— Вас всю жизнь тянуло в горячие точки — вы и в Афганистане, и в Таджикистане, и в Косово были...
— Никогда не тянуло — просто необходимо было туда ездить.
— В Чечне, что интересно, вы пели и для федералов, и для боевиков...
—
Ну как для боевиков — в 96-м году дали концерт для совместной комендатуры. Да, и боевики там сидели, и российские солдаты, а посередине... дети. Они просто меня растерзали, когда со страхом выползли из всех этих подвалов. Детишки там были чеченские, украинские,
русские, армянские, еврейские, и они так испуганно на рок-группу смотрели. Никогда этого не забуду и того, как пели мы «Не стреляй!».
— Вам нужны эти поездки как человеку?
—
У меня поговорка есть: художник должен быть не только там, где хорошо и где наливают бесплатно, но и там, где плохо, — а иначе жизни и не познаешь.
— Александр Розенбаум когда-то рассказывал мне, что после Афганистана с женой месяцами почти не разговаривал. Иногда беспричинно плакал, забывался, бредил, вскакивал среди ночи — вам это знакомо?
— У меня то же самое, и, смею вас уверить, ездить в горячие точки никакого настроения нет — никакого! Тоска, и всегда потом, как говорит молодежь, полный облом.
— Вас и правда чуть не выбрали мэром Уфы?
—
Да бред это — какие-то радикальные пацаны пустили во время предвыборной кампании утку. Действительно, в почтовые ящики накидали несколько десятков тысяч листовок: «Выберем Шевчука в мэры Уфы!» — такое шоу устроили.
— А почему сорвалась ваша встреча со спикером Госдумы России Грызловым, которая вроде должна была произойти?
—
Это была не встреча — я его интервьюировал примерно как вы меня. Дело в том, что Андрей Сергеевич Смирнов, замечательный режиссер и актер...
— ...который «Белорусский вокзал» снял...
— ...да, сделал «Свободу по-русски» — фильм-размышление, фильм-эссе о нашенской демократии...
— О том, чего нет...
—
...но к чему когда-то Россия все же стремилась. Было же 10-12 городов во главе с Великим Новгородом и Псковом, где существовал вечевой уклад: вспомните, какие это давние времена, так что демократия у нас в России пораньше даже была, чем в Европе...
— Была, но скоропостижно скончалась...
— Увы — вот и фильм этот ни по одному центральному каналу не показали.
— А что же Грызлов — вошел в положение?
—
Вошел. Мы ездили в швейцарский, испанский, норвежский, по-моему, парламенты — послушали их, и в нашей истории все Думы рассматривали: и царские, и современную тоже. Там много депутатов высказывалось, и одно из интервью я брал у Грызлова. Говорили с ним о футболе (смеется), потому что обсуждать другие вопросы не с руки как-то было...
Юрий Шевчук и Артемий Троицкий на митинге-концерте, посвященном защите
Химкинского леса, август 2010-го. В связи со строительством скоростной
автомагистрали Москва — Санкт-Петербург российские власти решили
частично вырубить лес, из-за чего, по мнению ученых, может ухудшиться и
без того непростая экологическая ситуация не только в Химках, но и в
Москве
— Да уж, действительно: говорить с Грызловым о демократии — полный абсурд! —
Нет, вопрос-то я ему задал, но в фильм он не вошел. «А вот со свободой слова у нас как?» — поинтересовался. Он бодро: «Да, все в порядке — вчера вон в «Новой газете» нас обругали». Я улыбнулся: «Газеты же не читают. Люди в массе своей смотрят ящик, а там свободы нет никакой — по всем телевизорам одно мнение»...
— ...причем правильное...
—
Он замялся: «Не знаю, не знаю...», а я за свое: «Поймите одно (даже если на вашу сторону встать): поскольку вы не даете выпустить пар, бомбисты родятся уже не с чеченскими фамилиями, и ведь под ваши кареты будут бросать не конфеты с цветами».
— Так и сказали?
— Ну да — а чего там?
— Ваш собеседник этой перспективе обрадовался?
— Он помрачнел, произнес почему-то: «Я передам», встал и ушел.
— Отправился передавать?
— Видимо, да.
