ВАКАН-ТАНКА
Если говорить о влиянии религии на судьбу лошади, то религия северо-американских индейцев как раз предполагали полную невозможность существования индейцев без лошадей и лошадей без индейцев.
"Все так перемешалось, что он видел много женщин, которые выкармливали своим молоком жеребят и много кобыл, которые выкормили своим молоком человеческих младенцев".
"Когда исчезнем мы, лошадиная жизнь потеряет смысл. Они станут глупыми, дикими и умрут. Если исчезнут лошади, мы станем маленькими, неподвижными и то же умрем. Всякий сможет убить человека, у которого нет лошади и всякий, даже койот, убьет лошадь, у которой нет человека. Ты, наверное, знаешь, что каждый воин имеет много видений. Жизнь воина сшивается из видений, как военная рубаха. Но главные видения были раньше, когда мой народ еще не знал лошадей. Мы были жалкими и не могли передвигаться далеко. И тогда мои боги явились моему народу на лошадях. Но те, кому являлись в его видениях боги, еще не знали кто это. Союз с лошадью, дружба с лошадью были приметой настоящего бога, бога Вакан-танка, Великой тайны, которому не нужно было ремня или веревки, чтобы направить лошадь или остановить ее, положить ее или посадить посреди великой равнины. Чтобы изумленные увиденным воины никогда не прекращали вокруг нее священного танца.
А потом, потом боги отдали нам лошадей, когда всем нам стало очень плохо. Они отдали нам их добрыми и разумными, и дружба с ними не нуждалась в плетке или уздечке, в ремне или веревке. Они понимали нас, а мы их. Но мы предали своих богов, предали Вакан-танка, который явился когда-то нам в образе мальчика, с сидящей лошадью, смеющегося посреди военного танца.
Мы предали великую тайну, когда человек впервые ударил лошадь. А потом человек надел на нее уздечку и причинил ей сильную боль. И тогда кончилась та связь с лошадью и дружба с нею, которую подарил нам, пришедший в образе смеющегося мальчика, бог Вакан-танка. И тогда смерть стала нашей участью. И Вичита, и Кишайя, и Каманчи, и Арапаха, и Шайены, и Юты, и Сиуксы, и все, все населявшие землю нашу народы стали умирать и сдаваться, так как стали слабыми и глупыми.
Надо хорошо представлять себе индейцев северной америки и их взаимоотношения с лошадьми. Особенно таких наиболее лошадиных индейцев, как Каманча, Тепаквайя, Каманча Пеннами, Каманча Трева Куна Ока, Апачи, Юты, Шашоны. С одной стороны скотство и жестокость беспредельная. Лошадь была денежной единицей, мерилом благосостояния ее владельца и жили они хуже, чем лошади средневековой Европы. С другой стороны были так называемые Ташунко Татанка или Ташунок Озуйе. Это бизонья лошадь и военная лошадь. На ее образование тратились годы.
Воспитанием этих лошадей занималась особая каста, которая по дакотски называлась Ташунко Иши - лошади человеки, заклинатели лошадей. Причем по традиции от каждой воспитанной им лошади Ташунко Иши пришивал специальную прядь. Отличительной чертой Ташунко Иши был чекер. Вернее не чекер, потому что чекеры были у всех, а особое расположение и цвета хеопайпов - волосяных трубочек, а также когти годовалого гризли, расположенные на этом чекере.
Среди этих заклинателей были настоящие звезды, такие как Ташунко Ванкатаи - Высокая Лошадь, Исатаи - Падающий Кайот, впрочем, все это уже лирика, потому что нам предстоит дальше двигаться в мир лошади и в мир удивительной любви человека к ней.
Лошадиная энциклопедия!