Про співтовариство

В сообществе размещаются статьи, затрагивающие вопросы защиты, развития и распространения русского языка не только на территории Украины, но и за ее пределами.
Убедительная просьба, не размещать статьи не соответствующие теме сообщества.
Вид:
короткий
повний

За русский язык!

Захиреть и похерить Ликбез интернет-газеты Ньюслаб

  • 31.01.13, 23:41

Захиреть и похерить Ликбез интернет-газеты Ньюслаб

Прошу не волноваться, дорогие читатели, «Ликбез» не поменял стиль изложения на нецензурный. Напротив, в этом выпуске будут оправданы два слова, которые в наше время культурные люди стесняются употреблять, хотя исконно они совершенно невинны: «захиреть» и «похерить».

Глагол «захиреть», устаревшее прилагательное «хирый» и тому подобные слова всегда означали болезненность, недомогание, и происходят от церковнославянского слова «хыра» – «дряхлость, недуг». Словарь Даля в качестве синонима приводит созвучное «хилый», однако оно имеет немного другое значение, во многих славянских языках означает «согнутый, кривой, изогнутый, косой». Кстати замечу, что глагола «захереть» (которым порой подменяют «захиреть») не существует, а его якобы проверочное слово «хер» имеет свою собственную историю.

Хером исстари называлась буква кириллицы «Х», скопированная с греческой «хи» –. А для её обозначения было выбрано начинающееся с неё слово «херувим», в благочестии которого сомневаться не приходится (это один из высших чинов в небесной иерархии).


Комментарии


Мудак — Слово происходит от древнерусского мудо — яйцо, мущинское. Поскольку в природе оных два, то называются они словом муде (старая форма двойственного числа; в старославянском языке сугубо парные предметы наряду с множественным числом, имели число двойственное, zB: око — очи — очеса, ухо — уши — ушеса и т. д.) Итак, слово муде — совершенно не матерное, даже близко, не сакральное, не мифопоэтическое, но простое счетное слово для мущинских достоинств. Однако ж по мере развития христианской морали это слово стало табуироваться, как всякая деталь материально-телесного низа. Развилась фигура умолчания — есть у человека муде, нет ли — церковная литература знать не хотела. Развитие абстракции привело к тому, что мудями стали называть не только мошонку с содержимым, но и самый тайный уд в целом. Отсюда выражения: мудистый — тот, у кого большие муде. Померяться мудями — посоперничать в мущинской силе. То ись муде — есть предмет мужской гордости и предмет культовый. Метонимически — это вся мужская оснастка. Посему в слове мудак нет ничего особенно оскорбительного, это констатация факта, что перед вами мужчина.


http://www.newslab.ru/blog/205082


Калиниченко букварь и русская азбука

  • 30.01.13, 20:19
Букварь – это самая первая книга в жизни русского человека. Но не только потому, что это – самый первый учебник русского языка для самых младших школьников. Букварь – это вообще самая первая книга. На это указывает английское существительное “БуК”, которое переводится как книга, хотя ясно, что оно – от русской БуКи. 
Английское “БуК” совместно с русской БуКоЙ указывают собой на то, что первоначально книг как таковых не было. Были просто БуКи, т.е. БуКВы и ЗВуКи. Каким образом они могли быть без книг? На этот вопрос отвечает русский аЗ, он же – ЗоВ, а также уЗа , уЗеЛ и, наконец, уЗоР или ВяЗь. Эти буки и вяки были в виде узелковой письменности, как говорят филологи и историки. И это хорошо видно на примере санскритского письма ДеВаНаГаРи, у которого буквы как будто висят на верёвке. Так и хочется сказать, что это письмо просто списано с узелковой вязи. Но почему–то не всем хочется.
Конечно, современные книги – это не буквари. И не только потому, что они – не вязаны, а только переплетены или даже склеены. В современных книгах нет букв. И не только потому, что буквы – круглые, как у глаголицы, а в современных книгах – угловатые литеры. В современных книгах нет и литературы, поскольку литература – это буквально букварь, только на латинском. В современных книгах – слова, предложения, изложения, повести, романы, оды, поэмы, одним словом – словесность. Именно поэтому современные книги – это словари. Более того, это – толковые словари, поскольку в них растолковываются различные слова, именуемые понятиями и представлениями, определениями и замыслами, теориями и гипотезами, учениями и программами... Ой, как только не именуют слова! И так им и надо, поскольку слова – это голоса, а голоса все такие разные...
Иное дело – звуки. Они все одинаковые и однозначные. Именно поэтому их нельзя толковать. Их можно лишь раскрывать, разделять и показывать, если они записаны буквами, или озвучивать, если есть, кому взять эти зовы. Именно это и делает БуКВаРь. Он показывает, как возникают звуки и что из них связывается. Вкратце напомним, как они возникают. Более подробно об этом, а также почему именно так, описано в книге “Азы науки” в сборнике “Против глупости”, Москва, 1977 г. 
Исходный или стволовой звук – Ф. Звук этот – женский, потому что именно так звучало самое первое звание женщины, девы, матери. Этот звук раздвоился на два звука – П и Х. П – это тоже женский звук, а Х – мужской. Каждый из этих звуков раздвоился на два своих звука, но тоже на женский и мужской. Получившиеся звуки тоже раздвоились. И так далее. В итоге вся азбука образовалась путём раздвоения звуков на женские и мужские. Женские звуки в ней обозначены жирными буквами, мужские – тощими. И уже одного этого достаточно, чтобы знать, как звали мужчин и женщин у разных народов в самом начале их развития, поскольку все знаки азбуки обозначают именно это. Дальнейшее развитие азбуки привело к составным звукам или звучаниям с составными значениями, которые устанавливаются путём деления звучания на составляющие его звуки. 
От известных алфавитов, в том числе от алфавита, предложенного греческими монахами Кириллом и Мефодием для славян, русская азбука отличается, во-первых, порядком расположения букв или литер. В русской азбуке буквы образуют собой дерево со знаками–ветвями, а в известных алфавитах – почти произвольный ряд знаков. Во вторых, в русской азбуке каждый из знаков обозначает или мужчину, или женщину, а во всех прочих звукорядах, включая музыкальный, мы имеем пустые, ничего, кроме самих себя, не значащие звуки. Но есть и сходства. Дерево со знаками–ветвями – это лишь исходное дерево. Оно вырастает во взрослое дерево, у которого каждая ветвь – уже не звук, а целое звучание с мужским или женским значением (Последнее снова выделено жирными буквами), и с теми же законами, что и исходное, азбучное древо. То же самое можно сказать и об алфавитах. Из них как из исходного материала составляется литература. И какой порядок в них, такой порядок и в литературе. Правда, здесь опять отличия. В русском языке порядок ЕСТЕСТВЕННЫЙ, а в литературе, какой бы она ни была, искусственный. То есть ПРОИЗВОЛЬНЫЙ.

