Православный календарь 24 сентября (11 сентября ст. ст.)

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых: Преподобной Феодоры Александрийской (474-491). Преподобного Евфросина (IX). Преподобного Силуана Афонского (1938). Мучеников Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I). Святой мученицы Ии (362-364). Святых мучеников Диодора и Дидима Священномученика Николая (1942). Священномученика Карпа пресвитера (1937). Священномучеников Николая и Виктора пресвитеров (1918). Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Каплуновская икона Божией Матери (1689)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!Молитвы

Тропарь преподобных глас 4 Евангелия Христова истиннии послушницы/ явистеся, преподобнии,/ мир и вся, яже в нем, яко не сущая,/ преобидевше любве ради Христовы,/ и в морский остров вселистеся,/ и трудолюбно в нем противу козней невидимых врагов подвизастеся,/ постом, бдением же и всенощным стоянием/ плоти своя духу мудре повинули есте./ Сего ради от Вседержительныя десницы достойныя венцы прияли есте,/ и ныне Пресвятей Троице предстояще, молитеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе,/ сохранитися в мире отечеству нашему// и спастися душам нашим.

Кондак преподобных глас 4

От мирскаго жития изшедше,/ отвержением мира Христу последовасте,/ и достигосте великаго Нева езера,/ и, в нем на острове Валааме всельшеся,/равноангельное житие пожили есте,/ отонудуже веселящеся прешли есте к Небесным чертогом./ И ныне со Ангелы Владычню Престолу предстояще,/ поминайте нас, чад своих,/ яже собрали есте, богомудрии,/ да радостно от души вопием:// радуйтеся, Сергие и Германе, отцы преблаженнии.

Тропарь преподобных Сергия и Германа Валаамских глас 1

От мирския молвы бегающе, безмолвия и благочестия рачители,/ в тихое пристанище Валаама от востока приидосте,/и в нем Евангельски Христу добродетельми последовавше, на верх совершенства востеклй есте:/и ныне в торжестве премирном Богозрением наслаждающиеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе, Человеколюбца Бога молите,/ еже спасти всех нас, благочестно вас почитающих.

Тропарь преподобного Силуана Афонского глас 2

Серафимския любве ко Господу пламенный ревнителю/ и Иеремии, о народе плачущему,/ усердный подражателю,/ всеблаженне отче Силуане,/ ты бо, зову Матере Господа Сил внемляй,/ змия греховнаго мужемудренно изрыгнул еси/ и в Гору Афонскую от суеты мира удалился еси,/ идеже в трудех и молитвах со слезами/ благодать Святаго Духа обильно стяжав,/ еюже сердца наша воспламени/ и с тобою умильно взывати укрепи:/ Господи мой, Жизне моя и Радосте Святая,// спаси мир и нас от всяких лютых.

Кондак преподобного Силуана Афонского глас 2

Смиренномудрия исповедниче предивный/ и человеколюбия Духом Святым согреваемая доброто,/ Богу возлюбленне Силуане,/ о подвизе твоем Церковь Российская радуется,/ иноцы же Горы Афонския и вси христианстии людие,/ веселящеся, сыновнею любовию к Богу устремляются./ Егоже моли о нас, равноангельне боговедче,// во еже спастися нам, в горении любве тебе подражающим.

Тропарь преподобной Феодоры Александрийской глас 8

В тебе мати известно спасеся еже по образу:/ приимши бо крест, последовала еси Христу,/ и деющи учила еси, презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души вещи безсмертней:/ темже и со Ангелы срадуется, преподобная Феодоро, дух твой.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Мф. 24, 1-13). «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». Любовь уничтожается беззакониями; чем больше грехов, тем меньше любви. Где все грехи, там не ищи любви. Стало быть, кто взыщет распространения любви и сокращения не-любви, тот должен позаботиться об умалении грехов и сокращении области грехолюбия. Вот настоящее начало гуманности! Приняв его, надо принять и все способы, какими можно противодействовать греху. Грехи во вне плод внутренней греховности. Внутренняя же греховность вся коренится на эгоизме с его исчадиями. Следовательно, гуманистам надо в закон себе взять такие порядки, какими подавляется эгоизм, а эгоизм сильнее всего подавляется недаванием себе воли. Не давай себе воли и скоро одолеешь эгоизм. Напротив, какие хочешь употреблять средства против эгоизма, ничего не сделаешь с ним, если будешь давать свободу воле. Отсюда следует, где ищут волюшки во всем, там ищут расширения эгоизма и иссякновения любви, ищут большего зла. А между тем, таков дух нынешнего времени — и зло растет.

День за днемъ. Краткие духовные размышления на каждый день

Прекрасное душеполезное чтение для любой православной семьи.

«Они говорятъ ему: никто насъ не нанялъ. Онъ говоритъ имъ: идите и вы въ виноградникъ мой». (Мат. 20, 7).

Люди, о которыхъ идетъ речь, были те, которые стояли праздными въ одиннадцатомъ часу. Они пришли поздно, и ихъ никто не нанялъ. Но Господь употребляетъ и техъ, которые никому не нужны. Онъ находитъ употребленiе для самыхъ праздныхъ. Почему же столько людей приходитъ поздно и остается праздными? Потому что люди вообще недоврчивы, и согрешившаго разъ считаютъ уже неспособнымъ ни къ чему. Но Господь веритъ въ исправленiе людей; Онъ не пренебрегаетъ никемъ, Онъ не отвергаетъ и техъ, кто приходитъ къ Нему лишь въ одиннадцатомъ часу, Онъ и имъ не отказываетъ въ случае исправиться. Величайшiй работникъ на ниве Господней былъ человкъ одиннадцатаго часа, Апостолъ Павелъ. Его сотрудники смотрели на него съ недоврiемъ, но Господь далъ ему широкое поле дятельности. О, Господи, благодарю Тебя за Твое долготерпенiе, за Твое доверiе къ падшему человку! Многiе изъ насъ приходятъ въ одиннадцатомъ часу, наши ближнiе отъ насъ отварачиваются, намъ места нетъ въ ихъ винограднике, но Ты укажешь намъ место! Ты самъ прошелъ одинокiй путь страданiя, Ты былъ отверженъ и покинутъ всеми, Ты доверяешь и темъ, кто приходитъ поздно. Ты оставляешь открытую дверь кающемуся грешнику. Ты принимаешь всехъ отверженныхъ людьми, для Тебя нетъ ничего невозможнаго, Тебя не страшитъ самая темная ночь, сквозь густой мракъ Ты видишь возможность света, въ самой темной душе Ты найдешь свтлую точку.

