Йозеф Рот ,Отель "Савой", роман (глава 3.18)

ТРЕТЬЯ ГЛАВА

18.

Внезапно Блюмфельд объявился.
Таковы всегда крупные события, и кометы, и рволюции, и венчания коронованных особ. Великим событиям присуща внезапность, и всякое ожидание их свидетельствует об их медлительности.
Блюмфельд, Генри Блюмфельд прибыл ночью, в два часа, в отель "Савой".
В это время не прибывали поезда, но Блюмфельд прибыл вовсе не поездом, с какой стати полагаться на "железку"ему? Он пересёк границу в авто, на своём американском салонированном авто, ибо он не полалается на железную дорогу.
Таков Генри Блюмфельд: наинадёжнейшее кажется ему сомнительным в то время, как все люди полагаются на железнодорожный график как на закон природы, на солнце, ветер и весну, значит, Блюмфельд- особое исключение. Он ни разу не положился на расписание поездов, пусть даже те- государственные и возят некоего Адлера, и Зигеля, благодаря разнообразным административным директивам и в итоге мучительных расчётов устроителей "железки".
Блюмфельд прибыл в отель "Савой" в два часа ночи, а мы со Звонимиром оказались свидетелями его прибытия.
Именно в это время мы возвращались из бараков.
Звонимир выпивает с ведро, и расцеловывает всех. Звонимир мастак пить. Когда он выходит на свежий воздух, то трезвеет: ночной воздух напрочь уносит хмель- "ветер выдувает спирт из головы", говорит Звонимир.
Город тих; бьют куранты на башне. Чёрная кошка пересекает тротуар. Можно расслышать вздохи спящих мещан. Все окна отеля темны; одна ночная лампа красновато брезжит у входа; в узком переулке отель выглядит мрачным великаном.
Сквозь окна входа видать портье. Тот отставил свою постылую форменную кепку- я впервые вижу, что слуга обладает черепом, и это обстоятельство несколько озадачивает меня. Пара седых локонов обрамляет лысину как гирлянда- блюдо с тортом имениннику.
Портье вытянул ноги,- наверное, ему снится, что лежит он в кровати.
На контрольных часах в вестибюле- без трёх минут два.
В этот миг рядом раздаётся визг тормозов, да такой, словно весь город взвизгнул.
Рад, и два, и три раза подряд визжит.
И вот, отворяются окошки по обеим сторонам автосалона; попеременно звучат два голоса. Дрожь сотрясает мостовую, на которой мы стои`м. Белый свет заполняет щель проулка- словно обломок луны свалился сюда.
Белый свет испускает фонарь, мигающий фонарь, фара с отражателем- фара автомобиля Блюмфельда.
Вот так явился Блюмфельд, как ночной аэроплан. Фонарь напомнил мне о войне, я подумал о "неприятельском лётчике".
То был большой автомобиль. Шофёр был весь затянут в кожаный убор. Он вышел из салона как неземное создание.
Авто погремело ещё недолго. Оно было забрызгано шоссейным калом и размером походило на корабельную надстройку.
Мне почудилось, что я снова на позициях, и генерал к нам явлися с осмотром,- а я случайно оказался в дозоре. Непроизвольно я вытянулся, принял стойку и заждался. Господин, я не слишком рассмотрел его, в сером дорожном плаще покинул салон авто.  Затем вышел ещё один, с плащом через руку. Шофёр и тот здоровяк стали рядом с третьим, поменьше- тот молвил пару слов по-английски, которые я не понял.
Я подумал, что тщедушный господин- должно быть, Герни Блюмфельд, он отдал приказ своему спутнику.
Ну вот, и Блюмфельд здесь.
- Это Блюмфельд, - говорю я Звонимиру.
Звонимир желает непременно тут же убедиться, он подступает к тщедушномугосподину, который ждёт своего спутника, и спрашивает: "Мистер Блюмфельд?"
Блюмфельд кивает- и смотрит снизу вверх на здоровяка, низкий, в этот миг он, должно быть, подумал о башне собора.
И сразу же Блюмфельд отворачивается, смотрит на своего секретаря.
Портье пробудился- и надел свою форменную кепку. Игнац поспешает прямиком к нам, мимо.
Звонимир не преминул отвесить ему шлепок.
В баре замолкла музыка. Малая дверь приотворена- рядом стоят Нойнер и Каннер. Выходит фрау Джетти Купфер.
- Блюмфельд здесь?! -молвит она.
- Да, Блюмфельд!- откликаюсь я.
А Звонимир будто спятил, он вопит и пляшет на одной ноге:
- Блюмфельд с нами! а-ха-ха!
- Тихо! -цыкает фрау Джетти Купфер- и прикрывает рот Звонимру пухлой дланью своя.
Секретарь Блюмфельда с Ингацем и портье волокут пару больших кофров.
Генри Блюмфельд садится в служебное кресло портье и раскуривает сигарету.
Нойнер выходит в фойе. Он возбуждён, его лицо покрыто красными карминовыми пятнами, словно напомажено.
Нойнер подходит к Блюмфельду- тот не встаёт с места.
- Гутен абенд!- молвит Нойнер.
- Как дела?! -отзывается Блюмфельд, не вопрошая, но приветствуя Нойнера.
Гарри ,оказывается, вовсе не любопытен.
Блюмфельд- я видел лишь его профиль- протягивает Нойнеру по-детски тонкую руку. Та бесследно исчезает в нойнеровой лапе как мелочь в великанском бумажнике.
Они говорят по-немецки, но так, чтоб посторонние не расслышали.
Ингац выходит с "летучим языком", с картонкой, на которой написан чёрным номер 13-й. Он пришпиливает картонку посреди двери.
Звонимир пару раз хлопает Ингаца по плечу- тот не ёжится, он вовсе не замечает шлепков.
Фрау Купфер возвращается в бар.
Я бы ещё полчасика погулял, но опасаюсь оставлять одного выпившего Звонимира.
Итак, мы с ним самостоятельно отаправляемся вверх на лифте, впервые без Игнаца.
Гирш Фиш бродит в кальсонах. Он бы с удовольствием в таком виде спустился к Блюмфельду.
- Вы должны одеться, герр Фиш!- замечаю я.
- Как он выглядит? Он поправился?- спрашивает Фиш.
- Нет! Он по-прежнему тощий!
- Боже, если бы старый Блюмфельд знал,- бормочет Фиш и возвращается к себе.
- Вот бы погубить Блюмфельда, -молвит Звонимир, как бы нечто замыслив.
А я не отзываюсь, ибо знаю: это алкоголь из него ропщет

продолжение следует
перевод с немецкого Терджимана Кырымлы heart rose

Йозеф Рот ,Отель "Савой", роман (глава 2.17, окончание)

