- Александра Владимировна, как сегодня себя чувствует мелкий и средний бизнес, который вы опекали в бытность главой Госкомитета по регуляторной политике и предпринимательству?
- Очень многие предприниматели говорят сегодня: «Знаете, Александра Владимировна, мы голосовали за Партию регионов, думая, что при ней будет по понятиям, а оказалось – начался беспредел». Что же касается бизнеса, он находится в двух состояниях. Либо на предпринимателей открываются криминальные дела прокуратурой, СБУ или МВД (есть сегодня такой побочный вид заработка), а потом нужно решать вопрос по их закрытию, то ли за деньги, то ли задействуя сложные схемы знакомств на разных уровнях. Лопнули все сдерживающие факторы – если так поступает верхушка, так же поступит и участковый, и судья, и прокурор. Второе состояние, в котором пребывают предприниматели, это когда бизнес уже захватывают или это может случиться в любой момент. Как именно это происходит? К примеру, приходят в твое кафе и говорят: «Продавай, даем миллион гривен». Ты отвечаешь: «Как миллион – это стоило мне минимум десять!». «Продавай, - говорят, - иначе и этого не дадим». Только один пример: бизнесмен, у которого был офис в центре Донецка, был арестован, и имущество его арестовано тоже. Через полгода, когда разобрались в несостоятельности обвинений, вышел на свободу, а помещение уже продано. Теперь он спрашивает – как так может быть?! А ему отвечают сведущие люди: «А ты вначале узнай, кто за этим стоит? Если сыновья наивысших чиновников, то, значит, и так может быть».
- Что касается сына президента, известно ваше недавнее высказывание, что Януковичу есть что защищать, так как – цитирую - "Его сын Александр сейчас входит в десятку самых богатых людей Украины. Откуда у стоматолога такие деньги?!" Можете ли вы сами ответить на этот вопрос?
- Да ведь это открытая информация! Писали, что Александр Янукович купил Всеукраинский банк развития, купил телеканал «Тонис». В Балаклаве мне целую экскурсию провели – половина Балаклавы за фирмой, где он хозяин, там один гостинично-развлекательный комплекс чего стоит! В Донецке бизнес-центр – то же самое. Масштабы просто захватывают.
- Возможно, просто пришло время отечественным миллионерам Корейко открыто объявить о себе?
- Недавно общалась с учеными, которые по грантам выполняли очень важную и сложную работу – в определенных отраслях им нужно было выявить лидеров украинского бизнеса, которых у нас никто не знает. И они их нашли. Только каждый из этих бизнесменов лично потребовал, чтобы о нем не писали. Эти люди не хотят, чтобы о них кто-либо что-либо знал. Так что наши Корейко все-таки не высовываются… Вы заезжайте в район Конча-Заспы, поглядите на десятки многоэтажных особняков по полторы тысячи квадратных метров… Не надо говорить, что одна Тимошенко что-то украла – покажите мне ее счета, дома и давайте сравнивать. Не надо врать. Мы должны подходить ко всем одинаково, понимая, что никто не является белым и пушистым. Хотя бы провести амнистию для всех олигархов, обнулить ситуацию…
- И снять вопрос о законности нажитого непосильным трудом?
- В принципе амнистия это самый мягкий путь. Ну что, если отберем? Другие придут, тоже грабить будут. Есть и другие предложения. Например, когда в Англии к власти пришел Тони Блэр, многие граждане были недовольны, что еще во время тетчеровской приватизации, то есть семнадцатью годами ранее, предприятия, как они считали, были проданы за копейки олигархам. И премьер принял решение ввести Windfall Tax, так называемый «налог на порыв ветра» – единоразово хозяева этих предприятий должны были доплатить до стоимости, определенной государственными оценщиками, или это предприятие выставлялось на повторную продажу. И практически все доплатили, и у людей больше не возникал этот вопрос о социальной несправедливости. Британские олигархи поделились с обществом сверхприбылями, которые «надуло ветром». Так что и нам понятно, что делать, только ведь не выборочно!