Публикуется по изданию 1908 года

Проповедь в субботу 15-й седмицы по Пятидесятнице, протоиерея Александра Глебова

Pages: 1 2 3

Православный календарь 23 сентября ( 10 сентября ст. ст.)

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы.

Святых мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305-311). Святой царицы Пульхерии (453). Святых Трех жен, обретенных в пустынной горе Святого мученика Варипсава (II). Святых Апостолов от 70 Апеллия, Луки и Климента (I). Святители Петр и Павел, епископы Никейские (IX) Преподобный Андрей Спасокубенский, Каменский, князь (1453) Священномучеников Исмаила, Евгения, Иоанна, Константина, Петра, Василия, Глеба, Василия, Иоанна, Петра, Николая, Палладия пресвитеров и прмчч. Мелетия и Гавриила, мч. Симеона, мц. Татианы (1937). Священномученика Уара, еп. Липецкого (1938). Преподобного Павла Послушливого, Печерского (XIII-XIV). Святой Иосаф Каменский Прп. Иоасафа, Кубенского. Прп. Кассиана, игумена Спасо-Каменного и Кирилло-Белозерского м-рей. Свт. Сальвия, еп. Альбийского (Галл.). Прп. Финиана Ольстерского, игумена (579) (Кельт. и Брит.). Св. Теодарта Маасткихтского (668) (Нидерл.) Перенесение мощей св. Эгвина, еп. Ворчестерского. Перенесение мощей св. Эфелволда, еп. Винчестерского.

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы Кондак мучениц глас 4 За Троицу терпеливно страдальчествовавшия,/ многокозненнаго врага победисте,/ братски облекшеся Духом,/ темже водвористеся с пятьми девами/ в Hебесном, страстотерпицы, чертозе,/ и со Ангелы Всецарю// в веселии непрестанно предстоите.

Тропарь преподобного князя Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (Каменского) глас 2

Яко древо насаждение при водах воздержания,/ струями слез твоих напаяем, преподобне отче Иоасафе,/ сеяв бо слезами, в радости жнеши добродетельныя рукояти./ Тем Великий Мздовоздатель в житницах Небесных тя сокровище положи,/ но поминай чтущих любовию пресветлую память твою,/ моли Святую Троицу, преподобне Иоасафе,/ спастися душам нашим.

Ин тропарь преподобного князя Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (Каменского) глас 2

Насажденный при водах воздержания,/ струями слез Твоих напаяем,/ яко леторасль живоносная в вертограде Церкве Божия процвел еси, блаженне Иоасафе,/ плоды добродетелей возращая и души верующих питая./ Темже и Христос в Небесныя страны тя пресели./ Но поминай нас любовию святую твою память чтущих благоверне княже,/ и моли Пресвятую Троицу во еже спастися душам нашим.

Кондактропарь преподобного князя Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (Каменского) глас 4

Явися велие солнце Христове Церкви,/ просвещая тех житием своим, всечестне,/ яко черпалом златым от кладезя неископаннаго,/ чудес почерпл еси от источника неистощимаго,/ на успение свое пришел еси, всеблаженне Иоасафе,/ ныне всем даеши грехом прощение.

Тропарь преподобного Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах глас 3

Послушанию Христову подражавый,/ и Имени Его ради во всяком послушании, терпеливне, даже до смерти, Павле всечестне, потрудивыйся,/ мзду же ныне послушания своего трудолюбно от Господа прием,/ к Нему всегда молися о нас, поющих тя.

Кондак преподобного Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах глас 1

Послушника истинна и преподобным равночестна,/ всеблаженнаго отца нашего Павла,/ приидите, любимицы, усердие ублажим,/ яко молящася непрестанно о всех нас.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Гал. 4, 8-21; Мк. 6, 45-53). «Ободритесь; это Я, не бойтесь». Вот опора упования нашего! Какая бы беда и скорбь ни была, вспомни, чтоГосподь близ, и воодушевись мужественным терпением. Как тогда Он вдруг предстал апостолам, бедствовавшим на море, так и тебе, бедствующему,внезапно явит помощь Свою и заступление. Он везде есть и всегда готов с Своим покровом. Стань только и ты с Ним или перед Ним верою, молитвою, упованием и преданностью в волю Его святую. Произойдет сочетание духа с Господом, а отсюда уже всякое благо. Впрочем, это не то значит, чтоб уж тотчас пошло и достоинство, и слава, и честь, и тому подобное. Внешнее может оставаться как есть, а прибудет мужественное и благодушное пребывание в том порядке событий, какой Господу угодно будет определить для кого. А это и есть главное, чего искать должно всякому бедствующему.

Счастье внутри, а не вне. Внутреннее же облаженствование всегда есть у того, кто в живом союзе с Господом.

День за днемъ. Краткие духовные размышления на каждый день

Прекрасное душеполезное чтение для любой православной семьи.

«Бодрствуй и утверждай прочее, близкое къ смерти».(Откр. 3, 2).

Когда гор ваше готово обратиться въ отчаянiе, въ безутшную скорбь по потерянному, вспомните о томъ, что вы еще имете. Память объ умершихъ не должна изгладиться изъ нашего сердца, любовь къ нимъ не должна прекратиться, но память эта превращается въ любовь къ живущимъ и поощряетъ насъ служить имъ, вспоминая умершихъ. Когда мы теряемъ нашихъ близкихъ, почти неизбжно является чувство сожалнiя и раскаянiя въ томъ, что при жизни мы не довольно ихъ цнили, не довольно любили, не довольно ласкали; намъ больно сознаться, что мы не отдали имъ всего что могли, и теперь уже загладить этого нельзя! Но не слдовало бы слишкомъ предаваться этому чувству, оно должно лишь служить намъ урокомъ и двигателемъ въ нашей дальнйшей жизни. Вспоминая все, упущенное нами въ прошедшемъ мы съ большимъ усердiемъ будемъ дйствовать въ настоящемъ, и тогда сожалнiя наши не будутъ безплодны, они превратятся въ живую силу,въ любовь, горящую желанiемъ отдать себя на служенiе оставшимся. Вы, быть можетъ, потеряли многое? Но вы еще остались нужны многимъ; сколько слезъ можете еще осушить, сколько страданiй облегчить, сколько одинокихъ сердецъ согрть вашею любовiю. «Приходитъ ночь, когда никто не можетъ длать». Длайте же, пока есть день, — и «утверждайте прочее».

