Житіе преподобнаго Прохора, Печерскаго чудотворца

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Память 10/23 февраля

Жития Святых Святителя Димитрия Ростовского Богатый въ щедротахъ и милосердый Господь часто посылаетъ бды на человка, дабы, чрезъ подобное наказаніе, привести его къ истин и привлечь на дла благія.Если Онъ и допускаетъ, чтобы люди мучились и страдали, то не замедлитъ и помиловать ихъ и даровать ихъ ранамъ исцленіе, — какъ это мы и видимъ изъ житія сего преподобнаго Прохора.

Во дни княженія Святополка Изяславича1 кіевляне много насилія претерпли отъ сего князя, который дом, даже и людей знатныхъ, безъ вины уничтожалъ, а имущество ихъ отнималъ; — вотъ почему Господь попустилъ, чтобы враги Руси возымли тогда такую силу: на Святополка возстали великія рати половцевъ2; къ тому же и между князьями вспыхнула междоусобная брань, — и настали тогда въ Русской земл великій голодъ и оскудніе.

Преподобный Прохор, Печерский чудотворец

Въ это время блаженный Прохоръ пришелъ изъ Смоленска въ Печерскій монастырь, къ игумену Іоанну3, и принялъ отъ него иноческій чинъ. Въ монастыр онъ сталъ усердно подвизаться въ добродтеляхъ и предалъ себя такому воздержанію, что даже отказывался отъ вкушенія обыкновеннаго хлба; онъ собиралъ траву лебеду и, протирая ее своими руками, длалъ себ изъ нея хлбъ и тмъ питался. Въ лтнее время онъ заготовлялъ такого хлба на весь годъ и, когда снова наступало лто, длалъ то же для слдующаго года, такъ что онъ совершенно не нуждался въ хлб, и потому онъ получилъ прозвище «лебедника»; кром просфоры, онъ ничего не вкушалъ, — онъ никогда не лъ даже овощей, но только лебеду, и не пилъ ничего иного, кром воды. Господь же, видя терпніе святаго въ столь великомъ воздержаніи, претворялъ для него горечь хлба, приготовленнаго изъ лебеды, въ пріятное услажденіе, и угодникъ Божій проводилъ вс дни своей жизни не въ печали и скудости, а въ радости: блаженный Прохоръ никогда не скорблъ, но всегда въ веселіи работалъ Господу. Онъ никогда не страшился набговъ вражіихъ, ибо жилъ какъ птица, не имя ничего, кром лебеды. Онъ не могъ похвалиться вмст съ Евангельскимъ богачемъ: душе, имаши многа блага, лежаща на лта многа: почивай, яждь, пій, веселися (Лук. 12, 19); но и за траву, заготовленную на годъ, онъ укорялъ себя, говоря: Прохоръ, въ сію нощь душу твою истяжутъ отъ тебе, а яже уготовалъ еси, кому будутъ (Лук. 12, 20)? Святый на дл исполнилъ сіе слово Господне: воззрит на птицы небесныя, яко не сютъ, ни жнутъ, ни собираютъ въ житницы, и Отецъ вашъ Небесный питаетъ ихъ (Лук. 6, 26). Подобно птицамъ, блаженный Прохоръ легко проходилъ на то мсто, гд росла лебеда, и оттуда приносилъ ее въ монастырь на плечахъ, какъ-бы на крыльяхъ. Такъ питался онъ, какъ птица небесная, ненасянною пищею, съ непахотной земли. Въ это время на Руси, отъ постоянныхъ браней, начался великій голодъ, такъ что людямъ угрожала смерть. Но Господь, желая прославить угодника Своего и спасти отъ смерти людей, въ этотъ годъ благословилъ урожай лебеды и ея выросло боле, чмъ въ прежніе годы. Тогда блаженный Прохоръ сталъ еще боле трудиться. Безпрестанно собирая эту траву, онъ смена ея растиралъ руками и, длая изъ подобной муки хлбы, раздавалъ ихъ бднымъ и умирающимъ отъ голода.

