8 февраля 2005 правительство отозвало из Верховной Рады проект государственной программы приватизации на 2005 год. Кроме того, правительство обратилось в Генеральную прокуратуру с поручением до 14 февраля проанализировать законность приватизации каждого объекта, отданного в частную собственность.
12 февраля правительство отменило постановление предыдущего кабинета министров о порядке приватизации компании «Криворожсталь».
В июне 2004 комбинат достался консорциуму «Инвестиционно-металлургический союз», образованному донецкой System Capital Management Рината Ахметова и «Интерпайпом» Виктора Пинчука. Остальные крупные участники не были допущены к торгам. Конкурс сопровождался громким международным скандалом — Фонд госимущества Украины ввёл в конкурс дополнительное условие, лишившее всех зарубежных участников возможности участвовать в приватизации. В результате при стартовой цене $714,3 млн ИМС купил предприятие за $800 млн. На президентских выборах 2004 Ринат Ахметов поддерживал противника Виктора Ющенко — Виктора Януковича, а Виктор Пинчук — зять Леонида Кучмы.
Отмена итогов приватизации «Криворожстали» была одним из пунктов предвыборной программы Виктора Ющенко.
10 февраля 2005 глава специальной комиссии Верховной Рады по приватизации Валентина Семенюк (Социалистическая партия Украины) объявила, что намерена оспорить в судах законность продажи ещё пяти предприятий:
16 февраля Юлия Тимошенко выступила с заявлением о масштабах предстоящего пересмотра итогов приватизации в стране. Вступив в противоречие с Виктором Ющенко, который говорил за день до этого о «нескольких десятках» предприятий, она заявила, что речь идёт о судебном возвращении в руки государства трёх тысяч предприятий, «незаконно приватизированных» за последние пять лет.
По мнению экспертов, это заявление следовало расценивать как политическое, а не экономическое, и целью его было устрашение тех, кто будет сопротивляться реформам либо финансировать радикальную оппозицию. На практике, однако, столь массовую реприватизацию осуществить было невозможно. Последующие события доказали их правоту. Заявление Тимошенко вызвало бурную реакцию как на Украине, так и за рубежом. В результате она была вынуждена внести коррективы, заявив, что ни о какой «реприватизации» речи быть не может.
Тем не менее 7 апреля Верховная Рада по представлению Виктора Ющенко назначила главой Фонда государственного имущества Валентину Семенюк — одну из активистов Социалистической партии Украины Александра Мороза. Причём если сам Александр Мороз считается вполне прагматичной фигурой, способной достигать разумных компромиссов, то Семенюк, наоборот, стремится проявить себя в качестве леворадикального политика. Она зарекомендовала себя ярым борцом с «преступной приватизацией». Семенюк не только подтвердила намерение провести кампанию по деприватизации, но и выразила сомнения в необходимости передавать в частные руки предприятия в стратегических отраслях экономики.
После длительных дискуссий 16 июня президент Украины Виктор Ющенко, председатель Верховной Рады Владимир Литвин и Юлия Тимошенко подписали меморандум о гарантиях прав собственности и обеспечения законности при их реализации. После подписания документа Виктор Ющенко заявил, что «украинская власть поставила точку в дискуссии по проблемным вопросам приватизации». Реприватизации не будет, поскольку в бюджете на это нет средств.
[править] ТЭК [править] Нефть и нефтепродукты16 февраля правительство приняло постановление о запрете реэкспорта нефти, якобы осуществляемого с территории Украины российскими компаниями. Это решение сразу же вызвало конфликт внутри правительства (министр юстиции Украины Роман Зварич, отказавшийся поддержать эту инициативу, подал прошение об отставке) и заставило вмешаться президента Ющенко.
С 1 марта был введён 20 % НДС на импорт российской нефти, принимаемый к оплате лишь деньгами. При этом постановление о запрете на реэкспорт нефти с территории Украины было отменено лишь 13 апреля.
Нововведения на украинском нефтяном рынке были восприняты многими экспертами как диктат по отношению к работающим на Украине российским нефтяным компаниям.
В апреле — мае в связи с ростом цен на нефтепродукты Юлия Тимошенко попыталась применить меры административного давления на российские нефтяные компании, контролирующие основной объём внутреннего рынка нефтепродуктов, и ввести государственное регулирование цен, что обернулось жестоким топливным кризисом и привело к личному вмешательству президента Виктора Ющенко.
С января 2005, по договорённости, достигнутой между Россией и Украиной при прежнем правительстве, Россия прекратила взимать НДС с поставок нефти на украинские НПЗ. В то же время Россия, частично компенсируя потери своего бюджета, ввела экспортные пошлины. А нефтяные компании, в свою очередь, вынуждены были повысить цены на нефтепродукты на украинском рынке, чтобы не снижать рентабельность производства. Цены на АЗС республики достигли российского уровня — 60 центов за литр.
В апреле 2005 украинское правительство предложило российским нефтяным компаниям, владеющим украинскими нефтеперерабатывающими заводами — ЛУКОЙЛу, ТНК-ВР и «Татнефти» — добровольно снизить рентабельность производства, чтобы сохранить стабильность цен на рынке нефтепродуктов. Под давлением со стороны Юлии Тимошенко ЛУКОЙЛ и ТНК-ВР согласились заморозить цены на определённый период, однако уже в мае это привело к острому топливному кризису на Украине, поскольку нефтеперерабатывающие заводы отказались работать в убыток себе.