Публикуется по изданию 1908 года

Проповедь в пятницу 15-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Дягилева

Проповедь в пятницу 15-й седмицы по Пятидесятнице священника Георгия Полякова

Pages: 1 2 3

Православный календарь 22 сентября (9 сентября ст. ст.)

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святые и праведные Богоотец Иоаким и Анна

Святого Севириана (320). Блаженного Никиты, тайного угодника Божия, которого видел диакон Созонт (XII). Третий вселенский собор в Ефесе Преподобного Иосифа Волоцкого Преподобного Феофана, постника и исповедника Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский и всея России чудотворец (1896) Священномучеников Григория пресвитера и Александра диакона (1918) Священномучеников Захарии, архиеп. Воронежского, Василия, Сергия, Иосифа, Алексия пресвитеров, Димитрия диакона и мч. Василия (1937). Преподобномученика Андроника (1938). Священномученика Александра пресвитера (1942). Мучеников Харитона и Стратора (Стратоника) (III). Преподобного Онуфрия Воронского (1789). Третий Вселенский собор Феодосий Черниговский

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь преподобного Иосифа глас 5 Яко постников удобрение/ и отцев красоту,/ милости подателя,/ разсуждения светильника,/ вси вернии, сошедшеся, восхвалим/ кротости учителя/ и ересей посрамителя,/ премудраго Иосифа,/ российскую звезду,/ молящася Господу// помиловатися душам нашим.

Кондак преподобного Иосифа глас 8

Жития треволнения, и мятеж мирский,/ и страстная взыграния в ничтоже вменив,/ пустынный гражданин показался еси,/ многих быв наставник, Иосифе преподобне,/ монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны глас 2

Праведных Твоих, Господи, память празднующе,/ теми молим Тя:// спаси души наша.

Кондак святых праведных Богоотец Иоакима и Анны глас 2

Радуется ныне Анна,/ неплодства разрешившися соуз,/ и питает Пречистую,/ созывающи вся воспети/ Даровавшаго от чрева ея человеком// едину Матерь и Неискусомужную.

Тропарь святителя Феодосия, архиепископа Черниговского глас 4

Преудобрен во архиереех, святителю Феодосие,/ был еси светило своему стаду,/ таже преставился еси в вечныя Обители./ Умоли у Престола Царя Славы избавитися нам от находящих на ны зол/ и спастися душам нашим, святе, молитвами твоими.

Кондак святителя Феодосия, архиепископа Черниговского глас 4

Пастырей Начальнику Христу трудился еси,/ святителю Феодосие,/ на пажити духовней словесныя твоя овцы питая,/ и целебен дар от Христа Спаса приял еси,/ во еже немощи душевныя и телесныя целити всех,/ с верою к тебе приходящих./ Темже и ныне, святе, молися,/ всем, имя твое призывающим,/ от наветов вражиих спастися/ и помиловатися душам нашим.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Мк. 6, 30-45). «И бежали туда пешие из всех городов. . . и собрались к Нему», — это в пустыню Вифсаидскую, где совершено чудное насыщение пяти тысяч пятью хлебами и двумя рыбами. Что же влекло народ к Господу? Сочувствие к Божественному. Божество Господа, сокрытое под покровом человеческого естества, являет себя в слове, деле, взоре и во всем, что видно было в Господе. Проявления Божества пробуждали сокрытое в сердце чувство Божества и через него влекли к Господу. Удержать такое движение никто не властен, не только сторонний, но и сам чувствующий его, потому что оно глубже и сильнее всяких других движений. То же Божественное, проявляемое потом Спасителем, влекло к Нему людей всякого языка, иже поднебесем. То же действовалось во всей истории Церкви и действуется до сих пор. Малый след Божественного влечет к себе. Что же следует из этого повсюдного и всевременного опыта стремлений нашего духа к Божественному? То, что Божественное, что сверхъестественное, что и Божество, источник его. Это стремление лежит в основе нашего духа и составляет его природу, как это может всякий видеть из умовых, эстетических и деятельных забот наших. Но в природе не может быть лжи и обмана; следовательно, нет их и в этом стремлении к Божеству. Отсюда выходит, что Бог и Божественное есть, и что естественники, отвергающие сверхъестественное, идут против естества духа человеческого.

День за днемъ. Краткие духовные размышления на каждый день

Прекрасное душеполезное чтение для любой православной семьи.

«Жатвы много, делателей же мало». (Мат. 9, 37).

Чудные, летнiе дни, богатое поле, усеянное цветами нивы покрытыя созрвающими колосьями, какъ легко уподобить все это жизни человческой! Каждый день, посланный намъ Господомъ, представляетъ безчисленное множество случаевъ для служенiя Ему, каждая минута, если только мы будемъ постоянно на стороже, есть какъ бы чудный цветокъ, открывающiйся нашимъ взорамъ; его красу, его благоуханiе мы должны нести въ те темные углы, которые лишены Божьяго света. Наше жизненное поле усеяно незрлыми колосьями, обещающими богатый урожай въ будущемъ, о, не станемъ пренебрегать ими, не будемъ терять ни одной минуты, ни одного случая удобрить ниву, помочь созреванiю этихъ плодовъ. Широкое поприще открыто намъ, и въ нашей воле потрудиться на немъ, или лениво сложить руки. Пусть каждый спроситъ себя сегодня, какъ употребилъ онъ вчерашнiй день? Пусть въ конц недели, достигнувъ дня Господня каждый оглянется назадъ, на пройденную седьмицу, какие представится ему его поле, — будетъ ли оно цвести, увидитъ ли Онъ на немъ зрлые плоды, или же придется сознаться, что все запущено, не воздлано, все заросло, заглохло, все погибаетъ безъ бдительнаго ухода!

Вспомнимъ, какъ дорого время, и не будемъ терять ни минуты даромъ,тогда жизненное поле представится намъ во всей своей цвтущей красе. Жатвы везд много, поспешимъ же быть усердными работниками на ниве Господней, и решимся отдать ей всю нашу жизнь.

