Про співтовариство

В сообществе размещаются статьи, затрагивающие вопросы защиты, развития и распространения русского языка не только на территории Украины, но и за ее пределами.
Убедительная просьба, не размещать статьи не соответствующие теме сообщества.
Вид:
короткий
повний

За русский язык!

Марина Царь Волкова В перламутровой чаше небес

  • 29.11.10, 23:43

Марина Царь Волкова В перламутровой чаше небес

 

В перламутровой чаше небес
Зарождается солнечный день.
Серебрится заснеженный лес,
Убегает полночная тень.

Вещий Велес встречает рассвет, -
Средь зимы он могуч и велик.
Пал звезды дорогой самоцвет
На медвежий его воротник,

Спит Мороз на могучем плече,
А меж елей, чтоб было светлей,
Ходит Зимушка в снежной парче,
Сыплет жемчуг из чаши своей.

Леса дивный, волшебный шатёр
Спит под тяжестью белых снегов,
И взмывает обрядный костёр
К перламутру седых облаков.

Посветлело – ушло время тьмы,
Наступает благая пора -
На жемчужном уборе Зимы
Пляшут алые блики костра.

 

 

Ющенко расскажет Раде сказку про голодомор

  • 29.11.10, 16:44


Попытку «оранжевых» на Украине провести через Верховную Раду закон о признании Голодомора 1932-33 годов геноцидом украинского народа в эксклюзивном интервью KM.RU прокомментировал руководитель отдела Украины Института стран СНГ Кирилл Фролов:

 

Ющенко и его администрация фактически навязали парламенту рассмотрение этого вопроса. Та параноидальная навязчивость, с которой президент пытается законодательно легимировать миф о т.н. «голодоморе», свидетельствует о том, что сам Ющенко не верит в то, что «единая украинская нация» существует. Вот почему ему отчаянно нужна, пусть и лживая, но зато весьма действенная с точки зрения поставленной цели национальная мифология.

Как писал известный русский историк-эмигрант Николай Ульянов в своей блестящей книге «Происхождение украинского сепаратизма», «самостийная мысль до сих пор придумывает лингвистические, этнографические, исторические различия между русскими и украинцами для того, чтоб опровергнуть тезис о национально-культурном единстве великороссов, малороссов и белорусов».

Одним из таких бездоказательных измышлений и является миф об «украинском Холокосте - голодоморе». Действительно в 1932-33 годах в Советском Союзе и в том числе на территории УССР осуществлялся геноцид. Но это был геноцид не украинского, а русского народа. Потому что политика большевиков в те годы была сознательно направлена на уничтожение тех, кто называл себя малороссами, т.е. не отдельной нацией (украинцами), а ветвью великого русского народа. Голодомор в основном происходил в тех областях, где были наиболее сильны позиции правых русских партий (например Волынь). В 1905 году, например, насчитывалось не менее 2 миллионов человек, которые ранее были приверженцами этих партий.

Это произошло во многом благодаря тому, что духовным лидером русских в этом регионе был архиепископ Антоний (Храповицкий). Именно он был одним из инициаторов создания Крестьянского банка, который очень сильно помогал крестьянам, выкупая по высокой цене у местных крестьян зерно, которое затем поступало в нечерноземные районы Великороссии. И таким образом малороссийские крестьяне смогли заметно поднять свое благосостояние. И как раз те люди, которые помнили этот факт, и были уничтожены в годы голодомора. А на их место пришли те, кто уже не помнил дореволюционной истории, и с помощью лживых учебников истории их можно было как угодно зомбировать, уверяя, что они и есть те самые «украинцы» (впрочем, те бы даже поверили, что они инопланетяне, если бы им сказали).

Вот почему Россия должна по-своему признать голодомор — как геноцид, связанный с насильственной украинизацией УССР. Большевистская украинизация — это одно из самых страшных преступлений советского режима, о котором нынешние «оранжевые» на Украине предпочитают стыдливо умалчивать. А как еще прикажете это называть, когда людей, не желавших переходить на спешно создаваемый украинский язык, бросали в концлагеря. Ведь, как известно, в 1932 году во время голодомора на Украине был пик украинизации школы. На всю УССР тогда осталось только три газеты, которые издавались на русском языке. Да и сама УССР была создана после того, как большевики передали в состав новой республики исконно русские территории Донбасса, Малороссии и Подкарпатской Руси, а позже и Крым. В этой связи справедливо утверждать, что если украинское «самостийничество» посеяли поляки и заботливо взращивали австрийцы, то большевики сделали все возможное, чтобы поддержать это начинание.

Помимо признания голодомора геноцидом русского народа, необходимо на международно-правовом уровне добиться признания геноцида карпатороссов в период, предшествующий Первой мировой войне, когда впервые в XX веке были построены концлагеря Терезин и Талергоф, где были зверски уничтожены 60 тысяч галичан-москвофилов, которые считали себя русскими. Тогда были уничтожены почти вся русская интеллигенция и духовенство Галиции. В концлагере Талергоф люди жили зимой вообще без бараков и спали прямо на голой земле. Причем провокаторами этого геноцида были партии украинских самостийников, которые писали австрийским властям о том, что «москвофильство угрожает Австро-Венгрии перед войной с Россией». Кстати говоря, в то время Россия об участии в мировой войне еще и не помышляла. Причем даже сами мазеповцы (украинские националисты) признавали, что большинство галичан тогда были москвофилами. И предлагали уничтожить эту часть населения Галиции. И если голодомор проводили сами украинизаторы (так, указ о хлебозаготовках подписал председатель Совнаркома УССР Чубарь), то геноцид карпатороссов осуществлялся по национально-религиозному принципу, когда людей уничтожали просто потому, что они считали себя православными русскими. Достаточно было назваться украинцем, и ты бы избежал попадания в концлагерь и физического уничтожения.

