Книга о внутриутробном развитии человека выпущена

Начало жизни и внутриутробное развитие человека Синодальный отдел по благотворительности выпустил книгу «Начало жизни и внутриутробное развитие человека: от биологии к биоэтике». В пособии рассматриваются сложные вопросы биоэтики, связанные с новейшими биомедицинскими технологиями, ЭКО, генетической диагностикой плода и клонированием.

По словам доктора биологических наук, зав. кафедрой эмбриологии биологического факультета МГУ профессор В. А. Голиченкова, выпущенная книга – «шаг на пути к общественно-научному соглашению в выработке норм работы с человеческими клетками». Пособие с позиций морали и этики оценивает научную составляющую клеточных технологий и объясняет причину критики некоторых их них.

«Мы объясняем для широкого круга читателей простыми словами новые медицинские технологии экстракорпорального оплодотворения, сложные формулировки инструкций медицинских препаратов, применяемых в области репродукции, язык которых больше понятен профессионалам», — комментирует пособие один из его авторов, научный сотрудник кафедры эмбриологии МГУ, биолог Александр Молчанов.

В структуре каждой главы объясняется суть рекомендуемых медициной современных технологий в области репродукции человека и генной инженерии, перечисляются возможные осложнения после применения той или иной технологии, рассматривается отношения биомедицины и современного законодательства, мнение Русской Православной Церкви.

Пособие можно получить бесплатно в Отделе церковной благотворительности и социального служения по адресу: Москва, ул. Николоямская, д. 57, стр. 7.

Телефон для справок: (495) 912-22-89.

 

Также книгу можно  скачать Начало жизни и внутриутробное развитие человека от биологии к биоэтик

Уход в женский монастырь: условия, обстоятельства, мотивы

Кириченко Олег Викторович,
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН

Благовещенский епархиальный женский монастырь

В синодальный период особенно ясно обозначилась тенденция не единичного, а массового ухода в женские монастыри представительниц разных сословий. На это указывают и большое число вновь возникших за этот период обителей, и их многолюдность, и факт сильно увеличившегося абсолютного числа насельниц по сравнению с началом синодального периода1.

Каждое сословие внесло свою существенную лепту в образование новых общин и монастырей по всей территории Российской империи. Женские обители синодального периода не могли бы приобрести силы и размаха без массового участия в их созидании представительниц крестьянского сословия. Статистические данные, отчеты обер-прокуроров Св. Синода указывают на высокий процент крестьянок в женских монастырях уже в 1820-е гг. — 42,5%. В 1840 — 1850-е гг. крестьянок догоняют представительницы купеческого и мещанского сословия. На эти две группы приходится 31,6%. К началу XX в. процентная доля крестьянок в монастырях вырастает до 62 — 70,4%2. Но и другие сословия вносили свою лепту в то, чтобы женский монашеский ренессанс в России состоялся: дворянство и купечество как организаторы и финансисты (и деньгами и землей) этого процесса, и в немалой степени как деятели духовного (в том числе богословски книжного) просвещения, а в городах была заметна активность мещанства в деле организации городских и слободских женских монастырей.

Увольнения на жительство в монастырь оформлялось юридически в той форме, какая была принята для каждого сословия. В основном требовалось представить «увольнение от общества», подтвержденное соответствующими органами. Для крестьян это увольнение узаконивало волостное управление. Но сначала вопрос об уходе девушки или вдовы из села в монастырь обсуждался на сельском сходе и после одобрения мира деревенский представитель оглашал это дело в волостном управлении и при благополучном исходе давались необходимые документы. Документы из волости могли быть запрошены и высланы задним числом, уже после ухода девушки в монастырь (но с согласия сельского мира).

До отмены крепостного права в 1861 г. из всего крестьянского сословия только представители государственного крестьянства имели более облегченную возможность ухода в монастырь. Для крестьянских девушек, если их родители были не против монашества, оставалось преодолеть одно препятствие — получить разрешение от крестьянского мира (и далее волостных органов местной власти) на увольнение от общества. Надела земли девушке не полагалось, но все же ее судьба была не безразлична крестьянскому миру своей возможностью быть в будущем матерью и сельской работницей. Однако не известны случаи, когда крестьянский сход отказывал девушке или женщине-вдове, пожелавшим уйти в монастырь. Напротив, девушек провожали тепло, как молитвенниц за крестьянский мир родного села. Формально свое решение, прежде всего, выносил сельский сход, а потом уже дело обсуждалось в волости, и оттуда, со временем, девица получала необходимые документы после того как волость сама получала разрешение от вышестоящих органов на увольнение ревизской души.

Процедура вынесения мирского приговора выглядела следующим образом. Перед нами общественный приговор мирского схода 23 февраля 1833 г. Ярославской губернии Мологского уезда, Байловского волостного правления. На нем присутствовали: волостной голова, выборный, старшины и рядовые крестьяне из 15 деревень. Слушали "словесную просьбу крестьянской девки оной же волости деревни Сысоево Евдокии Титовой, которая объяснила, что хотя и дан ей был мирской приговор об увольнении из нашей волости для поступления в монашеское звание в Георгиевскую пустынь, каковой приговор и явлен был в Мологском уездном суде, но после того она не рассудила поступать в оную пустынь, а ныне, приискав себе другой девичий монастырь, а именно Нижегородской губернии Арзамасского уезда Николаевский третьеклассный, в который желая поступить, просила учинить о сем новый приговор... Означенная же девка приметами: росту среднего, волос и брови русые, лица щербовата, глаза серые, от роду двадцати пяти лет... Сей приговор в том, что ее Титову, увольняем в означенный Николаевский монастырь с тем, чтоб наперед сей приговор представлен был в Мологский уездный суд для утверждения"3.

