Православный календарь 15 сентября (2 сентября по ст. ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святого Маманта, отца его Феодота и матери Руфины (III).
Святого Иоанна Постника, патриарха Константинопольского (595).
Преподобные Антоний (1073) и Феодосий (1074) Печерские
Обретение мощей препеподобномученика Феодосия Тотемского (1796).
Священномученика Варсонофия, еп. Кирилловского, и с ним Иоанна пресвитера, прмц. Серафимы игумении и мучеников Анатолия, Николая, Михаила и Филиппа (1918).
Священномученика Дамаскина, еп. Стародубского, и с ним Евфимия, Иоанна, Иоанна, Владимира, Виктора, Василия, Феодота, Петра, Стефана пресвитеров и преподобномученицы Ксении (1937).
Калужская икона Божией Матери (1771)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь преподобных Антония и Феодосия глас 4
Звезды мысленныя,/ просиявшия на тверди Церковней,/ иноков Российских основание,/ песньми, людие, почтим,/ радостныя похвалы сим воздающе,/ радуйтеся, преблаженнии отцы, Антоние со Феодосием богомудрым,// присно молящиися о возследствующих и чтущих память вашу.

Ин тропарь преподобных Антония и Феодосия Печерских глас 3
Двоицу начальных российских светил почтим,/ Антония, Богом посланнаго, и Феодосия, Богом дарованнаго:/ тии бо первии, равноангельным в России житием просиявше от гор Киевских,/ осветиша отечествия нашего вся концы,/ и путь к Небеси правый многим показаша,/ и, первоотцы иноком бывше, лики спасаемых Богови приведоша,/ и ныне, предстояще в вышних немерцаемому Божества Свету, молятся о душах наших.

Кондак преподобных Антония и Феодосия глас 8
Двоицу великих отец и правило иноков светлое,/ умныя зари, онебесившия Российскую Церковь,/ кто по достоянию хвалами воспоет?/ Тии бо Престолу Божию предстоят./ Но яко имущии дерзновение к Святей Троице,/ Антоние преблаженне и Феодосие приснопамятне,/ молитеся о молебная вам приносящих// и любовию песньми вас ублажающих.

Ин кондак преподобных Антония и Феодосия Печерских глас 2
Твердыя столпы благочестия,/ недвижимая иноческих законоположений основания, и необоримыя стены Российския восхвалим:/ Антониа, возлюблыпаго Бога, и Феодосиа, возлюбленнаго Богом:/ труды бо онех и постническия подвиги прият паче всякаго всеплодия,/ Един во святых прославляемый.

Тропарь мученика Маманта глас 4
Мученик Твой Господи, Мамант,/ во страдании своем венец прият нетленный, от Тебе, Бога нашего: имели бо крепость Твою, мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости,/ того молитвами спаси душы наша.

Кондак мученика Маманта глас 3
Жезлом, святе, от Бога тебе данным,/ люди твоя упаси, на пажитех живоносных:/ звери же невидимый и неукротимыя/ сокруши под ноги тя поющих:/ яко вси иже в бедах предстателя тя тепла, Маманте, имут.

Тропарь глас 4
Заступнице от враг иноплеменных Необоримая Калужския земли, / и Избавительнице от смертоносныя язвы Милостивая! / Избави рабы Твоя от всяких бед и болезней, / с верою и любовию прибегающия к чудотворней иконе Твоей, / и спаси души наша.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Калужской глас 4
Заступнице от враг иноплеменных Необоримая Калужский земли/ и Избавительнице от смертоносныя язвы Милостивая!/ Избави рабы Твоя от всяких бед и болезней,/ с верою и любовию прибегающий к чудотворней иконе Твоей,/ и спаси души наша.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Калужской глас 6
Не имамы песней, ниже словес,/ како достойно восхвалити Тя,/ Мати Христа Бога нашего,/ явления ради чудотворный иконы Твоей земли Калужстей,/ токмо можем вопити Тебе:/ не отврати милости Твоей от нас/ и низпосли ю всем, притекающим к цельбоносней иконе Твоей.

Pages: 1 2 3

Летопись церковных событий 1939—1940 год

Продолжение, Начало читать  Здесь

Монах Вениамин (Гомартели)

1939: 15 марта чешские земли были оккупированы фашистской Германией. В Чехии и Моравии был создан имперский протекторат. Немецкие власти стремились всех православных, проживающих на территории протектората, подчинить Берлинскому архиепископу Серафиму (Ляде, 1883—1950), который состоял в юрисдикции РПЦЗ.

  3 ноября 1939 г. было заключено соглашение о переходе приходов, управляемых епископом Сергием Пражским (викария митр. Евлогия), в ведение архиепископа Берлинского Серафима. На территории Словакии было провозглашено самостоятельное государство, находившееся в фактической зависимости от немецких властей. Закарпатье вошло в венгерскую зону оккупации. Мукачевский сербский епископ Владимир (Раич) был взят под стражу венгерскими властями. Православные приходы Закарпатья и Словакии также перешли в подчинение архиепископу Серафиму (Ляде).

1939: 21 июля на патриарший престол Александрийской Церкви был выбран Митрополит Леондопольский Христофор II.

