Кризис старой системы воспитания
- 30.06.09, 16:34
Вопрос: Вчера был ранен ножом двенадцатилетний ребёнок. Как Вы объясните существование мотивации кому-нибудь навредить у таких маленьких детей? И как Вы представляете, что ценности любви и единства смогут противостоять таким явлениям? М. Лайтман: Прежде всего, жестокое отношение детей друг к другу исходит из нашей общей природы, в которой растет желание получать, и здесь ничего не поделаешь. Раньше дети были более наивные и дисциплинированные, их можно было организовать в разные группы и движения. Сейчас это уже невозможно, а потому никто даже не пытается. Если раньше окриком и командами можно было властвовать над ними, то сегодня, как я слышал, учитель боится зайти в класс, не зная, что его там ожидает. И в этом не виноваты ни учителя, ни учреждения, занимающиеся воспитанием детей: у них просто нет методики. Они стараются создать систему воспитания так, как они её понимают, но наше эгоистическое желание не может подсказать правильное решение, потому что мы испорчены так же, как дети.
• Смотреть урок по теме – «Суть религии и ее цель» (урок 3)
Но дети намного изощрённее нас, поскольку это новое поколение. Мы не способны властвовать над ними, разве что поместить в лагерь с жестокой дисциплиной, как в тюрьме. Но и это не поможет. У нас нет правильной модели существования, которую мы могли бы дать им в пример. Ведь воспитание строится только на примерах. Мы наблюдаем в природе, как животные и дети естественным образом схватывают привычки поведения взрослых. И позже дети чувствуют взрослых естественно, ведь ребенок знает, как можно использовать родителей и всё общество.А чем мы заполняем экраны телевидения и Интернет, откуда они черпают информацию?! Поэтому ничего не поделаешь! Обвинять некого – мы просто не способны прийти к такому состоянию, чтобы дети стали лучше. Ты говоришь, что мы якобы беспомощны, но я так не считаю. То, что зло раскрывается – хорошо. Это побуждает общество думать, что продолжать так невозможно. Ведь выйти из каждого состояния можно только после того, как ты раскроешь в нем зло во всей его полноте, когда ты обязан перейти с одной ступени на другую. Ещё неизвестно, куда, но убежать необходимо. Я думаю, что относительно воспитания следующего поколения мир уже начинает понимать, что у него совершенно нет власти, и процесс просто выходит за все рамки, с которыми ещё можно как-то смириться. Поэтому хорошо, что зло проявляется – возможно, что-нибудь будет услышано. Например, если на 99 процентов плохо, а на один процент хорошо, то все указывают на этот 1 процент, не замечая остальные 99 процентов, обманывая самих себя. А когда кризис воспитания тотален, и неоткуда черпать радость, то люди готовы прислушаться. А мы должны разъяснять, что молодое поколение не может успокоиться в рамках старой системы воспитания. Точно также мы не можем исправить в рамках старых систем экономику, семейные отношения, культуру, образование. Мы ничего не можем исправить на основе старых знаний. Люди должны услышать обо всём комплексе проблем, у которого есть одно единственное решение. А человеческой природе свойственно бежать от ответственности и зла. Министерство образования думает, что если добавить в школы ещё миллион компьютеров, отпустить на образование ещё денег, увеличить количество учителей, уменьшить число учеников в классах, то все будет хорошо. Какая глупость! Но ничего другого они сделать не могут, а потому пытаются действовать хотя бы так. Мы проводили беседы со многими работниками системы образования. Что они говорят? – Нам недостаточно денег! Не денег им не хватает – как раз хорошо, что их недостаточно. При наличии денег они ещё больше испортили бы систему образования. Когда такое было, чтобы деньги помогли? Разумеется, необходимо изучать Высшее управление, которое, с одной стороны, исходит от абсолютного добра, но, с другой стороны, жестко обуславливает наше поведение. Это и есть, по сути, воспитание. Ведь что значит воспитать? – Научить человека, стоящего на пороге своей жизни, связи с Творцом, с Высшей силой, ведь только она воздействует на него. Вот что нам необходимо! А что нужно еще? Что мы должны дать детям? План, программу, понимание, науку, как с помощью реальности, в которой они находятся, достичь успеха. Поэтому мы обязаны научить ребёнка пониманию Творца, созданию с Ним хороших отношений, чтобы получать все самое лучшее. Это и является воспитанием. Человеку необходимо передать главное: как жить хорошо! А жить хорошо он сможет при условии, что раскроет Абсолютное добро. Именно это и является сутью науки Каббала: как можно быстрее раскрыть Творца человеку, находящемуся в этом мире. Вопрос: Мы говорим о том, что авиют молодого поколения ничем нельзя остановить: ребенок в одиннадцать лет может зарезать другого ребенка. Куда это ведет? Что будет через десять-пятнадцать лет, когда эти десятилетние дети станут двадцатилетними?