Согласитесь, получается нелогично - если бы большевики поставили перед собой задачу уничтожить украинцев во время голодомора, то, спрашивается, почему они одновременно проводили политику украинизацию Малороссии?! К сожалению, такие вопросы сейчас ставит только православная церковь. На последнем заседании Священного Синода Украинской православной церкви Московского патриархата был установлен новый церковный праздник — «Собор карпаторосских святых». Это те люди, которые мученически погибли за свою православную веру и приверженность общерусскому самосознанию. Известно о многочисленных жертвах Мармарош-Сигетских процессов в Закарпатье перед Первой мировой войной, когда австрийские власти судили местных крестьян за переход в православие, приписывая им шпионаж в пользу России. Вот почему духовный лидер закарпатских русинов архимандрит Алексий Кабалюк в 1946 лично обращался к Сталину с просьбой присоединить Подкарпатскую Русь к России, а не к Украине. Однако большевики отказались, и эти земли были присоединены к УССР как обычные области, и в них была осуществлена насильственная украинизация. Надеюсь, праздник карпаторосских святых даст мощный толчок восстановлению исторической правды и будет способствовать возрождению карпаторосского самосознания. Потому что в Закарпатье оно еще живо — в отличие от Галиции. Теперь нужно на международном уровне добиться признания геноцида русского народа на Украине как в самом начале XX века, так и в 1930-е годы со стороны украинских большевиков.

 

Василий Ваньков         http://student.km.ru/view.asp?id=8911DAE90C2747A4837B4A788118511B&fp=4&fl=20&sort=1

Геннадий лопухин почему маркс и энгельс славян не любили

  • 28.11.10, 22:26

Геннадий Лопухин ПОЧЕМУ МАРКС И ЭНГЕЛЬС СЛАВЯН НЕ ЛЮБИЛИ

 

В недавно приобретенной книжке Венедикта Ерофеева  (автора незабвенной поэмы «Москва–Петушки») «Бесполезное ископаемое» наткнулся на запись: «Фридрих Энгельс почти на столетие опередил Гитлера: «Кровавой местью отплатит славянским варварам всеобщая война, которая вспыхнет, рассеет этот славянский зондербунд и сотрет с лица земли даже имя этих упрямых наций».

Надо отметить, что эта цитата из высказываний одного из основоположников марксизма меня особо не удивила, так как я еще в 1972 году стал обладателем томика писем К. Маркса и Ф. Энгельса из ликвидировавшегося спецхрана Хабаровского крайкома КПСС. Грузчики широким жестом подарили мне еще несколько толстенных томов стенографических отчетов съездов компартии, труды Сталина, сказав, что все равно отвезут этот «хлам» на картонно–рубероидный завод.

Почерпнутым из прочитанного я делился только с близкими людьми – настолько «крамольными» были в тогдашние «брежневско–сусловские» времена некоторые из положений, обсуждавшихся на съездах. Уже позднее, в эпоху «перестройки», я узнал, что только за хранение на домашних книжных полках стенографических отчетов XI, XIII, XIV, XVI съездов РКП(б)  – ВКП(б) их владельцев отправляли в ГУЛаг на 10 лет. Если же злосчастный «книгочей» – правдолюбец делился с кем–нибудь своими размышлениями по поводу прочитанного, то он «лишался права переписки» (это означало – расстрел).

Сборник избранных писем К. Маркса и Ф. Энгельса (перевод, редакция и примечания В.В. Адоратского М.–Л.: Госсоцэкиздат, 1931 г.) был отправлен, надо полагать, в узилище для книг потому, что директор института марксизма–ленинизма В. Адоратский был репрессирован. Больше эта книга не переиздавалась и не без серьезных на это оснований. Братья–славяне из стран, возникшего после 1945 года соцлагеря, могли бы «неправильно», понять некоторые мысли классиков марксизма.

Я вспоминал об этой книге в январе 2003 года, прочитав в «Литературной газете» сумбурную статью под названием «Русский вопрос». То, что я прочитал у К. Маркса и Ф. Энгельса про славян, ввергло меня в состояние шока. Я даже допустил (независимо от Вен. Ерофеева) кощунственную мысль, что вожди немецкой фашисткой национал–социалистической партии вполне могли бы «подпирать» свою теорию о неполноценности славянской расы ссылками на труды своих заклятых врагов – марксистов.

Чтобы не быть голословным, приведу некоторые выдержки из их переписки. Вот что писал Ф. Энгельс К. Марксу 23 мая 1851 г.:

 «Чем больше я думаю об истории, тем яснее становится мне, что поляки – это нация никудышная...; ею можно пользоваться как средством лишь до тех пор, пока Россия не будет захвачена аграрной революцией. С этого момента существование Польши теряет всякий смысл» (Стр. 52).

«Вывод: все, что возможно, из западной части у поляков отнять, занять их крепости немцами под предлогом защиты, особенно Познань..., посылать их в огонь, земли их забрать, кормить их перспективой захвата Риги и Одессы, а в случае, если русских можно будет привести в движение, соединиться с русскими и принудить поляков сдаться» (стр. 53).

«Нация, которая может выставить 20 000, самое большое 30 000 солдат, не будет иметь право голоса. А больше этого Польша не выставит» (там же).

О том, что при известных обстоятельствах буржуазный путь развития вовсе не является обязательным, Ф. Энгельс писал в письме к Э. Бернштейну 9 октября 1886 г. по поводу болгар. Он подчеркивал, что если в болгаро–сербской войне победили болгары, то это произошло в значительной мере потому,  что владычество турок мешало  буржуазному развитию и сохранило старые родовые учреждения болгар.

 «Сербы, – писал Энгельс, – которые  уже  80  лет  как  освободились  из–под  власти  турок,   разрушили   при   помощи вышколенной на австрийский образец бюрократии и законодательства свои старые родовые учреждения, и поэтому неизбежно должны быть поколочены болгарами. Дай болгарам 60 лет   буржуазного   развития,      из   которого   у   них   все   же   ничего   не   выйдет,      и бюрократического управления, и они станут такой же задницей, как теперь и сербы. Для болгар, как и для нас, было бы бесконечно лучше, если бы они остались под властью турок до европейской революции; в их родовых учреждения имелся бы чудесный росток для развития коммунизма, точно так же, как и в русском «мире», который теперь также у нас разрушается под носом» (стр. 312).

