Православный календарь на 2 октября (19 сентября по ст. ст.)
- 02.10.11, 04:27
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Великомученика Евстафия Плакиды , жены его Феопистии и чад их Агапия и Феописта (ок. 118).Мучеников и исповедников Михаила, кн. Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев (1245) Священномученика Феоктиста Смельницкого пресвитера (1937 Священномученика Александра Тетюева пресвитера (1937). Преподобного кн . Олега Брянского (ок. 1285). Собор Брянских святых. Новосщмч. Анатолия, архиеп. Иркутского (1925). Мч. Иоанна, испов., Египетского и иже с ним 40 мчч. Новомч. Илариона Критского, Афонского (1804) (Греч.). Прпп. Феодора,Евпрепия, Анастасия и другого Анастасия, учеников св. Максима Исповедника. Мчч. Артемидора и Фалоса (Греч.). Свт. Мелетия, Кипрского (Греч.). Прп. Кир Иоанна, Критского (Греч.). Св. Евстафия архиеп. Солунского (1194).
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!Молитвы
Тропарь мучеников и исповедников Михаила и Феодора глас 4 Жизнь вашу мученически совершивше,/ исповедания венцы украсившеся, к Небесным востекосте,/ Михаиле премудре с доблим Феодором,/ молите Христа Бога/ сохранити oтечество ваше,/ град же и люди,// по велицей Его милости.
Ин тропарь мучеников и исповедников Михаила и Феодора глас 3Блаженнии апостоли равночестнии,/ прияли есте венец от Христа,/ занеже того достоини Михаиле Богомудре и Феодоре дивне,/ мир мирови испросите,/ и душам нашим велию милость.
Кондак мучеников и исповедников Михаила и Феодора глас 8Царство земное в ничтоже вменив,/ славу, яко преходящую, оставил еси,/ самозван пришед к подвигом,/ Троицу проповедал еси пред нечестивым мучителем,/ страстотерпче Михаиле с доблим Феодором,/ Царю сил предстояще,/ молите без вреда сохранити Отечество ваше, град же и люди,// да вас непрестанно почитаем.
Ин кондак благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора глас 2Вышних ища, нижняя оставил еси,/ колесницу на Небеса кровь свою сотворил еси,/ тем собеседниче первомучеником бысть, Михаиле и Феодоре,/ с ними же Христа Бога моля непрестанно за вся ны.
Тропарь благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора глас 8Троичнаго Божества осиянием просветився,/ страстотерпче великий княже Михаиле,/ с премудрым болярином ти Феодором,/ самозванна к подвигом устремистася,/ сквозе огнь не идоста,/ кусту же и идолом не поклонистася, но оплеваста/ и нечестиваго царя обличиста,/ Христа же Единаго от Троицы Бога Суща исповедаста./ И того ради кровей своих струями обагристася, славная./ Темже и венца от Него победная прилета,/ и нас свыше назираета,/ молим ва, святая, молите Того,/ яко да вашими молитвами избавит нас от всяких обстоящих ны зол/ и подаст нам вся благая,/ Иже Един Сый прославляемый во святых Своих.
Ин кондак благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора глас 2Верою укреплыыеся, святии, мучения претерпесте/ и кровьми своими погаснете пламень сопротивных безбожия,/ Христа же исповедаете, с Отцем и Духом,/ Михаиле и Феодоре, Его молите за всех нас.
Ин кондак благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора глас 3Яко светило в Руси возсиявше, мучения лучами славными отразисте, страстотерпцы славнии, Михаиле и Феодоре, тем вопиясте:/ ничтоже нас отлучит от любве Христовы.
Тропарь великомученика Евстафия и иже с ним глас 4Мученицы Tвои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Tвою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Tех молитвами// спаси души нaша. Кондак великомученика Евстафия глас 2 Страсти Христовы яве подражав/ и Сего испив усердно чашу,/ общник, Евстафие, и славы снаследник был еси,/ от Самаго всех Бога// приемля с высоты божественное оставление.
Тропарь преподобного и благоверного князя Олега Брянского глас 8От юности возлюбив Христа всем сердцем, преподобне / славу земную, яко преходящу, оставил еси / и царство земное в ничтоже вменивше, / лику инок радостно причелся еси / и труды многими град Брянск, аки солнце пресветло, озарил еси: / тем, быв Троицы украшение, моли, княже Олеже, Христа Бога, спастися душам нашим.