Публикуется по изданию 1908 года

Проповедь в четверг 15-й седмицы по Пятидесятнице архимандрита Ианнуария Ивлиева

Pages: 1 2 3

Почаевская икона Богородицы





Почаевская Чудотворная икона Божией Матери 



Икона Божией Матери "Почаевская" 




Икона Божией Матери



икона Богородицы "Почаевская" 




икона Богородицы

храм Святителя Игнатия Мариупольского
г.Донецк


Явление Почаевской иконы Божией Матери 








Явление Пресвятой Богородицы на горе Почаевской. 




Явление Пресвятой Богородицы на горе Почаевской.



Явление Пресвятой Богородицы на горе Почаевской. 




Явление Пресвятой Богородицы на горе Почаевской.


Явление Пресвятой Богородицы на горе Почаевской. 




Явление Пресвятой Богородицы на горе Почаевской.



Икона Божией Матери "Почаевская" 












С Праздником Рождества Пресвятой Богородицы

Икона Божией Матери «Рождества Пресвятой Богородицы Пустынно— Глинская» 
Икона Божией Матери «Рождества Пресвятой Богородицы Пустынно— Глинская»
Икона Божией Матери «Рождества Пресвятой Богородицы — Глинская» 
Икона Божией Матери «Рождества Пресвятой Богородицы — Глинская»
Рождество Пресвятой Богородицы 
Рождество Пресвятой Богородицы 1841 г, Бессарабия Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы

1808 г    фрагмент алтарной росписи

Бессарабия

Рождество Пресвятой Богородицы

Бессарабия,конец XVIII - начало XIX веков    45 x 37

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы

Бессарабия,1808 г    96 x 61

 см. далее

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Дни памяти: 21 сентября ( 8 сентября ст. ст.) Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их  восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого. Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью. Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Барона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь.Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария,через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария  Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, "Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших" (2-я стихира на "Господи, воззвах", глас 6).Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением. Богоматеринство

 Догматическое учение о Деве Марии

Рождество Пресвятой Богородицы

Слово на Рождество Пресвятой Богородицы святителя Андрея, архиепископа Критского

Проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы. Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Слово на Рождество Пресвятой Богородицы. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

Рождество Пресвятой Богородицы – не давнее событие, а чудо вечности. Священномученик Сергий Мечев

Видео:

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Богородицы. Лето Господне

Икона Божией Матери Знамение Курско -Коренная

Икона Божией Матери Знамение Курско -Коренная 
Икона Божией Матери Знамение Курско -Коренная
Курская Коренная Икона Знамения Пресвятой Богородицы. 
Курская Коренная Икона Знамения Пресвятой Богородицы.
Курская Коренная Икона Знамения Пресвятой Богородицы. 
Курская Коренная Икона Знамения Пресвятой Богородицы.
Икона Божией Матери "Знамение": Курско-Коренная 
Икона Божией Матери
Икона Божией Матери "Знамение": Курско-Коренная 
Икона Божией Матери

Икона Божией Матери "Знамение": Курско-Коренная написанная о. Киприаном.

В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование — «Знамение». Основной смысл икон «Знамение» переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение — это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия. На иконах в иконографии Знамения Богородица может изображаться в полный рост, как, к примеру, на Ярославской Оранте (Великой Панагии — от греч. — Всесвятая) и Мирожской иконе, либо по пояс, как на Новгородской иконе «Знамение» и Курской Коренной иконе. Развитием иконографии Знамения стали композиции таких икон, как Неупиваемая Чаша. Истоки иконографии Богоматери Знамение (знак, обозначение чуда) восходят к древнехристианскому искусству. Эта композиция получила развитие на Руси и исторически связана с иконой XII в. (Знамение, на обороте Петр и Наталия, собр. НГМ), по легендарному преданию чудесным образом спасшей Новгород при осаде его суздальцами в 1169 году (см. описание иконы «Битва новгородцев с суздальцами», № 103). В русских иконостасах, сложившихся в XIV в., композиция Богоматерь Знамение стала занимать центральное место в пророческом ряде, олицетворяя пророчества о рождении  Христа (Н. П. Кондаков, Иконография Богоматери, т. II, Пг., 1915, стр. 103–123; В. Н. Лазарев, Новгород Великий, М.–Л., 1947, стр. 45.

Акафист перед иконой «Знамение» Корчемная Акафист перед иконой «Знамение» Курская-Коренная Акафист перед иконой “Знамение” Новгородская Икона Божией Матери «Знамение» во Владимире  Икона Божией Матери «Знамение» (Курско-Коренная)  Икона Божией Матери «Знамение» в Серафимо-Понетаевском женском монастыре Икона Божией Матери «Знамение» в церкви Иоанна Предтечи Икона Божией Матери «Знамение» в Московском Златоустове монастыре  Икона Божией Матери "Знамение" из церкви Федоровской Богоматери в Ярославле

Православный календарь 21 сентября (8 сентября ст. ст.)

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Преподобных Иоанна (1957) и Георгия (1962), исповедников. Преподобного Иоанна (1957 год) и Георгия 1962 год, исповедников (Груз.); Святителя Корбиниана Фрайзингского (730 год) (местночтимый святой Берлинской и Германской епархии) РПЦ МП; Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской); Сямской иконы Божьей Матери (Рождества Пресвятой Богородицы) (1524 год); Глинской иконы Божьей Матери (Рождества Пресвятой Богородицы)(XVI век); Лукиановской иконы Божьей Матери (Рождества Пресвятой Богородицы) (XVI век); Исааковской иконы Божьей Матери (Рождества Пресвятой Богородицы (1659 год); Холмской иконы Божьей Матери; Курской-Коренной иконы Божьей Матери («Знамение»)(1295 год); Почаевской иконы Божьей Матери (1559 год); Леснинской иконы Божьей матери;

Домницкой иконы Божьей матери (1696 год).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы

Тропарь праздника глас 4 Рождество Твое, Богородице Дево,/ радость возвести всей вселенней:/ из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,/ и, разрушив клятву, даде благословение,// и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак праздника глас 4

Иоаким и Анна поношения безчадства/ и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая,/ во святем рождестве Твоем./ То празднуют и людие Твои,/ вины прегрешений избавльшеся,/ внегда звати Ти:// неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

