Памятный календарь: архитектор Владимир Николаев

(170)
3 марта 1847 года (19 февраля по ст. ст.) в Царском Селе родился Владимир Николаевич НИКОЛАЕВ — архитектор, педагог, общественный деятель, один из самых плодовитых киевских зодчих.
Обучался архитектуре в Петербургской Академии художеств.
В Киеве был городским (1873-1887) и епархиальным архитектором (1875-1898), архитектором Киево-Печерской лавры (1893-1899), гласным городской думы и членом городской управы.
Занимал должности председателя правления Киевского литературно-артистического общества и председателя архитектурного отдела Киевского отделения Императорского русского технического общества.
Один из основателей (в 1901 году) и бессменный директор Киевского художественного училища.
За почти сорок лет свой деятельности в Киеве архитектор возвёл 18 церквей, 3 монумента, 27 зданий общественного характера и сотни частных домов.
Владимир Николаев — автор памятника императору Николаю I, композитору Глинке, Богдану Хмельницкому.
Среди наиболее интересных его проектов:
  • здание Купеческого собрания с прекрасным концертным залом (1894), где теперь размещена Национальная филармония Украины;



    Национальная филармония Украины

  • здание городского Кредитного общества (1897, не сохранилось);
  • корпуса Еврейской больницы (1884-1896), ныне — часть Киевской областной больницы;
  • больница для чернорабочих (1892-1894), ныне — Институт охраны материнства и детства («Охмадет»);
  • комплекс Дегтярёвской богадельни (1900-1902) и Трапезная церковь в Киево-Печерской лавре (1893-1895).
    Особняки, построенные Николаевым, поражают убранством и пышностью интерьеров:
  • особняк Фёдора Терещенко (1877-1884 годы, вместе с Андреем Гуном; ныне — Киевский музей русского искусства);
  • особняк Маркуса Зайцева (1897);
  • особняк Либермана (1898; ныне — здание Национального союза писателей Украины);
  • особняк Гальперина (1899; ныне — здание комитетов Верховной Рады Украины);
  • особняк Василия Симиренко (1890-е).
    Самые интересные работы Николаева в жанре доходных домов -- гостиницы «Националь» и «Бель-вю» на Крещатике -- не сохранились.
    Храмы, построенные Николаевым, считаются наиболее ценной частью его наследия.
    Всего в Киеве и Киевской епархии он построил их более восьмидесяти.
    Владимир Николаев придерживался «византийского» и «русского» стилей.
    Образцами его работ в «византийском» стиле служат Вознесенская церковь (1884 --1888) на Байковом кладбище, Трапезная церковь в лавре, Сретенская церковь (не сохранилась), Введенская (1880-е годы, не сохранилась), Благовещенская (1885--1887 годы, не сохранилась), Александро-Невская (1888--1889, не сохранилась).
    В «русском стиле» выдержан комплекс Покровского монастыря (1896--1911), часовня на Лукьяновке (1891, не сохранилась).
    Владимир Николаев является автором нескольких публикаций по вопросам архитектуры, реставрации, архитектурного законодательства.
    Сын Николаева Ипполит был киевским городским архитектором в 1892--1917 годах, а сын Леонид стал пианистом и педагогом.
    Умер Владимир Николаев 24 ноября 1911 года (11-го по ст. ст.) в Киеве, похоронен на Аскольдовой могиле (надгробие не сохранилось).

  • http://calendar.interesniy.kiev.ua/day.aspx?day=3&month=3&date=3%20%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%202017%20%D0%B3
  • Памятный календарь: Бодуэн де Куртенэ