Зато про евреев Энгельс пишет в письме неизвестному 19 апреля 1890 г. следующее:

 «...мы евреям очень многим обязаны. Не говоря уже о Гейне и Берне, – Маркс был чистокровного еврейского происхождения. Лассаль был еврей. Многие из наших лучших товарищей евреи. Мой друг Виктор Адлер, который за свою преданность делу пролетариата расплачивается сидением в венской тюрьме. Эдуард Бернштейн – редактор лондонского «Социал–демократа», Пауль Зингер – один из лучших наших депутатов рейхстага, – все это люди, дружбой которых я горжусь, и все они евреи! «Garten Laube» из меня сделала еврея, и во всяком случае, если выбирать, то уже лучше еврей, чем Herr von» (стр. 370).

 

P.S. На титульном листе цитируемой здесь книги стоит несколько библиотечных штампов: «Библиотека высшей коммунистической сельскохозяйственной школы», «Библиотека Дальневосточного Комуниверситета», «Библиотека краевых партийных курсов». Остались на полях карандашные и чернильные пометки читателей тех лет. Из них можно заключить, что они штудировали в основном содержание социально–экономических формаций, соотношение базиса и надстройки. И никто из них (!) не сделал ни одной пометки против тех строк, которые я цитировал выше. Еще бы – в СССР в ту пору господствовал пролетарский интернационализм. Но все–таки, у меня не укладывается в голове – почему имя К. Маркса, не имевшего никакого отношения к Хабаровску, до сих пор носит одна из его главных улиц. Ведь даже городу Карл Маркс – штадт в Германии вернули его прежнее название – Хелмениц. И это сделали в родной стране «основоположника»...

 

ПОТАЁННОЕ ВЫПУСК  2 Санкт-Петербург 2004

 

 

Любовь Рыжкова-Гришина Волшебный Букварь Буква В

  • 27.11.10, 21:23

Любовь Рыжкова-Гришина Волшебный Букварь Буква В

 

Буква – В -

 

Это, друг мой, буква - В -,

есть она в цветах, траве.

Буква эта много знает,

все-то видит, замечает.

 

Из истории буквы -В-

История этой буквы уходит в глубь веков и тоже похожа на сказку. Сейчас эта буква называется -ВЭ-, а в старину она называлась красивым словом - ВЕДИ.

ЧТО это означало и о чём говорило древнему русичу? Общеславянский корень этого слова восходит к праславянскому ВЕДАТЬ в значении «знать».

ВЕДОЙ в ту далёкую пору называли «нечто известное».

Отсюда и новые слова: ВЕДЬ, ВЕДЫ, ВИДЕТЬ, СВЕДЕНИЕ, СВЕДУЩИЙ, ПОВЕСТКА и так далее.

Но теперь я тебе расскажу интересную легенду о том, что такое ВЕДЫ. Когда-то, давным-давно, в пору почти забытую, древние славяне владели всеми тайнами земли и неба. Они имели удивительные книги, в которых были записаны эти тайны, а назывались они - ВЕДАМИ. А людей, которые ЗАВЕДОВАЛИ этими книгами, называли ВЕДУНАМИ и ВЕДЬМАМИ.

Стало быть, ВЕДУН, ВЕДЬМА - это тот, кто владеет древними тайными ВЕДАМИ.

Древние люди были огнепоклонниками. Что это значит?

Это значит, что они поклонялись Богу Солнца, а называли они его по-разному: Сварог, Ра, Ярила. Они верили своим богам и строили им храмы.

Смотри, отсюда и слово ВЕРА. Это сложное слово состоит из двух других - ВЕДАТЬ Р А. Значит , ВЕРА - уверенность в существовании бога Р А, основанная на знании, на ВЕДЕНИИ.

А потом люди забыли о своих древних ВЕДАХ, растеряли и другие знания. ВЕДУНЫ, которые ими владели, умерли. И так угасла древняя ВЕРА.

Но зато остались слова, которые дошли до наших дней!

И мы, современные люди, пользуемся этими словами, даже не подозревая, как они стары и какая стоит за ними интересная история.

Запомни пословицу:

Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.

Слова-родственники

Корень -ВЕД- оказался настолько продуктивным, что создал огромную семью родственных слов. Вот эти слова:

ВЕДОМСТВО, НЕВЕДОМЫЙ, ВЕДОМОСТЬ, НЕВЕЖДА, ВИДЕТЬ, СВИДЕТЕЛЬ, ВЕСТЬ, ВЕСТИМО, поВЕСТЬ, ВЕЖЛИВЫЙ. И даже слово СОВЕСТЬ - родственное всем перечисленным.

А ещё в Древней Руси было слово ВЕЖА, это означало башню, дозорную вышку. Сохранилось и другое устаревшее слово - ВЕЖДЫ, что означает «веки».

Но и это ещё не всё. Удивительно, но слово ПРАВДА относится к ряду родственных слов. Об этом нужно рассказать подробнее. Дело в том, что у наших предков было строгое жизненное правило, которое называлось ПРАВЬ. И вся их жизнь шла по ПРАВИ. Отсюда, кстати, и слова - ПРАВИЛО, ПРАВИЛЬНЫЙ, то есть соответствующий ПРАВИ.

И жили в старину люди по ПРАВИ, честно и ПРАВЕДНО, потому что они ВЕДАЛИ ПРАВЬ. Так и родилось слово ПРАВДА.

Друг мой маленький, я тебе тоже желаю жить по ПРАВИ! Это очень хорошее жизненное ПРАВИЛО - для того, чтобы стать счастливым.

А знаешь, есть у меня тайное желание - а неплохо бы и нам те ВЕДЫ раздобыть! То-то бы почитали! И сразу всеми бы тайнами овладели!

Помнишь, в русских сказках богатыри отправлялись в путь за живой и мёртвой водой, а то ещё за какой диковиной.

Давай и мы с тобой отправимся в путь за тайнами Русского Языка. Ты, наверное, уже понял, что их очень много!