Мой друг Звонимир ходит в бараки, ведь он любит возбуждение и беспорядок ,и усугубляет их. Он рассказывает голодающим о богачах, высмеивает фабриканта Нойнера и говорит о голых девушках в баре отеля "Савой".
- Ты же преувеличиваешь, -укоряю я Звонимира.
- Так надо, иначе они не поверят.
Он рассказывает в бараках о смерти Санчина как свидетель.
У него есть охота высмеивать, дух реальной жизни присутствует в его повествованиях.
Возвращенцы слушают, а затем поют они, каждый -песни своей малой родины- и все напевы звучат одинаково. Чешские песни и немецкие, польские и сербские- все они одинаково печальны, и все голоса одинаково суровые, жестокие и злые, хотя мелодии звучат столь красиво, как, бывает, тянет старая безобразная шарманка мартовским вечером накануне весны в воскресенье, когда улицы пусты и подметены, до колоколов заутрени, которые позже накроют город.
Возвращенцы харчуются в кухне для бедняков, и Звонимир тоже. Он говорит, что еда там вкусна. И вот два дня питаюсь и я с ними за компанию- и замечаю, что Звонимир прав.
- Америка!- говорит Звонимир.
Нам дают густой суп из бобов- ложка в нём вязнет, как лопата в земле. Вкуснота, мне бовобые и картофельные похлёбки.
Окна здесь не отворяют, поэтому запах объедков застаивается в углах; густым паром исходят немытые столы, когда приносят свежую похлёбку.
А люди тесно сидят у столов, постоянно воюют локтями с соседями: их души мирны, их помыслы дружественны, а руки воинственны.
Люди не плохи, когда им вдосталь простору. В больших гостиницах они, когда находят себе места, весело кланяются друг другу. У Фёбуса Бёлёга никто не толкается, там уступают дорогу и место, так принято. Но когда двое лежат на узкой, короткой койке, они толкаются ногами во сне, а руками тянут на себя тощее одеяло.
В половине первого мы становимся в конец долгой очереди.
У входа стоит полицейский, он водит саблей от скуки. Впускают по двадцать особ за раз; а я стою в паре со Звонимиром.
Звонимир ругается, когда очередь медлит. Он говорит с полицейским, который отвечает ему неохотно, ибо стражам надлежит быть молчаливыми.
Звонимир обращается к нему на ты, зовёт его товарищем, и однажды выложил ему начистоту, что у того вовсе нет оснований отмалчиваться:
- Ты нем как рыба, товарищ! Даже как готовая рыба, брюхо которой по-здешнему набили луком. У нас на родине в полицию берут только словоохотливых, таких, как я.
Жёны рабочих испугались такой речи- и побоялись рассмеяться.
Полицейский теребит бороду,видит, как Звонимир распоясался- и говорит: "Жизнь скучна: не о чем говорить".
- Ага, товарищ,- отзывается Звонимир,- это оттого, что ты был не на войне, а служил в полиции. Кто, как мы, насиделся в окопах, тому басен до смерти хватит".
Тут засмеялись какие-то возвращенцы. Полицейский говорит: "Наши жизни тоже в опасности!"
- Да,- отзывается Звонимир,- когда вы хватаете здорового дезертира, тогда, уж поверю, жизни ваши в опасности.
Несомненно, возвращенцы любили моего друга Звонимира, а полицейские -нет.
- Ты иностранец,- говаривали те ему,- и слишком говорливый с нами.
- Я возвращенец, и меня нельзя задержать, друже, ведь моё правительство с твоим договорилось насчёт нас. Ты этого не понимаешь: в моей стране ваших предостаточно-и ,если тут хоть волос с моей головы упадёт, то моя власть вашим там головы поотрывает. Да видать, ты не знаком ни с какой политикой. А у нас каждый полицай сдаёт политзачёт.
То были весомые аргументы- и полицейские умолкали. А Звонимир волен был браниться что ни день.
Он ругался, когда ему приходилось подолгу стоять в очереди, и в кухне- тоже, когда уже держал в руках миску с супом. Тот был холоден или пересолен. Звонимир заражал своим недовольством присутствующих- и те все ругались, про себя или громко, так, что повара за окошками перегородки пугались- и добавляли по лишней ложке варева в миски, как бы из щедрости и по указанию начальства. Звонимир усугублял непорядок.
Жёны рабочих уносили суп в горшках по домам, на ужин.
Они паковали суп и в газеты, точно как четвертушки буханок- так он застывал на холоде. И всё же то был вкусный суп, ели его долго: партиями по двадцать душ целых три часа.
Слышно стало, что повара недовольны, они не желали работать за малую плату весь день. Из дам-благотворительниц, которым поскольку-постольку приходилось присматривать за кухней, на второй день никого не осталось. Звонимир одну из них назвал "тётей"- и те пригрозили закрыть заведение.
- Пусть только попробуют!- грозит Звонимир.- Уж мы сумеем открыть. А то напросимся на обед к господину Нойнеру- его суп, несомненно, получше нашего.
- Да, к Нойнеру, -говорят рабочие.
Они, тщедушные, выглядят жалко- их ноги волочат тела как обрыдлую ношу.
- Если принесёшь вязанку дров из лесу, -говорит Звонимир,- то ,по крайней мере, уверен, что в хате будет тепло.
- Нойнер платил бы детские пособия, если бы наши мужья не забастовали,- мы бы как-нибудь перебивались,- плакали жёны рабочих.
- Не годится, - откликается Звонимир, -так не пойдёт, не надо выслуживаться перед Нойнером.
То была щетинопомывочная фабрика. Там чистили свиную щетину от пыли и грязи чтоб затем из готовой "шерсти" делали щётки, которыми снова бы чистили что надо. Рабочие, которые днями напролёт чесали и сеяли щетину, харкали кровью и умирали в свои пятнадцать лет.
Вообще-то действуют правила гигиены и законы, которые предписывают рабочим защитные маски, а цехам- столько-то метров до потолка и открытые окна. Но реконструкция фабрики обошлась бы Нойнеру во много раз дороже детских пособий. Поэтому ко всем умирающим вызывают военного врача. А тот констатирует черным по белому, что труженики умирают не от туберкулёза и не от заражения крови, а от сердечных приступов. Все рабочие Нойнера умирали от "сердечной недостаточности". Врач, добрый малый, желал каждый день пить шнапс в отеле "Савой" и угощать санчиных вином когда уже поздно.
Фабричному начальству тоже жилось не сладко, но они выделялись, будто "бургомистры" фабрики, а Нойнер был их "королём". Уж они-то всегда находили свои подходы к Нойнеру.
Он встерчал их вином и бутербродами с зернистой икрой, раздавал им авансы и утешал их Блюмфельдом.
У Блюмфельда руки были длинные, они тянулись поверх "пруда"- Блюмфельд имел долю во всех фабрика старого отчего града своего. Когда он раз в год являлся сюда, здесь устраивалось всё то, что Нойнеру казалось несколько накладным.
Нойнер ждал Блюмфельда.
И все прочие, не только постояльца отела "Савой" ждали его. Весь город ждал Блюмфельда. В еврейском квартале ждали его: валюту перестали продавать- гешефты сникли. На него надеялись жители верхних этажей отеля; Гирш Фиш дрожал со страху: ему перестали сниться счастливые номера из-за дум о Блюмфельде.
Кроме того, Гирш Фиш напутал с моим тиражом: розыгрыш должен был состояться лишь через две недели. Я узнал об этом в лотерейном бюро.
И в кухне для бедных говорили о Блюмфельде. Когда он явится, то разрешит все конфликты, а всё земное переменится к лучшему. Что сто`ит Блюмфельду? Да он на сигары в день тратит столько.
Блюмфельда ждали повсюду: в сиротском приюте дымоход завалился- его не подымали, ведь Блюмфельд что ни год делает что-либо для приюта. К врачам не ходят больные евреи, ведь Блюмфельд должен оплатить их лечение. На кладбище ,заметили, земля просела; двое лавочников погорели- и вынесли товар на улицу, а лавки свои восстанавливать и не подумали: а то что ещё погорельцам просить у Блюмфельда?
Весь миръ ждёт Блюмфельда. Все медлят с переменой постельного белья, со сдачей комнат внаём, со свадьбами.
Некое ожидание висит в воздухе. Абель Глянц говорит мне, что ему выпала оказия занять место. Но он лучше устроится у Блюмфельда. Один дядя Глянца живёт в Америке, у него можно поселиться- пусть только Блюмфельд даст шифкарту (точнее "шифСкарту", т.е., билет на пароход в Америку; в переводах прозы Шолома-Алехейма именно "шифкарта"- прим. перев.) ,не должность- тогда уж всё дядя устроит.
Дядя Глянца продаёт лимонад на улицах Нью-Йорка.
Даже Фёбус Бёлёг нуждаетсмя в деньгах дабы "укрупнить" свой гешефт. Мой дядя ждёт Блюмфельда.
Но Блюмфельд никак не приезжает.
Только прибывает поезд из Германии, как на перроне стоит масса людей. Знатные господа с коричневыми и жёлтыми дорожными пледами, в каучуковых плащах, со свёрнутыми и зачехлёнными зонтами покидают вагоны.
А Блюмфельда нет.
И всё-таки горожане ежедневно ходят встречать его на вокзал.

продолжение следует
перевод с немецкого Терджимана Кырымлы heart rose

Йозеф Рот ,Отель "Савой", роман (глава 2.16-17)

16.