Если поступал дополнительный запрос об увольнении, чтобы получить девице «узаконенную гербовую бумагу», то ответ приходил из волостного правления: "...действительно крестьянская девица деревни Сысоево Авдотья Титова по 4-й ревизии писана в семействе отца ее Тита Андреева, которая в 1833 году обществом уволена в монашество, на что и дан ей приговор, в коем объяснено (чтобы поступить ей в Николаевский монастырь, состоящий Нижегородской губернии в Арзамасском уезде), но в случае неприятия ее в оный, она может поступить в другой, где только будет принята, отчего и в 8-ю ревизию в семействе отца ее Тита Андреева не значится, так как отпущена обществом навсегда монашество"4.

Софийский Успенский женский монастырь

В монастырь попадало свидетельство, как официальное уведомление об откреплении от прежнего места жительства и фактически от прежней сословной среды. Например, Мария Спиридоновна Суслина, направляясь в Софийский Девичий монастырь в г. Усмань, имела следующий документ: "Свидетельство дано от Тамбовской казенной палаты, с разрешения генерал-губернатора государственной крестьянке Липецкого у. Сырской волости с. Сырского девице Марии Спиридоновне Суслиной в том, что по сказкам 10-й ревизии по данным на 26 апреля 1858 г. она 24 лет под судом и следствием не состояла, долгами не обязана, со стороны общества крестьян, Волостного Правления и Казенной палаты препятствий на увольнение ея в монашество нет, если же она до следующей ревизии не поступит в монашество, то должна подать о себе ревизионную сказку"5.

Увольнение от общества требовалось лишь для поступления в монастырь, если же речь шла об общине, то от испытуемой требовалось представить только «вид на проживание», то есть своего рода паспорт. "Не встречается надобности в требовании от лиц в оную вступающих, увольнительных от обществ и надлежащих от начальств документов, так как документы сии требуются собственно для поступления в монастырь, в монашество, в общине же пострижения монашеского не допускается, а потому документы общежительниц могут ограничиваться одним только надлежащим видом на проживание"6.

В отношении девицы из дворян не употреблялось выражение «уволена от общества», а существовала формулировка «поступила в монастырь согласно указу Духовной консистории». Дворянки должны были привозить письма от родителей или опекунов, иногда — благословение епархиального архиерея. Перевод из монастыря в монастырь дворяне вели также через епархиальных (или знакомых) архиереев. Также был особый пункт увольнения из общества в монастырь у представительниц купеческого и мещанского сословий в «Увольнении от общества и Градской думы 1823 года 23 августа». Купеческие дочери привозили свой документ от городских властей. В нем было записано: «Уволена от Землянской градской ратуши и с согласия матери». Священнические, дьяконские и пономарские дочери действовали в соответствии с прошением их епархиального архиерея, например: «По прошению Преосвященного Николая, указом определена в монастырь».

Страницы: 1 2 3 4 5

Почем детишки? По четыре «штуки» продавали в Днепропетровской об

 Иностранцам очень нравится усыновлять наших детей, даже за деньги. Детские дома — это многомиллиардный рынок и развитая коррупционная сеть! Деньги, которые органы опеки и попечительства получают от желающих взять малышей в семьи, делят между собой госорганизации — прокуратура, местные чиновники и другие «контролеры» по опеке.

Читать далее »

Талант быть бабушкой!

Наталья Шарко

Талант быть бабушкой

Талантливые люди — особенные. Они обычно на виду. Талантливый художник, талантливый композитор, талантливый врач. Сегодня наш разговор о таланте быть бабушкой, редком и скрытом от большого количества глаз… Я расскажу вам историю жизни женщины — понятную и обычную…на первый взгляд.

Молодая бабушка

Она стала бабушкой очень рано — в сорок пять. Это «золотая середина», самый свободный и творческий период в жизни женщины, когда дети уже подросли, семья сложилась, определилась профессия и карьера. Знания и жизненный опыт позволяют без страха браться за любое дело, а деятельная натура и пытливый ум рождают множество новых планов и идей. Это тот самый счастливый момент, когда ты знаешь, чего хочешь от себя и от жизни, и как этого достичь.

Самое время для того, чтобы уделить внимание себе, «заняться» своей жизнью. А тут — ранние внуки! Для многих это — повод впасть в отчаяние и остаток жизни разочарованно вздыхать о несбывшихся надеждах и неосуществленных мечтах.

Но с моей героиней этого не произошло. Семья была большая и шумная, и рождение ЕЩЕ ОДНОГО МУЖЧИНЫ принесло не столько проблемы и вздохи, сколько непривычные хлопоты и радость. Прибавилось забот: обо всей семье, о малыше, о его молодых и еще неопытных родителях! Всех надо подбодрить, научить, помочь, побаловать «вкусненьким». А еще работа, друзья и коллеги, пожилые родители… В общем, карусель дел и событий завертелась с удвоенной скоростью, жизнь САМОГО ОЧАРОВАТЕЛЬНОГО ВНУКА окончательно заполнила все свободное и не очень свободное время.

А усталость, спросите вы?! Да, конечно, и более, чем достаточно! Но усталость приходит ко всем, даже к тем, кто полностью посвящен самому себе или вовсе ничего не делает. Но в таком случае — усталость одна, так сказать «без удовольствия от процесса и чувства удовлетворения от результата».