Литературные имена

Пётр Вяземский (1792 - 1878) - русский поэт девятнадцатого века. Послушай, как он писал:

 

Спешите красною весной

Набрать цветов как можно боле:

Усей цветами жизни поле!

Вот мудрости совет благой.

Викентий Вересаев (1867 - 1945) - писатель энциклопедического ума. По образованию - врач. А какие великолепные художественные книги он писал! Ты вырастешь и будешь сам с упоением их читать. Есть, к примеру, у него удивительная книга - «Спутники Пушкина». Ох, братец мой, до чего же она интересна, что и пером не описать!

 

Максимилиан Волошин (1877 - 1932) - человек удивительно талантливый. Кроме чудесных стихов и прозы, он оставил потомкам ещё и замечательные картины. Да, ведь он был ещё и художник. Думаю, настоящим художником он был и в своих стихах. Почитай, друг мой, и ты почувствуешь это. Настоящий поэт всегда рисует словом. Кстати, как ты понимаешь это выражение - рисовать словом?

Это значит, писатель пишет так ярко и образно, что читатель легко представляет себе написанное. Если, например, речь идёт об аромате цветка, порой можно его почувствовать. Если писатель описывает, как золотистая стрекоза летает над спокойной голубой водой, можно в воображении увидеть и эту стрекозу, и эту воду. И даже услышать тихий плеск воды.

Вот послушай, как Максимилиан Волошин описывал рождение стиха. Обрати внимание на любопытное сравнение стиха с цветком.

 

Из недр сознанья, со дна лабиринта

Теснятся виденья толпой оробелой ...

И стих расцветает цветком гиацинта,

Холодный, душистый и белый.

Павел Васильев (1910-1937)- изумительный русский поэт, но печальна его судьба. Несмотря на это, даже подсолнухи в его стихах ... улыбаются. Вот послушай и посмотри сам.

 

Цари, дари мне рыжие цветы!

Зелёные прижал я к сердцу стебли.

 Светлы цветов улыбки и чисты -

Есть в них тепло сердечной простоты.

Их корни рылись в золоте и пепле!

 

 

Константин Воробьёв (l919-1975) - замечательный прозаик, чьи книги станут твоими добрыми спутниками в жизни. Удивительного достоинства и высокой чести был этот русский писатель.

Константин Ваншенкин - наш современник, родился в 1925 году, поэт, многие стихи которого полоны на музыку. Спроси у своих родителей, знают ли и такие песни, как: «Я люблю тебя, жизнь ... », «Вы служите, мы вас подождём ...», «Девчонка по имени Жень... », «Белеет ли в поле пороша ... ». Наверняка они им хорошо знакомы.

 

Александр Волков (1891 -1977) - замечательный детский писатель. Однажды он обработал книгу писателя Баума «Страна Оз» и пересказал её по-своему. Да так, что с тех

пор его книги о путешествии девочки Элли в волшебный изумрудный Город стали любимы всеми детьми.

Игра

А теперь - играть пора!

Кто же больше, детвора,

назовет цветов и слов

с этой буквой? Кто готов?

 

- Василёк

-Вьюнок

-Вербена

- Вереск

 

Запомни:

 

Лабиринт - с этим словом ты ещё не знаком? А ведь лабиринты встречаются во многих детских книжках с играми и заданиями. Означает это слово - запутанные ходы и дорожки.

 

Оробелый - значит, испуганный.

 

Энциклопедия - большая книга, где есть ответы на многие вопросы. Можно сказать, это большой справочник. А если мы называем кого-то энциклопедистом, это значит, он - широко и глубоко образованный человек и очень много знает.

 

Воображение - способность фантазировать, мысленно представлять.

 

Сравнение - уподобление одного другому. Например, цветок мы сравниваем со звездой.

Уголок родителей

Цветочная строфа

 

Я прохожу по берегу реки.

Сапфирами лучатся васильки,

В оправе золотой хлебов склонясь,

Я слышу, как в реке плеснулся язь.

Игорь Северянин

Загадка

 

Буква эта много знает,

 всё-то видит, замечает.

Есть она в цветах, траве.

Это, друг мой, буква В

Михаил Задорнов Язык извращенцев

  • 27.11.10, 20:31

Михаил Задорнов Язык извращенцев

 

Московский Комсомолец № 25510 от 27 ноября 2010 г.

 

Конечно, большинство людей на это языковое уродство внимания не обращают. Понятно, обычным людям в теперешней суете не до языковой опрятности. Но что случилось с нашими учеными-филологами, лингвистами? Ведь они должны следить за чистотой русского языка, нашего, родного… Они же понимают, что это языковая корявость, как, впрочем, и многие другие сегодняшние выражения.

Вот диктор сообщил нам, что где-то состоялось собрание под председательством президента. Почему те, кто получил ученые степени (как говорят в народе, “остепенились”), не возмущаются? Ведь “президент”, если перевести с латыни, и есть “председатель”. Поэтому выражение “председательствующий президент” для людей грамотных звучит как “мертвый покойник”.

Дикторы телевидения сегодня безграмотные. Нередко тележурналистами работают родственники, любовницы больших начальников. А иногда и любовники, что совсем противно. Раньше за неверную речь увольняли не только ведущих, но и редакторов. Теперь телевидением управляют недообразованные олигархи. Все эти “мелочи” им, извините за выражение, по фиг дым! Поскольку у них языковая чуткость африканского носорога. Но нарастающему снежному кому безграмотности еще более, нежели телезвезды, помогают наши политики, которые давно уже перешли с человеческого языка на юридический.

Интересно, они своим женщинам в любви таким же языком объясняются? Рассказывают им о “реализации своих инициатив”? Даже такое популярное нынче словосочетание, как “двойные стандарты”, может произносить только тот, кто в школе учился на “тройки”. Стандарт — один!

Конечно, дедушка Ленин утверждал, что государством может управлять кухарка. Когда я слышу, как говорят российские чиновники, мне кажется, что, несмотря на высшее образование, в них жива совдеповская кухарка. Правда, сегодня это сравнение не очень верно. Нынче в обслугу пошли бывшие учителя, врачи, инженеры… И они зачастую намного грамотнее своих хозяев.