Тропарь иконы Софии, Премудрости Божией глас 1

Превечная Премудросте, Христе Боже наш! / Божественным смотрением Своим преклонивый Небеса, / благоволил еси вселитися во утробу Чистыя Отроковицы, / средостение вражды разрушив, / освятил еси естество наше / и Царствие Твое нам отверзл еси; / сего ради Тебе, Творца нашего и Избавителя, / и рождшую Тя, / спасения нашего тайне послужившую Деву Чистую, православно величаем.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Знамение глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя раби Твои,/ Богородице пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй/ и душам нашим велию милость.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Знамение глас 4

Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Почаевской глас 5

Пред святою Твоею иконою, Владычице,/ молящиися исцелений сподобляются,/ веры истинныя познание приемлют/ и агарянская нашествия отражают./ Темже и нам, к Тебе припадающим,/ грехов оставление испроси,/ помыслы благочестия сердца наша просвети/ и к Сыну Твоему молитву вознеси// о спасении душ наших. Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Почаевской глас 4 К Богородице прилежно ныне притецем грешнии и смиреннии, и припадем к дивному образу Ея, иже на горе Почаевстей: к немуже умильно взирающе и молящеся Царице Владычице из глубины душевныя вопием: О Пречудная Дево, Мати Господа Вышняго, от лет древних избравшая обитель Почаевскую в место селения Своего! Землю отечественную нашу в православии и мире утверди, и спаси всех предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, пред Пречистым Твоим образом со слезами. Не отврати рабы Твоя тщи: Тя бо едину Надежду имами.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Почаевской глас 1

Источник исцелений и веры Православныя утверждение/ Почаевская Твоя икона, Богородице, явися,/ темже и нас, к ней притекающих,/ от бед и искушений свободи,/ лавру Твою невредиму сохрани,/ Православие во окрест стоящих странах утверди/ и грехи разреши молитвенник Твоих:// елика бо хощеши, можеши.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Глинской глас 4

Днесь благовернии людие, осеняемии святым Богоматери образом, во умилении глаголем: Владычице, помози рабом Твоим в напастех, скорбех и болезнех, обременены бо грехми многими, и избави ны от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

День за днемъ. Краткие духовные размышления на каждый день

Прекрасное душеполезное чтение для любой православной семьи.

«Онъ исцляетъ сокрушенныхъ сердцемъ и врачуетъ скорби ихъ». (Пс. 146, 3).

Боль отъ сломаннаго члена не прекращается тотчасъ посл того, какъ его вправили. Такъ и разбитое сердце не вылечивается сразу. Гормъ разбитое сердце парализовано, оно потеряло силу дйствовать, оно уже не способно принимать участiя въ общемъ движенiи. Вылечить такое больное сердце значитъ возвратить ему трудоспособность, но рана остается еще открытою надолго. Даже Самъ Христосъ не общалъ излечить сразу рану, а лишь «врачевать» ее Своими руками, и это значитъ, что Онъ остановитъ потокъ крови и позволитъ намъ снова дйствовать, вопреки нашей сердечной боли.

Въ чемъ же состоитъ это цлебное средство, исходящее отъ Него? Этосредство есть сочувствiе чужому горю, сознанiе, что не я одинъ страдаю; живое участiе въ гор братьевъ нашихъ облегчаетъ наше собственное горе.Присматриваясь къ бременамъ, носимымъ всми окружающими насъ, мы незамчаемъ своего собственнаго бремени.

О Господи, въ числ труждающихся и обремененныхъ возложи и на меня Твое бремя! Твое бремя одно только и можетъ излечить мои раны, и только крестъ Твой можетъ прикрыть ихъ. Допусти меня до Твоего крестнаго пути, позволь мн нести Твой крестъ съ Тобою и длить съ Тобою всеобщую мiровую скорбь. Тнь Твоего креста будетъ моимъ свтомъ, мой личный крестъ будетъ облегченъ тяжестiю креста Твоего; мои слезы прекратятся, глядя на слезы, которыя Ты проливаешь за грхи и зло всего человчества.

Публикуется по изданию 1908 года

Слово на Рождество Пресвятой Богородицы святителя Андрея, архиепископа Критского

Проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы. Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Слово на Рождество Пресвятой Богородицы. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

Рождество Пресвятой Богородицы – не давнее событие, а чудо вечности. Священномученик Сергий Мечев

Pages: 1 2 3

Православный календарь 20 сентября (7 сентября ст. ст.)

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы

Мученика Созонта (ок. 304). Апостолов Евода и Онисифора Мученика Евпсихия Святого Иоанна, архиепископа Новгородского (1186). Преподобномученик Макарий Каневский (1678) Преподобный Макарий Оптинский (1860) Преподобный Серапион Псковский, Спасо-Елеазаровский (1480) Священномучеников Петра и Михаила пресвитеров, Александра диакона (1918). Священномучеников Евгения, митр. Горьковского, и с ним Стефана пресвитера и прмчч. Евгения, Николая и Пахомия (1937). Священномученик Григорий, Василия пресвитеров, прмч. Льва (1937). Преподобный Лука (после 975). Преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби (1380).

Новосщмч. иерея Иоанна (Масловского) (1921).

Мч. Евпсихия (117-138). Св. Кассия (Касьяна) песнописца (IX). Прп. Клу (Клодоальда), игумена, основателя Ноген-сюр-Сен близ Парижа (Галл.).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы

Тропарь святителя Иоанна, архиепископа Новгородского глас 8 Днесь светло красуется славнейший великий Новград,/ имея мощи твоя в себе, святителю Иоанне,/ яко солнечныя лучи испущающия,/ и подающия исцеления, притекающим с верою к тебе./ Молися Христу Богу, избавити град сей невредим от варварскаго пленения,/ и междоусобныя брани, и огненнаго запаления,/ святителю Богомудре и чудоносче,/ небесный человече, и земный ангеле:/ да сошедшеся любовию в память твою,/ светло празднуем, в песнех и пениих радующеся,/ и Христа славяще, тебе таковую благодать даровавшаго исцелений,/ и великому Новуграду заступление и утверждение.

Ин тропарь святителя Иоанна, архиепископа Новгородского глас 4

Господи Боже наш,/ творяй присно с нами по Твоему смотрению,/ не отстави милости Твоея от нас,/ но молитвами святителя Твоего Иоанна/ в мире устрой живот наш.