Наша молодая бабушка всегда была натурой деятельной и жизнелюбивой, женщиной собранной и даже строгой. Теперь, к удивлению окружающих, она стала еще энергичнее, и, в то же время, мягче. В глазах появились новые теплые искорки, движения стали плавными, аккуратными и точными. Ну, еще бы! Какими еще они могли бы быть у главного инструктора в семье по «правильному пеленанию ребенка»? (ведь это была еще «допамперсная» эпоха!) И как не появиться горделивой осанке и уверенной поступи, если ранним утром каждого выходного дня — обязательный поход на рынок с тщательным выбором самых «правильных» продуктов для малыша и его мамы? А после — шумный семейный обед с обменом новостями и спорами обо всем на свете. И, как награда за весь труд и суматоху, — тихая прогулка в парке с мирно сопящим в коляске крохой — с ЕЕ ВНУКОМ. А еще, «если сегодня успеем», стремительный «набег» на детский магазин, потому что «…уже пора покупать мальчику первые книжки и развивающие игрушки! Он ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫРАСТЕТ ГЕНИЕМ!» (В этом бабушка была уверена, ее не смущало, что этому «гению» всего лишь несколько недель от роду.)
Общая с внуком жизнь

Дальше были первые зубы и первые слова, первые шаги и ссадины, первые друзья. И все, что было новым для малыша, бабушка, словно впервые, переживала вместе с ним.

Ни один самый разгоряченный спортивный болельщик не мог бы соперничать с ней, изо всех сил сдерживающей себя у кухонного окна, когда «ее сокровище» впервые дралось во дворе! (потому что нельзя вмешиваться, ОН ДОЛЖЕН САМ!) А когда проходили первые соревнования в спортивной секции! После — первый класс, первая любовь, которая всегда случается в детстве, первый экзамен и выпускной, первый курс университета. Это всегда было очень важным для родителей, событием для всей большой семьи, но бабушка относилась ко всему очень по-своему: стараясь сдерживать излишние эмоции, она очень трепетно и глубоко переживала все события в их общей с внуком жизни. Да, это уже была иная, совершенно отдельная от ее и от его самостоятельной жизни история — это была ИХ ЖИЗНЬ.

Сегодня этой жизни уже двадцать. Многое произошло и изменилось за это время. Наверное, забавно откуда-то сверху (потому что теперь у них уже иная разница в росте) слышать басистое «Ну что ты, ба!» в ответ на череду вопросов: «Ты не замерз? Как прошло свидание? Она красивая? Ты голоден? Что нового в университете? Тебя никто не обижает?» Наверное, непросто терпеливо ждать звонка и родного «Привет, бабуля! Как ты?» Наверное, уже нелегко заполночь тереть сыр и варить спагетти, чтобы «побаловать мальчика», ведь у него с этими строгими родителями и массой своих дел «совсем нет времени расслабиться»!

Да, скорее всего, это непросто и порой нелегко, но бабушку это не останавливает. Она радуется и горюет со своим любимцем, гордится его успехами и с готовностью поддерживает в трудные минуты, становясь от всех этих переживаний и забот только сильнее и моложе. И понятно почему — она живет еще одну жизнь.

Вероятно, вы полагаете, что близится лирический конец моей истории? Нет, друзья мои! Это еще не все! Оказалось, еще не время расслабиться и ждать правнуков!

Встал вопрос о рождении второго внука, и возникли медицинские проблемы. Уже, будучи на пенсии, вполне свободна от деловых обязательств и посвящена своим любимым занятиям, моя героиня не стала долго колебаться: БУДЕТ РЕБЕНОК. И начала оберегать и растить его с первых месяцев, еще до рождения. И опять дни стали четко расписанными, время наполнилось новыми обязательными «надо» — рынок, кухня, больница, аптека… И все без сетований на усталость, колебаний и страхов, когда врачи не слишком бодро и уверенно повторяли свое профессиональное «все будет в порядке».

Страницы: 1 2

Идти в детский сад готов!

Тамара Клименко,
врач-педиатр

Итак, решено: ваш малыш этой осенью пойдет в детский сад.

Детский сад

Как помочь еще столь несовершенным системам организма адаптироваться к новой обстановке? Что делать, чтобы ребенок как можно меньше болел? Как противостоять садиковым болезням? Вопросов возникает огромное количество: и психологических, и педагогических и самых волнующих, о которых мы поговорим, — медицинских.

Читать далее »

Гражданский брак — дорога в никуда

Татьяна Дзуцева

Девушка обязана думать  Прежде чем вы начнете читать, я должна сделать предупреждение, что если вы «руками и ногами» за гражданский брак и свободные отношения, то вам лучше мою статью не читать.

Чтобы огородить себя от негативных эмоций и споров, лучше поискать в интернете статьи в пользу неофициальных отношений.

Кто не слышал такую фразу, что штамп в паспорте ничего не решает и гарантий не дает? Согласна, ни один подписанный договор не дает гарантий, что он не будет нарушен одной из сторон. В жизни нет гарантий, она изменчива и непредсказуема.

Многие твердят, что любви не мешает отсутствие штампа. Если это так, то как он может помешать, если его поставить? К сожалению, жизнь показывает, что штамп оказывается легче не ставить, чем ставить.

Читать по теме: Гражданский брак: почему христианство против?

Что такое семья?

Священнослужители о разводах

Я не берусь судить, хорошо это или плохо. Гражданский брак – это диагноз. Женщина, живущая в гражданском браке – не замужем, а мужчина – не женат. Вряд ли кто-то возьмется с этим спорить.

Назовите мне хоть одну причину быть в незарегистрированном браке. Их нет. Единственная причина – это свобода. Свобода от обязательств, от ответственности и от выбора.

