая и злоба...
В погоню за "полтавскими недобитками" устремились драгунские полки бригадира Кропотова и генерал-майора Волконского. Однако король и гетман, перейдя турецкую границу, укрылись в крепости Бендеры. Разгневанный царь настойчиво добивался выдачи злодея Мазепы, направляя письма к турецкому султану, крымскому хану, очаковскому паше и молдавскому господарю, шведскому королю.
Орден Иуды, изготовленный в единственном экземпляре в 1709 году по приказу царя Петра I для награждения гетмана Мазепы
1 июля 1709 года "из обозу от Полтавы" фельдмаршал и светлейший князь А.Д.Меншиков, выполняя поручение Петра, отправил в Москву следующее повеление: "По получению сего сделайте тотчас монету серебряну весом в десять фунтов, а на ней велите вырезать Иуду на осине повесившегося и внизу тридесят серебряников лежащих и при них мешок, а назади надпись против сего: "Треклят сын погибельный Иуда еже за сребролюбие давится". И к той монете сделав цепь в два фунта, пришлите к нам на нарочной почте немедленно". Это и был "Орден Иуды" весом в пять килограммов серебра, специально учреждённый для награждения проклятого Мазепы. Самый вероломный, злобный и самый подлый из врагов России, став первым кавалером нового ордена, должен был носить его до последних дней своей жизни.
Боясь попасть в руки русского царя и преданного им украинского народа - "второй Иуда" Мазепа 22 августа 1709 года принял яд. Накануне смерти вероломного предателя и злодея одолевали полчища вшей. Воистину то было наказание Божие! Хоронили Мазепу в присутствии Карла XII, королевских трубачей, запорожских казаков и наёмников-сердюков с опущенными вниз знаменами и оружием. Всё нажитое им за 20 лет гетманства, все его зловещие планы и сатанинские замыслы - всё пошло прахом... "Предательством счастья не сыщешь", "Предателя и ворон не клюёт!" - гласит вековая мудрость. Лишённый национальной идеи, всех обманывавший и всех предававший, вероломный, безнравственный и коварный - он воплощал абсолютную ложь. Он готов был отдать Малороссию на жертву междоусобной войны, которая неминуемо вспыхнула бы в случае передачи её в польское рабство. Народ Украины не поверил предателю и изменнику и не пошёл за его призрачной "свободой"!
На протяжении XVIII-XX веков к образу гетмана-изменника Мазепы неоднократно обращались писатели - Франсуа Вольтер и Виктор Гюго ("Мазепа", 1829): поэты -Джордж Байрон ("Мазепа", 1818), Кондратий Рылеев (поэма "Войнаровский". 1825), Александр Пушкин ("Полтава", 1829), Богдан Залесский ("Дума про Мазепу"), Бертольд Брехт ("Баллада про Мазепу", 1955) и драматурги - А.Шатковский (драма "Мазепа", 1880). А также композиторы - Ференц Лист (симфоническая поэма "Мазепа", 1857), Пётр Ильич Чайковский (опера "Мазепа") и художники - Теодор Жерико (1823), Евгений Делакруа (1824), Орас Вернет (1825, 1826), Луи Буланжер (1827) и другие. Образ вероломного предателя Мазепы показан и в двухсерийном фильме "Пётр Первый" (1937-1939). Гениальный Пушкин в своей "Полтаве" навеки заклеймил изменника и клятвопреступника Мазепу в позорных названиях - "гетмана-злодея", "Иуды", "врага России и Петра", "живого трупа" и "змия" с "мрачной и коварной душой".
По словам историка Н.И.Костомарова (1817-1885)- "Малороссийский народ за Мазепой не пошёл. Народ инстинктивно почуял ложь в тех призраках свободы, которые ему выставляли. Он уже и прежде лучше самого Петра и его министров раскусил своего гетмана, считал его ляхом, готовым изменить царю с тем, чтоб отдать Украину в рабство Польше. Никакие уверения изменника, никакие лживые обвинения, рассыпаемые им на московские власти, не переменили к нему народной антипатии. Народ инстинктивно видел, что его тянут в гибель, и не пошёл туда. Народ остался верен Русской державе. Эти два народа настолько сблизились и соединились, что их расторжение уже немыслимо в силу освященного опытом сознания обоюдной пользы их соединения". "Память о Мазепе. - продолжал Н.И.Костомаров,- не испарилась совершенно в народе, но осталась никак не в привлекательном виде. В народных песнях и преданиях - это какое-то злое и враждебное существо, это даже не человек, а какая-то лихая проклятая сила: "Проклята Мазепа"!"
Оставив в истории Украины и России кровавый след и надолго оставшийся в памяти своего народа - как символ зла и измены, как "проклята Мазепа", - гетман-предатель стал знаменем идеологов и вождей украинских мазепинцев-националистов XIX-XX веков (М.П.Драгоманова, М.С. Грушевского, Ф.М.Уманца, В.Б.Антоновича, И.Борщака. М.Андрусяка, Б.Крупницкого и других). Вопреки исторической истине и архивным документам глашатаи национализма "выделяли светлые точки в политической и частной жизни Мазепы", доказывая, что в измене гетмана не было личных интересов и что он только и думал о благе народа и "самостийности" Украины, стонущей под "московским ярмом". Идеализируя "Яна" (Ивана) Мазепу, они пели ему дифирамбы и называли "идейным борцом за свободу и независимость Украины и её народа", "самостийным гетманом-патриотом", "революционером" и "другом свободы", "национальным героем" и "отцом Отечества". Они даже удостоили его ореола "героя-мученика" и "страдальца за правду". Настоящая же правда мазепинцев никогда не интересовала!
Очередное "возрождение" предателя Мазепы началось накануне развала Советского Союза, в шумную эпоху расцвета всевозможных "рухов", "громад" и "саюдисов". Началось "новое мышление", новое мифотворчество и лепка на скорую руку "героичного образу" с бунчуком и булавой "державности и незалежности". Появилось большое количество всевозможного "чтива" и листков-агиток о "пламенном борце" за освобождение Украины от "московского ярма". Тогда же в денежное обращение "самостийной державы" поступила купюра в 10 гривен с портретом "национального героя и патриота" Ивана Мазепы. А новый президент Украины и один из участников Беловежского "путча" Леонид Кравчук получил из рук "мазепинского руха" символичный подарок - точную копию гетманской булавы проклятого Мазепы. Не отставала от запросов времени и творческая интеллигенция... Исторический фильм "Молитва за гетмана Мазепу" вышел на украинские экраны несколько лет назад. В антирусской по содержанию картине - знакомый набор идеологических фальшивок и штампов - зверства русских солдат на Украине и груды мёртвых тел, изнасилованные женщины и поруганная честь Отчизны, садистские и содомитские наклонности царя Петра и светлый образ "благородного борца" за свободу и независимость Украины "ясновельможного гетмана" "Яна" Мазепы". Новые времена, но старые "песни" и "герои"!
Зловещая тень изменника и предателя снова встаёт из могилы и поднимается на пьедестал вероломства и лжи, чтобы снова сеять рознь и вражду между братскими славянскими народами, предавать веру предков, родную землю и свой народ.
Великий и мудрый царь Петр, учреждая в 1709 году "Орден Иуды", вряд ли мог предположить, что его идея будет востребована спустя 300 лет.
Владимир Максимов
http://www.russdom.ru/