Нкоторые, видя, какъ святый Прохоръ собиралъ лебеду, начали также запасаться ею, чтобы пропитаться ею во время голода, но отъ горечи не могли сть такого хлба. Тогда вс нуждающіеся стали обращаться къ блаженному Прохору; святый никому не отказывалъ въ своемъ хлб изъ лебеды. И всмъ вкусъ сего хлба казался пріятнымъ, какъ будто онъ былъ смшанъ съ медомъ. Такимъ образомъ, хлбъ, испеченный изъ лебеды руками блаженнаго Прохора, народъ бралъ охотне, чмъ хлбъ, испеченный изъ пшеницы. И при всемъ этомъ вотъ чт казалось особенно чуднымъ — хлбъ сей казался чистымъ и сладкимъ на вкусъ только въ томъ случа, если давался блаженнымъ Прохоромъ съ благословеніемъ, но если кто бралъ его безъ благословенія святаго, — то онъ казался черенъ, какъ земля, и горекъ, какъ полынь. Такъ одинъ изъ братій взялъ у святаго его хлбъ тайно, безъ благословенія, и сталъ его сть. Но онъ оказался въ рукахъ его, какъ земля, и горькимъ настолько, что его нельзя было сть. И такъ случалось нсколько разъ. Но инокъ сей стыдился открыть блаженному свой грхъ и попросить у него хлба съ благословеніемъ. Однако, давно уже претерпвая большой голодъ, онъ больше не въ состояніи былъ переносить его и, видя предъ глазами своими неминуемую смерть, пришелъ къ игумену Іоанну и, разсказавъ ему все происшедшее, сталъ у него просить прощенія. Игуменъ, не повривъ этому, веллъ другому брату взять тайно хлбъ у святаго Прохора, чтобы убдиться, дйствительно ли это такъ. Когда хлбъ былъ принесенъ, подтвердилось то, что говорилъ первый братъ: отъ горечи никто его не могъ сть. Оставивъ сей хлбъ у себя, игуменъ снова послалъ къ святому испросить хлба съ его благословенія; «а отходя отъ него, сказалъ онъ, возьмите тайно и другой хлбъ». Посл того, какъ хлбы сіи были принесены, взятый тайно хлбъ измнился предъ ними и сталъ чернымъ, какъ земля и горькимъ, какъ полынь, подобно первому хлбу; а хлбъ, взятый съ благословенія святаго Прохора, оказался чистымъ и сладкимъ, какъ медъ. Вслдствіе сего чуда блаженный Прохоръ прославился повсюду и, питая многихъ, оказалъ тмъ большую пользу. Въ это время князь Кіевскій Святополкъ Изяславичъ вступилъ въ междоусобную брань съ Давидомъ Игоревичемъ, княземъ владиміро-волынскимъ. Онъ вступилъ съ нимъ въ борьбу за ослпленіе на Требовл князя Василько Ростиславича, котораго, по наговору Давида Игоревича, князь Святополкъ приказалъ ослпить. Въ то же время Святополкъ Изяславичъ началъ междоусобную борьбу и съ Владиміромъ Ростиславичемъ, братомъ Василько, княземъ Перемышльскимъ и даже съ самимъ Василько — за область отца своего Изяслава, которую захватили Ростиславичи4.

Князь Святополкъ прогналъ Давида къ ляхамъ и, посадивъ въ его город Владимір сына своего Мстислава, самъ возвратился изъ похода въ Кіевъ. Но онъ не могъ одолть Владиміра и Василько и послалъ на нихъ съ уграми Ярослава, другого сына своего. Во время этого великаго общественнаго нестроенія и беззаконнаго грабленія, запретили пропускать купцовъ изъ Галича и Перемышля въ Кіевъ, вслдствіе чего во всей почти южно-русской земл не стало соли, и для народа настало великое бдствіе.

Видя это бдствіе, блаженный Прохоръ собралъ въ келлію свою множество золы со всхъ келлій и, помолившись Господу, сталъ раздавать ее всмъ нуждающимся въ соли: по молитвамъ святаго, она оказалась чистою солію. И чмъ обильне онъ ее раздавалъ, тмъ боле она умножалась; ея въ изобилій доставало не только для монастыря, но и міряне, приходя къ блаженному Прохору во множеств, брали ее для себя. И за все это блаженный Прохоръ ничего не бралъ: онъ всмъ раздавалъ свою соль даромъ, — кто сколько требовалъ, такъ что часто можно было видть, что базаръ пустъ, а монастырь святаго полонъ народа, приходившаго для полученія соли.

Въ это время діаволъ воздвигъ великую ненависть къ Прохору со стороны тхъ людей, которые продавали соль на торжищ и теперь не получали ожидаемой прибыли. Они думали, что въ т дни за соль пріобртутъ громадныя богатства, но весьма ошиблись, ибо то, что они сначала продавали по большой цн, потомъ уже никто не сталъ покупать и за безцнокъ. Собравшись вмст, вс торговавшіе солью, явились къ князю Святополку и стали клеветать на блаженнаго, говоря:

— «Прохоръ, черноризецъ Печерскаго монастыря, отнялъ у насъ великое богатство, ибо онъ всхъ привлекъ къ себ за покупкою соли, а мы, платяшіе теб подати, не можемъ продать своей соли, и потому разорились».

Князь, выслушавъ ихъ, задумалъ — и прекратить среди продавцевъ ропотъ, и себ пріобрсти богатство. Онъ ршилъ съ совтниками своими поднять цну на соль, дабы, отнявъ ее у Прохора, самому продавать ее чрезъ своихъ слугъ. Князь сказалъ этимъ слугамъ-крамольникамъ:

— «За васъ и я ограблю этого монаха».