Поэтому в такие отношения я не верю. Объясню по порядку.

Гражданский брак – это всегда не окончательный выбор (недовыбор). Когда мужчина и женщина долго живут вместе, но не вступают в брак, то есть не делают следующего важного шага, они как бы говорят друг другу: «Я жду лучшего (лучшую). Берт Хеллингер.

— Я знаю только одно, что любая женщина, имеющая детей, например, девочку, вряд ли хотела бы, чтобы она жила в гражданском браке. Попробуйте почувствовать, как ваше тело, как ваше сердце отвечает на такую информацию: ваша дочь не вышла замуж, а живет с мужчиной в гражданском браке? Как вы ощущаете себя, если в таких отношениях рождаются ваши внуки? Для кого-то это совсем неприемлемо, а кто-то скажет, что вроде бы ничего плохого, но есть какой-то неприятный привкус. И лучше вообще об этом не думать. Закрыть глаза.

— Для меня заключения брака, это некая инициация, ритуал. Раньше это было венчание, сегодня это регистрация в ЗАГСЕ. И это очень важно. Любой ритуал проводит черту – до и после. Это то событие, после которого начинается другая жизнь. До него ты невеста, а после – жена. И женская психика устроена так, что для нее очень важны ритуалы. Поэтому любая из нас мечтает о свадьбе и о платье.

 Брак

Например, в средние века мужчина мог надеть доспехи, но рыцарем он мог стать только после посвящения в рыцари. И это был не только правовой акт, но и символический, который сопровождался переодеванием в разные одежды и приношением клятвы. Церемония была долгой и для семьи будущего рыцаря была очень затратной. Но без этого ритуала он не мог назвать себя рыцарем.

— Очень часто молодые люди, живущие в свободных отношениях, не знакомят своих родителей с родителями своих партнеров, не происходит объединения двух родов, двух семейных систем. Если молодые подают документы в ЗАГС, то родители, как правило, знакомятся. Все чувствуют ответственность, не только молодожены, но их родители, близкие, родственники. Все подсознательно понимают, что происходит объединение. В гражданских отношениях никакого объединения нет.

— Любое подписание бумаг, связано с последующим выполнением обязательств и несением последствий за их нарушение, наказанием, прохождением процедур. Штамп – это ответственность. Это подписание договора. Просто так не выйдешь из зарегистрированных отношений. Надо пройти через процедуру развода и взять ответственность за то, что отношения не сложились. И стать разведенным человеком.
В случае гражданского брака, как был свободным, так им и остался. У меня есть знакомые, которые долго прожили в гражданском браке. Когда мужчина решил уйти от женщины, он не смог набраться смелости и признаться, что я уходит навсегда. Он просто ушел к другой, как свободный человек. Какие могут быть к нему претензии, ведь он ничего не обещал, ничего не подписывал.

В браке такое не возможно, по крайней мере, придется объясниться со своей законной женой. И взять за развод ответственность. И каждый человек подсознательно знает, что в жизни просто так ничего не проходит, за все мы отвечаем и за все платим.

— Я не раз слышала, что люди боятся оформлять отношения, что штамп все испортит. «Штамп в паспорте убивает всю романтику». Правильно, если человек еще не принял решения сделать окончательный выбор, то штамп все испортит. Брак это нити, путы, если хотите, он связывает. Человек чувствует, что он уже не свободен, его это начинает угнетать, появляется внутренне сопротивление такого рода «несвободе». Человек становится не романтичным, а женатым.

Отношения разлаживаются, и как результат, он выходит из отношений. А потом он считает, что виноват штамп, который «убил романтику». Он не романтику убивает, а беззаботность и безответственность.

— Огромное количество людей теряют счет своим годам и отказываются взрослеть. Свободная жизнь дает ощущение молодости, а точнее – юности и беззаботности. Брак и семья не предполагают такие ощущения. Женщины, идущие на такого рода отношения, поощряют беззаботность, не дают мужчине повзрослеть. «Мальчики сожительствуют, мужчины создают семьи». Стив Харви

— Иногда молодые люди говорят, что хочется пышной церемонии, хочется чего-то грандиозного, а денег нет. Я в это уж совсем не верю. Значит, мы хотим «быть взрослыми» и «играть в семью», а денег у нас нет. Ну, можно подкопить, подождать. Нет, хочется все и сразу: уйти от родителей, поиграть в семью. Когда есть цель, находятся средства, а когда цели нет, то находятся оправдания. И в итоге получаются «взрослые» женатые холостяки.

— Свидания не могут быть вечными, следующая ступень развития отношений – это ЗАГС. Бутон не может не распускаться вечно. И вот здесь мужчина должен принять ответственное решение – я делаю выбор в пользу этой женщины. Сказать об этом своим родителям, ее родителям, что мы объединяемся. Или он должен оставить эту женщину и идти дальше. Женщина порой не дает мужчине сделать этот важный шаг, выпрыгивая преждевременно из родительского дома.

— В гражданском браке женщина считает, что она замужем, а мужчина считает, что он холостой. Я не раз слышала, что люди живут вместе уже 10 лет, а мужчина так и не называет женщину женой, а называет ее своей девушкой. Может это звучит и романтично, но выдает весь смысл таких отношений. А как женщине называть такого мужчину – «любимый человек, с которым я живу»?

Страницы: 1 2

Чтобы не пришёл кариес

Елена Таранец,
Врач-стоматолог

В этой статье мы попытаемся разобраться, что же из себя представляет такое распространенное заболевание зубов как кариес и как предотвратить его развитие у детей

Кариес Кариес зубов (Caries dentis) — это патологический процесс, при котором происходит очаговая деминерализация и размягчение твердых тканей зубов с последующим образованием дефекта в виде полости, появляющийся после прорезывания зубов.