    1(13) марта 1845 года родился Ян Игнаци Нецислав Бодуэн де Куртенэ, выдающийся языковед, основатель ряда новых направлений в лингвистике, яркая, неординарная личность, рыцарь правды и великий гуманист
    Будущий ученый окончил варшавскую Главную школу (впоследствии университет). Степень доктора философии получил в Лейпциге. Работал в Петербургском, а также Казанском, Дерптском, Краковском и Варшавском университетах. В 1871 г. был избран доцентом историко-филологического факультета Киевского университета, однако переезд не состоялся из-за польского происхождения. Писал почти на всех европейских языках, а польским, русским, литовским, французским, немецким, итальянским владел свободно.
    В 1914 г. в Петербурге был арестован. Поводом послужило издание брошюры "Национальный и территориальный признак в автономии". Это было не первое выступление против национально-языковой политики империи, он высказывал свои либерально-демократические взгляды по этому вопросу и раньше. Крамола заключалась в требовании равноправия, в защите права украинцев, евреев, литовцев, поляков и других нацменьшинств на использование их родного языка в разных сферах жизни, и прежде всего - в образовании. Это квалифицировалось властями как поддержка сепаратизма, то есть антигосударственная деятельность. 
    Ненависть к какому-либо языку ученый считал "пережитком дикого состояния и своеобразной формой религиозного фанатизма", а борьбу из-за языков относил к категории психиатрических проблем, полагая, что борьба должна вершиться на почве экономических нужд и политических прав.

    Цитаты из трудов Бодуэна де Куртенэ.

    "Ни один язык в мире мне не дорог и не имеет в моих глазах никаких прав... Мне дорого право человека оставаться при своем языке... право людей свободно самоопределяться и группироваться, тоже на основании языка".
     
    "В области национальности" без субъективного сознательного самоопределения каждого лица в отдельности никто не имеет права причислять его туда или сюда".

    "... вполне возможна сознательная... принадлежность к двум и более национальностям...".

    "Мы не допускаем отождествления государства ни с одной церковью, ни с одной национальностью и требуем, чтобы государство... было вневероисповедным, вненациональным... Подкладку государственности в наших глазах составляют одни только чисто реальные интересы, интересы экономические и общеполитические".

    "Неужели же, например, при определении автономии Польши мы можем руководствоваться некогда существовавшими границами независимого польского государства? Ведь эти границы постоянно менялись. "Исторические права" Польши сталкиваются с "историческими же правами" Литвы, Украины и т.д.
    Так называемые исторические права являются просто правами насилия, совершенного в прошлом".
    ...Схоластические и кровожадные "исторические права" я заменяю правами данного исторического момента".

    "В школе мышление развивается на основе родного языка, а не государственного".
    "Язык каждой школы определяется согласно воле большинства населения данной самоуправляющейся единицы, с обеспечением, однако же, всех прав меньшинства. Если меньшинство потребует школы с другим языком преподавания, это требование должно быть удовлетворено, и даже с ассигнованием сумм из общинного, областного или же государственного казначейства...".

    "Как в голове одного человека, точно так же в любой стране могло бы уживаться рядом несколько языков спокойно и дружно и относиться друг к другу с полной терпимостью".

     "... необходимо всеми силами противодействовать обоготворению Молоха государственности. Культ государства, государства ради, должен уступить место мировоззрению, что государство существует только как канва для успешного развития и процветания содержащихся в нем собирательных и чисто индивидуальных особей. Государственная мегаломания есть величайшее несчастье, ведущее прежде всего к гибели самого государства...".
     



    Разделение властей в Украине

    Андрей Головачев, Facebook 

    О разделении властей в Украине

    Так как в Украине полностью отсутствует верховенство права, то , как результат, отсутствует и классическое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, как принято в демократиях. Отсутствует у нас также и четвертая власть СМИ по тем же причинам.

    В Украине совсем другое разделение властей. У нас власть разделяется на власть денег, власть оружия и власть толпы.

    Когда в стране достаточно денег, то доминирует власть денег. Но когда в стране мало денег, как например сейчас, то все большую роль начинает играть власть оружия.

    А когда не работает ни власть денег, ни власть оружия, тогда власть переходит к толпе. Это самая зловещая, самая тупая и самая беспощадная власть. Когда она приходит, то всем мало не покажется.


    Не открытие, конечно. Но подкупает лаконизм. (Последняя фраза грамматически некорректна, но это мелочи. Правильно было бы так: "Если она придет, то всем мало не покажется".) Правда, уже и сейчас многим из нас "мало не кажется"...

    Самые вопиющие коррупционные схемы в Украине

    Виктор Чумак считает самыми вопиющими коррупционными схемами в стране:

    1) субсидии гражданам;
    2) непрозрачные тарифы (рынок объемом 480 млрд грн);
    3) Укрзалізниця  -- чистая ОПГ (организованная преступная группа).

