Профіль

malyarus

malyarus

Україна, Одеса

Рейтинг в розділі:

"Картинки памяти" - 4

«Картинки памяти в сознаньи

Плывут как волны по рекее

И мысль томится в ожиданьи

Как в недописанной строке»

                    Успенский Н.М.

В детстве я учился игре на баяне. Летом обычно гостил у дедушки с бабушкой в Малой Долине. Дедушка (Успенский Михаил Николаевич, 1900-1970), если просил что-то сыграть, то всегда - "Полонез Огинского". Это была любимая его музыка.

Но как только начинала звучать мелодия, у дедушки на глаза наворачивались слезы, он плакал. Руками вытирал слезы с глаз. Жалко было его.

Бабушка резко высказывалась по этому поводу: "Ну, вже почав скігліти”. Я, конечно, не понимал в чем дело, мал был, да и не знал ничего…

Позже узнал, что дедушка в «ежовщину» как политический отбыл в лагерях 10 лет. Наверное, когда слушал Огинского, в памяти возникало пережитое в прошлом. 

Ничего никогда об этом не рассказывал. Да я и не расспрашивал. Просто о репрессиях ничего не знал.

Позже узнал, что когда-то дедушка в разговоре с кем-то высказал свое недовольство тем, что власти принуждали подписываться на заем, фактически отбирая часть или всю зарплату. Кто-то донес на него, и ему за это дали срок – 10 лет. Выжил только потому что был мастеровым человеком: механиком, кузнецом.

Сколько погибло людей от репрессий, сколько искалеченных судеб. Кто-то до сих пор расхваливает Сталина и его правление (мозги у них есть?). Мое мнение: проклят он должен быть во веки веков, как самый кровавый диктатор в истории: эверест трупов, реки крови..

Вот две фотографии. Разница во времени между ними всего 6 лет: 1941 г., Одесса и 1947 г., Омск. Обе фотографии сняты 1 мая. Наверное разрешение сфотографироваться – это был подарок от администрации заключенным в честь праздника.

 

"Скромный гений"

В маршрутке встретились с художником Х. Ему уже много лет. На последней персональной выставке искусствоведы его называли гением и ставили в ряд с великими художниками прошлого. Он стоял рядом, молчал - скромный гений.

В маршрутке я с ним поздоровался и, чтобы не ехать  молча, спросил: "А у Вас были персональные выставки в Доме ученых? Там такие змечательные интерьеры - дворец! А залы -  не очень большие и не высокие. Прекрасная выставочная площадка"

Скромный гений помолчал, а потом говорит: "Я что, должен реагировать на все предложения, которые мне делаются в транспорте?"

"Нет, конечно, не должны", - говорю.

Я так расстроился, думаю: "Нужен он мне был? Зачем я с ним заговорил?" Он наверное принимая за чистую монету славословия я свой адрес считал, что все только и мечтают о том, чтобы он сделал у них выставку... Ну, что-то в этом роде. Поэтому так мне ответил.

Его уже нет. Память осталась. Вспомнил об этом эпизоде, увидев на выставке его картины. 

"В этот день вспомнился А.Л.Чижевский"

На Проводы мы с Ниной каждый год ездим на три кладбища. Сначала едем на дальнее - в Александровку, оттуда на Таировское, а затем уже на Второе.

В этом году, когда садились в автобус  возле Привоза, чтобы ехать в Адександровку, удивились тому, что он был заполнен на треть. В другие годы всегда был переполнен.

Едем. Нина говорит: "Может мы ошиблись и сегодня не Проводы? Посмотри дату в фотоаппарате".

Посмотрел:  все правильно -- Проводы.

Мы решили, что наверное пустили на линию больше автобусов, поэтому мало людей.

Приехали в Александровку как обычно около двенадцати. И там мало людей - примерно вдвое меньше. Знакомая старушка даже волновалась, что некому забрать с могилок то, что она положила - пасхи, печенье, конфеты.

Приехали на Таировское кладбище. Там людей меньше чем обычно раза в три.

На Второе кладбище в от день не поехали из-за того что я поскользнулся (начал моросить дождь во второй половине дня),  упал и разбил очки.

Почему же вдруг в этот раз было так мало людей на Проводах? Не договорились же они все между собой не ехать в этот день на кладбища.

У каждого была своя причина. Но была какая-то общая причина, заставившая всех их отказаться от поездки.

Вспомнил я о А.Л.Чижевском, который доказал, что существует лияние солнечной активности на социально-исторические процессы. Наверное, это пример такого вдияния.

Этот день был "плохим днем" или по-другому - "неблагоприятным для здоровья днем". Наверное многие люди неважно себя чувствовали, поэтому решили съездить на кладбище в другой день.

