На днях увидела по телевизору в новостях сюжет об открытии в Русском музее выставки картин русского художника начала ХХ века Бориса Григорьева. Что меня «зацепило» в этом сюжете, так это сообщение о том, что Б. Григорьев – широко известен в мире. Исключение составляет лишь… его Родина. То есть, мы. Не знаю, может быть, серьезным любитеям живописи это имя хорошо знакомо. Я же, каюсь, до сих пор не слышала о нем ничего. Картины же его показались мне интересными. Вот и решила поделиться нарытым, так сказать…
Итак, русский художник Серебряного века Борис Григорьев... Родился он в Москве 11(по старому стилю) июля 1886 г. Учился в Строгановском училище, а потом в Петербурге в качестве вольнослушателя посещал Академию художеств.
Автопортрет. 1916
Впервые на него обратили внимание «мирискусники» и пригласили для участия в выставках. Искал себя молодой художник и в «Студии импрессионистов». Результатом поисков и стал несколько гротескный стиль картин Б. Григорьева.
Портрет В. Мейерхольда. 1916
Портрет Ф. Шаляпина
В 1919 г. Художник вместе с семьей на лодке нелегально пересекает Финский залив и оседает в Берлине. Затем…. Затем судьба заносит его в разные уголки света от Парижа до Южной Америки. В эмиграции Григорьев много работает, и слава следует за ним по Европе и Америке. С 1921 г. устанавливается определенный ритм его жизни. Зимой он работает в США,пишет пейзажи Флориды, портреты деловых людей, светских дам, деятелейискусства: А. Ремизова, С. Есенина, возвращающегося из Америки, Ф. Шаляпина, актеров Московского Художественного театра. В Бретани создает свой знаменитый Бретонский цикл, в Тулоне и Марселе рисует моряков, портовые улочки и таверны.
Крестьяне, играющие на дудках. 1920-31
Еще в России он иллюстрировал произведения А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина и И.С. Тургенева, В. Каменского и Саши Черного; делал рисунки и карикатуры для журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Им выполнены эскизы декораций и костюмов к постановке (не осуществленной) оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» в Большом театре. Современники восторженно отзывались об оформлении Григорьевым одного из залов артистического кабаре «Привал комедиантов».
А помимо живописи и графики он сочинял стихи, создал роман и книгу мемуаров, писал статьи об искусстве и художниках. Его замыслы были грандиозны и впечатляющи: картины, циклы и серии работ — «Расея», «Лики России», «Лики мира».Марсельская проститутка
Пейзаж в Бретани
На пляже.
На протяжении долгих лет эмиграции Б. Григорьев «мучительно и неоднозначно решал для себя тему родины. «Я весь ваш, я русский и люблю только Россию, не будучи совершенно политиком, — признавался Григорьев в письме к Замятину. — Сами судите, если еще можете, если Россия, страдаючи, не поняла, наконец, что была — постольку Россия, поскольку живы еще ее художники! Пасынков не должно быть больше, как было прежде. Или мы сыновья и нас надо приласкать или к чертовой матери — ее мать — старую ведьму. И без нее обойдемся»
Умер художник во Франции в 1939 г., незадолго до смерти закончив последний автопортрет.
Его работы остались в музеях и частных коллекциях в разных странах мира.
Жаль, что таланты свои, славу и гордость Отечества, мы узнаем с таким опозданием. Воистину , нет пророка в своем отечестве!
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8712.php
http://www.timeout.ru/journal/feature/20855/?city=3&commentOffset=0&commentCount=0&switchComment=0&commentType=1&alreadySubscribed=0
http://www.silverage.ru/paint/grigor/grigor_bio.html