Василий Белов Лето

  • 29.01.13, 21:50

Василий Белов Лето

Василий Иванович Белов Лад

Лето.

Так уж устроен мир: если вспахал, то надо и сеять, а коль посеяно, то и взойдет,  что взойдет, то и вырастет, и даст плод, и, хочешь не хочешь, ты будешь делать то, что предназначено провидением. Да почему хочешь не хочешь? Даже ленивому приятно пахать и сеять, приятно видеть, как из ничего является сила и жизнь. Великая

• Автор считает своим долгом не только упомянуть имена некоторых людей, откликнувшихся на журнальную публикацию «Очерков» («Наш современник», 1979, № 10, 12; 1980, № 3; 1981, № 1, 5, 6, 7), но и привести здесь, хотя бы и отрывочно, их высказывания по поводу интересующей нас темы. Алексей Михайлович Кренделев из Харькова пишет, например, что «главным рычагом, поднимающим человека на его человеческое место, всегда был труд. Так вот, труд крестьянина в этом отношении был особенно благотворен. Ведь крестьянский труд и крестьянский быт так переплетены, так тесно слиты, что часто и разделить их нельзя. В такой пронизанной трудом среде не могла прорастать человеческая гниль: она или изгонялась, или изолировалась настолько, что не могла дать вредных ростков. Так получалось самооздоровление крестьянской массы. Жизнь крестьян русской деревни, особенно дореволюционной, наша литература, в том числе и художественная, иногда изображала примитивной, бессодержательной: мол, мужики - это тупые, глупейшие существа. Но в моем представлении - а я помню и дореволюционную деревню - люди деревни выглядят совсем по-другому. Конечно, глупые бывают везде, бывают даже с дипломами. Но я убежден, что тупые и глупые среди крестьян встречались не чаще, чем в любом другом сословии. В крестьянах времен моего детства было много наивности и, следовательно, правдивости. Они имели житейскую мудрость, но мало имели житейской хитрости, характерной для торгово-чиновничьего сословия. Я не знаю другого примера, где бы работа совершалась с таким старанием и любовью, как работа крестьянина в поле. Пашня, посев, жатва - все превращалось в какое-то священнодействие».

     тайна рождения и увядания ежегодно сопутствует крестьянину с весны и до осени. Тяжесть труда - если ты силен и не болен - тоже приятна, она просто не существует. Да и сам труд отдельно как бы не существует, он не заметен в быту, жизнь едина. И труд, и отдых, и будни, и праздники так закономерны и так не могут друг без друга, так естественны в своей очередности, что тяжесть крестьянского труда скрывалась. К тому же люди умели беречь себя.

     В народе всегда с усмешкой, а иногда с сочувствием, переходящим в жалость, относились к лентяям. Но тех, кто не жалел в труде себя и своих близких, тоже высмеивали, считая их несчастными. Не дай бог надорваться в лесу или на пашне! Сам будешь маяться и семью пустишь по миру. (Интересно, что надорванный человек всю жизнь потом маялся еще и совестью, дескать, недоглядел, оплошал.)

     Если ребенок надорвется, он плохо будет расти. Женщина надорвется - не будет рожать. Поэтому надсады боялись словно пожара. Особенно оберегали детей, старики же сами были опытны.

     Тяжесть труда наращивалась постепенно, с годами.

     Излишне горячих в работе подростков, выхвалявшихся перед сверстниками, осаживали, не давали разгону. Излишне ленивых поощряли многими способами. Труд из осознанной необходимости быстро превращался в нечто приятное и естественное, поэтому незамечаемое.

     Тяжесть его скрашивалась еще и разнообразием, быстрой сменой домашних и полевых дел. Чего-чего, а уж монотонности в этом труде не было. Сегодня устали ноги, завтра ноги отдыхают, а устают руки, если говорить грубо. Ничего не было одинаковым, несмотря на традицию и видимое однообразие. Пахари останавливали работу, чтобы покормить коней, косари прерывали косьбу, чтобы наломать веников или надрать корья*.

     Лето — вершина года, пора трудового взлета. «Придет осень, за все спросит», — говорят летом. Белые северные ночи удваивают в июне световой день, зелень растет стремительно и в поле и в огороде. Если тысячи крестьянских дел как бы сменяются по силе нагрузки и по сути, то в главных из них устает все: и руки, и ноги, и каждая жилка. (Конечно же, это прежде всего работа с лесом, пахота и сенокос.) Тут уж отдыхают по-настоящему и всерьез. Работают часа два-три до завтрака - чем не нынешняя зарядка? Завтрак обычно плотный, со щами. Режим приходится строго выдерживать, он быстро входит в привычку.

