кредит без кредита

Значительным было влияние альтернативной культуры также на Пола Гловера - создателя Итакских Часов - валюты, признанной одним из наиболее успешных в мире экспериментов по внедрению дополнительных денежных систем. Еще до создания в Итаке[8] Часов в 1991 Гловер не раз смог проявить свой  альтернативный взгляд на вещи, а также активную гражданскую позицию.
Закончив колледж и получив диплом маркетолога Пол Гловер временно покидает Итаку. Постоянно продолжая заниматься активистской деятельностью и участвуя в создании различных сообществ[9], он проводит небольшие промежутки времени в Луизиане, Флориде, Массачусетсе, останавливается на несколько лет Калифорнии, и затем окончательно оседает в родной Итаке. Одним из ярких проявлений неординарного подхода Гловера к взаимодействию с окружающей его реальностью стал выбранный им способ передвижения в Калифорнию. За полгода в 1978 году он проходит пешком путь от Бостона (западное побережье США) до Сан-Диего (восточное побережье). «В последнюю ночь пути я был в 18 милях от побережья и мог видеть огни Сан-Диего. 

За время всего пути, 199 дней, я потратил только 503 доллара. Около месяца от всего времени я больше останавливался у людей, работая на разных работах, чем проводил в пути. В нескольких кварталах от Империал Бич, я услышал волны и стал смеяться и плакать. Я сделал это! … То есть вы и в самом деле способны пройти пешком от одного океана до другого. Это стало реальностью для меня, раньше это оставалось теорией»[10], - рассказывал потом Гловер. 

Делать реальностью то, что может казаться лишь фантазией, не имеющей перспектив воплощения, – жизненная позиция Пола Гловера. 

Важно отметить, что Итакские Часы не стали первым опытом Гловера в деле создания альтернативной системы экономического взаимодействия между людьми. В конце 80-х в Итаку приезжал Майкл Линтон для оказания Гловеру и его друзьям помощи в создании LETS. Итакская LETS просуществовала только 10 месяцев, сумев привлечь не более 60 членов. Неудачный эксперимент по созданию LETS не заставил, однако, Гловера оставить идею создания локальной дополнительной денежной системы. Он думал, однако, над созданием более подвижной и инклюзивной валюты. Решающим  моментом оказалось знакомство Гловера с историей успеха валюты Deli dollars, запущенной владельцем популярного гастрономического ресторана Deli в Нью Берингтоне (штат Массачусетс).

Deli dollars выступили по сути как инструмент кредитования ресторана его клиентами. Владелец Deli, не получив банковский кредит на расширение ресторана, обратился к своим постоянным клиентам с предложением купить купюры Deli dollars за 8 долларов, и получить возможность обменять их в течение года на обслуживание в ресторане стоимостью 10 долларов. За 30 дней, владелец ресторана смог продать созданных им дополнительных денежных единиц на сумму в 5 тысяч долларов.

Раздумья Латвии

(picture 2)
После ознакомления с предметом вернемся к Латвии. Не знаю, какие именно виды имеет мэр Вентспилса на свою новоиспеченную валюту, но сам факт ее запуска уже потребовал от него определенной смелости, за что ему мое почтение. 
Кроме того, на инициативу вполне нейтрально отозвался ЦБ Латвии — меняйтесь, мол, фантиками сколь душе угодно. Это тоже уже немало...
Плацдармом для такого нововведения может стать любой муниципалитет Латвии, в ведении которого есть муниципальные предприятия, оказывающие востребованные широкими слоями населения и предприятиями услуги: транспортные, коммунальные и пр.
Вкратце модель может выглядеть так. Муниципалитет объявляет о введении единого электронного универсального скидочного купона, деноминированного в латовом эквиваленте, скажем, один к одному. После чего эмитирует объем купонов, равный той или иной доле получаемых латовых доходов от, например, общественного транспорта или водоснабжения.
Эмитированные средства идут на частичную оплату обязательств самоуправления. Купоны имеют встроенный «ускоритель». Небольшая программа по информированию населения — и вперед.

сказка-сон

Психологическое толкование может здесь исходить из того, что все сказочные персонажи, действия, животные, места и символы представляют собой внутренние душевные порывы, импульсы, переживания и стремления. Сказка — это в известной степени сон, а последний, как говорит Юнг, «представляет такой театр, где сновидец является сценой, актером, суфлером, режиссером, автором, зрителем и критиком»[5].

 Отличие от нашего обычного ночного сна состоит главным образом в том, что сказка содержит только коллективные элементы и не имеет дела с нашими личными повседневными желаниями, заботами и потребностями. Таким образом мы находим в ней только типичные, всеобщие формы душевных переживаний.