Желая, какъ-бы угодить торговцамъ, онъ таилъ въ себ мысль только о пріобртеніи; самому же ему изъ-за зависти хотлось только причинить имъ зло: вдь зависть не можетъ мириться съ тмъ, что полезно для другихъ.

Страницы: 1 2

Православный календарь 23 февраля (10 февраля ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Священомученика Харалампия и с ним мчч. Порфирия, Ваптоса и 3-х мучениц
Благоверной княгтни Анны Новгородской
Преподобного Прохора Печерскогого
Преподобного  Лонгина Коряжемского
Икона мч.Валентины
Собор Новгородских святителей
Преподобная Схоластика Нурсийская, сестра Св. Бенедикта (543).
Сщмч. Петра Грудинского, священника (1930)
Священномученик Валериан Новицкий, иерей (1930).
Мцц. дев Еннафы, Валентины и Павлы (308).
Преп. Иоанна Чимчимели Бачковского и Гремского (XIII) (Груз.).
Св. Мервины игумении Ромсейской (ок.970)
Мученика Эрлуфа, епископа Верденского
Иконы Божией Матери «Огневидная».

Поученіе. Св.священномученикъ Харлампій

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Сщмч. Харалампия. Тропарь, глас 4.
Яко столп избранный Церкве Христовой/ и светильник присносветлый всея вселенныя,/ премудре показася, Харалампие,/ возсия в мире мучением,/ разруши идольское мракобесие, блаженне,/ сего ради явися предстатель Христу,/ молися спастися нам.

Сщмч. Харалампия. Кондак, глас 8.
Подобствовав благодатию священства, славне,/ Церковь светло украсил еси Божественным страданием,/ еже за Христа приял еси доблественно, радуяся, Харалампие,/ честный светильниче всемирный, осияваяй концы,/ яко непобедимый.

Прп. Прохора Печерского, в Ближних пещерах. Тропарь, глас 4.
Преподобне и чудотворче, отче Прохоре,/ препитавый во гладе алчущия хлебом от былия и солию от пепела,/ напитай и нас пищею духовною,/ моля Христа Бога/ о душах наших

Прп. Прохора Печерского, в Ближних пещерах. Кондак, глас 2.
Велиим воздержанием удручая плоть свою, святе,/ лишився пищи человеческия,/ зелием и травою вместо хлеба, пепелом же, аки солию, питался еси,/ чудодейственне Прохоре./ Еже видя, Господь преложи зелие во хлеб и пепел в соль,/ имиже ты множество гладных препитал еси,/ тем тя чтем и ублажаем.

Прп. Лонгина Коряжемского. Тропарь, глас 1.
От мятежа мирскаго удалився,/ к немерцающему Свету притекл еси, преподобне отче Лонгине,/ и ныне чисте зриши Святую Троицу,/ Юже моли за ны недостойныя,/ да спасет души наша.

Прп. Лонгина Коряжемского. Кондак, глас 8.
По словеси Учителя Христа,/ крест на рамо твое приял еси,/ вся житейская отринув,/ и образ Животворящаго Древа в пустыню принесл еси,/ идеже доныне исцеления неоскудно источаются/ с верою приходящим к тебе.

Блгв. кн. Анны Новгородской. Тропарь, глас 1.
От запада возсиявши, яко звезда небосветлая,/ прияти Православную веру сподобилася еси,/ в нейже плод благославный Русской земле принесши,/ святая благоверная княгине Анно,/ Христа всем сердцем возлюбила еси,/ Того оправдания и законы хранящи;/ темже днесь всесвятую твою память празднующе,/ грехов оставление молитвами твоими приемлем.

Блгв. кн. Анны Новгородской. Кондак, глас 4.
Днесь в светлой памяти твоей/ Великий Новград веселится,/ созывая всех верных светло праздновати память твою,/ и мы ныне, духовно ликовствующе,/ радостно славим тя и молим:/ святая благоверная княгине Анно,/ предстоя Святей Троице/ моли избавити Великий Новград и всю землю Русскую/ от всяких бед и обстояний и всем нам спастися.

Pages: 1 2 3

Ребенок для двух мам

Вашингтон. — Россия выступила с новыми претензиями к американским усыновителями российских детей.

Евгения Кузнецова,
Наташа Мозговая, Игорь Тихоненко

Гомосексуализм http://svavva.ru В 2007 году Егор Шатабалов был усыновлен гражданкой США Марсией Энн Брандт. В ходе оформления документов и судебного заседания американка не сообщила, что состоит в однополом браке с другой женщиной, чем, по мнению российских властей, нарушила российское законодательство.