В этот день ожидался Калегуропулос. Звонимир разбросал стулья, устроил в нашей комнате, где пожелал дождаться директора гостиницы, беспорядок. Я поджидал Калегуропулоса наверху.
На этот раз я не заметил никакого смятения. Все покинули отель; три верхних этажа опустели- можно было рассмотреть убранство номеров. Внизу было тихо. Игнац ездил вверх-вниз. Через час ко мне пришёл Звонимир и сказал, что директор ходит по коридору. Звонимир стал у двери, директор поздоровался с ним, но Калегуропулоса нигде не было видать.
Звонимир это скоро забыл, меня же по-прежнем не оставляла в покое мысль о Калегуропулосе.
Звонимир самостоятельно наведывается в отель, он заходит в пустую комнату, оставляет без внимания листок с привествием директора и узнаёт всех через три дня вернувшихся постояльцев.
Он знаком с Тадеушем Монтагом, карикатуристом, который рисует шаржи и сидит почти без работы, поскольку манкирует предложениями постоянных мест.
Он знает бухгалтера Каца, режиссёра Наварски, голых девушек, двух сестёр Монголь, Хелену и Ирену Монголь, двух старых дев; Звонимир приветствует всех громко и сердечно.
И Стасю знает он,  докладывает мне: "Каналья влюблена в тебя!"
Я в замешательстве: сказано-то не со зла, но интонация злит меня.
Я отвечаю: "Стася- хорошая девушка".
Звонимир не верит добрым девушкам и говорит, что охотно бы переспал со Стасей, дабы доказать мне, насколько она плоха.
Звонимир уже побывал и в подвальном этаже отеля, где находится кухня. Он знает повара, швейцара, который зовётся просто Майером, хо готовил добрую выпечку. Звонимир получает их даром на пробу.
Звонимир хлопает Игнаца. Это добрые шлепки- и Иннац ничего не имеет против. Я наблюдаю Игнаца, как он ёжится, когда к нему приближается Звонимир. Это вовсе не рефлекторные движения лифтбоя, не страх. Звонимир- самый крупный и сильный мужчина в отеле "Савой", он мог бы запросто поднять Игнаца одной рукой. Он кажется страшным и разбойным, он охотно стучит каблуками- и вблизи него всё стихает и пугается.
Старому военому врачу Звонимир симпатичен. Доктор охотно пополудни заказывает ему пару шнапсов.
- Таких докторов, как вы, знаю я со службы, -говорит ему Звонимир.- Вы способны живого угробить, за это вам дают высокие жалованья. Вы готовы обкорнать живого как Бог черепаху. Вы великий хирург. Я вам никогда ни за что не доверил бы свой триппер.
А доктор знай смеётся. Он толстокожий.
- Я желаю вздёрнуть вас!- говорит раз, по-приятельски, Звонимир доктору- и хлопает его по плечу. Никогда никто доктора по плечу не хлопал.
- Замечательный отель, - говорит Звонимир, а не ощущает таинственности этого здания, где взаимно чужие, разделённые лишь тонкими как бумага стенами и занавесями, люди живут рядом, едят, голодают. Звонимир находит само собой разумеющимся то, что девушки отдают свои чемоданы в залог, пока голыми не попадают к фрау Джетти Купфер.
Он -здоровый мужик. Я завидую ему. У нас в Леопольдштадте не было таких здоровяков. Он нисколько не внимателен к дамам. Он не знает никаких книг. Он не читает никаких газет. Он не знает, что в мире творится. Но он- мой лучший друг. Он делится со мною своими деньгами, и жизнью своей поделится со мной.
И я бы так поступил.
У него хорошая память, и он знает не только фамилии постояльцев, но и номера их комнат. И когда горничный говорит, что 403-й был в 41-м, Звонимир знает, что режиссёр Новаковски спал с фрау Гольденберг. Он также знает многое о фрау Гольденберг: это та дама, которая встетилась мне в тот, первый мой день здесь.
- У тебя довольно денег?- спрашиваю я.
А Звонимир их не считает. Его затянул отель "Савой".
Я припоминаю слова покойного Санчина. Тот сказал было мне, это было за день до его кончины, что все кто здесь живут, затянуты отелем "Савой". Никто не покидает его.
Я предупреждаю Звонимира, а он не верит. Он здоров до чёртиков, и не признаёт никакой силы опричь своей.
- Отель "Савой" засосал Я, братка!- отвечает он.
Уже минуло пять дней его присутствия здесь. На шестой день он решает приступить к работе: "Так жить нельзя"- говорит он.
- Здесь нет никакой работы. Давай, уедем отсюда!- прошу я. Но Звонимир желает именно здесь найти работу для нас обоих.
Он и вправду находит её.
На товарном складе железной дороги -тюки хмеля. Их надо загрузить в вагоны, на что нет свободных железнодорожников. Есть только несколько ленивых выпивох- и управляющий подыскивает того, кто бы месяцами работал на этом месте. Из бастующих рабочих Нойнера набралось с десяток желающих, два еврея-беженца с Украины, и мы со Звонимиром. Нас кормят на воззальной кухне, и нам в семь утра надо быть на месте. Игнац удивляется, когда видит меня возвращающегося с работы в старой косоворотке и солдатским котелком, грязного от угольной копоти.
Звонимир руководит рабочими.
Мы стараемся. Острыми крюками мы цепляем тюки хмеля и катим их на вагонетке. Когда мы цепляем тюк, Звонимир командует: "Оп-п-п!"- и мы подымаем; ..."Оп-п!"- мы немного отдыхаем; "Оп-п-п!"- мы кладём жирный, бурый тюк на вагонетку. Тюки похожи на больших китов, а мы - на гарпунёров. Вокруг нас свистят локомотивы, мигают зелёные и красные светофоры, а нас это не беспокоит- мы работаем. "Оп-п! Оп-п!-  гремит голос Звонимира. Люди потеют; двое украинских евреев, хилые и худые торговцы, еле стоят на ногах.
Чувствую, мои мускулы болят, а ноги дрожат. Когда забрасываю крюк, ощущаю ,как ёкает правое плечо. Крюки должны цепляться хорошо, иначе тюк падает, а Звонимир ругается.
Раз зашли мы на кухню в двенадцать, горячий день был, а на нашей скамье сидели болтающие кондукторы. Они говорили о политике, о министре и жалованьях. Звонимир просил их пересесть, а те заважничали- и не встали. Звонимир опрокинул долгий деревянный стол, за которым они располагались. Кондукторы кричали и намеревались поколотить Звонимира, но тот бросил в отвор двери их кепки. Это выглядело так, словно он обезглавил нахалов. Одним движением своей длинной руки он снёс полдюжины кепок. Кондуктора последовали за своими "орлами" на кокардах, уже простволосые, дрожащие  и жалкие.
Мы круто трудимся и потеем. Мы пахнем по`том, каждый по-своему, и сталкиваемся, у нас тяжелые руки, нам больно, но мы, чувствуем это сильны.
Четырнадцать мужчин ,которые должны отправиться в Германию, мы боремся с тяжёлыми тюками хмеля. Отправитель и получатель зарабатывают на этих тюках больше, чем мы скопом.
Это сказал было нам Звонимир в конце смены.
Мы не знаем отправителя, разве что читаем его фамилию на вагонах: Х.Люстигом* звать его, хорошенькое имечко. Х.Люстихг живёт в красивом доме, как Фёбус Бёлёг; сын его учится в Париже и носит лакированные штиблеты. "Люстиг, не нервничай!- говорит дельцу его жена".
Как звать получателя, я не знаю, но есть основания полагать, что- Фрёлихом* (Lustig и Froehlich соотв. "с удовольствием" и "доволен"- прим.перев.) 
Мы, все четырнадцать- как один мужчина.
Мы все тут вместе в одно время, мы одновременно едим, движения наши слажены, а груда тюков хмеля- наш общий враг. Х.Люстиг заставил нас попотеть, Люстиг и Фрёлих; мы со страхом наблюдаем, как заканчиваются тюки,- вот и работе нашей конец скоро,- а взаимное расставание видится нам болезненным как расчленение.
Впредь я не эгоист.
За три дня мы управились. Уже в четыре часа помолудни мы были свободны, но оставались на товарном перроне- и смотрели, как  наши тюки медленно катили в Германию...