Масштабы катастрофы

Обследование 27 тысяч пациентов, проведенное украинскими стоматологами показало:

  • у 3-летних детей 3-4 зуба уже поражены кариесом;
  • у 6-летних детей в 50% случаев на смену молочным растут постоянные кариозные зубы;
  • у 12-летних детей кариес наблюдается в 60-80% случаев;
  • до 15 лет кариес диагностируют у 90% детей и практически у всех обнаружены признаки заболеваний пародонта — кровоточивость десен, зубной камень, пародонтальные карманы.

К причинам, вызывающим кариес, можно отнести:

  1. Присутствие в полости рта вирусов, вызывающих кариес.
  2. Длительное сохранение зубного налета в трудноочищаемых местах на зубах.
  3. Частое употребление сладостей и несбалансированное питание.
  4. Минеральную несбалансированность питьевой воды (низкое содержание фтора в воде).
  5. Микротрещины эмали, возникающие при резкой смене холодной и горячей пищи, при механических повреждениях твердыми предметами.
  6. Генетическую предрасположенность.
  7. Общее состояние организма: у детей с сопутствующей патологией (рахит, хронический тонзиллит, аллергические заболевания, заболевания опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, неврологические и т. д.) вероятность развития кариеса повышается в 1,5-2 раза.

Исходя из всего многообразия причин, кариес рассматривается как проявление общего заболевания организма с поражением тканей зуба, поэтому правильнее называть кариес «кариозной болезнью».

Клинические обследования и лабораторные данные подтверждают, что на развитие кариеса влияет также и ряд вторичных факторов.

Во-первых, постоянные жевательные зубы часто имеют естественные углубления, что способствует скоплению в них зубного налета и его контакту с обнаженным дентином. Эти анатомические особенности легко обнаружит после осмотра врач-стоматолог. Сразу после появления зубов эмаль недостаточно прочная. Только в течение 2-х лет после прорезывания она укрепляется и приобретает прочность за счет насыщения минеральными веществами (кальций, фтор и т.д).

Во-вторых, скученность зубов препятствует их очищению с помощью зубной щетки и во время жевания, что приводит к развитию в этих областях кариозного процесса.

В-третьих, частичные съемные протезы, применяемые ради сохранения места для зубов в зубном ряду, а также аппараты для исправления прикуса зубов способствуют скоплению остатков пищи, формированию зубного налета и росту микроорганизмов.

В идеальном гигиеническом состоянии полость рта поддерживают немногие дети, а наличие различных стоматологических аппаратов в полости рта вообще затрудняет этот процесс. В результате чего повышается количество микроорганизмов в полости рта, но в течение 6-15 недель после окончания лечения их количество значительно снижается и приближается к таковому у детей без ортодонтических аппаратов.

Еще одним вторичным фактором, влияющим на развитие острейшего кариеса, является наличие эмоциональных расстройств. У пациентов (детей и взрослых) с острейшим кариесом часто наблюдаются депрессии, страх, протест против отношений в семье, комплекс неполноценности, травмирующие школьные отношения, продолжительное общее напряжение и беспокойство.

Эмоциональные расстройства могут также стать причиной чрезмерного потребления сладостей или еды между основными приемами пищи, что ускоряет развитие кариеса. Наряду с этим нередко наблюдается гипосаливация. Различные формы стресса, как у детей, так и у взрослых, а также лекарственные препараты (транквилизаторы, седативные средства), принимаемые для борьбы с данным состоянием, уменьшают слюноотделение, снижают устойчивость эмали.

На начальных стадиях процесс протекает практически незаметно и безболезненно. Однако при кажущейся безобидности этого заболевания, при отсутствии своевременного лечения могут развиться осложнения, сопровождающиеся интенсивными болевыми ощущениями, ухудшением общего состояния, необходимостью сложного лечения или удаления больного зуба.

Нелеченные кариозные зубы являются очагами хронической инфекции в организме, их наличие приводит к возникновению или обострению заболеваний пищеварительного тракта, ЛОР-органов и др. Положительный результат лечения кариеса у детей с сопутствующими заболеваниями обусловлен не только качественной стоматологической помощью, но и лечением общих заболеваний.

Страницы: 1 2

Финансовая пирамида Натальи Панько и ее отношение к УПЦ МП

Сергей Бычков

Любая финансовая пирамида должна покоиться на прочном фундаменте. Иначе она обречена на быстрое обрушение.

Финансовая пирамида

Громкий коррупционный скандал, который сотрясает сегодня Украину и особенно УПЦ МП, затронувший самые высокие слои правящей элиты, начался не сегодня.

Первые камни в основание пирамиды были заложены в 2008 году. Положила их супруга первого заместителя управделами президента Украины Наталья Панько. Ее муж, Алексей, был одним из столпов новой власти. Он сохранил и приумножил свое влияние при всех четырех президентах. Как же было не доверять его жене, богомольной Наталье, которая, как казалось, редко покидала стены Киевского Покровского монастыря...