Именно исходя из этого сказку можно использовать при толковании мужской или женской психологии[6], а также для решения проблем, связанных с наступлением различных жизненных этапов. Слушателю открывается возможность, в зависимости от его собственных данных, идентифицировать себя с мужским или с женским главным персонажем повествования, который, подобно Я сновидения, является там чувствующим и действующим. 

Конечно, сказка, как правило, может иметь не одну интерпретацию. У рассказанной здесь «змеиной сказки» активно действующим, переживающим и несущим избавление персонажем является младшая дочь. Таким образом, естественно рассматривать сказку как выражение женской проблематики. 

Это ни в коем случае не исключает другие возможности: у слушателя есть основания счесть себя заколдованным принцем или отцом и толковать сказку с точки зрения мужской психологии. В дальнейшем я хочу попытаться показать различные варианты таких возможных толкований.

деятельные люди

На последней конференции, устроенной Lattelecom в гостинице Rаdisson Blue (бывшая Latvia), среди всего благодушия и оптимизма выступавших и самодовольства присутствовавших неожиданно и здраво прозвучало выступление доктора экономических наук, профессор Дэвида Россини из Индианы, США. Он призывал к переосмыслению (а лучше даже к личному знакомству и осмыслению, а не через посредников, как часто бывает) трудов Маркса в свете нынешней ситуации в мире. Картинку он нарисовал очень грустную, что явно пошло против шерсти аудитории.

Я задал единственный вопрос (профессора явно пытались поскорее сплавить) о его прогнозах развития событий в США и ЕС на ближайшие пять лет. На что профессор сказал, что зарекся делать прогнозы, но он может сказать, что уже сейчас происходит в США. Люди все более осознают критичность ситуации и в ответ на нее ищут способы выхода из нее, в частности, в США уже действуют около 25 локальных денежных систем разной конструкции и более 100 общественных банков типа шведского JAK Bank.

Американцы — потомки деятельных людей, и в предприимчивости им не откажешь. Может, и нам пора уже вместо отдающих тухлятиной старой бойни советов МВФ и прочих ростовщиков перейти к реальным действиям по защите нашей страны и наших людей?


Использованы материалы: Бернар Лиетар, «Будущее денег», «Общественные деньги»; Маргарет Кеннеди, «Деньги без процентов и инфляции»; Сильвио Гезель, «Естественный экономический порядок».

жил-был купец

Жил-был купец, у которого было три дочери. Однажды, отправляясь в путь, он спросил их, что им привезти из дальних стран. Старшей дочери захотелось платье, второй — украшение, а младшая не пожелала ничего, кроме пары роз, которые как раз в это время стоили на рынке дешевле всего. Купец справился со своими делами и позаботился о подарках для дочерей. Но на обратном пути он попал в бурю, поломавшую его розы; наконец, он нашел убежише в заброшенном замке. 

Там на столе стояли кушанья, которых он отведал, а у ворот рос розовый куст, с которого он срезал новый букет для своей дочери. В тот же миг появилась змея и потребовала от купца, чтобы в уплату за ее любимые розы он отдал свою младшую дочь. 


Испуганный купец пообещал это и, вернувшись домой, плача, рассказал о своем горе. Младшая дочь пожалела отца и беспрекословно отправилась к змее, хотя старшие сестры над ней смеялись и бранили ее за то, что она не попросила, как они, платье или украшения. Каждый раз, когда девушка ела за столом, змея садилась рядом с ней и спрашивала: 

«Возьмешь ли ты меня в мужья, милая?» Но девушка всякий раз отвечала: «Я тебя боюсь». Однажды девушка нашла зеркало, в котором отражался весь мир, и увидела там своего отца, не встававшего с постели от горя из-за разлуки с ней. Она попросила отпустить ее домой, и змея дала ей срок в тридцать один день. 

Останься девушка дома хоть на один день дольше, и она, змея, должна будет умереть. С помощью кольца, которое девушка взяла в рот, она вернулась в дом своего отца, сразу же выздоровевшего при ее появлении. Когда она рассказала ему о своей жизни у змеи, отец посоветовал ей ответить змее, что она хотела бы взять ее в мужья. 

Несмотря на насмешки и сестер и их совет избавиться от змеи, оставшись в отцовском доме дольше установленного срока, девушка вовремя вернулась назад. Змея радостно приветствовала ее, и когда она вновь спросила девушку: «Хочешь ли ты выйти за меня замуж, милая?», — та ответила согласием. Тут змея сбросила свою кожу. Перед девушкой стоял юный прекрасный принц, а дворец был полон слуг и придворных. 

Принц рассказал ей, как он, в наказание за то, что соблазнил сироту, был превращен в змею и должен был оставаться в таком виде до тех пор, пока не найдется девушка, которая согласится выйти за него замуж. Оставалось позвать отца и сестер. 