    Украина: приметы нашего времени

    Доктор исторических наук Георгий Касьянов рассказал Фокусу о сомнительных и подлинных героях, недостаточно осмысленных и совершенно бессмысленных национальных мифах, постколониальном синдроме без колониализма и других приметах нашего времени.

    Привожу цитаты из интервью.

     Создание мифов — неизбежный процесс при построении политической идентичности. Если речь идёт об истории, существует два основных мифа: героический и виктимный, миф страдания. Второй у нас был создан в виде мифа о Голодоморе — когда я говорю "миф", никоим образом не отрицаю самого события, а имею в виду то, как это событие реконструируется и подаётся обществу в виде неких сакрализованных форм.

    Первый творился параллельно, и лучшего агента этого мифа, чем Украинская повстанческая армия (а если мы говорим УПА, сразу же появляется и ОУН), у нас не нашли. Этот миф существовал в части диаспоры, был транслирован в Украину в начале 1990-х и вошёл в учебники без всякого критического осмысления. Сейчас в связи с войной значение героического мифа значительно усилилось.

    УПА называют "армией непокорённых", которая сражалась на два фронта: против нацистского и сталинского тоталитаризма. При этом старательно обходят тот момент, что главным врагом УПА были поляки, и не очень любят вспоминать о том, что ОУН и УПА делали с украинцами, которые, по мнению руководства этих организаций, неправильно себя вели.

    ... проблема в том, что и УПА, и ОУН — это радикально-националистические движения, в истории которых кроме безусловного героизма и жертвенности есть тёмные страницы, не позволяющие представлять их исключительно как благородных рыцарей.

    Борьба за свободу, за достойное место своей нации среди других — хорошо, но когда это переходит в ненависть к другим нациям, получается плохо. И сейчас мы имеем дело именно с этим: те, кто избрали профессией борьбу против русского языка, демонстрируют явную ксенофобию.

    Возьмём программные документы ОУН, организации, которую согласно новому закону нельзя публично осуждать, а можно только прославлять. Посмотрите Великие сборы 1929-го, 1939-го, 1941-го годов — в них записана программа создания тоталитарного государства. Его главной силой является одна структура — ОУН, которая, отрицая партийность, представляет собой мегапартию, полностью контролирующую политическую, социальную, культурную и даже личную жизнь.

    Эта модель была скопирована с итальянского фашизма, но поскольку в 1940-е годы стало понятно, к чему привели фашизм и нацизм, в 1943-м её несколько модернизировали и демократизировали. Собственно, из-за этого в ОУН произошёл второй раскол. Ортодоксальные националисты во главе с Бандерой остались на старых позициях, согласно которым Украина должна быть тоталитарным корпоративным государством с одной-единственной политической силой, диктующей всем свою волю.

     Украину можно рассматривать как пример постколониальных синдромов без колониализма. Вообще территория нынешней Украины входила в состав трёх империй — значит, она была колонией всех трёх? Впрочем, поскольку основное остриё направлено против Российской, давайте поговорим о ней.

    В XVIII веке, когда формировалась Российская империя, те, кого можно было бы назвать украинцами, от Прокоповича до Разумовских, активно участвовали в её создании. Местные элиты стремились интегрироваться в эту империю и быть частью имперских элит. Возникает интересная форма колониализма, при которой элиты колонии содействуют построению империи. Возьмём СССР, проанализируем, сколько украинцев было в составе советских элит, и получим такую же картину.

    Где группировалась украинофильская интеллигенция, создавшая территориальную и культурную идею Украины? Во всевозможных имперских институциях — в научных обществах, в университетах, в земствах и т. д. Фактически империя стала основой для инфраструктуры украинского национального движения.

    В ответ на разговоры о русификации и преследованиях украинского языка хочу напомнить ещё об одном факте: радикальная украинизация была проведена в 1920-х — начале 1930-х годов. Именно при проклятой московской власти украинский окончательно оформился как язык высокой литературы и всеобщей грамотности. Происходили как отливы, так и приливы, были времена и русификации, и украинизации.

    В общем, прямолинейные заявления о том, что Украина являлась колонией, что её эксплуатировали и высасывали из неё все соки, — всего лишь удобная идеологема для разговоров на уровне уличного митинга и политических лозунгов.