Ин тропарь мучеников и исповедников Михаила и Феодора глас 3Блаженнии апостоли равночестнии,/ прияли есте венец от Христа,/ занеже того достоини Михаиле Богомудре и Феодоре дивне,/ мир мирови испросите,/ и душам нашим велию милость.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года(Еф. 1, 22-2, З; Мк. 10, 46-52). Слепец Иерихонский, узнав, что Господь мимо идет, возвысил голос свой. Вопль его дошел до Господа; ничто окружающее Господа не могло помешать сему слышанию, и Господь, подозвав слепца, возвратил ему зрение. И во всякое время и во всяком месте Господь не мимоходит только, но есть; Он всем миром правит. Судя по человечески, значит, у Него много забот; притом и сонмы ангелов окружают Его с своими славословиями. Но если ты сумеешь возвысить голос свой, подобно Иерихонскому слепцу, ничто не помешает воплю твоему дойти до Господа; Он услышит и исполнит прошение твое. Дело не за Господом; и Сам Он близ, и все тебе нужное уже готово у Него; остановка за тобою. Сумей возвысить голос в меру услышания Господня и тотчас все получишь. Какая же это мера? Вера, упование, преданность в волю Божию. Но и эти меры имеют свои меры. Какие же должны быть эти меры? Спроси у того, кто молился и получал просимое; он скажет тебе: «молился я о том-то и о том-то получил по прошению; теперь мне нужно то-то, молюсь и не получаю, и знаю почему: потому что никак не могу взойти в ту меру молитвы, какая была у меня прежде». Выходит, что меру эту нельзя определить с буквальною точностью. Одно только определенно верно, что дело стоит за нами. а не за Господом. Как только дойдешь до способности принять, непременно получишь.
(Лк. З, 19-22). Ирод — образ раздраженного самолюбия, от встревожения совести обличениями правды, чающего избавиться от этой неприятности насилием. Иоанн Предтеча — образ правды, гонимой самолюбием, когда оно обладает средствами к тому. Как ни умягчай правды снисхождением и оборотами речи, какие может изобретать нежность любви, не желающей наносить другому уязвление в сердце, лик правды предстанет перед очами совести, и там, внутри, подымает бурю обличения. Самость недальновидна и не может различить, что обличение не совне, а внутри, и всею своею силою восстает на внешнего обличителя. Заградив ему уста, она чает заглушить и внутренний голос. Не успевает, однако; не туда обращается забота. Надо совесть умиротворить; тогда, сколько ни будь внешних обличителей, мира внутреннего они не нарушат, а разве только углубят его, заставив собрать внутри успокоительные убеждения, -веру в распятого Господа, искренность покаяния и исповеди, и твердость решения не делать ничего против совести. Вот куда обратись, а Иоаннов всех не пересажать в темницы; ибо слово правды Божией всюду ходит по земле, и всякое из них для тебя Иоанн — обличитель.День за днемъ. Краткие духовные размышления на каждый день Прекрасное душеполезное чтение для любой православной семьи.
«Господи! если что Ты, повели мн придти къ Теб по вод». (Мат. 14, 28).Вотъ какъ вступаетъ человкъ на чудесный, непостижимый путь веры. Сперва должно быть повеленiе отъ Него: «Повели мне». Да, и мы имемъ Его повелнiе, — жить по духу. Приняли ли мы решимость его исполнить и вступить на этотъ путь? Вотъ безопасный путь и верная цель. Лежитъ ли передъ нами жизнь или смерть, деятельность или страданiе, лишь бы путь лежалъ прямо къ Нему, вотъ что важно. Многiе умирающiе, быть можетъ, въ эту минуту взываютъ къ Iисусу, черезъ темныя глубокiя воды: «Повели мне придти къ Тебе по воде». И Онъ отвчаетъ: «Иди». — Итакъ, смотри, чтобы тебе идти по Его повеленiю, и прямо къ Нему. И тогда не бойся, если придется поставить ноги на то, что повидимому не можетъ поддержать ихъ, где нетъ, какъ кажется, почвы, и оне должны погрузиться. Придется вступить на неверный путь, ходить по воде, по волнамъ подвижнымъ, надъ бездной, готовой поглотить насъ. Это испытали многiе; они знаютъ что значитъ вступить по слезнымъ водамъ, не ведая куда идешь. Не смотри внизъ, не смотри на шаткую колеблющуюся почву, а взирай на Начальника и совершителя веры Iисуса. — Какое блаженство после долгаго пути по бурнымъ волнамъ земнымъ, стать наконецъ твердо на «стеклянномъ море» небесномъ! [Откр. 15, 2]. Чистая гладкая поверхность не омрачится отраженiемъ нашего образа, греховная тень не ляжетъ на безмятежныя воды, ибо мы сами будемъ непорочны, на веки избавлены отъ греха. «Иди!», говоритъ Iисусъ Петру. Не взываетъ ли къ намъ и ныне это же слово: «иди»? Оно взываетъ, съ каждой страницы Писанiя, изъ устъ прославленныхъ святыхъ, прежде всего изъ устъ Самого Христа; и если Онъ отнимаетъ у насъ лодку нашу, потому что мы за нее держались и не хотли ее оставить, чтобы идти къ Нему, — о, пусть Онъ делаетъ что хочетъ, и какъ хочетъ!
Господи, Ты взываешь: «Иди!»; путь неясенъ, вода глубока, почва колеблется подъ ногами, но не могу устоять противъ Твоего призыва: иду, да исполнится Твоя воля, и овладеетъ мною Твоя любовь! Публикуется по изданию 1908 года Проповедь в понедельник 17-й седмицы по Пятидесятнице, протоиерея Александра Глебова