Кондак святителя Иоанна, архиепископа Новгородского глас 4

Возвеселися явленно Честная Церковь Христова,/ в память днесь приснословущаго святителя Иоанна,/ от великаго Новаграда возсиявшаго:/ и всю страну удивившаго преславными чудодеянии,/ и всеми добродетельми украсившагося./ И по преставлении бо честное тело его обретеся нетленно,/ источающее велия чудеса./ Темже зовем ему:/ о всеблаженне!/ Моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневского глас 4

Христу, нас ради с Небес сошедшему,/ последовал еси в подвизех твоих,/ Макарие, отче наш./ Егоже моли о нас, ублажающих тя,/ прощение прегрешений даровати нам,/ любовию же и смирением сердца наша озарити/ и спасти души наша.

Ин тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневского глас 4

Божественным желанием весь сам себе от юнаго возраста Господеви возложив,/ явился еси светильник светлый граду твоему,/ поучая всех истинней вере и житию богоугодному,/ священно-мучениче Макарие, Овручская похвало./ Сего ради, яко агнец непорочный, гонимый от распрелюбивых врагов,/ возшел еси во обитель Каневскую,/ идеже, яко пастырь добрый, душу твою положил еси за овцы твоя./ И ныне ко всечестней раце многоцелебных мощей твоих/ мы, грешнии, со умилением притекающе,/ дар исцеления приемлем, многострадальне:/ ты бо присно источаеши болящим здравие, печальным утешение/ и всем, чтущим тя, всякое исполнявши требование,/ моляся Христу Богу спастися душам нашим.

Ин тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневского глас 8

Ко всечестней раце многоцелебных мощей твоих,/ преподобномучениче Макарие,/ мы, грешнии, притекающе, дар исцеления приемлем:/ ты бо присно источаеши болящим здравие, печальным утешение/ и всех, чтущих тя, всякое исполнявши требование,/ молящеся Христу Богу спастися душам нашим.

Кондак преподобномученика Макария, архимандрита Каневского глас 4

Нетленною красотою смиреннаго жития твоего/ Бога на земли прославил еси/ и Божественный веры чистоту/ сохраняти люди научил еси,/ страдальческими же подвиги кончину прием,/ от Бога прославлен явился еси,/ преподобномучениче Макарие, отче наш.

Ин кондак преподобномученика Макария, архимандрита Каневского глас 2

Постническое и равноангельное житие твое/ страдальческими уяснил еси подвиги/ и Ангелом совсельник, Богоблаженне, явился еси, Макарие,/ с нимиже Христу Богу моляся не престай/ о всех нас.

Тропарь мученика Созонта глас 4

Мученик Твой, Господи, Созонт,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами/ спаси душы наша.

Кондак мученика Созонта глас 2

Истиннаго и Богомудраго мученика,/ страдальца благочестия искуснаго,/ сошедшеся днесь, велегласно восхвалим Созонта таинника благодати,/ исцелений дателя богатейшаго:/ молит бо Христа Бога о всех нас.

Тропарь преподобного Серапиона Псковского глас 8

Изрядством жития чистоту девства приим, Серапионе,/ и вся красная мира сего возненавидев,/ Христа Единаго возлюбил еси./ Сего ради во внутреннюю пустыню вселився и со зверьми живый,/ весь Христов спостник и друг Евфросина учителя твоего был еси,/ тем же и молим тя, поминай нас, чтущих святую память твою, да зовем ти:/ радуйся, пустынныя похвало, преподобне отче наш.

Кондак преподобного Серапиона Псковского глас 4

От высокоумия искус прийм смиренномудрия,/ благодатию Божиею явился еси рачитель, Богоносне Серапионе./ Желанием бо Божественный любве вжигаем,/ житейския молвы оставль,/ ревнитель учителю твоему Евфросину был еси,/ безмолвием и жестоким пребыванием последуя Христу:/ бдением же, и молитвою, и постом образ был еси спостником твоим;/ ныне же молися Господеви, Богоблаженне,/ спастися душам нашим.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Мк. 6, 1-7). «Откуда у Него это? что за премудрость дана Ему?» Так говорили назаретяне о Господе, знавшие прежнюю, незнатную Его жизнь. То же бывает со всеми, которые истинно последуют Господу. Кто строго держится пути Господня, тот после трудов, когда преодолеет все неправое в себе, изменяется весь, во всем своем составе: и взор, и походка, и речь, и держание себя — все носит печать особенной стройности и достоинства, хотя бы являющийся таким прежде был из самого низкого состояния и нисколько не образован. И приходится слышать: откуда у него это? Если же телесное и видимое так преобразуется, то что сказать о внутреннем и душевном, которое непосредственнее и ближе подлежит действию претворяющей благодати, и в отношении к которому внешнее служит только выражением и последствием? Как светлы о всем мысли, точны и определенны! Как верно суждение о сущем и бывающем! Взгляд его на все выше философского! А намерения, а действия, а предприятия? Все чисто, свято отсвечивается небесною светлостью. Это поистине новый человек! Образования не получил, в академиях лекций не слушал, и воспитания никакого не имел, а является благовоспитаннейшим и премудрым. Внимание к себе, труд чад собою, молитва и к Богу приближение все переделали благодатью Божиею, а как, никто этого не видит. Оттого и вопрос: «откуда у него это?»

(Мк. 6, 7-13). Господь, посылая на проповедь св. апостолов, повелел им ничего не иметь при себе. Одна одежда на плечах, сандалии на ногах,посох в руках — и все тут. И попечения ни о чем не иметь, вступая в труд этот словно они были всесторонне обеспечены. И действительно, апостолы были вполне обеспечены, без всякого внешнего обеспечения. Как же это устраивалось? Совершенною преданностью их в волю Божию; потому-то Господь так и устраивал, чтоб они не имели ни в чем нужд. Подвигал сердца слушавших проповедь, и те питали и покоили проповедников. Но апостолы не имели этого в виду и не ожидали ничего, а все предавали Господу. Оттого терпеливо сносили и если что встречалось неприятное. Одна у них была забота — проповедывать, и одна печаль, если не слушали  проповеди. Отсюда чистота, независимость, и многоплодность проповедания. И ныне бы так надобно, но немощь наша требует внешнего обеспечения, без которого мы и шагу не сделаем. Это, однако же, не укор нынешним нашим апостолам. Вначале они точно опираются на это обеспечение, но потом оно исчезает из головы, и они самым трудом своим возводятся в состояние богопреданности, с которого момента, надо полагать, и начинается настоящая плодоносность проповеди. Богопреданность высшая степень нравственного совершенства, и не вдруг до него доходят, как только познают цену его. Оно само приходит после трудов над собою.).