—
Снова цитирую классика, то бишь Юрия Юлиановича Шевчука: «Болтает и мотает нас, грешных, от Достоевского и Бердяева до Ленина и Лимонова, любим по утрам наблюдать в зеркале с похмелья богоизбранность русского народа». «Россия для русских!», «Вернем СССР!», «Каждому по холодильнику!», «Догоним и перещеголяем Америку!», «Да здравствует абсолютная монархия при абсолютной анархии!»... Нефть и газ — проклятие России. Одних эта халява лишила чувства реальности в заплывших жиром особняках и яхтах, других разучила шевелиться и думать, искать выход...
Коррумпированная халява убила мелкий и средний бизнес, наукоемкое производство, сделала проституткой культуру»...
— Подписываюсь, это мои слова!
— Какая-то национальная идея в России сегодня есть?
— Нет.
— Вы как-то обреченно это сказали...
— А что делать? (Разводит руками).
— Лично вы национальную идею для своей Родины сформулировали?
—
По крайней мере, мне иногда кажется, что это вообще какая-то чушь: национальная идея — не национальная... Идея должна быть человеческая: 10 заповедей, к примеру, уже немало.
— Их бы все выполнить, да?
— Конечно, а этих лозунгов типа «За Ленина!» и «За Сталина!» хватит уже — сколько можно?
«Я ГРАЖДАНИН РОССИИ, ЛЮБЛЮ СВОЮ СТРАНУ И НЕ ХОЧУ БЫТЬ МАРИОНЕТКОЙ, БЫДЛОМ, ЭЛЕКТОРАТОМ И ВСЕМ ТЕМ, КЕМ НАС ЕЩЕ НАЗОВУТ»
—
Смотрю, все стены у вас тут на кухне в агитации как бы наглядной — по центру вон даже фото Ходорковского за решеткой висит. Знаю, что вы неоднократно участвовали в «Маршах несогласных», что крайне среди народа непопулярно и, с точки зрения власти, воспринимается однозначно как вызов. Почему вы туда ходили?
—
Почему? Странный вопрос: я просто себя уважаю. Когда президентские выборы произошли и нам повесили, никого не спросив, очередного императора, мне, конечно, было противно. Я гражданин России, люблю свою страну и не желаю, не хочу быть марионеткой, быдлом, электоратом и всем тем, кем нас еще назовут. Я человек нормальный, и мне было очень как-то не по себе, поэтому оказался на «Маршах несогласных». Вторая вещь — это то, что очень сильно Петербург разрушали — мировую жемчужину. Около 250 памятников архитектуры в историческом центре было за пять-шесть лет уничтожено — это уже просто меня доконало.
«Сейчас уныние в мире большое, а художник, он болевые точки времени чувствует, как никто». Юрий Шевчук на одном из митингов
— Вам не кажется, что государство российское стало очень жестоким?
—
Так а когда оно было у нас не жестоким? К сожалению, одной из весомых морально-нравственных составляющих наших политиков является пока не доброта, не гуманность, не чуткость, а жестокость.
— Наступит когда-нибудь счастье, придет свобода или это фикция все, мираж?
—
Я не Томмазо Кампанелла и не Томас Мор... У меня, кстати, строка есть такая: «Я позвонил, дух Томаса Мора сказал: «Все кончено. Темно», то есть этот великий идеалист подтвердил мне: «Кранты!». Посмотрите на кинофестивали последние — везде упадок, ожидание конца света, ровно как в 666-м или 1096 году, когда народ настолько этого конца света ждал, что люди в Европе перестали сеять, пахать, размножаться. Чтобы выпустить пар, папа Урбан II (об этом у меня тоже поэмка есть) отправил в Константинополь Первый крестовый поход.
Сейчас что-то тоже обязательно произойдет — уныние в мире большое, а художник, он болевые
точки времени чувствует, как никто, и во всех новых фильмах, которые я вижу у Вырыпаева или у англичан каких-то (то есть настоящее имею в виду кино, артхаусное), мрак полный. Я даже за собой это замечаю: мое творчество тоже в последнее время такое, я бы сказал, армагеддонистое.
— Близок армагеддец!
— (Смеется).
Хорошее словотворчество, но, с другой стороны, надеждой жив человек, и уныние — великий грех. Нас, бедных, и здесь болтает, и как кто-то заметил: «Мудр тот, кто пессимист, но говорит об этом с оптимизмом». Добавлю: и работает с оптимизмом — это вам заявляет воинствующий
пессимист Юрий Юлианович.
— Когда у нас в Украине началась «оранжевая революция», вы одним из первых прилетели в Киев и отправились на Майдан...
