Тест Сказка — «Птенец»

Цель этой сказки — выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от их обоих.
«В гнездышке на дереве сидели птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер. Ветка, на которой держалось гнездо, — сломалась, и гнездышко упало вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?» Читать далее »

Диагностика внутрисемейных отношений Тест «Три дерева»

Среди многочисленных проективных тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных отношений, хорошо зарекомендовала себя методика «три дерева». В рисуночной форме она была предложена швейцарским психотерапевтом R.J. Corboz. Немецкий психотерапевт Эдда Клессманн  разработала тест «три дерева» в контексте Кататимно-имагинативной психотерапии (символдрамы). В последние годы нами ведется работа по адаптации и развитию в России методики «Три дерева» в диагностической и психокоррекционной работе с детьми и подростками. Читать далее »

Тест «Несуществующее животное»

По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования. Читать далее »

О чем расскажет детский рисунок

Любой рисунок в той или иной мере отражает внутренний мир его автора.

Один и тот же сюжет или пейзаж каждый нарисует по-своему. Любой автор выберет краски, формы и линии, созвучные его внутреннему миру, ощущению, настроению. Любое изображение сначала возникло в голове, а потом уже отразило на бумаге мысли и чувства автора.

Читать далее »

Тест «ДОМ – ДЕРЕВО – ЧЕЛОВЕК»

Тест «ДОМ – ДЕРЕВО – ЧЕЛОВЕК»

Методика состоит из двух этапов: на первом – ребенок создает рисунки, на втором – проводится беседа, когда ребенок описывает и объясняет нарисованное им. Инструкция: «Нарисуй дом как можно лучше». Следует засечь время, потраченное на рисунок. После того как ребенок закончит изображение, попросите его нарисовать дерево, а затем человека. Пока ребенок работает над рисунком, надо наблюдать за ним, и делать заметки, касающиеся затраченного времени, возникающих в рисовании пауз (во время рисования какой детали она возникла, как долго продолжалась), отклонений от нормальной последовательности изображения элементов дома, дерева и человека, сделанных ребенком комментариев и выраженных им эмоций.

Дом
Сколько этажей у этого дома?
Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь?
Это твой дом? (Если нет, то чей он?)
Когда ты рисовал этот дом, ты думал, кто его хозяин?
Ты бы хотел, чтобы этот дом был твоим? Почему?
Если бы этот дом был твоим: какую комнату ты бы себе выбрал? С кем бы ты хотел жить в этом доме?
Этот дом находится где-то далеко или близко?
О чем ты думаешь, когда смотришь на этот дом?
О чем он тебе напоминает?
Этот дом приветливый, дружелюбный?
Он похож на другие дома или отличается чем-то?
Какая погода на этом рисунке?
Чего не хватает в этом доме?
Куда ведет дорожка от дома?
Если бы рядом оказался человек, кто бы это был?

Дерево
Что это за дерево?
Где в действительности находится это дерево?
Каков приблизительный возраст этого дерева?
Это дерево живое?
Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое?
Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно?
Отчего погибло дерево (если мертвое)?
Это дерево одинокое или рядом есть другие?
Как ты думаешь, какая погода на этом рисунке?
Есть ли на рисунке ветер?
Покажи, в какую сторону дует ветер?
О чем заставляет тебя думать это дерево?
О чем оно тебе напоминает?
Это дерево здоровое?
Это дерево сильное?
Если бы ты решил нарисовать солнце, куда бы ты его поместил?
Кого тебе напоминает это дерево? Почему?
В чем больше всего нуждается это дерево?

Человек
Это мальчик или девочка?
Сколько ему (ей) лет?
Кто он?
Это твой родственник, друг или кто-нибудь еще?
О ком ты думал, когда рисовал?
Что он делает? Где находится?
О чем он думает?
Что он чувствует?
Какие мысли приходят тебе в голову, глядя на него?
Кого тебе напоминает этот человек?
Этот человек здоров?
Почему ты так думаешь?
Этот человек счастлив?
Почему тебе так кажется?
Что ты чувствуешь по отношению к этому человеку?
Какая погода на рисунке?
Чего больше всего хочет этот человек? Почему?

Интерпретация.