17.

И снова пора возвращающихся на родину.
Они являются группами, многие -поодиночке. Они наплывают скопом, как некие рыбы в период нереста. Судьбою с востока гонимы они. Два месяца никого не было видать. И вот уже неделю "плывут" они из России, из Сибири, и из окрестных им краёв.
Пылью дорог за многие годы покрыты их сапоги, их лица.
Их одежда истрёпана, их посохи грубы и лоснятся. Они идут сюда одной дорогой, не едут в вагонах, пешком бредут. Годы, пожалуй, они странствовали, пока добрели сюда. Они, как и я, знают многое о чужих странах и о чуждых жизнях, они со многими жизнями порвали. Они бродяги. С миром ли они странствуют, расходясь по домам своим? Разве им не лучше бы остаться на большой родине, чем в малые свои стремиться, к бабам и дитям на тёплые печи?
Наверное, не по своей воле они расходятся по домам. Они тянутся на Запад как рыбы в известные времена года.
Мы со Звонимиром стоим на краю города, где бараки, часами- и высматриваем среди прибывающих знакомые лица.
Многие минуют нас- и мы не узнаём их, хотя годами было вместе стреляли и голодали. Когда видишь столько лиц, они все тебе сдаются похожими, как рыбьи морды.
Печально, когда мимо проходит нето неузнанный тобою, а ведь мы столько раз вместе были на волосок от смерти. В самые страшные годины мы боялись её одинаково- и вот, теперь мы незнакомы. Я, припоминаю, точно так же печалился, когда увидал в поезде одну девушку- и не смог припомнить: то ли мы когда-то было переспали, то ли она просто умыкнула моё бельё.
Многие возвращенцы, подобно нам, желают остаться в этом городе. В отеле "Савой" полку прибыло. Даже комната Санчина уже заселена. Александерль вынужден свой 606-й номер уступить на три дня: директор на том настаивает, он вправе распоряжаться незаселёнными комнатами. 
Сдавая свой ключ, я слышал, как дискутировали Александерль с Игнацем.
Многие, у кого нет денег на отель "Савой", направляются в бараки.
Это выглядит как канун новой войны. Так всё былое повторяется: снова дым стелется из печных труб бараков; картофельные ошурки, огрызки яблок и гнилые вишни валяюся у дверей; и бельё трепещет на растянутых верёвках.
В городе становится неуютно.
Видать просящих милостыню возвращенцев, они не стыдятся. С виду здоровые и сльные мужчины, они теперь могут и привыкнуть к этому. Лишь немногие ищут работу. У селян воруют они провиант, вырывают из земли картофель, крадут кур, душат гусей и разоряют стоги сена. Всё добытое они тащат в бараки, там варят, а нужники не копают: можно видеть, как странники, сидя на корточках где подальше, справялют нужду.
Город, где нет сточных канав, и без того воняет. В рабочие дни мимо деревянных тротуаров узкими, неровными канавками плывут черные и жёлтые глинисто-густые потоки фабричных отходов, которые ещё теплы и испускают тёплый пар. Этот город проклят Богом. Он смердит так, будто на него лилась сера и смола, не на Содом с Гоморрой.
Бог наказал промышленностью этот город. Промышленность- страшнейшая кара божья.
Кое-кому наплыв возвращенцев по душе: полиция притихла. Возможно, она побаивается такого множества непутёвых мужчин, а кому нужны волнения. Тем не менее, рабочие Нойнера бастуют уже четыре недели кряду- и если дойдёт до рукпопашной, то возвращенцы помогут рабочим.
Пленные возвращаются из России, они изрыгают на Запад дух революции, как лаву- горящий кратер.
Долго бараки пустовали. Теперь они внезапно ожили, да так, что кажется, будто со дня на день зашевелятся их стены. По ночам здесь горят жалкие плошки с салом, но сколько тут буйного веселья. Девушки приходят к возвращенцам, пьют с ними шнапс и распространяют сифилис.


продолжение следует (окончание 17-й главы- следующим отрывком перевода)
перевод с немецкого Терджимана Кырымлы heart rose

Стихи о революции, о Ленине и Тимошенко, и о прочем))

_______________1.__________________
Мне снился сон: я "Искру" отвозил
в Расеюшку с ирманского вокзала;
меня Ильич пакетами грузил,
а Крупская Абрашей называла;

садили на биндюжника меня-
рыжебород, подвода с битюгами,
брал чаевые, экая свинья,
а говорил по-русски, с матюгами.

Косились зло арийские менты-
рейхсмарки весело дела решали.
А утром снова- кладбища, кресты,
мешки, лукошки, вязаные шали...

Я возбуждал чужой пролетарьят,
пока война не застила границы.
Всё было зря, иные говорят.
Таки не так: опять мне Надя снится.

_______________2.__________________
Залевел восток рассветом;
стал восход заметно ал.
Я партейные газеты
на вокзале продавал.

По перрону проходили
толпы бледных русичей,
а за ними тени плыли
тех хазарских палачей,
 
что приехали в вагоне
на болеющий восток.
"От работы дохнут кони".
"Где , братишка, кипяток?"

_______________3.__________________
Мне кажется, я снова- пионер,
стою как столб на лениской линейке:
имперский штык, натянутые нервы,
са-а-всем простой всем мальчикам пример.

А слева от меня горит огонь:
он вечный, это- память о героях,
евреях некрещёных, русских гоях,
а праворуч копытит глину конь.

И кажется, открыты все пути
на БАМ, Магнитку, прочие сибири,
но на ногах- бюрократизма гири,
завалы из бумаг- не разгрести.

Казалось, что открыты все пути.
когда то было... Господи, прости.


_______________4.__________________

Хочу войти , да не в ЕЭП, а в НАТО,
в нефтепроводы ваучер вложить,
хоть пару дней по-штатовски пожить,
не пить с утра, не выражаться матом.
 
Бороться? нет! стремиться? просто- быть!
...чтоб насладиться досыта культурой,
симфоньями, ектить, архитектурой,
чтоб сапоги на пляжах Ниццы мыть.

Зачем мне НАТО, если встретит Зина,
 раззявит свой похабный нефтепровод-
и буду я в ЕЭПе замурован...
о, не пройти мне мимо магазина!

Стирать портянки в тихих водах Рейна?
Нет, пить поллитру на троих портвейна!


_______________5.__________________
Я помню слово из трёх букв,
и помаранчевые стяги,
и обывательский испуг,
и крик оплаченной ватаги.

Когда Вы двигали народ
одним своим волшебным словом,
я был совсем как идиот,
свободой, нет, не избалован.

Теперь же хочется иметь
плоды обещанной свободы...
Проходят годы. "Входит - и выходит"
я- Поросёнок, вы- Медведь.

_______________6.__________________
Выбора, выбора,выбора...
это сон или злая игра.
Будем пить кальвадос из горлА
и друг дружку любить до утра.
А наутро дрожащими пальцами
ты надавишь на радиоклавишу-
"Лебединое озеро", Танечка,
за окошком- ОМОНчики, таночки.
Нам казалось, народу- видней.
Не хватило двоих бюллетней.
А народ хэлловин прогулял,
Украину нашистам отдал.
Не любтить на диване отныне нам,
сексу- нет, мы открыты политикам.
Не платаны- но пальмы, да пинии.
Мы не дома- в Гаити, Боливии

_______________7.__________________
Я не сторонник расовых барьеров:
в моей башке гуляет голый негр,
всю ночь, етить, тамтамом дрючит нервы,
а поутру орёт :"овсянка, сэр!";

в желудке- чукчи или же якуты
совсем по-русски водку с матом жрут,
и на оленя прут в кишку прямую,
а стеклотару в пендицит сдают;

в моей душе ядрёные татарки
валяют плов, колбасят катламу-
а я мычу по-русски как Герасим
и гавкаю как связанный Муму.

Да, широка была страна родная,
сошла, ептить, как с белых яблонь дым.
Остался Крым- на сало обменяем,
но Тузлу москалям не отдадим!

