Профіль

netunika

netunika

Україна, Дніпро

Рейтинг в розділі:

Останні статті

Свіжі шпалери



Ни о чем

Эпиграф: Когда не знаешь о чем говорить, начинаешь рассуждать о погоде.

Вот и к нам постучалась зима, выпал снег, который не растаял сразу же в первый час, не превратился в противно чавкающую жижу под ногами. Снег выпал и остался лежать белым покрывалом, задорно поскрипывая в такт шагам. Легкий морозец прихватывает за лицо, окрашивая щеки девушек легким румянцем лучше всякой косметики. Для детей наступила пора настоящей радости.  Они хватают санки, в восторге спешат на улицу. Те, кто не может еще сам тягать санки, хватают родителей и вытягивают на  улицу их. Они как будто боятся пропустить каждый день, как будто знают, что такая погода не вечна. И как видно из происходящего за окном, спешили они не зря. Хотя прогноз погоды с завидным упорством пророчил дожди каждый день, а иногда и грозы, мы в это не верили. Да и сложно поверить, когда за окном минус десять, а прогнозы день ото дня не сбывается. Как говорят – гидрометеоцентр в погоде не ошибается, он ошибается только с местом, где будет такая погода. Но, свершилось чудо - хляби небесные разверзлись, пролив на землю капли дождя, от чего все тут же стало покрываться льдом – одежда, дома, деревья, дороги… Наступил тот период, который в народе емко называется сракопадом.

Зима

Общались этим вечером в сети, обсуждали внезапно наступившую зиму, которую уже и не ждали с этим глобальным потеплением, и вспомнился мне один новогодний вечер.

Было 31 декабря две тысячи лохматого года. Новый год на носу, а праздничного настроения не было, и нет. Новый год – праздник, который у многих ассоциируется с детством, со снегом, с запахом хвои в квартире. А одного из этих атрибутов праздника нет и не предвидится. Снег решил задержаться на неопределенное время.

Чем же важен для меня снег? Почему это так повлияло на ощущение праздника? Новый год – это как возвращение в детство, когда отец катает на санках, когда возле подъезда в снегу прорывали тропинки и маленький шкет бегал по ним, а кромка наста доходила ему до груди. Он смеялся, набирал полные ладони холодного, обжигающего снега, секунду стоял, замерев на месте, после чего быстро, быстро отряхивал руки и пытался дыханием согреть враз окоченевшие пальцы…

И вот эти воспоминания природа решила слегка подвинуть колючим ветром и черными улицами города. Вот и не было ощущения праздника.

Но, «билеты» за праздничный стол были уже «куплены», отступать некуда, позади салат «Оливье» и бутылка шампанского. Гости ждут, в холодильнике киснет водка, выдыхается на столе икра. Идем в гости, сидим за столом, провожаем старый год, выпиваем за новый, и, в конце концов, расходимся по домам.

Выходя из подъезда, вдыхаем морозный воздух в последней наивной надежде, что это немного поможет вернуть ясность мысли, смотрим в темное небо и видим, как сверху, кружась в легком танце, начинают сыпаться первые снежинки. Сначала редкие хлопья, как бы сомневаясь в себе, прикасаются к земле, пробуя ее на вкус. Земля не готова к этим касаниям и снежинки тут же тают. На смену растаявшим приходят новые и новые, и вот уже нескончаемым потоком крупные хлопья засыпают землю, окрашивая все в чистый, белый цвет.

Мы так и замерли у порога, наблюдая за первым снегопадом в новогоднюю ночь.

Детство на короткий миг вернулось.

Умань

Два года назад я посетил Уманский парк «София». Какая первая мысль у меня возникает сейчас, два года спустя? Это то, что ни в коем случае не стоит совершать свое первое знакомство с парком в сопровождении экскурсовода. Это потом, увидев изначально все своими глазами, без спешки и суеты, можно будет погружаться в скучные цифры показывающие количество перенесенных камней, числа работавших на строительстве крепостных и прочее, прочее, прочее. А вначале надо просто пройти самому.

Как я уже говорил, прошло два года с того момента, как я был в Умани, многое стерлось из памяти, что-то приукрасилось, что-то наоборот выступило в новом нелицеприятном свете. Спустя столько времени, я почувствовал, что пришло время рассказать о своих впечатлениях (как говорил Жванецкий: «ПисАть как и пИсать надо тогда, когда уже не можешь), иначе еще чуть, чуть и в памяти ничего не останется. Изредка я буду вставлять в рассказ скучные справочные материалы, дабы придать заметке умный вид. Итак, начнем.

Нам просто повезло с погодой, когда мы решили приехать в Умань – было тепло, но без жары, которая выматывает все нервы. Небо было слегка пасмурным, как будто вот, вот должен пойти дождик, но он так, и не начинается. От этого воздух наполнялся запахом зелени, свежести, а изредка прорывающиеся сквозь облака лучи солнца ярко раскрашивали пейзаж и только усиливали впечатление, оказываемое природой на нас – ошалелых после долгой поездки туристов, стоявших с открытыми ртами и рассматривающих необычный парк, не похожий на все видимые ранее парки в наших городах; парк, где нет ни одной прямой линии, где полная асимметрия наблюдается во всем. И эта самая асимметрия придает Уманскому парку свой шарм. 