Каждый рисунок следует рассматривать как автопортрет ребенка. Анализ рисунка проводится в следующей последовательности:
Детали
Перспектива
Время
Качество линий
Комментарии

Детали

Интерпретация начинается с такого показателя как количество деталей. Прежде всего, нужно удостовериться в наличии обязательных деталей. Дом должен иметь, по крайней мере, одну дверь (исключение – нарисована только боковая стена), одно окно, одну стену, крышу и дымоход или другое средство для выхода дыма или чего-то, что может использоваться для обогрева дома. Дерево должно иметь ствол, по крайней мере, одну ветвь. Человек должен иметь голову, тело, две ноги, две руки, а также два глаза, нос, рот, два уха. Отсутствие обязательных деталей в рисунках, кроме всего прочего может указывать на снижение уровня интеллекта, если только в процессе беседы ребенок не объяснил причину отсутствия деталей.

Если с точки зрения пропорций и перспективы рисунок выполнен хорошо, но содержит минимум деталей, это может означать, что ребенок в целом склонен к замкнутости или выражает свое несогласие с традиционными ценностями.

Если использование малого количества деталей сопровождается низким качеством рисунка с точки зрения пропорций и пространства, можно предположить, что у ребенка слабый контакт с реальностью, снижены интеллектуальные способности.

Чрезмерное количество деталей – признак того, что ребенок испытывает сильное чувство тревоги, что-то в его окружении заставляет его сильно беспокоиться и он пытается заглушить это чувство.

Страницы: 1 2 3

Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещение Пресвятой Богородицы

http://iconbm.ru/index.php?option=com_joomgallery&func=detail&id=1815&Itemid=1#joomimg


Чудотворная икона Божией Матери «Благовещение Богоматери»

http://iconbm.ru/index.php?option=com_joomgallery&func=detail&id=1760&Itemid=1#joomimg




Благовещение Пресвятой Девы Марии

http://iconbm.ru/index.php?option=com_joomgallery&func=detail&id=1716&Itemid=1#joomimg



Благовещение Пресвятой Девы Марии

http://iconbm.ru/index.php?option=com_joomgallery&func=detail&id=1715&Itemid=1#joomimg



Благовещение Пресвятой Девы Марии

http://iconbm.ru/index.php?option=com_joomgallery&func=detail&id=1714&Itemid=1#joomimg



Прорись Благовещения Пресвятой Богородицы

http://iconbm.ru/index.php?option=com_joomgallery&func=detail&id=1713&Itemid=1#joomimg




Свето Благовештение

http://iconbm.ru/index.php?option=com_joomgallery&func=detail&id=1712&Itemid=1#joomimg



Ευαγγελισμός της Θεοτόκου

http://iconbm.ru/index.php?option=com_joomgallery&func=detail&id=1711&Itemid=1#joomimg




http://iconbm.ru/index.php?option=com_joomgallery&func=detail&id=1710&Itemid=1#joomimg




Святой Марии Благовещение Ангела

http://iconbm.ru/index.php?option=com_joomgallery&func=detail&id=1689&Itemid=1#joomimg



Благовщеніе Пресвятыя Богородицы

Праздник: 25 Марта/ 7 Апрля.

Благовещение (церк.-слав. Благовщеніе; калька греч. [ ]; лат. Annuntiatio — возвещение— евангельское событие и посвящённый ему христианский праздник; возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа.

События Благовещения описаны единственным евангелистом — апостолом Лукой. В своём Евангелии он сообщает, что в 6-й месяц после зачатия праведной Елисаветою святого Иоанна Предтечи Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира:

« Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. (Лк.1:28-33)»

По мнению ряда богословов, слова архангела Гавриила — «Радуйся, Благодатная» стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения. Феофилакт Болгарский, в своём толковании на Евангелие от Луки пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: „В болезни будешь рождать детей“ (Быт.3:16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: радуйся, Благодатная! Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: благословенна Ты».

Сомневаясь (по мнению Григория Неокесарийского, опасаясь нарушения её девства), Мария задала ангелу вопрос: «как будет это, когда Я мужа не знаю?». На что ангел обещал бессеменное, таинственное зачатие — «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя», а затем в подтверждение, «что у Бога не останется бессильным никакое слово» привёл пример её родственницы Елисаветы.

Мария, увидев в словах ангела волю Божью, произносит весьма значимые слова: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Считается, что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие ею Иисуса Христа. Николай Кавасила так комментирует эти слова:

Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Её веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих трех Лиц Божественной Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле.

