Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Предлагаю отвлечься
- 24.12.17, 18:31
… в канун праздника от надоевшей политики, ежедневных забот и подумать на какую-нибудь отвлечённую от всего этого тему. Например, кто прав в вопросе о количестве цветов в радуге, по сути, в вопросе физики (оптика) - великий физик Ньютон или великий поэт Гёте. В качестве разминки для извилин предлагаю отрывок из собственной свежеопубликованной миниатюры:
«… Задумывались ли вы, почему спектр света (ньютоновский из физики) состоит из 7-и цветов, а цветовой спектр художника (согласно цветовому кругу Гёте) из 6-и?.. Пусть подходы разные, но речь-то об одном и том же. Чем объяснить такую разницу? И если для художественного мира она, может быть, не очень заметна - подумаешь, одним больше, одним меньше, - то для мира точных наук разница очень даже существенная. Мнение творца из области точных знаний, который познаёт посредством разума - 7, а мнение творца в художественной области, генерирующего свои шедевры при помощи чувственного источника - 6. Кто прав?
Немного напрягаем воображение и восстанавливаем цвета радуги. Это несложно, поскольку, чтобы запомнить эти семь цветов в нужном порядке, мы ещё с детства знаем присказку - Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан (красный, оранжевый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). И сразу всплывает кое-что, очевидное даже школьнику - у мэтра точных наук среди 7 цветов есть 2, являющихся оттенками друг друга: голубой и синий. Что это, неточность точной науки?.. Но это же Ньютон!.. Не мог же этого не увидеть... (страшно произнести) сам Исаак Ньютон? Но, как оказалось, это увидел, пусть тоже гений, но совсем не физик и совсем не ньютоновского уровня - Вольфганг Гёте. Да, он занимался естественными науками, но прежде всего, он великий поэт и прозаик, т.е., представитель того рода деятельности, который пользуется чувствами, а не разумом в качестве источника своих знаний. Получается, не его, Ньютона, знания точнее, а Гёте?.. (Если говорить о неточностях, вы можете вспомнить рядом с именем Ньютона имя Эйнштейна. Но там совсем другое, и неточности совсем другие).
Уже на первом курсе всех художественных учебных заведений, как таблицу умножения заучивают цветовой круг Гёте. Гениальное в своей простоте изобретение! Согласно которому, кстати, в нашем видимом мире только 3 основных цвета: красный, синий и желтый. Ещё 3 образуются на их стыках: смешение красного и желтого даёт оранжевый, желтого и синего - зелёный, а синего и красного - фиолетовый. Шесть! И никак не семь. Следующие уровни этого цветового круга дают знания о получении более сложных оттенков этих основных цветов, цветов следующих порядков, а так же об отношении цветов между собой (есть, например, цвета, которые, находясь рядом, усиливают или гасят друг друга) и т.д. То есть, цветовой круг Гёте - это такая же основа художественных знаний, как законы Ньютона в механике. Но цвет - это же физика. Точная наука. Получается - великого физика на его же поле превзошёл великий поэт? Поэт точнее физика на поле физики?.. Отказываюсь верить!
Ещё раз представим себе радугу. Сколько мы видим в ней цветов? Не оттенков, - цветов? Оттенки - это совсем другая тема. Преподаватели в художественных учебных заведениях утверждают, что хорошо тренированный глаз может различить до 50 оттенков только чёрного цвета, но всё это один цвет - чёрный. Так вот, цветов в радуге не увидеть больше, чем 6. Почему же Ньютон говорит о 7-и? Вы верите, что он мог так по-детски ошибиться? И я нет!
По правде говоря, где-то, как-то, когда-то... попадалась мне отрывочная и не совсем достоверная информация о том, что великий физик увлекался алхимией и мистикой (а значит, мог банально предпочесть число 7 числу 6). Но это всего лишь предположение. Автор фундаментальных законов механики ради красоты числа не мог так грубо согрешить против истины. В это тоже ни вы, ни я не поверим.
Так сколько цветов в радуге? Кто ошибается: Ньютон или Гёте? Или никакой ошибки нет,..»
... а у меня просто несколько "замылился" глаз? Есть дочитавшие заметку до конца? Появились свежие мнения?..
Коментарі
Zmeelove
124.12.17, 18:47
Чёрный – цвет? Ты как тот еврей с телевизором. Чёрный – отсутствие цвета
Микола Казкар
224.12.17, 18:51
Свет, это всего лишь электромагнитные колебания в определенном непрерывном частотном диапазоне. Этот диапазон можно разделить условно на разное количество цветов. Речь лишь идет о присвоении определенному промежутку диапазона цветового названия. И не важно это оттенки или цвета. Это всё условности, ибо оттенки имеют такое же физическое право на существование, как и цвета.
Микола Казкар
324.12.17, 18:52Відповідь на 1 від Zmeelove
Маленькая поправочка – отсутствие света, а цвет таки есть.
е н г
424.12.17, 18:58Відповідь на 1 від Zmeelove
Не знаю, кто это - ТОТ ЕВРЕЙ, но я с ним не согласна. Сказала бы обратное - если смешать все краски на палитре, получится темно-серая "грязь", т.е., оттенок чёрного. Значит чёрный - не есть отсутствие цвета, а наоборот - присутствие всех цветов.
Микола Казкар
524.12.17, 19:03
Интересно, почему на рисунке за основу взяты синий, красный и желтый, в то время, как в кинескопах используют вместо желтого зеленый и получают практически весь видимый спектр.
Mirror100
624.12.17, 19:06Відповідь на 2 від Микола Казкар
вот тут ты не прав . т.е. делить спектр можно на сколько угодно цветов. а вот сколько их *видит* человек? если точно , то три, и три промежуточные, следовательно шесть, поскольку глаз так устроен, но видит то не глаз, а мозг. нам вдолбили , что в радуге семь цветов, вот и всё. я к примеру больше шести не вижу, как и большинство людей. но число 6 в христианской среде не приветствуется,вот и придумали
е н г
724.12.17, 19:07Відповідь на 2 від Микола Казкар
Узнаю рассуждения прошедшего аудитории точных наук. Сама из них. Но это рассуждения только с точки зрения одного из ракурсов - разума. А есть ещё второй ракурс - чувства, и по логике, Гёте должен был пользоваться именно этим, вторым ракурсом.
Zmeelove
824.12.17, 19:08Відповідь на 3 від Микола Казкар
Нет света – нет цвета В любом случае
Mirror100
924.12.17, 19:10Відповідь на 5 від Микола Казкар
всё дело в частотной составляющей. спектр для правильной цветопередачи всего диапазона должен быть разбит логарифмически от нижней к высшей частоте. поэтому в кинескопе всё четко. а на картинке которую рисуют там можно и слегка сдвинуть границу, хотя это не столь важно, ведь цвет результат смешения частот, просто чуть больше надо одного цвета к другому подмешивать
е н г
1024.12.17, 19:12Відповідь на 5 від Микола Казкар
Потому что этих 3-х ОСНОВНЫХ по Гёте красок (синий, красный, желтый), имеющихся на палитре художника, будет достаточно, чтобы получить все остальные цвета и оттенки и написать картину.