Парк был основан в 1796 году польским магнатом Станисловом Потоцким, назван в честь его жены Софии Витт-Потоцкой и подарен ей ко дню именин в мае 1802 года. При строительстве парка были грамотно использованы особенности ландшафта, пересеченного каньонами и балками, врезающимися в гранит, который часто выходит на поверхность в данной местности. Главная композиция парка проходит по руслу реки Каменка, где сооружен ряд искусственных бассейнов. Реку видно уже сразу за центральным входом. Она слабым ручейком убегает вдаль, петляя мимо берегов. Кажется, что она неухожена и завалена мусором, но это обманчивое впечатление. Мне показалось, что так и было задумано – дикая лесная река, где берега скрыты деревьями, а вдали намечаются контуры скалистых берегов. От центрального входа ведет аллея, которая заканчивается павильоном флоры. 

По пути к павильону мы проходим мимо «Серебряных ключей». Скорее всего, такое название они получили из-за того, что вода на фоне темного гранита действительно отливает серебром.

За павильоном флоры открывается вид на нижнее озеро, которое, как и все водоемы в парке, является искусственно созданным. В самом центре озера возвышается фонтан-змея, выбрасывающего струю воды на высоту 12-16 метров. Насосы при этом не используются. Все происходит за счет разницы высоты нижнего и верхнего озер.

Вдоль нижнего озера ведет дорога, которая в полной мере позволяет насладиться его красотами. Ветви ив мягко касаются озерной воды, от чего при малейшем колебании воздуха вдоль берега идет легкая рябь, как будто со дна озера поднимается рыба, и слегка коснувшись его поверхности плавниками, снова уходит на глубину.

Огибая нижнее озеро, дорога выходит к металлическому мостику, ведущему на площадь сборов.

 В честь чего она получила такое название, я так и не запомнил – оглядывался вокруг, и любовался видами.

С отвесной скалы в озеро стекает водопад. Толпы людей по-над стеной пробирались к нему, намокали до нитки и довольные уходили обратно. Повторить их «подвиг» я так и не рискнул. Конечно, позже нелегкая занесла меня к значительно меньшему водопаду, сказалась тяга к фотографированию. В итоге я все оставшееся время бродил по парку наполовину мокрый. Интересно то, что водопад практически не издавал шума. Я всегда считал, что вода должна с грохотом обрушиваться вниз, а тут такого нет и в помине, лишь легкий шорох воды. Понаблюдав, я понял, в чем секрет. Вода не обрушивается прямо в озеро. Она плавно стекает по скале и мягко опускается на гранитные валуны, щедро разбросанные природой или руками строителей у подножия.

К вершине водопада ведет каскадный ручей. В тот момент, когда я там был, ручей, мягко говоря, был не полноводным, и слегка поддатые  туристы гордо выхаживали по его руслу.

Площадь сборов обрамлена деревянными лавочками, на которых выгодно располагаются местные жители, или те из туристов, которые прибежали сюда раньше всех. Но согласитесь, что у первых есть явное преимущество.Сама площадь находится на овальном полуострове, в ее центре расположен бассейн, где плавают декоративные рыбы. Вода в бассейн поступает с верхнего озера по проложенной трубе. Система водостока поддерживает воду на одном уровне и сбрасывает ее избыток в нижнее озеро. Слева от площади находится грот. Большая гранитная глыба весом более 300 тонн, зависла без опоры и держится только на трех точках. Называют грот Гротом страха и сомнений. Вполне справедливое название – несмотря на заверения экскурсовода, что сооружение очень надежное и выдержало три землетрясения, я так и не рискнул зайти внутрь. Дальше от площади расположена площадка, вырубленная в скале по краю крутого обрыва. Площадку называют Бельведер, потому, что некоторое время на нем стояла статуя Аполлона Бельведерского.

Следующая часть парка называется Елисейские поля. Конечно они намного меньше своих прообразов во Франции, но чертовски похожи. На востоке от Елисейских полей находится наибольший грот, высеченный в скале. Называется он Громовой. И не зря. Заходя в него, действительно начинаешь слышать звуки, отдаленно напоминающие рокот грома. Источником рокота выступает ручей, стекающий по стенам грота.Постепенно дорога выходит к Верхнему озеру, расположенному в Северо-Восточной части парка. В центре озера расположен остров влюбленных, на который ведет мост. Вокруг снуют лодки, постоянно слышится скрип весел в уключинах, над гладью озера то и дело, раздается веселый смех отдыхающих. Раз в двадцать минут вдоль озера курсирует прогулочный пароход, выполненный в стиле ретро, разбивая гладь воды гребными колесами. 

На берегу Верхнего озера находится Амстердамский шлюз.

