Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В этот день:
Священномучеика Киприана, мц. Иустины и мч. Феоктиста (304).
Блаженного Андрея, Христа ради юродивого (936).
Праведного Феодора Ушакова (1817).
Мучеников Давида и Константина, князей Арагветских (740).
Благоверной кн. Анны Кашинской (1338).
Преподобного Кассиана Угличского (1504).
Священномученик Киприан
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы
Тропарь священномученика Киприана и мученицы Иустины глас 4
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход:/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Киприане,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак священномученика Киприана и мученицы Иустины глас 1
От художества волшебнаго обратився, богомудре,/ к познанию Божественному,/ показался еси миру врач мудрейший,/ исцеления даруя чествующим тя, Киприане со Иустиною:/ с неюже молися Человеколюбцу Владыце// спасти души наша.
Тропарь блаженного Андрея, Христа ради юродивого
Глас апостола Твоего Павла услышав, глаголющ:/ мы юроди Христа ради,/ раб Твой, Андрей, юрод бысть на земли/ Тебе ради, Христе Боже./ Темже ныне память его почитающе,/ Тебе молимся, Господи, спаси души наша.
Кондак блаженного Андрея, Христа ради юродивого глас 4
Во юродство претворився волею,/ мира сего красоты отнюд возненавидел еси,/ плотская мудрования увядил еси постом и жажд ею, и зноем,/ и студению мраза,/ от дождя и снега, и от прочия воздушныя тяготы никогдаже уклонився,/ очистил еси себе, яко злато в горниле,/ Андрее блаженне.
Ин тропарь преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца глас 4
Ветхаго Рима имея воспитание,/ державу отечества своего, град Мангупский, оставль,/ и нивочтоже вменил еси княжение/ и славу маловременную суетнаго века Христа ради,/ и паче земнаго богатства избра богатство себе Небесное и славу вечную/ возвысив ум свой к Богу,/ и житие свое со Ангелы вожделел еси восприяти,/ промышлением Божественнаго разума направляемь,/ и Богоспасаемаго Углеча града достигл еси,/ и близ в пределех области его, над Волгою рекою, в пустыню вселився,/ и
обитель преславну в честь Божия Матере воздвигл еси,/ и в ней тело свое предложив, яко дар освящен./ Тем молим тя, отче Кассиане,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.
Ин тропарь преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца глас 4
Днесь пресветло красуется славнейший Углеч град,/ церковь же Божия Матере вельми радуется,/ имеющи многоцелебныя в себе мощи великаго чудотворца,/ преподобнаго Кассиана, возсиявшаго от Рима,/ якоже солнце, всему миру, издалеча просвещающаго верных сердца,/ имже украси Бог
церковь Матере Своей./ Темже ныне молим тя:/ буди покровитель и заступник непобедимый/ от всяких бед граду нашему/ и всем верным хранилище,/ притекающим в дом Божия Матере и кланяющимся тебе,/ преподобне угодниче Христов Кассиане,/ моли Христа Бога спастися душам
нашим.
Ин тропарь преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца глас 4
Днесь град Углеч тобою хвалится,/ в концех бо его пресветло, яко велие солнце, возсиял еси/ и чудесы твоими вся озарил еси,/ и ныне молися Господеви,/ Кассиане преподобне,/ за град Углеч и обитель сию,/ и всяк град, и страну, и люди,/ иже верою тебе почитающия,/ и о спасении душ
наших.
Кондак преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца глас 8
Яко светозарная звезда, пришел еси от востока на запад,/ оставль отечество и княжение твое Христа ради,/ и в царствующий град Москву пришел еси,/ и, промышлением Божественнаго разума направляемь,/ Углеча града достигл еси,/ и, близ его, над Волгою рекою, в пустыни Учме
вселився,/ обитель сотворил еси, и церковь созда,/ и созва монахов во спасение;/ с нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне отче Кассиане.
Кондак преподобного Кассиана Угличского глас 4
Якоже пресветлое солнце,/ возсия нам от Рима и к царскому граду достигл еси,/ преблаженне отче Кассиане,/ и Ангельски в Русстей земли пожил еси,/ и древних постник на высоту воздержания востече,/ и в пустыни Учме, близ Богоспасаемаго града Углеча,/ обитель преславну иноком , во
спасение сооружи,/ и храм благолепен Пречистей Богоматери Духом Божиим уясни,/ и в ней тобою Бог прославляется,/ и ныне молитися Господеви не престай о стаде своем,/ иже многими поты и труды стяжал еси/ избавити его от всех обстояний лукаваго,/ и от всяких скорбей и бед невредиму
сохранитися,/ и нам, рабом твоим, грехов прощение молитвами твоими получити,/ и граду твоему Углечу от напастей всяческих/ и находящих падений, гневом Божиим праведным, свободитися умоли,/ преподобне и Богомудре отче Кассиане.