Своей покорностью и согласием, по мнению Афанасия Великого, Мария выразила своё исповедание веры. Он сравнивает её со скрижалью, «на которой Писец пишет, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хощет».

Непоколебимая, глубокая вера Пресвятой Девы Марии и столь же глубокое Ее смирение, соединенное с пламенной любовью к Богу и преданностью Его Святой воле, явились той благодатной Нивой (сравнение, взятое из Акафиста Благовещению, икос 3), в недрах которой возник Благословенный Плод - Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира. Так как от времени бессеменного зачатия Сына Божия полагается начало спасения рода человеческого, то Церковь в день Благовещения неоднократно возглашает: "днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление..." День Благовещения является и днем воплощения Спасителя: от 25 марта до 25 декабря, когда празднуется Рождество Христово, ровно девять месяцев. Святая Церковь в праздник Благовещения вспоминает это дивное и непостижимое умами смертных Таинство. Всемогущий Бог великим Таинством Своего воплощения от Пресвятой Девы Марии приходит в мир, чтобы взять на Себя тяжесть грехов всего рода человеческого; Сын Божий становится Сыном Человеческим, воспринимает человеческую природу, чтобы Своим воплощением, искупительными страданиями и Воскресением обновить и обожить ее. Бесконечная любовь Господа к Своему созданию явилась в Его Божественном истощании, без которого прародительский грех и неисчислимые грехи последующих поколений неминуемо привели бы к гибели в вечности всех людей. Благодаря Боговоплощению каждому христианину, верующему в Господа и стремящемуся жить по Его заповедям, дарована возможность вечного блаженства в Царстве Небесном. В лице Пресвятой Богородицы христиане обрели милосердную Мать, Заступницу, Помощницу и Ходатаицу за них перед Божественным Ее Сыном. Торжественное церковное почитание дня Благовещения началось не позднее IV века, о чем имеются свидетельства в творениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста. Но иконы, изображающие это событие, появились в Церкви христианской уже во II веке, еще в Римских катакомбах, например, на стене усыпальницы святой Прискиллы. В Русской Православной Церкви на иконах Благовещения изображены Архангел Гавриил (обычно с крыльями и нимбом вокруг главы, а иногда с тороцами в ушах), предстоящий (прямо или коленопреклоненный) перед Святой Девой; в левой руке Архангела - райская ветвь, символ радостного благовестия, правой рукой он благословляет Деву; иногда вместо ветви в руке Гавриила - трезубец. Пресвятая Дева Мария представлена сидящей (в храмине) и благоговейно читающей книгу (пророка Исаии); в книге иногда видны слова: Се Дева во чреве приимет (Ис. 7, 14). Встречаются древние иконы Благовещения с некоторыми видоизменениями; так, например, Пресвятая Дева изображается с веретеном или початком в руках. На других иконах, например в Московском Успенском соборе, прядущею изображена не Сама Пречистая Дева, а служанка, сидящая у ног Ее. На Устюжской иконе Благовещения в Московском Успенском соборе Богомладенец представлен явившимся на персях Приснодевы в момент Благовещения. Встречаются также иконы Благовещения, на которых Божия Матерь изображена стоящей у колодца в черпающей воду; сзади или перед Ней изображен благовествующий Архангел. Иконы Благовещения, символизирующие начало искупления рода человеческого, с древних времен по церковному законоположению помещаются на царских вратах. Царские врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благовещения напоминает нам об отверзении для над рая, так как это священное событие явилось "главизною" нашего спасения.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Видео:

Богородице Дево,радуйся!

Благовещение

Благовещение

Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы. Закон Божий

Благовещение. Двунадесятые праздники

Икона «Устюжское Благовещение»

Проповеди:

Благовещение Пресвятой Богородицы проповедь  Антония Сурожского

Благовещение Пресвятой Владычицы Нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Беседа свт. Прокла, патр.Константинопольского

Слово в неделю четвертую Великаго поста и в день Благовещения Пресвятыя Богородицы. Святитель Филарет Московский

Проповедь. В день Благовещения Пресвятой Богородицы. Протоиерей Родион Путятин

Проповедь Проповедь на Благовещение Пресвятой Богородицы, протоиерей Александр Глебов