 

Шлюз состоит из двух взаимодействующих частей. Первая работает на перекрытие воды из Верхнего озера, а вторая регулирует уровень воды в озере. Кроме того, шлюз выполняет функцию пропуска лодок из Верхнего озера в подземную реку Ахеронт, и обратно.Желающих совершить путешествие по мифологической реке всегда предостаточно, поэтому следует быть готовым выстоять в очереди от 30-ти до 40-ка минут. Но, дождавшись своего часа, вы, забравшись в лодку, совершите путешествие, которое слегка изменит ваше восприятие времени (об этом чуть позже). Лодка медленно начинает заплывать за Амстердамский шлюз. Вначале он громадой нависает над вами, после чего, темнота медленно начинает охватывать пассажиров. Если быстро оглянуться назад, то еще можно увидеть свет от входа в туннель, но он быстро пропадает, как только лодка повернет за первый поворот. Всех охватывает тьма. Если только не найдется дурака, который захочет сфотографировать, снять на видео с подсветкой или включить фонарик (если такие все же найдутся, то лучше топить их сразу, иначе деньги за вход будут потрачены зря) , потому что он боится темноты, то ощущения будут незабываемые, я бы даже согласился, что в них будет присутствовать легкий оттенок мистификации - лодка, плавно покачиваясь, будет скользить в темноте, изредка касание шестов о стены тоннеля будет напоминать о себе легким стуком. Эффект немного портит, то что рядом с вами находится еще около пятидесяти человек, поэтому присутствие Харона как бы и не ощущается, но, может быть именно это и к лучшему.

А теперь, как и обещал, о времени. Продолжительность туннеля 211 метров, и казалось бы, что проплывать их должны достаточно длительное время, но поверьте, что по ощущениям вы этого не почувствуете. Для вас будет казаться, что вот вы только вошли в темноту и сразу вышли, а самого туннеля как будто и не было.

Завершается подземная река небольшим прудиком с пристанью. Выплывая из-за поворота, вы снова увидите свет в конце тоннеля, после чего окажетесь в круглой чаше, со всех сторон окруженной высокими деревьями, от чего солнечные лучи теряются в их густой кроне. Полумрак только добавляет мистицизм происходящему.

Надеюсь, что рассказанное мной, кого-то подтолкнет к поездке в этот парк. Если так, то воспользуйтесь моим советом, сказанным еще в самом начале – при первом знакомстве не пользуйтесь услугами экскурсовода.Многое хотелось рассказать, но уже и не вспомнишь всего. Память странная вещь, вроде бы вот оно, вырисовывается где-то на краешке сознания, а как только потянешься к нему, сразу исчезает не оставив и следа. Так, что уж не сильно ругайте за неяркость передаваемых образов.

Часть справочной информации взята из свободной библиотеки «Википедия».

Приятных путешествий.

Коктебель

Коктебель

Коктебель – это небольшой поселок к западу от г. Феодосия. Эти места заселялись с глубокой древности, и до наших времен дошли изделия и вещи времен киммерийцев и тавров. На средневековых генуэзских картах, поселок обозначен как Посилима «Селение у седловины». Свое название Коктебель получил в 13 в, будучи небольшой деревней. В переводе с тюркского это означает – «край голубых вершин» (Кок теле эль). В середине 19 в тут поселились болгары. 

Современная история поселка тесно связана с именем поэта, писателя, художника Максимилиана Волошина. В поселке имеется дом-музей писателя, недалеко от поселка находится могила Волошина. Еще одной достопримечательностью поселка является горно-вулканический массив Кара-Даг, расположенный к западу от него.

В самом поселке туристу делать нечего. Привожу фотографию набережной, но она честно взята из сети. 

 

Сейчас набережная выглядит далеко не так. Вся прибрежная территория заставлена торговыми палатками и кафе. Ближе к воде установлены лотки, а напротив кафе, выполненные в татарском стиле.  Пешеходу остается 2 метра асфальта. Из-за лотков не видно даже моря. Поэтому можно смело отправляться сразу к причалу, фрахтовать яхту или покупать билет на экскурсию и отправляться  к Кара-Дагу.   Пешая прогулка по горе разрешена только в сопровождении экскурсоводов, работающих на биостанции, т.к. вся территория является заповедником.

Морские экскурсии предлагают на деревянных стилизованных шхунах – экзотическое путешествие, но будьте готовы, что людей набьется как селедки в бочке, однако, морской воздух и виды скрасят это неудобство.

  

Карадаг (Черная гора) – древний потухший вулкан, действовавший еще даже не при царе горохе, а много ранее – 120-160 млн. лет назад.

 

Немного истории.  Коренные обитатели Таврики, которых греки называли таврами, по языковой принадлежности были индо-арийцами. На их языке гора носила название Калита – «земля Кали». На самой высокой вершине карадагских гор содержалось святилище этой богини, где в жертву приносились животные, люди (большей частью пленные чужестранцы, хорошо, что сегодня к туристам тут относятся значительно лучше). Нынешнее название потухшему вулкану дали тюрки, завоевавшие морской порт. И этим названием мы пользуемся до сих пор – Кара-Даг.

Наибольшее впечатление Кара-Даг производит своим береговым склоном, если смотреть на него с моря. Тут и кажущиеся отпечатки пальцев на скалах, как будто сам бог прикоснулся к горе (есть такая легенда), и скалы, причудливо приобретающие формы животных.

