В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Преподобный Евфимия Нового, Солунского (889).
Преподобномученик Лукиан, пресвитер Антиохийский (312).
Святитель Иоанн, еп. Суздальский (1373).
Сщмч. Лукиана Печерского, в Дальних пещерах (1243).
Святые мученики Сарвил и Вевея, сестры его (II).
Святитель Савин, епископ города Катаны в Сицилии (760).
Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (XIX).
Святителя Дионисия, архиеп. Суздальского.
Собор 23 новомучеников Минской епархии
Сщмч. Симеона пресвитера (1918).
Сщмч. Валериана Новитского пресвитера Телядовического (1930).
Сщмч. Димитрия пресвитера (1942).
Св. Афанасия исп., еп. Ковровского (1962).
Св. исп. Варсиса еп. Едесского (378).
Св. Теклы игумении Очесенфуртской (790) (Герм.).
Св. Аурелии Страсбургской (383) (Галл...).
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы
Тропарь преподобного Евфимия глас 8
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу:/ приим бо Крест, последовал еси Христу,/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней,// темже и со Ангелы срадуется, преподобне Евфимие, дух твой.
Кондак преподобного Евфимия глас 2
Волнений множества невлажно преходя,/ безплотныя враги струями слез твоих крепко погрузил еси,/ богомудре Евфимие преподобне,/ и, чудес дар прием,/ исцеляеши страсти всякия,// моли непрестанно о всех нас.
Тропарь преподобномученика Лукиана глас 4
Воздержанием постничества и мучения кровию/ ты, стяжав венец неувядаемый, священномучениче Лукиане,/ Антиохийская похвало,/ о нас моли Христа Бога,// творящих святую память твою.
Кондак преподобномученика Лукиана глас 2
В пощении первее просиявшаго,/ и во страдании второе светяща,/ вси, яко светило пресветлейшее,/ Лукиана песньми славно почтим,// молящаго непрестанно о всех нас.
Ин кондак преподобномученика Лукиана глас 4
Яко святитель благочестно пожив/ и священномучения венец прият,/ идольския жертвы погасил еси,/ добрый пастырь Христову стаду бысть, премудре Лукиане./ Сего ради тя почитаем, песньми вопиюще:/ от бед избави нас присно молитвами своими.
Тропарь святителей Иоанна и Феодора Суздальских глас 8
Яко апостолом единонравных учителей Суждальския страны,/ и целителей душ и телес премудрых,/ и служителей Богу благоприятных,/ к ракам честных мощей ваших притекающе,/ ублажаем вас, святителие Богоблаженнии, Феодоре и Иоанне,/ в песнех же и пениих, радующеся, славим Христа,/ даровавшаго вам благодать исцелений/ и граду нашему Суждалю великое в вас утверждение.
Тропарь святителя Иоанна, епископа Суздальского глас 8
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Суждалю пресветлый светильниче,/ святителем Богодухновенное удобрение, Иоанне премудре,/ учением твоим паству твою просветил еси;/ святителю блаженне,
моли Христа Бога спастися душам нашим.
Ин тропарь святителей Иоанна и Феодора Суздальских, древний глас 8
Яко апостолом единонравнии,/ и учителие Суждальстей стране,/ и целителие душам и телесем предобрии,/ и служителие Божий благоприятный,/ к ракам честных мощей ваших притекающе,/ святителю великий Иоанне и Феодоре Богоблаженнии,/ сошедшеся днесь, любовию память вашу светло празднуем в песнех и пениих,/ радующеся и Христа славяще,/ Иже таковую благодать даровавшаго исцелений/ и граду Суждалю великое утверждение.
Ин тропарь святителя Иоанна, епископа Суздальского глас 8
Управляя Церковь Божию Соборную и Апостольскую, / соблюдая заповеди Божия, / вельми добре упас стадо словесных овец; / зломысленным церковником молитвою своею прозрети повеле, / и научи, якоже прежде
святый Леонтий, / поспешник спасению Русския земли, учитель Ростовский, /прежде связа и паки благослови; / тако святый епископ Суждальский, / напастем, притекающим к тебе, избавниче, чудотворче Иоанне, / моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителей Иоанна и Феодора Суздальских глас 8
Б ожественных и пречестных святителей Христовых и чудотворцев Иоанна и Феодора,/ вернии, поюще, да ублажим, / яко днесь, в память их притекающе к ракам мощей их, / молим многообразных нас обстояний избавити, да вопием вам:/ радуйтеся, граду нашему и Церкви Христовей великое утверждение.