Читать далее

Православный календарь 22 февраля (9 февраля ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мученика Никифора, из Антиохии Сирской
Обретение мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1805).
Преподобного Панкратия Печерского, в Дальних пещерах (XIII).
Преподобного Панкратия, еп. Тавроменийского
Святителя Тейло, еп. Ландафского (VI) (Кельт. и Брит.).
Мученицы Апполонии Александрийской (249).
Свщенномученика Иоанна (Фрязина)
Преподобных Никифора (1557) и Геннадия (ок. 1516), Важеезерских.
Священномучеников Маркелла, еп. Сикелийского, Филагрия, еп. Кипрского
Сщмч. Василия Измайлова,  протоиерея (1930). 
Преподобного Емилиана Овернийского ( Кельт. и Брит. ).
Преподобного  Бракхиона Турского ( Кельт. и Брит. ).
Сщмч. Петра Дамаскина, еп. Дамасского (743).

Поученіе. Св. мученикъ Никифоръ

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Свт. Иннокентия, еп. Иркутского. Тропарь, глас 3.
Светильниче Церкве пресветлый,/ озаривый лучами доброт твоих страну сию,/ и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою/ Бога прославивый,/ молим тя, святителю Иннокентие,/ ограждай молитвами твоими град сей/ от всех бед и печали.

Свт. Иннокентия, еп. Иркутского. Кондак, глас 4.
Непорочности соименнаго пастыря,/ проповедника веры в языцех Монгольских,/ славу и украшение Иркутския паствы/ любовию восхвалим, вси вернии:/ той бо есть хранитель страны Сибирския/ и молитвенник о душах наших.

Мч. Никифора, из Антиохии Сирской. Тропарь, глас 4.
Мученик Твой, Господи, Никифор,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами/ спаси души наша.

Мч. Никифора, из Антиохии Сирской. Кондак, глас 1.
Любве союзом связався, Никифоре,/ разрушил еси яве злобу ненависти/ и мечем во главу твою усечен был еси,/ мученик Божественный воплощшагося Спаса,/ Егоже о нас моли, поющих славную память твою.

Мч. Никифора, из Антиохии Сирской. Кондак, глас 3.
Вперився, славне, Господнею любовию/ и Сего славный Крест на рамо взем, посрамил еси диаволи козни,/ пострадал еси даже до смерти/ и истины явился еси победоносец,/ оружник и тайнник Божия благодати.

Тропарь преподобного Панкратия Печерского, в Дальних пещерах, глас 2
Панкратие Богомудре,/ священниче Господень изрядне,/ и чудес многих самодетелю,/ молися Господеви,/ во еже спасти души наша.

Прп. Панкратия Печерского, в Дальних пещерах. Кондак, глас 2.
В постницех явился еси велик,/ во иереех же нарочит/ и в чудотворениях даре показася славен,/ священне отче Панкратие,/ тем тя чтим и ублажаем.

Pages: 1 2 3

Стяжавшая любовь. Книга первая

Удовиченко Вера Федоровна
Савчук Анастасия Николаевна

Стяжавшая любовь Представленный материал сосредоточен на личности блаженной старицы монахини Алипии (Авдеевой) и состоит из свидетельств священнослужителей, монашествующих и мирян, повествующих о жизни, деятельности и духовных подвигах матушки Алипии. Главное содержание этих рассказов составляет изложение событий, бывших как при ее жизни, так и после ее кончины.

Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины

 Житие

Учитывая обилие фактического материала и многих не рассмотренных вопросов, связанных с житием и подвигами блаженной монахини Алипии, была поставлена задача глубже раскрыть наиболее характерные стороны и наиболее важные моменты, свидетельствующие о великой силе молитвы ее ко Господу. Но главное, что хотелось бы точно зафиксировать тем, кто не имел непосредственного живого общения со Старицей — ее духовный облик, то высшее и сокровенное, для чего она жила и подвизалась, поскольку Матушка не стремилась к прославлению себя чудотворениями. Девиз ее жизни был более существенным в плане духовного бытия человека — «Мне мир распяся и Аз миру» (Гал.6,14). Внешние аспекты ее аскезы были лишь средствами к достижению подлинной жизни во Христе.

История Церкви XX века — вот та историческая панорама, на фоне которой прошла жизнь незабвенной матушки Алипии. Для Старицы судьбы Церкви были неотделимы от ее собственной, она не мыслила себя вне Церкви, отдельно от своих современников, скрепивших своей кровью слово верности Православию.

Корни ее детства уходят в тот ушедший уже мир незыблемого и стройного сочетания всех укладов русского быта с подлинной верой и искренним нелицемерным благочестием. Видимо, основы духовного воспитания, заложенные в детстве, явились для нее той опорой, на которой строилось все ее духовно-нравственное аскетическое делание.