1939: 1 сентября, в первый день начала Польско-Немецкой войны митрополит Дионисий выпустил Первосвятительское послание, в котором писал:

“Соизволением Божественного Провидения принуждены мы снова стать на защиту нашего величайшего сокровища, наивысшего блага, — на защиту нашего Отечества, двадцать лет тому назад освобожденного жертвенной кровию своих наилучших сынов. Мы начинаем борьбу во имя правды и справедливости… В этой борьбе служить нам должен пример отважных и преданных сынов Речи Посполитой, наших предков — победоносного Гетмана Константина Острожского, доблестного Воеводы Киселя и др., совершивших для Отечества великие и памятные подвиги. Нерушимо верю, что Православные граждане Речи Посполитой ревностно исполнят этот святой и почетный долг, что станут все они в первых рядах нашей доблестной Армии. Те же, кто не удостоится этой великой чести и не будет призван непосредственно к пролитию своей жертвенной крови, могут быть также полезны Отечеству в сие время тяжких испытаний своей службой и гражданским трудом и тем посодействуют общей победе. Православные граждане! Любовь к Отечеству и преданность правому делу да будут тем крепчайшим звеном, которое объединит нас всех вокруг Вождя и направит нас на путь победы. С нами Бог! Призываю благословение Господне на Вас и на Ваши жертвенные подвиги и труды Отечеству на пользу.

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверным на сопротивные даруяй, и Твое сохраняяй крестом Твоим жительство. Аминь.” (К. Свитич…)

1939: 1 сентября начались заседания Архиерейского Собора РПЦЗ. главным на Соборе стал вопрос: как помочь православным в Польше (то, что она окажется завоеванной Германией было ясно с самого начала). Решено было дать архиепископу Серафиму (Ляде) указание: а) если будет необходимо, оказать помощь православной иерархии в Польше (так как она, как лояльная бывшему польскому правительству, могла подвергнуться репрессиям), б) а если в Польше иерархии не окажется (т. е. если она все-таки будет там репрессирована), принять на себя попечение о пастве, оказавшейся без архипастырского окормления (Григорий (Граббе), еп. Архиерейский Синод во II Мировую войну, с. 322).

1939: 17 сентября без объявления войны Советский Союз вслед за Германией, в соответствии с договором Молотова-Риббентропа, напал на Польшу и оккупировал большую часть ее территории. По оккупации Западной Украины и Западной Белоруссии Волынская, Виленская, Полесская и большая часть Гродненской епархий вошли в состав Московской Патриархии. По присоединении города Вильно к Литве возвратился в Вильно и высланный в свое время из Польши в Ковну митрополит Елевферий (Богоявленский) (МП), принявший от архиепископа Феодосия (Федосьева) управление Литовско-Виленской епархией. Архиепископ Феодосий обратился с прошением в Московскую Патриархию, в котором указывал, что, в 1923 году, он не уяснил себе отношений между Польской автокефальной Церковью и Церковью-Матерью в лице Московской Патриархии и потому принял от автокефального управления назначение на Виленскую кафедру, каковую и занимал до последнего времени. Видя в разрушении Польского государства суд Божий и над разрушенной вместе с ним (государством) Польской автокефалией, архиепископ Феодосии из бесед с митрополитом Елевферием уразумел незаконность Польской автокефалии и свой грех отпадения от Матери-Церкви Российской и просил простить ему невольный его грех и принять в молитвенное общение с Церковью Российской.

Определением Московской Патриархии, от 20 декабря 1939 года за №36, было постановлено: “Преосвященного Феодосия Федосьева, по принесении им должного покаяния перед духовником, принять в общение с Православной Патриаршей Церковью в сущем сане Архиепископа бывшего Смоленского, в состоянии на покое, впредь до новых распоряжений, с обращением его в ведение Преосвященного митрополита, Литовского и Виленского и с разрешением ему священнослужения по соглашению с местным Епархиальным архиереем на общем основании”. (”Церковное Обозрение”, Белград, Югославия, № 3 — март 1940 г., стр. 5).

  1939: В октябре в занятой советскими войсками Западной Белоруссии церковное управление возглавил проживавший на покое (в ссылке) в Жировицком монастыре архиепископ Пантелеймон (Рожновский).

Он послал в Московскую Патриархию прошение принять его и возглавляемые им приходы вместе с духовенством в юрисдикцию Московской Патриархии и назначить правящим архиереем Пинско-Новогрудской епархии. Одновременно архиепископ Пантелеймон писал в Москву, что Гродненская епархия, после бегства епископа Саввы (Советова), осталась без епископа и что он — архиепископ Пантелеймон — принимает эту епархию под свое архипастырское окормление. Указом Московской Патриархии, от 17 октября 1939 г. за № 613 архиепископ Пантелеймон был назначен на Пинско-Новогрудскую кафедру, и награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке, а также ему был дан титул Белорусского Экзарха Московской Патриархии. (Архиеп. Афанасий (Мартос). Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни). Еп. Митрофан (Зноско-Боровский) пишет, что архиеп. Пантелеимон в том же году был вызван в Москву: «…митроп. Пантелеймон дважды, по вызову из Москвы, посетил Первопрестольную. Возвращался он оттуда пасмурный и безмолвный… с радостью на лице говорил о Свете Христовом, излучающемся из сердец богомольцев, народа-страдальца, и с усмешкой щедро повествовал о богатых угощениях, которыми потчевали его хозяева страны и Московской Патриархии… м. Пантелеймон рассказал следующее, им лично в те посещения Москвы пережитое: — наш м. Сергий это — пленник безмолвный. Молитесь о нем и о всей страдалице Церкви. Церковь пленена, но враги Христа боятся Ее и в Ее поверженном состоянии. Приехал я в первый раз. Торжественно меня встретили. Тепло, уютно, кругом красота неописуемая… а на сердце Крест, перед глазами свежие капли Крови священной… Сидим мы с м. Сергием, после официальных встреч и беседуем, но что это? — беседа в ее деловой, главной части, происходит в письменной форме. Что это? — то ли по глухоте, старец Сергий боится громко говорить — за стеной подслушивают? или может быть, повел разговор в письменной форме, чтобы легче было перед “недремлющим оком хозяев” отчитываться: не надо лично для ответа к ним являться и устно докладывать, берите мол, и сами читайте… А вот когда приехал я в Москву во второй раз, из уст самого м. Сергия услыхал свидетельство о том, что он пленник, что Церковь там бессловесна. Сижу у м. Сергия, к концу приближалась моя с ним вторая встреча. Раздается стук в дверь: “молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас”, — слышу дорогие мне, иноку, слова, и отвечаю за м. Сергия: Аминь, Входит инок, на вид инок, а кто он в действительности — один Господь знает. — Владыка, автомобиль подан, — промолвил инок и удалился, — Ах, да, поедем осматривать наши храмы московские, — сказал мне м. Сергий и, подойдя вплотную, шепнул мне на ухо: владыка, помолитесь прежде, не я вас везу храмы осматривать, а нас везут… куда завезут нас, сам я не знаю… Вот и судите, каково там, в стране социалистической свободы, положение Церкви. Ложь миром управляет. А Отец Лжи, по слову Христа Спасителя, есть Дьявол, — закончил м. Пантелеймон» (Еп. Митрофан. В защиту правды).

