Таємно-сакральне значення шляхів та дурнів.

"...В детстве когда я ездил в деревню с родителями, я заранее готовился
к этой муке - топать 3 километра от остановки автобуса.

До середины 80-х автодороги вообще не было, даже
на лошадях по плодородной глине после дождя
проехать было невозможно. "Дорога" всегда была чудовищно разбита
какими-то самосвалами. Даже человеку было стремно идти.
Поэтому была какая-то неведомая тропинка через буреломы.

Потом дорогу заасфальтировали только потому,
что нужно было через деревню ездить к коровникам - возить доярок и молоко.
Впрочем колхозы тут же накрылись в конце 80-х,
в деревнях люди вымерли и стали ездить только дачники.

Так вот почему деревни расположены в 2-3 километрах от "большака", от шоссе?
Ответ на этот вопрос я нашел, читая какие-то исторические заметки.
Еще в царской России по "большаку" гнали кандальных и заключенных.
В Сибирь, в "места не столь отдаленные", перегоняли, как скот, в тюрьмы.
Ну и разумеется во время этих марш-бросков зэки мерли и разбегались.
И была такая практика - чтобы не портить отчеты, хватали просто первого
встречного, как разбредшийся скот.

Разумеется никакой здравый человек не хотел селиться рядом с этими
"путями". Тот же принцип как в армии - подальше от начальства, поближе к хлеборезке.
Никто не хотел попадать под раздачу, в одно прекрасное утро
быть вытащенным из дома и отправленным в кандалах в лагерь.

Я даже переосмыслил известный русский парадокс про "дураки и дороги".

А ведь на самом деле как все просто - если ты не дурак - коси под дурака
и держись подальше от дорог, по которым казенные люди и феодалы
изволят ездить и волокут скот на бойню. Не строй дороги
к своему дому потому, что за тобой придут.


После этого, как бы это сказать, "осенения", видна мудрость наших
предков. По количеству населения Россия одно время соперничала с Китаем.
В окрестных деревнях по переписи 1900-го года числилось по 300 домохозяйств.
По переписи 2000-го числилось уже 2-3 человека в лучшем случае.
И несколько дачников.

За людьми пришли чиновники и деревня умерла.
Они до нас таки добрались. Проложили дороги...
Сделали коллективизацию, уморили колхозами, убили на войнах.

"Дураки и дороги" отныне для меня имеет совсем другой, сакральный смысл.
Эта та Родина, та живая страна людей, как сейчас говорят,
"глубинного народа", которую мы потеряли...
"

"Перемога, це не аукціон, хто більше заплатить".Флаг-та перемога

"Діди ваівалє. Но ваивалє всяко і разно"
 







Хтось рукой помахав. Тіпа "До побачення, Сталін!"



".....Обиделись россияне жутко на Америку и лично Трампа за то, что в числе участников и победителей Второй мировой войны Трамп не называл Советский Союз. Ни фига себе, они же еще и обиделись. Они же называют это искажением историей, свинством и преступлением.
 Притом, что это абсолютно симметричный ответ Штатов. Потому что Россия давно и намертво исключила США не только из числа победителей, не только из числа участников. Она исключила все страны антигитлеровской коалиции и создала свою патологическую мифологию, где кроме СССР нет вообще никаких участников и победителей.
........
Патриотическая пропаганда полностью, без остатка приватизировала эту победу. Она никогда не упоминает ни Англию, ни Канаду, ни Америку ни на каком уровне, ни на бытовом, ни на официальном. При этом Министерство США не орет как самка бабуина, у которой украли банан и помаду так, как орет представитель МИД Российской Федерации. И Америка скандалов из-за того, что регулярно ее забывают упомянуть в качестве участника хотя бы войны, она истерик не устраивает.

Но, вообще, надо сказать, что это был очень мощный в течение долгого времени, пока не свершилась эта ситуация, российский самогипноз, самодоведение себя до полного самоисступления за счет приписывания себе всей победы во Второй мировой войне. И сами во все это россияне фанатично поверили. Забыли всё, я уже не говорю про ленд-лиз. Эти слова запретные, как ты знаешь.