Юлия Тимошенко обвинила российских нефтяников в картельном сговоре, указав, что дефицит нефтепродуктов на украинском рынке создан искусственно. Споря с утверждением о том, что дефицит топлива связан с административным регулированием ценообразования, глава правительства назвала такой шаг вынужденным.
Юлия Тимошенко заявила о намерении довести до конца свою борьбу с российскими нефтяными компаниями. По её словам, правительство разработало меры, которые позволят кардинально изменить ситуацию на рынке и снять зависимость Украины от российской нефти:
Ситуация, однако, потребовала личного вмешательства президента Ющенко, подписавшего во второй половине мая указ об отмене государственного регулирования цен на топливо. Ответственность за кризис президент полностью возложил на кабинет министров Украины, признав, что действия правительства не соответствовали принципам рыночной экономики.
Для разрешения кризиса Ющенко поручил правительству разработать законопроект об установлении нулевой ставки НДС на операции по транзиту нефти через территорию Украины; оптимизировать тарифы на транспортировку и транзит через территорию Украины нефти и нефтепродуктов; в течение месяца решить вопрос создания вертикально интегрированной схемы управления корпоративными правами, которые принадлежат государству в уставных фондах нефтяных и нефтеперерабатывающих компаний. Планируется, что национальная вертикально-интегрированная нефтяная компания Украины на базе ОАО «Укрнафта» будет контролировать 40-50 % розничного рынка нефтепродуктов.
Пытаясь решить возникшую топливную проблему путём импортных закупок нефтепродуктов, Верховная Рада по просьбе правительства снизила ставку акцизного сбора и отменила ввозную пошлину на высокооктановые виды бензина и на дизельное топливо.
См. также Экономика Украины.
[править] Газ4 марта был освобождён от должности первый заместитель министра топлива и энергетики Украины и председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Бойко, которого сменил председатель Конгресса украинских националистов Алексей Ивченко.
Ивченко предстояло решить две задачи, которые потенциально могли ухудшить отношения Украины с Россией:
Летом 2004 — при президенте Кучме — между «Газпромом» и «Нафтогазом» были достигнуты договорённости о создании Международного консорциума по созданию и развитию газотранспортной системы Украины с уставным капиталом $35 млн, который должен был стать оператором поставок российского и среднеазиатского газа в Европу по территории Украины. «Газпром» перечислил свою долю ($17 млн), а весной 2005 года были готовы все регистрационные документы. Однако новые власти Украины сочли нецелесообразным передачу в собственность российской компании доли магистральных газопроводов республики.
[править] Сорванный визит в Россию4 апреля 2005 — в то время как президент Виктор Ющенко отбыл с визитом в США — Юлия Тимошенко неожиданно объявила о полученном приглашении посетить с рабочим визитом Россию, где она была намерена встретиться с президентом РФ Владимиром Путиным, премьер-министром Михаилом Фрадковым, а также с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей.
Юлия Тимошенко и Владимир Путин лично познакомились 19 марта во время визита Путина в Киев. Их переговоры прошли успешно, и Юлия Тимошенко заявила, что никаких нерешаемых проблем между Украиной и Россией нет. Она заверила гостя в своей готовности поддержать все обсуждавшиеся в момент визита российские инициативы, в том числе вопрос создания Единого экономического пространства. С тех пор вопрос о существующих в России уголовных делах против Тимошенко в Киеве считали неактуальным.
В качестве согласованных сроков визита назывались 14-15 апреля. Но 13 апреля стало известно, что визит откладывается.
Этому предшествовало заявление генерального прокурора Устинова (11 апреля), что дело в отношении Тимошенко не прекращено: «Она по-прежнему находится в розыске». Правда, он тут же добавил, что визит «будет осуществлён в соответствии с протоколом и международными нормами». Как заявил министр экономики Украины Сергей Терехин, заявление Устинова стало «единственной и главной причиной» того, что визит не состоится: «Когда перед первым визитом премьера в Россию делаются такие заявления прокурора — это международный скандал».
В конце января 2005, спустя два дня после назначения Тимошенко и.о. премьера, Устинов заявил, что в случае приезда в Россию она будет арестована. Однако 15 февраля, после того как Верховная Рада утвердила Тимошенко в должности, генеральный прокурор объявил, что «не будет никаких проблем, если она захочет приехать в Москву». Но уголовное дело закрыто не было. «Возможность приезда Тимошенко и продолжение расследования уголовного дела в ее отношении никак между собой не связаны, расследование будет продолжаться», — отметил тогда Устинов. Это, правда, не помешало президенту Путину встретиться с Тимошенко в конце марта в ходе своего визита в Киев.
В качестве официальной версии украинская сторона сообщила, что визит перенесён по указанию президента Украины Виктора Ющенко, который якобы 13 апреля запретил командировки ответственных членов правительства за границу «в связи с необходимостью организации проведения в сжатые сроки большого объема весенне-полевых работ, а также безотлагательного решения проблем на рынке нефтепродуктов».
Более внятного ответа на вопрос о причинах переноса визита так и не было получено. Однако 20 апреля было объявлено, что Москву вместо Тимошенко посетит секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) Пётр Порошенко.
В конце концов Юлия Тимошенко посетила Россию лишь после ухода с поста премьер-министра, в сентябре 2005. В Москве она встретилась с представителями Генпрокуратуры, ответила на их вопросы и, по словам Тимошенко, все обвинения против неё были сняты.
( далее будет...)