    Кажется, Черчиллю приписывают фразу: "История учит тому, что она ничему не учит". Если прислушаться к истории, будет слышен хор сухих щелчков — это грабли нон-стоп лупят по лбу человечества. То, что сейчас происходит на земном шаре, нас в очередной раз в этом убеждает.

    Когда произошла аннексия Крыма, заговорили об аншлюсе, о Мюнхенском сговоре 1938–1939 годов и т. д. Обсудили, провели исторические аналогии — и что? Запад вспомнил, что одной из предпосылок Второй мировой войны стала политика умиротворения Гитлера, и начал проводить ту же самую политику. Получается, уроки истории есть, но их никто не усваивает.

    https://focus.ua/society/366016/

    Урчик и Маняша

         

        

        

        

                                                          
                                    
                                                                             

           

                                                 

          

          

    Фасады Амстердама

        

        

       

       

        

       

          

        

        

        

        

         

         

         

         

         

        

         

        

         

                                                               



    Украинское здравоохранение: "пациент" едва жив

    Известный кардиохирург Борис Тодуров ответил на вопросы Натальи Влащенко о ситуации с медициной в Украине, об Институте сердца, который он возглавляет, о конфликте с Минздравом, о международных закупках медикаментов, проблеме реформирования здравоохранения.

    По мнению Тодурова, министром здравоохранения должен быть чиновник среднего звена, который хорошо знает первичную, вторичную, третичную помощь, практик с хорошим аналитическим мышлением, который начнет реорганизацию, чтобы спасти хотя бы то, что сегодня еще можно спасти ("сегодня речь не идет о большой реформе – нужно спасать то, что осталось от медицины").

    Что касается неотложных шагов по спасению украинского здравоохранения, то Борис Тодуров утверждает: 

    "Тремя шагами здесь не обойдешься. Но первое, что я бы потребовал – увеличение бюджета как минимум до 7,5 %. [ВОЗ считает, что если в бюджете на медицину идет меньше 7%, то медицина умирает.] Второе – я бы собрал все академические институты и профинансировал их по полной программе, потому что сегодня в академических институтах сосредоточена  медицинская элита Украины. Но в ответ потребовал бы стандартов лечения. 26 институтов могли бы за 3-5 месяцев создать в Украине стандарты лечения, которые были бы адаптированы к нашим условиям. Третье – провел бы реформу первички. Отменил бы кое-какие указы, которые были, на мой взгляд, глупые, и сделал бы нормальную реформу, по типу немецкой".

    Читайте интервью на 112.ua

    http://112.ua/interview/segodnya-rech-ne-idet-o-bolshoy-reforme--nuzhno-spasat-to-chto-ostalos-ot-mediciny-368444.html

    Престиж права в Украине чрезвычайно низок

    Отрывки из статьи Семена Глузмана "О праве и правах человека"

    Всеобщая Декларация прав человека не входила в СССР в реестр секретных документов. Ее текст был опубликован в нескольких правовых сборниках, вполне доступных читателям в академических библиотеках. Секретным этот документ не являлся, но... он был для советской власти неприятным.

    ...в уже далекие 70-е годы прошлого века в зоне ВС 389/35 для особо опасных государственных преступников (в СССР политзаключенных, разумеется, не было) отбывал 15-летний срок наказания львовский юрист Иван Алексеевич Кандыба. Он где-то раздобыл этот очень неприятный для советской власти документ, то есть Декларацию, и прятал его. Прятал, потому что наши лагерные надзиратели, вдохновляемые офицерами Скальнинского отдела КГБ, обслуживавшего нас, во время внезапных обысков с торжеством изымали у Ивана Алексеевича этот текст. Но у Кандыбы всегда было припасено несколько рукописных копий, спрятанных в самых неожиданных местах. О, это была нескончаемая охота! В этом смысле советский КГБ Ивана Кандыбу победить не сумел. После очередного изъятия Иван Алексеевич опять делал копии. Благо, сам документ был невелик. Разумеется, в Правилах внутреннего распорядка для мест лишения свободы запрета иметь Декларацию не было — там были другие запреты, к примеру, мы не имели права «заниматься садоводством и огородничеством».