Управленцы и стоящие над ними олигархи навязывают нам поголовную безграмотность. А филологи их боятся. И чтобы не делать им замечания (не дай бог, лишат прибавки к пенсии), вводят новые правила русского языка. То есть расширяют рамки существующих правил, дабы в них вписалась безграмотность правителей. Это то же самое, что отменить расписание поездов, чтобы поезда не опаздывали. Вот и получается, что теперь официально разрешено говорить, что кофе — оно. Лично мне как сатирику так и хочется сказать: если кофе теперь оно, то министр образования Фурсенко — тоже оно. Во всяком случае, в народе о нем уже так и говорят…

Сколько раз в день можно услышать: “произошло происшествие”, “сеть Интернет”, “проверочный контроль”, “опытно-экспериментальная лаборатория”, “пантеон богов”, “передовой авангард”, “CD-диски”, “горячий хот-дог”, “продажная проститутка” (как будто где-то есть проститутка-альтруистка, которая выбрала эту профессию, чтобы заниматься благотворительностью).

CD — это компактный диск. Пантеон — собрание богов. Не может быть пантеон небогов. Согласитесь, нелепо будет звучать “пантеон дикторов”, “пантеон олигархов”, “пантеон членов партии “Единая Россия”… По большому счету безграмотно говорить даже “в городе Москве”, потому что Москва и есть город. Если вы скажете просто “в Москве”, суть не изменится. А “пешеходный переход”… Ну какой еще может быть переход? Для электричек? Для тракторов “Беларусь”?

На двери отдела одного солидного учреждения написано: “Лицензионно-разрешительный отдел”. Вы это для особо тупых написали? Для тех, кто не знает, что означает слово “лицензионный”, но понимает, что значит слово “разрешительный”?

В этот же поток безграмотности попадают выражения: “резиденция президента”, “годовой ежегодник”, “в министерстве МВД”… Правда, такое ощущение, что нас принимают за очень тупых, которые, услышав просто “в МВД”, не поймут, что это в министерстве.

Вся эта речевая бесовщина напоминает вывеску на дверях одного подмосковного магазина: “Магазин в субботу не работает. В воскресенье не работает совсем”.

Ну и, наконец, перл перлов — недавний подарок одной телеведущей: “лица, лично преданные президенту”. Это ж какой степенью подхалимства надо обладать, чтобы такое произнести? Переплюнуть это языковое извращение может лишь цитата из протокола: “Милиционер схватил подозреваемое лицо за руку”. Страшно себе представить: лицо с рукой!

Правильно все-таки, что из названия “Министерство образования и просвещения” убрали слово “просвещение”. К чему оно теперь? Реформу образования по западному образцу провели. Значит, просвещение народу не надобно. Пусть будут как в развитых цивилизациях — образованные, но непросвещенные. Да и сокращенно “Министерство образования” тоже звучит вполне убедительно и впечатляюще: “Минобр”. Просто какой-то сказочный монстр, которым можно пугать детей: не будешь есть манную кашу, придет Минобр и тебя заберет!

Где вы, филологи? Очнитесь, лингвисты! Наберитесь смелости, заявите о беде, которая обрушилась на Русь-матушку, — поголовном образовании без просвещения. Не бойтесь, ведь у большинства из вас все равно отнимать нечего. У вас нет нефтяных вышек, под вашими кроватями нет залежей природных ресурсов...

К тому же по большому счету цензуры-то у нас в стране нет. Есть просто трусость тех, кому принадлежат газеты, журналы и телеканалы. Доказательство? Ко мне еще ни один цензор не пришел на концерт и не указал, какие особо опасные для государства шутки надо убрать. А когда мои концерты снимают для телевидения — тут-то и появляются цензоры-продюсеры-бизнесмены-хозяева, которые боятся за свои бабки. Как все оказалось просто! Не нужно держать цензоров — надо дать людям наворовать, и они будут так за эти деньги бояться, что цензура появится сама собой.

А вот за молчащих филологов обидно. Чтобы катить бочку на меня, когда я хочу пробудить интерес народа к нашему родному языку не научными, а понятными каждому размышлениями, — смелости не нужно. А указать верхам на их языковую бесовщину — кишка тонка...

Конечно, процесс порчи русского языка начался давно. Еще в советское время появились словосочетания, которые вошли в нашу речь так прочно, что мы даже не замечаем их абсурдности. К примеру, “продукты питания” или то, что лососевых называют “красной рыбой”. Ведь раньше “красной рыбой” называли севрюгу, стерлядь, осетра. Слово “красная” означало “прекрасная”, и так именовали особо дорогую рыбу, которую подавали к царскому столу, — рыбу с белым мясом и черной икрой. А потом пришло упрощенное понимание — если цвет красный, значит, рыба красная...

Выражение “продукты питания” я даже боюсь комментировать. Потому что слово “продукты” — это результат некоего процесса. Конечный результат. Значит, “продукты питания” — это то, что произведено из еды, а попросту, извините, кал. И то, что продукты питания надо сдавать на анализ, а не употреблять вовнутрь, должны были заметить филологи, а не я, сатирик.

А насчет “Совета Федерации Федерального собрания…” скажу я вот что. Буквы “Ф” в русском языке раньше не было. Ее привнесли к нам греческие агенты влияния. Как правило, букве “Ф” греческих слов в этих же русских словах соответствует “П”: фарос — парус, палец — фаллос, пир — фир…

Поэтому одну из самых солидных наших вывесок нужно читать по-русски: “Совет Педерации Педерального собрания Российской Педерации”. И тогда станет особенно очевидна противность этого юридического и языкового извращения.

Михаил Задорнов Язык извращенцев Московский Комсомолец от 27 ноября 2010 г.

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

От себя добавляю мой стишок, опубликованный 11 ноября 2010 года:

 

Где живём мы?! – я кричал
По вселенской рации.
Голос свыше отвечал:
– В Рос., блин, Педерации!