_______________8.__________________
Наступило время извращений:
воцарилась злая денег власть,
упростились мысли и движенья-
и попёрла воровская масть.

К нам приходит время расставанья,
незачем друг к дружке приставать,
через годы (также- расстоянья)
не достать (сломается кровать).

Дан тебе приказ- на дикий запад.
Мне- катить в другую сторону.
Там звездится Брайтон русским матом.
Здесь танцуют таты кайтарму.

Наступило время процветанья:
Крым теперь -оранжевый ,в дыму.
Не бабло куём, а мани- мани.
А любовь, Зинуля, это -муть. heart rose (старые мои стихи с блога "фон Терджиман", отредактированы)

Йозеф Рот ,Отель "Савой", роман (глава 2.15)

15.

Мы живём вдвоём в моей комнате, Звонимир и я. Он спит на софе.
Я не предложил ему свою кровать потому, что к ней было привык ,а затем долгое время был лишён мягкой постели. В доме моих родителей в Леопольдштадте (т.е. в Вене- прим.перев.) часто не хватало еды, но всегда была мягкая постель. Звонимир же всю свою жизнь ночевал на жёстких скамьях, "на честнОм дубовом", как он в шутку выражается, он не выносит никаих тёплых перин и видит плохие сны на мягком.
У него здоровая конституция, он поздно ложится и подымается с утренним ветерком. Крестьянская кровушка бурлит в его членах, у него нет часов, а время всегда он знает точно, предчувствует дождь и солнце, чует дальние пожары, и кажется ему, и будто видится.
Однажды во сне привиделось ему, будто батюшку его хоронили- Звонимир прокинулся и плакал, а я не знал, чем утешить ревущего здоровяка. В другой раз привиделась ему кончина своей коровы- он рассказал о том мне, казалось, равнодушно. Мы днями постоянно на ногах. Звонимир расспрашивает у рабочих Нойнера о делах, о забастовочных вождях (букв."фюрерах"%(( -прим.перев.), он даёт детям денег и ругается с жёнами рабочих, наказывает им увести мужей из зала ожидания. Я дивлюсь расторопности Звонимира. Он не владеет местным языком, пользуется минами лица и жестами рук скорее, чем ртом, но все понимают его точно, ведь он говорит именно по-народному и матерится на своём наречии. Ведь крепкое выражение понимает тут каждый.
Вечером мы идём во поле, там Звонимир присаживается на камень, утыкается лицом в ладони и всхлипывает как мальчик.
- Чего ты плачешь, Звонимир?
- Я о корове.
- Но ты же весь день знал, что она околела. Почему плачешь теперь?
- Днём у меня не было на то времени.
Это говрит Звинимир совершенно всерьёз, он плачет дорую четверть часа, затем подымается. Он внезапно громко смеётся потому, что замечает: камень-ракушечник, на котором только что сидел, устроен как низкое пугало для птиц.  Ракушки ведь вовсе не пугала!! Хотел бы я увидеть воробья, пугающегося одетого ракушечника!
- Звонимир, -прошу я,- уедем отсюда прочь! Езжай домой- твой отец пока жив, но он, пожалуй, помрёт, если ты не вернёшься домой- и... тогда тебе прибавится чёрных снов. И я тоже желаю домой.
- Ещё немного побудем тут, - отзывается Звонимир, и я знаю, что он не переменит своего решения.
Он рад отелем "Савой". Впервые живёт Звонимир в большой гостинице. Он вовсе не удивляется Игнацем, старым лифтовым мальчиком. Я рассказываю Звонимиру, что в иных отелях "катящие стулья" обслуживают нежные, молочнощёкие мальчики. Звонимир полагает, что всё-таки разумнее предоставить такую американскую штуку старому, опытному господину. Впрочем, ему обое непривычны: и "стул", и Игнац. Он охотнее ходит лестницею пешком.
Я обращаю внимание Звонимира на часы, мол, идут они вразнобой.
Звонимир говорит, что это неприятно. Надо исправить. Я показываю ему восьмой этаж и чадящую помывочную, рассказываю о Санчине и об осле на похоронах. Санчина ему вовсе не жаль, насчёт осла он смеётся, ночью, будучи раздетым.
Я знакомлю его с Абелем Глянцем, и с Гиршем Фишем.
Звонимир покупает у Фиша три номера- и желает ещё, и обещает тому треть выигрыша. Мы с Абелем Глянцем идём в еврейский проулок. Абель делает хорошие гешефты, спаршивает, есть ли у нас немецкие марки. У Звонимира есть дойчмарки.
- За двенадцать и четверть,- говорит Глянц.
- Кто покупает?- с неожиданным знанием дела спрашивает его Звонимир.
- Каннер!
- Ведите нас к Каннеру!- наказывает Абелю Звонимир.
- Что вам взбрело в голову?! Будто Каннер подойдёт к вам?! - испуганно кричит Глянц.
- Тогда я не дам марок! - режет Звонимир.
Глянц желает заработать -и бежит за Каннером.
Мы ждём. Заводчик приходит через полчаса и приглашает нас вечером в бар.
Вечером являемся мы в бар, Звонимир- в русской гимнастёрке, в подкованных сапогах.
Звонимир щиплет фрау Джетти Купфер в плечо- она взвизгивает: такого гостя ей давненько не приходилось обслуживать. Звонимир смешивает шнапсы, хлопает по плечу Игнаца так, что старый лифтбой ёжится, падает на колени. Звонимир смеётся над девушками, спрашивает гостей, как их звать- выкликает фабриканта Нойнера по фамилии, без "герра" и спрашивает Глянца:
- Где запропастился этот проклЯтый Каннер?
Господа вытягивают лица, но сохраняют спокойствие; и Нойнер не волнуется, не обращает внимания на реплики, хотя он год было отслужил в прусской гвардии и при шрамах.
Ансельм Швадрон и Зигмунд Функ тихохонько беседуют, а когда опоздавший Каннер язляется, то его ничьё "халло!", заслуженное и ожидаемое им, не звучит в его честь. Он оглядывается, находит Звонимира,- да и Глянц машет ему- подходит к нам и величественно вопрошает: "Герр Пансин?"
- К вашим услугам, мистер Каннер!- грозно кричит ему Звонимир так, что фабрикант пятится на полшага.
-Двенадцать и три четверти!- снова кричит Звонимир.
- Не так громко, -шепчет Глянц.
Но Звонимир вытаскивает так, что все за нашим столом это видят, свои деньги из бумажника- и датские кроны у него есть- Бог знает, откуда.
Каннер вытаскивает свои деньги и проворно считает их, чтоб побыстрее провернуть сделку, и считает именно по двенадцать и три четверти.
- Моя комиссия?- вопрошает Глянц.
- Шнапсом! -отвечает ему Звонимир и заказывает пять шнапсов для Глянца. Абель Глянц со страху пьёт до упора.
То был чудесный вечер. Звонимир испортил малину всем постоянным посетителям.  Игнац был зол. Его пивные жёлтые глаза искрились. Звонимир же делал вид, что лифтбой- лучший его приятель, кликал его по имени: "молейший Игнац!"- и тот подходил маягонько, старый котяра.
Фабрикант Нойнер нисколько не прикипал к Тоньке; голые девушки вкрадчиво подошли к нашему столу и трогали Звонимира за руку. Тот кормил их выпечкой, ломаным печеньем, и позволял им дегустировать различные шнапсы.
Девушки красовали во всей своей белой наготе, лебёдки.
Поздно пришёл Александерль Бёлёг. Он был убит и ,одновременно, задумчив, желал поведать кому-нибудь печаль свою- и Звонимир помог ему.
Звонимир выпил много, однако, но будто ни в одном глазу: посмеивался в охотку над Александерлем.
- У вас токие сапоги!- говорил он Бёлёгу.- Позвольте им показать свою остроту. Где вы волочили их, ваше новейшее оружие? Командирские, с французскими каблучками! Ваш галстук красивше платка моей бабушки, это столь же верно, как и то, что я сын Никиты, что зовусь я Звонимиром и ни разу не переспал с вашей невестой.
Александерль делал вид, что ничего не слышит. Скорбь грызла его. Он был печален.
- Не желал бы вам брата в таком вот облачении,- сказал мне Звонимир.
- Двоюродных не выбирают.
- Ничо, не робей, Александерль! -заорал Звонимир и ватал. Он был велик, что стена стоял он в тёмно-красном баре.
Но следующее утро проснулся Звонимир рано и разбудил меня. Он был одет. Он сбросил моё одеяло на пол и заставил меня встать и выйти с ним на прогулку.
Жаворонки пели замечательно.