Кондак святителя Иоанна, епископа Суздальского глас 8
Богомудрым учением и святым житием,/ яко светильник, сиял еси в Церкви Божией;/ темже Божественнаго заступления сподобился еси,/ внегда ослепнути очесем злоумышленных клеветников твоих,/ ихже прозрети
сотворив молитвою твоею,/ вспять возвратился еси во град твой,/ и добре упасл еси стадо словесных овец;/ ихже чадом помогай и нам, молитвами твоими,/ святителю Христов Иоанне.
Ин кондак святителей Иоанна и Феодора Суздальских глас 8
Яко добродетелей учители,/ молитвами вашими подаете чтущим вас любовию/ добродетелей исправление/ и соблазнов избавление.
Тропарь священномученика Лукиана Печерского глас 4
И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси, Богодухновенне, в видения восход. Сего ради, Слово Истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Лукиане, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак священномученика Лукиана Печерского глас 4
Во священстве и иночестве благочестно пожив/ и мучения путь прошед,/ мучителя и бесовская полчища посрамил еси/, темнее, почитающе тя, тако вопием ти:/ от бед избави ны присно твоими мольбами, отче наш Лукиане.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Спорительница хлебов глас 3
Пречистая Дево Марие, Мати Царя небеси и земли,/ благоутробно призираеши на любящих Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и труждающихся во имя Его вечнаго ради спасения,/ и подаеши им вся обильно к наслаждению./
Спорительнице сущи хлебов им,/ избавляя их всякия нужды и утеснения,/ и устрояя им, рабом Твоим сущим, избавление вечныя муки и жизнь вечную.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Лк. 9, 12-18). Чудное насыщение народа в пустыне — образ насыщения верующих во св. причащение Пречистым Телом и Пречистой Кровью Господа. Господь сидит особо; народ рассажен рядами; апостолы посредствуют,
получают хлеб и раздают. Так и ныне: верующие все разделены на группы — малые частные церкви, в которых Господь, невидимо присутствуя, раздает Свое Тело и Кровь, через апостольских преемников. Как тогда апостолами,
так теперь преемниками их говорит Он: «вы дайте им есть». Как тогда, так и теперь народ верующий неотступно предстоит Господу в посте, слушании слова и молитвенном взыскании исцеления от грехов, когда готовится
приступить к Божественным Тайнам. Так предначатое в явлении Господа таинство продолжается доселе и будет продолжаться до скончания века. И в будущем веке будет своего рода причащение, ибо Господь обещает дать
вкусить от манны сокровенные и от древа животного (Апок. 2, 7 и 17). И в земном раю, для прародителей устроено было свое таинственное причащение — вкушение от древа жизни; в ветхозаветной же церкви образ его — вкушение пасхального агнца. Таким образом, таинственное причащение началось с родом человеческим, было и будет с ним во веки вечные, в разных видах, но одном значении — приискреннего общения с Господом; ибо «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1, 4). Созданным по образу Божию и надлежит быть в таком общении с Тем, «Который есть сияние славы и образ ипостаси Отчей»
День за днемъ. Краткие духовные размышления на каждый день
Прекрасное душеполезное чтение для любой православной семьи.
«Духъ Господень на Мне, ибо Онъ помазалъ Меня благовествовать нищимъ и послалъ Меня исцелять сокрушенныхъ сердцемъ, проповдывать пленнымъ освобожденiе, слепымъ прозренiе, отпустить измученныхъ на свободу. Проповдывать лето Господне благопрiятное». (Лук. 4, 18, 19; Ис. 61, 1,2).
И до сего дня служители Христа посылаются Имъ съ тою-же вестiю всему человечеству. Принявъ отъ Него эту проповедь, они должны также «проповедывать лето Господне благопрiятное». Господь, въ Своемъ милосердiи, не громитъ угрозами отступившихъ отъ Него грешниковъ, а посылаетъ имъ слова любви и прощенiя, открывая передъ ними путь къ небу.