Но последние совсем пожелтели от зависти и сильной злобы, и принц, умевший различать добро и зло, превратил их в двух ворон. Они должны были сохранять этот облик, пока не очистятся от своих злых помыслов. А принц с девушкой отпраздновали свадьбу и сделали отца министром.

завтра психологическое значение сказки....

село и город

Накопление монет не обязательно означает их хранение про запас, но часто получалось именно так. Иногда систему сезонного притока наличных денег в сельскую местность отчасти подрывали землевладельцы, в результате чего гораздо меньше денег шло в сельскую местность. 

Это происходило, когда некоторые землевладельцы собирали местную продукцию, зерно, скот и везли всё это в отдалённый крупный город, где можно было продать это по более высокой цене, чем на местных ярмарках или рынках. Затем продавец или его агенты часто тратили большую часть денег на месте и возвращались домой с предметами роскоши для господина и с относительно небольшим количеством монет для распределения их среди сельских жителей, оставшихся после вычета ренты и расходов на транспорт. 

Начиная с XIII века, подобную практику можно обнаружить в разных частях Европы. Всего за несколько недель наполненные серебром кошельки всех людей, кроме самых богатых, становились пустыми и оставались такими до следующего года. 

Часть денег возвращалась в город в кошельках городских работников, не имевших постоянной работы и приезжавших в село на время сбора урожая, другая часть — в кошельках ростовщиков и продавцов городской продукции на ярмарках или в сумках сборщиков налогов. Часть денег оказывалась в руках духовенства, другая часть оставалась у зажиточных крестьян, но большую часть уплачивали дворянам или их управляющим.

 Эта часть также позже возвращалась в город, поскольку многие дворяне переезжали в город на время или на весь год, а их доходы переводили им туда их управляющие. Сохранились некоторые из гостиниц и постоялых дворов в столицах, построенные после XIII века (например, дворец епископов 

Винчестерских в Англии и гостиница аббатства Клуни в Париже во Франции). Именно в столичных городах люди тратили деньги, полученные от сельской продукции, на городские товары и услуги. Именно в столицах они удовлетворяли свои потребности в предметах роскоши, покупая их не только для своих городских, но и для загородных домов. Менее крупные землевладельцы тратили свои деньги таким же образом, приобретая предметы роскоши, хотя и в меньшем количестве, в близлежащих городах. 

 В общем и целом на период от одного урожая до следующего село лишалось всех денег, кроме самых мелких монет. <...> Предположительно эти сезонные приливы и отливы между городом и селом, происходившие на протяжении XIII века, продолжались в течение всего до-индустриального периода".

К XVII веку концентрация богатства в крупнейших городах стала явлением, охватившим весь Западный мир. Та же система концентрации денег, хотя и более усовершенствованная, но в целом с теми же последствиями, действует и сегодня, когда "городами" стали финансовые центры "развитых стран", а "селом" – весь остальной мир.

заколдованный принц

Оказавшись в таких новых и часто пугающих нас ситуациях, мы прежде всего пытаемся представить себе, каким образом мы могли бы преодолеть стоящие перед нами препятствия, какие задачи решить и перед какими опасностями устоять. 


В этом нам могут помочь коллективные традиционные образы, которые, если мы сумеем их правильно понять, с помощью своей символики покажут нам, как человек в подобных случаях поступает или мог бы поступить. 

Язык этих образов многозначен и неизмеримо глубок, как всякий подлинный символ, как каждый спонтанно возникающий носитель значения, который позволяет представить внутреннее содержание, непредставимое каким-либо иным способом. Таким же многозначным может быть и понимание сказки. 

Психологическое содержание является только частью возможных внутренних содержаний, и в каждый период жизни символ дополнительно наполнен своим конкретным содержанием. Так достигается новое, углубленное значение и дальнейшее толкование.

Посмотрим теперь, как все это проявляется, на примере определенной сказки. В качестве такого примера я возьму сказку о заколдованном принце, превращенном в змею или имевшем такой вид уже при рождении, который освобождается от чар благодаря полюбившей его девушке. 

Эта сказка существует в культурном пространстве в различных вариантах, в том числе немецкая сказка братьев Гримм[1], шведская[2], албанская[3] сказки а также сказка островов греческого архипелага[4]. В последней трактовке я и хочу ее здесь рассказать.

Жил-был купец, у которого было три дочери. Однажды, отправляясь в путь...
а что было дальше узнаем завтра.....

демерредж

Исчезновение демерреджа создало дефицит денег в совокупности двумя способами:
- оно уменьшило скорость обращения денег;
- и оно сконцентрировало богатство в руках городской элиты.

С концентрацией богатства в верхнем эшелоне социальной структуры — у членов королевской семьи и у дворянства — постепенно их образ жизни становился всё более роскошным. Именно здесь, возможно, обнаруживаются корни экономики, обусловившей Ренессанс XV-XVI веков.