Страницы: 1 2 3

Православный календарь 14 сентября (1 сентября ст. ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Начало индикта — церковное новолетие
Преподобного Симеона Столпника (459) и матери его Марфы (ок. 428).
Праведного Иисуса Навина (XVI до Р.Х.).
Память святых 40 дев постниц и Аммуна, учителя их
Память святых мучеников Каллисты и родных ее братьев Евода и Ермогена
Мученика Аифала диакона, Персидского (380).
Иконы Божией Матери Александрийской,
Иконы Божией Матери Августовской (1914)
Иконы Божией Матери «Всеблаженная» (в Казани).
Миасинская (Азуровская) икона Божией Матери (864).
Иконы Божией Матери Черниговской-Гефсиманской (1869)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы:

Тропарь Индикту (церковному новолетию) глас 2
Всея твари Содетелю,/ времена и лета во Своей власти положивый,/ благослови венец лета благости Твоея, Господи,/ сохраняя в мире люди и град Твой/ молитвами Богородицы и спаси ны.

Кондак Индикту (церковному новолетию) глас 2
В вышних живый, Христе Царю,/ всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю,/ Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый,/ благослови ныне венец лета,/ соблюди и сохрани в мире/ град и люди Твоя, Многомилостиве.

Тропарь преподобного Симеона Столпника глас 1
Терпения столп был еси,/ ревновавый праотцем, преподобне,/ Иову во страстех, Иосифу во искушениих,/ и безплотных жительству, сый в телеси,/ Симеоне отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Симеона Столпника глас 2
Вышних ищай, нижним совокупляяйся,/ и колесницу огненную столп соделавый:/ тем собеседник ангелом был еси преподобне,/ с ними Христу Богу моляся/ непрестанно о всех нас.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Всеблаженная глас 4
Торжество днесь празднуем светлое,/ се бо предлежит, о Всеблаженная, икона Твоя Всечестная,/ к ней же любовию сердца вси приходяще, Владычице,/ поклоняемся и тепло Тебе вопием:/ избави нас от бед и обстояний.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Всеблаженная глас 4
Во праздник Твой сошедшеся, вернии,/ священное ко славе Божией торжество Твое, Владычице, днесь всеблагоговейно совершаем,/ любовию же чтуще честную икону Твою,/ Тебе песнословим вси в радости:/ радуйся, Дево Честная Всеблаженная.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Черниговской-Гефсиманской глас 5
Пречистая Владычице Богородице, упование всех христиан,/ понеже инаго упования не имамы разве Тебе,/ Всенепорочная Владычице моя, Госпоже Богородице,/ Мати Христа Бога моего./ Темже помилуй и избави мя от всех зол моих/ и умоли Милостиваго Сына Своего и Бога моего,/ да помилует окаянную душу мою,/ и да избавит мя от вечныя муки, и сподобит мя Царствия Своего.

Pages: 1 2 3

Макеевский старец

Молитва преподобному Илии, схимонаху Макеевскому

Еще со времен ветхозаветного Лота известно, что на праведных людях держится земля. Они — ее соль, ее дух, ее свет, согревающий мятущиеся души и направляющий их к источнику жизни — своему Творцу. Светильники веры возжигаются во все времена и покрывают своим молитвенным заступничеством страждущий мир. Богата крепкими молитвенниками и Донецкая земля. Старец Илия, афонский подвижник, живший в Макеевке полвека назад и здесь же мирно почивший, является одним из них.

Схимонах Илия (в миру Илья Яковлевич Ганжа) проживал в Макеевке с 1937 по 1946 год. Уже столетним старцем он приехал сюда предположительно из Киево-Печерской Лавры, насельники которой вынуждены были бежать из родной обители от гонений безбожной власти. О том, как он попал в Лавру, имеются только предположения. Доподлинно известно лишь то, что долгие годы схимонах подвизался в Ильинском скиту Святой горы Афон. Перед революцией многим русским монахам пришлось покинуть благодатную землю. Среди них, скорее всего, и оказался Илия.