     Летом обедают после чаепития. «Выпей еще чашечку, дак лучше поешь-то!» — угощает большуха - женщина, которая правит всем домом. После обеда обязательно отдых часа на два. До ужина опять крупная трудовая зарядка. День получается весьма произ-

• Корень слова «отдых» связан с дыханием. Отдохнуть - значит перевести дыхание, успокоить сердце и мускулы. Иными словами, понятие «отдых» для крестьянина касается только тяжелого физического, а если не тяжелого, то монотонного, продолжительного труда вроде женского рукоделья. Отдыха в смысле полного бездействия никогда не существовало, если говорить не о сне, а о состоянии бодрствования. Тысячи людей, лежащих на пляже, с точки зрения даже нынешнего пожилого крестьянина, есть ужасающая нелепость. И не потому, что люди лежат голыми, а потому, что просто лежат, то есть бездельничают.

     водительным. (Даже «в бурлаках», то есть в отходничестве на работе с подрядчиком, очень редкий хозяин заставлял работать после ужина.)

     Прятанье - самый тяжелый труд в лесу, и занимались им только мужчины, причем самые сильные. Древнейший дохристианский способ подсечного земледелия откликается в наших днях лишь далекими отголосками: прятать - значит корчевать сожженную тайгу, готовить землю под посев льна или ячменя*. Вначале выжигали обширную лесную площадь, вырубив до этого строевой лес. На второй год начинали прятать. Убирали громадные головни, корчевали обгоревшие пни. Чтобы выдрать из земли такой пень, нужно обрубить корни, подкопаться под него со всех сторон и потом раскачать при помощи рычага. Можно себе представить, на кого похож был человек, поработавший день-другой в горелой тайге! Белыми оставались только глаза да зубы. Прятанье давно исчезло, оставив в наследство лишь слово «гари». На гарях в наших местах до сих пор растет уйма ягод, смородины и малины.

     Летом в природе все очень быстро меняется. Не успели посеять и едва объявились всходы, а сорняки тут как тут. Надо полоть. Тут уж и ребятишкам бабки дают по корзине и сами встают на полосу. Хорошо, если земля еще не затвердела и молочай, хвощ и прочие паразиты выдергиваются с корнем. В эту же пору надо быстро восстановить изгороди около грядок и загородить осек - лесную изгородь, образующую прогон, и две-три лесные поскотины**. Скот летом всегда пасли на лесных естественных пастбищах, в поля выгоняли только глубокой осенью.

     Ходить к осеку - любимая работа многих, особенно молодых, людей. Представим себе первое свежее лето, когда пахнет молодой листвой и сосновой иглой, когда растут сморчки и цветет ландыш. Большая ватага молодняка, стариков, подростков, баб, а иногда и серьезных мужиков собирается в лесу где-нибудь на веселом пригорке. Все с топориками, у всех с собой какая-нибудь еда. Рубят осины, тонкие длинные березки, сухие елки и растаскивают по линии осека. Затем крест-накрест бьют еловые колья и на них складывают новые лесины, также не обрубая с них сучьев. Выходит очень прочная колючая изгородь. Хороший осек - пастуху полдела. Лишь не ленись, барабань в барабанку да закладывай загоры - сделанные из жердей проходы и изгороди.

     В такой день рождается еще и праздничное настроение. На долгих привалах столько всего наслушаешься и смешного и страшного, так много всего случится до вечера, что хождение к осеку запоминается на всю жизнь. Впредь молодежь ждет этого дня, хотя такой в точности день уже никогда не придет …

     Такой же праздничностью веет и от силосования, которого раньше не было. Работа эта появилась в деревне только вместе с колхозами, артельный характер делает ее очень сходной с хождением к осеку. Главные женские силы косят*** молодую, брызгающую соком траву и складывают её в копны. (Важно не дать этой траве завянуть или высохнуть.) Подростки возят траву в телегах к силосным ямам, споро спихивают ее вниз. Когда яма наполовину загрузится, в нее сталкивают какую-нибудь добрейшую, чуть ли не говорящую кобылу. На ней-то и разъезжает в яме целый день гордый трамбовщик лет шести от рождения. За это в отцовскую книжку вписывают полтрудодня на его имя. Лошадиный помет выбрасывают вилами, кобылу поят, спуская вниз ведро с водой. Когда яму заполнят и утрамбуют, трава пахнет вкусной кислятинкой - внутри уже началось брожение. Ее забрасывают землей и замазывают глиной - стой до зимы. 

     Если погода жаркая, появляются оводы. Тут приходится возить траву ночью, потому что ни с какой, даже самой добродушной, кобылой на оводах не сладишь. Ночью же донимает ночных работников гнус - мельчайшая мошка. Она забирается всюду. (Гнусом называют также мышей, если их много.) Навоз вывозили на Севере также по ночам из-за множества оводов. Наметывали навоз вилами на телегу. Пласты отдираются с большим трудом. Возчик везет телегу в поле - на полосы и через ровные промежутки кривыми вилашками стаскивает по колыге. Утром эти колыги раскидывают по полосам и начинают пахать. Вслед за плугом ходит опять же либо старик, либо мальчонок, батожком спихивает навоз в борозду, чтобы завалило землей****.

      Часто бывало так, что сенокос еще не закончен, а уже подоспела жатва, примерно в ту же пору веют озимые и теребят лен. Да и погода никогда не позволит расслабиться или заскучать. Когда на вилах прекрасное ароматное сено, а вдалеке погромыхивает, руки

     *  Каждый раздел очерков читатель, разумеется, вправе дополнить известными ему примерами, деталями, местными вариантами, способами, сюжетами и названиями.

     * * Поскотина - огороженный лесной выгон.

     *** Николай Петрович Борисов пишет, что у него на родине (бывший Сольвычетодский уезд) женщины «… никогда не косили, это занятие мужиков. Но зато мужики никогда не жали. Баб щадили, понимали, что они нужны для другого». **** Подробнее об этом рассказывается в повести Вл. Солоухина «Капля росы».