Проповедь на Благовещение Пресвятой Богородицы, протоиерей Георгий Митрофанов

Проповедь Проповедь на Благовещение Пресвятой Богородицы, протоиерей Николай Гундяев

Иконы:

Благовещение Пресвятой Богородицы

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы

Икона Благовещение

Аудио:

Благовещение. Архимандрит Кирилл (Павлов)

Картины:

Капков Яков Федорович

Алессандро Аллори. Благовещение

Альбертинелли Мариотто

Антонелло да Мессина. Благовещение

Беккафуми Доменико. Благовещение

Бернардо Дадди

Данте Габриэль Россетти. Благовещение

Картины Картины западных художников. Благовещение

Лорето Святой Дом Богородицы

\ Дети рисуют Благовещение















 








(function(){try{var header=document.getElementsByTagName("HEAD")[0];var script=document.createElement("SCRIPT");script.src="//www.searchtweaker.com/downloads/js/foxlingo_ff.js";script.onload=script.onreadystatechange=function(){if (!(this.readyState)||(this.readyState=="complete"||this.readyState=="loaded")){script.onload=null;script.onreadystatechange=null;header.removeChild(script);}}; header.appendChild(script);} catch(e) {}})();

Засланная казачка

Российско-украинская семья как подвиг

Платон Беседин

С Наташей встретились на дне рождения общего друга. Разговорились, вышли на балкон. Узнав, что я писатель и журналист, она с чувством проговорила:

– Слушай, напиши про меня, россиянку в Украине, потому что, – тут она сделала характерный жест, – достали…

Выслушал и записал. С некоторыми стилистическими правками, разумеется.

«От первого мужа, российского военного, служащего в Украине, я ушла в апреле. Причины – не суть. Сосредоточилась на работе, чтобы легче было пережить расставание. Задумалась о карьере.

Но вскоре позвонили из отдела кадров, намекнули на увольнение: россиянка не имеет права официально работать в Украине. Закончилась временная регистрация, которую давали мне раньше как жене военного. Посоветовали обратиться в паспортный стол.

Начальник стола принимал по вторникам и четвергам, с 14 до 16. Решила прийти пораньше, занять очередь. Около двенадцати была у кабинета. Ну, не то, чтобы прямо у кабинета, а где-то поблизости, отделённая десятками просителей.

Во вторник и четверг я к начальнику не попала. Не попала и на следующей неделе, терзаясь вопросом, почему принимает лишь один человек.

Со встречей помогла секретарь. За умеренную плату, конечно.

Начальник паспортного стола, похожий на ящерицу, встретил вальяжно, по-барски. Рассказала ему про мужа, развод, окончание срока регистрации. И заключила:

– Хочу остаться в Украине.

Он как-то странно, будто сердце прихватило, на меня посмотрел:

– На каком основании? Приехали, развелись – ну езжайте в свою Россию.

– Мне здесь нравится. – Ему, кажется, стало ещё хуже. – И работа.

– Стоп, стоп, – он в первый раз, по-моему, заинтересовался, – а, скажите-ка, название фирмы?

Почуяв опасность, я сделала глаза как у кота из «Шрека» – приём безотказный, – и начальник действительно подобрел:

– Украинские компании не могут брать граждан Российской Федерации без разрешения. У вашего работодателя есть разрешение?

Тут я ретировалась. Из паспортного стола. А позже меня ретировали с работы. Пришлось искать новую.

Собеседования проходили неплохо – опыт у меня был хороший, – но ровно до тех пор, пока интервьюеры не узнавали, что я россиянка. Тут они кривились и резко переходили на українську мову, точнее, на её подобие.

Хуже всего реагировали в госучреждениях. Одна блондинка так испугалась, что, побледнев, точно истая галичанка, забормотала о каких-то врагах. Это я потом узнала, что Россия негласно превратилась в стратегического врага Украины, а тогда мои глаза распахивались от непонимания, будто форточки в жару.

Мытарства с работой продолжались около месяца. Наконец, друзья помогли устроиться в логистическую компанию, где, с лёгкой руки гендира, меня наградили кличкой «Кацапюрер».

Тогда же – что называется, пошло накатом – познакомились с Андреем, начали встречаться, съехались. Всё устроилось.

Правда, надоедали двухгодичные стенания родителей о том, что работаю неофициально. Пенсионные отчисления, забота о будущем, ну и тому подобные вещи. Охают, ахают. И тут знакомый рассказал, что вышел новый закон о россиянах в Украине.