 

 

Барьер для русского

  • 27.11.10, 11:18
Единственной партией, которая представляет и защищает интересы русской общины Украины, на данный момент является «Партия Регионов». Вы удивлены? Кто-то хочет возмутиться и сказать, что я вру? Тогда извольте мне показать другую политическую силу, которая представляет русского избирателя во власти или реальной оппозиции. Тут придётся долго чесать затылок и вспоминать, когда же партии именуемые «русскими» ступали в Верховную Раду Украины? Чего добились русские движения за двадцать лет «независимости»? Ничего, кроме сотрясания воздуха и ситуативных союзов с партиями власти, мы не вспомним. Спрашивается, а за что воюем? В чём смысл «борьбы», если от неё толку ноль в прошлом, настоящем и вероятно в будущем? Конечно, ни один регионал в «битве» за защиту прав русской общины серьёзно не пострадал, но заслуга в замораживании ющенковской украинизации принадлежит именно им. Мы часто вспоминаем о том, что на Украине более половины населения говорит на русском языке. Русская община насчитывает как минимум 15 млн. человек. Тогда хочется узнать, отчего 3% проходного барьера для русских партий является недосягаемой высотой, ведь 3% всего лишь 700 тысяч голосов избирателей! Может быть, русские люди перевелись на Украине? Проблема русского языка стала не актуальной? Или русскоязычный юго-восток голосует за «Партию Регионов» от большой любви к представителям крупного капитала? Или люди голосуют не за тех, кто будет защищать их интересы, а против тех, кто их точно защищать не будет, против украинских националистических партий?!

Совершенно очевидно, что «спрос» на русские партии на Украине существует. На Украине не существует русских партий, которым доверит избиратель свой голос. Все вопросы надо задавать тем, кто так и не смог сформулировать смысл своего политического существования и донести его до избирателя. Для кого защита прав избирателя превратилась в склоку за голоса и источники финансирования, между такими же «русскими партиями», как и они сами. Чем отличаются «русские партии» от «украинских партий»? Ничем. На два русских украинца – три гетмана и ни одной общей идеи, кроме обещаний защищать русский язык. Только защита русского языка не является ни идеей, ни политической программой.

Борьба за приведение Украины в нормальное состояние начинается с развенчания украинских мифов. Не будем требовать невозможного от «Партии Регионов», давайте зададимся вопросом, кто из русских партий преуспел на этом поприще? Где на Украине проповедники русской идеи, уровня Николая Ульянова, Андрея Дикого, Ивана Солоневича, давно ушедших от нас? Неужели больше всех о судьбе русской Украины должны переживать Россия, Патриарх Кирилл и Владимир Путин? Мы можем иронизировать по поводу непопулярности в стране идей украинских идеологов, но русские идеи точно так же непопулярны на Украине. Разница лишь в прилагаемых усилиях и затрачиваемых средствах. На популяризацию украинских идей вбухиваются огромные средства, сотни «просвитян» не покладая рук пишут мифическую «украинскую историю», бубнят о защите украинской мовы, выходят на её защиту, требуя отставки министра образования Дмитрия Табачника. Можно ли себе представить, чтобы кто-то из русских партий организовал массовый митинг в защиту министра образования Украины Табачника? Табачник «регионал»? Может быть. Только дело у нас у всех общее, не партийно-региональное, а русское и государственное. Русский Мiр Украины существует вопреки проводимой украинизации и благодаря непознанному русскому духу, доставшемуся нам от предков. Благодаря Руси-матушке, Александру Пушкину, Николаю Гоголю, Фёдору Достоевскому… Вопрос – «что будет после нас?» – остаётся открытым. Одно ясно, что без русских не бывает русских партий. Без просветительской деятельности не будет просвещённых людей. Не Россия должна прийти на Украину, а должна проснуться здесь Русь. Без русских на Украине не будет никаких добрососедских отношений с Россией, никакого равноправного славянского союза. Наше будущее должно беспокоить, прежде всего, нас и рассчитывать мы можем только на себя и на свои силы.

Сергей Лунев   http://www.ruska-pravda.com/index.php/2010111210173/stat-i/politika/2010-11-12-09-01-43.html

Черняев А. Ф. Золото Древней Руси Из истории исследования древне

  • 25.11.10, 22:57

Черняев А. Ф. Золото Древней Руси Из истории исследования древнерусских измерительных инструментов

 

 

ИЗ ИСТОРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

 

Мемфис и пурпур финикии
Сквозят берестою России...
Николай Клюев

 

В древнерусской числовой системе архитектурного пропорционирования, которая функционировала задолго до монгольского нашествия, в качестве единиц измерения использовался некоторый набор инструментов под общим названием "сажени". Причем саженей было несколько, разной длины и, что особенно необычно, они были несоразмерны друг другу и использовались при замере объектов одновременно. Историки и архитекторы затрудняются установить их количество, но признают наличие не менее семи типоразмеров саженей, которые при этом имеют собственные названия, определяемые, по-видимому, характером предпочтительного применения.

О том, когда зародилась эта удивительно "нелепая", собранная, как полагают археологи и архитекторы, заимствованием "с миру по нитке", древнерусская система измерительных инструментов, неясно. Различные авторы по-разному определяют время ее возникновения. Некоторые, как, например, Г.Н. Беляев [1], полагают, что она полностью была заимствована у соседей в виде филатерийской (Греция) системы мер и "...занесена на русскую равнину, вероятно, задолго до утверждения там славян в III - II вв. до Р.Х. из Пергама через малоазиатские греческие колонии". Г.Н. Беляев фиксирует самое раннее время появления системы мер на территории Древней Руси.

Другие, как Б.А. Рыбаков, Д.И. Прозоровский [2,3], полагают, что большая часть этих мер была "образована" у славян в период XII - XIII вв. и развивалась, совершенствовалась до примерно XVII в. Но и эти авторы, как и многие другие, не исключают привнесения в древнерусскую систему измерительных инструментов из других сопредельных и отдаленных стран. Таким образом, между двумя крайними наметками времени появления на Руси саженей как измерительных инструментов прошло почти полтора тысячелетия.

