Рано начинается трудовой день Государя. С 8 часов утра, а не то и с 7 часов и даже ранее, жизнь во дворце или в Царской ставке начинает бить ключом, к 9 часам утра Монарх уже заканчивает Свой легкий первый завтрак, простой и умеренный, как и вся Его жизнь, и немедленно приступает к работам в Своем кабинете. Он прочитывает утренние газеты, представляемые Ему телеграммы и сводку всякого рода сведений. Все, что только обращает на себя внимание, Государь тут же отмечает Собственноручно, как и весь распорядок дня, в записную книжку-календарь, которая всегда находится на письменном его столе.
Время с 10 и до 11 часов утра считается как бы отведенным по расписанию на утреннюю прогулку, но на самом деле с 101/2 часов Государь почти всегда принимает доклады высших приближенных чинов. В этот же промежуток времени бывают испрашиваемы у Него, а иногда и Им Самим назначаемы сверхурочные приемы различных сановников или более простых лиц. Только остающееся затем до 11 часов утра время может посвятить Государь император своей первой прогулке на воздухе в Своем Собственном парке, большей частью иногда с Наследником Цесаревичем, но неизменно сопровождаемый ожидающими с нетерпением этого времени любимыми Его собаками, шотландскими лайками-колли, сильно привязанными к Своему Высокому Хозяину и во все врмя прогулки непрерывно к нему ласкающимися.
Ровно в 11 часов утра Его Величество возвращается во дворец и перед открытием приема с докладами министров и главноуправляющих изволит неизменно, почти всегда с Наследником Цесаревичем, производить пробу пищи поочередно через день подносимую от лейб-гвардии Собственного Его Величества пехотного полка и Собственного Его Величества конвоя. Проба эта представляется фельдфебелем или вахмистром, чья очередь, в особо-запертых на ключ судках. Государь изволит всегда отмечать Свое впечатление от пробы для сообщения соответственному начальнику части. Сейчас же после того начинаются доклады министров и главноуправляющих. Им отведено время до часу дня, когда положен завтрак. Завтрак Государя протекает в кругу Семьи, которую он зачастую здесь видит впервые за день. Иногда удостаиваются приглашения к завтраку дежурные чины свиты Его Величества. Завтрак подается обильный, но простой и скромный. После завтрака, около 2 часов дня и до 3-4 часов возобновляются приемы. Иногда представляющихся мало, иногда очень много, например, прием целого учреждения, учебного заведения, военного или гражданского и пр. Иногда, что весьма редко, приема нет совсем. Только остающееся до 5 часов дня время посвящается второй дневной прогулке.
Время от до 6 часов вечера назначено для чая в кругу Августейшей Семьи. Однако, и временем чая Государь пользуется для деловых бесед для чтения вслух, которым Он владеет с большим искусством и которое чрезвычайно любит. Что касается самой прогулки, то она протекает весьма различно. Государь ходит пешком, ездит верхом или на самокате, или, как это бывает в Петергофе, на байдарке по морю, превосходно управляя вообще веслами. Монарх часто при этих прогулках на байдарке имеет Царственного Своего Сына на коленях. Часто также в этой дневной прогулке Государя сопровождают и другие Августейшие дети.
С 6 часов вечера Государь снова за работой до обеда, который подается в 8 часов вечера. Эти два часа Царь проводит или один, что бывает, однако, сравнительно редко, или в дополнительных и сверхурочных приемах министров, главноуправляющих и прочее.
На обед с Семьей и беседы после него, так же, как и после пятичасового чая, Государь уделяет полтора часа. От 91/2 часов вечера снова начинается Царская работа. Сон Державного Труженика никогда не наступает раньше 12-121/2 часов ночи, а весьма часто и много позднее. Никогда в течение дня Государь не ложится отдыхать. Весь день хранит Он неизменную бодрость и силу воли, никогда не выказывая утомления. Иногда, если удастся окончить раньше вечернюю работу, приходит Он к Государыне, читает Государыне вслух и делится впечатлениями дня за вечерним чаем.
Молитвою Богу заканчивается этот трудовой день, как и начинается. Не менее 10, а часто и до 12-ти часов в сутки работает Державный Хозяин земли русской, спит он не более семи часов и не более пяти-шести часов уделяет на принятие пищи и общение, в виде отдыха, с Семьей. Накануне праздника Государь присутствует на всенощной от 7 с половиной часов вечера и в праздники слушает Божественную литургию от 11 час. утра. Прочее все время заполнено, как и будни, личным трудом: посещением учреждений, войск и прочее. Каждый день перед сном Государь обязательно заносит в свой дневник впечатления дня, хотя бы в нескольких словах, где бы Он ни находился: в пути, дома, в чужих краях. По телефону Государь избегает говорить. В рабочей комнате Государя телефона нет и висит он лишь в комнате Царского слуги.
