Память: 11/24 июля
Святая равноапостольная великая княгиня Ольга происходила
из знаменитого рода: она была правнучка Гостомысла, того славного мужа,
который начальствовал в Великом Новгороде до тех пор, пока, по его же
совету, не был призван от варягов на княжение русское Рюрик с братьями.
Родиной Ольги была весь Выбутская, находящаяся ныне близ города
Пскова, тогда еще не существовавшего. Родители блаженной Ольги сумели
внушить своей дочери те правила честной и разумной жизни, которых сами
держались, несмотря на свое идолопоклонство. Ольга отличалась
целомудрием и светлым умом, как это сейчас же будет видно.
Рюрик, умирая, оставил после себя сына своего Игоря еще малолетним
отроком, поэтому как Игоря, так и самое княжение, до дней
совершеннолетия сына, Рюрик поручил попечению родственника своего Олега.
Последний, собрав значительное войско и имея при себе малолетнего
наследника княжения Игоря, отправился к Киеву. Убив здесь Аскольда и
Дира, Олег подчинил себе Киев, и стал он единовластителем варяго-русских
владений, сохраняя княжение для племянника своего Игоря; по делам
правления Олегу приходилось бывать то в Киеве, то в Великом Новгороде.
Князь же Игорь, достигнув юношеского возраста, занимался охотой.
Случилось ему, во время охоты по окрестностям Новгорода, зайти в пределы
Пскова; выслеживая зверя около помянутой веси Выбутской, он увидел на
другой стороне реки место, удобное для лова, но не мог туда попасть за
неимением лодки. Спустя немного времени Игорь заметил какого-то юношу,
плывшего в лодке; призвав его к берегу, он велел себя перевезти на ту
сторону реки. Когда они плыли, Игорь, внимательнее всматриваясь в лицо
гребца, увидел, что последний не юноша, а девица; то и была блаженная
Ольга, выделявшаяся своею красотою. Красота Ольги уязвила сердце Игоря; в
нем разгорелось похоть; и он начал прельщать ее словами, склоняя к
нечистому плотскому смешению. Блаженная же Ольга, уразумев помыслы
Игоря, разжигаемого похотью, пресекла беседу его, обратившись к нему,
точно мудрый старец, с таким увещанием:
– Зачем смущаешься, князь, замышляя дело неисполнимое? Слова твои
обнаруживают твое бесстыдное желание надругаться надо мною, чего да не
будет! – я об этом и слышать не хочу. Прошу тебя, – послушайся меня и
подави в себе эти нелепые и позорные помышления, которых нужно
стыдиться: вспомни и подумай, что ты князь, а князю для людей должно
быть, как правителю и судии, светлым примером добрых дел; ты же теперь
близок к какому беззаконию?! Если сам ты, побежденный нечистою похотью,
будешь совершать злодеяния, то как же ты будешь удерживать от них других
и судить справедливо своих подданных? Оставь такое бесстыдное
вожделение, которого гнушаются честные люди; и тебя, хотя ты и князь,
последние могут возненавидеть за это и предать позорному осмеянию. Да и
то знай, что, хотя я и одна здесь и бессильна по сравнению с тобой, ты
всё-таки не одолеешь меня. Но если бы даже ты мог и одолеть меня, то
глубина этой реки мне тотчас же будет защитой: лучше мне умереть в
чистоте, похоронив себя в сих водах, чем быть поруганным моему девству.
Ингигерд Шведская, Великая княгиня Киевская, жена Ярослава Мудрого
Такие увещания к целомудрию, обращенные блаженною Ольгою к Игорю,
образумили последнего, пробудив в нем чувство стыда. Он молчал, не
находя слов для ответа; так они переплыли реку, а потом расстались. И
удивился князь столь выдающемуся разуму и целомудрию юной девицы.
Действительно, – подобный поступок блаженной Ольги достоин удивления: не
зная истинного Бога и Его заповедей, она обнаружила такой подвиг в
защите целомудрия; тщательно охраняя чистоту своего девства, она
образумила юного князя, укротив его похоть словами мудрости, достойными
ума мужа.
Св. благоврная княгиня Ольга. (Въ христіанской вр великое и неоцненное благо). Прот. Григорій Дьяченко
Спустя немногое время после сейчас описанного, князь Игорь вместе с
родственником своим Олегом отправился в Киев с намерением там утвердить
престол княжения, что и было исполнено: они сели на княжение в Киеве, и в
Великом Новгороде, как и в прочих подчинившихся им городах Русской
земли, посадили своих наместников. Когда наступило время бракосочетания
князя Игоря, то выбрали многих красивых девиц, чтобы среди них найти
достойную княжеского чертога; но ни одна из них не полюбилась князю.