продолжение следует
перевод с немецкого Терджимана Кырымлы heart rose

......)) Стихи

Песня про зверей ("бандитам- тюрьмы!")

В Оранжевой стране
есть город голубой
с крутыми терриконами
и водкой заводной;
а в городе есть том
чудесный зоосад,
там кошки дружат с крысами,
а с кроликами- гад;
медведь с лисой на пасеке живёт;
козёл капусту в банке бережёт..
Только вся беда ,что звери -в клетках,
ну так, сами обещали же!

Деньги, карты, два ствола

Ты помнишь это: карты, два ствола...
впридачу к ним: наручники, вибратор.
Мы слизывали крохо со стола.
В Сибирь манила строчек белизна,
но в Коммунизм звали плакаты.

Фотомодель! укладчица асфальта!
Ленура, помнишь чёртов Улан-Батор?
рассвет в степи, весенняя пурга,
рулетка, кокаин да нарды...
ну ,плётка из монгольского седла.
"А что ещё?" Наручники, вибратор.

Я улетал наутро в Ереван,
а ты ждала визита дяди Вани.
Мутнел арак, разбавленный в стакане-
и как назло вибратор отказал.

 

Мудрейшая из жён...

"Мудрейшая из жён, о Тимошенко..."-
я сочинил. На этом дар иссяк.
Какой-то пьяненький босяк
шипел, нахально скалясь: "С-с-стерва".
 
"О, Ющенко, трибун, герой, страдалец..."
- сумел всего одну строку добавить.
Страдания фригидной дамы
фантазиям взлететь не дали.

Поэт, не дорожи молвой народной,
пошли ты на хуй всех уродов.
гони ослов за пьедестал,
вождей Отечества восславь!

Три товарища

Сидели под старой чинарой,
сосали горстями насвай.
Урчали ненаши дутары.
Визжала узбечка "вай-вай!".

Мы пили вино и сосали
втроём конопляный кальян.
В кумаре полуденном Сталин
усатый и страшный вставал.
 
Мы трижды утроили дозу,
лежали пластом на ковре...
Вот так мы и жили в колхозе
в рубашках одних в декабре:

один- председатель меджлиса,
другой- партизанит в горах,
а третий- безусый и лысый.
О ком я? да это же... вах!


Голубая птица

__________1_______________
Я в полночь бредову проснулся
от пенья первобытной птицы.
Стекала змейкой кундалини:
промежность, копчик, поясница...

Та птица, может, была синей,
она звала меня куда-то,
туда, где светятся витрины,
в мир чистогана и разврата.

Я вышед ночью в Симферополь
за ней, моделькою зубатой.
Она светила ГОЛОЙ ЖОПОЙ,
она ругалась РУССКИМ МАТОМ,

проспектом вывела на площадь-
на ней стояли семь палаток
как семь коров Египта тощих.
Три моисея бесноватых
еврея фрухтой пригощали...

____________2_________________

Я в полночь мрачную проснулся
от пенья птицы голубой.
Я в сочь дурную окунулся-
позвала кура за собой.
Она беду нам предвещала
ужасным клёкотом своим;
она поэтов созывала
на голубой поляны блин.
Рука тянулась за двустволкой,
но ухватилась за косу.
Мы были заняты прополкой
в дубовом, прОклятом лесу.
Поэты копны согребали,
курили спелую траву...
Приснилось всё? О, нет, едва-ли:
я птицу видел наяву.

_________3______________
Домик плымши в ночной комариной прохладе.
Вдруг завыли в деревне борзыя собаки-
то мохнатая баба заборы валила,
а за нею порхал голубой птеродактиль.
Мы в тот вечер смотрели "17 мгновений",
не постились, увы, и молитв не читали.
Обезьяна позвала нас хохотом диким.
Нам стучался в окно голубой птеродактиль.
МЫ гурьбой пошли по бескрайним просторам,
МЫ оставили хлеб ради бешеных зрелищ,
МЫ позор покрываем заёмным задором;
МЫ допьём то, что наши отцы не допели.

 ___________4_______________________
Я проснулся от пенья котицы:
крышой-шифером бОрзо бежала,
тварь презренная так завывала,
что косились у бюргеров лица.
Этот топот ночной,
                     сладострастный,
                                            кошачий
мир непрочно-больной
покурочил.
Враскачку
гнались трое за той.
Чьи- то потныя руки
нажимали на кнопки
ночников, что протухли.
А с балконов сырых
псы обрывисто выли.
Обыватели зло
били палкой в стропила.
................
Мне приснились луга,
норы чёрные, мыши,
пересылка ,Крымлаг,
голос кореша "тиш-ше",
на "колючке"- бушлат,
затемнённая вышка.
Приняла нас тайга-
караул не услышал. heart rose
   (старые мои стихи из блога "фон Терджиман", отредактированные)

.......))

Дозволь нам, Боже...

Дозволь нам, Боже, спирт по-русски пить,
нехай текёт замест воды из крана
от Колымы до слаткаво Ирана.
В Урале только Ваську не топи!

Егда чесать обрыдне, гаркни :"Мыть!"-
яви Свой Дар цинкОвыми тазАми-
и богоизбранный Евразии израиль
почне носки стоячия скоблить.

Несть рукава чтоб пташечку пустить.
Нехай загинут в Мексике троцкисты.
Спаси железных феликсов-чекистов,
дай Плейшнеру указ не заблудить...

 
Стишок про Януковича

По радиу услышь ядрёну весть:
объявлен русский хвициальной мовой!
Будь избран ханом Виктор Янукович,
такая радость нам, словяне ,есть.

Возможно, станут галичане преть,
лезть на трибуну в Киевском Меджлисе,
мырза карпатский схоче отделиться...
Дозволено по-русски говореть

с трыбуны микрохвоненной, амвона,
с минбара також... если похмелиться,
культурненько, не шибко материться,
то можно с бодуна по телехвону 

на розных мовах борзо тарабанить,
топить врага на дне свого стакана.


Два случая

__________ 1. ___________
...А вот ещё один был случай:
упал вне плана самолёт
на диком западе падучей
навеки проклятой звездой.

Когда взялись америкосов
те, что угнали, убивать-
они, приличия отбросив,
пошли кабину штурмовать.

...когда-то лётчик был, Гастелло,
он загорелся и упал,
фашистов тыщу ,значит, целу
горящим трахтуром умял.

...Один из энтих мериканцев
в свою мобилу пропищал :
"Не буде больше пива-танцев.
Гуд бай, май лав, я отлетал...".

Один из этих вот арабов
в себе держал один штурвал:
"Я с управлением не справил..."
Ты пОнял всё? ты всё понЯл!...

__________ 2. ___________
...а то ещё другой был случай:
летел в Барвиху самолёт,
туда, где Ельцин, потрох сучий,
некисло хавает и пьёт.

Чеченка спряталась в сортире,
фитиль на пузе подожгла.
Её семейку  замочили-
ну и она, аллах акбар!

А в это время пан Удугов
ловил осётра на уду-
и сел на гальку от испуга
увидев страшную беду.

Сначала крылья отлетели,
огонь занялся на хвосте...
Нет, по порядку: ангел белый
явился путнику во сне,

сказал ему :"Ты грешен, Шурик,
мементо море, помолись"-
но гавкнул Шурик :"Блин, в натуре,
лошара хилый, отлепись".

Затем, раскинувши мозгами,
"На понт чего берёшь?" спросил.
"Скоты! Россию обосрали!
Терпеть вас, гадов, нету сил!".

Пока мобилою Ляксандра
звонил сердешным корешам,
шахидке ангел прошигналил,
в шортир шердешную пошлал.