Двери рая широко раскрываются для всякаго кающагося нелицемрно; можетъ войти и нищiй, богатство тамъ не требуется; можетъ войти и не ученый, наравне съ самымъ просвщеннымъ, если только онъ научился любить своего
Спасителя, и уповать на Него. Но это еще не все: проповдь обращается и къ «сокрушеннымъ сердцемъ»; много ихъ на этой несчастной земле и не перечислить все множество причинъ, сокрушающихъ сердца людей въ теченiи
ихъ жизни.
Знаешь-ли ты, читающiй эти строки, что значитъ сокрушенное сердце? Твоя скорбь изъ такихъ ли, которую не можетъ уетшить ни одно человческое слово? Твоя рана изъ техъ ли, которымъ нетъ исцеленiя? Живъ Тотъ, Кто сказалъ: «Прiидите ко Мне труждающiяся и обремененные и Я успокою васъ». [Мат. 11, 28]. «Я съ тобою, не смущайся, ибо Я Богъ твой: говорю тебе, не бойся, Я помогаю тебе»! [Ис. 41, 10, 13]. Живъ Спаситель, «взявшiй на Себя наши немощи и понесшiй наши болезни». [Ис.53, 4]. Онъ можетъ тебя утешить, дать тебе «слепому прозреть», — отпустить тебя «измученнаго на свободу». Но есть еще другого рода скорби, — скорбь о грхе, когда совесть пробуждается въ насъ. Царь Давидъ испыталъ это, Апостолъ Павелъ также, и все искренно кающiеся знаютъ эту гнетущую скорбь. Господь Одинъ можетъ дать намъ почувствовать весь ужасъ нашего греха, и тогда то, давъ намъ понять, что въ себе мы не найдемъ избавленiя отъ этого зла, Онъ указываетъ намъ на единственный источникъ исцеленiя. Мы понимаемъ, что для каждаго изъ насъ есть прощенiе и примиренiе черезъ кровь Iисуса Христа; для насъ пришелъ и пострадалъ Онъ, намъ возвещенъ миръ, — «дальнимъ и близкимъ» [Ефес. 2, 17], у насъ есть любящiй Отецъ Небесный. «Се Агнецъ Божiй, Который беретъ на Себя грехъ мiра» [Iоан. 1, 29], — Онъ беретъ и твой грехъ, грехъ каждаго, грядущаго къ Нему съ полною верою; Онъ Богъ любви, готовый быть твоимъ утешенiемъ, твоей опорой, твоимъ прибежищемъ на векъ.
Далее: «проповедывать пленнымъ — освобожденiе, отпустить измученныхъ на свободу». — Всехъ насъ, порабощенныхъ греху, опутанныхъ, быть можетъ и безсознательно, цепями злого духа, пришелъ освободить Сынъ Божiй, и вырвать изъ власти сатаны. — «Если Сынъ освободитъ васъ, то истинно свободны будете». [Iоан. 8, 36]. И если мы не всегда сознаемъ эту безграничную свободу, возвышающую насъ надъ всеми земными мелочами и дрязгами, то не останется ли и къ намъ упрекъ Апостола Iакова: «не имеете, потому что не просите». [Iак. 4, 2]. Просите, просите горячо, неотступно, чтобы Господь излилъ на васъ богатые Дары Святаго Духа. «Дарую имъ благословенiе и дождь буду ниспосылать въ свое время; это будутъ дожди благословенiя». [Iезек. 34, 26].
О, да исполнится слово это въ наши дни. «Господи, научи насъ молиться!» [Лук. 11, 1] — и не будемъ ограничивать молитву нашу узкими человческими понятiями: не будемъ просить о ниспосыланiи намъ однихъ только каплей дождя благословенiя, а попросимъ, чтобы потоки благодати изливались на насъ. Когда благодать эта проникнетъ глубоко въ нашу душу, тогда мы почувствуемъ, что действительно мы свободны, и всецело принадлежимъ Христу.
Публикуется по изданию 1908 года
Проповедь в Пятницу 20-й седмицы по Пятидесятнице священника Георгия Полякова
Проповедь в день прославления святых Новомучеников земли Белорусской. Священник Федор Кривонос
Pages: 1
2