Пенза. Собор, начало XX века

В широких безмятежных просторах дореволюционной России, в губернском городе Пензе, проходило детство будущей великой подвижницы. Желая скрыть от людских взоров многое, происходившее пред лицем одного Бога, святая уклонялась от подробных рассказов истории своей жизни. В этом, конечно, можно усмотреть ее великое смирение, считавшей такие подробности лишенными всякой исторической и духовной ценности. Становление ее внутреннего человека и процесс духовного роста, а также мотивы, подтолкнувшие ее к такому духовно-грандиозному шагу, как подвижничество и юродство Христа ради — нам неизвестны. Однако не это главное в духовном облике святой — «По плодам их узнаете их» (Мф.3.16) — непреложно сказал Христос. «Плод же духовный есть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание... Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5.22-24). Эти плоды были очевидно явлены Матушкой, поэтому для нас не важен исторический аспект стяжания этих даров, а их проявление вовне.

Пенза, общий вид, начало XX века

Но некоторые основополагающие факты, точно фиксирующие самые существенные этапы жизни старицы, нам известны. В миру блаженная носила имя Агафия Тихоновна Авдеева. Она с необыкновенной любовью относилась к своей небесной покровительнице, святой мученице Агафии, и ознаменовала свою любовь особым подвигом — ношением ее иконы на плечах, что составляло некоторую форму ее юродства во Христе. Родители Старицы Тихон и Васса Авдеевы, по слову Матушки, отличались особым благочестием. О мере этого благочестия мы можем судить по одному исчерпывающему замечанию: отец Матушки вкушал в пост только сухари и пил отвар из соломы. По всей видимости, это была строгая христианская семья и, конечно, именно в такой духовной настроенности и могла воспитаться незаурядная личность.

 Пенза, Угол улицы,начало XX века

О силе любви Матушки к своим родителям говорит то, что она всегда просила своих посетителей помолиться о упокоении ее родителей Тихона и Вассы, а также бабушек и дедушек: Павла, Евфимии, Сергия и Домны. Мать блаженной отличалась также великим нищелюбием, специально посылала свою юную дочь для раздачи милостыней и подарков. Как все православные христиане того времени, родители Матушки усердно посещали храм и приучили к этому свою дочь на всю последующую жизнь. К этому периоду жизни святой относится одно краткое замечание Старицы: когда родители уходили в храм, ее, как юную по возрасту, оставляли дома. Но пытливый ум ребенка был занят другим — совершенно недетским наблюдением за духовным состоянием жителей города: она видела внутренним духовным взором тех, кто шел в храм на молитву, а кто, по ее выражению, «на базар». Видимо ей, как уже тогда избранной Божией благодатью, была ведома внутренняя направленность человека к Богу или ко греху.

Для того, чтобы иметь наиболее полное представление о той среде, в которой воспитывалась Старица, необходимо сказать несколько слов о городе Пензе, в котором прошло детство матушки Алипии.

Город Пенза — крупный промышленный центр Приволжья. Расположен на реке Сура. Основан 3 мая 1663 года доверенным лицом царя Алексея Михайловича Юрием Ермолаевичем Котранским в целях осуществления необходимых мероприятий по укреплению юго-восточных рубежей Российского государства. Исторически расположен на стыке трех языковых групп — финской, тюркской и славянской и трех культур — языческой, мусульманской и христианской. Граничит с Мордовской республикой, Ульяновской, Саратовской, Тамбовской, Рязанской областями, в 600 км. от Москвы. Нужно сказать, что язык, которым владела матушка Алипия, принадлежит к финской группе языков и делится на две языковые подгруппы мордовских литературных языков — мокшанской или эрзянской. Письменность этих языков на основе русской графики.

Пенза, центр города, начало XX века

В 1801 году Пенза стала губернским городом, после чего из провинциального город быстро превратился в солидный губернский центр. В историю российской культуры вписаны имена многих выдающихся деятелей литературы, искусства, науки, чей жизненный путь связан с Пензой. Этот город является родиной великого русского поэта М.Ю.Лермонтова, детские и отроческие годы которого прошли в родовом имении Тарханы Пензенской области. В этом городе начали свой путь в науку выдающийся русский историк В.О.Ключевский, математик Н.ИЛобачевский, Н.Ф.Филатов, заложивший основу русской педиатрии, Н.Н.Бурденко, который по праву считается основоположником русской нейрохирургии, режиссер В.Э.Мейерхольд, художник А.К.Савицкий. М.М.Сперанский вошел в Государственный Совет и был удостоен графского титула, П.Д.Святополк-Мирский был назначен министром внутренних дел, Ф.П.Лубяновский стал сенатором, А.В.Адлерберг служил Петербургским губернатором.

Страницы: 1 2 3

МИД России требует «полноценной семьи» для российского ребенка

Российское посольство: усыновившая Егора Шатабалова гражданка США скрыла информацию о своей сексуальной ориентации

Гомосексуализм http://svavva.ru ВАШИНГТОН — Министерство иностранных дел России выразило в среду «серьезную тревогу» по поводу ситуаций, сложившейся вокруг российского ребенка Егора Шатабалова, который был усыновлен гражданкой США Марсией Энн Брандт.

