
Україна сьогодні стоїть на роздоріжжі. Одна дорога веде її до повторення боснійського досвіду. Інша - до хорватського
Мовою оригіналу
Мы часто думаем, что гибридная война – это ноу-хау российского вторжения в Украину. На самом деле – нет. Все, что мы наблюдаем сегодня на Донбассе, было изобретено 25 лет назад, когда шел распад Югославии.
Слободан Милошевич был предтечей Владимира Путина. Для президента Сербии сербы, оставшиеся жить за пределами страны, точно так же были ничем иным, как ирредентой. Он тоже пытался использовать их как ресурс для сохранения влияния на бывшие части Югославии, ставшие на тот момент уже независимыми государствами.
Полем боя стали два новых государства – Босния и Хорватия.
В Боснии и Герцеговине жили боснийцы-мусульмане, хорваты-католики и православные сербы. Да, это сложный национально-конфессиональный коктейль, но, тем не менее, он не был бензином, способным воспламениться от одной искры. Скорее, это был тротил, для которого нужен детонатор. И такой детонатор был найден.
Боснийские сербы в 1992 году при поддержке Белграда заявили о создании «Республики Сербской». Политическим лидером боснийского «ДНР» стал психиатр Радован Караджич. Военным лидером – генерал югославской армии Ратко Младич. Официальный Белград занимал примерно ту же позицию, которой придерживалась и Москва: публичная дипломатическая поддержка и непубличная – военная. Через границу Сербии в «непризнанную республику» шли техника, боеприпасы и добровольцы.
Мясорубка продолжалась почти четыре года. Унесла более ста тысяч жизней. Причем для самого Белграда боснийские сербы были инструментальны – примерно так же, как инструментален для Кремля Донбасс. В тот момент, когда Милошевич решил «замирить» Младича и Караджича с Сараево, он внезапно для себя обнаружил, что эта инструментальность подхода – взаимная. И что боснийские сербы готовы исполнять лишь те указания Белграда, которые им по душе.
Потому что в период с 1993-го по 1995-й Караджич с Младичем успели сорвать целых три западных плана мирного урегулирования, которые вполне устраивали Милошевича. После того, как Караджич отказался от первого плана – лидер Сербии пригласил его с собой на саммит в Афины и там совместно с западными дипломатами настоял на подписании документов. Но лидер боснийских сербов заявил, что план должен быть ратифицирован парламентом непризнанной республики, после чего Милошевич был вынужден лететь и выступать перед депутатами.
Но выступление не помогло – сразу после выступления Милошевича произнес речь Младич, который упирал на то, что мир приведет к отказу от уже завоеванного. Депутаты не проголосовали. После этого государственные медиа Сербии внезапно обнаружили, что лидеры боснийских сербов – никакие не Робин Гуды, а лишь кучка безответственных авантюристов, которые ради самих себя держат в заложниках и боснийских сербов, и саму Сербию, изнывающую из под санкциями. А после третьего отказа боснийских сербов от мирного плана Милошевич разозлился и перекрыл боснийскую границу вместе со всеми поставками оружия.
Однако, при всех прочих, боснийская история – это именно тот сценарий, которого Кремль хотел бы для Украины. Потому что во время Дейтонских соглашений, ознаменовавших окончание войны, запад настоял на сохранении «Республики Сербской» в качестве отдельного формирования в рамках Боснии. Ее представители получили треть в парламенте страны, а сам анклав получил право вето на общие решения. Центральные власти урезались в правах в пользу региональных.
В итоге современная Босния и Герцеговина напоминает историю про лебедя, рака и щуку: она не способна ни к компромиссу, ни к эффективному развитию. Система госуправления получилась громоздкой и неэффективной. И тот факт, что самого Милошевича нет уже много лет – не обнулил это статус-кво. То, что было рождено им для сдерживания Боснии – продолжает жить, несмотря на политических крах самого автора идеи.