Для простых людей, напротив, исчезновение демерреджа означало неожиданный рост дефицита средств обмена надолго. Для них Золотой век ушёл навсегда.

Процесс создания денежного дефицита, начавшийся в конце средневекового периода, продолжается и сегодня. На региональном уровне это превратилось в проблему противостояния гетто и предместий, а на глобальном уровне — развивающихся и развитых стран. 

Но в конечном счёте это все тот же процесс, который Питер Спаффорд характеризует как противостояние города и села в конце средневекового периода. Средства стали более изощренными, но механизм все тот же.

новое неведомое

И в нашей жизни, в нашей действительности есть это  сказочное «однажды…». 

Каждый из нас пережил время, когда почти каждый день происходили новые и удивительные вещи. Если только мы представим себе, что все, для взрослого само собой разумеющееся и очевидное, когда-то давно, в бытность его ребенком, должно было быть впервые открыто, и какое бессчетное количество таких приобретений было совершено в детстве — то все это и есть «чудесные события». 


Едва ли кто-то из нас может вновь вернуть то ощущение, которое у него было, когда он делал свои первые шаги, но многие еще помнят, что они ощутили, когда впервые смогли поплыть или поехать на велосипеде. 

Всегда, когда человек открывает что-то новое, осваивает что-то такое, что до тех пор было неизвестным или невозможным, происходит нечто подобное переходу сказочного героя из мира повседневности в волшебное, неизведанное, магическое царство, которое нужно освободить или в котором можно добыть сокровище, благодаря которому повысится ценность повседневного существования. 

Ведьмы и чудовища — это наши собственные страхи и неудачи, звери-помощники и феи — еще неведомые нам способности и возможности, которые могут проявиться у нас в таких ситуациях. И тогда в иной плоскости осуществляется то, что в сказке является образом или фантазией.


При здоровом течении жизни способность к постоянному обретению и творению нового, настолько характерная для детей, что их вполне можно считать в известном смысле гениальными, эта способность никогда не исчезает полностью. Если мы окончательно не закоснели в своей рутине, что, к сожалению, часто случается, то сказка вновь и вновь переживается нами, и «чудесным» в нашей жизни оказывается все новое и до тех пор неведомое. 

В жизни каждого человека существуют основные этапы, на которых происходят одни и те же процессы: каждый человек после фазы младенческой зависимости от матери переживает освобождение и стремление к самостоятельности во время так называемого периода упрямства; а также пробуждение сексуальности и потребность во взаимоотношениях с другим полом в период полового созревания. 

Каждый сталкивается с проблематикой среднего возраста, когда жизнь достигла пика и должна теперь развиваться скорее в глубину, нежели в ширину; и каждый, приближаясь к смерти, оказывается перед лицом проблемы своего перехода в иной мир или иное существование, о котором мы уже ничего не знаем.

плата за хранение

Древняя система римских денег медленно развалилась на протяжении нескольких веков после крушения империи (IV век). Она рассыпалась на сотни местных валют различного качества и важности. Шарлемань (Карл Великий) смог вновь централизовать европейские монетные дворы и унифицировать деньги в течение IХ века.[5]

 Его монеты ходили параллельно с золотой монетой сарацинской чеканки, импортированной из Леванта.[6] Он также выработал правило, по которому новая чеканка начинается тогда, когда меняется суверен. Это правило будет повторено в хорошо известном континентальном европейском компендиуме законов ХIII века (the Saxenspiegel of 1220).[7]

Вскоре после каролингского периода денежная фрагментация возобновилась и пошла дальше, чем прежде. Раздробленность политической власти в результате соглашений и узурпации в течение трёх веков, сначала среди преемников королевств каролингской империи и затем среди мириад феодалов, не соответствовала количеству монетных дворов. Но они появлялись.[8] К примеру, в 930 году н.э. английский король Этельстан установил, что каждый небольшой город должен иметь свой собственный монетный двор!

В контексте этой традиции местных лордов растущий доход благодаря "Renovatio Monetae" (буквально "Возобновление чеканки", а я буду использовать слова "Новая чеканка" как синоним) был установлен повсюду. Например, в 973 году Эдгар полностью изменил чеканку английского пенни. 

Едва ли не шесть лет спустя молодой король Этельред II начал чеканку новой монеты. Он повторял это с тех пор через примерно равные интервалы. Главной мотивацией было то, что королевские казначеи давали только три новые монеты за четыре старых,[9] что было эквивалентно налогу в 25 % каждые шесть лет на любой капитал, содержащийся в монетах, или примерно 0,35% в месяц. Таким образом, новая чеканка была грубой формой платы за хранение.