Вспомнив целомудренную и прекрасную Ольгу, Игорь тотчас послал за нею
родственника своего Олега. Олег с великою честью привез Ольгу в Киев, и
Игорь вступил в брак с нею. Затем умер и Олег, родственник и опекун
Игоря, и Игорь стал править безраздельно. В начале своего
самостоятельного княжения Игорь вел упорные войны с окрестными народами.
Он ходил даже на Царьград: захватив многие страны греческой земли, он
возвратился из этого похода с добычею и славою. Остальные годы своей
жизни он проводил в тишине, имея мир с пограничными землями. В это время
у Игоря родился от блаженной Ольги сын Святослав, впоследствии отец
святого и равноапостольного князя Владимира. И правил Игорь на престоле
великого княжения в Киеве с благополучием: богатство стекалось к нему в
изобилии из многих мест, ибо и дальние страны присылали ему многие дары и
дани.
Святая княгиня Ольга как агиологический тип
Смерть постигла Игоря таким образом. Пользуясь наступившим после
многих войн миром, Игорь начал обходить города и области для взимания
обычной дани. Придя к древлянам, он вспомнил, что они в начале его
княжения отступили от него, и только после войны покорились ему снова:
за это Игорь удвоил на древлянах дань, чем очень отяготил их. Они же,
опечалившись, начали советоваться с князем своим Малом:
– Когда волк повадится к овцам, то по одной может растащить всё
стадо, если не убьют его; так и мы, – если не убьем Игоря, то он всех
нас погубит.
После этого совещания они начали выискивать удобного времени. И вот
когда Игорь полученную с древлян дань отослал в Киев, а сам остался у
них с небольшим числом дружины, то древляне сочли этот случай подходящим
для себя: они неожиданно напали на Игоря под городом своим Коростенем;
убили дружину князя и его самого, и похоронили их там. – Такова была
кончина князя Игоря – доброго властителя областей земли русской,
внушавшего страх окрестным народам. По смерти опекуна своего Олега Игорь
прожил тридцать два года.
Весть об убийстве Игоря, достигнув Киева, вызвала сильные слезы у
Ольги, оплакивавшей вместе с сыном Святославом своего мужа; плакали
также и все жители Киева. Древляне же, по убийстве Игоря, составили
следующий дерзкий замысел: они хотели Ольгу взять в жены своему князю
Малу, а наследника Игоря, малолетнего Святослава, тайно умертвить. Таким
образом древляне думали увеличить власть своего князя. Они немедленно
на ладьях отправили к Ольге двадцать нарочитых мужей, чтобы они просили
Ольгу сделаться женою их князя; а в случае отказа с ее стороны им было
велено угрозами понуждать ее – пусть, хотя и насильно, стать женою их
господина. Посланные мужи водным путем достигли Киева и пристали к
берегу. Услыхав о прибытии посольства, княгиня Ольга позвала мужей –
древлян к себе и спросила их:
– С добрым ли намерением прибыли вы, честные гости?
– С добрым, – отвечали последние.
– Скажите же, – предложила Ольга, – зачем именно вы прибыли к нам?
Мужи отвечали:
– Нас послала к тебе древлянская земля с такими словами: "Не
гневайся, что мы убили твоего мужа, ибо он, как волк, расхищал и грабил.
А наши князья добрые правители, распространившие древлянскую землю.
Нынешний же князь наш без сравнения лучше Игоря: молодой и красивый, он к
тому же кроток, любвеобилен и милостив ко всем. Пойди же за нашего
князя, – ты будешь нам госпожою и обладательницею древлянской земли.
Княгиня Ольга, скрывая свою печаль и болезнь сердечную о муже, сказала посольству с притворною радостью:
– Мне угодны слова ваши, – ведь мужа мне уже не воскресить, а
оставаться вдовою для меня не беспечально: будучи женщиной, я не в
состоянии как следует управлять таким княжеством; сын же мой – еще малый
отрок. Итак я с охотою пойду за вашего молодого князя; к тому же я еще и
сама не стара. Теперь идите, отдохните в ладьях ваших; утром же я
позову вас на почетный пир, который устрою для вас, чтобы всем стала
известна причина прибытия вашего и мое согласие на ваше предложение; а
затем я пойду к князю вашему. Вы же, когда посланные утром придут звать
вас на пир, знайте, как вам должно соблюдать, при этом, честь пославшего
вас князя и вашу собственную: вы прибудете на пир таким же образом, как
прибыли к Киеву, т.е. в ладьях, которые понесут киевляне на головах, –
пусть все увидят вашу знатность и мою любовь к вашему князю, ради
которой я почитаю вас такою великою честью пред моими людьми.
Pages: 1 2