И нет ничего удивительного в том, что Москва мечтает о том, чтобы Донбасс сыграл для Украины ту самую роль, которую сыграла для Боснии «Республика Сербска». В то время как самой Украине впору всматриваться в пример другой постюгославской страны – Хорватии.
Потому что всю первую половину девяностых параллельно с войной в Боснии шла еще одна – в Хорватии. Там тоже вскоре после распада Югославии начался конфликт. Хорватские сербы в 1991 году создали на территории страны «Сербску Краину» – еще одну разновидность «ДНР». Этот анклав точно так же пользовался поддержкой Белграда, но руководство Хорватии, в отличие от Боснии, до последнего не соглашалось на реальные шаги по реинтеграции мятежной территории на чужих правилах.
Хотя такие попытки были. Так, в январе 1995 года американский посол Питер Гэлбрайт предлагал сторонам конфликта план «Загреб-4». Согласно этому плану часть территорий получали автономию, часть – интегрировались в состав страны. Однако хорватский президент Франьо Туджман счел этот вариант неприемлемым, но вслух пообещал рассмотреть его – однако лишь в отдаленной перспективе.
Переговоры хоть и шли, но предназначались скорее для отвода глаз. Официальный Загреб ждал лишь того момента, когда Белград начнет тонуть в собственных противоречиях, и когда ему попросту не будет дела до поддержания сепаратистов за пределами собственных границ. Спустя четыре года после начала конфликта хорваты этого дождались.
В том же 1995-м году хорватская армия провела две военные операции – «Молния» и «Буря». В результате первой был взят под контроль сербский анклав Западная Славония, в результате второй – остальные территории Сербской Краины. Отношение к этим операциям до сих пор неоднозначное: наряду с восстановлением территориальной целостности ее итогом стали беженцы и жертвы среди мирного населения.
И тем не менее: Украина сегодня стоит на развилке. Одна дорога ведет ее к повторению боснийского опыта. Другая – к хорватскому. Нужно четко понимать мотивы Москвы: ставка в Кремле делается именно на то, чтобы вернуть Украину в формат «буфера» между Россией и Западом. Сохранить ситуацию, когда запад заканчивается на польско-украинской границе, а не на украино-российской. Москве не нужны Донецк и Луганск – она хочет использовать их лишь в роли той самой «Республики Сербской», которую в свое время Милошевич сумел навязать Боснии. Чтобы эти анклавы, контролируемые боевиками, были легализованы в Украине, получили право вето на решения Киева и служили ошейником на украинском внешнеполитическом суверенитете.
И точно так же главная задача Украины – это стремиться к хорватскому сценарию прекращения войны. Затягивать мирные переговоры до тех пор, пока у Москвы не останется ресурсов, чтобы продавливать свое видение мирного процесса. Не соглашаться на любые решения, которые могут ограничить украинский суверенитет. Привыкать жить в условиях гибридной войны и перманентных военных эскалаций. По мере сил – добиваться того, чтобы санкционное давление на Москву не ослабевало.
Никто не обещает, что это случится завтра. Никто не обещает, что победа будет легкой. Но кто, черт побери, вообще внушил мысль, что на войне бывает иначе?
Джерело: Крим.Реалії
В эфире программы «Hard Talk.LIVE» с Наташей Влащенко на телеканале «112 Украина»экс-глава СБУ Игорь Смешко прокомментировал заявление Александра Турчинова о том, что не провоцировать россиян и не вести военные действия в Крыму ему рекомендовали западные послы:
«Турчинов начинает делать сейчас такие заявления, потому что СМИ за два года очень много рассказали о событиях, которые происходили в Крыму. Как действовал о.о президента? Я открыто всегда это говорил — Турчинову нужно было не слушать послов западных стран, а выполнять Конституцию Украины, — уверен Смешко.