Боришу пьяному в Барвихе
приснился архистрашный сон:
явился с неба божий витязь
в рубахе белой без кальсон.

...а в это время чорный "боинг"
МОМЕНТОМ В МОРЕ упадал;
братва ссыпалась с диким воем,
а чорт рогатый ликовал.  heart rose
  (старые свои стихи из блога "фон Терджиман" редактирую - и тут публикую)

Стихи. Нотабене: только для взрослых! С матюками.

Люби меня как я тебя

На острове Змеючьем устроили майдан;
гоняло небо тучи, был сильный ураган;
не сорван наш намэтык, не съеден помаранч-
давай, Катрусь, об ЭТОМ. Ты Мишку не дурачь.
Кажи, любов до гроба, або всього игра,
пера пустая проба , повязочка "ПОРА"?
Семи оргазмов мало? Где я возьму кровать?
Нарежь потоньше сала, сидай, едрёна мать.
Да ты... не на колени. Вон- ящик, "динамит".
Открой бутылку белой. не вздумай задымить.
Я щас коран достану. Ты хлеба-то нарежь,
плесни вина в стаканы, начальника понежь.
Хочу тебе признаться: я типа ваххабит:
читаю по-арабски коли душа болит.
Люби меня до гроба как я тебя, Катрусь,
за мною Симферополь, я Львова не боюсь.
ПОРА кидаться фрухтой, годится помаранч,
ведь власть, она преступна.  ты прелести не прячь.

О Крыме

.......... 1. ..........
Сквозь воно и поток матерщины,
круговерть покалеченных дней
я побачу шматок Батькивщины-
и заплачу слезами по ней.

Не указывай пальцем, Европа,
не учи меня правильно жить,
повертайся к Америке жопой,
будьмо разом горилочку пить.

Морем вымочен малый шматочек,
ветроматом четырежды крыт,
полузападен, полувосточен,
полуостров , Республика Крым.

.......... 2. ..........
"...давно, усталый раб, задумал я побег..."
        А.С.Пушкин


Мой Крым похожий на Израиль,
такой же бело-голубой:
земля историей больная
и неба спелого прибой.

Куды тикать? в снега? пампасы?
али расти себе травой?
Где хорошо, ответь ,Некрасов?
Где воля,Пушкин? где покой?

Не "раб"! Аз есмь Израильтянин!
Се Крым, по жизни мне родной.
Не надо мне чужих украин.
Оставь меня, татарин злой.

 Страна Похожая на Сон

_______________1.______________
А помнишь, Зин, работу в поле,
уборку спелых помидор?
Хотелось сексу, светлой доли,
но корчилась от дикой боли

Страна Похожая на Сон,
угрызенный мышами слон
растоптанный лихой толпой...
ГКЧП....Последний бой...

Куда всё делось? нету соли!
есть сахар. нет, недорогой.
Ты снилась мне, да ты ли- голой?!
...и эти ноги под тобой.

_______________2.______________
Лизетта, помнишь как в навозе
кругами плавал пароход?
А ты- в мечтах об алой розе,
а я- за власть и про народ.

Я был в полоне вавилонском,
а ты- в плену земных забот,
вязала молча распашонку,
из яблок правила пирог;

а я с похмелья и спросонку,
еврейский ёбаный пророк,
искал в мотне небес мошонку,
из Тигра пил на посошок,
и сыпал лунную дорожку,
и нюхал сучий порошок.

 
Крутой маршрут на Ханкалу

Взади оставил город Грозный.
Свернул КАМАЗ на Ханкалу.
Среди половы и навоза
увидел девочку одну.

Она крутые продавала
початки жёлтых кукуруз,
а с ней пацан был, тоже малый,
парнишка типа карапуз.

Она мне сдачи не давала,
бровя по-грозному свела.
Пацан с ней был такой вот малый,
да и сама была мала.

Она сказала: "Подрастает
мой младший брат Хаджи-Мурат.
Он федералов забодает.
Тикай в Россию, оккупант".

А я по-русски ей ответил
кукурузяку покусав:
"Меня занёс имперский ветер-
качу куда не знаю сам.

На юг поеду- потеряю
КАМАЗ, железного коня.
На север- нет, пути не знаю,
прости, такая вот хуйня.

Поеду взад, то бишь на запад,
а там- солёная Тузла.
Хохлы в Тавриду не пускают
кацапа, стало быть,- козла.

Поехал бы куда послали...
Смотри, в маршрутке- Ханкала.
Проверки на хуй заебали,
тому и выручка мала.

А може, с вами тут останусь,
приму ваш крученый ислам?
Меня судьбина загоняла.
Я от борьбы совсем устал.

Берёз в окрестности насадим,
Поставим изб, совсем простой.
Тебе одиннадцать?" "Да, дядя".
"Тогда возьму тебя женой". heart rose  (старые свои стихи из блога "фон Терджиман" редактирую- и тут публикую)

Синенький скромный Аркадий Грыш

  • 09.05.10, 22:50
Недавно я прочёл несколько сборников стихов крымских поэтов о Великой Отечественной Войне. Меня поразило то, что русские писали о болотцах, деревнях и окопах, да обо всём, а вот о Нашей Стране- только Аркадий Грыш, которого звали вовсе и не Грышем- имя я сам придумал, и не желаю цитировать ни строчки его стихов. Почему? Трудно сказать... Допустим, хочу просто пересказать вам, что о покойном запомнилось мне, что -моему знакомому поэту Н.
Аркадий родился в бедной еврейской семье в городе Ялте. С детства полюбил он Поэзию. В Ялту было приехал на гастроли известный советский поэт Р. Аркадий с друзьями выследили гастролёра у гостиницы и пошагали следом за ним громко хором декламируя поэму П. известного поэта Р. Тот обрадовался несказанно, умилился и пригласил компанию худых и задорных юношей на свой творческий вечер в ресторане.
Подросшего Аркадия взяли в Красную армию корреспондентом фронтовой газеты. Ему было страшно, но он ничего не написал об этом. Вот ещё одна причина моего нежелания цитировать Грыша.
После Войны Аркадий популяризировал Кучюк-Койский десант. Десантников ловили местные, татары и русские. То, что советских бойцов ловили татары, мы знали с детства. А вот то, что их ловили и русские тоже
, узнали немногие из нас совсем недавно из татарских и бандеровских газет.
Некоторые бойцы выжили и рассказали правду. Не знаю, что такое правда, поэтому не приведу вам ни строчки в качестве иллюстрации. Предателей вычисляли органы и судили народным судом, было это в годах этак 1968-72.
Можно газеты поднять, там- статьи вроде "Предателей- к ответу!" Наверное, кото-то посадили в тюрьму. Но вот что важно: многие крымчане не ушли в партизаны, они сотрудничали с немецко-румынскими оккупантами, работали в администрациях, учили деток в школах, следили за порядком на местах. Поэтому посадить в тюрьмы следовало бы ещё кое-кого... Шутка. Да...
Нас, пионеров, возили на автобусах ЛАЗ и ещё каких-то поменьше, теперь не припомню... Так вот, возили нас, организованно, в Кучюк-Кой, который в 1944 году, сразу после депортации ВСЕХ татар, назвали Любимовкой. Я не знаю, зачем нас туда возили. Значит, надо было. Кому? Не знаю! Нам, может быть.
Аркадий Грыш, маленький шуплый проворный поэт, читал юным пионерам лекции о героизме десантников, он при том распалялся не на шутку, краснел и брызгал слюной, а под занавес декламировал свои стихи. Они очень ...мёртвые. Они похожи на пластмассовые статуэтки за 50 копеек, помните? "Севастополь" золотом, нет -красной краской, а золотом- звёздочка, пятиконечная звезда, только очень маленькая, на бежевой пластмассе. Этот сувенирчик покупали все всем всегда. Они, эти монументики, продавались везде, их штамповали сотнями тысяч. Их развозили повсюду и ,может быть, даже в страны НАТО, как то ФРГ, Великбритания, Турция, Италия. Вот как было. Стихи Грыша монументальны, коротки и чем-то похожи на белые гвозди`ки. И душевны, сентиментальны по-еврейски как песня о синеньком скромном платочке. И они про Нашу Страну, которой больше НЕТ.
Однажды кто-то из юных пионеров с места спросил лектора, отчего он, такой щуплый, ярится, будто сам ходил в атаку, сам прыгал со шлюпки на холодный ветренный берег у Любимовки. Грыш смутился и обещал впредь не слишком зазнаваться. И он об этом признался в воспоминаниях, за что я уважаю покойного Аркадия Исааковича.
Мой знакомый поэт Н., он постарше меня намного, как-то было рассказал мне анекдот о Грыше, который я забыл. И ещё Н.поведал мне, какая кличка была у Грыша. А вот этим я с вами не поделюсь, и не просите. heart rose

Йозеф Рот ,Отель "Савой", роман (глава 2.14)

ВТОРАЯ ГЛАВА
14.