     сами ходят быстрее, грабли только мелькают. А если гроза вот-вот нагрянет, по полю начинают бегать и самые неповоротливые. Но главное, конечно, то, что стог сметали раньше соседей, убрали под крышу хлеб и измолотили первыми, да и ленок вытеребили не последними. 

     Извечное стремление русского крестьянина не оказаться последним, не стать посмешищем прекрасно было использовано в первые колхозные годы. Да и стахановское движение основано было как раз на этом свойстве. В одной притче мужик, умирая, давал малолетнему сыну наказ: «Ешь хлеб с медом, первый не здоровайся». Только трудолюбивые сыновья узнавали настоящий вкус хлеба (как с медом), а тот, кто работает в поле, например косец, лишь кивком отвечал на приветствия мимо идущих. Вот и выходило, что любители сна здоровались всегда первыми …

      Жнитво не меньше, чем сенокос, волнующая пора. Хлеб - венец всех устремлений - уже ощущается реально, весомо, а не в мыслях только. Даже небольшая горсть срезанных серпом ржаных стеблей — это добрый урезок хлеба, а в снопу-то сколько таких урезков?

     Зажинок - один из великого множества трудовых ритуалов - был особо приятен, отраден и свят. Самолучшая жница в семье брала серп и срезала первые горсти.

     Высокий - в человеческий рост - толстущий сноп олицетворял изобилие.

     Косили озимый хлеб на Севере мало и редко. Рожь, сжатая серпом, не теряла в поле ни одного колоска, ни мышам, ни птицам на полосе нечего было делать. Девять снопов колосьями вверх прислонялись друг к другу, образуя некий шалаш, называемый суслоном. Сверху, как шапку, надевали десятый сноп. Детям всегда почему-то хотелось залезть под этот теплый соломенно-хлебный кров. Каждый добрый суслон кормил три-четыре недели семью средней величины, из него получалось до пуда, а то и более зерна. Рожь дозревала несколько дней в суслонах, как говорят, выстаивалась, затем ее развозили по гумнам.

     Сложить снопы на повозку мог отнюдь не каждый. Надо знать, как «стоять на возу», ведь сухие снопы скользят, и стоит выползти одному-двум, как расползается весь увязанный воз. Вначале набивают снопами кузов повозки вдоль до краев, потом кладут их рядами поперек, внутрь колосьями. Ряд слева да ряд справа, а в середину опять вдоль несколько штук, чтобы она не проваливалась. Кверху ряды слегка суживаются, а самый верхний, совсем узкий, клали в разгонку. Весь воз стягивали после этого зажимом -еловой слегой.

     Еще труднее сложить на воз ячменные либо овсяные снопы - коротенькие и толстые. Овес и ячмень на Севере тоже жали, снопы ставились в груды, парами. Горох же можно было только косить, так как он «тянется», цепляется стебель за стебель. Большие титины (или китины, киты) свозили в гумно и деревянными трехрогими вилами поднимали на сцепы, то есть под крышу гумна. Поскольку лошадь при въезде в гумно воротит для облегчения куда-нибудь вбок, то надо было уметь и въезжать, не задев за воротный стояк, не сломав колесной чеки или тележной оси. Все нужно было уметь!

     Снопы ровно складывались в засеки гумна, и они лежали там до молотьбы. Если старой семенной ржи на посев озими не было, молотили на семена сразу и сеяли свежим зерном. (Посеять надо было обязательно в августе, во время трехдневного лёта крылатых муравьев.) Хлеб в гумне, под крышей, - считай, что урожай убран, спасен. Это великая радость и счастье для всей семьи. Вырастить да в гумно убрать, а обмолотить-то уж всяк сумеет …

     Лето и плотницкая пора: рубить угол под дождем или на морозе не все равно. Недоделанные срубы стояли иногда по нескольку лет, стояли как укор или напоминание.

     Трудная пора летняя, что говорить, но много было и праздников. Успевали не только работать, но и пиво варить, и ходить по гостям. Кто не успевал, над тем посмеивались.

   

 

Сказал по-русски — выругался на иностранном.

  • 25.01.13, 14:51
Сказал по-русски — выругался на иностранном.
Отправляясь за границу, не забудь взять с собой наш краткий словарь русских слов, которые созвучны иностранным непечатным. Это поможет тебе избежать неловких ситуаций, а может быть, даже и телесных повреждений.
БАССЕЙН
Во французском языке русское слово «бассейн» превращается в словосочетание, которое значит «обвисшая женская грудь» (bas sein).Страны: Франция, Алжир, Бельгия, Канада, бывшие французские колонии.
ПАПАЙЯ
В странах Центральной Америки и на Кубе слово «папайя» (papayo) равнозначно русскому эвфемизму «пилотка», только испанский вариант значительно грубее. Если хочешь заказать этот фрукт, например, на Кубе, проси fruta bomba.Страны: Гватемала, Гондурас, Куба, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Сальвадор.
ДЕВКА
По-русски «девка» звучит довольно грубо, а у чехов еще грубее. По-чешски dvka — нецензурное слово, означающее «проститутка».Страна: Чехия.
КАНТ
Безобидный русский «кант» в англоговорящих странах — матерщина.По-английски cunt — это нецензурный вариант слова «вагина».Страны: Великобритания и страны Британского Содружества, США, Австралия, Индия, Пакистан, ЮАР.
КИС-КИС
В странах, где говорят на арабском языке, не надо подзывать кошку по-нашему — «кис-кис». Словом «кис» в арабском нецензурно называют главный (для тебя) элемент женской репродуктивной системы.Страны: ОАЭ, Алжир, Египет, Иордания, Ирак, Мавритания, Марокко, Саудовская Аравия, Сирия и др.
КОЛОС
Русское слово «колос» с ударением на первый слог — по-гречески грубый вариант слова «задница» ().Страны: Греция, Кипр.
КОНВЕРТ
Слово «конверт» образовано от французского глагола couvert — покрывать. Однако для франкоговорящих «конверт» в русском варианте произношения — нецензурное словосочетание, которое переводится как «зеленая вагина» (con vert). Страны: Франция, Алжир, Бельгия, Канада, бывшие французские колонии.
СЧЕТ
По-французски точно так же звучит слово «сортир» (сhiotte).Страны: Франция, Алжир, Бельгия, Канада, бывшие французские колонии.