- У граждан сегодня достаточно опасений по поводу предстоящего начала земельной реформы…
- Да как не опасаться: на сегодняшний момент у нас нет четкого кадастра разделения государственной, коммунальной и частной земли, исходной базы. Как можно начинать продажу земли, не имея ее реестра?! Еще тупиковая ситуация – часть земель сегодня находится в долгосрочной аренде у очень серьезных людей, создавших свои аграрные империи – это и Порошенко, и Ярославский, многие другие. Если поглядеть топ-100, то вся первая десятка самых богатых людей Украины в аграрном бизнесе. У них долгосрочные договора, они работают. А закон, вступающий в силу с 1 января, утверждает, что все земли, невзирая на аренду, будут забраны в госпредприятия. И что это за норма про «три гектара в одни руки», когда всем понятно, что в агропредприятиях задействованы тысячи гектаров? Понятно, что земля будет расписана на Бубкина-Дубкина, то есть, на «мертвые души» якобы землевладельцев. На самом деле это будет абсолютное и полное повторение схемы приватизации, которую мы проходили в девяностых годах касательно государственных предприятий. Вот мне на днях позвонила женщина из Львова, спрашивает совета. Говорит: «У меня лежат такие ваучеры, мои, мужа и сына, и мы их хотим продать, чтобы купить сыну квартиру»… Смешно и грустно, что кому-то эти ваучеры еще кому-то кажутся ценными, хотя давным-давно никому не нужны. Отвечаю: «Дорогая моя, вам и гривны за них не дадут. Это был обман, когда нам написали, что мы участвуем в приватизации, а потом нас кинули и все на этом закончилось». Да, я Виктору Пинзенику говорила, что ему придется еще истории отвечать за то, что провел приватизацию, не открыв даже рынка ценных бумаг, не объяснив людям их права и возможности. Нас поимели на безграмотности, а кучка людей, понимавших, что делать, стали владельцами заводов, газет, пароходов. Точно то же самое сегодня произойдет и с землей.
- Ваш прогноз, что ситуация с задержкой заработных плат, которая имела место в 90-е, может повториться через полгода, стал передаваться из уст в уста. Каковы его реальные основания?
- Если посмотреть, какое количество облигаций внутреннего займа начало выпускать правительство, можно убедиться, что их выпущено уже в 3-4 раза больше, чем даже в самый тяжелый кризисный 2009-ый. О чем это свидетельствует? В стране нет денег. Даст Международный Валютный Фонд? Все равно, пожалуй, будет мало. Согласно анализу выплат понятно, что было несколько дней, когда останавливали все казначейские платежи. Печатный станок власть не включит – стране, где высокая инфляция, МВФ кредита не даст – они обесценят и свои собственные деньги. Поэтому что происходит? Бюджетные программы для людей практически не выполняются. Во всем Крыму ни одного протеза женской груди с начала года не куплено, хотя эти заявки на бюджетные расходы должны быть первоочередными. Это говорит о том, что финансовая ситуация в государстве очень тяжелая. И, если МВФ не даст кредит, начало невыплат неотвратимо.
- Но ведь не все так плохо. Недавно FATF, международная организация по борьбе с отмыванием денег - исключила Украина из так называемого "серого списка"…
- А почему? Да потому что наши диктаторы увидели, что у других счета арестовывают. И они уже панически боятся открывать счета в других странах. Поэтому они будут покупать все, что продается в Украине.
- Вы не единожды говорили, что в Верховной Раде влияние на реальную политику имеют единицы…
- Я была депутатом еще во втором созыве, и тогда мы действительно готовили законы, сидели сутками, было понимание служения народу. Сейчас, чтобы, как обычно говорят, «зайти в Верховную Раду», нужно заплатить 5 миллионов долларов. Вот скажите, вы, заплатив такие деньги, будете работать? Все уже оплачено, какие к вам могут быть претензии? У вас есть членский билет в клуб общения. Ничего больше. Тогда от моего голоса зависело принятие решения, сейчас этого не происходит. Если глава фракции махнул голосовать, зачем даже читать, за что отдается ваш голос?!