Мы подверглись агрессии — объявляется мобилизация , сразу же объявляется Закон про оборону, становись Главнокомандующим, выстраивай вертикаль подчинения военного и веди боевые действия, защищайся, — сказал Смешко.
В апреле 2014 года после всех этих событий группа авторитетных экспертов в Совете безопасности куда я тоже входил с нашей стороны, заседала в штаб-квартире НАТО, я задал вопрос: действительно ли были рекомендации нашему руководству о том, чтобы мы не провоцировали россиян, ведь в первые дни там было большое количество наших боеспособных частей. Мне ответили, что не могли западные послы говорить о том, что не нужно защищаться. Не провоцировать и не защищаться — это две разные вещи, — подытожил экс-глава СБУ.
2. На российском правительственном сайте “Карта нарушений на выборах” на карте россии отсутствует КРЫМ! https://twitter.com/CrimeaUA1/status/777521530578362368 (фото и ссылка).
3. Помните, как крымские пропагандоны с канала “Крым-24” заманивали на избирательные участки, обещая розыгрыш смартфонов? Победителями оказались зелёные человечки в прямом смысле этого слова – в балаклавах и камуфляже https://twitter.com/CrimeaUA1/status/777528508469899264 (фото).
4. Мы живем недалеко от избирательного участка. Раньше из окна было видно, как люди тянутся туда. Сегодня — пусто…
5. В Едыкуйском (Ленинском) районе самая высокая явка по Крыму — аж 27% (на 14:00). Возле “избирательных” участков “аншлаг”. Оцените сами https://twitter.com/kazantip_region/status/777459123663298561 (фото из Щёлкино). В Керчи тоже не наблюдалось ажиотажа на участках https://www.youtube.com/watch?v=YlPVP46xVrs (видео).
6. “Первый Крымский” пропагандистский канал в день “выборов” нахваливает работу “вице-спикера” Крыма Бахарева. Он же кандидат “ЕдРа” в Керчи https://twitter.com/krymrealii/status/777481962407792640 (видео). Рекламировали и кандидата от путинской партии Светлану Савченко https://twitter.com/krymrealii/status/777514045360463872 (видео).
7. 13:00. В 20-ой школе в Симферополе видно пустое помещение с избирательной комиссией, тетками, торгующими пирожками, и мент на входе. Ни одного голосующего!
8. Ватная родственница, у которой окна выходят на избирательный участок, с утра смотрела, когда ажиотаж закончится, чтобы спокойно пойти проголосовать. Ажиотаж так и не начался.
9. Группа людей возле избирательного участка обсуждает, как оформить нарушение избирательного процесса. Предмет обсуждения — украинский флаг на гараже напротив участка. Лучше бы они так реагировали на рекламу наркотических солей, которыми зарисованы все вертикальные поверхности.
10. В дверь позвонили. Приглашали на “выборы”! Когда такое бывало? Видно, совсем никого нет.
11. Некоторые крымчане писали на бюллетенях оккупанта “СЛАВА УКРАЇНІ” https://twitter.com/CrimeaUA1/status/777538664058486784 (фото) и “Все ворьё. Я против оккупантов!” https://twitter.com/CrimeaUA1/status/777543902865784834 (фото).
12. Севастополь. Увидел стайку местных нарядных алкашей. Бухие, счастливые. Праздник у них. Барина выбирают! (прим. Голосовали не только счастливые алкаши, но и крымскотатарская “журналистка” Эльвина Сеитова, которая считает россию своей родиной https://twitter.com/funky_ua/status/777514555559800832 — скрин и фото).
13. Симферополь. Прошелся по городу и самое активное волеизъявление граждане проявляли в алкогольных отделах http://15minut.org/news/163608-v-simferopolskom-rajone-aktivisty-sfotografirovali-izbiratelnyj-uchastok-dva-cheloveka-vmesto-tolpy (фото одного из пустых участков в Симферопольском районе).
14. В Ялте нет никаких признаков т.н. “выборов”, кроме бухарей, волающих про СССР.
