Однажды царя Сикхадваджу охватил дух отречения, и он удалился в лес, чтобы предаться аскетизму. Его жена, царица Чодала, обладала гораздо более глубоким духом отречения, чем её муж, но она никогда не выставляла его напоказ. Когда царь покинул дворец, она изменила внешний вид, сделала мужскую прическу, облачилась в оранжевые одежды отшельника, надела чётки из рудракши и отправилась вслед за мужем в лес. Найдя его после долгих поисков, она спросила его, кто он такой. Царь ответил, что он, будучи правителем государства, отказался от богатства, роскоши, от армии и слуг. “Ради чего ты отринул всё это?” – осведомилась Чодала. “Ради того, чтобы обрести покой”, – ответил царь. Но вынужден был признаться, что пока ещё не достиг его. Тогда Чодала сказала царю, что
отказ от “вещей” не приносит плодов. Отказаться нужно от желания их иметь, а если уж имеешь, то от гордыни обладания ими. Нужно отречься от внешнего мира и обратить свой взор внутрь, чтобы победить врагов внутреннего царства и стать хозяином самому себе.
Когда царь уже был готов склониться к ногам “гуру”, явившемуся, чтобы просветить его, Чодала открылась ему. Она была праведной женой, сати, ставшей гуру для своего мужа и господина (пати). В древности было много жён, снискавших почёт и славу и обладавших несравненно большими знаниями об истинных ценностях, чем современные женщины.
***
рудракша – “глаз Рудры”; дерево и его плоды красновато-коричневого цвета, почитающиеся священными. Шиваиты делают из них чётки-талисман, которые носят на шее.
Сати – одно из имён супруги Шивы, бросившейся в жертвенный костёр; истинная, праведная жена; сати – обычай самосожжения вдовы на погребальном костре мужа (законодательно запрещён в 1829 г.).
Сатья Саи Баба "Притчи и истории"