Казалось бы, странный вопрос, конечно полезен, дети же его так любят! (а куда же им деваться?). Мне жаль, что многие взрослые действительно верят, что ребенку нравится проводить весь день с чужими людьми, что им интересно и полезно общаться со сверстниками, и детсадовская дисциплина на них хорошо влияет. Маленький ребенок еще не умеет возмутиться, а более старший в лучшем случае просто смирится (приспосабливаться же как-то надо!). Просто родители себя так утешают, зная, что другого выхода нет, если ребенка в рабочий день больше некуда пристроить. Трудно понять неработающих мам, которые сдают детей в детсад. Ребенку не может быть лучше с воспитательницей, чем с родной матерью (если только мать не алкоголичка и проч. - это уже другой вопрос). Проводя много времени в толкотне, шуме-гаме среди сверстников он медленнее развивается психологически, в частности, медленнее учится говорить, хуже сосредотачивается. (это не мои мысли, это читала, но где- второй раз не нашла). По крайней мере до школы ничего нет полезнее, чем общение со взрослыми и как можно больше! Несколько часов ежедневно с детьми в песочнице и/или в кружке для маленьких (таких сейчас много, но об их качестве не сужу) достаточно, чтоб ребенок привыкал к одногодкам. (Это еще вопрос - зачем привыкать к сверстникам 2-7 лет, не будут же они всю жизнь общаться с детьми такого возраста?)
В качестве иллюстрации. Почему-то немногие родители помнят себя в таком возрасте, или не хотят помнить. А жаль. Меня поразил один рассказ мамы, услышанный в песочнице, где собираются все дети из соседних домов. Ее дочь, двухлетняя Настя, удивительно развитая девочка, умеющая, между прочим, достаточно ясно выражать свою мысль как для такого возраста. Настю отдали в садик (по рекомендации, за взятку, в садик санаторного типа). В первый же день воспитательница позвонила Настиным родственникам, мол, заберите вашу бешенную девочку. Вечером мама дала Насте ремня за плохое поведение, и только потом удосужилась расспросить, в чем же дело. Настя рассказала, что: во время еды им не одевают передники (принести передник/слюнявчик - обязательное условие приема в садик); кормят невкусно - каша холодная и твердая; дети одевают одежду друг друга при попустительстве воспитательниц; дети ходят в горшки по нескольку человек подряд, пока горшок вынесут и помоют (ужас!); после прогулки детей не переодевают, и в той же одежде они идут днем спать! Тут, видимо, Настя такого произвола не выдержала и закатила истерику, что она будет спать в пижаме и одна в комнате (а что, разве дикое требование?), после чего ее срочно отдали родственникам. Умный ребенок попался, рассказать может, как там изнутри. И мне в это все охотно верится, хоть я ходила в детсад еще в советские годы.
Не все детсады одинаковы, но раз они в одной системе, то разница невелика. А когда вертихвосткам-нянечкам было дело до чужих детей? Насколько квалифицирован этот персонал? Если есть выбор - никаких детских садов!