Старец почти до конца жизни не имел собственного жилья. Его приютом становилась то одна, то другая семья верующих макеевчан. Часто можно было видеть, как, выходя после службы из храма, он садился на лавочку и сидел — ему просто некуда было идти. Постоянно старца сопровождали четыре женщины — нищая, больная девица Фекла, странница Паша и вдова Мария с дочерью Еленой. Послушницы ухаживали за старцем, находили ему кров, готовили и убирали. До встречи со схимонахом все они были необразованными и немощными в вере, но общение с ним сделало их духовно возросшими, глубоко почитающими Бога людьми.

Несмотря на сильные гонения, грозящие не только арестом, но и гибелью за то, что прячут у себя монаха, многие считали большой радостью, когда в их доме жил старец. Одной из главных причин являлось то, что в народе он считался сильным молитвенником, обладающим даром прозорливости, в котором убеждались многие, кто приходил к нему со своими вопросами и бедами.

По описанию очевидцев, «старичок», как он называл сам себя, был красив, одевался в светлый подрясник, всегда выстиранный так, что казался совсем новым. Один глаз его был всегда закрыт, хотя на фотографии у старца были открыты оба глаза. Когда-то его спросили о причине, и он ответил: «На этот мир достаточно смотреть и одним глазом». Скорее всего, именно поэтому и шторки в кельях старца были задернуты всегда.

Ходил отец Илия быстро, опираясь на палочку. Многие молодые и здоровые люди должны были ускорять шаг, чтобы идти с ним в ногу.

По характеру схимонах Илия был добрым, незлобивым. К нему постоянно приходили люди, и никогда, даже будучи больным, он не отсылал никого без слова утешения или помощи. За ней, за помощью, и шел к нему народ не только из Макеевки, но и из многих близлежащих городов. Не будучи сам священного сана, схимонах принимал у себя священников из Киева и даже Москвы. Они причащали его, когда церкви были закрыты, привозили новые подрясники, книги и иконы.

С утра до вечера к подвижнику шел народ. Годы были голодные, и каждый старался принести ему какой-нибудь гостинец, который отец Илия тут же отдавал нуждающимся посетителям. Никто не уходил от него голодным, а кроме того, посетители уносили с собой просфоры и Крещенскую воду.

Были в домах, где жил старец Илия, и нежеланные гости — милиция и люди из НКВД, появление которых грозило неминуемой бедой. В один из таких визитов, когда, казалось, старца вот-вот найдут, он спрятался за занавеской, которая прикрывала одну из комнат, при этом сказав хозяевам: «Вы только не говорите обо мне и не волнуйтесь — никто сюда не зайдет». И действительно, милиционер даже не подошел к тому месту, где прятался старец.

Главным в жизни схимонах Илия считал молитву. Сам он молился много, ежедневно читал Евангелие, акафисты, Псалтырь, а когда отдыхал на лавочке перед домом, пел псалмы. Учил он молиться и тех, кто приходил к нему, и тех, у кого жил. Каждую ночь старец поднимал всех на молитву, причем часто и детей. Кроме того, неукоснительно ходил в храм. «В воскресенье и в праздники дома не сиди — в храм иди! И все будет у тебя хорошо!» — наставлял он, и сам до последних дней, несмотря на немощь, посещал церковь.

Любую помощь, которую он оказывал людям, отец Илия сопровождал призывом к живой вере в Бога и молитве. Сам он всегда говорил тем, кому помогал: «Это не старичок исцелил тебя, а Бог! Господа благодари! Молись ему, благодари — и все будет хорошо в твоей жизни!»

Иногда поучения схимонаха Илии носили характер обличения. Так, когда-то одна женщина, собираясь к старцу, решила принести ему в подарок молоко. Молока ей было не жалко, а вот графинчик для него она пожалела. Придя к отцу Илие, женщина сказала: «Ой, отец Илия, я без гостинчика!» На что старец ответил: «А я знаю! Молока не жалко тебе, графинчика жалко. Графинчик жалеешь, а о жизни своей не жалеешь. Что старичку молока принести пожалела — то не страшно! Страшно, что ты Бога не почитаешь! Безбожницей ты на свете живешь — вот что страшно!».

Тех женщин, которые приходили к нему без креста, он называл «бусурманками». Впрочем, звучали эти слова не обидно. Однако, случалось, что кому-то слова схимонаха Илии казались несправедливыми и даже жестокими. Так, однажды к старцу шли две молодые женщины. Одна из них постоянно говорила по дороге: «К какому человеку Божьему идем! А я — такая грешная, просто грязная свинья! Ой, какая я свинья!» Другая же просто молчала. Когда они пришли к старцу, первую он оставил стоять у порога, а вторую пригласил сесть у кровати, где лежал. Кроткая женщина обратилась к старцу с вопросом: «Отец Илия, а почему вы ее не приглашаете?» Схимонах ответил: «Люди приходят ко мне, много людей, но свиней еще никогда не было! Этого мне еще не хватало, чтобы ко мне свиньи приходили!»

От обиды женщина накричала на старца за то, что он назвал ее свиньей, совершенно забыв, как совсем недавно по причине ложного смирения сама же так себя назвала. Таким образом схимонах Илия вскрыл тайную гордыню, живущую в душе посетительницы. Потом он говорил: «Ох-ох! Если гордыня в вас живет, то уж лучше молчи, не говори никому о себе: я — такая плохая, я — этакая…».