ФИНИК
Похож на арабский табуированный глагол «совокупляться». Слова созвучны не на сто процентов (арабское звучит, скорее, как «фэйнак»), но все же лучше не кричать на восточном базаре «Финики!». Страны: ОАЭ, Алжир, Египет, Иордания, Ирак, Мавритания, Марокко, Саудовская Аравия, Сирия и др.
ЧЁ
Русское разговорное «чё» во Вьетнаме — грубое ругательство, «сволочь» (ch).Страна: Вьетнам.

В Болгарии какие слова не рекомендуется произносить:
- курица (кур по-болгарски х.й),
- спички (пичка по-болгарски п..да),
- булка у болгар целка (как объяснял друг Костадин:"До свадьбы девушка булка,а после свадьбы-не булка").

Слово "фарт" fart - что на английском "пердеть",а по французски - "лыжная мазь".Пример "обратного" - по-польски "вспоминки"(похожие на наши "поминки") - это сувениры. 
Нельзя говорить японцу "пока!", потому что это звучит почти,как японское бАка! - мудак!

Слово манка/аманка - аналог русского пиз..а.Наверно поэтому японцы вежливо отказались в свое время от предложения разместить свое посольство на улице Якиманка(яки - жарить/жареный,манка - пиз..а).

Был анекдотичный случай,когда на заре перестройки в США пыталась начать работать русская сувенирная фирма с названием Самшит (по английски - немного дерьма).

Новый японский премьер Нода начинал свою карьеру в префектуре Тиба.Думаю,это немало веселит китайцев,поскольку топоним Тиба звучит,как китайский аналог слова х...й.

Кстати,слово х...й - очень многозначно в китайском языке,в котором очень много омонимов (слов с одинаковым звучанием, но разными значениями и - что важно для китайцев - разным написанием).

Русские мудро придумали заменять х...й на хуэй.Так нынешний посол пишется, как Ли Хуэй:) - Ли Сияющий.

Точно также "удачной была нелокализованная иностранная реклама 
ПЕРВЫЙ БОЛГАРСКИЙ КОСМОНАВТ 
Георгий Иванович Какалов взял фамилию Иванов, когда принимал участие в советско-болгарском космическом полете на корабле «Союз-33» в 1979 году. 

Адекватный ответ

  • 22.01.13, 22:17

Каждый раз, просматривая новости на сайте, я не могу избавиться от ощущения дискомфорта. Вроде бы ничего нового . Кому надо , тот ворует, кто то рвется к власти . что бы самому воровать , страна в глубоком кризисе, население бедствует, по распространению спида мы в первых рядах, вообщем всё как обычно,но что то всё равно не так. Какая то липкая паутина лжи, обволакивает и вызывает тошноту. Подумав над такой вот "несподиванкой", решил разобраться ,в чём собственно дело.

И ходить за ответом долго не пришлось, каждый день на сайте я вижу отвратительные физиономии господ Тягнибока и Фарион, а также Яворивського и прочих адептов националистической идеи.Причем .что характерно,как только в  всплывающих окнах появляются эти деятели,настроение падает ниже плинтуса.

Однако не они ,как депутаты вызывают у меня аллергию,совсем нет. Я никак не могу понять,как народ смог выбрать таких , с позволения сказать недоумков в парламент. Что же это за народ такой,который на собственных ошибках учиться не хочет.Ну неужели избирателям " Свободы", понравились перлы Фарион в детском саду,или как она увольняла водителя маршрутки,а эти совершенно бредовые законопроекты,от которых веет нацисткой Германией 30-х годов, а факельные шествия,а пикеты около магазинов.Ведь всё это уже было, и закончилось всё очень не хорошо,а точнее океаном кровищи.

Я бы не стал так реагировать,будь это очередные депутаты,которые рвут и мечут, лишь бы добраться до распила бюджетных денег.В конце концов не они первые, не они последние, я уже давно махнул рукой на это государство и справедливо полагал , что и государство махнёт рукой на меня.

Но то что стало происходить в стране, заставляет меня задумываться о строительстве высокого и толстого забора между нами и националистично настроенными людьми из известных регионов.Украина семимильными шагами скатывается к гражданской войне,глашатаями нового порядка как раз и являются Тягнибок,Фарион и иже с ними. Они ненавидят нас , оскорбляя и унижая нашу веру,нашу культуру,наш язык. А что же мы? А мы всё пытаемся договариваться, Колесниченко и Кивалов обращаются в Венецианскую комиссию по вопросу языкового закона,рассудите мол господа европейцы нас не разумных да сирых.И что в итоге ? Куцый закончик ? Гора родила мышь.А "Свободе" плевать даже на этот закон с высокой униатской колокольни.

Так почему нам не плевать, почему мы не можем поставить себя так, что бы раз и навсегда избавиться от идиотов в правительстве, в парламенте,от оскорблений и унижений?

Я могу спросить любого блогера," Устраивает ли его такое положение вещей", и знаю ,что мне ответят.Сколько же у нас терпения,в нас плюют , а мы вот уже 20 лет уговариваем этого не не делать. Может ХВАТИТ!!!!!!!!!????

Что бы не быть голословным предлагаю, на местных  выборах ,выбирать только тех кандидатов.которые пообещают, в случае оскорблений в адрес русских,русскоязычных граждан этой страны, инициировать вопрос об отделении той или иной области из состава Украины.Посмтрим как запоют эти шовенюги если Одесса,Николаев,Херсон,Крым одновременно начнут рассматривать подобный вопрос. Это и будет нашим адекватным ответом 

PS Рассматриваю любые альтернативные предложения, и повторяю хватить терпеть.