 

Резко в море выступает Синяя скала (Кок-Кая), своими очертаниями похожая на лицо М.Волошина. Сам писатель говорил: «И на скале, замкнувшей зыбь залива судьбой и ветрами изваян профиль мой».

 

Далее по курсу следования шхуны находится бухта Гравийная – несколько сотен метров первобытного пляжа, покрытого вулканической галькой.

 

Видна стена Лагорно, которая своей громадой спускается прямо к морю, где заканчивается пещерой «Трех слонов» и скалой «Слон». Только со стороны моря эта скала похожа на слона, и то, если смотреть с запада на восток. Шхуна быстро проходит бухту и тут же возникает большая скала Шайтан, часть Хоба-Теле. 

 

Место опасное. Тут неоднократно гибли суда. Еще через несколько минут видно, как в отвесной скале зияет огромная щель, откуда слышен еле заметный шум. Правда, когда море начинает волноваться оп настоящему, этот шум перерастает в настоящий рев. Отсюда и название грота – Ревущий. Многие суда погибли  в этом месте. Согласно греческому баснословию здесь был вход в Аид, и именно здесь Одиссей воспользовался разрешением богов пройти в подземный мир и вернулся обратно.

  

Мы проходим скалу Маяк, которая почти отвесно поднимается на высоту 380 м. На вершине скалы находится дом доктора Сальвадора, а внизу – вход в убежище Ихтиандра. Именно тут снимался фильм «Человек-амфибия».

Далее находится Львиная бухта, по центру которой возвышается Шайтан-Калу (Чертовы ворота) – 37 метровая арка, по-русски именуемая «Золотые ворота».  Ширина арки 9-11 метров, высота 18 метров. Так что, небольшая шхуна тут может пройти, что мы и делаем. Существует древнее поверье, что загаданное желание во время прохода через эту арку обязательно сбудется. В воду летят монеты – люди загадывают желания, хотя бросание денег это уже придуманный экскурсоводами ритуал, и с исполнением желаний не имеющий ничего общего.

 

В завершении прогулки получасовое купание в открытом море напротив золотых ворот и возвращение в Коктебель.  

Тропа Голицына.

Для тех, кому нравятся пешие прогулки самое место в Новом свете с его заповедником, через который, петляя змеей, проходит туристический маршрут, именуемый «тропа Голицына».

Поселок Новый Свет расположен на берегу бухты Зеленая, с трех сторон окруженный горными вершинами.

С запада бухту Зеленая замыкает гора Коба-Кая, что в переводе с татарского – «Пещерная скала», высотой 165 метров.

Вокруг этой тропы по инициативе князя Голицына была прорублена тропа, которая и по сей день носит его имя. По ней князь совершал свои ежедневные прогулки, по крайней мере, так говорит легенда. Тропа вырублена в массивах известняка, и пролегает вдоль берега на высотах 30-50 метров над морем. Протяженность тропы 5470 м.

С Востока нависает скальный массив Сокол, по-татарски «Куш-Кая», высотой 477 метров.
Поначалу красоты, открывающиеся с тропы потрясают и завораживают. Из-за высоты на которой проходит тропа, шума волн, разбивающихся о камни практически не слышно, а бухта открывается во всей красе, и за каждым поворотом обзор все лучше. Правда уже через час ходьбы по тропе начинаешь тихо ненавидеть этого самого Голицына (по крайней мере так было у меня), но восторг от открывающихся видов все же больше усталости.
По пути обнаруживается гигантский грот. В средние века в нем находился христианский монастырь. При Голицыне тут была организована винотека. До революции в гроте были столики, кресла. Здесь проводились концерты. По преданию здесь пел Шаляпин, откуда и появилось название гроту – грот Шаляпина. А сейчас там грохочут волны, щедро орошая белоснежной пеной камни и берег.

Тут приходится передвигаться максимально быстро, т.к. постоянно рискуешь попасть под очередную волну, которые накатываются довольно часто, а за счет скальных выступов, развивают достаточно большую высоту.

Далее «дорога» снова идет на верх, и высунув языки мы начинаем подниматься на вершину. Сверху открывается вид на Синюю бухту. Другое ее название – Разбойничья. В древности, еще со времен тавров и эллинов, здесь прятались суда пиратов, отсюда и название.

В бухте имеется небольшой пляж, по которому и проходит тропа, ныряя очередным спуском к морю, что бы потом опять взлететь вверх.

Поднявшись на вершину мыса, тропа поворачивает в сторону поселка. Дорога уже достаточно благоустроена, и проходит непосредственно через заповедник, поэтому заходить за ограждения тут нельзя, о чем и говорят многочисленные таблички. Щедро разбросаны скамейки вдоль дорожки, что для утомленных ходьбой по козьим тропам является благом. 

Постепенно дорога выводит в поселок и через небольшой сквер выходим прямо на автобусную остановку, откуда и начиналось путешествие по Новому свету.
Для справки. Прямого маршрута в поселок Новый Свет нет. Для начала необходимо доехать до Судака, а уже там пересесть на маршрутку к поселку. Маршрутка ожидает в 20 метрах от автовокзала города Судак. Дорога идет по сплошным серпантинам, так что лучше воспользоваться местным транспортом, т.к. видимость на дороге сильно ограничена.