Вопрос: Как сформировать ребенка с помощью поощрения и наказания? М. Лайтман: А что еще у нас есть? Так Творец относится к нам. Мы должны учиться у Него и так же относиться к детям. Это единственное, что мы можем сделать, ведь откуда мне взять знание, как воспитывать? Я беру его из отношения Творца ко мне, изучая, как он управляет мной, как играет и вроде бы обманывает меня, но на самом деле обманывает мое эго. И я понимаю, что Он делает это мудро, чтобы обмануть мое эго и показать мне, как я должен это сделать, чтобы стать подобным Ему.
Он постоянно повышает мне вознаграждение, делая его более качественным, более высоким. Он не просто дает нечто сладкое, а меняет форму поощрения так, чтобы вместо оценки «сладкое – горькое» я продвинулся к оценке «правда – ложь». Собственно, грехопадение Адама Ришон состояло в том, что произошла путаница в оценках «правда – ложь» и «сладкое – горькое». Поэтому в процессе воспитания я должен постепенно привести ребенка к пониманию, что он старается не ради сладкой конфетки, а должен постоянно возвышать «правду». Она важна вопреки горечи, которую он почувствует при смене оценки «сладкое» на «правда». Это называется воспитанием!Необходимо дать этому примеры, придумать игры, обеспечить поддержкой общества, чтобы привести человека к этому. Все это входит в систему воспитания. Нет у нас дела более важного, и единственная проблема во всем мире – это проблема воспитания. Если нам удастся воспитать одно поколение в понимании Высшего управления и правильной реакции на него, то больше ничего не потребуется, ведь наша жизнь предназначена для установления связи с Высшей силой. Если все приходит от Нее, то только с Ней я должен наладить отношения. Я должен раскрыть Ее в явном виде, чтобы видеть, вести с Ней диалог, взаимодействовать и находиться в ясной и понятной связи. Мне необходимо только это. И поэтому нам нужна наука Каббала – раскрытие Творца творению. Я обязан раскрыть Его сейчас, во время пребывания в этом мире, а иначе не буду знать, как жить, как воспитывать детей, как правильно вырастить следующее поколение. Поскольку это нам необходимо, то наука Каббала раскрывается – нет иного пути. Вопрос: Я абсолютно не понимаю политику наказания в воспитании согласно каббале. С одной стороны – наказать, с другой – дать конфету? Это похоже на дрессировку, а мы говорим о формировании человека. Можете ли Вы объяснить наказание в воспитании согласно каббале? М. Лайтман: Как возможно без вознаграждения и наказания? До конца всех ступеней, до Окончательного исправления у желания получать должно быть вознаграждение и наказание, иначе оно не понимает, не реагирует. Ты бросаешь его в пустоту, если нет наказания и вознаграждения, и оно не знает, как себя вести. В книге «Последнее поколение» написано, что если человек заслуживает своими поступками признание общества или его презрение – это и есть вознаграждение и наказание. При помощи этих двух вожжей можно управлять каждым. За счет этого мы должны направлять людей, чтобы привести их к правильной форме. И мы это видим в свободе выбора и во всем, что нам раскрывается. Поощрение и наказание – это не удары. Бааль Сулам говорит о медали, но медаль – это выражение отношения общества к человеку, словно тост в его честь. Или наоборот: общество осуждает человека за неприемлемый поступок, и пусть все об этом знают. Это действует очень эффективно. Например, мы расскажем твоим детям что-то плохое о тебе и посмотрим, как ты почувствуешь это на себе! Знаешь, как общество может повлиять? – «Лучше смерть, чем такая жизнь!» Ведь я прихожу из общей системы, где моя жизнь зависит от всех. И если они якобы мной пренебрегают, то лучше умереть. Я умер и хорошо, но хуже смерти для меня чувствовать их отрицательное отношение. Поэтому стыд – это общая сила исправления. На этом должна строиться система воспитания – согласно тому, что мы учим. Общество, окружающее человека, воздействует на него силой стыда и силой признания. Я говорил в Аросе (Швейцария) и написал в книге «Вавилонская башня», что мы должны подготовить средства массовой информации и различные системы, чтобы они говорили только об этом. Тогда мы создаем окружение, которое строит человека. Сегодня каждый из нас – взрослый человек, а не ребенок, – должен получать такую краткую реакцию: это – плохо, а это – хорошо. Иначе мы не сможем выжить в этой жизни. Сейчас жесточайшими ударами природы человечество подводится к безвыходной ситуации, и тогда ему придется в такой форме обязать вести себя каждого. В конце концов, люди поумнеют и построят такую систему. Возможно, это произойдет уже после того, как в результате войн погибнут миллиарды, но, в конечном итоге, они