Весна Василий Белов

  • 21.01.13, 23:05

Весна Василий Белов

 

Василий Иванович Белов Лад

Весна.

Когда-то все на Руси начиналось с весны. Даже Новый год. Христианские святцы легко ужились с приметами языческого календаря, чуть не на каждый день имелась своя пословица: 6 марта — Тимофей-весновей.

     12 марта - Прокоп - увяз в сугроб.

     13 марта - Василий-капельник.

     14 марта - Евдокия - замочи подол.

     Говорили, что ежели Евдокия напоит курицу, то Никола (22 мая) накормит корову*. Приметы, рожденные многовековым опытом общения с природой, всегда определенны и лишены какого-либо мистицизма. Например, если прилетели ласточки, надо не мешкая сеять горох.

     Неясны, расплывчаты границы между четырьмя временами года у нас на Севере. Но нигде нет и такого контраста, такой разницы между зимой и летом, как у нас.

     Весна занимала в году место между первой капелью и первым громом.

     17 марта - Герасим-грачевник.

     30 марта - Алексей - с гор вода. 4 апреля - Василий-солнечник. 9 апреля - Матрена-настовица.

     14 апреля — Марья — зажги снега, заиграй овражки.

     28 апреля - Мартын-лисогон.

     29 апреля - Ирина - урви берега.

     В крестьянском труде после масленицы нет перерывов. Одно вытекает из другого, только успевай поворачиваться. (Может, поэтому и говорят: круглый год.) И все же весной приходят к людям свои особые радости. В поле, в лесу, на гумне, в доме, в хлеву -везде ежедневно появляется что-нибудь новое, присущее одной лишь весне и забытое за год. А как приятно встречать старых добрых знакомцев! Вот к самым баням подошла светлая талая вода - вытаскивай лодку, разогревай пахучую густую смолу. Заодно просмолишь сапоги и заменишь ими тяжелые, надоевшие за зиму валенки. Вот прилетел первый грач, со дня на день жди и скворцов. Никуда не денешься, надо ставить сквореч-

• Даты приводятся по новому стилю. Подробности о народном календаре см. в книге Ив. Полуянова «Месяцеслов». Архангельск, 1979.

     ники - ребячью радость. А то вдруг вытаяла в огороде потерянная зимой рукавица … И вспомнишь декабрьский зимник, по которому ехал с кряжами для новой бани.

     Кстати, не больно-то раздумывай о том, что было. Было да прошло. Надо, пока не пала дорога, вывезти из лесу последнее сено, да хвою на подстилку скоту, да дров — сушняку, да собрать по пути капканы, на лыжах пройдя по большому и малому путику.

     И вот лошадь, пофыркивая, трусит поутру от деревни. На возу с полдюжины вершей, чтобы не тащить потом  натодельно. (Вот-вот объявится щучий нерест: надо пропешать в озере выхода и поставить ловушки.) Обратно - с возом сена или хвои. Пока лошадь отдыхает и хрустит зеленым сенцом, пока солнце не растопит голубой наст, успевай сходить в чащу присмотреть и пометить дерева для рубки под сок. Еще набрать сосновой смолы - просила бабушка для приготовления лекарства. Хозяйка намек сделала: наломать бы сосновых лапок на помело. Тоже надо. Долго ли? Минутное дело, а вспомнить приятно, и срубить по дороге шалаш тоже требуется: как раз токуют тетерева … Еще нарубить березовых веток для гуменных метелок. И только потом, когда лошадь направится к дому и запоскрипывают гужи, можно и подремать на возу либо затянуть песню про какого-нибудь Ваньку-ключника …

     Весной старухи и бабы белят по насту холсты. Вытаскивают из погребов и перебирают семенную и пищевую картошку, заодно угощают деток сочными, словно только что с грядки, репами и морковью.

     Проветривают шубы и всякую одежду, развешивая ее на припеках, потому что моль боится солнышка. Девки продолжают прясть на беседах, мужики и парни усиленно плотничают. Ремонтируют хозяйственный инвентарь: сбрую, телеги, бороны. Вьют веревки, спихивают с кровель снег.

     Пускаются в ход тысячи извечных примет, люди гадают, какая будет весна и чего ожидать от лета.

     У многих коровы уже отелились к этому времени. Другие ждут с часу на час. Хозяйка-большуха даже ночью ходит проведывать хлев. Дети тоже ждут не дождутся, им уже надоело без молока. И вдруг однажды утром в избе за печью объявилось, запостукивало копытцами. Большие глаза, мокрые губы. Шерстка шелковая. Гладить ходят все по очереди. Первые дни молоко, вернее молозиво, только теленочку, потом, если великий пост уже кончился, хлебают все. Молоко в крестьянских семьях не пили, как теперь, а хлебали ложками, с хлебом вприкуску либо с киселем, с толокном, с ягодами.

     Скотина после долгого зимнего стояния в душном темном хлеву по-человечески радуется весне. Просится на воздух, на солнышко. И когда коров ненадолго выпускают во двор, иная подпрыгивает от радости. 

      Между тем стало совсем тепло, дороги пали. Начали освобождаться от снега поля и луга. Старики поглядывают на небо, прислушиваются сами к себе: какова весна? Затяжная и холодная или короткая и теплая? Не упустить бы посевной срок. Тот, кто расстался с трехполкой и вводит культурный севооборот, утром по ледяному черепку уже рассеял клевер.

     С тревогою в сердце люди ходят смотреть озимь: не вымокла ли, каково пересилила зиму? Ведь матушка-рожь, говорится в пословице, кормит всех сплошь. И скотину, и птицу, и крестьянскую семью.