— Да, поскольку меня это очень воодушевило, взбодрило...
Со своей единственной женой Эльмирой Бикбовой, скончавшейся в 24 года от рака мозга, и сыном Петей
— Что вами тогда двигало?
—
Многие факторы — я ведь дня два-три просто ходил, слушал, смотрел... Поразили меня несколько вещей. Во-первых, я никогда не видел столько людей, причем трезвых и с такими хорошими глазами, а во-вторых, ни одного мента фактически не наблюдалось. Я со многими разговаривал: и с донецкими шахтерами, и с киевскими гимназистками восторженными — все это напоминало мне какой-то февраль 17-го года.
— Ощущением праздника?
—
Да, ведь тогда даже брат царя Николай Константинович разъезжал в красной рубахе с гвоздикой. Ему говорили: «Что ты, урод, делаешь — монархию же свергают?», а он: «А мне нравится. Вот и хорошо — монархи будут сидеть». В Киеве это ощущалось тоже. Я был не за белых, не за
красных — главное для меня было внутреннее какое-то состояние.
...В каждом народе, если вспомнить Льва Гумилева, есть пассионарность, и в Украине произошел взрыв. Трах-бах! — и взорвало народ — ну как в России у нас в 91-м.
— С одним только но: не было пьяных, драк, крови...
—
А в 91-м тоже все очень хорошо было — и я на этих баррикадах стоял. По мне, так пассионарные взрывы, когда их наблюдаешь, — это так исторично, весело, мощно! Люди меняются, их возвышают какая-то стихия, дух, а с другой стороны, на Майдане, согласитесь, много выпадов было против России — немножко путали наших политиков и ее саму.
Я тогда вышел на сцену с четким желанием объясниться — попросил, чтобы даже убрали
оттуда оранжевую символику. Главной моей задачей было сказать, что Россия и Украина — братья и сестры, и не надо ни в коем случае отождествлять политиков с самой нацией, с народом: это абсолютно разные вещи.
— Когда вы вернулись из Киева в Питер, наверняка вокруг слышали: «Майдан американцы организовали — это они все проплатили»...
—
Ну, конечно, и я много здесь объяснял, что это неправда. Какие американцы? Ничего этого я не видел, но у нас считали иначе, да.
Растить
сына без матери было непросто. «Я на гастролях, а он то там, то сям...
Главное, Петр не злой и, по-моему, сопереживает другим людям. Я его уже
как мог воспитал, он в морской пехоте два года оттрубил, недавно
демобилизовался, живет отдельно, пытается поступать»
— «Моя Родина — Россия, — сказали однажды вы, — и ее приходится любить такой уродиной, какая она есть». Это ваш крест, карма?
— «Еду я на Родину...» (задумчиво) . Рифма, конечно, ужасная, но...
— Да потрясающая, поверьте мне, рифма!
—
Да? Ну, не знаю — сейчас я бы так, наверное, не написал. Знаете, кстати, как эту песню я сочинил? Дело было в глухой деревне — умирала бабка, мать ухаживала за ней, и я с ними там жил. Тут еще «Доктора Живаго» прочел — это был год 89-й, как раз начинались в России (тогда
еще в Советском Союзе) межнациональные конфликты и было уже какое-то предощущение гражданской войны. Случились кровопролития в Нагорном Карабахе, в Сумгаите, в Тбилиси, и этот роман Пастернака просто вошел в меня, на душу лег.
— Вставил, да?
— О! — не то слово, и я в одночасье сел и буквально на коленке написал «Еду я на
Родину...». Песня по мотивам «Доктора Живаго» получилась.
— «А она нам нравится — спящая красавица»... Любите вы Россию?
—
Ну а как же ее не любить-то? Да, в этой любви мне всегда тяжело признаваться — она у меня чаадаевский носит характер. Я не шовинист — патриот, но в чаадаевском смысле слова, то есть вижу все минусы и считаю своим долгом об этом говорить, не замалчивать то, что нам мешает в
России жить. Пытаюсь быть честным и искренним. Не знаю, как получается, но это очень важно, и Чаадаев для меня один из таких гражданинов, который стоит рядом с Высоцким.
«И ОДИН В ПОЛЕ ВОИН!»
— Вы себе задавали этот вопрос: «Что же будет с Родиной и с нами»?
— Конечно. И до сих пор задаю — каждое утро (смеется).