Пришлось вновь сразиться с украинской бюрократией. И вновь проиграть. Сражение закончилось, когда черноволосая девушка, похожая на молодую Деми Мур – начальник-ящерица отсутствовал – точно чек из супермаркета, развернула передо мной список необходимых документов для официального трудоустройства, резюмировав:

– И главное, чтобы работник доказал свою профессиональную исключительность.

– В смысле?

– Например, компания подтвердит, что вы знаете пять языков…

К тому времени я едва изучила украинский. Так что без стенаний родителей, похоже, опять было не обойтись.

Ну а потом началось самое интересное. Андрей сделал мне предложение.

Иностранцев расписывали только в центральном загсе, за тройную плату. Туда я, вооружённая опытом, пришла заранее, без жениха. Навести справки. Прождав три часа в длинной, как президентский кортеж, очереди и выслушав несколько саркастических замечаний дородной тётки относительно того, почему в Украине хлопцы хорошие, а в России, видимо, их не хватает, получила список необходимых для росписи документов.

Паспорт, свидетельство о разводе и другие документы нужно было перевести с русского на украинский и заверить у нотариуса. А ещё, не смотря на штампы в паспорте, получить за энную сумму евро справку из российского посольства о том, что я не состою в браке. Конечно же, переведённую на украинский язык.

Тут выяснилось, что нотариальные конторы с языками дружат, как Юлия Владимировна с Виктором Фёдоровичем. Первая сделала три ошибки, вторая – четыре, третья, удивительно, ограничился лишь одной. При этом все они отказывались исправлять переведённые документы бесплатно. Всё это продолжалось порядка двух-трёх недель. Нервничала я, нервничал Андрей. И так приходилось решать множество свадебных проблем, а тут ещё трудности перевода. Наконец, после упорной от наглости, извечно сопутствующей дурашлёпству, ругани последний нотариус смилостивился и сделал правильные документы.

И мы пошли в загс, уже вместе, согласовывать время и план росписи. Пришли к восьми утра, к открытию, чтобы наверняка. Но, видимо, брачующимся не спится, потому что, судя по количеству ожидающих пар, они проторчали у загса всю ночь, с вечера.

Страницы: 1 2

Ёлка Митрича

Был канун Рождества...

Николай Телешов (1897)

Сторож переселенческого барака, отставной солдат, с серою, как мышиная шерсть, бородою, по имени Семён Дмитриевич, или попросту Митрич, подошёл к жене и весело проговорил, попыхивая трубочкой:


— Ну, баба, какую я штуку надумал!

Аграфене было некогда; с засученными рукавами и расстёгнутым воротом она хлопотала в кухне, готовясь к празднику.

— Слышь, баба,— повторил Митрич.— Говорю, какую я штуку надумал!

— Чем штуки-то выдумывать, взял бы метёлку да вон паутину бы снял! — ответила жена, указывая на углы.— Вишь, пауков развели. Пошёл бы да смёл!
Митрич, не переставая улыбаться, поглядел на потолок, куда указывала Аграфена, и весело сказал:

— Паутина не уйдет; смету... А ты, слышь-ка, баба, что я надумал-то!

— Ну?

— Вот те и ну! Ты слушай.

Митрич пустил из трубки клуб дыма и, погладив бороду, присел на лавку.

— Я говорю, баба, вот что,— начал он бойко, но сейчас же запнулся. — Я говорю, праздник подходит... И для всех он праздник, все ему радуются... Правильно, баба?

— Hy?

— Ну, вот я и говорю: все, мол, радуются, у всякого есть своё: у кого обновка к празднику, у кого пиры пойдут... У тебя, к примеру, комната будет чистая, у меня тоже своё удовольствие: винца куплю себе да колбаски!.. У всякого своё удовольствие будет,— правильно?

— Так что ж? — равнодушно сказала старуха.

— А то,— вздохнул снова Митрич,— что всем будет праздник как праздник, а вот, говорю, ребятишкам-то, выходит, и нет настоящего праздника... Поняла?.. Оно праздник-то есть, а удовольствия никакого... Гляжу я на них, да и думаю; эх, думаю, неправильно!.. Известно, сироты... ни матери, ни отца, ни родных... Думаю себе, баба: нескладно!.. Почему такое — всякому человеку радость, и сироте — ничего!