Кондак преподобного Кассиана Угличского глас 5
Яко многосветлая звезда,/ возсиял еси в Русстей земли, отче Кассиане,/ и яко богатство драгоценнаго бисера/ прийде к нам от ветхаго Рима/ и дошед Богоспасаемаго града Углеча,/ и близ его Божественным смотрением/ обитель всечестну возградил,/ и церковь Матере Божия чудновидну созда,/ и созва инок множества,/ с ними же молися Христу Богу/ избавити град сей от варварскаго пленения,/ и междоусобныя брани, и огненнаго запаления невредима соблюди,/ преподобне и Богомудре отче Кассиане.
Тропарь великой княгини Анны Кашинской глас 3
Днесь восхваляем тя, преподобная мати,/ великая княгине инокине Анно:/ яко бо лоза плодовита посреде терния,/ процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми,/ всех удивила еси чудным твоим житием,/ темже Христу Богу угодила еси,/ и ныне, радующися и веселящися,/ пребывавши с
лики преподобных жен,/ наслаждающися райския красоты и веселия./ Молим убо тя:/ моли о нас Человеколюбца, Христа Бога нашего,/ даровати нам мир и велию милость.
Ин тропарь великой княгини Анны Кашинской глас 4
Просветившися Божественною благодатию, преподобная,/ и правостию умною душу твою привязавши в любовь Христову,/ тленныя, и красныя, и временный нивочтоже вменила еси./ Крестным знамением на мысленный враги мужески вооружившися,/ постническими подвиги, постом и молитвами/ углие страстей угасила еси, достославная Анно,/ и по смерти источавши благодать
притекающим к мощем твоим./ И ныне, в Небеснем чертозе с мудрыми девами предстоящи Христу,/ моли о нас, почитающих святую память твою.
Кондак великой княгини Анны Кашинской глас 4
Яко пресветлая звезда,/ явилася еси в Российстей земли, во граде Кашине,/ преподобная мати Анно,/ во всех благочестивых и верных женах,/ аки крин, процвела еси чистым и непорочным твоим житием,/ во инокинях же совершенными твоими труды и подвиги,/ и возшла еси к Вышнему граду,
радующися и веселящися,/ яко добре совершивши твое течение,/ и ныне честныя твоя мощи,/ аки бисерие драгое, явишася,/ на исцеление всем, приходящим с верою./ Тем и вопием ти:/ радуйся, всекрасная душею,/ и моли Христа Бога/ о спасении душ наших.
Ин кондак великой княгини Анны Кашинской глас 8
Скоропослушную помощницу, вси, сущии в бедах,/ благочестно воспоем, Анну святую,/ днесь любовию сошедшеся во обретение честных мощей ея./ Воспоем песнь Единому в Троице Богу, радующеся,/ сподобльшему нас видети пречистое сокровище честных мощей ея:/ от мног бо лет сокровены быта,/ напоследок же нам явлены/ и источают многа и различна исцеления./ Яко да
молитвами ея к Богу/ от всяких находящих зол избавимся,/ радостною душею и веселием сердца благодарная воспоем, глаголюще:/ радуйся, утверждение граду нашему.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Лк. 5, 17-26). «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он расслабленному: тебе говорю, встань, возьми постель твою и иди в дом твой». Отпущение грехов чудо внутреннее, духовное; исцеление от расслабления — чудо внешнее, естественное действие Божие на мир, вместе с тем физическое. Этим событием оправдывается и утверждается привтечение силы Божией и в порядке мира нравственного, и в течении явлений мира физического. Последнее в видах первого, ибо в нем цель всего. Господь не наcилует свободы, а вразумляет, возбуждает, поражает. Лучшее к тому средство — чудо внешнее. Быть ему положено тогда, когда было положено быть разумной твари, управляющейся свободою. Эта связь так существенна, что
отвергающие сверхъестественное действие Божие на мир, вместе с тем отвергают и свободу человека, в сознании, что последняя необходимо вызывает первое; и наоборот, иcповедующие истину воздействия Божия в мире, поверх естественного течения явлений, могут смело им говорить: мы чувствуем, что мы свободны. Сознание свободы также сильно и неотразимо, как сознание бытия. Свобода же неотложно требует непосредственных промыслительных Божиих действий: следовательно, и их признание также твердо стоит, как сознание свободы.
День за днемъ. Краткие духовные размышления на каждый день
Прекрасное душеполезное чтение для любой православной семьи.
«И понудилъ Iисусъ учениковъ Своихъ войти въ лодку, и отправиться прежде Него на другую сторону». (Мат. 14, 22).
Вероятно, такое повелнiе Спасителя, показалось ученикамъ страннымъ. Привыкшiе всегда быть съ Iисусомъ, имея возможность постоянно делиться съ Нимъ мыслями, поверять Ему свои заботы и соменнiя, они быть можетъ и не сознавали, насколько тяжело будетъ имъ лишиться этого дорогого
присутствiя. Ученики испытали на себе уже не разъ нежную заботливость Спасителя, но они еще не сумели оценить ее по достоинству. Такъ и мы обыкновенно не ценимъ то счастье, которымъ пользуемся постоянно. И тутъ Господь избралъ ночную тьму, чтобы тронуть сердца, которыя остались
равнодушны, при радостномъ свете солнца. Теперь, среди бури, имъ предстояло испытать весь ужасъ одиночества, всю бездну человческаго безсилiя, и они должны были постигнуть наконецъ, что избавленiе можетъ придти только отъ Господа, что Онъ Одинъ долженъ преобладать въ нашихъ
сердцахъ, и господствовать надъ нами. И Онъ, знающiй все, что ихъ ожидало, посылаетъ ихъ, одинокими, во тьме ночной, въ разразившейся буре, не изъ равнодушiя или безпечности, но отъ полноты Своей любви, имея въ виду одно ихъ благо.
