15 січня. Звичаї "скрєп" тоді та тепер. Чи багато змінилось?

Представляю вашему вниманию отрывки из книги Николааса Витсена - голландского дипломата, посетившего с миссией посла Москву в 1664-1665 годах. 

О том как русские едят и пьют

Торжок 8—11 января.

Любопытство привело меня в дом купца, куда я был приглашен на обед. Хозяйка приветствовала меня кубком пива, зачерпнув его из большого ковша, причем остатки из кубков выливались обратно в ковш, что было весьма неаппетитно. Стол накрыли грязноватой скатертью сами хозяин и его сын, хотя это важные люди, у которых в изобилии были холопы и слуги. Для каждого из нас была положена груда толстых ломтей хлеба всех сортов и деревянная ложка. Первым блюдом были засахаренные сливы и огурцы, на второе подали курицу в бачке, на третье — кусок свинины с уксусным соусом, который они ели ложками. Четвертое — какая-то странная жидкость, которую тоже едят ложками. Пятое — паштет из мяса, с луком, чесноком и т.д. Как мы сели, так нас и оставили сидеть. Очень просты были они со своими слугами. Кроме нас было еще двое русских гостей; ох, как же некрасиво они едят! Не молятся, а только крестятся; сидят хуже, чем самый неотесанный наш крестьянин.

Сегодня у них святой день или, точнее, пьяный день: определенно весь город был пьян — все, кого мы ни встречали, даже многих женщин пришлось увозить домой в санях. В этот день поэтому мы услышали на наш счет некоторые грязные поговорки, и нас посылали к местожительству немцев в Москве, что является оскорблением. 

Из всех домов показывались молодые женщины, они были разодеты и некрасиво напудрены, но, когда мы подходили, — убегали и не хотели появляться. Когда мы как-то раз направились к ним, они убежали; вышла старуха, клянясь Богом, что у них нет девушек, умоляя нас пройти дальше. Другая, видя из окна, что мы наблюдаем за ней, крикнула: "Почему вы смотрите на меня? Я уже стара, со мной ничего не получится, вам нужна помоложе!" 


Казалось, они здесь пугливее, чем в других местах, не привыкли к чужим. Еще по пути мы часто видели, что там, где на постоялых дворах были девушки брачного возраста, родители их сразу запирали. У девушек в ушах и через плечи висят серебряные цепочки, на голове позолоченная бахрома. Я видел здесь попа, выходящего из церкви, с крестом и еще во всем облачении, с кропилом и т.п. прямо со службы, он был пьян, приставал, как это делают пьяницы, выкрикивал множество глупых слов и чуть не подрался с нами. Я видел также, как дети слетали с высоких, крутых гор на длинных дощечках быстрее стрелы из лука, ужас

................

Быт и нравы

Дорога от Риги до Москвы шла по сосновым лесам, по холмам и долинам, кое-где между ними скрытые нивы. Нет нужды рассказывать об удобствах пути, а о недостатках не стоит писать. В России много народа, деревни большие, не то, что в Лифляндии, но и здесь и там — рабы, в последней — в большей мере; они [лифляндцы] живут в дымных избах, полных черных тараканов, мешающих людям спать. Крестьяне лежат на печах, зимой спят очень долго, когда у них нет работы. По грубости они похожи на дикарей; они нам известны, а также и их страна.
..........................................

Mигалок и мерсов тогда не было, но нравы были те же:
5 февраля.

Я впервые, по здешним обычаям в санях, в сопровождении четырех стрельцов осмотрел слободу, где живут иностранные купцы. Нас поручают стрельцам, и мы как бы в их распоряжении; они же обязаны доставить нас домой, что они честно и выполняют. Люди на улицах должны расступаться, а кто зазевался и стоит на пути, того стрельцы лупят. Первые попавшееся им крестьянские или наемные сани они захватывают, садятся в них вместе с нами и принуждают возчика возить задаром, куда бы мы ни поехали, и все это делается как по долгу службы царю

Абельцевы того времени

В переднем зале, где находились дворяне, сейчас было полно дьяков [секретарей приказа] и гостей в великолепных казенных одеждах в высоких шапках. Они сидели и болтали, как у нас крестьяне в трактире; жесты такие же: один сидит на скамье, другой на ней лежит, а третий подбрасывает свою шапку. Друг друга называют блядиным сыном или сукиными детьми, наваливаются один на другого, сидя просто рядом на скамьях; их было около 40 человек. И беседы их не лучше: у меня спросили, когда начнется морской бой между нами и англичанами, граничит ли наша страна с Англией, воевали ли мы с ними на суше и т.д., и другие дурацкие вопросы.
......................................................
Считая характер народа и его веру известными, не буду их описывать, скажу только, что они хорошие христиане, но необучены и плохо воспитаны. Обучение там не в почете, и тех, кто занимается наукой, называют еретиками. Они чрезмерно сладострастны и очень склонны к пьянству; я стыжусь вспоминать примеры того и другого как у женщин, так и у мужчин. Вступают в брак еще детьми, и это по разным причинам. Они все рабы, кроме самого царя.