Спускаемся под землю

Еще пятнадцать минут назад мы изнывали от жары, обмахивались платками, и вспоминали о кондиционерах, не смотря на ветерок с моря, а теперь с каждым поворотом серпантина горной дороги температура падает на полградуса. И вначале это воспринимается как долго ожидаемое облегчение, но позже холод уже не радует. Всегда у нас так – чего-то не хватает, получаем это, и тут же начинаем жалеть о времени, когда нам этого не хватало.

Петляя как заяц, и вдребезги разбивая ходовую машины на каменистой дороге, мы пробираемся сквозь горный лес. Исполинские деревья уходят к небу, закрывая солнце, от чего внизу постоянный полумрак. Слева, то отвесно поднимаются скалы, то появляется пологий склон поросший кустарником вперемешку с «исполинами», а справа… Человеку чувствительному к высоте лучше не смотреть. Практически у самой кромки дороги земля уходит вниз, и поневоле задерживаешь на этом взгляд, пока не начинает кружиться голова от жуткого предчувствия чего-то страшного. И не выдерживая этого, отводишь взгляд в сторону. 

Один раз проезжаем мимо места, где свирепствовало удивительное природное явление – некое подобие маленького урагана, который неожиданно опускается на землю, обрушиваясь на нее всей своей безумной мощью разрушая все на своем пути, а потом также быстро исчезающем в никуда. Вырванные с корнем деревья, перекрученные, и сломанные как спички стволы лежат на земле, верхушками указывая направление, в котором дул ветер. И все это на площади 60 на 100 метров.   А вот уже и вершина, и стоя на ней, ежась от прохладного воздуха, с удивлением смотришь вокруг. Внизу суета городов, неразрешенные проблемы. А тут тишина, покой. Склоны укрыты зеленым ковром, который издали, кажется мягким и податливым, но это впечатление обманчиво. Чем выше, тем беднее растительность, тем менее яркие цвета, поражающие своим аскетизмом. Вдали виднеются крымские водохранилища, неправильными кляксами нарушающие зеленую гармонию лесов.

Как назло, нет времени любоваться просторами, его всегда катастрофически не хватает, даже тут. И уже надо спускаться под землю, уже ждет проводник. Нам предстоит спуститься на глубину 125 метров, в пещеру открытую в 1927 году Симферопольскими спелеологами. Площадь пещеры 12000 квадратных метров, объем 80000 метров кубических.

Вход в пещеру оборудован на месте древнего источника. Перед нами, прорубленные в породе ступени, круто спускающие вниз на глубину. Температура резко падает. Тут она всего три градуса. Внешний мир как будто отсекается невидимой дверью. Пространство меняется, даже воздух становится другим. И мы уже во власти этих метаморфоз. Окружение гротескно. Нет прямых линий, все плавно перетекает из одной формы в другую. Огромные наплывы сменяются башнями сталагмитов, к которым с потолка тянуться сталактиты со скоростью миллиметр в десятилетие. И в далеком будущем они обязательно сойдутся в тесном объятии, чтобы не расстаться уже никогда.

В 80-х годах была открыта галерея, принесшая пещере мировую известность, покрытая кальцитовыми кристаллами – «пещерными цветами», причудливо сверкающие в свете фонарей. Сейчас она запечатана. Тут создан заповедник, что бы пыль приносимая туристами, не уничтожила эту красоту. Там же, где доступ открыт, воздействие приносимой пыли и воздуха, выдыхаемого человеком, видны всюду. На стенах имеются черные наплывы, которые можно принять за плесень, но это всего лишь обычная пыль.

Кое-где проходы достаточно узкие. Приходится протискиваться, но усилия стоят того. Мы входим в зал заваленный  обломками камней, когда-то давно обрушившихся с потолка. Зал на первый взгляд кажется маленьким, но это не так. В действительности он имеет размеры в высоту 60 метров, в ширину 45 и в глубину около 200 метров. Под землей пространство воспринимается по-другому. Тут вообще все воспринимается по-другому. Известен случай, когда группа ученых проводила исследования и добровольно прожила длительное время в пещере не поднимаясь на поверхность. К концу срока пребывания под землей они перешли на 48 часовый цикл жизни – сутки растянулись. Что уж тут говорить про пространство, если и время здесь не властно над нами.Снова узкие лазы, ступени, коридоры, спуски и подъемы. Ярких цветов тут нет. Все в желто-коричневых тонах.

Еще один зал. Тут немного светлее – сверху льется солнечный свет. Пару веков назад в результате землетрясения откололся огромный кусок породы (он и сейчас лежит в этом зале), открыв тем самым проход в пещеру. Через этот провал сюда попадали редкие животные, тут они и оставались навсегда. Прямо напротив меня лежат останки мамонтенка, нашедшего себе последнее пристанище в темных кастровых пещерах. Это сейчас мы смотрим без дрожи на светлое пятно в потолке, а ведь каким должен был быть тоскливым взгляд этого мамонтенка, когда он последний раз в своей жизни провожал лучи уходящего солнца.