Мы уже лет 12 покупаем газету "Аргументы и факты. Здоровье в Украине" ради прогноза на месяц вперед - графика "плохих дней". Мы с Ниной метеозависимы. В эти дни обычно плохо себя чувствуем. Поэтому, зная заранее, что будет "плохой день" не планируем на него важных дел, никуда в этот день не ездим. Для Проводов сделали исключение, и, иможет быть, напрасно - стекло от разбитых очков сильно разрезало бровь. Вся рубашка на груди у меня была в крови. Еле добрался домой без очков.Теперь, наверное, будет шрам. 

Век живи, век учись и ...

"Успокоительное"

С приходом весны наш кот Аванс начал петь песни.

Нина говорит: "Ох, как он мне надоел! Было бы хоть какое-то успокоительное, чтобы ему дать".

Говорю: "Так у нас же есть успокоительное. Давай нальем ему в блюдечко  валерианки. Успокоится".

"Им это нужно"

Я внимательно читал книгу о Ванге, написанную ее племянницей. Вся книга в моих пометках. Думаю, из нее можно извлечь много полезного. Поясню примером.
Есть много свидетельств о том, что Ванга общалась с умершими. Я решил – верю, общалась.
Одной посетительнице, пришедшей к ней она сказала, что рядом стоит ее умершая мать и просит передать, чтобы другая ее дочь, инвалид без ноги, не приходила на кладбище, потому что для нее это тяжело.
Из того, что мать не говорит этой дочери, чтобы она не приходила на кладбище делаю умозаключение: она хочет, чтобы к ней на кладбище приходили. Видимо ей это нужно.
Каждый год мы с Ниной (моей женой) приходим в Радоницу (Проводы) на кладбища (их три, на которых похоронены наши родные), предварительно наведя порядок на могилках, и поминаем ушедших в мир иной наших родственников. Потом уходя раздаем нуждающимся кое-что из продуктов.
Обычаю справлять тризну на могилах усопших десятки тысяч лет. Это древнейшая традиция. Мы ее соблюдаем. Предполагаю: для покойников это важно.

Апрель 2011 г. В.Н.Успенский

"Мерседес в подарок"

1 апреля говорю: "Нина, идем на День смеха. Станем на Дерибасовской. Я буду держать плакат: " Мерседес в подарок", может возьмут".

Нина говорит: "Нет, нельзя, подумают, что шутка, возьмут,  зайдут за угол и выбросят". Нина мудрая, она всегда права2  Лучше позже отдадим кому-нибудь Мерседес в "хорошие руки"

Мерседес (ударение на втором слоге) или по-другому - Мерси - это котенок, трехцветная девочка. Трехцветные приносят счастье. Найдем ей хозяев!.

"Плохой человек, самодур"

Несколько лет назад мы с Ниной в городе "Х" пришли в музей "Y" к заместителю директора "Z" с предложением: "Наш знакомый - сын Заслуженного художника "М", умершего 20 лет назад, хочет подарить музею две картины своего отца".

"Да, - говорит "Z", - я знаю этого художника, хороший художник. Мы примем в дар картины, но надо будет выбрать из имеющихся".Довольные друг другом мы попрощались. 

Накануне выставки картин "М", которую мы организовывали совместно с сыном "М", я позвонил "Z", представился и говорю: "Завтра открывается выставка картин "М". Приходите. Сын передаст в дар музею прямо на открытии выставки 2 картины". 

И вдруг: "За кого вы нас принимаете. Вы что, думаете мы будем принимать всякое барахло не глядя?", - это "Z" так начал со мной разговор. Я, конечно, был неприятно поражен. Говорю: "Мы же у вас были (напомнил ему о нашем посещении) и обо всем договорились. Приходите на открытие выставки, выберите картины - нет проблем"

"Z" отвечает: "Я не знаю ни вас, ни такого художника "М" и бросает трубку телефона.

На выставку он не пришел. Эта выставка была большим культурным событием в городе. Все газеты и каналы телевидения о ней сообщили.

Художник "М"  жил в детстве, юности в годе "Х".. Учился.

Это была первая его выставка на родине - больше 70 картин, написанных в период от 40-х до 80-х годов прошлого столетия. 

Его картин в музее "Y" нет. Картины того периода все больше ценятся в мире. Они не пропадут - попадут в конце концов в частные коллекции. Но не будут доступны широкому кругу любителей искусства.

Эта черта характера "Z" - называется "самодурство".- действия по своей прихоти, произволу и при этом оскорбление других людей. Не знаю какова польза музею от деятельности Z, но вред и музею и нашей культуре несомненный.

Встечаясь с нами на выставках он делает вид, что не знает нас. Мы тоже знать его не ходит. Это разве музейщик, профессионал? Плохой человек, самодур. 