О.Журавлева У нас на этот счет есть журнал «Дилетант» последний. Там есть про ленд-лиз отдельный ответ.

А.Невзоров Плюс есть еще кроме этого некая формальная правота американцев, когда они это заявляют, потому что СССР, действительно, не участвовал в том, что окончательно решило судьбу войну – не участвовал в Манхэттенском проекте.

Вот флаг над Берлином – это замечательно. Нескольким поколениям внушено, что флаг и есть главный и решающий момент, ставящий точку в войне, что это что-то вроде финального свистка в футболе, после которого волей-неволей все расходятся, а стадион закрывают. Конечно, хотелось бы еще поиграть, может быть, отыграться, но свисток есть свисток, кто проиграл, тот проиграл, и время, отведенное на Вторую мировую войну завершено. А финальный пенальти по Хиросиме американцы будут бить так, для порядка и для собственного удовольствия.

Вот с флагом, я вам доложу, Оля, это, конечно, абсолютно пропагандистская чепуха, притом, что флаг – это один из самых прочных стереотипов российского мышления, что он что-то обозначает. Любая установка флага есть фронтовой театр, который вообще ничего не обозначает.

О.Журавлева Подождите. Но вот когда флаг ставят на Луне, На Северном полюсе, для людей это все равно какой-то символ.

А.Невзоров Ты знаешь, символ символом, но превратности войны очень быстро меняют один флаг на другой. Вот мы, говоря о лихих установках флага, почему-то не вспоминаем того прелестного французского лейтенанта из Молодой гвардии, который поднимал над Кремлем наполеоновский флаг в 812-м году. Такие же флаги подняли и на башнях, и на колокольнях.

Вот если бы тогда была фото и кинохроника, этого французского героя подхватили и растиражировали, дав еще пропагандистского жара в духе СССР, то никто бы и не вспоминал, что был какой-то пожар Москвы, отступление Бонапарта, а Москва осталась бы вообще французским городом.

Я тебе более того скажу, у меня личный печальный опыт и личное недоверие к установке флагов, основанный на моем большом опыте,...

.......................
О.Журавлева Неужели вы устанавливали флаг?

А.Невзоров Ты знаешь, и это бывало. Но мы сейчас говорим не о тех мелких случаях, участником которых был я, а я был, например, свидетелем установки российского флага над дворцом Дудаева в Грозном, а также советского флага на Вильнюсской телебашне. И знаю, что это водружение флага не значит вообще ничего.

В Грозном, спустя некоторое время, российский флаг был сброшен. Россия проиграла Чечне войну и платит ей огромную дань. И теперь мимо чеченских интересов Россия аккуратно проходит на цыпочках, стараясь не тревожить эти интересы и стыдливо маскирует российские законы, чтобы не нервировать Рамзана.

Литва точно так же сбросила победный флаг СССР с телебашни, а теперь через Интерпол ловит тех, кто его устанавливал и впаривает им пожизненные сроки.

Флаги как устанавливаются, так и сбрасываются. Они сами по себе ничего не означают. Неизвестно, как события могли бы развиваться, кстати говоря, дальше. Флаг над городом – это не точка, это многоточие.

А вот Америка и Англия, они реально создали то оружие, которое положило войне конец, не оставляя ни гитлеровцам, ни японцам ни единого шанса на восстановление, на партизанскую войну, на сопротивление, на любые боевые действия. Они изобрели сверхоружие, и только атомная бомба поставила не многоточие театральное, а настоящую точку.
И войну завершили все-таки не солдаты, ни американские, ни английские, ни советские, ни канадские, а, извините, Оппенгеймер. В Лос-Аламосе 16 июля, увидев первый опытный, экспериментальный взрыв, Оппенгеймер сказал: «Всё, война закончена».

И вот это, действительно, существенно, это, действительно, предельно важно. Потому что основной аргумент, который приводит русская сторона – это огромность потерь. 

Но война – это не аукцион, где тому, то заплатил больше всех, принадлежит всё. Как раз это свидетельство только исключительной бездарности руководства и командования. ..."

Лірика карантину.