Идем дальше. Сырость, падающие капли монотонно, микрон за микроном наращивающие гигантские наросты. Впереди «колодец желаний» глубиной три метра. Это его так назвали туристы. Вряд ли он исполняет сокровенные мечты, но людям нужно верить в сказку. Об этом свидетельствуют россыпи мелочи вокруг колодца, оставленные на счастье. И я не обращаю внимания на то, что вода в колодце мутная, хотя я всегда представлял себе, что в пещерах она должна быть кристально чистой, и рука сама тянется в карман и швыряет в воду монетку.  Суеверия жили, живут и будут жить в нас.

Вдали слышится органная музыка. Удивительное сочетание – пещера и орган. Происходящее обладает свойствами  чего-то нереального, воздушного. Большое становится маленьким, маленькое наоборот вырастает в размерах. И я просто стою на месте и всем телом впитываю звуки многократно отраженные от стен, усиленные резонансом. Звук органа провожает нас на пути к поверхности.И вот над нами небо. Мы наверху. Я подхожу к провалу, куда когда-то провалился детеныш мамонта, пытаюсь заглянуть в него в глубину пещеры, но там только мрак, хотя снизу он выглядел как окно в мир, к свету.

Справочные материалы взяты с сайтов: www.allcrimea.ru/speleo; www.ccssu.crimea.ru

Особая благодарность моей Любимой, которая вытащила меня из-за рабочего стола и показала, что в мире есть красивые и удивительные места.

Лес

Одним нравится отдых на море, другие любят озера, реки, кто-то даже балдеет от городских улиц, а мне всегда нравился лес. Притягивал он меня своей энергетикой, силой, можно даже сказать – той особенной тишиной, которая, как ни парадоксально, наполнена особенным лесным шумом, где сочетается и шорох деревьев, и крики птиц, и шум ветра и много чего еще неизвестного и невидимого взгляду.

В своем детстве каждое лето я отдыхал у бабушки. И буквально в двух сотнях метров от их дома неровным, синим частоколом, виднелась окраина сосново-елового леса. Он всегда был для меня таинственным, постоянно привлекал к себе мое внимание. Я частенько забирался на крышу сарая и подолгу наблюдал за ним, ожидая, что может быть, сейчас кто-то появится на его окраине, какой-нибудь путник выйдет из леса. Детские фантазии. Какой в наше время может быть путник? В лучшем случае – грибник. Но лесной горизонт всегда оставался спокойным и не потревоженным.

К своей прогулке я начинал готовиться за день. Как мне казалось, меня ожидало настоящее «путешествие», поэтому и подготовка была «серьезной». Готовилась одежда, обувь – кругом были пески, поэтому обязательно должна была быть нормальная обувь, что бы песок не набивались во внутрь и не мешали потом при ходьбе. Покончив со сборами, уже под вечер я укладывался спать. Недалеко от дома была еще и крупная сортировочная станция, поэтому ночную тишину постоянно разрушали переговоры по громкой связи: «Михалыч, подойди на пост… Составитель Авдеев, зайдите к дежурному…» А в перерывах между фразами, в открытое окно проникал шум близкого леса. Этот шум ощущался даже не слухом, а всем организмом. Как будто что-то большое стоит за порогом и ожидает тебя. С такими чувствами я и засыпал.

Наутро, быстро позавтракав, я выходил за порог, делал глубокий вдох, и начинал свое маленькое «путешествие». До кромки леса надо пройти совсем чуть-чуть под утренним солнцем, которое уже начинает припекать. Ноги утопают в песчаных дюнах, от этого несчастные двести метров кажутся дорогой долгой. Но, вот уже и граница, вот уже и первые ели, пока еще молодые, не высокие. Мохнатые еловые лапы как бы тянутся к тебе, приглашая вступить под их сень. И я делаю этот шаг, и вот она тенистая прохлада.

Стволы деревьев стоят еще не плотно, лишь кроны верхушек тесно прилегают друг к другу, словно близкие родственники тесно обнялись. Земля усыпана толстым ковром из опавших иголок, поэтому шаги мягкие, пружинящие, сопровождаемые легким потрескиванием, когда наступаешь на мохнатые шишки и опавшие сухие ветки. На окраине леса идти легко. Просветы между елями широкие, кустов еще мало, и движешься быстро, уходя в глубину этой махины.

Постепенно, то тут, то там встают великаны-сосны, вокруг которых щедрой рукой разбросаны молодые деревца, жадно тянущиеся к верху. Ковер из иголок начинают разрывать кусты, которые тоже пытаются отвоевать свое место под солнцем. Я подбираю с земли крупную, прямую как стрела ветку для того что бы было легче идти. Хотя, и не нужна она мне, молодому организму и так легко. Зато как интересно нет, нет, да и ковырнуть еловый ковер, легко ударить по стволу сосны и услышать, как зазвенит мощное дерево, затухая где-то в вышине. 

Местность пересеченная, часто встречаются песчаные холмы, на которые взбираешься, глубоко уходя ногами в песок. Подготовка не помогла, и песок предательски забирается в обувь, натирает подошвы ног, и часто приходится останавливаться, что бы вытрусить его из кроссовок.