Но вот Б.А. Рыбаков в своей работе [4] приводит весьма показательные сведения об инструментах зодчего, содержащиеся в "Сказании о Соломоне и Китоврасе", по которому царю Соломону (кстати исторической личности, прославившемуся своей мудростью и правившему в X - IX вв. до н.э., а значит, легенда имела под собой определенные основания) потребовалось произвести начертание плана задуманного им храма и для выполнения этой работы был приглашен зодчий Китоврас: "Сказание о Соломоне и Китоврасе" сохранило нам древнерусское наименование архитектурного плана - "очертания". Соломон говорит Китоврасу: "Не на потребу тя приведох собе, но на упрос очертания святая святых".

Самым важным в этом эпизоде является то, что Китоврас, зная заранее, что он призван царем для изготовления плана будущего храма, явился к нему с деревянными мерилами, эталонами каких-то мер: "Он же (Китоврас), умеря прут 4 локоть и вшед пред царя, поклонился и поверже пруты пред царем молча...".

Здесь для нас особенно интересно то, что главными инструментами архитектора, необходимыми ему для "очертания", являются деревянные мерила (описанные во множественном числе) по 4 локтя в каждом. Обращение к древнерусской метрологии показывает полную достоверность сообщения "Сказания": во-первых, в древней Руси каждая сажень подразделялась именно на 4 локтя; такое деление просуществовало до XVI в.

Очевидно, волшебный архитектор Китоврас был наделен автором сказания реальными принадлежностями русского зодчего в виде изготовленных из дерева саженей, подразделенных на 4 локтя."

Б. А. Рыбаков отмечает, что автор сказания наделил Китовраса реальными принадлежностями русского зодчего XII -XVII вв., т.е. как бы перенес измерительные инструменты Древней Руси в ту эпоху и в ту область, где, по существующим воззрениям, их и быть не могло, отодвинув при этом время их возникновение еще почти на тысячу лет. К тому же Китоврас явился с несколькими саженями, а это означает, что, по сказанию, ко времени Соломона славянский комплекс из нескольких измерительных длин уже представлял систему взаимосвязанных инструментов. А в данную интерпретацию Б.А. Рыбаков, по-видимому, поверить не мог.

Однако, как будет показано далее, древнеславянская система измерительных инструментов ко времени царя Соломона существовала несколько тысячелетий и, в частности, именно комплекс данных саженей давал те мерные единицы, которые использовались для проектирования и возведения древнеегипетских пирамид, а это около пяти тысяч лет тому назад. Но и это не все. Еще более древние сооружения Египта - Осирион в Абидосе, нижний храм пирамиды Хафра (храм долины; и знаменитый большой сфинкс - построены с применением того же измерительного славянского комплекса. А возраст этих сооружений где-то 10 - 15 тысяч лет. То есть система саженей имеет почтенный возраст, который уходит за пределы нашего исторического восприятия.

Методы расчетов сооружений древнейшими зодчими нам совершенно неизвестны, не намного больше знаем мы о методах расчетов, применяемых славянскими зодчими, и потому, как упоминает Б.А. Рыбаков, сомневаемся в том, что они в своих расчетах "отправлялись от теоретически безукоризненных положений великого греческого геометра" (подразумевается Эвклид).

Однако, прежде чем начинать теоретические изыскания, необходимо понять, чем вызвано появление множества саженей и как свести его к отдельным эталонным размерам. Отмечу, что наличие двух и тем более нескольких эталонов измерительных инструментов для проведения одной и той же операции кажется современным исследователям величайшей нелепицей, логическим нонсенсом, пережитком архаической древности, когда первобытные люди, как полагают специалисты, еще не понимали логики своих действий. Сразу же возникает вопрос: зачем использовать даже две неодинаковые длины для проведения одной и той же операции измерения? Ведь вполне можно обойтись одной, как обходится сейчас весь мир одним метром. Ни метрических, ни физических объяснений этому "парадоксу" в современной науке не находится. Да и отрицать однозначно наличие нескольких измерительных инструментов тоже не приходится, поскольку были и другие государства, имеющие в пользовании по два, три измерительных инструмента, например Египет, где в ходу было одновременно три локтя разной длины.

Древнерусские же системы саженей имели не два, не три размера по длине, а десятки, если не сотни, и это совсем непонятно. Чем обусловлено это множество инструментов, какие закономерности в них зашифрованы, какая методика использовалась при замерах объектов - практически ничего неизвестно. Вот уже почти два столетия ученые пытаются восстановить секреты возникновения "невзаимосвязанных" измерительных инструментов и привести это множество к минимальному количеству типоразмеров, опираясь на определенные исходные предпосылки, чаще всего связанные с пропорциями человеческого тела или с пропорциями геометрических фигур, например квадрата.

По-видимому, отсутствие теоретического обоснования структуры древнерусских саженей, их несоизмеримость и несовместимость как по длине саженей, так и их составных частей, подвигли академика Б.А. Рыбакова на выяснение теоретических основ комплекса славянских измерительных инструментов.

Поскольку, по мнению автора, именно Б.А. Рыбаков и архитектор А.А. Пилецкий ближе других подошли к пониманию системной взаимосвязи древних мер, в дальнейшем преобладают ссылки на их работы.

Рассмотрение саженей в работе [2] Б.А. Рыбаков начинает с предположения о существовании на Руси локальных различий в метрологии и выделяет две наиболее распространенные системы: новгородско-псковскую и московско-владимирско-черни-говскую. В следующей работе [4] о локальности не упоминается, а просто констатируется существование одновременно в Древней Руси с X по XVIII в. только 7 видов саженей и локтей (вероятно, московских). Отмечается, "..что очень мелких и дробных делений в Древней Руси не применяли, а использовали многообразие мер, применяя, скажем "локти" и "пяди" разных систем".