будут вынуждены создать общество, которое будет воспитывать каждого. Люди захотят построить такое общество, которое будет ими управлять, потому что сами они не смогут с собой совладать: я хочу, чтобы вокруг меня было общество, которое будет непрерывно меня трясти. Тогда я смогу достичь цели, а без этого передо мной смерть, голод, эпидемии – ужасная жизнь. Если я должен выбрать одно из двух, то выбираю общество, каким бы оно ни было. Но общество не может быть жестоким, ведь работая с моим эго и с моей гордыней, оно сможет сделать все. Оно будет править мной на все сто процентов, и я захочу быть таким, как оно. Какой ребенок не желает быть таким, как его друзья? Он хочет этого с радостью, ведь для этого у него есть много сил. Все зависит от общества, поскольку у него есть силы делать все, что оно захочет. К этому мы придем, вопрос только в том, сколько ударов нам придется вынести. Вопрос: Я хочу прочувствовать действительную суть этого принципа: не слишком ли он жесток, не уничтожит ли ребенка или взрослого человека? Допустим, я ребенок, и вчера побил своего одноклассника. Сегодня пришел в школу, учитель и товарищи мне говорят... Что? М. Лайтман: Они ничего не говорят. Они не хотят иметь с тобой дело, не хотят с тобой связываться. Ты пришел, но здесь тебя не хотят. Ты потрясен, не знаешь, что делать: «Что случилось, ведь это мои друзья! Что же со мной будет?». Постепенно ты самостоятельно начинаешь понимать! Это – система, и ее нужно изучать на примере Высшей системы. Ты должен понять в результате самостоятельного поиска и собственного выяснения, а не потому, что тебе сказали. Возможно, тебе один – два раза скажут, но затем ты сам должен понять: «А, вот почему они ненавидят меня!? А я не думал, не знал». Тогда ты начинаешь себя грызть, и в тебе отпечатывается отношение к своему эгоизму и его выражению в виде избиения товарища как к злу. Ты захочешь вырвать его из себя, и будешь благодарить общество за такое отношение. Возможно, оно сможет дать тебе силу добра для преодоления себя. Поэтому ты их благодаришь за то, что они так воздействуют на тебя. Ты и сам укрепляешь общество, поскольку боишься в следующий раз вновь сделать что-нибудь плохое. Поэтому обращаешься к ним, чтобы получить силу, удерживающую тебя в добре. А иначе снова и снова заслужишь стыд. Так ты воспитываешься, пока не начинаешь понимать, что не из-за стыда должен быть хорошим. Быть хорошим – уже само по себе высшая ценность. Необходимо только влияние общества на человека и ничего другого, как мы изучали в статье «Свобода выбора». Продолжение вопроса: Что должно предшествовать такому отношению общества? М. Лайтман: Должен быть учитель, который организует и обучает детей. Он скажет: «Орен вчера побил Гилада. Мы должны помочь ему исправиться. Не будем ему ничего говорить, но покажем, что мы им недовольны. Пусть поищет причину этого самостоятельно. Сыграем с ним в такую игру». Увидишь, как дети захотят в это поиграть! И тогда узнаешь, каково быть в такой ситуации. Ни один из нас не сможет выдержать. Взрослый в обществе взрослых при таком всеобщем отношении со всех сторон, чувствуя пренебрежение к себе окружающих, ничего не сможет сделать. Остается одно: ухватиться за Творца. Только связь с Высшим – если она у тебя есть – тебя спасет. Иначе, нет выхода – ты готов повеситься. Попробуйте! У вас есть группа, есть чувствительные к этому люди. Увидишь, как вы сможете манипулировать каждым. Давайте попробуем и, надеюсь, придем к тому, что сумеем правильно воспитать поколение.
• Источник – Кризис старой системы воспитания
Коментарі
Суини Тод
130.06.09, 16:50
блин долго я не дочитал...
Мир сегодня
230.06.09, 16:59Відповідь на 1 від Суини Тод
пользуйтесь случаем - выставляются уникальные уроки - как достичь самореализации
GT
330.06.09, 17:36
Фигня якась
CKB
430.06.09, 18:09
снова кабмир. Еврейские штучки
Мир сегодня
530.06.09, 18:13Відповідь на 4 від CKB
вы видимо не прочли ... тема то какая?
CKB
630.06.09, 18:15Відповідь на 5 від Мир сегодня
Мне еще раз сдать экзамен по теме паразитирования всевозможных околорелигиозных течениях на общечеловеческих темах?
Гість: Несговоров
71.07.09, 15:39
Каждый машет своим флагом, хватит!
Задумайтесь о будущем, о детях и их воспитании!
Гість: dctulf
87.07.09, 16:43
лучшая ситема воспитания- это личный пример.
Мир сегодня
97.07.09, 16:46Відповідь на 8 від Гість: dctulf
но только если этот пример не эгоистический, а именно такой только и подают на самом деле родители своим отпрыскам
Гість: dctulf
107.07.09, 16:52Відповідь на 9 від Мир сегодня
Вся жизнь родителей, их поступки их отношение к друзьям и не другам ВСЁ- пример для детей. Дети наше зеркало. Школа уже второе.