"...Только что за мной в магазине встала бабка и стала кашлять. Громко. Она превратилась для меня в олицетворение заразы. 
Зараза стала громко ругаться, и, кашляя, пошла к другой кассе. Там люди просто разбежались. Те, что русские. Остались одни мигранты - таджики, узбеки, киргизы.

Их там было точно 20-25. Строек рядом нет.

Бабке точно за 70.

"Пятерочка".

Очередь стоит человек в 15 за мной. Из них 10 - непонятно где взяли пропуска. Гастарбайтеры без масок, никакой дистанции.

Итого, я прикинул, в магазине - 35 мигрантов, пятеро русских со мной и бабка. И два кассира.

Мигранты толпятся, разговаривают громко, от них разлетается слюна.

Натурально я бежал из этого магазина. Но купил все. И мыл с мылом минут тридцать каждый пакет молока, каждую банку с огурцами, каждый банан, и виноградинку, и пакет с сахаром, и лук и чеснок, и макароны и даже мороженое и колбасу. Вам смешно? Мне - уже нет...."


"...Открыла современный школьный учебник биологии за 10-11 класс. Просто из интереса - дай, думаю, повспоминаю, что там было, раз уж хотим синтезировать потенциально биологически-активные вещества. Перелистала. Поняла, что из двух томов школьного (!) учебника я не знаю НИ-ЧЕ-ГО! Более того, я вообще не помню, чтобы на наших уроках биологии было что-то подобное. Помню только, что "все мы немного комолые по доминантному признаку", но этому уделялось всего пара уроков, и так, на пальцах... Справлюсь с культурным шоком - попробую изучить.

Проявляя ответственность, сидим с Лешим в квартире. Магазин посещаем один раз в неделю - оказывается, при должной выдумке этого вполне достаточно. В обычной жизни кажется, что как же это - на столе не будет свежего хлеба! В этой, необычной жизни, берём пару буханок долго не черствеющего, пару буханок хорошо хранящегося в холодильнике и одну просто вкусного. Вкусный съедаем сразу, не черствеющий - в последующие два-три дня, а потом из хлеба в холодильнике делаем тосты... Ведь можно же так! Я ещё вспомнила простой рецепт хлебных лепёшек, на случай абсолютного нежелания идти в магазин.

Общее состояние, конечно, нервозное. Но, с другой стороны - хороший поводу остановиться, осмотреться, подумать - и начать изучать что-то новое и интересное (с биологией, правда, пока не вышло, но, может, пойдёт...)

Первые несколько дней в самоизоляции я не могла себя заставить нормально поработать. Даже сериалы не могла себя заставить смотреть - новости, новости, новости... Сейчас просматриваем ленту новостей раз, максимум два в день...  Что лишний раз огорчаться?

Под окнами упорно гуляет народ различной степени опьянения. Впрочем, с собаками и в трезвом виде гуляют. Есть и другие примеры. Вчера в полночь наблюдала пожилую даму, в одиночку "нарезавшую круги" вокруг дома. У меня тоже такое желание возникает, но пока не пойдёт на спад - не пойду. Надеюсь, выдержу.

Сегодня проснулась в шесть утра, посмотрела рассвет, снова легла спать. Около девяти пошёл дождик... Наконец-то, а то хорошая погода портила всё удовольствие от размеренного пребывания в помещении..."

***

Новая услуга. "Карантин, или Туда и обратно"

Нет, не иссяк креатив. И предприимчивость неистощима. Мы - пройдохи. Целый народ проходимцев. По призванию!
Прислали газетное объявление.

.
"Под видом врачей, в медицинских костюмах, приедем к вам домой, и заберем вас от жены на карантин с подозрением на коронавирус
В случае необходимости доставим вас к подруге, а потом привезем обратно к жене".

***

"....Во всем мире достоверно известно, что по улицам российских городов вечно ходят пьяные медведи в краснозвездных ушанках или будёновках и, в лучшем случае, бренчат на балалайках и горланят свои дурацкии песни. 

Как правило, патриотического или матерного содержания, что, в общем-то, одно и то же. А в худшем случае бьют всем морды и отнимают деньги. И хотя ситуационный центр по чрезвычайной ситуации при мэре Москвы не регистрирует сегодня на улицах скоплений пьяных медведей, однако, ситуация все еще остается крайне опасной - по улицам все еще бродят люди. Русские люди, вот, что страшно.