- Так вы не будете участвовать в предстоящих парламентских выборах?
- Для меня это не цель. Идти-то не с кем. Нет команды, которая бы выполнила те задачи, которые ставит сегодня общество.
- Вы 17 лет в политике и пришли к такому результату. Где ошиблись?
- Я всегда старалась занять второе место, чтобы поддержать другого, первого. Моя ошибка в том, что надо сразу было работать на себя. Это моя ошибка. Мы с вами придумываем себе людей, начинаем на них работать, а потом понимаем, что у них душа болит не за то, за что она болит у вас. Так, наверно, у многих происходит. Это свойственно женщинам – мы всегда готовы занять вторые позиции, а иногда следует все-таки занимать первые.
- Вы назвали свое новое общественное движение «Гражданское сопротивление» довольно смело - только что высказаны опасения президента Януковича, что возможны вооруженные столкновения с властью. Как именно вы намерены сопротивляться и как оцениваете протестное движение афганцев и чернобыльцев?
- Янукович, наверно, не помнит теоретическую механику. Действие зависит от противодействия. Если бы не было давления, никто бы не создавал сопротивление. Это сигнал власти: потеряно чувство меры. Либо приходите в сознание, либо вас приведут. Что касается афганцев и чернобыльцев, понимаю, как их выводят на акции, это в интересах власти: чайник может взорваться, если не выпускать пар. Но выпускать пар это путь в никуда. Акции блокирования ВР - это заключительный аккорд. Если не написана партитура, не сыграно полностью произведение, эти аккорды – пустые выхлопы. Бесполезно кричать «Этот закон плохой, вы его не принимайте» – чтобы добиться результата, надо иметь альтернативу. К примеру, не требовать «отмены льгот депутатов», а предложить в бюджете-2012 урезать расходы президенту, членам правительства и парламентариям по таким-то пунктам и на такую-то сумму. Только когда у вас на руках зарегистрированное требование, вас воспринимают всерьез.
- А что происходит с оппозицией, какова ее судьба?
- Для чего посадили Юлию Тимошенко? Да для того, чтобы была возможность не подписывать договор с Евросоюзом. И сказать народу – смотрите, они ведь нас не берут, все время что-то требуют, а как нам Юлю выпустить – она же преступница… И в это время спокойно готовить документы ЕврАзЕс к подписанию с Россией. И, конечно, власть тешит возможность выпустить во главе оппозиции Королевскую, Яценюка – их же можно прижать. Нет объединяющего начала. Даже предпринимательские движения разделены. Власть классно – надо отдать ей должное – следует древнему политическому принципу «Разделяй и властвуй»
Биографическая справка
Александра Кужель родилась в Константиновке Донецкой области в 1953 году.
Окончила Днепропетровский металлургический институт по специальности "инженер-металлург". Кандидат экономических наук. В 1994-м избрана депутатом Верховной Рады Украины по одному из округов Запорожья. Была заместителем председателя Комитета ВР по вопросам экономической политики и управления народным хозяйством. В апреле 1998-года назначена председателем Госкомитета Украины по вопросам развития предпринимательства. С января 2000 по апрель 2003 гг. - председатель Госкомитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. В 2003-2004 гг. - советник главы Нацбанка Украины Сергея Тигипко. С марта по декабрь 2007-го - заместитель министра регионального развития и строительства Украины Владимира Яцубы.
С января 2009 по март 2010 гг. - председатель Госкомитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. До октября 2011-го - заместитель председателя партии "Сильная Украина" (лидер – Сергей Тигипко).
http://weekly.ua/pulse/politics/2011/11/29/152936.html