Однако Онъ-же сказалъ: «И когда выведетъ Своихъ овецъ, идетъ передъ ними». — Какъ же согласовать это обещанiе съ тмъ, что происходило съ Апостолами въ четвертую стражу ночи. Его общанiя никогда насъ необманутъ, но Его мера и наша, очень различны, и Господь иногда очень близокъ къ Намъ и тогда, когда мы Его не видимъ. Посылаетъ ли тебя Господь подчасъ одного, среди мрака и неизвстности, внимаешь ли ты этому голосу, не зная почему ты посланъ, не понимая ничего, кром того, что Господь такъ велитъ. Случалось ли тебе, смело продолжать твой путь,не видя передъ собой Господа твоего, и удивляясь тому, что препятствiя исчезаютъ какъ бы сами собой, затрудненiя сглаживаются, и тебя встречаетъ неожиданный успхъ. На этотъ разъ Апостолы, вроятно, и не поняли, почему Господь отослалъ ихъ. Хотелъ ли Онъ удалить ихъ отъ соблазна, или же отнять у нихъ трудъ, который они исполняли неохотно, — можетъ быть и то и другое. Неужели не приходилось тебе тяготиться обязанностями, исполнять ихъ неохотно, безъ любви, безъ увлеченья, и очутиться вдругъ, съ пустыми руками, пораженнымъ, ошеломленнымъ ударомъ, который у тебя отнялъ дотоле нелюбимый тобою трудъ.
Но после перваго порыва неудовольствiя, ученики вероятно наслаждались отдыхомъ и тишиной, и темъ радостнымъ сознанiемъ, что работа дня окончена, и что Господь Самъ посылаетъ ихъ на отдыхъ. Не долго продолжалось ихъ спокойствiе, скоро поднялся ветеръ, началась буря, «и лодку било волнами, потому что ветерь былъ противный». [Мат. 14, 24]. Такъ, одинъ часъ, внезапно, непонятно для насъ самихъ, иногда изменяетъ и для насъ целую жизнь, и въ одно мгновенiе исчезаютъ все наши надежды.
Они погибали, а Спаситель былъ далеко. Онъ ихъ отпустилъ безъ Себя, въ опасный путь. Можемъ ли мы удивляться, что вера учениковъ поколебалась.
О, ты усталый путникъ, изнемогающiй среди бури житейской, когда тебе кажется, что Господь тебя покинулъ, вспомни: «И увидлъ ихъ бедствующихъ въ плаванiи». [Марк. 6, 48]. Онъ, для Котораго ночь светла какъ день, Онъ смотрелъ на нихъ, виделъ страхъ и смущенiе овладевшее ими, видлеъ ихъ трепетъ, внималъ ихъ отчаянному воплю. Онъ увиделъ ихъ «бедствующихъ», почему же Онъ не поспшилъ тотчасъ къ нимъ на помощь.
Забылъ ли онъ о нихъ? — Нетъ. — Онъ за нихъ молился. Отъ него не ускользнуло ничего, что происходило въ той лодке, и Онъ молился о внутренней, духовной ихъ безопасности, Онъ предотвращалъ отъ нихъ не внешнее, а внутреннее крушенiе. Онъ зналъ, что для нихъ, какъ и для
насъ, тысячу разъ лучше испытать бурю и противный ветеръ, заставляющiе взывать къ Нему, чемъ тихое безмятежное плаванiе, среди котораго Спаситель нашъ забытъ. Онъ хотелъ спасти ихъ не отъ разъяренной стихiи, а отъ неверiя, легкомыслiя, ожесточенiя сердца. Не будемъ же бояться
бури, а будемъ помнить, что: «Господь предсталъ мне, и укрепилъ меня... и избавитъ меня Господь отъ всякаго злого дела и сохранитъ для Своего Небеснаго Царства». [2 Тим. 4, 18]. Онъ наблюдаетъ за нами, Ему известна наша борьба, наши безсильныя страданiя, наше отчаянiе; Онъ видитъ насъ,
бедствующихъ. Всю тяжесть нашего бремени Онъ беретъ на себя, и готовъ нести его съ нами. Забыть насъ Онъ никогда не можетъ. «Вотъ я начерталъ тебя на дланяхъ Моихъ». [Ис. 49, 16]. — «Только Онъ — твердыня моя, и спасенiе мое, убежище мое: не поколеблюсь». [Пс. 61, 7].
Публикуется по изданию 1908 года
Проповедь в субботу 18-й седмицы по Пятидесятницепротоиерея Александра Глебова
Pages: 1 2