***

Николаевский соборКиево-Покровского женского монастыря до сих пор остается самым величественным храмом Киева. Покровский монастырь основала в 1889 году великая княгиня Александра Петровна, жена брата царя Александра II. Она тайно приняла монашество под именем Анастасия и навсегда осталась в обители (недавно она была прославлена как преподобная Анастасия Киевская). При монастыре в нескольких зданиях была создана бесплатная больница, где монахини вместе с квалифицированными врачами оказывали помощь тысячам больных. Эскизный чертеж будущего храма подготовил сын основательницы обители — великий князь Петр Николаевич. Отсутствие специального образования не позволяло ему руководить строительством. Эта обязанность была возложена на известного киевского зодчего — академика архитектуры Владимира Николаева (он строил первые здания монастырского комплекса). В конце августа 1896 года состоялась торжественная закладка храма. Присутствовали царь Николай II и царица Александра Федоровна, находившиеся тогда в Киеве. Самодержец лично положил первый кирпич в фундаменте будущего собора.

Храм было решено выстроить в честь святителя Николая Мирликийского. Он считался небесным покровителем императора и покойного мужа княгини-основательницы. К строительству храма Владимир Николаев приобщил молодого коллегу Александра Вербицкого (впоследствии проявил себя как выдающийся зодчий и педагог, строитель Киевского железнодорожного вокзала). Из государственного бюджета православной империи на строительство огромного храма не было выделено ни копейки. Все делалось на благотворительные средства. Великая княгиня Александра Петровна не жалела собственных денег, ежемесячно ассигнуя по 3 тысячи рублей (в то время довольно значительная сумма).

В 1900 году земной путь праведной основательницы монастыря неожиданно прервался. Это событие осложнило строительство. Монастырь обратился за помощью к благотворителям. Весомый вклад в строительство собора сделал знаменитый киевский филантроп Николай Терещенко. В течение двух лет он пожертвовал более 50 тысяч рублей. Отдельный вклад внесли настоятельницы монастыря Калисфения и Мелитина — всего около 9 тысяч. Сам монастырь выделил из собственных средств более 70 тысяч. В мае 1911 года новый собор был освящен — хотя его внутренние стены все еще ждали росписи. Размеры собора были впечатляющие: длина — более 53 метров, ширина — более 38 метров, высота вместе с крестом — около 60 метров. Он вмещал 2 500 верующих. В 1922 году монастырь был закрыт. Собор временно использовался как приходской храм, наконец, в 1930-е годы здание было передано под типографию и книгохранилище Украинской Академии наук.

Но во время войны в обители возродилась религиозная жизнь. Она не прервалась и после освобождения города. В 1949 году был вновь освящен главный престол собора. В 1981 году собор пострадал от пожара, случившегося из-за удара молнии. После этого прошли восстановительные работы. На протяжении 1980-х годов мастера-иконописцы из Почаевской лавры совершили внутреннюю стенопись верхнего храма. Но изуродованный облик собора без куполов выглядел печально. Специалисты-реставраторы во главе с Юрием Лосицким разработали проект восстановления, и на протяжении 2005-08 годов все 15 куполов были возрождены.

Именно этот величественный монастырь избрала для своих афер Наталья Панько. Она вошла в доверие к ныне покойной игуменье Маргарите. Это было нетрудно сделать – Наталья появлялась в монастыре не одна, а обычно с крупными жертвователями, которым необходима была помощь в решении вполне светских проблем. Эти проблемы разрешал супруг Натальи – всесильный Алексей Панько, в ведении которого находилось и капитальное строительство в Киеве и выделение земель в городе. Матушка Маргарита представила Наталью предстоятелю Украинской Церкви Московского патриархата митрополиту Владимиру (Сабодану).

После ее смерти игуменьей стала матушка Калисфения, которая хорошо знала Наталью и полностью доверяла ей. А как не доверять, когда Панько брала на себя все хлопоты по устроению юбилеев предстоятеля, митрополита Владимира, на которые обычно съезжались высокие сановные гости? Кто лучше Натальи знал – кого надо пригласить, как усадить, чем попотчевать? А когда возникали финансовые проблемы и монахиням надо было посетить Святую Землю или съездить на лечение в Германию, Наталья запросто находила спонсоров, которые охотно жертвовали крупные суммы. Так что в Покровском монастыре Наталья Панько стала кем-то вроде казначеи.

Причем такой статус она получила не только в женском монастыре. Накануне торжеств она приезжала и в Киево-Печерскую лавру, и в Святогорскую лавру под Донецком, и в Почаевскую лавру. Причем не столько с духовными целями. Она беззастенчиво выгребала все деньги, которые поступали в монастыри от паломников. И никто ей не перечил. Епископы — тоже люди. И у них есть свои проблемы. И, естественно, друзья и родственники. Они знали, что Наталья и ее всесильный супруг всегда готовы, конечно, не безвозмездно, но все же придти на помощь.

Страницы: 1 2

Ответ доктору Споку

Актуальны ли сегодня советы классиков мировой педиатрии?

Ирина Краснопольская

Вот такое удивительное совпадение: 2013 год — юбилейный для знаменитого американского педиатра доктора Бенджамина Спока и для самого известного российского детского врача Георгия Сперанского.

Лейла Намазова-Баранова Однако мир отмечает только Спока. Почему? Вопрос адресую президенту Европейской педиатрической ассоциации, заместителю директора Научного центра здоровья детей РАМН члену-корреспонденту РАМН Лейле Намазовой-Барановой.

Спок — педиатр, которого знают во всем мире. Его книги о воспитании малышей разошлись по разным странам миллионными тиражами. Он и сегодня так актуален?