— Ответили на него?
—
Во всяком случае, я считаю, что от нас с вами тоже зависит многое. «Один в поле воин» — любимая моя поговорка. Вот на последний «Марш несогласных» человек 200 вышли, а мимо люди проходили с пивом, с шариками, с детишками. Всем довольны — смотрели на нас, как на
прокаженных.
— «Уроды», — наверное, думали...
— Да, мол, стоят там, чего-то требуют... Что же им жить-то мешает?
Владимир
Путин, Леонид Ярмольник и Юрий Шевчук на встрече российского премьера с
интеллигенцией в мае 2010-го. Эта встреча запомнилась многим именно
благодаря Шевчуку, задавшему общению неформальный тон. «Мне тут накануне
звонил какой-то ваш помощник, — обратился Юрий Юлианович к Владимиру
Владимировичу, — и попросил не задавать острых вопросов, в том числе
политических...». — «А вас, простите, как зовут?» — поинтересовался
Путин. «Юра Шевчук, музыкант». — «Юра, это провокация! Мой помощник не
мог вам звонить». — «Ну, значит, просто какой-то чудак звонил...»
— Войны нет, хлеба хватает...
—
Нормально ведь все, но в свое время с протестом против вторжения в Чехословакию восемь человек вышли на Красную площадь, а мы их помним. И один в поле воин! Думаю, только от нас зависит, что же будет с Родиной и с нами. Я все-таки не Ванга, не Глоба...
— ...хотя борода есть...
— ...и живу в динамике: позади прошлое, сейчас настоящее, впереди будущее. Многие ведь прошлым живут...
— Увязли...
—
Да, тоскуют себе по империи, по колбасе за рубль 20. Хорошая поговорка
на этот счет есть: «Кто одной ногой стоит в прошлом, а другой — в
будущем (типа: сейчас перетерпим, а потом хорошо будет), тот писает на
настоящее». Надо настоящим заниматься, тем, что сейчас!
— Как, на ваш взгляд, можно побороть в России демографический кризис?
—
Очень просто, во всяком случае, у меня радикальное есть решение: летом по всей стране вырубить электричество ровно на месяц — оставить только роддомам, больницам, заводам и магазинам. Мужик приходит домой: футбола нет, телевизор не работает — и занимается сексом с женой, а через положенный срок рождаются дети. Даже недели хватило бы, чтобы на пару
миллионов население увеличилось, и, кстати, в Америке было такое: в некоторых штатах пропало вдруг электричество и через девять месяцев там возник беби-бум.
— Что, простите, за стрелка с братками состоялась у вас в свое время в присутствии перепугавшегося Бориса Гребенщикова?
—
История старая, к тому же хватит уже, наверное, про Гребенщикова — лучше пожелаем ему здоровья. Он же одной ногой в могиле стоял — вы знаете? Намедни я видел Борю в Самаре — он, слава Богу, жив, весел, и от него просто прет ощущение, что он открывает мир заново. Вторая жизнь у него — дай ему Бог здоровья!
— Присоединяюсь, но про братков расскажите. Зачем вы с ними встречались?
—
Ой, с ними вообще в 91-м году масса была случаев. Я попытался тогда спасти один театр на Петроградской стороне — артисты и режиссеры меня попросили. Ребятки их просто задушили поборами и выгоняли из помещения. Ну, встретился... Сидят такие бандиты, а я им: «Как вам не стыдно?». Они такого поворота просто не ожидали...
— Бить их не пробовали?
— Нет, понимал, что проиграю, потому что там пистолеты лежали.
— Да вы что?
—
Я: «Как вам не стыдно мучить артистов, деньги с них драть? Бедный, несчастный театр...», а это была у нас в городе банда номер один, «малышевская» называлась. Они оторопели, но все же пообещали: «Ну ладно,не будем их трогать»...
«САМАЯ БОЛЬШАЯ ПЕЧАЛЬ ПОПУЛЯРНОСТИ В ТОМ, ЧТО ОНА ЛИШАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ БЫТЬ НАБЛЮДАТЕЛЕМ»
— На вас, когда заработки большие пошли, не наезжали?
— Бывало, а когда одного бизнесмена украли, жена его бедная ко мне бросилась. Я тоже на стрелку ездил — спасли парня.