И вот стою я третий день на вокзале и жду найма. Я мог бы пойти на фабрику, если бы именно теперь не бастовали рабочие. Вот бы удивился Филипп Нойнер, заметив среди своих рабочих барного завсегдатая. Мне такая метаморфоза нипочём- долгие годы чёрного труда за моей спиной.
Нужны только обученные рабочие, а я неквалифицирован. Могу склонять "Калегуолполос" и ещё кое-что. Ещё и стрелять умею: я добрый стрелок. За полевую работу дают только ночлег и еду, а мне нужны деньги.
На вокзале можно заработать денег. Иногда сюда приезжает иностранец. Он ищет себе надёжного "человека со знанием языка" чтоб не попасть впросак общаясь с местными хитрованами. И носильщики тут весьма востребованы- здесь таких немного. Вот и больше не знаю, чем ещё мог бы заняться я. С вокзала не так далеко в мир. Здесь можно посмотреть на разбегающиеся рельсовые пути. Люди прибывают и едут дальше. Может, встречу друга или фронтового товарища?
И вправду, подходит один, а именно- Звонимир Пансин, хорват, из моей части. И он возвращается из России, и -не на своих двоих, а поездом,- значит, дела у него идут хорошо и что он мне пособит.
Мы сердечно здороваемся, пара боевых друзей.
Звонимир- прирождённый революционер. В его военнных бумагах значится "p.v.", -"политически неблагонадёжный" (" politisch verdaechtig"), отчего он так и не был произведён в капралы, хотя давно было удостоился большой медали за отвагу. Он оказался в первом наградной листе нашей части- Звонимир не пожелал себе медали, что и сказал в лицо ротному капитану, а затем страдал- медаль-таки вручили.
Ну, ротный гордился своей частью, добрым и честным был он парнем, а оттого не желал, чтоб командир полка прослышал о бунтаре.
Поэтому он устроил всё так, что Звонимир получил медаль.
Я вспоминаю дни- полк на привале- мы со Звонимиром лежим на лугу и посматриваем на кантину: солдаты заходят и выходят, группами стоят поблизости.
"Они уже и этим довольны, -молвит Звонимир,- ни за что не станут они покупать в приличной лавке презервативы, в такой пахучей, где продавщицы надушены как бляди".
"Да, -отзываюсь я".
А мы говоритм о том, что война эта продлится во веки вечные- и мы больше не вернёмся домой. У Звонимира остались только отец и двое младших братьев.
Их тоже погубят, сказал Звонимир. Через десять лет ничего не вырастет в садах всего мира, - только не в Америке.
Он любил Америку. Когда окоп хорош был, говорил он "америка"! Когда укрепление строилось ладным, - "америка"! Одного справного лейтенанта прозывал он "америкой". А поскольку стрелял я хорошо, цели мои звал он "америкой".
А всё назойливое, непрекращающееся звал он "юбт". "Юбт" значило команду; во время строевых упражнений слышалось его "юбт". "Наклоны юбт!", "Прыжки юбт!"- то есть, бесконечные.
Когда нам ежедневно выдавали сухие овощи, Звонимир приговаривал "Сено жесть, юбт!" Когда барабанная дробь неделями не стихала, -"барабанят юбт!"; а поскольку меня он считал навсегда добрым малым, говаривал он "Габриэль юбт!"
Мы сидели в зале ожидания третьего класса, в топоте и гаме пьяных, и тихо разговаривали, и не разбирали ни единого слова, ведь мы внимали сердцами, не ушами.
В этом зале ко мне кто-то уже было громко обращался, но я не понял. Столь громок был рёв пьяных.
То были бастующие рабочие Нойнера, которые здесь пропивали свои пособия. В городе действовал сухой закон, а на вокзале алкоголь в кофейниках был доступен. Роботницы сидели тут, молодые девушки, уже сильно охмелевшие, но ничто не могло свести на нет их свежесть: напрасно с их здоровьем бился шнапс. Молодые парни начали драку из-за девушки, схватились за ножи. Но резались не насмерть. Народ был бодр- и только, не зол; кто-то пошутил над бузотёрами- и те угомонились.
Впрочем, здесь было опасно засиживаться: можно было получить по голове или в грудь, или могли тут твою шляпу сорвать с головы да выбросить, или сбросить тебя на пол ради сидячего места.
Мы со Звонимиром сидели в конце зала прислонившись спинами к стене так, что обозревали всю толпу и могли издали увидеть каждого приближающегося к нам. Но никто не досаждал нам: в нашем окружении все были доброжелательны. Иногда нас просили огня: раз я уронил коробок спичек на пол- и молодой парень подал нам его.
- Желаешь поехать дальше, Звонимир?- спросил я и рассказал ему, как мне живётся.
Звонимир не желал ехать дальше. Он хотел остаться тут, ему нравилась забастовка.
-Желаю тут делать революцию,- сказал Звонимир так просто, как "желаю тут написать письмо".
- ...Ты мне поможешь, -добавил он.
- Не умею, -откликнулся я и объяснил Звонимиру, что тут у меня никого нет, и никаким общественным чутьём не обладаю.
- Я эгоист. Настоящий эгоист.
- Учёное слово, -посмеялся Звонимир.- Все учёные слова позорны. Простой речью ты не способен выразить этакую гнусность.
Мне нечего было на это сказать.
Я стою один. Моё сердце бьётся для меня. Меня не волнуют бастующие рабочие. Меня ничто не связывает с толпой, и- ни с одним из этих. Я холодный тип. На войне я не был компанейским парнем. Мы все лежали в одном говне и ждали одинаковой смерти. Но я-то думал лишь о собственной жизни, и о собственной смерти. Я перешагивал трупы- и иногда мне было горько оттого, что я при этом не ощущал боли.
На этот раз насмешка Звонимира лишила меня покоя - надо наонец поразмыслить мне над собственной холодностью и над своим одиночеством.
- Каждый из нас жив обществом...- говорит Звонимир. В каком обществе живу я?...
Я живу в обществе постояльцев отеля "Савой".
Александерль Бёлёг подвернулся мне- и он отныне живёт "в близком соседстве" со мною. Что у меня общего с Александерлем Бёлёгом?
Да не с Бёлёгом, но -с умершим Санчиным, который пропах было паром помывочной, и со Стасей, со многими постояльцами с шестого, седьмого и восьмого этажей, которые боятся инспекций Калегуропулоса, чьи чемоданы запломбированы и заперты в этом отеле "Савой", пожизненно.
И я не вижу никаких признаков собственной близости с Каннером, и с Нойнером, и с Ансельмом Швадроном, с фрау Джетти Купфер, и со своим дядей Фёбусом Бёлёгом, и с его сыном Александером Бёлёгом.
Разумеется, я живу в обществе, и его горести- мои горести, и его бедность -моя бедность.
И вот стою я на вокзале, и жду денег- и нет для меня никакой работы. А я пока ещё на оплатил постой в гостинице, и нет у меня даже одного чемодана в залог Игнацу.
Это большое счастье, моя встреча со Звонимиром, счастливый случай, который бывает только в книгах.
Звонимир пока при деньгах и бодр духом. Он желает поселиться со мной.

продолжение следует
перевод с немецкого Терджимана Кырымлы heart rose