Подчеркну, что такой составной и очень важный для понимания всей системы элемент структуры саженей, как вершок, в работах Б.А. Рыбакова не упоминается. Приведу таблицу 1 выделенных им длин саженей, включив в нее дополнительно вершок (размеры которого выделены жирным шрифтом):

Таблица 1

Виды саженей

Сажень, см

Доли саженей

1/2 пол-сажени

1/4 локоть

1/8 пядь

1/16 пясть

1/32 вершок

Простая

152,76

76,38

38,18

19,1

9,5

4,77

Маховая

176,4

88,2

44,1

22,0

11,0

5,50

Морская

183

91,5

45,7

22,9

11,4

5,72

Трубная

187

93,5

46,7

23,4

11,7

5,84

Без чети

197,2

98,6

49,3

24,6

12,3

6,16

Косая

216

108

54,0

27,0

13,5

6,75

Великая

249,46

124,73

62,36

31,18

15,6

7,80

 

То, что указанные в таблице типоразмеры охватывают не весь спектр используемых на Руси саженей, можно констатировать по той же работе, из которой извлечена таблица 1. Приведем пример [4] замера одного и того же объекта двумя саженями. Вот описание этого замера: "...При постройке засечной черты в 1638 г. "валили вал в ширину 25 саженей косых, а простых 40 саженей".

Итак, ширина в 25 саженей косых, по Б.А. Рыбакову, в переводе на метры — 54,00 м, а 40 саженей простых — 61,1 м., что не сходится на 7 метров, или более чем на 3 сажени косых. Для небольшой ширины ошибка внушительная, просто недопустимая. И чтобы ее не было, следует предположить, что существовала сажень, имевшая длину около 135 см. Позже мы убедимся в том, что такая сажень действительно существовала, а пока констатируем ее отсутствие в таблице 1.

Отмечу, что записи саженей и в таблице 1, и у всех исследователей до А.А. Пилецкого [10] следуют в порядке либо возрастания их длины (как в таблице 1), либо ее уменьшения, и именно эта последовательность определяет последующий подход к анализу пропорций саженей. Данная последовательность и бытовое определение названий наиболее ходовых саженей и их частей (косая, маховая, локоть, стопа, пядь, пясть и т.д.) делают как бы само-собой разумеющимся предположение о том, что «в основу меры положена часть человеческого тела». И «... причина сходства всех мер — элементарно простое движение рук человека или частей тела...» и даже само название «сажень», как полагают, происходящее от слова «сягать» — шагать [4,7], тоже свидетельствует об этом. Одновременно это свидетельствует и о том, что в основу системы саженей не были заложены теоретические положения евклидовой геометрии.

Но если первоосновой саженей как измерительных инструментов послужили «части человеческого тела», то возникают три достаточно простых вопроса: Каким образом индивидуальные длины частей тела множества людей были усреднены до стандартной длины? Каким образом эта длина сохранялась в течение столетий и тысячелетий при отсутствии каких бы то ни было общегосударственных стандартных эталонов? Какие обстоятельства способствовали превращению разрозненных несоизмеримых инструментов в единую взаимосвязанную систему и в чем это единство заключается?

Теоретически обоснованного ответа на эти вопросы автору, к сожалению, обнаружить не удалось, но в какой-то мере этот вакуум в первом приближении заполняет версия, выдвинутая Б. А. Рыбаковым, о возможной теоретической основе, предположительно использованной для получения взаимосвязанной системы саженей, позволяющей создавать «соразмерные и удивительно гармоничные объекты».

 

 

В ''Пласте'' увеличены наказания за русский язык

  • 25.11.10, 22:01

Членов украинской скаутской организации "Пласт" заставляют делать приседания за использование русского языка. Такое наказание, ввели летом в лагере в Иваново-Франковской области. По информации издания, сначала за русскую речь штрафовали пятью приседаниями, затем санкции были увеличены до десяти приседаний. Такой вид наказания, как сообщает "Сегодня.ua", изобрела воспитательница Олеся Малюванчук, которая подчеркивает, что говорить по-украински - одно из правил "Пласта". Вместе с тем, в пресс-службе организации изданию заявили, что подобных наказаний не практикуют и предположили, что приседания - это инициатива отдельного воспитателя. Пластунами на Украине называли казаков-разведчиков. Организация была создана в 1911 году. В 1912 году во Львове, который тогда находился на территории Австро-Венгрии, пластуны приняли первую присягу. Во время Второй мировой войны многие члены "Пласта" входили в Организацию украинских националистов. Членом "Пласта" является дочь экс-президента Виктора Ющенко Софийка, пишет Lenta.ru.

http://obozrevatel.com/news/2010/11/25/405748.htm

Цитаты и высказывания про русскую литературу.

Фразы великих людей о великом русском языке

Языка нашего небесна красота не будет никогда попранна от скота. / Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов 

Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими. / Великий русский писатель и поэт А. С. Пушкин 

Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая – от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения. / Великий русский поэт и писатель А. С. Пушкин 

Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого. / А. С. Пушкин 

Нравственность человека видна в его отношении к слову.
/ Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой


По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать. / Русский писатель Антон Павлович Чехов 

Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно. / Писатель А.Н. Толстой 

Словарь – это вся внутренняя история народа. / Великий украинский писатель Н. А. Котляревский 

Ни одно произнесённое слово не принесло столько пользы, сколько множество непроизнесённых. / Древний мыслитель Плутарх 
[ Читать дальше ]

Николай Клюев От сутемок до звезд и от звезд до зари

  • 24.11.10, 22:46

От сутемок до звезд и от звезд до зари

Бель бересты, зыбь хвой и смолы янтари,

 

Перекличка гагар, вод дремучая дремь,

И в избе, как в дупле, рудо-пегая темь,

 

От ловушек и шкур лисий таежный дух,

За оконцем туман, словно гагачий пух,

 

Журавлиный пролет, ропот ливня вдали,

Над поморьем лесов облаков корабли,

 

Над избою кресты благосенных вершин…

Спят в земле дед и мать, я в потемках один.

 

Чую, сеть на стене, самопрялка в углу,

Как совята с гнезда, загляделись во мглу.

 

Сиротеют в укладе шушун и платок,

И на отмели правит поминки челнок,

 

Ель гнусавит псалом: «Яко воск от огня…»

Далеко до лесного железного дня,

 

Когда бор, как кольчужник, доспехом гремит –

Королевну-зарю полонить норовит.

 

1916