Ой,
вспомнил сейчас... В том же 91-м маленький Петька у меня заболел. Я жил на Васильевском острове, на втором этаже, а напротив стоял ларек, за который каждую ночь происходили битвы и перестрелки. То одна братва занимала его, как Зимний (смеется ), то на следующую ночь
приезжала другая, в общем, мат-перемат, кто-то выстрелил, вопли... Я в форточку высунулся: «Ребята, — диким голосом заорал, — хватит! Идите разбирайтесь туда за угол, у меня ребенок больной». Они раз — с пистолетами в мою сторону повернулись: «Шевчук? Ну, ладно», — и ушли. На следующий день этот ларек, слава Богу, сожгли и у нас стало спокойно.
— По Питеру вы до сих пор на метро ездите?
— К сожалению, нет, а раньше заходишь в метро...
Юрий
Шевчук, Константин Кинчев и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Во
время трехчасовой беседы с рок-музыкантами Патриарх «хотел сделать для
себя выводы, что такое рок». Судя по всему, владыка выводы сделал —
через некоторое время Кирилл назначил одного из своих подчиненных
«рок-миссионером»
— ...и человеком себя чувствуешь...
— И глазеешь по сторонам — я это люблю! Ты, художник, за людьми наблюдаешь — не они за тобой.
— Впечатлениями подпитываться необходимо?
—
Ну, не совсем так — скорее, изучать этот шторм, мысль на лице, глаза удивительные, речь, повадки. Самая большая печаль популярности в том, что она лишает тебя возможности быть наблюдателем. Это ужасно — в метро едешь, а весь вагон смотрит и думает: «Он — не он?», и все, ты, как голый, уже. Хотя вот по Питеру спокойно хожу — у нас деликатный город. Я
на работу пешком каждый день топаю — 30 минут, как правило, и так приятно, знаете... «Здравствуйте». — «Доброе утро. Как дела?». Никаких автографов, просьб сфотографироваться — ты идешь просто по городу, здороваешься с людьми, желаешь удачи. Здорово!
— Правду ли говорят, что вы живете в какой-то Богом забытой деревне Лебедевке,
выращиваете чуть ли не в грязи капусту, дружите с местными алкашами?
— Вот видите, косу точил позавчера и свой музыкальный палец (показывает) поранил. Косить люблю, как Лев Толстой (смеется)...
— ...поэтому и бороду отрастили посконную?
— Ну, это дань худграфу: я же учился там все-таки (на художественно-графическом факультете Уфимского пединститута. — Д. Г. ), а какой художник без бороды? Это уже не художник, а так, недоразумение.Раньше борода у меня была до пояса — я девушек ею смущал и в восторг приводил: в бороду пачку сигарет прятал, а потом доставал (показывает ) и закуривал.
— Алкаши в Лебедевке у вас колоритные?
—
Лебедевка вымерла, как не все, слава Богу, но многие русские деревни. Почему нефть и газ — проклятие России? Потому что сидим мы на нефтедолларах, а деревни между тем умирают. Вот мы по Украине проехали: кони повсюду, скот, а в Ленинградской области корову увидишь — уже
праздник: вот в чем беда-то. Подкосила народ эта халява, эта пенсия, это все...
— Инертность, да?
— Еще и какая!
Народ на земле не трудится: все развалилось и заросло бурьяном — вот в чем печаль. Нефть и газ, я считаю, если не беда, то огромное испытание, и тех же коров у нас, к сожалению, мало. Ну если мясо на рынке 150 рублей за килограмм, кто будет их заводить? А если зерно государство скупает по ценам, которые ниже, чем оно на любом рынке стоит, — ну как тут прожить?
— Я знаю, что вы вдовец и сына Петра воспитывали сами. Каково это — быть отцом-одиночкой?
— Я его уже как мог воспитал, — он недавно демобилизовался, живет отдельно, с другом, пытается поступать.
— Вы его, кажется, в Балтфлот отправили?
— Петя в морской пехоте два года оттрубил.
— Сами, выходит, сознательно своего парня туда снарядили?
—
Ну я говорю же, что патриот! Родине он отдал все. Я сказал: «Сынок, ты будешь в глаза смотреть людям спокойно», и это для него очень важно. Он не вилял, откосить не пытался. Служил в спецчастях, и служба была тяжелой — все же это морская пехота.
— Не обижался на вас? Папа же мог вроде отмазать...