В тяжелые военные годы старец стал духовной опорой для многих мятущихся душ. Когда мужчины-макеевчане уходили на фронт, верующие (а иногда и неверующие!) шли за благословением к отцу Илие. Многим он говорил, придет ли тот с фронта живой или нет.

Одна макеевчанка рассказывала о своем дяде, как старец предсказал ему, что он останется жив: «Когда наш дядя Ваня уходил на фронт, — говорила она, — он пошел к отцу Илие, чтобы благословил его Божий человек, на войну ведь идет...Отец Илия ласково его принял, помолился Господу и благословил. Стал дядя Ваня прощаться да уходить, а старец вдруг ему и говорит: „А ты ложку взять не забыл?“ „Что взять?“ — удивленно переспросил дядя. „Ложку не забыл? Возьми, возьми ложку, не забудь!“ — несколько раз повторил отец Илия, что показалось дяде Ване просто шуткой. На фронте дядя Ваня был определен на полевую кухню и всю войну на этой самой кухне каши варил, так что ложка ему как раз очень пригодилась».

В годы войны, когда кругом голод, холод, разруха и смерть, на людей нападал панический страх за свою жизнь, за жизнь детей; многие пытались куда-то уехать, где, как им казалось, не так опасно. Решив бежать, макеевчане приходили к схимонаху Илие за благословением. Но даже в самое трудное время старец покинуть город Макеевку не благословлял. Он говорил: «Не бойтесь — в Макеевке войны не будет». «Как же не будет, когда немец в город пришел?» — удивлялись люди. А схимонах отвечал: «Как пришел, так и уйдет: тихо, как прошлогодний снег». И действительно, в течение всей войны в городе не было ни сильных боев, ни бомбежек, ни голода, ни разрушений: даже попытки немцев подпалить какие-то дома не осуществились.

А после наступления советских войск немцы убегали так быстро, как тает прошлогодний снег.

Во время войны в начале каждого года схимонах Илия говорил жителям Макеевки, на какие фрукты и овощи в этом году будет урожай; благословлял одну семью садить картошку; другую — лук; третью — фасоль, чеснок и так далее. А когда действительно люди осенью собирали обильный урожай тех овощей, посадить которые он благословил, схимонах Илия велел им меняться овощами, которых были излишки. Таким образом, семьи, которые жили под покровительством его молитв и боялись нарушить его благословение, жили как родные и никогда не голодали. Те же, кто не слушал совета старца и уезжал, зачастую долго бедствовали и скитались, после чего возвращались в родной город.

Утешал он и скорбящих о потере близких. Некоторые из них получали от него чудесную помощь. Так, одна женщина, получив похоронку о гибели мужа, в глубокой скорби пришла к старцу Илие, о котором была много наслышана. Добрый старец выслушал ее и сказал: «Ходи в Церковь, усердно молись, причащайся каждое воскресенье — вернется твой муж!». Женщина послушалась старца и делала все, как он велел. Через некоторое время она получила письмо от мужа, который оказался живым. Он писал, что был контужен, долго лежал без сознания, а потом его спасли местные жители.

И во время, и после войны старец духовно окормлял жителей города. Были и случаи исцеления неизлечимо больных, которым есть множество свидетелей. Так, однажды к нему приехал генерал из Хабаровска, который привез свою шестнадцатилетнюю дочь. Девочка почти не могла двигаться. Старец сказал, чтобы девочка пожила у них месяц. Для убитого горем отца помощь схимонаха Илии была последней надеждой, и он согласился. Живя у старца, больная девочка научилась молиться, читала акафисты вместе со всеми. И вот однажды отец Илия ей говорит: «Я — такой старенький — и хожу, а ты — такая молодая, а лежишь. Вот лежебока! А ну вставай!». Смутившись упреком и повинуясь старцу, девочка начала подниматься, встала и пошла, чему были поражены все окружающие. Приехавший отец не мог прийти в себя от удивления и радости. Провожая их в обратный путь, отец Илия сказал: «Господа благодарите! Живите в вере православной. Живите с Богом!».

Схимонах Илия всегда призывал родителей заботиться о духовном образовании своих детей, учить их вере и страху Божьему, а также всегда самим приносить о них молитвы. «Детей своих надо у Бога вымаливать!» — говорил он. «Если ты, мать, не потрудишься Господу ради своих детей, дети твои плохими будут, будешь о них горько плакать!».

После войны у старца наконец-то появился свой угол. В небольшом домике, средства на покупку которого ему собрали духовные чада, он прожил до самой своей кончины. Все это время старец не переставал помогать людям и учить их православной вере.

В безбожные времена старец предсказал будущий расцвет Православия в Макеевке, что казалось почти невероятным после практически полного уничтожения храмов в городе.

Известным пророчеством старца, сбывшимся спустя полвека после его кончины, стало строительство в центре Макеевки Свято-Георгиевского собора и храмов, число которых уже дошло до двадцати четырех. «Господь будет хранить Макеевку до скончания века! Засияет она многими храмами! В самом главном, большом, златоглавом — восстанет Троицкий храм — ходите в него: его Господь благословит — в нем будет благодать Божия!» — эти слова старца бережно хранились его духовными чадами, и в точности сбылись к радости православных макеевчан.