День за днемъ. Краткие духовные размышления на каждый день

Прекрасное душеполезное чтение для любой православной семьи. «Пребудьте во Мн, и Я въ васъ. Какъ втвь не можетъ приносить плода сама собою, если не будетъ на лоз: такъ и вы, если не будете во Мн». (Iоан. 15, 4)

Въ отдльности никакой человкъ не можетъ достигнуть величiя, онъ становится великимъ лишь по отношенiю къ другой жизни, лишь «теряя свою жизнь, чтобы сберечь ее». [Мат. 10, 39].

Въ чемъ заключается величiе патрiотизма, филантропiи? Въ томъ, что ни то, ни другое не вемщаетъ отдльныхъ личностей, все поглощено любовiю ко всему человчеству, личность чловка исчезаетъ въ одномъ общемъ деле.

Дйствительно, каждый изъ насъ только начинаетъ жить тогда, когда онъ умираетъ для себя. «Втка не можетъ приносить плода сама собою, если не будетъ на лоз». Одно самозабвенiе возвышаетъ душу; мы часто говоримъ о томъ, что надо себя забыть, но вопросъ въ томъ, какимъ образомъ мы этого достигнемъ? Хотимъ ли мы забыть о себ, умирая, или рождаясь къ новой жизни? — Можно забыть о себ и о своемъ гор, одурманивъ себя наркозомъ, но это ничто иное, какъ ядъ, и въ такомъ средств одно малодушiе. Но есть самозабвенiе, есть уничтоженiе боли, достигаемое только живой силой, силой любви, которая заставляетъ насъ, забывая о себ, помнить лишь о другихъ. О душа моя, прилпись къ лоз, войди всецло въ другую жизнь, въ Его жизнь, сдлайся членомъ Его тла, проникнись Его духомъ. Пусть молитва Господня сдлается твоею молитвою, молись чтобы святилось Имя Его, чтобы совершалась Воля Его, чтобы водворилось Царство Его, чтобы человчество было избавлено отъ лукаваго, чтобы грхъ, былъ побжденъ силою любви. Тогда, забывая о себ, въ постоянномъ созерцанiи Христа Спасителя, ты достигнешь того блаженства, которое приготовилъ Господь любящимъ Его.

Публикуется по изданию 1908 года

Проповедь во Вторник 15-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Дягилева

Pages: 1 2 3

Память чуда, совершенного Архистратигом Михаилом в Хонех

фото иконок кликабельны Чудо в Хонех с четырьмя предстоящими святыми на полях

Чудо в Хонех с четырьмя предстоящими святыми на полях

Центральная Россия, конец XVII - начало XVIII века. Дерево, левкас, темпера, сусальное золото. 31,4х26,6 см. Иконография сюжета посвящена одному из событий деяний Архистратига Михаила, во время которого он спас подвижника Антипа и храм, который должны были затопить язычники, пустив в одно русло потоки двух рек. Место, в котором свершилось Спасение, получило название Хоны (расщелина). На иконе изображен Архангел Михаил, пускающий вспять речные потоки. Справа от него под сенью храма представлен святой Архип. Характерной особенностью данного иконографического сюжета является изображение язычников, падающих в горную расщелину, олицетворяющее символ победы христианства над язычеством. Праздник воспоминания чуда Архистратига Михаила в Хонех приходится на 19 сентября.
Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Россия, XV век, холст, темпера. 24 х 19 см Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Россия, XVII век, дерево, темпера. 125 х 99 см Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей

Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хнех (Колоссах).

Египет, XII век, дерево, темпера, 37,5 х 30,7 см Архангел Михаил изображен в сложном пространственном движении, восходящем к открытиям древнегреческой пластики. Утонченное благородство типа, удлиненные пропорции фигуры, изысканный рисунок одежд, сгармонизированный колорит, основанный на высветленных тонах, - все говорит за то, что перед глазами иконописца были самые лучшие образцы константинопольского искусства второй половины XII века. По контрасту св. Архипп показан в совершенно застывшей позе усиленного моления и созерцания чуда. Строгие цвета его монашеских одежд также противоположны колориту архангельских одеяний. Столпообразность фигуры отшельника подчеркнута формой храма, который представлен в виде башни с неестественно огромным входом, служащим своего рода рамой для образа св.Архиппа. Икона написана на сюжет одного из самых известных чудес архангела Михаила, память которого отдельно праздновалась византийской Церковью 6 сентября. Согласно ранневизантийскому "Сказанию о чуде", отредактированному в X веке Симеоном Метафрастом, в Колоссах, или Хонах, в малоазийской области Фригия находился храм архангела Михаила, при котором с детства жил отшельник Архипп, посвятивший себя заботе о храме. Язычники решили уничтожить почитаемое христианское святилище. Для этого они соединили две реки в одно русло и направили на церковь. Однако усилиям тысяч язычников противостояла пламенная молитва св. Архиппа, не прекращавшаяся в течение всех десяти дней, пока велись работы. В последний момент, когда "сокрушающий скалы" поток уже пошел на храм, с небес явился архистратиг Михаил, который ударом жезла открыл расселину, поглотившую всю воду. На месте расселины возник чудотворный источник, святая вода которого исцеляла многочисленных больных. Главная идея сказания, как и написанной на его сюжет иконы, состоит в прославлении предводителя небесных сил. Образ св. Архиппа олицетворял действенную силу отшельнической молитвы, способной противостоять превосходящим силам неверных. В эпоху создания иконографического типа широкой известностью пользовались целебный источник и чудотворная расселина в Хонах. Поэтому в центре оригинальной композиции иконы показан водяной столп, вызывавший воспоминание не об усилиях язычников, но о почитании священной воды и месте христианского паломничества. Такимобразом в композиции присутствует как бы три иконы: архангела Михаила, преп. Архиппа и чудотворного источника, каждая из которых подтверждена специальной греческой надписью ("Чудо в Хонах", "Архангел Михаил Хониат" и "Архипп"). Храм , на ступенях которого стоит св. Архипп, равно как необычный пластинчатый купол, решетчатые окна и часть украшенной стены, имеют также и символический смысл. Они позволяют предполагать, что на иконе изображен не конкретный храм в Хонах, но идеальный образ Церкви как воплощенного Небесного Иерусалима, в котором обретет спасение святой отшельник. Небольшие размеры и характер изображения на иконе позволяют относить ее к так называемым поклонным образам , которые в деньпразднования выкладывались на особом аналое-проскинетарионе в центральном нефе Синайской базилики. С таким использованием иконы могла быть связана некогда пространная, а сейчас практически нечитаемая надпись на верхнем поле иконы, вероятнее всего, воспроизводящая фрагменттекста службы этого праздника.
Чудо Архистратига Михаила в Хонех Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Православный календарь 19 сентября ( 6 сентября ст. ст.)