звідси.

12 січня. Ну де може бути 2 Нових Роки, як не у СНД?

Але ж це не межа. Можливо все частіше будуть згадувати китайський, мусульманський, єврейський, пагансько-слов'янський Нові Роки.

А взагалі про що це я? Кому треба, привід знайде.

10 січня. Янєлох в Москвє чи відпочинок у Омані?

Зеленский в Москве. 
Рейс, вылетевший из Омана, приземлился в Москве, во Внуково-3. 
Что теперь будут лгать?



Звідси.

Коментарі у лінку дискусійні.

"Прєзідєнт нє моет отдихать, когда в странє война!" (С)

6 січня. "Ніщєброди".

  • 06.01.20, 05:47

"...Наш гидрант очень устал и решил отдохнуть.

За пределы страны оно как-то сцыкотно выезжать - а вдруг назад не пустят, скажут: А вас тут не стояло.

И мудрый лидер мировой политики решил отдохнуть со своим лучшим корешом, которого практически даже и не знает, ну так, видел где-то по телеку, кажется Игорем Валерьичем его зовут. Вроде кагбы. У нас точно ничего общего нет. Посмотрите в мои честные глаза. Эти губы и язык никогда не врали.

Ну а на курорте расслабился, в обнимку с любителями Красной Армии и Русского Мира вдоволь пофотографировался.

Ну какая разница? А чё такова? Я вон Путина с Новым Годом поздравил - сделал приятное человеку. А шо не так?

Чё? Почему в больницу к вернувшимся военнопленным не поехал? Да нахуй они впали! Я свою репризу отыграл, скорбную рожу покривлял на камеру, и харэ. И вобще, шо с них возмёшь? Они даже билета на Квартал не в состоянии купить, нищеброды...."

4 січня. Чи можливо відродження....?

.... суспільного ладу з минулого?

 Одні кажуть "Не можна увійти у одну воду двічі."
.
А інші, що нове, це забуте минуле.

Ну скажімо, колгоспний лад.
Сто років тому царська Росія була селянською на 80-90%. У 1965му СРСР на 40% селянською. Станом на 1985й близько 25%.

А куди ж поділись ті проценти? Частково сгоріли у полум'ї голоду, війни, індустріялізаціі.
Але головне те, що все менш молоді бажало оставатись у селах. Бо платня у рази програвала міським робітникам. Тікали хто куди.

Власно врожаї все більш збирали немотивовані солдати, студенти, школяри, навіть робітники предприємств. 
Колись хрущовське керівництво вирішило дещо підняти зарплатню колгоспникам, за рахунок знижки розцінок на предприємствах. 

Бо мова вже йшла про розвал колгоспної та взагалі планової системи. Закінчилось мало не масовим повстанням робітників на початку 60х. Насувався голод.
"Благополучіє" міського населення, та підтримка закордонних "друзів" (не кажучи про космос, та дороге озброєння) взагалі йшла за рахунок насамперед колгоспів.

Але прийшов порятунок. Дурням пощастило. У 1959му відкрито нафтогазові родовища Сибіру. А вже наприкінці 1962го пійшли нафтові ешелони на захід. А з 1963го у зворотньому напрямку зерно. А ще пізніше промислвий імпорт.

Відтоді вошьті усе частіше задавали собі питання. А чи варто так перейматись далекоглядними планами на будівництво невідомо чого, якщо можна усе виміняти на нафту та газок.

Відтоді все більш покладали болти на пєрспєктіви, все частіше турбувались про свої та своїх діточок кишені із справжнім капіталом. А марксизм... нехай горить яскраво.
 
Та й справді, а хто буде працювати у порожніх колгоспах та вже зруйнованих неконкурентних предприємствах?

Але усяке буває. От Вєнєсуела. Несподівано. Вигнали з землі фермерів за Чавесів та Мадуро, а нагнали безхатьків на місце колгоспників. Та працювати безхатьки за невідомо за що не стали, та розбігались.

Ну хіба що сільські концтабори на зразок гулагу. Із сел все одно тікали. А з таборів складніше.