На следующий год после окончания войны, в дни Великого поста, старец, предвидя свою близкую кончину, сказал: «Ну вот, дорогие мои, сейчас мы живем все вместе, живем тихо и мирно — Господь собрал нас под одной крышей. Но когда умрем, всех похоронят в разных местах, рядом со мной вы не будете. Ты, Паша, в стороне от меня будешь лежать, Фекла — на Казачьем, Мария будет похоронена в Сталино». Эти слова старца полностью сбылись. Феклу похоронили на Казачьем кладбище Макеевки, Пашу забрали в Дом престарелых в Кирово, где она и умерла. Марию забрал сын, и похоронена она была в Сталино.

В конце Великого поста, в Страстной Понедельник, отец Илия сказал: «Ну вот, дорогие мои, скоро уже и Пасха. Только, рабы Божии, разговляться уже будете без старичка, меня уже не будет…» Он просил всех молиться о нем после кончины. В страстную среду 17 апреля 1946 года схимонах Илия преставился о Господе.

Хоронили схимонаха Илию в Великую Пятницу, 19 апреля 1946 года. Проститься со старцем пришло множество людей. Несли кресты и хоругви. Шествие было такое, что люди в удивлении останавливались и спрашивали, кого это так хоронят?

Покоится схимонах Илия неподалеку от Старо-Рабочего городка в Макеевке.

До сих пор к его могиле идут люди.

Многие священники с прихожанами приезжают сюда, чтобы отслужить панихиду. А второго августа, в день ангела схимонаха Илии, здесь особенно людно. Со временем почитатели макеевского подвижника обустроили могилу, сделали новый красивый памятник, облагородили место вокруг.

По благословению почившего схиархимандрита Зосимы, который глубоко почитал макеевского старца, были собраны свидетельства очевидцев и материалы о его жизни, которые впоследствии вошли в книгу о нем.

При подготовке материала использована книга
«Немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая…»
под редакцией Г.С. Колябиной.
Екатерина Громовая


Православный календарь 13 сентября (31 августа ст. ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы (395-408).
Святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского 258).
Святого Геннадия, патриарха Константинопольского (471).
Святителя Иоанна, митр. Киевского.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы
глас 8
Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы глас 2
Богоприятное Твое чрево, Богородице,/ объемший пояс Твой честный/ держава граду Твоему необорима/ и сокровище есть благих неоскудно,/ едина рождшая Приснодево.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы глас 4
Честнаго пояса Твоего положение/ празднует днесь Твой, Препетая, храм/ и прилежно взывает Ти:/ радуйся, Дево,/ христиан похвало.

Pages: 1 2 3

Фарфоровые статуэтки XIX век.

Фарфоровые статуэтки XIX век.Мейсенский фарфор.

 

 (510x700, 221Kb)

 (700x656, 373Kb) 

 (642x700, 379Kb)

 (700x627, 387Kb)

 (700x609, 374Kb)

 (700x594, 400Kb)

 (700x645, 403Kb)


 

Истоки раскола РПЦ на «Советскую» и «Катакомбную»

Проф. И.М.Андреев.

Святейший Патриарх Тихон, в свое время анафематствовавший советскую власть и не снявший анафематствования до самой своей внезапной и загадочной смерти в 1925г., видя всё возраставшия страдания гонимой большевиками Русской Православной Церкви и желая облегчить, сколько возможно невыносимо тяжёлое положение духовенства, вскоре после расстрела Петроградского Митрополита Вениамина, архимандрита Сергия (проф. Шеина) и других участников, так называемаго, «процесса церковников», начал прилагать большия усилия к тому, чтобы каким-нибудь образом добиться установления более нормальных и, по возможности «мирных» политических отношений между Православной Церковью и советским государством.

Закон об отделении Церкви от Государства, как казалось многим, был совершенно правильным актом безбожной и воинствующей против всякой религии, советской власти по отношению к Русской Православной Церкви.

Могло ли быть иначе?

Архиепископ Пахомий Черниговский писал по поводу этого в одном из своих посланий: «Можно ли вообразить Советское Государство в союзе с Церковью? Государственная религия в антирелигиозном государстве? Правительственная Церковь при безбожном правительстве? Это – безсмыслица; это противоречит природе и Церкви и советского государства; это неприемлемо как для истинно религиозного человека, так и для честнаго безбожника».

Но если мы вдумаемся глубже, то увидим, что вопрос этот на самом деле гораздо сложнее. Всякая государственная власть опирается на какую-нибудь определённую идеологию и тем самым должна обязательно иметь то или иное решение религиозной проблемы. Отношение к религии может быть или положительным (напр. Императорская Россия), или индифферентным (напр. С.А.С.Ш.), или отрицательным (напр. СССР).

Только в случае индефферентнаго отношения к религии может быть проведено нечто похожее на отделение Церкви от Государства.

При отрицательном же отношении Государства к религии, особенно таком враждебном, какое мы имеем в СССР., никакого «отделения» Церкви от Государства фактически быть не может.

Воинствующая атеистически-материалистическая идеология советскаго государства не может мириться с существованием хотя бы «отделённой» Церкви и стремиться её, во что бы то ни стало, уничтожить, как своего главнаго идеологическаго врага. При этом принципиальныя и самыя тяжкия гонения падают на лучших, идейных, безкорыстных и нравственно кристально чистых представителей Церкви (см. об этом циничныя разсуждения Ленина в его статье: «Лев Толстой, как зеркало русской революции»).

Поэтому всякия попытки «примирения» советскаго правительства с Православной Церковью, «мирнаго» сосуществования их или облегчения участи гонимаго духовенства, — всегда оставались безплодными.

Да и не могло быть иначе.

