Два года назад я посетил Уманский парк «София». Какая первая мысль у меня возникает сейчас, два года спустя? Это то, что ни в коем случае не стоит совершать свое первое знакомство с парком в сопровождении экскурсовода. Это потом, увидев изначально все своими глазами, без спешки и суеты, можно будет погружаться в скучные цифры показывающие количество перенесенных камней, числа работавших на строительстве крепостных и прочее, прочее, прочее. А вначале надо просто пройти самому.
Как я уже говорил, прошло два года с того момента, как я был в Умани, многое стерлось из памяти, что-то приукрасилось, что-то наоборот выступило в новом нелицеприятном свете. Спустя столько времени, я почувствовал, что пришло время рассказать о своих впечатлениях (как говорил Жванецкий: «ПисАть как и пИсать надо тогда, когда уже не можешь), иначе еще чуть, чуть и в памяти ничего не останется. Изредка я буду вставлять в рассказ скучные справочные материалы, дабы придать заметке умный вид. Итак, начнем.
Нам просто повезло с погодой, когда мы решили приехать в Умань – было тепло, но без жары, которая выматывает все нервы. Небо было слегка пасмурным, как будто вот, вот должен пойти дождик, но он так, и не начинается. От этого воздух наполнялся запахом зелени, свежести, а изредка прорывающиеся сквозь облака лучи солнца ярко раскрашивали пейзаж и только усиливали впечатление, оказываемое природой на нас – ошалелых после долгой поездки туристов, стоявших с открытыми ртами и рассматривающих необычный парк, не похожий на все видимые ранее парки в наших городах; парк, где нет ни одной прямой линии, где полная асимметрия наблюдается во всем. И эта самая асимметрия придает Уманскому парку свой шарм.
Парк был основан в 1796 году польским магнатом Станисловом Потоцким, назван в честь его жены Софии Витт-Потоцкой и подарен ей ко дню именин в мае 1802 года. При строительстве парка были грамотно использованы особенности ландшафта, пересеченного каньонами и балками, врезающимися в гранит, который часто выходит на поверхность в данной местности. Главная композиция парка проходит по руслу реки Каменка, где сооружен ряд искусственных бассейнов. Реку видно уже сразу за центральным входом. Она слабым ручейком убегает вдаль, петляя мимо берегов. Кажется, что она неухожена и завалена мусором, но это обманчивое впечатление. Мне показалось, что так и было задумано – дикая лесная река, где берега скрыты деревьями, а вдали намечаются контуры скалистых берегов. От центрального входа ведет аллея, которая заканчивается павильоном флоры.
По пути к павильону мы проходим мимо «Серебряных ключей». Скорее всего, такое название они получили из-за того, что вода на фоне темного гранита действительно отливает серебром.
За павильоном флоры открывается вид на нижнее озеро, которое, как и все водоемы в парке, является искусственно созданным. В самом центре озера возвышается фонтан-змея, выбрасывающего струю воды на высоту 12-16 метров. Насосы при этом не используются. Все происходит за счет разницы высоты нижнего и верхнего озер.
Вдоль нижнего озера ведет дорога, которая в полной мере позволяет насладиться его красотами. Ветви ив мягко касаются озерной воды, от чего при малейшем колебании воздуха вдоль берега идет легкая рябь, как будто со дна озера поднимается рыба, и слегка коснувшись его поверхности плавниками, снова уходит на глубину.
Огибая нижнее озеро, дорога выходит к металлическому мостику, ведущему на площадь сборов.
В честь чего она получила такое название, я так и не запомнил – оглядывался вокруг, и любовался видами.
С отвесной скалы в озеро стекает водопад. Толпы людей по-над стеной пробирались к нему, намокали до нитки и довольные уходили обратно. Повторить их «подвиг» я так и не рискнул. Конечно, позже нелегкая занесла меня к значительно меньшему водопаду, сказалась тяга к фотографированию. В итоге я все оставшееся время бродил по парку наполовину мокрый. Интересно то, что водопад практически не издавал шума. Я всегда считал, что вода должна с грохотом обрушиваться вниз, а тут такого нет и в помине, лишь легкий шорох воды. Понаблюдав, я понял, в чем секрет. Вода не обрушивается прямо в озеро. Она плавно стекает по скале и мягко опускается на гранитные валуны, щедро разбросанные природой или руками строителей у подножия.
К вершине водопада ведет каскадный ручей. В тот момент, когда я там был, ручей, мягко говоря, был не полноводным, и слегка поддатые туристы гордо выхаживали по его руслу.