Или это не люди. А, наоборот, патриоты. Которые, морфологически, поразительно похожи на людей, не я первый это заметил. И они ведь так и будут шастать, пока мэр не вернет в город пьяных русских медведей, видимо, поголовно посаженных на самоизоляцию...."


Темні боки "вєлікой побєди". "А мнє чєго защіщать"?

"....СССР оставался бедной, крестьянской страной. Сельское население в 39-м году, вдвое превосходило городское. Таким образом, эта война, это была последняя так сказать, крестьянская война в истории России.

Вот что мы знаем о войне? О том, как люди к войне относились? Откуда мы это знаем? Мы знаем в основном из воспоминаний, и ещё чего-то там, дневников, городских, образованных людей. Ито, ничтожного меньшинства городских образованных людей, которые об этом написали. Что мы знаем, что думали об этом крестьяне? 

Московский инженер пишет, в учебной части один говорит мужичек: «Ой, зачем так мучили, лучше бы меня сразу убили». Там, в общем-то, и голодно, и постоянно упражнения, ну, тяжело. Ему говорят: «Как же тебя убили? Надо же родину защищать». Он говорит: «А мне-то чего защищать?»

Борис Комский на Орловщине, у него такое путешествие было по Орловщине пешее. Он был ранен, и потом с командой выздоравливающих – он был старшим – он шел с Центральной России в Белоруссию, чтобы присоединиться к специальному резервному полку, откуда потом людей по частям распределяли. И, вот, он записывает свои впечатления от общения с этими орловскими крестьянами.

Пишет: «Люди здесь злые, всех называют «змеями». Солдаты – змеи, то есть красноармейцы. Немцы – змеи, партизаны – змеи. Все едино, все змеи. Какой-то враждебный мир». Или записывает, что «орловские мужички вместе с немцами боролись с партизанами» - такие у него сведения. 

Были свидетельства многих городских людей, советских совершенно, которые оказывались в деревне, и особенно в начале войны, и они с удивлением и ужасом слушали, как рассуждают крестьяне. Например, они не говорили, многие из них, «наши» и «немцы», они говорили, там, скажем, «русские» и «немцы».

Это ведь вопрос очень недоизученный. И второй, может быть важнейший источник, по морально-политическом состоянии армии, о том, что на самом деле эта масса думала о войне, и освоении роли. Я имею в виду, материалы Главного Политического Управления. Они сегодня закрыты до сих пор, самая великая тайна  войны у нас...."

***





СРСР. Розповідь россійського колгоспника.

Как Нечерноземье дошло до такой жизни? Рассказывает бывший председатель бывшего колхоза имени Жданова, он же совхоз "Пустыня" Чухломского района Костромской области, Бобров Владимир Николаевич. Пустыня - не шутка юмора, а обиходное название местности, соседних приходов, Ильинского и Санциловского, по существовавшему здесь монастырю. В 34 деревнях Пустыни жило три с лишним тысячи человек. Теперь постоянно проживает двое.

Бобров пенсионер. Ему восемьдесят с небольшим. Приезжает на лето из Питера. Добирается в деревню за рулем собственной Нивы.

Итак, слово Владимиру Николаевичу:

«Ездил я тут с одним охотником на овсы, в Сазоновскую сторону. Мать честная! Поля, починки – все лесом заросло. Ничего не узнаю. Свое хозяйство не узнаю, 900 гектар пашни. Чисто было, одни поля, а теперь - кустарник и лес.

Родители мои отсюда, с Ильинского, и их родители отсюда. Я учился напротив церкви, где сейчас инвалид Дормидон живет. После войны вышел указ о заселении города Ленинграда. Отец и мать уехали. Город не чужой, дед мой в него в отход ходил, пока Сталин эту лавочку не прикрыл. Шел 49ый год. Меня в этот год призвали, еще из деревни. Так вышло, что целый год службы мне не засчитали. Я ушел весной 49ого, а демобилизовался в декабре 52ого.