    А потом, в 1975 году, всех нас, советских людей, наградили Хельсинскими соглашениями. Подписанными, кстати, самим товарищем Брежневым. В зоне в связи с этим событием особого праздника не было... Кто-то совсем недобровольно пошел на 15 суток в карцер за «расстегнутую верхнюю пуговицу», кто-то лишился права на свидание с родственниками за то, что был замечен сидящим на застеленной кровати в дневное время… Один лишь 25-летник Степан Мамчур поверил тексту в «Правде» и попросил начальника зоны разрешить ему иметь в своем распоряжении Библию… В лицо пожилому человеку был выкрикнут следующий отказ: «Мы не позволим портить наших детей религиозным дурманом!»

    Так в СССР работало право. Без массовых арестов и расстрелов сталинской поры. Жизнью страны руководил ведомственный нормативный акт, а не параграф Конституции. Правоприменение в большинстве случаев осуществлялось согласно требованиям Ее Величества Инструкции, а не декларативным положениям Закона. Наиболее ярким проявлением этой вторичности законодательного акта было существование Паспортных правил — огромного, почти полностью засекреченного нормативного акта Совета министров СССР... Акта, привязывавшего гражданина к определенному месту жительства и фактически затруднявшего нежелательные для государства перемены в жизни человека...

    А потом умер СССР. Покончил с собой неожиданно и почти бескровно. Украина... обрела независимость. А с нею пришли щедрые зарубежные доноры, нескончаемые круглые столы и конференции на темы соблюдения прав человека. И — вакханалия юридических факультетов на основе кулинарных училищ и академий речного флота. Нудные учебники советской поры прорастали не менее нудными учебниками поры независимости, невыразительный ВАК (Высшая аттестационная комиссия) времен Брежнева превратился в нахальное бесстыдное чудовище, порождавшее безграмотных и самоуверенных профессоров «украинского права». Фигура господина Кивалова в этом смысле вполне символична…

    А стране были очень нужны грамотные юристы. Знатоки не кодексов и подзаконных актов, а права. Существование права представляет собой социальную реальность, отбросить которую не могут даже те, кто осуществляет государственную власть. Френсис Бэкон утверждал, что власть и государство — лишь дополнения к справедливости. Если бы можно было осуществлять справедливость каким-то другим способом, то мы бы в них — власти и государстве — не нуждались. Современные теоретики права предпочитают не использовать термин «справедливость», вслед за Максом Вебером зачисляя ее в патетические, а не правовые постулаты. Хотя именно эта патетическая категория является одной из основ права. Древние греки определяли ее так: справедливость — это сдерживание силы мудростью.

    Впрочем, таким же патетическим мы можем считать известное определение немецкого теоретика права, написавшего в 1962 году: «Величие демократии состоит не в том, что большинство народа пользуется неограниченной свободой, а в том, что она ставит в центре государства достоинство человека». Намного раньше, в 1848 году, француз Алексис де Токвиль... прозорливо заметил: «Демократия расширяет сферу индивидуальной свободы, социализм ее ограничивает. Демократия утверждает наивысшую ценность каждого человека, социализм превращает человека в простой способ, в цифру»... 

    Сегодня наша правовая система отличается от писаного права советской правовой доктрины, провозглашавшей: «Право — это система общественных отношений, которые отвечают интересам господствующего класса и охраняются организованной его силой». Конституционное развитие Украины утверждает систему цивилизованного моноконституционного акта, которая исключает параллельное с Конституцией автономное существование каких-либо конституционных по своей юридической силе законов, поскольку какие-либо дополнения и изменения должны быть инкорпорированы в текст Конституции.

    К сожалению, практика правоприменения в Украине иная... Каковы причины массовых нарушений прав человека в Украине? Проявление равнодушия, невнимания государства к жизни граждан. Иными словами — дисфункция права. Дисфункцией права являются: факты избирательного применения уголовного закона в зависимости от дистанции правонарушителя от действующего президента государства; существование отдельной, номенклатурной системы оказания медицинской помощи; унаследованное от СССР выведение значительной части бюджетных трат в систему «государственной тайны»…

     Массовые протесты украинских граждан являются естественной реакцией на массовые дисфункции права.