Читать далее »

О канонизации и деканонизации

Очень интересная, грамотно написанная и познавательная статья Ксении Лученко (правда, с не очень приятным и совсем неуместным названием): «Уже несвятые святые. Явочная деканонизация в русской церкви».

Читать далее »

Православный календарь 21 февраля (8 февраля ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Великомученика Феодора Стратилата
Святителя Саввы II, архиеп. Сербского
Прор. Захарии Серповидца из 12-ти (ок. 520 г. до Р.Х.).
Св. блж. Любови Рязанской (1921).
Священомученика Симеона(Кульгавец)
Священномученик Андрей Добрынин, протоиерей (1938).
Священномученик Сергий Любомудров, священник (1938).
Священномученик Петр Марков, протоиерей (1938).  
Священномученик Александр Абиссов, иерей, (1942).
Святой Онхно, поэт и странник ( Кельт. и Брит. ).
Святой Эльфледы, игумении Уитбийской, ( Кельт. и Брит. ).

Поученіе. Св. великомученикъ еодоръ стратилатъ

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Вмч. Феодора Стратилата. Тропарь, глас 4.
Воинствословием истинным, страстотерпче,/ Небеснаго Царя воевода предобрый был еси, Феодоре,/ оружиями бо веры ополчился еси мудренно,/ и победил еси демонов полки,/ и победоносный явился еси страдалец./ Темже тя верою/ присно ублажаем.

Вмч. Феодора Стратилата. Кондак, глас 2.
Мужеством души в веру оболкийся/ и глагол Божий, аки копие, в руку взем,/ врага победил еси, мучеников превелий Феодоре,/ с ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.

Свт. Саввы II, архиеп. Тропарь, глас 4.
Исправление веры и образ кротости,/ и якоже сад посреде рая,/ преподобными делы твоими мир просвещаеши,/ сего ради к честней раце мощей твоих любовию прикасаемся,/ лобызаем их и верно вопием:/ предстани в помощь воспевающим память святую твою и светоносную,/ святителю отче Савво пребогате, молимся,/ Христу Богу молися/ спастися душам нашим.

Свт. Саввы II, архиеп. Кондак, глас 8.
Яко архиереем сопрестольник/ и святителем изрядный поборник был еси, святителю Савво,/ сохраняли отечество, обитель, град же и люди, почитающия тя верою/ и честным твоим мощем покланяющияся,/ да велегласно тебе вопием:/ радуйся, Савво Богомудре.

Св. блж. Любови Рязанской. Тропарь
Любовью наречена была еси во святем крещении, Любовь Христову познала еси в житии, Богу и человеком любовию послуживши, дерзновение велие стяжала еси, тем же к тебе усердно прибегаем, из глубины сердец наших взывающе: молися убо ко Господу, Любовь блаженная, богомудрая, даровати мирови мир и душам нашим велию милость.

Св. блж. Любови Рязанской. Кондак
Святителем Христовым Николаем исцеленная и на служение Богу и людям им же благословенная, крест свой юродства с любовию до конца пронесшая, святая блаженная Любовь, не остави нас, почитающих святую память твою, предстоя в лике святых Престолу Пресвятыя Троицы, молися о благоденствии Отечества твоего и о спасении душ наших.

Pages: 1 2 3

Уже несвятые святые

Ксения Лученко

Явочная деканонизация в русской церкви

Иван Владимиров. Допрос в комитете бедноты Иван Владимиров. Допрос в комитете бедноты

Изъяли мощи

Июньским вечером к Введенскому женскому монастырю в Иванове подъехала скромная черная машина. Из нее вышел игумен Дамаскин (Орловский), секретарь Синодальной комиссии по канонизации Русской православной церкви, который привез мощи святого Владимира Лежневского, умершего на Соловках в 1931 году.

Но ни монахини, ни их духовник, архимандрит Амвросий, в тот вечер особой радости по поводу прибытия новой святыни не испытали. Мощи приехали из Москвы вместе с бумагами из Патриархии, которые предписывали изъять из монастыря останки другого исповедника — святителя Василия Кинешемского. Мощи очень почитаемого в Иванове святителя Василия хранились в монастыре с самого его открытия в 1993 году.

В последний раз сестры собрались на молебен у мощей, отслужили его наскоро: московские гости явно торопились. Раку открыли, игумен Дамаскин с помощницей вынесли мощи из храма и погрузили в багажник своего автомобиля. Тем же вечером машина уехала обратно в сторону Москвы. Один из ивановских церковных управленцев, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Иваново-Вознесенской епархии игумен Виталий (Уткин) сразу сделал запись в своем твиттере, из которой следует, что мощи были вывезены по личному благословению Патриарха, а представители Иваново-Вознесенской епархии при изъятии не присутствовали. «Игумен Дамаскин с мощами святителя Василия покинул пределы Ивановской области с тем, чтобы доставить святыню в то место, которое будет для нее определено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом», — закончил свою запись Уткин. С тех пор ни монахиням, ни другим жителям Иванове о судьбе святыни ничего не известно.