Уехать к родителям в Ленинград было проблемой. Из армии отпускали строго в место, откуда призывали. Такое было правило. Без него бы все парни из села сбежали. При Сталине платили крестьянам не деньгами, а палками и паспортов не было ни у кого. Отец мой ходил в Ленинграде в райком, получал специальные документы и высылал в мою часть на Дальний Восток.

Но вышло так, что старался он зря. Я проработал в Ленинграде ровно год. Мне не понравилось. Уехал в отпуск в деревню и остался. Устроился слесарем по тракторам. Потом собрал себе из запчастей трактор. Стал на нем работать.

Председателем тогда был неплохой мужик. При нем и совхоз организовался и трудодни отменили. Потом он исчез. У него было что-то с головой, контузия. Подрался с женой, ушел из дома и исчез. Шел 57ой год.

А что делать? Нужен председатель. И вот, по моей глупости, загнали меня руководить. А мне и тридцати то не было. Пацан.

Начало было такое, что страшно вспоминать. Совхоз уже организовали, влив в него 13 колхозов. Вышло распоряжение сгонять весь скот. А куда его сгонять? Помещений нет. Кормов нет. Зима, морозы жгучие. Ужас.

Представь, согнали всех овец с тридцати деревень в Лучкино. Там была рига, где до этого молотили жниво. Вот туда и определил овец. Больше некуда. Они окотились. Мяли друг дружку и ягнят. Гибли пачками. До воды оттуда было полторы версты. Каждый раз, когда овец гнали на водопой одна-другая издыхала.

Телят согнали в Санцилово, в старую колхозную ферму. Определили им свободно-выгульное содержание. А там вода под горой. Стадо за неделю раскатало спуск в голый лед. Гонишь к реке – держишь за ноги, чтобы не улетели. Обратно тащили, один за рога держится, другой сзади толкает.

Но этим не кончилось. Портачили так, что мне казалось, что это – вредительство.

Стали догонять Америку. Начало дали сильное. Отобрали у крестьян последние наделы и сдали к чертовой матери всех лошадей на мясо. Лошадей не стало. Только трактора. Раньше бы отвез что-то на лошадке, теперь стой в очередь на трактор.

Потом кукуруза. Спустили мне план: 300 гектар. Из моих 900 гектар пашни. Приехал сектретарь райкома. «Давай сюда мерку!» Выехали в поля. Перед фермой у меня был высажен клевер. Удобно, косишь, скирдуешь и скотинка рядом. Секретарь намерял по этому клеверу квадрат. «Смотри. Клевера у тебя здесь вырастет стогов 10. А кукурузу посеешь – молоко рекой потечет. Читал в детстве про молочные реки? Вот теперь и у нас так будет. Как в Америке.» Звали этого секретаря Тупиченко. Хохол. (якби "нєхохол", то мабуть все інакше було б? Звичка дурна, чи там що, в усьому "нєрусєй"-"хахлофф" звинуватити) Он и теперь жив, шлет мне на Новый Год открытки.

Распахали клевер. Посеяли кукурузу. Ничего не получили. Ни клевера, ни кукурузы. И поехали мы в зиму за тридцать верст собирать солому.

Потом были тяжеловозы. Дорогущие, то ли английские, то ли какие еще. Красивые – загляденье. Завезли их в леспромхоз вывозить лес по дековильке. Это «железная дорога» из залитых льдом желобов. Ставили в нее сани и запрягали. Тяжеловозов было штук пятьдесят. А план был – ого-го! Такие воза эти бедные лошадки крутили, что к весне все передохли. До одной.

Интересная у нас жизнь была.

После кукурузы пошел лен. Спустили сверху план – триста гектаров льна. А здесь у нас со льном не очень, только в нескольких деревнях его растили. Тут, в основном, яровые и клевер. Я подумал-подумал и посеял лен у тех деревень, где он до революции был. Дальние, глухие деревни. Расчет был такой, что бабушки с тех деревень за ним следить будут. Выросло все отлично. Убрали. А теребить нечем. Обещали машины – нет машин. Прислали, наконец, из Костромы студентов. Пока все заскирдовали, выпал снег. Лен пропал. (А при плановому хазяйству чого чекали?)