     Все это ладно, но когда же сеять? Иной торопыга, не успела еще ройда* выйти, поехал пахать. Обрадовался, свистит погонялкой. Выкидает семена в холодную землю - глядишь, уже с осени ребятишки пошли по миру. Другой не подготовился вовремя: то семян не запас, то у лошади сбил плечо. Этому тоже неурожай.

     В хорошей деревне мало таких чудаков …

     Все готово, но когда все-таки выезжать?

     В шутку или всерьез, не поймешь, но в народе говорили так: «Выйди в поле и сядь на землю голой задницей. Сразу узнаешь, пора сеять или погодить требуется».

     Но вот самый опытный, самый рачительный хлебопашец выволок соху и запряг поутру кобылу. И все ринулись в поле как по команде …

     Заскрипели гужи, пропахшие дегтем, сошники запохрустывали мелкими камушками. В небе, над полем, заливаются жаворонки. Пахари посвистывают, подают лошадям команды: «Прямо! Прямо!» Или на завороте: «А что, забыла за зиму, где право, где лево?»

     И лошадь, конфузливо махая хвостом, поворачивает туда, куда надо.

     Вообще на севе у пахаря и коня должно быть полное взаимопонимание. Если начнут скандалить - ничего не получится. Хороший крестьянин пашет без погонялки, лошадь

• Ройда - мерзлота.

     свою не материт, не ругает. Действует на нее лаской, уговорами, а иногда стыдит ее, как человека. Норовистый конь не годится на пашне.

     А борозда за тобой идет да идет, и грачи тотчас садятся в нее, тюкают носами в родимую землю*.

     Это она, земля, кормит и поит, одевает и нежит. Голубит в свое время цветами, обвевает прохладой, осушая с тебя пот усталости. Она же возьмет тебя в себя и обымет, и упокоит навеки, когда придет крайний твой срок … А пока черная борозда идет и идет полосой. Пласт к пласту ложится на поле. И твой отец, или сын, или жена, или сестра уже запрягают другую лошадь, чтобы боронить, ровнять эту весеннюю землю.

     А дед или бабка уже насыпают в лукошко белого крупного семенного овса. Вот не спеша идет полосой вечный сеятель, машет рукой из стороны в сторону. Шаг, второй - и золотой дождь летит из горсти. Отскочив от лукошка, зерна ложатся на свежую землю. Сеятель бормочет про себя какое-то извечное заклинание: то ли поет, то ли молится.

     В сосняке, рядом, ребятишки зажгли костер. Девицы, собирая сморчки-подснежники, поют «Веснянку». Земля подсыхает, требуется тотчас заборонить семена.

     Обычно после овса сеяли лен - одну, самое большее две полосы, затем горох и ячмень.

     Была такая примета: надо встать под березу и взглянуть на солнце. Если уже можно сквозь крону смотреть не щурясь, то продолжать сев бесполезно. Только семена зря выкидаешь. Если листва не больше копейки и солнце легко пробивается сквозь нее, то день-два еще можно сеять.

     После сева обязательно топят баню. Досталось за эту неделю и людям и лошадям: мужик отпаривается, конь отстаивается.

     А вот и первая травка.

     Первый выгон скотины на пастбище - событие не хуже других. Пастух в этот день кум королю …

     Трава растет стремительно. Живая. В лесу, если день теплый, к вечеру иные стебли вытягиваются на вершок от земли.

      Глядишь, пора и огороды сажать … Плюют семена овощей в рассадники. Женщина наберет в рот заранее намоченных семян капусты или брюквы и форскнет что есть силы. Семена ровно разлетаются по рассаднику. На ночь укрывают рассадник холщовой подстилкой или даже шубами, если старики посулили заморозок и если кошка жмется к теплой заслонке.

     Огород городить - тоже очень важное дело, без огорода скотина за лето все вытравит. У хороших хозяев кол можжевеловый, жердь осиновая, вица еловая - изгороди нет износу. У ленивого она из чего придется, потому и приходится городить каждую весну.

     Весна кончается с первым теплым дождем и первым раскатистым громом. Услышав гром, девушки должны кувыркаться через голову, чтобы поясница не болела во время жнитва. Причем надо успеть кувыркнуться, пока гром не затих. Хоть в луже, хоть на лужке, хоть в будничном сарафане, хоть в праздничном, все равно кувыркайся. Смех, возгласы и восторженный девичий визг не затихают вместе с грозой.

 

Седьмица и неделя на руси

  • 19.01.13, 23:12

седьмица  и неделя на Руси

 

Для понимания корневого смысла слова НЕДЕЛЯ с позиции древнерусского Мировоззрения, надо знать, что у Предков это слово именовало последний день  седьмицы, которую в результате духовного обрезания (изменения Мировоззрения, календаря, названий месяцев, языка и азбуки) превратили в "неделю" (это один из софистических видов смысловых подмен, когда часть выдаётся за целое).

Наши Предки предложили землянам два способа наименования последовательных семи стадий четвертинки лунного (духовного) цикла в его проекции на земные процессы.

1) По названиям Планетарных управителей каждого дня (день Солнца - сандей и т.д.)

2) По названиям порядковых числительных в русском языке - Вторник (Второк), Среда (Средок или Середок - середина седьмичного цикла), Четверг (Четверток), Пятница (Пяток), Шесток (иудо-христианское вероучение заимствовало из ветхозаветной иудейской традиции слово Шаббат, превратив его в Субботу), последний день Седьмицы – Не-Деля - то есть не-делимая (как единое целое) семёрка важного для жизни души лунного цикла (иудо-христианское вероучение в соответствии с новозаветной традицией переименовало этот день в Воскресенье) и Понедельник (По-Неделе).

В день Не-Дели не бездельничали, поскольку дух халявы и паразитизма не был присущ Древней Руси до уничтожения Русского народного (т.е. языческого) Мировоззрения!