15. Ялта. Днём проходила возле школы №9, где оккупанты организовали участок. Не знаю, как внутри школы, но вокруг не было ни души! ПУСТО!
16. Феодосия. “Толпы” желающих проголосовать пытаются прорваться на избирательные участки https://twitter.com/Crimea_inUA/status/777554133222064129 (фото пустого участка в 12:00), https://twitter.com/Crimea_inUA/status/777549521928630272 (видео пустого участка в 16:00), https://twitter.com/Crimea_inUA/status/777552865774538753 (видео пустого участка в 19:00).
17. 19:45. Вижу окна избирательного участка, но не вижу в них света. Что там происходит?! (прим. Уже вбрасывают бюллетени – в темноте).
18. Чтобы не сомневались в любви к россиянии, нарисуют явку выше российских регионов под 70-80% с преобладающими голосами за партию “Денег нет, но вы держитесь”.
19. “Поклонская назвала сумасшедшими заявления Киева о санкциях к участникам выборов в Крыму” — конечно, из палаты №6 “прокурору” всея рашистской империи при Николае ІІ, сидя в клетке под названием “Крым”, куда более виднее… http://15minut.org/news/163607-poklonskaya-nazvala-poroshenko-sumasshedshim
20. Прекрасно, что есть ТВ-каналы, на которых не услышишь мути о “выборах”. Сегодня это Карусель и Дискавери. Детям говорю: “Надо бы немного убраться”. Они в унисон отвечают: “Отсюда?”
21. Если в бюллетени на “выборах” в ГосДуру расии не будет стоять твоя галочка напротив “Едры”, там будут стоять войска НАТО!
22. Скоро все узнают, что выборы прошли без особых нарушений — демократично и с наивысшей явкой. “ТВ-1 Крым” в 19:00 уже передал, что ожидают явку 70-75%.
23. Крым, бабушки на скамейке: “Надо идти голосовать, а то пенсию платить не будут”. Ржунимагу)))
24. Мои ватные родичи неистово голосуют, как будто это что-то изменит в лучшую сторону. Ну, пускай верят, бараны. Стричь и еще раз стричь.
25. Пенсионерка: “Как тяжело сейчас стало жить, этот год очень тяжелый, скорей бы он закончился. Все жалуются, для всех он тяжелый”.
26. В Крыму координатору проекта «РосУзник» разбили машину: “Я не верю в случайные совпадения, тем более здесь и сейчас. Что это — привет от силовиков, попытка запугать или «наказать»? Показать самые открытые и честные выборы? Не знаю. Но зато теперь знаю, как в Крыму встречают” http://ru.krymr.com/a/news/27998003.html (фото и подробности).
27. Предательница на ватофоруме предлагает остальным сделать то, что сама не сделала за 23 года независимости Украины — свалить из Крыма: “Как могут люди, проголосовавшие на референдуме ЗА, теперь обсуждать как бы правильней проехать, какой паспорт показать, а какой спрятать, как бы в обход совести получить хохлосвидетельство о рождении, как бы провести хавчик с территории государства, которое объявило нас страной-агрессором, как бы правильней переделать документы на машину, чтобы там ее подороже продать, и прочее, и прочее. Действительно, честней было бы отказаться от российского гражданства и УЕХАТЬ ТУДА, ГДЕ ВАМ ЛУЧШЕ, где много родственников, друзей и знакомых” https://twitter.com/CrimeaUA1/status/777520199692083200 (скрин).
28. Новости переправы в бархатный сезон: “Приехали в порт в 11:45, в 12:00 заехали на паром. Очереди практически нет. Сразу отправляют на погрузку” https://twitter.com/KrimRt/status/777448730454876160 (скрин).
P.S. До последнего момента думал, что путин прикажет отменить “выборы” в Крыму, но он решил, что если тонуть, то с музыкой. После объявления результатов российских выборов Госдума перестанет быть легитимной, а сама россия превратится в то, что многие годы приписывает Украине — в страну 404.