  • 19.09.11, 04:21
В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Воспоминание чуда святого Архистратига Михаила в Хонех (Колоссах) (IV).

Cвятого Ромила и с ним 11000 воинов (ок. 107-115). Cсвятого Евдоксия , Зинона и Макария и с ними 1104 воинов (311-312). Cвященномученик Кирилла, епископа Гортинского (III-IV). Преподобного Давида Святых мучеников Кириака, Фавста и Авива, и с ним 11-ти мучеников вя(ок. 250) Священномченика Димитрия пресвитера (1918). Священномчеников Константина, Иоанна, и Всеволода пресвитеров (1937). Преподобного Архиппа (IV). Арапетской икон Божией Матери. Киево-Братская икона Божией Матери (1654)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы Тропарь Архангела Михаила глас 4 Небесных воинств Архистратиже,/ молим тя присно мы, недостойнии,/ да твоими молитвами оградиши нас/ кровом крил невещественныя твоея славы,/ сохраняя нас припадающих прилежно и вопиющих:/ от бед избави нас,// яко чиноначальник вышних сил.

Кондак Архангела Михаила глас 2

Архистратиже Божий,/ служителю Божественныя славы,/ Ангелов начальниче и человеков наставниче,/ полезное нам проси и велию милость,// яко безплотных Архистратиг.

Тропарь священномученика Кирилла, епископа Гортинского глас 3

Гласом божественным от темницы изведен,/ в Риме братию в божественней вере утвердил еси,/ и, от Ангела глаголы приим о святительстей пастве,/ во страдании своем паки гласу с Небесе сподобися,/ богоповеленный святителю и страдальче Кирилле,/ моли за души наша.

Кондак священномученика Кирилла, епископа Гортинского глас 3

Видев себе ради темничныя двери отверсты в полунощи/ и идолы сокрушены,/ и Гортинскую паству святительскую,/ от Бога повеленную, добре упас,/ и по Христе надеждно пострадав,/ священномучениче Кирилле,/ молися за чтущия тя.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Гал. 2, 11-16; Мк. 5, 24-34). У кровоточивой, только лишь прикоснулась она с верою к Господу, и изошла к ней сила от Господа, «тотчас иссяк у ней источник крови». Кровотечение — образ страстных мыслей и замыслов, непрестанно источаемых сердцем, еще не очистившимся от всякого сочувствия к греху; это наша греховная болезнь. Ощущается она теми, которые покаялись и возревновали держать себя чистыми не внешне только, но внутренне. Такие видят, что из сердца непрестанно исходят помышления злые, и болят о том, и ищут врачевания себе. Но врачевания этого нельзя найти ни в себе, ни в других; оно от Господа, именно, когда душа коснется Господа и от Господа изойдет сила в душу, другими словами, когда произойдет ощутительное общение с Господом, которое свидетельствуется особою теплотою и горением внутренним, когда, говорю, это совершится, тотчас душа ощущает, «что исцелена от болезни». Благо великое; но как его достигнуть? Кровоточивая протеснилась к Господу и получила исцеление; и нам надо протесняться к Господу, идти неленостно теснотою подвигов внутренних и внешних. Идущему так все тесно, все тесно и Господа не видно, а потом вдруг тут и есть Господь. И радость! Царствие Божие не приходит с усмотрением. . .

День за днемъ. Краткие духовные размышления на каждый день

Прекрасное душеполезное чтение для любой православной семьи.

«Какъ утшаетъ кого либо мать его, такъ утшу Я васъ».(Ис. 66, 13).

Въ любви матери, столь естественной, столь знакомой каждому изъ насъ,Господь олицетворяетъ для насъ любовь Свою ко всему человчеству. Въ своей безконечной любви, — «Онъ печется о насъ» [1 Пет. 5, 7] и въ этомъ самомъ попеченiи Онъ посылаетъ намъ скорби и испытанiя. Какая любящая мать не принуждаетъ себя иногда огорчать своего ребенка, подвергая его наказанiю, или лишая удовольствiя, когда она знаетъ, что такое лишенiе должно послужить ему въ пользу? Ребенокъ плачетъ, его маленькое горе кажется ему невыносимымъ, несправедливымъ, и сердце матери болитъ при вид этого горя, но, имя въ виду благо ребенка, которое для нея дороже всего на свт, она тверда въ проведенiи своихъ мръ. О, какъ часто, въ нашемъ гор, мы бываемъ похожи на безразсудныхъ дтей! Мы плачемъ безутшно, намъ кажется, что посланное намъ страшное испытанiе могло бы миновать насъ, что оно выше нашихъ силъ, и мы не сознаемъ того высшаго блага, которое мы имъ прiобртаемъ для вчности. Наврное, любящiй Господь, въ Своемъ безконечномъ милосердiи, жалетъ насъ не меньше, чмъ самая нжная мать; несомннно и для насъ придетъ часъ, когда «печаль наша обратится въ радость». [Iоан. 16, 20]. Мы поймемъ тогда, что «временныя страданiя наши ничего не стояли въ сравненiи съ той славой, которая откроется въ насъ». [Римл. 8, 18].

Публикуется по изданию 1908 года Проповедь в понедельник 15-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Глебова

Проповедь в понедельник 15-й седмицы по Пятидесятнице иерея Константина Костромина

Pages: 1 2 3