"За порогом бедности"

Мой отец жил в небольшом частном ломике: две маленькие комнатки, веранда, кухня. Летом дверь на веранду распахнута. Напртив двери сидели и обедали. У порога стояли и две его собачки - Чапа и Чуча. Как только они переступали порог отец их останавливал словами: "За порог бедности!" Они отступали, но не уходили. Как уйдешь, когда от стола идет тпакой пьянящий аромат.

Это мне напоминает ситуацию, когда пользователи интернета заглядывают на сайты, где фотографии и статьи о том как живут наши богачи. Заглядывают туда как отцовские Чапа и Чуча. Завидно и недоступно.

Разница в том, что отец держал и кормил собачек из-за любви к ним. Охрана ему не нужна была - жил очень скромно. Так что собачки жили за его счет.

Те же богатые, фото которых красуются на сайтах  интернета, на которых они на дорогих зарубежных курортах, на яхтах, в отелях, в ресторанах - они живут за счет тех, кто с завистью смотрят эти фотографии, зайдя на сайты.

Апологеты капитализма утверждают, что все нормально, так должно быть и иначе невозможно. Может быть и так, но противно.

Мы - первобытные. Так и наши предки, наверное, сидели в пещере и поедали добычу. Сильные отобрав все самые большие, лучшие куски обжирались - толстые, здоровые, довольные собой. У них лучшее место в пещере, лучшие женщины в большом количестве.

А слабые глодали косточки в темном углу и завистливо смотрели на тех, других.

Охотились они - эти тщедушные: выслеживали, убивали зверя, тащили его в пещеру, разделывали, жарили. А потом у них все отобрали...

Наверное так было... и так есть - противно!

"От той войны и от мира сего"

Мой отец - Успенский Николай михайлович (8.01.1924-1.12.1996) был инвалидом войны. Зрение было неважное - носил очки. Как-то говорит: "Я был в войну контужен, мелкие осколки попали в голову,лежал в глазном госпитале. С тех пор у меня плохое зрение". Спрашиваю: "Пап, а сколько процентов у тебя?" Он говорит: "Одним глазом вижу хорошо, а вот вторым только на 60%. А у тебя сколько процентов?"

Отвечаю: "Три процента худшим глазом без очков".

"Сколько?", - он был очень удивлен. 

Он несколько "кокетничал" своим плохим зрением. Без очков смотрел как-то  немного повернув голову наискосок к объекту,который рассматривал - сразу видно было, что он плохо видит.

У него зрение пострадало "от той войны", а у меня "от мира сего".

"Клад"

В 1985 году я лежал в больнице. В палате было несколько человек. Один из них рассказал интересную историю из своей молодости.

Расскажу так, как запомнил. 

В тридцатые годы он работал директором (дальше буду называть его "директор")  дома отдыха или санатория в Крыму. Санаторий располагался в старином дворце. Во время ремонта, когда отдыхающих не было, а работали рабочие, директор проходил по балкону, тянувшемуся по периметру большого зала на уровне второго этажа. Он увидел, что на стене закрытой деревянными дубовыми панелями в виде крадратов, один из квадратов немного выступает вперед относительно других. Он с силой нажал на него, пытаясь вдавить его на место.. Квадрат от усилия подался вперед и одновременно приоткрылась до этого невидимая дверь, замаскированная среди этих квадратов. 

Он понял, что это дверь в какой-то тайник. Быстро отпустил рабочих по домам и они с женой открыли дверь и вошли в это  таинственное  помешение.

Небольшая комнатка с "музыкальным" камином. На такой камине устроены обычно небольшие чаши. Из верхих в нижние перетекает вода и журчит при этом. 

Была в комнате какая-то мебель и лчень много вещей просто сваленных в кучи: шубы, картины, посуда...Была винтовая лестница, ведущая в небольшую  тоже тайную комнатку, расположенную на первом этаже и еще ниже - ход в подземный тунель, ведущий к реке, причем, расположенный ниже ее уровня. Там был устроен подводный выход в реку.. 

Директор рассказал, что ходили такие слухи, что когда-то в тех местах исчезали бесследно молодые люди. Он предположил, что возможно хозяйка дворца была причастна к их исчезновению. На эту мысль его навел этот подземный ход.

На вопрос, что же они сделали со всеми этими вещами, он сказал, что постепенно тайно их распродали. 

Вот такая история. Она тогда поразила мое воображение: тайные комнаты, ценности, подземный ход... Впоследствии я повзрослев думал, что наверное это все  было выдумано директором.

Теперь, прочтя в интернете информацию, ссылку на которую даю ниже, я думаю, что рассказанная история была правдивой. Многим богатым людям пришлось после революции прятать свои ценности. Что-то из них нашли, а что-то еще лежит в тайниках.

http://obozrevatel.com/abroad/09716-potomki-naryishkinyih-mogut-obyavit-pretenzii-na-najdennyij-klad.-video.htm