Площадь сборов обрамлена деревянными лавочками, на которых выгодно располагаются местные жители, или те из туристов, которые прибежали сюда раньше всех. Но согласитесь, что у первых есть явное преимущество.Сама площадь находится на овальном полуострове, в ее центре расположен бассейн, где плавают декоративные рыбы. Вода в бассейн поступает с верхнего озера по проложенной трубе. Система водостока поддерживает воду на одном уровне и сбрасывает ее избыток в нижнее озеро. Слева от площади находится грот. Большая гранитная глыба весом более 300 тонн, зависла без опоры и держится только на трех точках. Называют грот Гротом страха и сомнений. Вполне справедливое название – несмотря на заверения экскурсовода, что сооружение очень надежное и выдержало три землетрясения, я так и не рискнул зайти внутрь. Дальше от площади расположена площадка, вырубленная в скале по краю крутого обрыва. Площадку называют Бельведер, потому, что некоторое время на нем стояла статуя Аполлона Бельведерского.
Следующая часть парка называется Елисейские поля. Конечно они намного меньше своих прообразов во Франции, но чертовски похожи. На востоке от Елисейских полей находится наибольший грот, высеченный в скале. Называется он Громовой. И не зря. Заходя в него, действительно начинаешь слышать звуки, отдаленно напоминающие рокот грома. Источником рокота выступает ручей, стекающий по стенам грота.Постепенно дорога выходит к Верхнему озеру, расположенному в Северо-Восточной части парка. В центре озера расположен остров влюбленных, на который ведет мост. Вокруг снуют лодки, постоянно слышится скрип весел в уключинах, над гладью озера то и дело, раздается веселый смех отдыхающих. Раз в двадцать минут вдоль озера курсирует прогулочный пароход, выполненный в стиле ретро, разбивая гладь воды гребными колесами.
На берегу Верхнего озера находится Амстердамский шлюз.
Шлюз состоит из двух взаимодействующих частей. Первая работает на перекрытие воды из Верхнего озера, а вторая регулирует уровень воды в озере. Кроме того, шлюз выполняет функцию пропуска лодок из Верхнего озера в подземную реку Ахеронт, и обратно.Желающих совершить путешествие по мифологической реке всегда предостаточно, поэтому следует быть готовым выстоять в очереди от 30-ти до 40-ка минут. Но, дождавшись своего часа, вы, забравшись в лодку, совершите путешествие, которое слегка изменит ваше восприятие времени (об этом чуть позже). Лодка медленно начинает заплывать за Амстердамский шлюз. Вначале он громадой нависает над вами, после чего, темнота медленно начинает охватывать пассажиров. Если быстро оглянуться назад, то еще можно увидеть свет от входа в туннель, но он быстро пропадает, как только лодка повернет за первый поворот. Всех охватывает тьма. Если только не найдется дурака, который захочет сфотографировать, снять на видео с подсветкой или включить фонарик (если такие все же найдутся, то лучше топить их сразу, иначе деньги за вход будут потрачены зря) , потому что он боится темноты, то ощущения будут незабываемые, я бы даже согласился, что в них будет присутствовать легкий оттенок мистификации - лодка, плавно покачиваясь, будет скользить в темноте, изредка касание шестов о стены тоннеля будет напоминать о себе легким стуком. Эффект немного портит, то что рядом с вами находится еще около пятидесяти человек, поэтому присутствие Харона как бы и не ощущается, но, может быть именно это и к лучшему.
А теперь, как и обещал, о времени. Продолжительность туннеля 211 метров, и казалось бы, что проплывать их должны достаточно длительное время, но поверьте, что по ощущениям вы этого не почувствуете. Для вас будет казаться, что вот вы только вошли в темноту и сразу вышли, а самого туннеля как будто и не было.
Завершается подземная река небольшим прудиком с пристанью. Выплывая из-за поворота, вы снова увидите свет в конце тоннеля, после чего окажетесь в круглой чаше, со всех сторон окруженной высокими деревьями, от чего солнечные лучи теряются в их густой кроне. Полумрак только добавляет мистицизм происходящему.
Надеюсь, что рассказанное мной, кого-то подтолкнет к поездке в этот парк. Если так, то воспользуйтесь моим советом, сказанным еще в самом начале – при первом знакомстве не пользуйтесь услугами экскурсовода.Многое хотелось рассказать, но уже и не вспомнишь всего. Память странная вещь, вроде бы вот оно, вырисовывается где-то на краешке сознания, а как только потянешься к нему, сразу исчезает не оставив и следа. Так, что уж не сильно ругайте за неяркость передаваемых образов.
Часть справочной информации взята из свободной библиотеки «Википедия».
Приятных путешествий.