Государь не требует ни особенно дорогих письменных принадлежностей, ни роскоши в Своей рабочей обстановке, продолжая и здесь разумную бережливость Своего Родителя. Монарх применяет те же предметы рабочего обихода, как и большинство Его подданных и пользуется ими расчетливо. Карандаши, например, Он обыкновенно, исписывает до конца и только уже последние остатки отдает на забаву Своему Августейшему Сыну. Почти каждый доклад сопровождается Собственноручными пометками Его Величества на соответственных делах. Если же пометка эта не следует, то ясно и определенно указывается Государем Его воля. Все это делается с особенной, отличающей Государя чарующей ласковостью, одобряющей человека и невольно заставляющей его высказывать все, что у него на душе. И вот эту-то душу доклада, эту правду Государь и ценит всего выше, гораздо выше, нежели красоту изложения, но делаемую неискренно.
- Я люблю слушать правду, - говорит Монарх.
Всегда бумаги, требующие особого внимания, оставляются Государем у себя. Они обязательно прочитываются и на полях их делаются пометки. Читаются, например, лично всегда все отчеты губернаторов и наиболее заслуживающие внимания места из них - зачастую вслух Императрице за вечерним чаем. Речи Государя всегда поражают своею краткостью, ясностью и живой образностью заключеных в них мыслей.
- Я никогда не готовлюсь к тому, что говорю при посторонних, но, помолясь Господу Богу, говорю, как само выльется, - неоднократно высказывался Монарх. Тяжелую работу Свою за государственными делами Государь ведет почти всю целиком наедине. Секретарей Государь наш не имеет. Вместо них до известной степени помогают ему чины, непосредственно ведающие отделами дворцовой службы, чины свиты Его Величества и прочие лица, которым Государь дает отдельно каждый раз поручения. Больше всего здесь работает военно-походная канцелярия. Чины, ее составляющие, разбирают и составляют шифрованные телеграммы, набрасывают письма, ответы и исполняют другие задачи.
- Я работаю за троих, пусть каждый умеет работать хотя бы за двоих, - сказал однажды Государь. После обеда обыкновенно Государь с отличающим Его искусством читает вслух Государыне, которая это очень любит. Чаще всего избираются русские писатели, особенно юмористы, и из них всего более Гоголь. Царь знает также в совершенстве и очень ценит творения И.Ф. Горбунова. Обладает большими знаниями в русской и иностранной письменности. Любит также русскую историю и состоит председателем исторического общества Императора Александра III.
В личной Своей жизни Государь явно высказывает тяготение ко всему русскому. Прислуга при дворе по преимуществу русская. В самой пище своей Государь заметно придерживается русских блюд. Наиболее жалует из блюд: поросенка, борщи, каши, блины. Любит квас, так называемый монастырский, способ приготовления которого выведен из Саровской пустыни. Шампанское при дворе подается исключительно русское. Вообще, стол Государя здоровый, обильный, но не роскошный и по возможности простой. В посты Царская Семья всегда ведет образ жизни необыкновенно воздержанный и исключающий всякие увеселения. Первую, четвертую и седьмую неделю поста, а также в среды и пятницы прочих недель этого поста из еды исключается даже рыба. Благочестие и чистота русской души Царственной Четы, Ее величаво православный уклад жизни сказываются во всем. Видное место в развлечениях в Царской Семье занимает игра балалаечников, песни казаков и их пляска. В Крыму, однажды, принимая офицеров лейб-гренадерского Эриванского полка, Государь с большим вниманием и одобрением прослушал все застольное хоровое пение по кавказским обычаям. Особенное впечатление на него произвела песня "Алла-Верды", исполненная восемью офицерами полка. Песни и пляски казаков приводят Государя в самое лучшее настроение. Немногочисленны, несложны, скромны и просты развлечения русского Царя и Его Семьи. Многим из Его подданных показалась бы жизнь при Дворе, как она идет постоянно, скучной и однообразной. Вот пример простоты, умеренности и нетребовательности во всем.
"Приазовский край", № 51, 24.02.1913 года. По материалам труда проф. Ельчанинова "Царствование Императора Николая Александровича"