Протоиерей Алексий Уминский: Личность перестала быть ценностью
- 21.05.12, 12:32
- Ми любимо тебе, Україно!
Протоиерей Алексий Уминский, духовник православной Свято-Владимирской гимназии::
В России жизненно необходимо сущностно разрешить проблему отношения к личности. Можно построить благополучную экономическую систему, крепкое государство и так далее, но без решения этой проблемы двигаться куда бы то ни было не имеет смысла.
За последнее столетие человеческая личность перестала быть ценностью в глазах нашего общества. Поэтому человеческая личность перестала быть ценностью и для представителей власти. Поэтому человеческая личность — не ценность для тех, кто осуществляет набор солдат в армию. Поэтому человеческая личность — не ценность для сотрудников полиции.Человеческая личность — не ценность для судей и прокуроров. Для тех, кто сидит в ЖЭКах и выписывает счета на оплату квартиры. Для сотрудников управ, муниципалитетов и других структур.
У нас человеческая личность перестала быть не просто величайшей ценностью, она утратила вообще какую-либо ценность.Государство работает не для человека, а для населения. А население становится заложниками — потому что в этом населении нет людей. Конкретный человек не вызывает у чиновника, полицейского, судьи, депутата — кого угодно — ничего, кроме раздражения или является потенциальным источником взятки.
Подобная трансформация затрагивает и наше, внутрицерковное сообщество. Люди, приходящие в Церковь, недоумевают и обижаются: к ним могут отнестись без уважения только потому, что они без платочка и без юбочки. Вот эти платочки и юбочки могут оказаться ценнее всего остального даже в Церкви, хотя в Церкви должна быть важна не масса приходящих, а каждый конкретный человек.Уважение к личности, достоинству, правам человека — это уважение к бессмертной душе человеческой, перед которой весь мир ничего не стоит.
Протесты — это механизм демократического общества. Они возникают там, где представители власти не руководствуются законом Божьим и евангельскими ценностями.А при современном устройстве (это касается не только России, но и любой другой страны) встает вопрос: на что ориентируется тот высший чиновник, которого называют президентом? В государстве современного типа трудно себе представить, чтобы подобный чиновник строил свои отношения с обществом, исходя из евангельских принципов — из евангельского отношения к себе самому, к миру, к человеку и так далее.
Об этом можно только пожалеть. Эти принципы в качестве основания власти утеряны. Если бы у власти был настоящий христианин, понимающий личность, достоинство, мир и человека с точки зрения Евангелия, мы бы понимали, что может удерживать в узде главу страны.В житии святой равноапостольной царицы Елены есть замечательный эпизод. Когда она обрела Честной Крест Господень, вместе с ним были обретены гвозди. Из одного из этих гвоздей царица Елена сделала уздечку и подарила ее своему сыну, императору Константину, будущему святому равноапостольному — в знак того, что должно быть сдерживающим фактором его власти. Уздою для него самого должно быть Распятие Христово.
Святитель Амвросий Медиоланский, которому достался этот гвоздь (он и ныне пребывает в Милане) в одной из проповедей по поводу этого эпизода сказал о царице Елене: «О, что за чудный конюх эта женщина!»Сегодня этой узды Христовой ни на кого из правителей у нас нет. Подобной уздой служит сам народ. Это еще античное высказывание: Vox populi – vox Dei («Глас народа — глас Божий» — лат.).
Конечно, правда протестов до конца не очевидна и с евангельской правдой во всем сопоставима быть не может. Но тем не менее — как только власть выходит за рамки того правления, которое признается истинным, народное недовольство становится той уздой, которое не дает власти окончательно погрузиться в цинизм.
В принципе, любая светская власть тяготеет к цинизму. Если носитель власти не святой, он так или иначе будет подвержен всем искушениям власти: в частности, будет воспринимать народ либо массой, посредством которой он достигает своих целей, либо как что-то, что ему мешает. Поэтому протестные настроения необходимы в качестве сдерживающего фактора. Главное, что в них проявляет себя понимание: нельзя жить во лжи.Если власть умная, чуткая и совестливая — она будет обращать внимание на протестные движения и корректировать свои действия в соответствии с ними. Это совершенно не значит, что власть должна идти на поводу у любого протеста, но ей необходимо услышать основной посыл: власть должна быть нравственной.
Ничего более протестующие требовать не могут. Протестующие не имеют права требовать революции (это будет страшно), смены правителей (это будет нелепо), но честности выборов — да, нравственности власти — да, справедливых судов, борьбы с коррупцией и преступностью в целом — обязательно.Поэтому власть должна создать площадку, на которой она и оппозиция через своих представителей могли бы выслушивать друг друга и анализировать: что из требований оппозиции выполнимо, а что — нет, какие претензии справедливы, что можно сделать уже сейчас.
Вообще сегодня самое опасное для общества — глухота, нежелание друг друга слышать и друг с другом разговаривать. И последние полгода нас должны научить тому, что не надо бояться говорить правду.И вообще бояться не надо. Бояться надо только Бога. И еще идти против совести.
Записала Мария Сеньчукова
Коментарі
Ollivija
121.05.12, 13:18
"...Если бы у власти был настоящий христианин, понимающий личность, достоинство, мир и человека с точки зрения Евангелия, мы бы понимали, что может удерживать в узде главу страны. "
"...Бояться надо только Бога. И еще идти против совести."
претендент
221.05.12, 13:38Відповідь на 1 від Ollivija
Радий, що сподобалось...
анонім
321.05.12, 13:49
А він багато в чому правий
претендент
421.05.12, 13:51Відповідь на 3 від анонім
Досвід...
Гість: R0mmel
521.05.12, 14:03
все правильно...але суспільство хворе. Здається, невиліковно. Той, хто виходить протестувати, буде вести себе так само, як і влада, коли дорветься до влади. Скільки разів я чув від простих роботяг, що "якби я був депутатом теж би крав, а ти тут понтуєшся, тіпа чесний, чи шо?". Людей справді чесних, порядних, і т.д. мало в нас. Вони є, але нічого не вирішують, живуть і мучаються в країні, де перемогли Шарікови, і де Шарікових чи не половина.
претендент
621.05.12, 14:14Відповідь на 5 від Гість: R0mmel
Про це і говориться : "В принципе, любая светская власть тяготеет к цинизму. Если носитель власти не святой, он так или иначе будет подвержен всем искушениям власти: в частности, будет воспринимать народ либо массой, посредством которой он достигает своих целей, либо как что-то, что ему мешает"
nolofinve
721.05.12, 14:16
не мають право робити революцii...Мають, еще й яке. Вождя б iм тiльки...
претендент
821.05.12, 14:21Відповідь на 7 від nolofinve
А результат?
Гість: Отец Онуфрий
921.05.12, 15:24
Истину изрёк , дети, протопоп Аввакум : "Выпросил Сатана у Бога Россию".
Ныне же видим что по всей Руси (суть Россия, Украина, Белоруссия) и Власть и народ и Православная Церковь едины.
Есть лишь отщепенцы, не народ, не удержавшиеся от искушений и соблазнов источаемых с Запада . Сии люди, о вразумлении коих мы молимся неусыпно, помышляют что затеяв смуту и нестроение в державе можно избегнуть скудости и скорбей многих.
Да воздастся же каждому по делам его.
претендент
1021.05.12, 15:37Відповідь на 9 від Гість: Отец Онуфрий
Як кажуть, вчіть матчасть... Як він міг випросити, якщо засуджений і вигнаний з цього світу ?