    Традиционная теория о возникновении массовых протестов концентрирует свой интерес на деструктивном поведении групп, которые участвуют в них. Такой вот сугубо полицейский аспект ситуации… Поведение власти эта теория рассматривает в качестве нормальной, инструментальной и рациональной. Забывая, что и стабилизированный, полностью организованный способ поведения также может быть разрушительным и даже более деструктивным, нежели поведение людей, отклоняющихся от нормы. Протесты на улицах — мелочь в сравнении с разрушительной силой милитаристских решений, которые появляются в результате политических противоречий...

    Прямое, очевидное пренебрежение свободами граждан не единственная причина несовершенства, дефектности правовой системы страны. Важным моментом неисполнения права (в том числе и так называемых основополагающих прав человека) является традиция избирательности правосознания, зафиксированная советскими (!) исследователями еще в 1974 году. 

    И сегодня законопослушные граждане Украины, как и в СССР, легче представляют себя потерпевшими, нежели обвиняемыми. Именно в этом кроется причина правового нигилизма многих наших сограждан, негативного отношения к праву обвиняемого на квалифицированную защиту, к презумпции невиновности.

    Серьезной причиной дефектности правоприменения в сфере прав человека в Украине является и такая посттоталитарная традиция, как использование нижнего уровня предписаний-положений и рекомендаций ведомственного правового акта. Не международных обязательств государства Украина, не четких положений Конституции и даже не требований закона.

    Небрежность и политическая ангажированность украинского законодателя привели к многочисленным правовым дисфункциям, которые жестко ограничивают возможность граждан защищать свои права... Все просто. Очень просто. Но — не получается. То ли времени на это у законодателя не хватает, то ли бизнес все внимание поглощает, то ли партийные (то есть клановые) интересы важнее служебных. Если закон не защищает мои права, мое достоинство — это плохой закон. И плохое государство... 

    В Украине сегодня престиж права низок чрезвычайно. Даже в глухие советские времена, когда граждане осознанно ожидали от силовых структур не защиты, а агрессии, престиж права был выше. И виною тому не судьи, не прокуроры, не дознаватели и следователи, а политики. Законодатель — в первую очередь. Иными словами — Верховная Рада. И президенты, разумеется. 

    http://racurs.ua/1414-gluzman-o-prave

    Памятный календарь: Кадетский корпус в Киеве

    1852 (165)13 января 1852 года (1 января по ст.ст.) в Киеве состоялось официальное ОТКРЫТИЕ ВЛАДИМИРСКОГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА — привилегированного учебного заведения закрытого типа.



    В 1865-1882 гг. — военная гимназия. Воспитанников, главным образом детей офицеров, готовили ко вступлению в военное училище. Существовал до начала 1918 года.
    С 1852 года находился на Бибиковском бульваре (ныне бульвар Т. Шевченко № 14), с 1857 года — в специально построенном (по проекту архитектора И.В. Штрома) здании на Кадетском шоссе (теперь Воздухофлотский проспект № 6).
    В 1853-1864 гг. в Кадетском корпусе преподавал рисование художник А.А. Агин; в конце 1880-х - в 1890-х гг. русскую словесность читал известный учёный-филолог П.И. Житецкий и др.
    В Кадетском корпусе в разное время учились создатель первой рельефной карты России А.А. Тилло (выпуск 1856; родился в Киеве); русский генерал А.В. Самсонов (выпуск 1875; в начале Первой мировой войны командовал 2-й армией); в 1891-1894 гг. — руссский дипломат, генерал-лейтенант Советской Армии, писатель А.А. Игнатьев, в 1892-1899 гг. — С.С. Каменев (впоследствии видный советский военный деятель) и др.
    В 1912 году издавался «Кадетский журнал».
    В 1919-1941 гг. в здании бывшего Кадетского корпуса размещалась Пятая (затем — Киевская) пехотная школа (комиссаром школы в 1923-1928 гг. был герой гражданской войны М.П. Амелин).
    5 ноября 1943 года после очередной бомбардировки здание было наполовину разрушено.
    Его отстроили в 1951-1953 гг. С того времени здесь был штаб Киевского военного округа.
    С 1991 года в здании корпуса размещается Министерство обороны Украины.



    Здание Министерства обороны Украины


    http://calendar.interesniy.kiev.ua/Default.aspx