2 сентября - день основания города Одесса
2 сентября (22 августа ст. ст.) 1794 года, с благословения митрополита Екатеринославского и Таврического Гавриила были забиты первыми сваи в больнице города.
Областной центр Одессы расположен на юге Новороссии и на северо-западном побережье Черного моря, первого города, который в 1945 году был удостоен звания «город-герой».
Город изначально строился по европейскому образу. Его «отцы-основатели» - адмирал Осип Дерибас, выдающийся военный инженер Франц Деволан, градоначальник герцога Ришелье и другие, задумали его не только как крупный центр международной торговли, самый крупный порт на Черном море, но и как очаг науки, просвещения и культуры. на юге великой Российской империи. Уже в третьей трети позапрошлого страдания Одесса стала третьей по итогам городской империи после Петербурга и Москвы.
Первоначальными поселенцами Одессы были греки, итальянцы, албанцы. В конце XIX века наиболее представительной этнической группой в Одессе были русские (49 % населения). Сейчас одесситы это в основном русские, болгары и евреи.
---
После Русско-турецкой войны 1768–1774 гг. и заключение Кючук-Кайнарджийского мирового договора в составе России имеет право на владение землей между Днепромом и Бугом. В 1783г. к Российской империи принадлежал Крымский полуостров. Таким образом, Россия владела значительной частью побережья Черного моря.
В 1787г. Императрица Екатерина II совершила свое знаменитое Таврическое путешествие, желая увидеть новые земли, примыкающие к империи. Вояж закончился в июле, а уже в августе Османская империя начала новую войну, надеясь на реванш. В ходе этого вооруженного конфликта передовой отряд генерала И.В. Гудовича под командованием генерал-майора О.М. Дерибаса в сентябре 1789г. штурмом взяла турецкую победу Гаджибей (Hajibey).
После заключения Ясского мирного договора в 1791г., земли от Буга до Днестра также вошли в состав Российского государства. По этому договору Османская империя признала и предыдущие завоевания России. Для охраны русских территорий были возведены Овидиопольская и Тираспольская крепости, создана Днестровская (III-я) оборонительная линия, в которую и вошел Гаджибей. Крепость на месте турецкого укрепления отстраивалась под руководством генерал-майора О.М. Дерибаса.
Императрица Екатерина II понимала, что для успешного развития края на присоединенных землях необходимо построить порт. Было предложено три варианта его расположения: Очаков, Кинбурн, Гаджибей. Генерал-майор Дерибас выступил главным инициатором основания порта именно в Гаджибее, так как географическое расположение оказалась наиболее выигрышным из-за наличия там глубокой бухты, подходящего берегового рельефа, мягкого грунта, отсутствия сильных течений. 27 мая 1794г. Екатерина II направила вице-адмиралу О.М. Дерибасу рескрипт, в котором говорилось:
«Уважая выгодное положение Хаджибея при Черном море и сопряженные с оным пользы, признали Мы нужным устроить тамо военную гавань купно с купеческой пристанью. Повелеваем Нашему Екатеринославскому и Таврическому Генерал-Губернатору открыть тамо свободный вход купеческим судам, как Наших подданных, так и чужестранных держав, коим силою трактатов, с Империей Нашею существующих, можно плавать по Черному морю <…> Мы надеемся, что вы не токмо приведете в исполнение благое предположение Наше, но что, ведая колико процветающая торговля споспешествует благоденствию народному и обогащению государства, подщитеся, дабы созидаемый вами город представлял торгующим не токмо безопасное от непогод пристанище, но защиту, ободрение, покровительство и словом все зависищая от вас в делах их пособия; через что, без сомнения, как торговля наша в тех местах процветет, так и город сей наполнится жителями в скором времени».
Первым архитектором города был назначен герой войны с турками, награжденный орденом Святого Георгия 4-ой степени за храбрость при взятии Измаила, инженер голландского происхождения Ф.П. Деволан, заложивший «греческую» прямоугольную планировку, которая до сих пор дает возможность ветрам с моря очищать улицы города от пыли и дыма.
В 1794г. началось строительство Большого мола, гавани для гребных судов, двух пристаней и набережной для купеческих кораблей, в также двух церквей во имя Святого Николая и Святой Екатерины. Тогда же была проведена борозда для будущих фундаментов городских зданий, учреждены таможенное и карантинное управления, а также Канцелярия строения города и Хаджибейского порта, которую возглавил Деволан. Чтобы привлечь в новый город жителей Дерибас добился больших льгот для застройщиков, промышленников и торговцев. Первыми одесситами стали военные, чиновники и купцы.
О.М. Дерибас совместно с Ф.П. Деволаном просчитали первоначальные затраты на городскую застройку. На всех портовых гидравлических работах, на устройстве Адмиралтейства, казарм и т.д. необходимо было потратить более двух миллионов рублей. Императрица Екатерина II ассигновала 1 993 025 руб. 30 коп. Генеральный князь П.А. Зубов направил из Новороссийского края еще триста тысяч рублей доходов на постройку госпиталя, Соборной церкви, здания магистрата и дома главного начальника.
Принято считать, что свое название Одесса получила в 1795г. от древнего эллинского селения Одиссос. В 1800г. Император Павел I даровал Одессе привилегии, которые позже были подтверждены императором Александром I.
Город изначально был интернациональным. Здесь жили греки, албанцы, поляки, болгары, молдаване, евреи, население прирастало жителей губерний Великороссии и Малороссии. В 1805г. Одесса стала административным центром Новороссийской губернии.
Бурное развитие Одессы началось с 1820-х гг. Оно связано с режимом свободного порта – Порто-Франко, который действовал с 1819 по 1858 гг. и значительно упрощал ввоз и вывоз товаров. Вопреки распространенным представлениям, это вовсе не означает полного освобождения экспортеров и импортеров от таможенных пошлин. Однако снижение тарифов привело к тому, что торговля стала максимально выгодной для всех сторон и экспортировала торговцев от коммерческого риска – товары продавались прямо в Одессе. В эти времена до 85% городского бюджета составляла доля от хороших таможенных, портовых и «хлебных» (от экспорта зерна) сборов, шедших туда напрямую, минуя центр. Город рос: если к концу XVIII в. его население составляло всего около 5 тысяч человек, то есть в 1861г. в Одессе проживало уже 115,5 тысяч.
Реформы и новшества 1860–70-х гг. благотворно сказались на городе. Железная дорога связала Одессу с Киевом и с Москвой, открытие Суэцкого канала привело к появлению новых морских торговых путей в Азию. Город стремительно богател и застраивался.
К концу XIX – началу XX вв. Одесса стала крупнейшим торговым, промышленным и средним центром. К 1900г. количество случаев достигло полумиллиона. В Одессе работало 500 промышленных предприятий, 106 видов производств, которые выпускали разнообразную продукцию.