Лейла Намазова-Баранова: Чтобы ответить на ваш вопрос, обратимся к истории и фактам. Итак, история. Ровно 110 лет назад, в 1903 году на свет появился Бенджамин Спок, человек, нет, педиатр, которого, вы правы, знают во всем мире. Хотя в начале своего жизненного пути он вовсе не собирался становиться врачом вообще, тем более детским: изучал в университете гуманитарные науки, а заодно совершенствовался в спорте. Он даже стал чемпионом Олимпийских игр по академической гребле. Но, видимо, где-то в глубине души что-то мешало ему наслаждаться написанием просто книг, а хотелось создать что-то действительно знаковое. А может, он был сильно не согласен с тем пуританским, чисто американским воспитанием, которое довлело над ним все годы его собственного детства. Авторитарная мать, жизнь по строгому расписанию, и обстановка, когда шаг влево или вправо приравнивался чуть ли не к измене Родине... И так захотелось всем доказать, что это плохой или просто устаревший подход к воспитанию детей! В общем, стал Бенджамин детским врачом, поработал немного в предвоенные и военные годы, а после войны издал свой знаменитый труд, практически сразу же ставший бестселлером: про уход за ребенком, про его воспитание.

Что же такое невероятное предложил доктор Спок своим читателям — родителям разных национальностей, — что вознесло его на вершину Олимпа для поклонения?

Лейла Намазова-Баранова: Представьте то время, когда его книга появилась. Чудесные послевоенные годы. Люди радуются окончанию ужасной войны, унесшей столько жизней, и ждут, что что-то в мироздании кардинально изменится. Люди хотят перемен, ведь они пережили самое ужасное — военное время, и они отныне достойны жить по-новому. Долой старые представления! Да здравствуют новации! Закончилась война, а потому можно, наконец, реализовать такие чисто человеческие мечты, как создание семьи, рождение детей. И вот на этом эмоциональном фоне появляется книга, главная рекомендация которой сводится к тому, что воспитание детей — это не тяжелый труд, требующий неукоснительного выполнения многих достаточно серьезных правил, а удовольствие! Что, воспитывая детей, можно, наконец, расслабиться и ориентироваться, в основном, на свои внутренние ощущения, а не на знания предшествующих поколений или мнение специалистов. В общем, доктор Спок предложил родителям полную свободу от всех известных правил, выпустив, как потом оказалось, нового джинна из бутылки...

В этом году 140 лет со дня рождения Георгия Несторовича Сперанского. Но эту дату, что обидно, празднуют только отечественные детские врачи.

Лейла Намазова-Баранова: Обидно — не то слово! Поистине, нет пророков в своем отечестве! Основоположник российской системы детского здравоохранения, автор множества книг — специальных образовательных брошюр для родителей, по какому-то странному стечению обстоятельств даже нашим родителям не известен. А ведь Спока правильнее называть американским Сперанским, но... Тут вступает в дело Политика.

Политика?

Лейла Намазова-Баранова: Именно она. Почему доктор Спок оказался желанным автором? Дважды выдвигавшийся на пост Президента США, причем не от какой-нибудь, а от народной партии, Бенджамин Спок был политически поддержан руководством Советского Союза. Поэтому его книги увидели свет и в СССР, и, в том числе, на русском языке. Поэтому тот, кого поддержала политическая власть Советского Союза, известен в нашей стране гораздо больше Георгия Несторовича, спасавшего малышей тогда, когда Бенджамин сам еще только появился на свет...

Так что за информация была представлена доктором Споком в его книгах, мгновенно исчезавших с полок магазинов?

Лейла Намазова-Баранова: Прежде всего, повторюсь, он пропагандировал в них свободу. Свободу от стереотипа «хороших» родителей, которые кормят ребенка по часам и вообще живут по строгому распорядку. А это было так созвучно лозунгам тогдашней Страны Советов про свободу от империализма и капитализма. Правильно ли это с современных позиций? И да, и нет. Да, кормление новорожденных в настоящее время действительно строится «по требованию», то есть кормят младенца тогда, когда он сам запросит, а не в фиксированные временные промежутки, как раньше. Но это не всю жизнь, а только в первые пары месяцев. А потом все тот же строгий распорядок. Проявление «свободного» образа жизни младенцев мы многократно наблюдали и наблюдаем. Идет какое-нибудь светское мероприятие, — выставка ли, дефиле ли, или просто вечеринка, и обязательно на нем будут пара «прогрессивных» родителей, которые таскают вместе с собой младенца, иногда нескольких недель от роду. И вот висит этот несчастный кукленыш, в каком-то полузабытьи, оглохший от громких звуков и подослепший от яркого света, и мечтает о покое. Как вы думаете, полезно это для ребенка? Безусловно, нет. Страдает его центральная нервная система, перенапрягаются органы чувств, присоединяются контакты с инфекционными агентами. Но родителям так удобно — они не хотят сидеть дома и ухаживать за ребенком, ведь это же так тяжело — «взращивать» здорового ребенка, на это нужны огромные усилия и фактически в некотором роде самопожертвование. Да, лишить себя какого-то удовольствия, но во благо ребенка. У кого-то перевешивают интересы ребенка, а у кого-то свои собственные. Вот как раз последний стереотип поведения и пропагандировал доктор Спок. Не отказывать себе во всем ради ребенка, а подстраивать его нужды к своим возможностям. Выросшая на этой философии молодежь быстро ответила старшему поколению тем же. И вот уже гремит в мире сексуальная революция 60-х, и дети-цветы, движение хиппи, как результат отказа в поведении от каких бы то ни было сдерживающих условий, заполняют улицы городов всего мира. И вот уже одряхлевшие, но от этого же не ставшие менее родными! родители сдаются в дома престарелых, потому что повзрослевшим детям тоже так удобнее...

Страницы: 1 2

Ребенок за компьютером: творец или беглец?

Когда ребёнок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру, я говорю, что это ребёнок, которого родители «потеряли».