—
Конечно, мог, но на обиженных воду возят. Это раз, а второе — когда-нибудь он все равно будет мне благодарен. Это мужская школа, и армия была ему необходима. Некоторым пацанам она, может, и не нужна — гуманитариям, например, людям искусства, которые с шести лет уже, как
Моцарты, на роялях играют, а он не такой — очень веселый, достаточно легкомысленный, и армия ему помогла. Вышел оттуда уже закаленным, окрепшим — думаю, это нормально.
— Тяжело приходилось, когда Петя маленьким был?
—
Ну как? Я на гастролях, а он то там, то сям... Главное, сын не злой и, по-моему, сопереживает другим людям. Из этого вот чувства сопереживания чужой беде человек рождается, здесь и есть та полянка, где душа не умирает.
«ВРЕМЕНИ НА РОМАНЫ У ЧУЛПАН ХАМАТОВОЙ НЕТ, ДАЖЕ ЕСЛИ БЫ МЫ С ВАМИ ЭТОГО ЗАХОТЕЛИ»
—
Не могу не задать вам этот вопрос... В последнее время газеты и
интернет-издания активно обсуждают ваш роман с Чулпан Хаматовой...
— По этому поводу мы с Чулпан недавно очень смеялись (она также была в Казани на фестивале).
— Хаматова ведь тоже татарка?
— Да, но романа у нас нет и не было.
Одна
из первых пластинок «Битлз», выпущенная в 1965 году, с автографом
группы обошлась «старому меломану» Юрию Юлиановичу в баснословную сумму —
«Еще должен остался...»
— Ну и жаль...
—
Роман с другой: у меня есть подруга, и все у нас слава Богу, а с Чулпан мы большие друзья. Она удивительный человек, я ее обожаю — серьезно говорю! — и поддерживаю все ее начинания. Личность невероятная! Вот есть актрисы, да? Но Чулпан Хаматова — это совершенно другое. Тоже одна воспитывает двух дочерей (вскоре у Хаматовой родилась третья дочь. — Д. Г. ) и вместе с тем вытаскивает, спасает детей, больных раком.
— Благотворительностью занимается?
—
Благотворительностью — это еще мягко сказано. Ее общественный фонд собирает в год 10 миллионов долларов и строит уже настоящую клинику. В Германии для детей, больных раком и лейкемией, 16 клиник, а в России они наперечет. Таким занимается божьим делом и при этом гениальная актриса.У нее времени нет на романы, даже если бы мы с вами этого захотели, она
другим занята и живет... Вот кого бы президентом в нашей стране поставить! Думаю, было бы очень неплохо: ум у нее отличный, сотни стихотворений наизусть знает, великолепно ориентируется в экономике...
— Ваша подруга намного вас младше?
— На 15 лет.
— Вы эту разницу в возрасте ощущаете?
— Нет. Она очень умная, хорошая, красивая, а я старый, глупый и чудовище. И нормально — никакой разницы.
— Красавица и чудовище...
— Согласен.
—
Цитирую снова вас: «Я всегда боюсь, чтобы мои помыслы не завели меня в ад. Боюсь стать звездой, какой-то скотиной, боюсь умереть циником»...
—
Действительно, страх такой есть — страх, как музыканты говорят, облажаться: а вдруг понесет не туда. Что такое звезда? Это, как говорит Андрей Васильев, наш гитарист, когда лучи мешают в метро заходить, с людьми общаться, но это голливудский шоу-бизнес человека звездой
называет, а у нас Вяземский Пушкину написал: «Здравствуй, мой гений!». Просто и хорошо...
— Глядя на вас, Кинчева и Гребенщикова лет 20 назад, кто мог бы подумать, что вы такими станете набожными, — что с вами произошло?
— Ну, ортодоксами мы не стали, тем более БГ — старый экуменист. Слушайте, Боря, наверное, уже сам не помнит, какого вероисповедания: сегодня он православный, завтра буддист... Пока, очевидно, религии изучает. Он (смеется ) ученый, у него свое ко всему отношение, свой, что ли, путь, я православный, а вот Костя Кинчев, пожалуй, да, ортодокс — «воин света» такой. Нет, мы все абсолютно разные, но, мне кажется, это неплохо: все-таки как-то философичны и наши судьбы, наши дороги не идут мимо храмов. Ну а представьте, если бы были мы оголтелыми сатанистами на коду лет? Вообще, был бы какой-то кошмар.
— Вы до сих пор собираете старые книжки?