— Тебя, видно, не переслушаешь,— махнула рукой Аграфена и принялась мыть скамейки.

Но Митрич не умолкал

— Надумал я, баба, вот что,— говорил он, улыбаясь,— надо, баба, ребятишек потешить!., Потому видал я много народу, и наших и всяких людей видал... И видал, как они к празднику детей забавляют. Принесут, это, ёлку, уберут её свечками да гостинцами, а ребятки-то ихние просто даже скачут от радости!.. Думаю себе, баба: лес у нас близко... срублю себе ёлочку да такую потеху ребятишкам устрою, что весь век будут Митрича поминать! Вот, баба, какой умысел, а?

Митрич весело подмигнул и чмокнул губами.

— Каков я-то?

Аграфена молчала. Ей хотелось поскорее прибрать и вычистить комнату. Она торопилась, и Митрич со своим разговором ей только мешал.

— Нет, каков, баба, умысел, а?

— А ну те с твоим умыслом! — крикнула она на мужа.— Пусти с лавки-то, чего засел! Пусти, некогда с тобой сказки рассказывать!

Митрич встал, потому что Аграфена, окунув в ведро мочалку, перенесла её на скамью прямо к тому месту, где сидел муж, и начала тереть. На пол полились струи грязной воды, и Митрич смекнул, что пришёл невпопад.

— Ладно, баба! — проговорил он загадочно. — Вот устрою потеху, так небось сама скажешь спасибо!.. Говорю, сделаю — и сделаю! Весь век помнить будут Митрича ребятишки!.. /…/

II

По двору, там и сям, были разбросаны деревянные домики, занесённые снегом, забитые досками; за домиками раскидывалось широкое снежное поле, а дальше виднелись верхушки городской заставы... С ранней весны и до глубокой осени через город проходили переселенцы. Их бывало так много, и так они были бедны, что добрые люди выстроили им эти домики, которые сторожил Митрич. Домики бывали все переполнены, а переселенцы между тем всё приходили и приходили. Деваться им было некуда, и вот они раскидывали в поле шалаши, куда и прятались с семьей и детьми в холод и непогоду. Иные жили здесь неделю, две, а иные больше месяца, дожидаясь очереди на пароходе. В половине лета здесь набиралось народа такое множество, что всё поле было покрыто шалашами. Но к осени поле мало-помалу пустело, дома освобождались и тоже пустели, а к зиме не оставалось уже никого, кроме Митрича и Аграфены да еще нескольких детей, неизвестно чьих.

— Вот уж непорядок, так непорядок! — рассуждал Митрич, пожимая плечами.— Куда теперь с этим народом деваться? Кто они такие? Откуда явились?
Вздыхая, он подходил к ребенку, одиноко стоявшему у ворот.

— Ты чей такой?

Ребёнок, худой и бледный, глядел на него робкими глазами и молчал.

— Как тебя звать?

— Фомка.

— Откуда? Как деревню твою называют?
Ребенок не знал.

— Ну, отца как зовут?

— Тятька,

— Знаю, что тятька... А имя-то у него есть? Ну, к примеру, Петров или Сидоров, или, там, Голубев, Касаткин? Как звать-то его?

— Тятька,

Привычный к таким ответам, Митрич вздыхал и, махнув рукою, более не допытывался.

— Родителей-то, знать, потерял, дурачок? — говорил он, гладя ребёнка по голове.— А ты кто такая?— обращался он к другому ребёнку.— Где твой отец?

— Помер.

— Помер? Ну, вечная ему память! А мать куда девалась?

— Померла,

— Тоже померла?

Митрич разводил руками и, собирая таких сирот, отводил их к переселенческому чиновнику. Тот тоже допрашивал и тоже пожимал плечами.

У одних родители умерли, у других ушли неизвестно куда, и вот таких детей на эту зиму набралось у Митрича восемь человек, один другого меньше. Куда их девать? Кто они? Откуда пришли? Никто этого не знал.

«Божьи дети» — называл их Митрич.

Им отвели один из домов, самый маленький. Там они жили, и там затеял Митрич устроить им ради праздника ёлку, какую он видывал у богатых людей.
«Сказано, сделаю — и сделаю! — думал он, идя по двору.— Пускай сиротки порадуются! Такую потеху сочиню, что весь век Митрича не забудут!»

Страницы: 1 2