Вызывают меня в область на бюро обкома, совмещенное с комиссией партконтроля. Мне как раз тридцать стукнуло. Зеленый - еще не всех чудес насмотрелся. Приезжаем с нашим агрономом в обком. Перед входом сидят мусора с наручниками. Для острастки. Проходим мимо. Внутри очередь из таких же, прогоревших со льном бедолаг. Вызывают по одному на ковер к секретарю. Им тогда был Флорентьев, Леонид Яковлевич, будущий министр сельского хозяйства. Он потом, уже будучи в ЦК, ко мне охотиться приезжал. Флорентьев спрашивает «Сколько лет работаешь?» - «Пятый год.» - «Скидки нет. Штраф в сумме трехмесячного оклада.»

Оклад у меня был 130 рублей. Но из него вычитали 30 процентов за невыполнение плана. План никогда не выполнялся. Животноводство вытянет – растениеводство подведет. Или наоборот. Потом партвзносы. Профсоюзные взносы. На руки я получал 75 рублей. А высчитывали 130 рублей. Почти полгода работал за бесплатно.

А сосед мой, Коновалов, напортачил со свиньями. Дело было весной, снег уже почти сошел, но на речке был лед, хотя посередке она уже протекла. Кормов, как всегда, не хватало. Из района распорядились: выгнать свиней в поля, чтобы они поживились корешками. Коновалов выгнал. И у него пол стада утонуло. Вызвали, как и меня в обком. Ну а что сделаешь? Кто недодал кормов? Кто дал отмашку выгонять в поле? Вся дурь шла с верхов.

Мужики то были еще толковые. Кроме тех, кто наверху. Те, наверху, свою шкуру спасали. Тряслись за свои места. Возьми райкомы. Ты думаешь, они не понимали, что делается? Могли же доложить наверх. Боялись. За харчи свои боялись. И за задницы. (Така ж картина у промисловості).

Приехал как-то другой Флорентьев, Анатолий. Профсоюзный руководитель. Самое начало сенокоса. Нашел меня, повез по полям. Проезжаем клевер. «Какой у тебя клевер! Завтра же начинай его косить.» А как я буду его косить, если о еще не готов? Его скосить, он свернется. Не будет ни клевера, ни коров. «Не буду косить» – «Завтра пришлю своего шофера, он проверит. Ежели не скосил, привезет тебя на бюро райкома.» Как сказал, так и сделал. Забрали меня в Чухлому в райком. Поставили по стойке смирно. «Почему не скосил?» - «Я уже объяснял вашему товарищу.» Флорентьев как попрет на меня. Я постоял, постоял, сел на стул и говорю «_битесь вы все конем. Завтра сяду на трактор и поеду в поле. Ищите в председатели других дураков.» Полаяли, полаяли и отпустили.

Мужики от дури такой бежали – только пятки сверкали. Оставались одни дураки да лодыри. И немного таких, как я, кто без деревни не может.

Потом, уже к концу семидесятых, пошли деньги. Все даже как будто наладилось. Жилье стали строить. Новые фермы. Телятник. Дом бригады с медпунктом и театральным помещением. Стулья в нем были, сцена, паровое отопление. Все сам сделал, капитально.

Людей уже не было. В большинстве – алкоголики. Но хоть так. И только вроде пошла нормальная жизнь, может лет пять ей удалось пожить, даже уезжать вроде перестали, как все закрутилось перестройкой.

В 1988ом я понял, что деньги кончились и сразу ушел на пенсию. Уехал в Ленинград. Смотреть, что будет дальше, я не хотел.

И был прав. Клуб разгромили целиком, до фундамента за два года. То же с фермами. Большинство домов распилили на дрова. Громили все, как фашисты. Хуже фашистов. И ведь свои же громили. (Та ясно, не "хахли" ж понаїнали громити)

А потом уехали. К 95ому здесь уже ничего не было. Пьяницы и старушки. (До речі, як у великій більшості пострадянських російських сіл)

Вот и все.» (І ось за це "діди ваівалє"? І у громадянську теж? Одно розвалилось, та "лісом поросло")
Звідси.