Елена Окулова,
детский психолог

Ребенок за компьютером

Такие дети превращаются в Алису из сказки Льюиса Кэрролла и ускользают от своих мам и пап в виртуальный мир — Страну Чудес и Зазеркалье одновременно.

Но вот парадокс. Эти современные вундеркинды, лопоча на профессиональном жаргоне программистов, решая в первом классе задачи, которые раньше мы осиливали только в третьем, доставляют своим родителям те же хлопоты, которые их мамы и папы полвека назад доставляли своим родителям. Они, как и прежде, трусят и капризничают, ленятся и задираются, грубят и получают двойки. И как прежде — отчаянно нуждаются в утешении и помощи взрослых. Да вот беда! Зачастую эту помощь получить не могут. Потому что понять своего ребёнка, живущего в параллельном, компьютерном, мире родителям становится все сложнее и сложнее. Как и ему нас. Выход только один: учиться говорить на одном языке заново. Вот только как?

Почему сбежал Гекльберри Финн

Часто ли дети сбегают от родителей? И по какой причине? Героев чеховского рассказа «Мальчики» поманила в далекую Америку романтика. А куда и от чего бегут современные дети? Может показаться странным, но жажда приключений со времен Чехова нисколько не уменьшилась, и до сих пор остается одной из главных причин детских побегов. Все остальные причины не столь романтичны — это детская безнадзорность, ссоры с родителями, чувство протеста семье, школе, образу жизни, стремление к свободе. Рост числа побегов связывают с такими неблагоприятными социальными сдвигами, как рост числа разводов, миграция семей в поисках лучшей жизни, заполнение детского досуга телевизором и компьютером, что заменило повседневные контакты с родителями и ослабило эмоциональную привязанность к ним. Часты побеги из-за жестокого обращения с ребенком, суровых наказаний и непосильной домашней нагрузки. Нередко подростки совершают демонстративные побеги. В этом случае беглеца можно отыскать в соседнем дворе или дома у приятеля. Ведь цель такого ухода — не жажда свободы, а стремление обратить на себя внимание, надежда быть пойманными и возвращенными домой.

Казалось бы, в основном «романтиками больших дорог» становятся дети из неблагополучных и малообеспеченных семей. А как обстоят дела в семьях обеспеченных? Где к услугам ребенка и телевизор, и компьютер, и различные игровые приставки. Логика подсказывает, что бежать таким детям не зачем и некуда. Ан нет. Я до сих пор не могу забыть своего первого пациента — беглеца в виртуальный мир.

На прием ко мне двенадцатилетнего Антона сопровождала вся семья. Возглавляла эту немногочисленную процессию энергичная мама. Вслед за мамой неторопливо вышагивал солидный, в летах, папа. И замыкала шествие моложавая бабушка, не спускавшая с внука тревожных, любящих глаз. Сам же Антон — пухлый доброжелательный мальчик, — держался чуть в стороне от своих родителей. Поводом для консультации у психолога послужило легкое заикание Антона. Помимо этого у мамы и папы накопилась масса вопросов к сыну, ответов на которые они добиться от него не могли. Почему стал учиться на тройки? Почему не хочет заняться спортом? Почему перестал ходить с папой в театр, а с мамой — кататься на роликах? И самый главный вопрос: «Почему целыми днями просиживает у компьютера»? «Неужели ему ничего больше не интересно»? — вопрошали они.

Как выяснилось, мама и папа мальчика — волевые, активные, — контролировали каждый шаг сына, полностью подавляя его волю. А за малейшее несоответствие Антона тому идеальному образу сына, который сами себе придумали, следовало «наказание». Папа стыдил ребёнка за тройку и ставил в пример маму, которая окончила не только школу с золотой медалью, но и институт с красным дипломом. Когда Антон просил вместо похода на нелюбимых лыжах сходить в кино, мама ставила в пример папу, который каждое утро делает зарядку и обливается холодной водой. Театр, выставки, кружки — все выбирали мальчику родители. Уроки с Антоном делала бабушка.

Полгода назад родители, не интересуясь желаниями сына, записали его в секцию карате. Водила двенадцатилетнего мальчика на занятия все та же бабушка — не дай Бог перейдет дорогу на красный свет! Полноватому и добродушному мальчику было и так неуютно среди подвижных и агрессивных сверстников. А после того, как в спортивной секции кто-то крикнул ему — «Эй, толстяк! А в школе бабушка за партой с тобой не сидит?» — Антон наотрез отказался идти на следующее занятие карате. На любое занятие вообще. И появилось заикание. И тройки в дневнике. Полностью подавив волю ребенка и лишив его уверенности в своих силах, мама и папа стали удивляться, почему на все их вопросы Антон стал отвечать «Не знаю», «Мне все равно», «Мне ничего не хочется».

Передо мной лежали два рисунка. На одном листе был нарисован высокий стройный рыцарь на коне, командовавший огромным войском. На другом — супермен из будущего, преодолевающий сложнейшие препятствия и хитрые ловушки, чтобы уничтожить врага. Это были любимые герои Антона из компьютерных игр. В виртуальной реальности он был не толстым безвольным мальчиком, а сильным, храбрым воином, бравшим на себя ответственность и принимающим важные решения. Каждый день бедный Антон совершал побег из дома, спасаясь от тирании родительской любви. Побег в виртуальный мир…

Понадобилась длительная работа и с самим Антоном, и главное, с его родителями, прежде чем у мальчика вновь появился интерес к реальной жизни, и почти исчезло заикание.

Антон был первым в моей практике беглецом в виртуальный мир. Но после него таких детей я видела у себя на приеме немало.

Страницы: 1 2 3