Лес не молчит. В высоте слышится шелест веток, треск стволов, щебет птиц, стук дятла ищущего в коре насекомых. «Фу ты, дьявол!» Что-то липкое пристало к лицу, и я брезгливо оттираю паутину со лба, которую натянул между двумя стволами, невидимый глазу ткач-паук. Поднимаю взгляд кверху, и вижу, как стрелы стволов уходят к небу. Верхушки раскачиваются влево, вправо, влево, вправо. От этого начинаешь ощущать себя как на палубе парусника, где мачты раскачиваются в такт волнам. А в вышине видно голубое небо, по которому медленно плывут белые барашки облаков. Деревья все плотнее и плотнее обступают меня. Вдали слышится шум проходящего поезда. Куда он идет и откуда? Может быть и там кто-то, сидя у окна и попивая чай из стакана в подстаканнике любуется этими пейзажами. Мне этого никогда не узнать.
И я иду дальше, перепрыгивая через противопожарные рвы, которые щедро разбросало лесное хозяйство. И вдруг, я выхожу на поляну, ярко освещенную уже жарким солнцем. Травы на поляне нет – голый песок, от чего солнечный свет становится просто нестерпимым т.к. отражаясь от кварцевой крошки, он как будто специально целится мне в глаза. А в центре этой поляны стоит старая сосна с раздвоенным черным стволом, растущим в форме буквы “V”. Она огромна. Ее крона возвышается в центре, образуя под собой густую тень. Неизвестно сколько ей лет, и как она тут появилась. Возможно, много лет назад, какой-то путник обронил тут шишку, или ее занес шальной ветер. Это неизвестно. Но проросла сосна на этом песке, и взирает теперь на окружающие деревья горделиво с высоты своего возраста и мощи. Это сейчас я об этом думаю, а тогда, недолго полюбовавшись открывшимся видом, я поспешил снова спрятаться под тень деревьев и продолжить свою прогулку.

Справа проглядывает тренировочная база для автолюбителей. Хотя, это довольно громкое слово – база. Место давно заброшено, но до сих пор туда можно приехать, покрутить восьмерки, тренируясь на поворотах, заехать на железнодорожную платформу, подняться и спуститься с горки.

Постепенно, еловый лес переходит в березняк. Сюда стекаются местные владельцы бань, с целью – нарезать березовых веников. Но это уже не лес, это баловство. Нет простора, нет широты. Все густо заросло травой, кусты переплелись, образуя непроходимую зеленую стену. В воздухе тучей роется мошкара, которую постоянно отгоняешь от лица. В конце концов, это быстро надоедает, и наскоро нарезав березовых веток, я поворачиваю назад.

Дорога домой не так интересна по одной простой причине – идешь уже пройденным путем, все увидел, все рассмотрел. Может быть, по этой причине дорога назад всегда проходит быстрее, чем дорога к чему-то новому?

Время близится к обеду, о чем настойчиво говорят уже не часы, а желудок. И я ускоряюсь, иногда переходя на бег. Но бежать тяжело – ноги путаются в ветках, и чаще спотыкаешься о закрытые еловым ковром пеньки срубленных елок.

Рано или поздно любое путешествие заканчивается. Не бывает вечных путешествий. Всегда есть какой-то конечный пункт, куда стремится человек. Так и тут. Я выхожу из леса, и вот виднеется дом, где меня ждут, где уже готов обед, где вечером будет растоплена банька, и я буду париться, вдыхая аромат березовых листьев.

P.S. Сейчас уже нет этого леса. Большая часть его выгорела во время большого пожара лет десять назад. Это даже видно со спутниковых снимков, которые я уже несколько часов разглядываю, пытаясь найти знакомые места. И уже под конец, перед тем как закрыть окно карты, мне показалось, что я увидел ту самую сосну, которая росла в форме буквы “V”. V – это победа. Может быть и это древнее дерево победило тот пожар. Мне бы хотелось в это верить.

Херсонес

Хотите прикоснуться к древности более двух тысячелетней давности? Для этого не надо ехать в Египет, Италию или еще Бог весть куда. Достаточно отправиться в Севастополь, а точнее, на его окраину, где находится достояние всего мира (не постесняюсь это утверждать) древний город Херсонес.
 
С внешней стороны город был окружен каменной стеной. Причем, стена находилось только с одной из четырех сторон города, т.к. остальные три омывали воды Черного моря, являющиеся естественной защитой. Толщина стен достигает 4-х метров. Кое-где еще сохранились сторожевые башни, обеспечивающие стрелкам необходимое преимущество в высоте. Поражает то, что основание стен возводилось без какого-либо связующего раствора. В те времена греки не знали еще такого средства как цемент. Камни просто обтесывались по форме, что бы плотно прилегали друг к другу. Тем не менее, стены стоят до сих пор вот уже несколько тысячелетий, чего не скажешь о современных строениях.
Зайдя за эти стены, как бы ограждаешься от внешнего мира с его суетой и проблемами. Все вокруг дышит спокойствием. И тут главное без спешки окунуться в созерцание творений рук древних.
Уйдя в сторону от центральной аллеи, попадаешь на территорию театра, подковой раскинувшегося под лучами палящего солнца. 
 