КРЫМский бандеровец @CrimeaUA1
Рік тому Пентагон додав українську мову до списку пріоритетних та розширив кадровий запит для людей зі знанням української мови.
Те відчуття, коли іноземці роблять для нашої мови більше, ніж наша держава.
Натомість, президент України у своїй публічній заяві зневажив українців відвертою неправдою про ставлення до української мови захисників України. За його словами «більшість» бійців АТО розмовляють російською. Натомість, соціологія показує інше:
"Украінська мова є рідною для 73% учасників АТО, іх рідних і близьких. Росіиська – для 6%, обидві мови – для 19%. Серед непричетних до АТО украінську мову вважають рідною 55%, росіиську – 19%, обидві мови – 23%. Украінською та переважно украінською вдома розмовляють 60% учасників АТО та 46% не причетних до АТО, росіиською – відповідно, 14% та 27%, обома мовами – по 25%". http://razumkov.org.ua/upload/Identi-2016.pdf
У XIV столітті поляки вторгалися в Галичину і на Волинь, мотивуючи це захистом етнічних поляків, які ідентифікувалися за мовною ознакою. Та сама історія з Гітлером. Та сама історія з Путіним.
Одні країни ревно захищають і розвивають власну мову. Одні навіть умудряються робити її інструментом експансіоністської політики.
Лише в Україні українська мова не захищалася ні до ні після Революції. І відроджувалася, розвивалася і поширювалася не завдяки, а в супереч державній політиці та гуманітарному наступові Кремля.
Я приїхав до Києва у 2008 році і навіть на той час відчувався величезний контраст. За ці роки Київ став у рази більш україномовним.
Це я до чого. З нас сміється весь світ. Країна із необов'язковою мовою. Влада плює на державну мову, аби хтось не дай боже, не подумав, що в нас тут не поважають мову держави агресора. Політики, державні люди чи навіть відомі блогери наполегливо її ігнорують, вважаючи, що російська розширює для них аудиторію, хоча це повна маячня. Практично всі українці, громадяни України розуміють і сприймають державну мову. Як у Києві, так і в Донецьку. Всі. Окрім, хіба що тих, хто і російської не знає, наприклад неосвічені терористи, які до війни мили машини і з потугою отримали атестати про середню освіту… або й не отримали.
І навіть при нинішній владі, рівень нехлюйства в цьому питанні залишається вражаючим. Одна тільки згадка про мовне питання, навіть у позитивному контексті тягне за собою критичні напади і неприховану агресію. І не лише від накачаних пропагандою обивателів, а й, здавалося б, освічених людей. Будь-які слова про відстоювання цього національного інтересу викликає натуральну істерику, абсолютно хворобливу і нічим не обґрунтовану. Згадаймо який шквал ненависті спричинив невинний законопроект, який пропонував виділити третину ефірного часу для української музики. Не 70 %, не 90 % чи 100%. Всього лиш третину! Згадайте яка була істерика в тих, хто здавалося б, до цього не був помічений в такій вже відкритій ненависті до українського, а потім показав своє обличчя.
Ну і ще «аргумент» – «не важливо». Про неважливість цього питання чомусь постійно торочать. А потім ще звинувачують у порушенні прав мовних меншим. Та Боже збав. Ніхто нікому ротів не затикає, нічого не забороняє.
От тільки в усьому світі це питання важливе, а в Україні – ні.
Країна з необов'язковим військом, з необов'язковою мовою. Україна з необов'язковими українцями.
Під таким соусом подавалася нам промосковська гуманітарна політика. Наслідки її ми чітко бачимо. Люди, які піддалися на цей вплив, ненавидять країну, в якій живуть та взяли до рук зброю, коли на нашу землю прийшов окупант. І активно цьому окупантові допомагають.
Пора робити висновки, панове.