В связи с переходом на 11-летку Минобразования разработало новую концепцию языкового образования в Украине. Пока она является лишь проектом, но уже вызвала шквал критики со стороны националистической интеллигенции. И не случайно — по сути это первый шаг к закреплению права выбора языка обучения. Что объективно приведет к возвращению русского языка в сферу образования .
Согласно концепции, «великий и могучий» выделяется из языков нацменьшинств как «язык межнационального общения» и «международный», закрепляя за ним неофициальный статус второго в стране. А ключевой для практического применения является вот эта фраза: «Свободный выбор языка обучения является важнейшей характеристикой демократического общества и концепции языкового образования в Украине»
Именно два последних постулата оказались в эпицентре критики. Так, в письме, подписанном тремя руководителями Киево-Могилянской академии во главе с ее почетным президентом Вячеславом Брюховецким,
а также одним филологом и одним послом, подвергается сомнению международный статус русского языка. А координационный совет по защите украинского языка при Мемориале Стуса в своем анализе, который разместил в своем интернет-блоге нардеп-нунсовец Олесь Доний, считает, что определение русского как языка межнационального общения не соответствует Конституции .
Сложнее спорить со свободным выбором языка обучения. Поэтому уже названный координационный совет предлагает уточнить процесс реализации так, чтобы свободно можно было выбирать только украинский язык обучения, а обучения на другом языке можно было добиться только с помощью «активных действий по защите своих языково-образовательных потребностей».
Наконец, совет предлагает закрепить в языковой концепции «принцип позитивной дискриминации в пользу украинского языка» для преодоления последствий «лингвоцида», который, по их мнению, проводился в Российской империи и СССР.
«Нужно исходить из сегодняшних реалий: значительная часть граждан не знает украинский язык, — объясняет нардеп-нунсовец Олесь Доний. — Эту ситуацию можно или законсервировать, как предлагает Табачник, или встать на путь Израиля, где ввели обязательное обучение на иврите — языке, которым не пользовались тысячу лет. Концепция Табачника загонит украинский язык в гетто, когда украинский будет языком села и фольклора, в то время как города останутся русскоязычными»
.«Мы хотим закрепить в концепции за каждым человеком, в том числе и маленьким, его права человека, — говорит, в свою очередь, министр образования Дмитрий Табачник. — Концепция закрепляет обязательность изучения госязыка и итоговой проверки знаний по нему и при этом реализует основополагающие европейские ценности по защите прав каждого гражданина».
По словам министра, концепция, разработанная рабочей группой педагогов вузов и школ, ляжет в основу нового госстандарта образования, который примет Кабмин. Это позволит вскоре перейти на практике к свободному выбору языка обучения родителями учеников и студентами.
ВСЕ ЗАМЫКАЕТСЯ НА ЗАКОНЕ О ЯЗЫКА Х
Формально право выбора языка обучения есть и сейчас. Но реализовать возможность учиться не на госязыке можно лишь (что и предлагают закрепить националисты) «с помощью активных действий» — собрав не менее 15 подписей родителей детей, которые будут учиться в одной школе. Как объяснили «Сегодня» в комитете по образованию Верховной Рады, реальное право выбора будет лишь в том случае, если в законы об образовании и среднем образовании впишут норму, согласно которой родители каждого ребенка, впервые идущего в школу, или студент, поступивший в вуз, в обязательном порядке пишут заявление о том, на каком языке хотят учить ребенка или учиться. Однако источник во фракции Партии Регионов сказал нам, что на данный момент такого проекта нет: «Мы все еще надеемся на принятие базового закона о языках, который решил бы большинство проблем. Но с Банковой по-прежнему нет отмашки» .