То, что вы видите вдали, ни что иное, как зрительный зал. Казалось бы, что отсидят себе древние греки мягкое место за пару часов представления. Но ни тут-то было. Помимо корзин с едой на представление брали и мягкие подушки, ограждая себя от излишнего неудобства.
Сейчас это место безмолвно, но когда-то тут разыгрывались драмы и комедии. Так же как и сейчас, тогда тоже любили развлечения, любили отдохнуть, посмеяться, выпить вина.
Со временем христианство набирало силу, и театральные утехи стали считаться недопустимыми – чем-то вроде греха. Театр приходит в упадок, на его месте образуется свалка мусора, а позднее, на его месте возводится христианский храм. 
Одним из основных экспортных продуктов Херсонеса было вино. На фотографии показан дом винодела, а именно, то самое место, где давили виноград, добывая из него сок для вина. Следует сказать о методике выращивания греками виноградной лозы. Метод довольно интересный. Итак. Возводилась каменная стена, возле которой высаживался виноград. Своими побегами, лоза обвивала стену, которая давала ей опору и не только. Днем стена нагревалась под палящим солнцем, а ночью тепло от каменной стены передавалось обвившему ее винограду. Считалось, что вино, полученное из такого винограда, было особенно сладким. Но перейдем к дому винодела. На переднем плане мы видим три колодца. Именно туда стекал выдавленный виноградный сок. В первый колодец стекал сок выдавленный из гроздьев винограда ногами рабов. При этом косточки не раздавливались, и вину не передавалась их горечь. Во второй колодец сливался сок полученный при помощи выдавливания прессом, а в третий уже все что осталось после первых двух переработок. Вино полученное из сока первой переработки шло на нужды хозяина и на продажу, а второй и третей – для солдат и рабов. 
Несмотря на огромное количество производимого вина (в среднем до 40000 литров с одной плантации) греки не приветствовали алкоголизма, и даже вино пили разбавленным в пропорции треть вина, две трети воды, особо смелые – пятьдесят на пятьдесят. Если же дети греков начинали излишне баловаться хмельным напитком (кстати, детям вообще запрещалось пить), то глава дома вызывал наиболее буйного раба, спаивал его и показывал забывшемуся отпрыску что бывает когда разум затуманен алкоголем. Говорят, что метод был очень действенен. 

 

С давних времен деньги имели хождение на Земле. Где-то это были кости животных, где-то куски материи, где-то металлические, где-то бумажные. Не обошло это зло и древний город Херсонес. На фотографии ниже вы видите монетный двор города. Как это стало известно? Все просто. Здесь, во время раскопок были обнаружены заготовки под монеты и пресс. Хотя, возможно, что это дом фальшивомонетчика, но это уже моя фантазия.
 

Херсонес можно по праву считать колыбелью христианства славянских государств. Ведь именно тут князь Владимир Великий взял в жены византийскую принцессу, и при этом, обязательным условием было - принять христианскую веру. Что и было исполнено князем, возможно даже, что и в этом храме.
 

После этого уже и состоялось крещение всей Руси.
Поэтому совсем не дико воспринимается, возвышающийся на всем Херсонесом, действующий христианский храм, пожалуй, один из самых красивых на постсоветском пространстве.
 
Сам я внутри не был. Есть у меня пунктик – в действующие церкви заходить только по велению души, а не просто так с экскурсиями. Но, говорят, что внутри на первом ярусе находятся развалины еще одной базилики, которую ошибочно считали местом крещения князя Владимира. Но последнее время, больше склоняются что именно в Уваровской Базилике состоялось крещение князя.
Ниже я привожу несколько общих фотографий раскопанных улиц города, и места, которое когда-то было причалом этого древнего города. От куда отплывали древние греки на своих галерах с вином в амфорах, с рабами в трюмах вести торговлю, и открывать новые поселения, разведывать новые земли.
 

На вершине на городом возвышается сигнальный колокол, которые не имеет никакого прямого отношения к самому Херсонесу, но тем не менее, ставший неотъемлемой частью этого заповедника, и привлекающий толпы туристов. Надпись на колоколе гласит: “сей колокол вылит... святого Николая Чудотворца в Таганроге из турецкой артиллерии весом 351 пуд 1776 года месяца августа... числа”. В Севастополе колокол использовался как сигнальный, предупреждая корабли об опасности в условиях плохой видимости. После поражения России в Крымской войне он в качестве трофея был вывезен во Францию и, как утверждают, был установлен на звоннице собора Парижской богоматери. Усилиями российских дипломатов колокол возвращён в Херсонес только в 1913 г.
Не многое удалось рассказать, как и не везде побывать, где бы хотелось. Скажу в заключении, что это одно из тех мест, которое стоит увидеть, что бы ощутить дух тех времен. Это одно из немногих мест на планете, где сосредоточено в одном месте столько артефактов некогда великого и просвещенного государства – древней Эллады.

Сторінки:
1
2
попередня
наступна