Стерли из календаря

Спустя три месяца, в сентябре, преподаватель Московской Духовной Академии священник Федор Людоговский купил свежеизданный календарь Московской Патриархии на 2013 год. Отец Федор, будучи специалистом по богослужебным текстам, каждый год по заказу небольшого издательства делает свою версию календаря с добавлением чтений из Священного Писания на каждый день. Так же поступают многие церковные и околоцерковные издательства: берут за основу официальный календарь, выпущенный Патриархией, и делают разные вставки — проповеди, картинки, рецепты постных блюд. Официальный календарь — расписание богослужебной жизни всей Русской православной церкви на год.

«Я открыл календарь, — рассказывает отец Федор, — и понял, что по сравнению с моей прошлогодней сеткой чего-то не хватает. Отсутствовали имена многих святых новомучеников, хотя в целом в представлении святых XX века произошли изменения к лучшему. В общем алфавитном указателе святых в приложениях к календарю я исчезнувших имен тоже не нашел».

Отец Федор написал о своем открытии в сообщество «Устав» на сайте livejournal.com, где собираются специалисты по церковному праву и богослужению. Так факт исчезновения из святцев Русской православной церкви нескольких десятков имен святых стал известен специалистам. Сотрудники календарного отдела Издательства Московской Патриархии, которые тоже участвуют в дискуссиях на «Уставе», сразу опровергли предположение о техническом сбое. По их словам, все сведения о новомучениках внесены в календарь строго в соответствии с документами, которые им передали из Синодальной комиссии по канонизации. Спустя несколько дней на «Уставе» был опубликован сводный список «потерь» — 36 имен. Самым почитаемым и известным из вычеркнутых святых оказался Василий Кинешемский.

Святитель Василий

Биография епископа Василия (в миру — Вениамина Сергеевича Преображенского) поначалу строилась довольно типично для духовного сословия. Родился в семье священника провинциального города Кинешмы в 1876 году, окончил там духовное училище, Костромскую семинарию и Киевскую академию. Занимался богословием, преподавал в Воронежской семинарии.

Затем начинается интересное: в 1910–1911годах жил в Англии, где изучал современные европейские языки. Там он попал на лекцию основателя скаутского движения Роберта Баден-Пауэлла, которая произвела на него столь сильное впечатление, что, вернувшись в Россию, он устроился работать в гимназию — сначала в Миргороде, потом в Москве — и закончил педагогический институт. В 1914 году он еще раз съездил в Англию специально для изучения скаутизма, побывал в летних лагерях. После этой поездки начал работать над книгой «Бой-скауты. Руководство самовоспитания молодежи по системе “скаутинг” сэра Роберта Баден-Пауэлла применительно к условиям русской жизни и природы», которая вышла в 1917 году. «Необходимость воспитания воли и моральных эмоций особенно остро чувствуется в русском обществе, и все попытки, идущие в том направлении, заслуживают самого серьезного внимания, как бы ни были они несовершенны», — написано в этой книге.

Революцию он встретил в Москве и был настолько ею потрясен, что ушел с должности преподавателя и уехал в родную Кинешму. Там он прислуживал в храме у своего старого отца и преподавал детям Закон Божий. В 1920 году в возрасте 45 лет он стал священником, вскоре его постригли в монашество с именем Василий и еще через год рукоположили в епископа Кинешемского.

Дальше начинается житие. Отказался от всякой собственности, жил в бане, спал на голом полу, положив под голову полено, проповедовал, исповедовал и помогал. Когда в Ивановскую область стали привозить детей из голодающего Поволжья, сказал в проповеди: «Вскоре наступят праздничные дни пасхального торжества. Когда вы придете от праздничной службы и сядете за стол, то вспомните тогда о голодающих детях». По свидетельствам очевидцев, многие крестьяне усовестились и приняли детей в свои семьи.

Дальше биография вновь становится типичной: епископ Василий разделил судьбу большинства архиереев Российской православной церкви. В 1923 году его в первый раз сослали — в Зырянский край на два года. Кратковременные возвращения на свободу чередовались со ссылками и отсидками и сопровождались назначениями в новые епархии (он успел побывать епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии, и Ивановским). К началу войны на свободе оставалось всего четыре православных архиерея, и епископ Василий не входил в их число. В ссылках он тайно совершал богослужения и даже организовывал подпольные кружки по изучению Евангелия. Во время войны побывал в Ярославской тюрьме, московской внутренней тюрьме НКВД и Бутырке. Умер в 1945 году в селе Бирилюссы Красноярского края.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Слово о подручнике

Три лестовки, один подручник

Занимаясь изучением вопроса о лестовке, мне посчастливилось параллельно столкнуться с целым рядом древних православных традиций, к которым, среди прочих, относится подручник (подрушник).