— Да, в меру сил.
— Какая из них в последнее время поразила вас больше всего?
— Ну, книг-то, Господи, много, и многое меня поражает.
...Помню
Евангелие ХVI века — я спас его буквально из огня, из Таджикистана. Там война шла, и зря говорят, что рукописи не горят, — еще как полыхают!
Юрий Шевчук дарит Дмитрию Гордону только что вышедшую книгу своих стихов
Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА
Я выкупил эту старинную книгу у какого-то солдата (он ее где-то скомуниздил) — из карманов выгреб буквально все, что было. Просто чувствовал, что такой редкий, рукописный еще фолиант дома хранить нельзя, — какая-то гордыня, искушение судьбы в этом есть, и отнес его
Дмитрию Сергеевичу Лихачеву (он еще жив был) прямо в Пушкинский дом. Он долго смотрел на меня вот так (глядит, не мигая ): «А вы знаете, сколько она стоит?». — «Знаю». — «И вы нам ее дарите?». — «Да, — говорю, — она должна храниться у вас».
— Вот за это, наверное, Бог и дает...
— Может, и так...
—
Знаете, я всегда очень вас уважал, но проникся еще больше, когда увидел у вас тут в рамочке на стене пластинку «Битлз» с автографами всех
четырех...
- (Улыбается).
— Ребята из «ДДТ» мне сказали, что вы за нее отдали баснословную сумму...
— Еще должен остался...
— Во сколько, если не секрет, она вам обошлась?
—
Ну, меломан-то я старый, тем более тут редкий автограф — «С наилучшими пожеланиями от «Битлз». Это 65-й год, один из первых их дисков в Америке. Они тогда еще не были такими привычными к славе и очень подробно подписывали — потом-то уже просто каракули чиркали, да.
— Что же, я благодарен вам за эту прекрасную кухонную беседу — мне было очень уютно на ваших подушечках тут на диванчике...
— У нас, согласитесь, очень простая и хорошая здесь атмосфера — рабочая.
— А кто сказал, что она должна быть сложной?
—
Ну и самое главное, конечно, что хочу по
дчеркнуть: Россия и Украина — братья и сестры. Обожаю обе наши страны и думаю, это лихолетье пройдет.Лишь бы корейцы войны не начали.
— Северные?
— Да (смеется), а так, думаю, протянем, и оживим, и допоем.
— Раз «допоем», очень к месту, по-моему, прозвучал бы в вашем исполнении какой-то куплет а капелльно...
— Типа «Ти ж мене пiдманула...»? (Поет ).«Реве та стогне Днiпр широкий... Как дальше-то? Сердитий вiтер завива... Ой, мороз, мороз, не морозь меня...». Как все похоже, ребята!
Коментарі
antanioni25
18.09.11, 12:23
Вы его старые стихи читали,,,,,думаю нет и статья заказная,,,
antanioni25
28.09.11, 12:32
,,,дешовая затасканная блядь , прильнув к руке внимает подлицу,,,,его стихи,,,,и кстати итакида в тему,,,,только зачем пиарить то что итак любимо... он мне нравится своим творчеством.. нравится что он христианин и почитает каноны церкви.. правда пьет.. но запой - это по русски....
ZURLA
38.09.11, 13:41
Очень серьезная работа!!!
ZURLA
48.09.11, 14:03Відповідь на 1 від antanioni25
Думаю, что и коммент ваш заказной. Таки да.
Ириша Лазур
58.09.11, 14:04Відповідь на 4 від ZURLA
ZURLA
68.09.11, 14:05Відповідь на 2 від antanioni25
Подлицу - надо писать правильно - ПОДЛЕЦУ. А то с такой грамотностью вам и о стихах Юры судить нечего. Итакида - пишется раздельно. Как три слова.
Ириша Лазур
78.09.11, 14:07Відповідь на 6 від ZURLA
неа. это у него ПАДОНАФСКИЙ ЯЗЫК. он как бы и типа прикалывается.
ZURLA
88.09.11, 14:10Відповідь на 7 від Ириша Лазур
Он - как бы умнее самого Шевчука. Талантливее и красивее. Да и водку, поди, не пьет. Зато в христианстве разбирается хорошо.
Ириша Лазур
98.09.11, 14:12Відповідь на 8 від ZURLA
Гість: Lina_Che
108.09.11, 15:59
за заметку - многое узнала из неё о Шевчуке нового!