Советская власть откровенно активно боролась с религией и Церковью, желая их совершенно уничтожить. Церковь, в борьбе за легальное существование, хотя и шла на целый ряд уступок и компромиссов, но, конечно, не могла желать своего собственнаго уничтожения, а потому и не могла удовлетворить окончательных чаяний советскаго государства.

Принципиально-идеологическое гонение на представителей Церкви советской властью всегда прикрывалась борьбой с якобы политическими протестами духовенства.

Сначала для этого требовалась клевета, но позднее антирелигиозная пропаганда настолько обнаглела, что стала цинично-откровенно все слова и все деяния Церкви разсматривать, как «контр-революцию». Слов «христианин»- стало эквивалентным «контр-революционеру», ибо всякий христианин отрицает классовую ненависть, а, следовательно, и классовую борьбу, и проповедует оппортунистическое «прощение» и контр-революционную «любовь к классовым врагам» (буквальныя слова одного из советских антирелигиозных пропагандистов – Канатчикова).

При таком положении, все попытки Церкви к облегчению участи духовенства и верующих мирян или сводились к нулю, или же должны были покупаться невозможными для Церкви средствами лжи и пресмыкательства перед безбожной властью.

На последний путь стали «обновленцы» и «живоцерковники».

Но если к ним, видя в них своих помощников в деле разложения Церкви, благожелательно отнеслась советская власть, тот широкия массы верующаго населения их не признали и за ними не пошли.

Святейший Патриарх Тихон не мог стать на этот путь.

Вот почему, в одном из своих «Воззваний», он, призывая всех верующих стать на защиту Церкви, организуя приходы и приходския советы, просит принять все меры к тому, «чтобы отстоять Церковь».

« А если это не поможет»- заканчивает он, — «то зову вас, возлюбленныя чада Православной Церкви, зову вас с собой на страдания».

Этот «зов» был засвидетельствован личным примером подвига исповедничества.

Святейший Патриарх Тихон был подвергнут в последний период жизни, перманентному домашнему аресту и скончался внезапно и загадочно (25 марта 1925г.). Есть много оснований предполагать, что он был отравлен.

После смерти святейшаго Патриарха Тихона, местоблюстителем Патриаршаго Престола стал митрополит Петр Крутитский.

Советская власть тотчас набросилась на Главу Православной Церкви с требованием написать «Воззвание» к верующим о «новом курсе церковной политики», в котором он дал бы желательныя для советскаго государства директивы в разрешении вопросов: об отношении Церкви к советской власти, к заграничному епископату, к ссыльным православным епископам и высказался бы о форме новаго Высшаго Церковнаго Управления.

Митрополит Петр оказался воистину «петом», т.е. камнем, и требования советской власти категорически отклонил.

Страницы: 1 2 3

Православный календарь 12 сентября (30 августа по ст. ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святителя Александра, патр. Константинопольского
Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского (1724).
Святителя Иоанна, патриарха Константинопольского
Святителя Павла, патриарха Константинопольского (784),
Свтятителя Евлалия, еп. Кесарийского.
Преподобного Александра Свирского (1533).
Обретение мощей благоверного князя Даниила Московского (1652)
Собор сербских святителей
Преподобного Христофора Римлянина (VI).
Преподобного Фантина чудотворца, в Солуни (IX-X).
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем! .

Молитвы:
Тропарь благоверного князя Александра Невского
глас 4
Познай свою братию, российский Иосифе,/ не в Египте, но на Небеси царствующий,/ благоверный княже Александре,/ и приими моления их,/ умножая жита людем плодоносием земли твоея,/ грады владычествия твоего ограждая молением// и православным христианом на сопротивныя споборствуя.

Кондак благоверного князя Александра Невского глас 4
Якоже сродницы твои Борис и Глеб/ явишася тебе с Небесе в помощь,/ подвизающемуся на Велгера Свейскаго и воев его,/ тако и ты ныне,/ блаженне Александре,/ прииди в помощь твоим сродником// и побори борющия ны.

Тропарь благоверного князя Даниила Московского глас 4
Явися, яко звезда пресветлая,/ благоверный и преподобный княже Данииле,/ в богопорученнем твоем граде Москве в жизни временней/ и просветися воздержанием, и всенощным стоянием, и постом,/ и молитвою, и слезами ко Всемилостивому Спасу/ за град свой Москву и за вся страны Российския земли./ И по преставлении твоем честныя твоя мощи/ источают исцеления неоскудно приходящим с верою,/ темже вопием ти:/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Тропарь благоверного князя Даниила Московского глас 3
Явился еси в стране нашей,/ яко звезда пресветлая,/ благоверный княже Данииле,/ лучами света твоего озаряя град твой и обитель твою,/ людем православным поборник еси,/ пленным свободитель и нищим защитетель./ Моли Христа Бога/ державе Российстей даровати мир// и спасти души наша.

Ин тропарь благоверному князю Даниилу Московскому
глас 5
Благославная похвале и благосветлый венче/ царствующаго града Москвы,/ всеблаженне Данииле, отче наш./ Подвигом бо добрым подвизався,/ богоугодное течение совершил еси,/ всерадостныя некончаемыя жизни сподоблься,/ зриши Господа Бога,/ Емуже молися,/ благочествующим тя и лобызающим богохранимыя твоя и чудесоточныя мощи/ спасение и наследие Царства Небеснаго даровати.