Во многих религиях мира, ещё с ветхозаветных времён, перед молитвой (либо перед началом культового служения) было заведено омовение тех или иных частей тела. И Христианство в данном вопросе не являлось (да и не является до сих пор) исключением. Разновидностей омовения бывает много. Самые распространённые из них – это омовение рук, омовение лица и омовение ног перед Богослужением. Другой вопрос, что не везде эти традиции сохранились, и не везде эти традиции соблюдаются. Так вот, омовение необходимо в первую очередь для того, чтобы держать в чистоте видимые части тела на протяжении богослужения или молебна, а также келейной (домашней) молитвы.

Возникает закономерный вопрос: как можно сохранить их в чистоте, если придётся класть земные поклоны? Здесь существуют два основных варианта: либо класть земные поклоны «специальными» способами, либо полагать руки на что-то чистое.

Если о существовании и необходимости земных поклонов можно найти довольно много источников (например – «Закон Божий», «Устав о поклонах», «Церковное Око», различные книги, брошюры и статьи, и т.д.), то о «технике» и «культуре» выполнения земных поклонов, к сожалению, «инструкций» и «рекомендаций» в нашей церкви не так много. И данный вопрос, по непонятным причинам, почему-то зачастую обходится стороной.

Земной поклон на подручнике

«Специальные» способы заключаются в том, чтобы свести к минимуму загрязнение частей тела во время земных поклонов. Самый наименее загрязнённый из таких способов выполняется так: левая рука сжимается в кулак, и ставится на пол ребром ладони к низу; этот кулак сверху накрывается ладонью правой руки, и уже внешнюю сторону кисти правой руки молящийся касается лбом. При совершении земного поклона таким способом, пачкается только ребро ладони левой руки. При этом остаются чистыми ладонь и пальцы левой руки, а вместе с ними – правая рука, которой осеняется крестное знамение, а также лоб (чело). Данный способ вполне приемлем в случаях, когда молящийся должен выполнить земной поклон, не имея возможности заранее к нему подготовиться. Жизненных примеров для того может быть много.

Теперь рассмотрим другой вариант выполнения земных поклонов – когда есть возможность положить руки на что-то чистое. Нередко в храмах приходится наблюдать, как некоторые молящиеся, перед выполнением земных поклонов, полагают на пол перед собою: то платочки, то пакетики, то перчатки (если зимой), то ещё что-то. Другие же, при земном поклоне, касаются пола только подушечками пальцев. Некоторые христиане (как правило – женщины) даже «демонстративно» вытирают после земных поклонов руки влажными салфетками. Во всех вышеописанных случаях нет ничего предосудительного. Даже наоборот – это правильнее, нежели ходить с грязными руками.

Поклонная скамейка

Только для выполнения земных поклонов, с древних времён, на Святой Руси существовали специальные для этого приспособления: поклонные скамейки, поклонные доски (или по-другому – колодки), а также специально сшитые подручники (подрушники).

 

 Итак, что же такое подручник (подрушник)?

 Подручник (от слов «под руки», «для рук») – это специально сшитый небольшой коврик (или тонкая подушечка) квадратной формы (размером 30-40 см.), с простым орнаментом православной символики, предназначенный для положения на него рук, книг и лестовки (чёток) во время земных поклонов во избежание их загрязнения и/или осквернения.

Бытует мнение, что подручник пришёл к нам из Византии, вместе с христианством. Так ли это? Очень даже может быть. Но давайте всё же порассуждаем на эту тему. Итак, как мог образоваться подручник?

Большинство домов, как в Византии, так и в нашей, Рассейской, стороне, имели глиняные полы. Собственно, полами их можно назвать лишь условно. Тогда всё, по чём ходили люди, называлось землёй. Устланные деревянными досками (или, хотя бы, обычными ряднами-половиками) полы могли позволить себе лишь очень немногие люди. Кроме того, в былые времена домашний скот нередко располагался в одном помещении со всей семьёй. Это обеспечивало сохранность скота от воров либо хищников, а также сохранение тепла в холодное время. И вот в таких условиях христиане ставали на молитву. Конечно же, для земных поклонов, надо было что-то постилать. Из некоторых источников известно, что в былые времена на Руси, для выполнения земных поклонов, существовали поклонные колодки и поклонные скамеечки. И те, и другие, могли накрываться подручниками либо другими покрывалами.

Каких-то конкретных («каноничных») условий, требований, инструкций и т.п. к внешнему виду и устройству подручника не существует. Как правило, внешний вид подручников зависит от изобретательности и искусности мастеров, их изготавливающих, а также от местных традиций, где применяются именно ТАКИЕ подручники.

Условно подручник делится на три составных части: лицевую (внешнюю), тыльную (нижнюю) и внутреннюю (среднюю).

Страницы: 1 2 3 4 5