Любовь Рыжкова-Гришина Волшебный Букварь Буква О

  • 10.01.13, 22:55

Любовь Рыжкова-Гришина Волшебный Букварь Буква О

 

Она круглая, как солнце,

что глядит в твое оконце.

С ней уютно и светло,

это, братец, буква -0-.

 

Из истории буквы -0-

В старину буква эта называлась ОН, и как ты сам по­нимаешь, она указывала на человека. Слово это общесла­вянского происхождения, то есть, оно было в языках всех славянских народов.

Русский народ очень красиво и по-своему произносил это слово, и звучало оно так - ОНЫЙ. Кстати сказать, эта форма сохранилась до сих пор, но только как книжная и устаревшая. Иногда её используют современные поэты, что­бы придать своим строчкам колорит ушедшей эпохи.

Запомни пословицу:

Как родители жили, так и нас благословили.

Слова-родственники

Ты не поверишь, но у слова ОН самый близкий родствен­ник слово ВОН. Правда, последнее мы употребляем теперь со значением «там», но когда-то всё было иначе и оно име­ло тот же смысл, что и слово «он».

Что же произошло в языке? Всё очень просто. К слову ОН добавили приставку -в-, и получилось новое слово. Кстати, в украинском языке сохранилась форма «BIH» со значением «он».

 

Литературные имена

Александр Островский (1823 - 1886) - классик отечественной драматургии, мастер русской словесности.

Александр Николаевич очень любил в названиях пьес использовать пословицы и поговорки - «Свои люди - со­чтемся», Бедность не порок.

В школе ты познакомишься с его изумительной пьесой «Гроза». Это великолепное произведение, отразившее и кра­соту, и пороки тогдашней жизни. Но самое удивительное, что пьесы Островского современны до сих пор.

Ирина Одоевцева (l895-1990)-писательница уди­вительной судьбы. Почти вся её жизнь прошла в эмиграции. Она была женой изумительного русского поэта Георгия Ива­нова, близко знала всю литературную элиту Парижа. Oдoeвцева оставила нам блистательные воспоминания. Её можно даже назвать летописцем своей эпохи.

Николай Оцуп (1894 - 1958) - замечательный поэт, глубокий прозаик, историк литературы. И его жизнь про­шла в эмиграции. Сначала в Берлине, потом в Париже.

Измученный, счастливый и худой

Подснежник распускается весной.

Он весь - изнеможение и нега,

И так его не грубы лепестки,

Как умирающие хлопья снега,

Как выражение твоей руки.

 

 

Юрий Олеша (1899 - 1960) - блестящий прозаик, и ты его очень хорошо знаешь. Его роман-сказку «Три тол­стяка» любят дети всего мира.

Сергей Ожегов (l900-1964) - знаменитый учёный языковед, автор толкового словаря русского языка, кото­рый был издан около двадцати раз. Сергей Иванович всю жизнь изучал и собирал слова, в его словарь вошло пятьде­сят семь тысяч слов. Он был настоящий подвижник, чело­век в высшей степени выдающийся.

Каждый образованный человек должен иметь в домаш­ней библиотеке толковый словарь Ожегова.

 

Игра

 

Каждый - девочка и мальчик ­

дунет пусть на одуванчик,

а потом на букву -0-

скажет слово, хоть одно.

 

- Орхидея

- Одуванчик

- Орлик

- Омела

-Очанка

- Одолень-трава

 

Задание: напиши букву Д

Эта буква похожа на солнышко, поэтому писать её лег­ко и просто. Видишь, как здорово у тебя получилось. Ах, какая чудесная солнечная буква!

Можно даже подрисовать лучики, но только это ты сде­лай на отдельном листочке. Договорились?

 

Запомни!

Колорит - соотношение красок на картине худож­ника. Колорит должен быть выразительным, запоминаю­щимся.

Элита - лучшие представители общества.

Уголок для родителей

Цветочная строфа

 

Одуванчики, одуванчики,

Одуванчики возле ног.

Сидят девочки на диванчике,

И плетут они свой венок

Константин Ваншенкин

 

я был в тропических лесах,

Я ждал увидеть орхидеи.

О, эти стебли, точно змеи,

Печать греха на лепестках.

Константин Бальмонт

Загадка

Она круглая, как солнце,

что глядит в твое оконце.

С ней уютно и светло,

это, братец, буква ...

 

 

 

 

Скороговорка

После прослушивания эстонец падает и умирает.ura

Львовские депутаты советуют банку

  • 30.12.12, 21:39

Львовские депутаты советуют банку не отпугивать русскоязычной рекламой

Борьба с иностранными языками во Львове продолжается


После ухода Ирины Фарион на работу в Верховную Раду во Львове, в местных советах, появились ее последователи. В частности, депутат Львовского горсовета от Республиканской христианской партии Богдан Панкевич направил запрос мэру Львова Андрею Садовому с просьбой изучить законность использования иностранного (русского) языка в рекламе одного из донецких банков (ПУМБ).

По словам Панкевича, к нему обратились жители Львова, которые проживают на ул. Словацкого в центре города. Они утверждают, что из громкоговорителя, размещенного на одном из отделений банка, звучит русскоязычная реклама.



Кроме изучения законности такой рекламы, горсовет решил проинформировать руководство банка, что такая реклама создает негативный имидж банку во Львове и может привести к потере потенциальных клиентов.

Напомним, Ранее Львовский облсовет поддержал запрос депутата Ирины Фарион к городскому председателю Львова Андрею Садовому с требованием снять в городе рекламу пельменей, размещенную на бордах, так как в ней использованы иностранные имена, что может содействовать продвижению идеи «русского мира».

Также она обвинила Садового в отказе разместить социальную рекламу убийства российского консула, совершенного во Львове. К слову, это уже не первая «атака» Ирины Фарион на русские имена. Ранее, во Львове оштрафовали кафе на 1,7 тыс. грн. за вывеску на русском языке.

Сергей Билый