Кондак благоверного князя Даниила Московского глас 8
Красоту мира сего, княжение и славу яко временная помышляя,/ и сего ради благочестно в мире пожил еси, блаженне княже Данииле,/ милостию, и молитвами, и иночеством Богу угодив,/ и по преставлении своем чудес дар приим от Христа Бога,/ и светильник явися пресветлый, просвещая своими чудесы,/ приходящим с верою подаеши скорое здравие и от бед избавляеши./ Темже Христова Церковь песньми славит тя, благочестивый княже Данииле,// царствующему твоему граду Москве великое утверждение.

Ин кондак святого благоверного князя Даниила глас 6
Еже по образу соблюд непреложно/ и яже в мире тленная оставив,/ со ангельскими лики предстоиши Христу,/ преподобне княже Данииле,/ никакоже забывая чад твоих,/ но милостивно посещая и глаголя им:/ аз есмь с вами и никтоже на вы.

Кондак святителей Александра, Иоанна и Павла глас 8
Христовою любовию распалаеми, славнии,/ и ярем Его приемшии — Крест Честный,/ подражатели Того жития явистеся/ и Божественный славы Его причастницы бысте,/ Александре Богомудре со Иоанном чудным и Павлом славным./ Темже, Престолу Его предстояще,/ прилежно молитеся за души наша.
Тропарь преподобного Александра Свирского глас 4
От юности, Богомудре, желанием духовным в пустыню вселився,/ единаго Христа возжелал еси усердно стопам в след ходити,/ темже и ангельстии чини зряще тя, удивишася,/ како с плотию к невидимым кознем подвизався, премудре,/ победил еси полки страстей воздержанием/ и явился еси равноангелен на земли,/ Александре преподобне,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак преподобного Александра Свирского глас 8
Яко многосветлая звезда днесь в странах российских возсиял еси, отче,/ вселився в пустыню, Христовым стопам последовати усердно возжелел еси/ и, Того святое иго на рамо твое взем — честный крест,/ умертвил еси труды подвиг твоих телесныя взыграния,/ темже вопием ти:/ спаси стадо твое, еже собрал еси, мудре, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Александре, отче наш.

Тропарь святителя Евстафия, архиепископа Сербского глас 4
Избран от Бога, возлюблен от людей, / архиереов Божественная красото, / отче Евстафие, Ангелов сослужителю, / таин же Божественных проповедатель был еси,/ темже моли Христа Бога со всеми святыми / избавится от всяких зол / молитвами твоими, блаженне, / и спастися нам, / чтущим любовию святую память твою.

Кондак святителя Евстафия, архиепископа Сербского глас 6. Подобен: Еже о нас:
Свыше благодать прием от Бога, / во святительское подобие облеклся еси/ и от уст твоих благочестно всех научил еси покланятися Троице Единосущней. / Темже память твою чтуще,/ прославляем Бога, прославльшаго тя.

Тропарь святителю Савве, первому архиепископу Сербскому глас 3
Пути, вводящаго в жизнь,/ наставник, и первопрестольник, и учитель был еси:/ первее бо пришед, святителю Савво,/ отечество твое просветил есй/ и, породив тое Духом Святым,/ яко древа маслинная,/ в мысленнем рай насадил есй всеосвященная твоя чада./ Тем, яко апостолом и святителем сопрестольна/ чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость.

Ина служба святителя Саввы Сербскаго. Тропарь глас 8
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ архиереов Богодухновенное удобрение,/ Савво премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 11 сентября (29 августа по ст. ст.)

Строгий пост.

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Поминовение православных воинов, за веру и Отечество на брани убиенных.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь Предтечи
глас 2
Память праведнаго с похвалами,/ тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/ показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший,/ яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./ Темже за истину пострадав, радуяся,/ благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/ вземлющаго грех мира// и подающаго нам велию милость.

Кондак Предтечи глас 5
Предтечево славное усекновение/ смотрение бысть некое Божественное,/ да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие./ Да рыдает убо Иродия,/ беззаконное убийство испросивши:/ не закон бо Божий, ни живый век возлюби,// но притворный, привременный.

Сказание об усекновении главы святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна

Pages: 1 2 3

График пребывания Плащаницы Божией Матери в Украине

По просьбе Блаженнейшего Митрополита Владимира и по благословению Патриарха Иерусалимского Феофила III с 19 сентября по 19 октября 2012 года в Украине будет находиться Плащаница Пресвятой Богородицы, сообщается на сайте УПЦ.

Об этом говорится в соответствующем письме Блаженнейшему Митрополиту Владимиру от Патриарха Иерусалимского Феофила III.

Сейчас Плащаница Пресвятой Богородицы находится в Иерусалиме, во дворе Гефсиманской обители, так называемой Малой Гефсимании, расположенной напротив входа в Храм Гроба Господня. В этом небольшом храме она хранится справа от алтаря.

График пребывания святыни в епархиях Украинской Православной Церкви

С 19 сентября по 19 октября

Киев                                                           19.09 – 24.09

Полтава                                                     24.09 – 26.09

Харьков                                                        26.09 – 29.09

Изюм                                                           29.09 – 30.09

Святогорская Лавра, Донецк               30.09 – 02.10

Луганск                                                    02.10 – 05.10

Днепропетровск                                     05.10 – 08.10

Запорожье                                               08.10 – 11.10

Белая Церковь                                              12.10 – 13.10

Киев (Спасо-Преображенский Собор) 14.10

Житомир                                                     15.10 – 16.10

Тернополь                                                   16.10 – 17.10

Почаев                                                         17.10 – 18.10